Научная статья на тему 'Восточные единоборства и гимнастика ушу в формировании гармонически развитой личности'

Восточные единоборства и гимнастика ушу в формировании гармонически развитой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1654
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / MARTIAL ARTS / PHYSICAL EDUCATION / MORAL PRINCIPLES / HARMONIC IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихшабеков Ш. Ю., Магомедов Г. К., Ибрагимова Ш. З.

Статья посвящена эффективности использования элементов восточных единоборств и гимнастики ушу в формировании гармонически развитой личности, которые входят в арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировок и морально-волевых качеств, вызывающих высокий интерес у специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шихшабеков Ш. Ю., Магомедов Г. К., Ибрагимова Ш. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARTIAL ARTS AND WUSHU GYMNASTICS IN THE FORMATION OF HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY VOSTOCHNYE EDINOBORSTVA I GIMNASTIKA USHU V FORMIROVANII GARMONICHESKI RAZVITOJ LICHNOSTI

The article is devoted to the effective use of elements of martial arts and gymnastics martial arts in the formation of harmoniously developed personality, which are included in the exercise, psychophysical methods of training, moral and volitional qualities, causing great interest among specialists.

Текст научной работы на тему «Восточные единоборства и гимнастика ушу в формировании гармонически развитой личности»

4. Sorokin P. V. Man. Civilization. Society. (1992). УДК 796.8

ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА И ГИМНАСТИКА УШУ В

ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Ш.Ю. Шихшабеков, Г.К.Магомедов, Ш.З.Ибрагимова, ДГПУ

Аннотация. Статья посвящена эффективности использования элементов восточных единоборств и гимнастики ушу в формировании гармонически развитой личности, которые входят в арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировок и морально-волевых качеств, вызывающих высокий интерес у специалистов.

Ключевые слова: Восточные единоборства, боевые искусства, физическое воспитание, нравственные принципы, гармоническое совершенствование.

MARTIAL ARTS AND WUSHU GYMNASTICS IN THE FORMATION OF HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY VOSTOCHNYE EDINOBORSTVA I GIMNASTIKA USHU V FORMIROVANII GARMONICHESKI RAZVITOJ LICHNOSTI

Sh. Yu. Shikhshabekov, G. K. Magomedov, Sh. Z. Ibragimova, DSPU

Abstract. The article is devoted to the effective use of elements of martial arts and gymnastics martial arts in the formation of harmoniously developed personality, which are included in the exercise, psychophysical methods of training, moral and volitional qualities, causing great interest among specialists.

Keywords: martial arts, martial arts, physical education, moral principles, harmonic improvement.

Ушу является традиционным китайским видом спорта. Как система она ориентирована на проявление и развитие духовно-физического потенциала человека. Громадное значение в становлении УШУ как системы совершенствования личности человека сыграли философские концепции Древнего Китая.

Стили Ушу отличаются большим разнообразием. Основная работа в УШУ - изучение комплексов (ТАО) и начинается со строжайшей самодисциплины и самоконтроля. Искренность в мыслях, абсолютная четкость, доброжелательность к окружающим считались важнейшими принципами при занятиях УШУ.

Сложность изучения УШУ заключается именно в постижении этих внутренних принципов, а не в овладении внешними движениями и техническими приемами [5].

Многочисленные стили Ушу подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние стили делают акцент на мышечную силу и мощь передвижений, блоков (защит) и ударов.

Во внутренних стилях УШУ используют в большей степени технику движения и концентрацию внимания при выполнении приемов нападения и защиты, много времени уделяется медитативным тренировкам, формированию умения концентрировать внимание и усилие с громадной силой.

Спортивное направление как внешний стиль УШУ предусматривает выполнение индивидуальных комплексов и групповых упражнений (в парах и втроем). Индивидуальные упражнения, в свою очередь, подразделяются на упражнения без предметов и упражнения с предметами.

Групповые упражнения выполняются с различными предметами и имитируют схватку двух соперников, или одного спортсмена с двумя соперниками. [8].

Комплексы упражнений без предметов подобны вольным упражнениям в спортивной гимнастике. Они содержат ряд трудных элементов.

Спортивные виды УШУ могут привлечь занимающихся своей эмоциональностью, развитием ловкости. Они относительно более доступны, чем спортивные виды гимнастики, менее травмоопасны в связи с отсутствием

элементов повышенной сложности и риска, не требуют дорогостоящего оборудования и инвентаря.

Вопрос об использовании в практике физкультурного движения нашей страны нетрадиционных упражнений УШУ спортивной направленности, в связи с большим их количеством и различной целевой направленностью, необходимо решать по каждому конкретному виду в отдельности с учетом уровня подготовленности и индивидуальных способностей занимающихся.

