5. Rubina G.V., Sal'nikova N.A. Rolevaya igra kak 'effektivnyj metod formirovaniya konkurentosposobnosti buduschego inzhenera. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2012; T. 18. № 2: 174 - 177.
6. Klimenko E.V. Interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii v sisteme podgotovki specialistov social'no-kul'turnoj sfery: rolevaya igra. Trudy sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2015; 209: 66 - 71.
7. Bobkova L.N. Rolevaya igra kak problemnyj metod obucheniya, sposobstvuyuschij uspehu professional'noj podgotovki studentov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; 8: 74 - 78.
Статья поступила в редакцию 25.11.16
УДК 796.8
Shihshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Sports-Pedagogical Disciplines, Dagestan State pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aradahov Sh.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MARTIAL ARTS AS OPTIONAL PART OF THE CONTENTS OF COURSES ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION".
The article is dedicated to relevance of the use of positive methodological approaches of eastern systems of physical education in the educational contents of the subject of "Physical Culture" in high school: the development and justification of the contents of the variable part of the discipline with the use of means of martial arts. The author focuses on the specifics of the cultural and historical development of the region, the specific location of the educational institution, orientation of physical culture and sports interests of teachers and students, students and teachers that lead to optimal educational process on physical training. The authors describe characteristics that determine the place and significance of the elements of martial arts in the contents of the education on the subject of "Physical Education".
Key words: educational contents, state standard, course of study, variable part, eastern martial arts, martial arts.
Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
О.М. Магомедов, канд. пед. наук, проф. каф. спортивно-педагогических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ш.Г. Арадахов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ЭЛЕМЕНТЫ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ КАК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Статья посвящена актуальности использования положительных методологических подходов Восточных систем физического воспитания в содержании образования по предмету «Физическая культура» в высшей школе: разработке и обоснованию содержания вариативной части преподавания данной дисциплины с использованием средств Восточных боевых искусств. Основное внимание в работе автор акцентирует на специфику культурно-исторического развития регионов, конкретных мест расположения учреждения образования; направленность физкультурно-спортивных интересов учителей и учащихся, студентов и преподавателей, обуславливающих оптимальность учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Выделяются и описываются характерные особенности определения места и значения элементов восточных единоборств и боевых искусств в содержании образования по предмету «Физическая культура».
Ключевые слова: содержание образования, государственный федеральный образовательный стандарт, учебный предмет, вариативная часть, восточные единоборства, боевые искусства.
Интерес к Восточным боевым искусствам главным образом к китайским, корейским и японским системам единоборств, в нашей стране был всегда велик, а в последние годы популярность их возросла еще больше. Удивляться этому не следует: боевые искусства Востока уже давно популярны во всем мире. К сожалению, не всегда четко представляют себе, что же такое боевые искусства.
Термином «боевые искусства» принято называть традиционные системы боя, на протяжении тысячелетий практикуемые восточной и западной цивилизациями. Появление боевых искусств было вызвано необходимостью самозащиты. Каждая цивилизация на каком-либо историческом отрезке своего развития испытывала угрозу для самого существования ее членов, что заставляла народы изобретать средства защиты себя и своей собственности. За долгие годы своего развития примитивные способы самозащиты превратились в организованные систематизированные оборонительные стили [1].
Различные виды невооруженного и вооруженного поединка существовали практически у всех народов. Однако ни прикладная, ни даже спортивная сторона рассматриваемых боевых искусств практически не существует на Востоке изолировано. Являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, они служат развитию и становлению гармонически развитой личности. Собрать разрозненные приемы в стройную систему с четкой классификацией, принципами и методами, подвести под нее
философскую и морально-этическую базу, сделать ее способом не только физического, но и нравственного, психологического, духовного совершенствования человека смогли только на востоке [2].
Именно, там рукопашный бой был превращен в искусство - такое же, как каллиграфия, чайная церемония, икебана, китайские классические четверостишия. Искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиции народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней. Искусство, требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а осмысления проникновения в каждое движение и - творчества. Искусство, которое развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные способности и дает ему возможность полнее раскрыться, глубже познать себя и окружающих, само реализоваться в любой области.
