Научная статья на тему 'Духовное и физическое воспитание человека в системе ушу'

Духовное и физическое воспитание человека в системе ушу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СТИЛИ И КАТЕГОРИИ УШУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихшабеков Ш.Ю., Магомедов Ш.М., Ибрагимова Ш.З.

Статья посвящена использованию китайской системы гимнастики ушу для совершенствования высших способностей человека и духовно-физического воспитания личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное и физическое воспитание человека в системе ушу»

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В СИСТЕМЕ УШУ

Шихшабеков Ш.Ю., кандидат педагогических наук, профессор, Магомедов Ш.М., старший преподаватель, Ибрагимова Ш.З., старший преподаватель.

Дагестанский государственный педагогический университет.

Аннотация. Статья посвящена использованию китайской системы гимнастики ушу для совершенствования высших способностей человека и духовно-физического воспитания личности.

Ключевые слова: духовно-физическое воспитание, философские основы, морально-нравственные принципы, внешние и внутренние стили и категории УШУ.

SPIRITUAL AND PHYSICAL TRAINING RIGHTS IN THE WUSHU

Shihshabekov Sh. Y., eandidate of pedagogical sciences, professor, Magomedov Sh. M., senior lecturer Ibragimova S.Z., senior lecturer Dagestan state pedagogical University

К системам духовно-физического воспитания, направленным преимущественно на духовное здоровье и совершенствование высших способностей личности можно отнести систему УШУ.

Китайская система УШУ ориентирована на проявление и развитие духовно-физического потенциала человека. Термин «УШУ» появился уже в средние века, но лишь в нашем веке им обозначают боевые искусства Китая, средства и методы подготовки бойцов. Буквально перевод термина «УШУ» обозначает: «У» - военный, «ШУ» - техника, искусство. Таким образом, УШУ - это система «боевого искусства» [5].

Громадное значение в становлении УШУ как системы совершенствования личности человека сыграли философские концепции Древнего Китая. Согласно восточной традиции существует пять путей к совершенству личности: путь йога, путь монаха, путь мага, путь Агни-йога и путь воина. Система УШУ соответствует последнему направлению. В отличие от традиционных систем рукопашного боя или спортивного единоборства в УШУ осваиваются не только технические действия (стойки, передвижения, защиты и удары), но и морально-нравственные принципы, а также духовные категории (самопожертвование, служение на благо окру-

жающим, непричинение вреда и т.п.) [9]. В Китае сформировался даже кодекс боевой морали - «УДЭ». Каждая школа УШУ имела свои законы поведения. Так, закон «боевой морали» знаменитого Шаолиньского монастыря - колыбели боевых искусств Китая - формулировал основную цель занятий УШУ как свободу от агрессии, укрепление тела и духа [10]. Боевая добродетель предписывала сделать все возможное, для того чтобы предотвратить боевое столкновение. В этой связи показательно утверждение адептов УШУ о том, что «умеющий драться не вступает в бой».

Философские основы УШУ сложились еще в Древнем Китае, имеют свои особенности, но не всегда совпадающие с мнением специалистов, воспитанных на современных научных теориях. В основе УШУ лежит представление, что космический порядок определяет повседневную жизнь и самое важное в жизни человека - это придерживаться космического порядка [4]. Необходимо избегать волнений, связанных со страхом, ненавистью, радостью, чувством удовлетворения. Основной принцип поведения приверженца идеологии УШУ - спокойствие и умеренность [6].

Система УШУ придает громадное значение дыханию во время занятий и боевых поединков. Дыхание, выполняемое при активном участии диафрагмы и мышц живота, по мнению специалистов, позволяет сконцентрировать большой объем энергии. Концентрация энергии помогает не только увеличивать силу ударов, но и излечивать многие болезни [7].

Стили УШУ отличаются большим разнообразием. Многие из них по манере ведения боя подражают поведению и повадкам некоторых животных, насекомых, птиц. Можно назвать такие стили как стиль обезьяны, богомола, змеи, журавля, тигра и др.

