Научная статья на тему 'Компаративный подход в современных педагогических исследованиях'

Компаративный подход в современных педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1486
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPARATIVE ANALYSIS / PRINCIPLES OF COMPARATIVE ANALYSIS / КОМПАРАТИВИСТИКА / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПРИНЦИПЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марюхина В.В.

В статье представлен анализ современных представлений о компаративистике. Анализ места и роли метода исторического сравнения в педагогике и педагогических исследованиях. Проблема становления и развития компаративного метода в отечественной и зарубежной науке. Представлены проблемы, связанные с различием и сходством между изучаемыми явлениями, процессами. Представлена возможность изучения общих закономерностей явлений, определение происходящих изменений, установление тенденций развития в педагогических системах в разных временных отрезках, а так же в разных странах, культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE APPROACH IN CONTEMPORARY EDUCATIONAL RESEARCH

The article presents an analysis of modern ideas about comparative studies. The work analyzes the place and role of the method of historical comparison in pedagogy and pedagogical research. The task of the research is to study the problem of development of the comparative method in Russian and foreign science. The problems associated with the difference and similarity between the studied phenomena and processes are presented. The author highlights a possibility of studying the general laws of phenomena, the definition of changes, the establishment of development trends in pedagogical systems in different time periods, as well as in different countries and cultures.

Текст научной работы на тему «Компаративный подход в современных педагогических исследованиях»

Во всех школах УШУ ценится точность движений, их выразительность. Серия быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы. Много глубоких выпадов и приседаний. Некоторые переходы сопровождаются громкими выкриками [7].

Нередко УШУ называли «гимнастикой», «китайским боксом», а то и эффективной системой достижения успеха в делах, то есть пытались «подогнать» под привычные понятия. И все же придется согласиться, что УШУ не та надуманная система, что возникает в воображении наших современников под воздействием слухов, популярных книг и кинобоевиков, а сложнейший комплекс методов психофизического тренинга, который веками формировался в Китае, захватывая обширные, порой неведомые области медицины, психологии и парапсихологии, этики и эстетики [8].

Современная классификация УШУ имеет пять категорий:

1. Искусство «кулачного боя» (цуаньшу), включающее разные стили ведения боя и учебные комплексы, выполняемые без применения оружия.

2. Упражнения с оружием включают использование короткого и длинного оружия, парного оружия (например, двух мечей одновременно), гибкого оружия (многозвенных палок, цепей и т. п.).

3. Парные упражнения (дуйлянь) - показательные бои двух или нескольких человек по определенным правилам; парные бои двух невооруженных партнеров; бой двух вооруженных партнеров; бой вооруженного с невооруженным.

4. Групповые показательные упражнения (цзитибяобянь) - выступление шести и более человек с оружием (или без него), иногда под музыку.

5. Боевые поединки (гунфанцзишу) - бой в защитном снаряжении.

Спортивное направление УШУ предусматривает выполнение индивидуальных комплексов и групповых упражнений (в парах, втроем). Индивидуальные упражнения, в свою очередь, подразделяются на упражнения без предметов, упражнения с предметами, например с мечом. Групповые упражнения выполня-

Библиографический список

Изучение современных представлений о компаративистике их анализ даёт понять, что компаративистика как направление научного исследования имеет длительную историю развития. Компаративный, то есть сравнительный анализ,

ются с различными предметами и имитируют схватку двух соперников, или одного спортсмена с двумя соперниками.

УШУ спортивной направленности является системой упражнений гимнастического характера, что определяется следующими признаками:

- объединением отдельных элементов в комплексе по типу упражнений без предметов и с предметами;

- ярко выраженный эстетической направленностью и стилизацией упражнений;

- включением в комплексы ряда сложных акробатических элементов;

- построение занятий по типу гимнастического урока с многократным выполнением движений методом строго дозированного упражнения с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков;

- оценкой содержания, трудностью комплекса и качества исполнения в баллах.