Очень сильная сторона боевых искусств - это стремление к осознанию связи «внешнего» с «внутренним», иными словами, к осмыслению упражнения, понимания того, что телодвижения являются видимым отражением процессов, происходящих во всем организме. Подчеркивается роль мышления, воли человека в процессе познания самого себя через физические упражнения. Отсюда возникновения различных приемов саморегуляции психических состояний, дошедших до нас в форме психорегулирую-щей тренировки, аутогенной тренировки, медитации. В древних
школах боевых искусств возникли так же методики концентрации внимания при физических упражнениях на жизнедеятельность различных функциональных систем организма, приемы дыхания разного типа, способы регуляции степени мышечного напряжения, плоть до максимального расслабления [3].
Краткое перечисление стилей боевых искусств и ознакомление с их содержанием показывает, что этот громадный пласт человеческой культуры необходимо внедрять в повседневную жизнь современного человека, подверженного различным негативным влияниям экологического, психического и нравственного характера. Эти виды боевых искусств эффективно сформировывают как физическое здоровье человека, так же оказывают благотворное влияние на психику и формирование нравственных принципов [4]. Оздоровительный эффект боевых искусств не вызывает сомнений у специалистов и используется в настоящее время не только для профилактики ряда заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья [5].
Восточные системы единоборств в ходе своей эволюции накопили богатый арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировки и морально-волевых кодексов, вызывающих высокий интерес у специалистов. Вместе с тем, многие аспекты единоборств Востока остаются далеко не ясными в методическом плане, в плане трактовки педагогических подходов к воспитанию, развитию и обучения.
Реформа образования создала благоприятные условия для обновления теории и практики физической культуры. Физическая культура трансформировалось в новый для нее статус. Из учебного предмета она преобразовалась в инвариантную область базовой части содержания общего и профессионального образования.
Физическая культура может быть реализована через различные виды базовой, атлетической и рекреационной физической культуры по учебным программам, разработанным на основе федерального государственного образовательного стандарта. Стало возможным учесть специфику культурно-исторического развития регионов, республик, конкретных мест расположения учреждения образования; направленность физ-культурно-спортивных интересов учителей и учащихся, студентов и преподавателей и других факторов, обуславливающих оптимальность учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
Анализируя сложившуюся ситуацию в физическом воспитании в стране и, в частности, в нашей республике с учетом проникновения в быт общеобразовательных школ и высших учебных заведений Республики Дагестан видов Восточных единоборств и боевых искусств, существенную помощь в активизации процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студентов Высших учебных заведений могла бы оказать разработка новых методических рекомендаций по внедрению в практику физического воспитания средств Восточных боевых искусств.
Однако в научно-методической литературе еще недостаточно раскрыт вопрос использования средств Восточных систем единоборств в физическом воспитании студентов Высших учебных заведений.
Учитывая важность данной проблемы, мы решили выявить степень эффективности использования оптимально - эффективной техники из разных видов восточных единоборств, которые прошли испытание временем и пользуются большой популярности у мастеров в физическом воспитании студентов Высших учебных заведений.
Исследования проводились с 2012 по 2014 г.г. на базе специализированного спортивного зала Художественно-графического факультета ДГПУ с охватом около 200 студентов разных факультетов.
Целью исследования являлось: определение эффективности использования средств Восточных единоборств в физическом воспитании студентов ВУЗа.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:
Библиографический список
1. Определение рационального объёма учебного материала, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре;
2. Выявить характер воздействия на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность студентов средств восточных единоборств в условиях занятий физической культурой;
3. Обосновать рациональную последовательность применения рекомендуемых средств в циклах технологии учебно-воспитательного процесса по дисциплине в учебном году, в учебных семестрах.
4. Сформировать у студентов элементарные умения использовать физические упражнения из арсенала восточных единоборств в процессе самостоятельных занятий.