Основная работа в УШУ - изучение комплексов (ТАО). Такие комплексы включают упражнения, имеющие в названии то состояние, которое должен отобразить ученик в своих движениях: например, «свирепый тигр пожирает добычу», «леопард прорывается сквозь лес», «белый аист ищет добычу» и др. [5]. Отработка комплексов ТАО рассчитана на многие годы и только в этом случае приносит достаточно прочный успех.

Изучение УШУ начиналось со строжайшей самодисциплины и самоконтроля. Искренность в мыслях, абсолютная честность, доброжелательность к окружающим считались важнейшими принципами при занятиях УШУ [1]. Истинный мастер УШУ, как указывается в одном из трактатов, «объемлет мир и нет того, что в нем не было бы заключено» [5].

Сложность изучения УШУ заключается именно в постижении этих внутренних принципов, а не в овладении внешними движениями и техническими приемами.

Многочисленные стили УШУ подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стили делают акцент на использование физической силы, а внутренние

преимущественно используют внутреннюю энергию.

УШУ является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат удары ногой, удары рукой, броски, захваты, нападения, выпады, рубящие и колящие действия. В переводе с китайского УШУ означает «мастерство воина», «боевое мастерство», «искусство войны» [5].

УШУ как система упражнений возникла из потребности подготовки к труду и ведению военного дела (нападение и защита). Прикладность УШУ сочеталась с философской основой, определившей теорию и методику овладения упражнениями.

В настоящее время разработаны многочисленные стили УШУ, созданные на основе различных подходов. В одних акцент делается на мышечную силу и мощь передвижений, блоков (защит) и ударов. Тренировка в таких направлениях единоборств сводится к преимущественному развитию двигательных качеств и освоению специальных приемов зашиты и нападения.

Во внутренних стилях УШУ, использующих в большей степени технику движений и концентрацию внимания при выполнении приемов нападения и защиты, много времени уделяется медитативным тренировкам, формированию умения концентрировать внимание и усилие с громадной силой.

Во всех школах УШУ ценится точность движений, их выразительность. Серия быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы. Много глубоких выпадов и приседаний. Некоторые переходы сопровождаются громкими выкриками [8].

Нередко УШУ называли «гимнастикой», «китайским боксом», а то и эффективной системой достижения успеха в делах, то есть пытались «подогнать» под привычные понятия. И все же придется согласиться, что УШУ не та надуманная система, что возникает в воображении наших современников под воздействием слухов, популярных книг и кинобоевиков, а сложнейший комплекс методов психофизического тренинга, который веками формировался в Китае, захватывая обширные, порой неведомые области медицины, психологии и парапсихологии, этики и эстетики [5].

Современная классификация УШУ имеет пять категорий:

1. Искусство «кулачного боя» (цуаньшу), включающее разные стили ведения боя и учебные комплексы, выполняемые без применения оружия.

2. Упражнения с оружием включают использование короткого и длинного оружия, парного оружия (например, двух мечей одновременно), гибкого оружия (многозвенных палок, цепей и т.п.).

3. Парные упражнения (дуйлянь) - показательные бои двух или нескольких человек по определенным правилам: парные бои двух невооруженных партнеров; бой двух вооруженных партнеров; бой вооруженного с невооруженным.

4. Групповые показательные упражнения (цзити бяобянь) - выступление шести и более человек с оружием (или без него), иногда под музыку.

5. Боевые поединки (гунфан цзишу) - бой в защитном снаряжении.

Спортивное направление УШУ предусматривает выполнение индивидуальных комплексов и групповых упражнений (в парах, втроем). Индивидуальные упражнения, в свою очередь, подразделяются на упражнения без предметов, упражнения с предметами, например с мечом. Групповые упражнения выполняются с различными предметами и имитируют схватку двух соперников, или одного спортсмена с двумя соперниками [7].