Комплексы упражнений без предметов подобны вольным упражнениям спортивной гимнастики. Они содержат ряд трудных элементов. В их число входят такие, как прыжки с разбега со взмахом ногой до горизонтального положения и ударом рукой по стопе. Эти упражнения требуют специального разучивания.

Спортивные виды УШУ могут привлечь занимающихся своей эмоциональностью, развитием ловкости. Они относительно более доступны, чем спортивные виды гимнастики, менее травмопасны в связи с отсутствием элементов повышенной сложности и риска, не требуют дорогостоящего оборудования и инвентаря.

Вопрос об использовании в практике физкультурного движения нашей страны нетрадиционных упражнений УШУ спортивной направленности в связи с большим их количеством и различной целевой направленностью необходимо решать по каждому конкретному виду в отдельности с учетом уровня подготовленности и индивидуальных способностей занимающихся.

12.18

сопровождает развитие науки на всех этапах развития научного знания. В XIX веке применение этого метода высоко оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что науки «достигли больших успехов лишь благодаря сравнению и

1. Маслов А.А. Ушу: Традиции духовного и физического воспитания Китая. Москва: Молодая гвардия, 1990.

2. Шарль Ж. Легендарная история Шаолиня. Каратека. 1977; 2.

3. Мартынов В., Мартынова Е. Философские основы и методологические принципы воинского искусства вин чун. Цигун и спорт. 1992; 5.

4. Мо Вэньдань. Психотренинг (сингун) и физиотренинг (мингун). Цигун и спорт. 1992; 6.

5. Попов ГВ., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. Москва: Интерпринт, 1990.

6. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки ушу. Москва, 1990.

7. ПэньЧунь. Важнейшие требования к положению тела при занятиях УШУ цигун. Цигун и спорт. 1991; 4.

8. Боевые и спортивные единоборства: Справочник. Под общей редакцией А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 2003.

References

1. Maslov A.A. Ushu: Tradicii duhovnogo i fizicheskogo vospitaniya Kitaya. Moskva: Molodaya gvardiya, 1990.

2. Sharl' Zh. Legendarnaya istoriya Shaolinya. Karateka. 1977; 2.

3. Martynov V., Martynova E. Filosofskie osnovy i metodologicheskie principy voinskogo iskusstva vin chun. Cigun i sport. 1992; 5.

4. Mo V'en'dan'. Psihotrening (singun) i fiziotrening (mingun). Cigun isport. 1992; 6.

5. Popov G.V., Sagoyan O.A., Didenko V.V. UShU. Put'kzdorov'yu igarmonii. Moskva: Interprint, 1990.

6. Dolin A.A., Maslov A.A. Istokiushu. Moskva, 1990.

7. P'en'Chun'. Vazhnejshie trebovaniya k polozheniyu tela pri zanyatiyah UShU cigun. Cigun i sport. 1991; 4.

8. Boevye isportivnye edinoborstva: Spravochnik. Pod obschej redakciej A.E. Tarasa. Minsk: Harvest, 2003.

Статья поступила в редакцию 18.

УДК 37: 001.8

Maryukhina V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: valya-maruhina@mail.ru

THE COMPARATIVE APPROACH IN CONTEMPORARY EDUCATIONAL RESEARCH. The article presents an analysis of modern ideas about comparative studies. The work analyzes the place and role of the method of historical comparison in pedagogy and pedagogical research. The task of the research is to study the problem of development of the comparative method in Russian and foreign science. The problems associated with the difference and similarity between the studied phenomena and processes are presented. The author highlights a possibility of studying the general laws of phenomena, the definition of changes, the establishment of development trends in pedagogical systems in different time periods, as well as in different countries and cultures. Key words: comparative analysis, comparative analysis, principles of comparative analysis.

