Literature:
1. Aydarbekova A.A. Organizational basis for the formation of an inclusive school culture positive. Almaty, 2013.
2. Alekhine S.V. Semago N.Y., Fadina A.K. Inclusive education. Issue 1. - M .: Center "School Book", 2010.
3. The Declaration of Principles on Tolerance: approved. Resolution 5.61 of the General Conference of UNESCO on November 16, 1995 // Protect me! - 2004.
4. Zagumennov Y.L. Inclusive education: the creation of equal opportunities for all students. Minsk school today. 2008. №6.
5. Klenow N.V. How to cultivate tolerance. // Additional education. - 2006. - № 3. - S. 17-22.
6. Stepanov P. How to bring tolerance? // Education 2001, number 9; 2002, number 9.
7. Stolganova L.V. Cool clock conversation for young students and teenagers (tolerance education). - M .: Russian Pedagogical Society, 2006. - 128c.
8. Fetalieva L.P. Inclusive education of younger pupils in secondary school. // Proceedings of the International scientific-practical conference "Actual problems of pedagogy and psychology of elementary education", Makhachkala, 2015.
УДК 786.8
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В СИСТЕМЕ УШУ
Шихшабеков Ш.Ю., к.п.н., профессор; Магомедов Ш.М., ст. преподаватель; Ибрагимова Ш.З., ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический
университет»
Аннотация. Статья посвящена использованию китайской системы
гимнастики ушу для совершенствования высших способностей человека и духовно-физического воспитания личности.
Ключевые слова: Духовно-физическое воспитание, философские основы, морально-нравственные принципы, внешние и внутренние стили и категории УШУ.
SPIRITUAL AND PHYSICAL EDUCATION RIGHTS IN WUSHU
Shihshabekov SH.YU., Ph.D., professor; Magomedov Sh, аН. teacher;
Ibragimov S.Z., p. teacher VPO «Dagestan State Pedagogical University"
Annotation. The article is devoted to the use of Chinese martial arts system of exercises to improve the higher faculties of man, spiritual and physical training of the person.
Key words: Spiritual and physical education, philosophical foundations, moral and ethical principles, internal and external styles and categories of Wushu.
К системам духовно-физического воспитания, направленным преимущественно на духовное здоровье и совершенствование высших способностей личности можно отнести систему УШУ.
Китайская система УШУ ориентирована на проявление и развитие духовно-физического потенциала человека. Термин «УШУ» появился уже в средние века, но лишь в нашем веке им обозначают боевые искусства Китая, средства и методы подготовки бойцов. Буквально перевод термина «УШУ» обозначает: «У» - военный, «ШУ» - техника, искусство. Таким образом, УШУ - это система «боевого искусства» [6].
Громадное значение в становлении УШУ как системы со -вершенствования личности человека сыграли философские концепции
Древнего Китая. Согласно восточной традиции существует пять путей к совершенству личности: путь йога, путь монаха, путь мага, путь агни-йога и путь воина. Система УШУ соответствует последнему направлению. В отличие от традиционных систем рукопашного боя или спортивного единоборства в УШУ осваиваются не только технические действия (стойки, передвижения, защиты и удары), но и морально -нравственные принципы, духовные категории (самопожертвование, служение на благо окружающим, непричинение вреда и т.п.). В Китае сформировался даже кодекс боевой морали - «УДЭ». Каждая школа УШУ имела свои законы поведения. Так, закон «боевой морали» знаменитого Шаолиньского монастыря - колыбели боевых искусств Китая - формулировал основную цель занятий УШУ как свободу от агрессии, укрепление тела и духа [20]. Боевая добродетель предписывала сделать все возможное, чтобы предотвратить боевое столкновение. В этой связи показательно утверждение адептов УШУ о том, что «умеющий драться не вступает в бой».
Философские основы УШУ сложились еще в Древнем Китае и имеют свои особенности, но не всегда совпадающие с мнением специалистов, воспитанных на современных научных теориях. В основе УШУ лежит представление, что космический порядок определяет повседневную жизнь и самое важное в жизни человека - это придерживаться космического порядка [5]. Необходимо избегать волнений, связанных со страхом, ненавистью, радостью, чувством удовлетворения. Основной принцип поведения приверженца идеологии УШУ - спокойствие и умеренность [7].