Для решения поставленных задач на занятиях по физическому воспитанию студентов были использованы упражнения из арсенала восточных единоборств и боевых искусств. Здесь в течение года студенты разучивали и осваивали технику нападения и защиты восточных систем боевых искусств.
В своем исследовании мы предполагали, что использование элементов восточных единоборств на занятиях физической культуры доступны для студентов ВУЗа. Они будут способствовать развитию у студентов силовых, двигательных, скоростно-си-ловых качеств, гибкости, ловкости, психофизических функций (способности переключения устойчивости внимания, зрительной памяти, укреплению здоровья, повышению успеваемости).
Научная новизна наших исследований состоит в определении места и значения элементов восточных единоборств и боевых искусств всодержании образования по предмету «Физическая культура»; обосновании места этих средств в структуре занятий по физической культуре.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследований послужат одним из факторов обоснования содержания базовой и вариативной части федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре с учетом особенностей физкультурных и спортивных интересов студентов высшего учебного заведения.
После года занятий во всех экспериментальных группах произошли положительные сдвиги в показателях двигательной подготовленности и физического развития. Обозначилось влияние физических упражнений из арсенала восточных единоборств и боевых искусств, используемых на занятиях по физической культуре на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность студентов.
Исследования показали рациональность рекомендуемого содержания обучения и технологии его реализация для повышения эффективности учебного процесса по физической культуре. Это выразилось в повышении показателей общей выносливости, скоростных способностей, скоростно-силовых качеств, силы отдельных групп мышц нижних и верхних конечностей [6].
Отмечено положительное влияние занятий боевыми искусствами на учебную дисциплину и общую успеваемость студентов. Многие студенты начали систематически заниматься в спортивных секциях по разным направлениям боевых искусств, сформировались умения самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.
Результаты опроса преподавателей и анализ успеваемости студентов дают основания считать, что занятия с использованием элементов восточных единоборств способствуют повышению уровня физической подготовленности студентов, укреплению их здоровья, приобретению специальных знаний из области физической культуры и спорта и развитию психических функций.
Проведённые исследования позволяют заключить, что национальные феномены культуры, как восточные единоборства и боевые искусства целесообразно использовать в практике физического воспитания студентов высших учебных заведений в качестве учебного материала вариативной части содержания образования по предмету «Физическая культура» в учреждениях общего и профессионального образования, расположенных на территории республики Дагестан.
1. Боевые и спортивные единоборства. Справочник. Под общей редакцией А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 2003.
2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Денейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. Москва: ФиС, 1986.
4. Маслов А.А. УШУ: Традиции духовного и физического воспитания Китая. Москва: Молодая гвардия, 1990.
5. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. Москва: Интерпринт, 1990.
6. Гвоздев С.А. Айкидо. Минск: Современная школа, 2011.
References
1. Boevye i sportivnye edinoborstva. Spravochnik. Pod obschej redakciej A.E. Tarasa. Minsk: Harvest, 2003.
2. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.
3. Denejka K. Dvizhenie, dyhanie, psihofizicheskaya trenirovka. Moskva: FiS, 1986.
4. Maslov A.A. UShU: Tradicii duhovnogo i fizicheskogo vospitaniya Kitaya. Moskva: Molodaya gvardiya, 1990.
5. Popov G.V., Sagoyan O.A., Didenko V.V. UShU. Put'k zdorov'yu i garmonii. Moskva: Interprint, 1990.
6. Gvozdev S.A. Ajkido. Minsk: Sovremennaya shkola, 2011.
Статья поступила в редакцию 25.11.16
УДК 374.73
Shchyogol A.I., Deputy Head of Department of Tactics, Colonel, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl,
Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF A PERSON IN MILITARY ORGANIZATIONS. Under the influence of the current political, social and economic conditions the system of value orientations in the society and in the military organization in particular has changed. The value orientations play an important role in the social behavior of the individual soldier and directly affect the quality of life of the military organization. In this regard, it is dictated by the requirements of the system of value orientations of officers due to modern reality. Generalization of experience of military organization of ascertaining experiment allow determining the system of value orientations of servicemen in the current conditions, which can be built in a certain hierarchy: general social value orientation; military and professional value orientations; value orientation of individual and personal character.