В.В. Марюхина, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Е-mail: valya-maruhina@mail.ru

КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В статье представлен анализ современных представлений о компаративистике. Анализ места и роли метода исторического сравнения в педагогике и педагогических исследованиях. Проблема становления и развития компаративного метода в отечественной и зарубежной науке. Представлены проблемы, связанные с различием и сходством между изучаемыми явлениями, процессами. Представлена возможность изучения общих закономерностей явлений, определение происходящих изменений, установление тенденций развития в педагогических системах в разных временных отрезках, а так же в разных странах, культурах.

Ключевые слова: компаративистика, сравнительный анализ, принципы сравнительного анализа.

установлению различий в сфере сравниваемых объектов», что в них «сравнение приобретает общезначимый характер...» [1].

Педагогическая компаративистика, будучи междисциплинарной наукой, использует не только методы исследования самой педагогики, но также весь широкий арсенал методов смежных наук: описательные, исторические, социологические, статистические и сравнительные. Компаративный анализ позволяет осуществить компилятивно-систематизирующий подход в исследовании, который способствует интенсификации межнаучного диалога современного исследовательского сообщества. Он также, по мнению исследователей, предоставляет практически неограниченные возможности для прогнозирования и объяснения различного рода событий и явлений.

Как наука компаративистика стала активно формироваться в тридцатые годы XX столетия, в качестве предмета ставила проблемы, связанные с различием и сходством между изучаемыми явлениями. Отечественные ученые особое внимание уделяли вопросам методологии и теории компаративистики, публикации о сравнительном методе можно найти у таких известных исследователей как И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов и А.С. Колесников, О.М. Медушевский, В.А. Муравьев. В последнее десятилетие XX века были проведены достаточное количество конференций по проблеме применения компаративного метода в истории языкознания, этнографии, юриспруденции, философии, социологии, и педагогики. До сих пор сравнительный метод является распространенным способом исследования. Данный метод даёт возможность изучения закономерностей явлений, процессов, определяет происходящие изменения и предполагает тенденции развития.

Обращаясь к проблеме сравнительного исследования, прежде всего, необходимо уяснить его общеметодологический смысл. Так у Н.И. Петикшевой подчеркивается, что сравнительный анализ выступает как методологическое основание науки. По ее мнению, сравнение исходит из идеи неделимости мирового историко-философского процесса, который протекает в различных культурах. Тематическое и концептуальное сходство, предопределенный параллелизм в философских концепциях рассматривается как частое проявление общих глубинных закономерностей эволюции разума. Данная идея была оформлена в период эпохи Просвещения, которая ставила в основу развития человечества разум человека [2]. Учёные отмечают, что, сравнение как способ жизнедеятельности свойственно человеческому мышлению вообще. Человек, сравнивая, выражает свою мысль, объективно либо субъективно. При этом общество, должно предоставить определенные условия для интеллектуальной свободы сравнительных размышлений, что воссоздает идеальную модель самосознания, выходящую за пределы конкретной культурно-исторической традиции. Сравнительный метод служит определенным познавательным задачам, отсюда можно считать, что данный метод является средством расширения возможностей историко-философского исследования [2].

В современной педагогике основные принципы методологии, а также методы изучения, оценки и использования зарубежного опыта разработаны отечественным профессором А.М. Столяренко. В его исследованиях можно встретить следующие принципы сравнительного анализа:

- принцип объективности, который стремиться к поиску истины, правды, при этом освобождая от всяких предубеждений;

- принцип комплексности, который отражает объективную зависимость развития и особенностей пенитенциарной системы в каждой стране от условий и возможностей той или другой культуры;

- принцип конкретно-исторического подхода отмечает, что практика постоянно находиться в развитии, что связано с временными рамками, а так же с развитием научных знаний.

Особый интерес вызывает культурологический подход, используемый в историческом сравнении, так как в изучаемых странах существуют разные культурные традиции, которые откладывают отпечаток на специфику воспитательной практики в конкретной стране. Именно культурологический подход позволяет лучше понять сходство в ценностных приоритетах при реализации воспитания, обусловленных ростом открытости мирового сообщества и выработкой им целого комплекса международно-правовых актов, определяющих перспективы развития идеологии и политики в педагогической системе.

