О.И. Селиванов, ст. преподаватель, кафедра физической подготовки, Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону, Россия, Sabomnim@yandex.ru
СПОРТИВНО-БОЕВЫЕ ЕДИНОБОРСТВА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье представлен философско-культурологический анализ экологического содержания феномена спортивно-боевых единоборств. Единоборство рассмотрено как феномен современной экологической культуры в ценностных взаимосвязях с культурным феноменом спортивно-боевых единоборств (СБЕ). Практика СБЕ со свойственными ей смыслами экологии человека представлена в качестве кросс-культурного медиатора — способа интеграции западного и восточного типов культуры и трансляции экологических смыслов. Исследование методологически опирается на традицию феноменологии культуры в целом. Спортивно-боевые единоборства анализируются с учетом основных культурных коннотаций. Прослеживается идея о том, что история становления спортивно-боевых единоборств опирается на характерные для традиционной культуры и древних религиозно-философских систем экологические представления. В них важную роль играет концепция психофизического совершенствования человека, соответствия гармонии природного мира и универсума в целом. Спортивно-боевые единоборства в определенной мере сохраняют экологические смыслы гармонизации человека и универсума, характерные для боевых искусств. Спортивно-боевые единоборства как метод личностного психофизического совершенствования во многом способствуют формированию экологической культуры и экоцентрического экологического сознания личности.
Ключевые слова: спортивно-боевые единоборства, боевые искусства, современная экологическая культура, экологический кризис, культура Востока, культура Запада, психофизическое самосовершенствование личности, роль учителя, гармония, эстетика поединка
Одна из важных причин быстрого распространения всевозможных систем самозащиты, связанных с дальневосточной традицией боевых искусств, заключается в специфическом для спортивно-боевых единоборств экологическом содержании. Спортивно-боевые единоборства (СБЕ), с точки зрения современного исследователя С.Г. Гагонина, выполняют одну из главных функций общекультурного характера — функцию экологическую. С.Г. Гагонин указывает, что СБЕ как части физической культуры присущи три категории функций: общекультурные, специфические и внутренние. К общекультурным функциям относятся эстетические, этические, экологические, познавательные, общефизкультурные.
Эстетические функции СБЕ связаны с тем, что зародившись как боевые искусства, они удовлетворяли потребности человека в разностороннем физическом развитии и здоровье, без чего невозможна красота человека. В СБЕ всегда ценились грациозность, пластика и красота движений. Многие мастера боевых искусств Востока занимались и изящными искусствами: живописью, каллиграфией, поэзией. Так, великому китайскому поэту Ли Бо (701—762 гг.) приписывают создание стиля цзюйцюань, связанного с даосскими практиками.
Этические функции СБЕ обусловлены влиянием, которое оказали на них философские и религиозные школы Востока: заповеди даосизма, срединный путь буддизма, конфуцианская концепция «благородного
мужа», морально-этические воззрения других философских учений — своим отрицанием агрессии они служили мощным противовесом видимой агрессивности боевых искусств. =
Познавательная функция СБЕ связана с бережным отношением их родоначальников к национальному и культурному наследию, частью которого являются боевые искусства; многие виды национальных школ единоборств Вос- =
тока дошли до нас в первозданном виде. Человек, изучающий и практикующий единоборства, соприкасается с уникальной культурой стран Восточной Азии.
Общефизкультурные функции СБЕ связаны с тем, что они являются частью физической культуры. Это функция удовлетворения «естественных потребностей человека в двигательной активности, оптимизации физического состояния и развития организма в соответствии с закономерностями укрепления здоровья и обеспечения физической дееспособности, необходимой в жизни»1.
Экологические функции СБЕ заложены в их многовековых традициях. Считая человека неразрывно связанным с Землей и Космосом, древние мудрецы свято верили в совершенство Природы. Несовершенным мог быть человек, а боевые искусства понимались именно как средство его совершенствования. Природа не нуждалась во вмешательстве человека, а он тем более не должен вступать с ней в борьбу, но должен преобразовать себя в соответствии с Природой.
Актуальность рассмотрения спортивно-боевых единоборств как феномена современной экологической культуры обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, сама проблематика экологической культуры для культурологии является сравнительно новой и еще недостаточно разработанной. Это связано как с очень недавним теоретическим осознанием самого
Считая человека неразрывно связанным с Землей и Космосом, древние мудрецы свято верили в совершенство Природы. Несовершенным мог быть человек, а боевые искусства понимались именно как средство его совершенствования.
Природа не нуждалась во вмешательстве человека, а он тем более не должен вступать с ней в борьбу, но должен
преобразовать себя в соответствии с Природой.
существования такой ветви культуры, как культура экологическая, так и с тем, что она сегодня активно развивается. Отсюда — второе обстоятельство, актуализирующее изуче-= ние спортивно-боевых единоборств в связи с экологической культурой, — проблема их взаимосвязи на сегодняшний день представляется недостаточно разработанной, ее исследование открывает интересные перспективы и для развития экологической культуры, и для развития единоборств.
Одной из задач исследования является рассмотрение того, какие ценностные связи существуют между экологической культурой и культурным феноменом спортивно -боевых единоборств.