УШУ спортивной направленности является системой упражнений гимнастического характера, что определяется следующими признаками:

- объединением отдельных элементов в комплексе по типу упражнений без предметов и с предметами;

- ярко выраженный эстетической направленностью и стилизацией упражнений;

- включением в комплексы ряда сложных акробатических элементов;

- построение занятий по типу гимнастического урока с многократным выполнением движений методом строго дозированного упражнения с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков;

- оценкой содержания, трудностью комплекса и качества исполнения в баллах.

Комплексы упражнений без предметов подобные вольным упражнениям спортивной гимнастики. Они содержат ряд трудных элементов. В их число входят такие, как прыжки с разбега со взмахом ногой до горизонтального положения и ударом рукой по стопе. Эти упражнения требуют специального разучивания.

Спортивные виды УШУ могут привлечь занимающихся своей эмоциональностью, развитием ловкости. Они относительно более доступны, чем спортивные виды гимнастики, менее травмоопасны в связи с отсутствием элементов повышенной сложности и риска, не требуют дорогостоящего оборудования и инвентаре

Вопрос об использовании в практике физкультурного движения нашей страны нетрадиционных упражнений УШУ спортивной направленности в связи с большим их количеством и различной целевой направленностью необходимо решать по каждому конкретному виду отдельности с учетом уровня подготовленности и индивидуальных способностей занимающихся.

Литература:

1. Дан Цзян. Превращение деяния в недеяние // Цигун и спорт, 1991. - № 6. - с. 4852.

2. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки ушу. - М., 1990. - 240 с.

3. Караев Г.М. Воинское искусство Древнего Китая. - М.; 1959. - 98с.

4. Мартынов В., Мартынова Е. Философские основы и методологические принципы воинского искусства вин чун // Цигун и спорт, 1992. - № 5. - с. 60-64.

5. Маслов А.А. Ушу: Традиции духовного и физческого воспитания Китая. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 80 с.

6. Мо Вэньдань. Психотренинг (сигун) и физиотренинг (мингун) // Цигун и спорт, 1992. - № 6. - с. 16-18.

7. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. - М.: Интерпринт, 1990. - 128 с.

8. Пэнь Чунь. Важнейшие требования к положению тела при занятиях ушу цигун // Цигун и спорт, 1991. - № 4. - с. 11-18.

9. Рожков В.А. Искусство защиты без оружия: по системам защиты и нападения джиу-джитсу, кэмпо, дзю-до, каратэ-до, айкидо, боксу и военно-прикладному самбо. -Спб.: Нотабене, 1992. - 286 с.

10. Шарль Ж. Легендарная история Шаолиня // Каратека, 1976, 1977. - №№ 2, 4. -с. 24-26, 29-41.

Literature:

1. Dan Jiang. Conversion of non-action in action // Qigong and Sports, 1991. - № 6. - p. 48-52.

2. Dolin AA, AA Maslov Origins of Wushu. - M., 1990. - 240 p.

3. GM Karaev Martial arts of ancient China. - M ., 1959 - 98c.

4. Martinov V., Martinova E. Philosophical Foundations and methodological principles of the martial art of Wing Chun // Qigong and Sports, 1992. - № 5. - p. 60-64.

5. Maslov A.A. Wushu: The traditions of spiritual education and fizcheskogo China. - M .: Young Guard, 1990. - 80 p.

6. Vendan M.O. Psycho (Sigong) and fiziotrening (Mingun) // Qigong and Sports, 1992. -№ 6. - p. 16-18.

7. Popov G.V., Saghoyan O.A., Didenko V.V.The way to health and harmony. - M .: In-terprint, 1990. - 128 p.

8. Pen Chun. The most important requirements for the position of the body when practicing Wushu qigong // Qigong and Sports, 1991. - № 4. - with. 11-18.

9. Rozhkov V.A. Art of protection without weapons: Systems of defense and attack jujit-su, kempo, judo, karate-do, aikido, boxing and military-applied Sambo. - Spb .: Nota Bene, 1992. - 286 p.

10. Charles J. legendary story of the Shaolin // karateka, 1976, 1977. - №№ 2, 4 - p. 2426, 29-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.