Следует отметить следующие работы зарубежных ученых, которые рассматривали в своих исследованиях сравнительный метод, работы данных исследователей брались за основу в процессе сравнения различных явлений и процессов. Р. Алапуро, считал, что среди компаративных исследований следует различать эндогенные и экзогенные модели сравнения. Эндогенная модель представляет возможные причины и следствия, которые одновременно присутствуют в стране, выбранной для сравнения. Экзогенная модель представляет страны как систему взаимозависимых элементов, что дает возможность сравнивать изучаемые страны и культуры. М.Л. Кон выделяет четыре вида межгосударственных исследований, и отличаются друг от друга они целями исследования. И в соответствии с целями выделяются следующие виды сравнительных исследований: 1) цель - страна как непосредственный объект изучения; 2) цель исследования, как доказательство всеобщности результатов исследования; 3) как единица анализа, когда исследование преимущественно состоит в том, чтобы установить, как социальные явления соотносятся с характеристиками исследуемых стран и 4) цель исследования страны как элементы всеобъемлющей международной

системы. Кон стремиться так же дать теоретическое обоснование каждому из четырех видов исследования и показать в чем их различия [3].

Вызывает интерес представление учеными таких видов сравнения как горизонтальное и вертикальное, при этом такой вид сравнения выделяют как отечественные ученые, так и зарубежные. Вертикальным называют сравнение во временном либо в историческом аспекте. В контексте исследования оно может проводиться, например, при анализе определенного явления с момента становления, включая факторы и условия ее развития в разное время. Сопоставление в межнациональном пространстве в рамках одного исторического периода называется горизонтальным. Сочетание «вертикального» и «горизонтального» подходов позволяет более глубоко охарактеризовать изучаемые проблемы.

Наряду с этим отечественными учеными были выделены в компаративном методе две основные ветви, которые давали возможность использования сравнительного метода как синхронический, который предполагает сравнение объектов одновременно, а также сравнительного метода как диахронический, который предполагает изучение объекта в разное время развития. Метод синхронического сравнения предполагает сравнение не менее чем двух объектов; метод диахронического сравнения может быть использован для сравнения одного или нескольких объектов, развивающихся во времени. В настоящее время активно изучается терминология, используемая для различения видов сравнительных исследований, и по мнению многих специалистов данная терминология является приблизительной и нечеткой. Например, такие понятия, как сравнение между странами (cross-country), межгосударственные (cross-national), межсоци-ентальные (cross-societal), межкультурные (cross-cultural), а также сравнение на макроуровне используются одновременно, в этом случае можно считать данные термины как синонимы сравнительных исследований и обозначать специфические виды сравнений, однако разные исследователи по-разному используют данную специфику [4].

Так, например, по истории педагогики часто используется метод истори-ко-сравнительный (cross-historical), который содержит двойной смысл, указывая как на подход к сравнительному исследованию и в тоже время, означающий метод сравнения социальных явлений в их развитии во времени. Используя данный метод, при изучении документов разных стран, возникает проблема доказательности данного метода, так как похожие внешне слова или фразы в разных странах могут нести разный смысл. Поэтому, как правило, исследователь лучше понимает значение смысловых единиц, принадлежащих к своей культуре, нежели их значение, определяемое другой культурой, в связи, с чем ученые настаивают на необходимости корректировки соответствующего общего глоссария [5].

При изучении исторических социально-педагогических работ, построенных на сравнительном анализе феномена поддержки человека (ребёнка) как объекта педагогических исследований на разных этапах исторического развития, использование компаративистского метода особо оправдано. Поскольку исследования носят исторический социально-педагогический характер, то в этом случае используются сравнительно-исторические исследования, осуществляемые в XIX веке учёными и практиками, осуществляющими социально-педагогическую поддержку различных групп российского населения. Анализ ряда трудов показал, что педагогика как становящаяся область научного знания широко пользовалась сравнительно-историческими методами для раскрытия сущности исследуемых явлений, что сравнительно-исторический метод исследования педагогических феноменов интенсивно формировался в периоды сближения России с Западной Европой, что существует множество работ, в которых различные феномены, связанные с воспитанием, поддержкой человека, проанализированы на основе использования различных методов сравнительно-исторического характера [4].