Система УШУ придает громадное значение дыханию во время занятий и боевых поединков. Дыхание, выполняемое при активном участии диафрагмы и мышц живота, по мнению специалистов, позволяет сконцентрировать большой объем энергии Концентрация энергии помогает не только увеличивать силу ударов, но и излечивать многие болезни [8].
Стили УШУ отличаются большим разнообразием. Многие из них по
манере ведения боя подражают поведению и повадкам некоторых животных, насекомых, птиц. Можно назвать такие стили, как стиль обезьяны, богомола, змеи, журавля, тигра и др.
Основная работа в УШУ - изучение комплексов (ТАО). Такие комплексы включают упражнения, имеющие в названии то состояние, которое должен отобразить ученик в своих движениях: например, «свирепый тигр пожирает добычу», «леопард прорывается сквозь лес», «белый аист ищет добычу» и др. [6]. Отработка комплексов ТАО рассчитана на многие годы и только в этом случае приносит достаточно прочный успех.
Изучение УШУ начиналось со строжайшей самодисциплины и самоконтроля. Искренность в мыслях, абсолютная честность, доброжелательность к окружающим считались важнейшими принципами при занятиях УШУ [2]. Истинный мастер УШУ, как указывается в одном из трактатов, «объемлем мир и нет того, что в нем не было бы заключено» [6].
Сложность изучения УШУ заключается именно в постижении этих внутренних принципов, а не в овладении внешними движениями и техническими приемами.
Многочисленные стили УШУ подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стили делают акцент на использование физической силы, а внутренние преимущественно используют внутреннюю энергию.
УШУ является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат удары ногой, удары рукой, броски, захваты, нападения, выпады, рубящие и колющие действия. В переводе с китайского УШУ означает «мастерство воина», «боевое мастерство», «искусство войны»[6].
УШУ как система упражнений возникла из потребности подготовки к труду и ведению военного дела (нападение и защита). Прикладность УШУ
сочеталась с философской основой, определившей теорию и методику овладения упражнениями.
В настоящее время разработаны многочисленные стили УШУ, созданные на основе различных подходов. В одних акцент делается на мышечную силу и мощь передвижений, блоков (защит) и ударов. Тренировка в таких направлениях единоборств сводится к преимущественному развитию двигательных качеств и освоению специальных приемов зашиты и нападения. Во внутренних стилях УШУ, использующих в большей степени технику движений и концентрацию внимания при выполнении приемов нападения и защиты, много времени уделяется медитативным тренировкам, формированию умения концентрировать внимание и усилие с громадной силой.
Во всех школах УШУ ценится точность движений, их выразительность. Серия быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы. Много глубоких выпадов и приседаний. Некоторые переходы сопровождаются громкими выкриками [9].
Нередко УШУ называли «гимнастикой», «китайским боксом», а то и эффективной системой достижения успеха в делах, то есть пытались «подогнать» под привычные понятия. И все же придется согласиться, что УШУ не та надуманная система, что возникает в воображении наших современников под воздействием слухов, популярных книг и кинобоевиков, а сложнейший комплекс методов психофизического тренинга, который веками формировался в Китае, захватывая обширные, порой неведомые области медицины, психологии и парапсихологии, этики и эстетики [6].
Современная классификация УШУ имеет пять категорий:
1. Искусство «кулачного боя» (цуаньшу), включающее разные стили ведения боя и учебные комплексы, выполняемые без применения оружия.
2. Упражнения с оружием включают использование короткого и
длинного оружия, парного оружия (например, двух мечей одновременно), гибкого оружия (многозвенных палок, цепей и т.п.).
3. Парные упражнения (дуйлянь) - показательные бои двух или нескольких человек по определенным правилам; парные бои двух невооруженных партнеров; бой двух вооруженных партнеров; бой вооруженного с невооруженным.
4. Групповые показательные упражнения (цзитибяобянь) -выступление шести и более человек с оружием (или без него), иногда под музыку.
5. Боевые поединки (гунфанцзишу) - бой в защитном снаряжении.
Спортивное направление УШУ предусматривает выполнение
индивидуальных комплексов и групповых упражнений (в парах, втроем). Индивидуальные упражнения, в свою очередь, подразделяются на упражнения без предметов, упражнения с предметами, например с мечом. Групповые упражнения выполняются с различными предметами и имитируют схватку двух соперников, или одного спортсмена с двумя соперниками.