В опубликованной литературе обоснована эффективность использования различных национальных систем физического воспитания молодежи. Однако восточные системы физического воспитания и оздоровления (куда входят и различные виды единоборств) относительно узко представлены в отечественной и зарубежной литературе. Вместе с тем известные специалистам данные указывают на то, что средства и методы, используемые в этих системах, чрезвычайно эффективны для всестороннего воспитания человека, в том числе и учащихся общеобразовательной школы.

Чрезвычайно важно, что использование восточных систем единоборств не замыкается лишь на формировании физических качеств занимающихся, а распространяются на психику, нравственность и систему мировоззренческих взглядов. Это достигается комплексным воздействием различных приемов, в течение длительного периода подготовки учеников, обучения, освоения и совершенствования полученных знаний и умений.

Ни прикладная, ни даже спортивная сторона боевых искусств практически не существует на Востоке изолированно. Являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, они служат развитию и становлению гармонически развитой личности.

К числу ярких методических особенностей восточных боевых искусств можно отнести строгую регламентацию движений вплоть до канонизации. В УШУ добиваются особенно точных движений и поз многолетней тренировкой. В связи с этим воспитывается дисциплина движений, переносимая и в сферу общения учеников и учителей. Следует отметить как особенность сочетание чисто гимнастического метода дозированных воздействий с индивидуализацией

нагрузки. Речь идет об индивидуальном темпе выполнения комплексов различной направленности, свободе выбора стиля и создании композиции упражнений. [6].

В ходе своей эволюции Восточные системы единоборств накопили богатый арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировки и морально-нравственных кодексов, вызывающих высокий интерес у специалистов. Вместе с тем, многие аспекты единоборств Востока остаются далеко неясными в методическом плане, в плане трактовки педагогических подходов к воспитанию, развитию и обучению.

Из вышесказанного можно заключить, что восточные системы физического воспитания являются мощным средством гармонического совершенствования человека. Под данным термином объединены многочисленные направления и стили единоборств. В рамках данного феномена мировой культуры разработаны уникальные приемы воспитания практически всех навыков, позволяющих формировать гармонически развитую личность. Связь с законами природы, уважение к личности окружающих сопутствуют в этих системах умению физически защитить себя и окружающих от негативных воздействий внешней среды.

Краткое перечисление восточных систем физического воспитания человека показывает, что этот громадный пласт человеческой культуры необходимо внедрять в повседневную жизнь современного человека, подверженного различным негативным влияниям экологического, психического, нравственного характера. Особенно важно использовать полученные наработки для детей и подростков с их неокрепшим организмом, несформировавшейся психикой и нравственностью.

Литература:

1. Каштанов Н.А. Восточные единоборства, как средство формирования нравственно-волевых качеств у подростков.- Чебоксары: Изд-во «Калем», 2002.

2. Каштанов Н. Каноны каратэ: формирование духовности средствами каратэ-до / Н. Каштанов. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 240 с.

3. Маслов А.А. УШУ: Традиции духовного и физического воспитания

Китая. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 80 с.

4. Музруков Г. Ушу принадлежит миру// Информ. бюллетень. Вып. №1 -М., 1989.- c. 4-6.

5. Оранский И.В. Восточные единоборства. - М.: Сов. спорт.-1990.-80с.

6. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. - М.; Интерпринт, 1990.-128с.

7. УШУ: Начало пути/ Автор-сост. С.А. Смоляков. - Алтайское книжн. изд-во, 1990. - 79 с.

8. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.

Literature:

1. Kashtanov N.A. Martial arts as a means offormation of moral and volitional powers in the youngsters. - Cheboksary: Publishing house "Kalem", 2002.

2. Kashtanov N.A. Canons of karate: formation of spirituality by means of karatedo /N. Kashtanov/ - Rostov on Don: Phoenix. - 2007. - 240p.

3. Maslov A.A. Wushu: traditions of spiritual and physical education in China. -Moscow: Young Guard, 1990. - 80 p.

4. Muzrukov G. Wushu belongs to the world // Information bulletin. Ed.1 -Moscow, 1989. - P. 4-6.

5. Oranskiy I.V. Martial Arts. - Moscow: Soviet sport. - 1990. - 80 p.

6. Popov G.V., Sagoyan O.A., Didenko V.V. Wushu. The path to health and harmony. - Moscow; Interprint, 1990. - 128 p.

7. Wushu: Start / Compiled by S.A. Smolyakov. - Altai Publishing House, 1990. -79 p.

8. Physical culture of a student: Textbook / Edited by V.I. Il'inich. - Moscow: Gardariki, 2005. - 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.