Активное использование этого метода наблюдалось в эпоху Екатерины II, в тот период, когда закладывались законодательные основы государственной системы поддержки человека (ребенка) и формировались первые учреждения, жизнедеятельность которых выстраивалась в соответствии с некоторыми просветительскими теориями, объяснить логику заимствования отдельных понятий для объяснения процессов, происходящих в России. Имеется в виду обращение к «просвещенческой» терминологии при построении систем государственного воспитания и призрения.

Историческое сравнение широко использовалось в прошлом и используется в современном мире, что дает возможность показать общее и различное в определении проблем педагогического процесса в зарубежной и отечественной науке. Сравнительный анализ предопределил появление первых документов, касающихся организации воспитательных и образовательных учреждений, которые, заимствуя опыт западноевропейских учреждений, подчеркивали необходимость усиления в них «русского начала».

При этом синхронический анализ компаративистского метода позволял и позволяет выявить общее и особенное в деятельности воспитательных и образовательных учреждений, функционирующих примерно в одно время, в схожих условиях общественного развития.

Ознакомление с литературой по проблеме сравнительно-исторического исследования в целом и сравнительно-исторического социально-педагогического исследования, в частности, позволило утвердиться в мысли о том, что эти методы необходимо применять для анализа педагогических явлений, процесса в целом. Применение сравнительно-исторических методов позволяет углубить представление о процессе становления и развития воспитательного и педагоги-

ческого процесса в условиях Западной Европы и России, сравнить специфику воспитательного и педагогического процесса в разных странах в разные исторические периоды, проследить по мере движения от начала до XXI века, как наращивался гуманистический потенциал воспитания и образования человека. Углубляя представления о прошлом, сравнительно-исторический анализ

Библиографический список

обогащает понимание современных проблем педагогической системы. Таким образом, сравнительно-исторические методы позволяют раскрыть внутренний механизм изменений в явлениях, причинные связи на конкретных этапах их развития, проследить, каким образом из старого состояния феномена возникает новое.

1. Ойнус М.А. Сравнительный метод в общественных науках. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Ленинград, 1984.

2. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. Москва: Наука, 1998.

3. Сравнительная социология: избранные переводы. Под редакцией С.С. Аверинцева. Москва, «Acadimia» 1995.

4. Методологические и методические аспекты сравнительных социологических исследований. Ответственный редактор Андреенко В.Г Москва: Форум, 1983.

5. Методология и методы социологических исследований. Москва: Инфра-М, 1996.

References

1. Ojnus M.A. Sravnitel'nyj metod v obschestvennyh naukah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Leningrad, 1984.

2. Petyaksheva N.I. Filosofskaya komparativistika. Moskva: Nauka, 1998.

3. Sravnitel'naya sociologiya: izbrannye perevody. Pod redakciej S.S. Averinceva. Moskva, «Acadimia» 1995.

4. Metodologicheskie i metodicheskie aspekty sravnitel'nyh sociologicheskih issledovanij. Otvetstvennyj redaktor Andreenko V.G. Moskva: Forum, 1983.

5. Metodologiya imetody sociologicheskih issledovanij. Moskva: Infra-M, 1996.

Статья поступила в редакцию 11.01.19

УДК 372

Mutaeva S.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

Aliyeva D.M.-S, senior teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

Mishaeva M.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru

THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL. The article is dedicated to the importance of independent work and self-education of students of non-language faculties in the process of learning foreign languages in the light of the increased role of language knowledge in modern society and the importance of teacher management process of self-development of students. The paper reveals the main shortcomings of the organization of independent work of students and examines the possible options for its organization, as well as describes the most expedient directions of independent activity of students for the subsequent formation of their communicative competence, which will allow future professionals to realize themselves in the field of future professional activity.