УШУ спортивной направленности является системой упражнений гимнастического характера, что определяется следующими признаками:
- объединением отдельных элементов в комплексе по типу упражнений без предметов и с предметами;
- ярко выраженной эстетической направленностью и стилизацией упражнений;
- включением в комплексы ряда сложных акробатических элементов;
- построение занятий по типу гимнастического урока с мно -гократным выполнением движений методом строго дозированного упражнения с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков;
- оценкой содержания, трудностью комплекса и качества ис-
полнения в баллах.
Комплексы упражнений без предметов подобные вольным упражнениям спортивной гимнастики. Они содержат ряд трудных элементов. В их число входят такие, как прыжки с разбега со взмахом ногой до горизонтального положения и ударом рукой по стопе. Эти упражнения требуют специального разучивания.
Спортивные виды УШУ могут привлечь занимающихся своей эмоциональностью, развитием ловкости. Они относительно более доступны, чем спортивные виды гимнастики, менее травмаопасны в связи с отсутствием элементов повышенной сложности и риска, не требуют дорогостоящего оборудования и инвентаря.
Вопрос об использовании в практике физкультурного движения нашей страны нетрадиционных упражнений УШУ спортивной направленности в связи с большим их количеством и различной целевой направленностью необходимо решать по каждому конкретному виду в отдельности с учетом уровня подготовленности и индивидуальных способностей занимающихся.
Литература:
1. Боевые и спортивные единоборства: Справочник. //Под общ. Ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2003. - 640 с.
2. Дан Цзян. Превращение деяния в недеяние. //Цигун и спорт,
1991. - № 6. - с. 48-52.
3. Долин А.А., Маслов А.А. Истоки ушу. - М., 1990. - 240 с.
4. Каштанов Н. Каноны каратэ: формирование духовности средствами каратэ-до. //Н. Каштанов. -Ростов на Дону: Феникс, 2007.-240 с.
5. Мартынов В., Мартынова Е. Философские основы и методологические принципы воинского искусства вин чун. //Цигун и спорт,
1992. - № 5. - с. 60-64.
6. Маслов А.А. Ушу: Традиции духовного и физического воспитания Китая. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 80 с.
7. Мо Вэньдань. Психотренинг (сингун) и физиотренинг (мингун) //Цигун и спорт, 1992. - № 6. - с. 16-18.
8. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. - М.: Интерпринт, 1990. - 128 с.
9. ПэньЧунь. Важнейшие требования к положению тела при занятиях ушу цигун. //Цигун и спорт, 1991. - № 4. - с. 11-18.
10. Шарль Ж. Легендарная история Шаолиня. //Каратека, 1976, 1977. - №№ 2, 4. - с. 24-26, 29-41.
Literature:
1. Boevye i sportivnye edinoborstva: Spravochnik. //Pod obshh. Red. A.E. Tarasa. - Mn.: Harvest, 2003. - 640 s.
2. Dan Czjan. Prevrashhenie dejanija v nedejanie. //Ciguni sport, 1991. - № 6. - s. 48-52.
3. Dolin A.A., Maslov A.A. Istokiushu. - M., 1990. - 240 s.
4. Kashtanov N. Kanony karatje: formirovanie duhovnosti sredstvami karatje-do //N. Kashtanov. - Rostov naDonu: Feniks, 2007. - 240 s.
5. Martynov V., Martynova E. Filosofskie osnovy i metodologicheskie principy voinskogo iskusstva vinchun. //Ciguni sport, 1992. - № 5. - s. 60-64.
6. Maslov A.A. Ushu: Tradicii duhovnogo i fizicheskogo vospitanija Kitaja. -M.: Molodaja gvardija, 1990. - 80 s.
7. Mo Vjen'dan'. Psihotrening (singun) i fiziotrening (mingun). //Ciguni sport, 1992. - № 6. - s. 16-18.
8. Popov G.V., Sagojan O.A., Didenko V.V. UShU. Put' k zdorov'ju i garmonii. - M.: Interprint, 1990. - 128 s.
9. Pjen' Chun'. Vazhnejshie trebovanija k polozheniju tela pri zanjatijah ushu cigun. //Ciguni sport, 1991. - № 4. - s. 11-18.
10.Sharl' Zh. Legendarnaja istorija Shaolinja. //Karateka, 1976, 1977. - №№ 2, 4. - s. 24-26, 29-41.