Key words: value orientations, military organization, army, identity of soldier, formation of value orientations.
А.И. Щеголь, зам. нач. каф. тактики, полковник, Федеральное государственное казённое военное образовательное
учреждение ВПО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Под влиянием современных политических, социально-экономических условий изменяется система ценностных ориентации в обществе в целом и в военной организации, в частности. Ценностные ориентации играют важную роль в социальном поведении личности военнослужащего и прямо влияют на качество жизнедеятельности военной организации. В связи с этим она диктует требования к системе ценностных ориентаций офицеров, обусловленные современной действительностью. Обобщение опыта работы военных организации, результаты констатирующего эксперимента позволили определить систему ценностных ориентаций военнослужащих в современных условиях, которая может быть выстроена в определенную иерархию: общесоциальные ценностные ориентации; военно-профессиональные ценностные ориентации; ценностные ориентации индивидуально-личностного характера.
Ключевые слова: ценностные ориентации, военная организация, армия, личность военнослужащего, формирование ценностных ориентаций.
В последние годы в отечественной научной литературе появилось достаточное количество принципиально новых научных публикаций, касающихся проблем военной организации на современном этапе ее развития. Среди работ данного направления особое место занимают труды военных ученых Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Военного университета, других научных и учебных центров страны.
В широком смысле под военной организацией понимается структурирование вооруженных сил государства в соответствии с политикой национальной обороны, обеспечивающее военную способность страны.
Под военной организацией понимается совокупность Вооруженных Сил и других войск, военно-политических, военно-экономических, военно-научных, военно-промышленных и других органов, организаций и учреждений, занимающихся военной деятельностью, которая направлена на решение задач обеспечения военной безопасности государства и защиты жизненно важных интересов страны военными средствами [1, с. 151 - 171].
«Военная организация, - по мнению А.Ю. Оборского и А.М. Кривенко, - как бы соединяет политическую власть, военную мощь государства, активную материальную и духовную деятельность различных социальных и институциональных субъектов, решающих задачи, связанные с функционированием военной сферы общества» [2].
В военно-педагогических научных исследованиях существуют различные подходы относительно сущности и структуры военной организации. «В большинстве случаев, - пишет О.А. Бельков, подразумевая военную организацию, - так называют совокупность неопределенного множества различных структур,
создаваемых государством или другими политическими акторами ввиду возможной необходимости вести вооруженную борьбу в целях обеспечения своих интересов. Это не часть государства, а форма и способ поддержания его возможности адекватно отвечать на военные вызовы и угрозы» [3, с. 88, 95]. По его мнению, предельно широкое толкование военной организации позволяет видеть ее как определенную упорядоченность жизнедеятельности государства, позволяющую ему функционировать с учетом возможной войны и в условиях войны.
А.И. Николаев, считает, что военная организация, трактуемая в широком смысле слова, включает: официально принятые взгляды на характер будущей войны и отношение к ней государства (военная доктрина, закон об обороне и т. д.), органы управления (руководства), планы подготовки и ведения войны, стратегических операций, подготовки и обеспечения Вооруженных Сил, мобилизационного развертывания, подготовки оперативного оборудования территории, перевода экономики и других сфер жизни государства на военное положение [4, с. 192].
Таким образом, термин «военная организация», понимаемый в широком смысле слова, представляет собой военную сферу жизни общества в ее функционировании.
В узком смысле слова под военной организацией понимается определенная структура, государственный институт, функционально предназначенный для выполнения задач обеспечения военной безопасности военными методами, то есть для ведения войны и подготовки к ней. При данном подходе в военную организацию включают следующие элементы: вооруженные силы, войска, другие военизированные формирования и органы; внутренние войска, другие военизированные формирования и органы; пограничные войска при ФСБ; органы государственной развед-