Key words: self-development, communicative competence, independent work, motivation, practical activity.

С.И. Мутаева, канд. филол. наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

Д.М.-С. Алиева, ст. преп., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

М.В. Мишаева, канд. филол. наук, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: uzlipat066@mail.ru

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Статья посвящена вопросам значимости самостоятельной работы и самообразования студентов неязыковых факультетов в процессе изучения иностранных языков в свете возросшей роли знания языка в современном обществе и важности руководства преподавателем процессом саморазвития студентов. В работе раскрыты основные недостатки организации самостоятельной работы обучающихся и рассмотрены возможные варианты ее организации, а также описаны наиболее целесообразные направления самостоятельной деятельности студентов для последующего формирования их коммуникативной компетенции, которая позволит будущим специалистам реализовать себя в сфере будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: саморазвитие, коммуникативная компетенция, самостоятельная работа, мотивация, практическая деятельность.

В настоящее время модернизация высшей школы напрямую связана с ростом внимания к обучению иностранным языкам. Качественное владение иностранным языком - важная характеристика для специалиста любого направления. Знание двух или более иностранных языков значительно повышает как его престиж, так и квалификацию. Значение иностранных языков особенно важно в связи с развитием связей российских вузов с зарубежными вузами, чему являются подтверждением различные совместные программы и проекты. В мире существует более 5000 языков, определить точное количество затруднительно из-за отсутствия определения отдельных языковых форм и типов языка. Существуют языки без письменности. И, несмотря на разнообразие живых языков, надо заметить, в российском образовании количество иностранных языков, предложенных для изучения невелико. Это в основном английский, немецкий, реже французский и арабский. В крупных университетах, например МГИМО или РУДН, конечно языковое разнообразие богаче. По статистическим данным, несмотря на то, в российском образовании уделяется внимание английскому, немецкому и французскому языкам, в мировом сообществе для изучения лидируют пять языков. А именно: китайский, испанский, английский, хинди и арабский языки. В связи с этим обстоятельством, российские студенты не свободны в выборе иностранного языка для изучения. Студент все же выбирает один из престижных языков, понимая, что в будущем от уровня его знания языка будет зависеть карьера и материальное благополучие. Но если было возможно выбрать язык, который действительно хочется изучать в университете, то степень мотивации для изучения иностранного языка имела бы более эффективные последствия.

Качество языковой подготовки будущих специалистов зависит не только от вуза и преподавателя. Согласно многочисленным методикам в процессе обу-

чения иностранному языку теория и практика невозможна без самостоятельной работы обучающихся. Можно сказать, что самостоятельная работа является основой процесса образования. Учебный процесс содержит задачи, который должны выполняться студентами самостоятельно, под контролем педагога, но без его участия [1]. Без самостоятельной работы студента над изучением языка, его самоконтроля и самооценки, вряд ли из него получится высококвалифицированный специалист, способный в будущем совершенствовать свое знание иностранного языка. В процессе самостоятельной работы студент не только должен усвоить весь объем учебной программы, но и приобрести общие и профессиональные компетентности.

Целью данной статьи является определение роли самостоятельной работы при изучении иностранного языка в высших учебных заведениях и выбор наиболее продуктивной модели системы для организации самостоятельной работы. Обобщая весь имеющийся опыт обучения иностранному языку, можно выявить самые эффективные формы самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа делится на собственно саму самостоятельную работу обучающихся и самостоятельную работу под руководством педагога.

Самостоятельная работа студентов - это подготовка к текущим занятиям, самостоятельное изучение заданного материала, домашние задания, проекты и рефераты, доклады и эссе, составление конспектов вне аудитории. То есть результатами самостоятельной работы студентов должны стать фундаментальные знания, умения и навыки, а также полученный собственный опыт в творческой и исследовательской деятельности [2].

Всем известно, что в неязыковых ВУЗах количество аудиторных часов на иностранный язык недостаточно. От студента в большей степени зависит, будет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.