Появление в современной культуре такой ветви, как экологическая культура, далеко не случайно, и является адекватной реакцией культуры как самоорганизующейся системы на ситуацию глобального антропогенного экологического кризиса. Возникновение его как явления современного мира, сложно сочетающего природное и культурное, осознано человечеством сравнительно недавно. Современный глобальный экологический кризис определяется как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Иначе говоря, ситуация экологического кризиса формируется как результат того, что человечество легкомысленно относится к среде обитания и пренебрегает законами развития биосферы. Экологические проблемы являются по сути проблемами фило-~ софско-мировоззренче-скими и аксиологическо-культурологическими. Избежать перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу можно, только если человечество окажется способным перестроить потребительское отношение к природному миру и изменить тип культуры.
В культурологических исследованиях экологическая культура рассматривается как
неотъемлемая часть культуры в целом. Сердцем культуры всегда является этика, как указывает один из великих гуманистов XX века Альберт Швейцер2. Философы и культурологи, говоря об экологической культуре, интерпретируют ее как новый аспект бытия культуры или как новую ценностную систему, которая предполагает изменение всей аксиологии культуры в целом. Последняя точка зрения представля- =
ется абсолютно справедливой. Согласимся, что «экологически ориентированная культура — это прежде всего нравственно ориентированная культура»3, которой свойственно новое понимание гуманизма и системы отношений «природа — человек — общество». Как отметил Н.Ф. Реймерс: «Обращение к человеку привело к новой форме антропоцентризма: экологическому антропоцентризму. Общество стало поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию природы»4.
Если рассматривать экологическую культуру как новую ценностную систему, изменяющую всю культурную парадигму в целом, то необходимо указать, какие именно возможности разрешения экологического кризиса определяются уровнем экологической культуры. Это прежде всего новые отношения между человеком (человечеством) и природой, которые требуют глубоких изменений в этике. Представляется, что в культурологическом анализе эти принципы могут быть представлены как новое понимание гуманизма, в котором реализуется экоцентрическое мировоззрение. Как показал С. Д. Дерябо, в отличие от антропоцентризма и биоцентризма, экоцентризм основан на следующих установках:
«1) высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование „просто так", вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества;
2) отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим
Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом» - правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
какими-то особыми привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы;
3) целью взаимодействия с природой является максимальное = удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием;
4) характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом» — правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие;
5) природа и всё природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком;
6) этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы;
7) развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства;
8) деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой»5.
Очевидно, что свойственное подлинно экологической культуре экоцентрическое мировоззрение не элиминирует интересы человека и человечества ради сохранения биосферы, а постулирует необходимость устойчивого развития общества и природы. Особое место в перестройке отношений с природой необходимо отвести совершенствованию самого человека, формированию экологически ответственной личности.
В этом отношении традиция боевых искусств и спортивных единоборств представляется в большой мере экологически ориентированной. Общими чертами большинства направлений боевых единоборств на Востоке было то, что основу этой культуры составляло гармоничное сочетание
личностного и социального начал, которые условно можно разделить на духовно-интеллектуальную и физическую (телесную, двигательную) составляющие.
«Установка на гармоничное развитие тела и духа (психики) человека, развитие одного через другое без их разделения и противопоставления, сочетание собственной разработанной философской базы (даосизм и дзен-буддизм, традиция бусидо) со столь же разработанной системой методов физической тренировки отличает дальневосточную традицию боевых искусств как от западного спорта, так и от различных рели- -
гиозных, мистических и прочих чисто идеологических учений»6. Вместе с тем принципы холизма и самосовершенствования, внутреннего преобразования личности (в противоположность новоевропейской экспансионистской :
установке на преобразование окружающего мира и построение удобной для человека искусственной среды в ущерб природе) вполне соответствуют установкам совре-
Подражание природе, эстетизация этой практики через каноны искусства в дальневосточных боевых искусствах выражены очень ярко и многообразно. На подражании стихиям и явлениям природы построена методика обучения.
менной экологической культуры и экологической этики.
Характерной особенностью традиционной культуры, с которой исторически связаны боевые искусства, является интенсивное «окультуривание» всех сфер человеческой жизни, что выражается и в социальных ритуалах, и в нормах общения, и в таких приватных персональных формах экзистенции, как эмоционально-эстетическое восприятие мира. Однако одновременно культура, упорядочивающая природное начало, природе не противопоставлена, в отличие от западной культурной традиции.
Высший смысл культуры восточного типа понимался как возвращение к естественности, первозданности природы — и для человека, и для общества в целом. В сущности, это было стратегической задачей регулирования и гармонизации человеческой деятельности в процессе культурного развития и «пересотворения» природы. Так, в китайской культуре эту задачу решали разными способами
и даосизм, и буддизм, и — отчасти — конфу цианство.
В целом вся культура дальневосточно го региона, где исторически формирова лись спортивно-боевые единоборства, имеет, как известно, мощную эстетическую доминанту7. Это существен -но меняет облик всей культуры, в ней распространено любование природой, ее созерцание ради восхищения красотой и гармонией. Скала, река, снег, луна, ветер, дождь — всё несет особые эстетические смыслы, раскрывается
как эстетическая цен- _
ность. В другом аспекте эта ценность проявляется как воссоздание преображенной природы в традиционных искусствах, причем эти творения глубоко символичны — как японские сады камней или икебана. Результатом такой эстетизации природы оказывается своеобразный эстетический опыт — эстетическое начало представляется присущим всему миру, с которым так или иначе взаимодействует человек. Способы восприятия этого эстетического начала разнообразны — это и чувства, и интеллект, и, конечно, вершина созерцательности — медитация как способ своего рода «сверхчувственного» восприятия.
Традиционные боевые искусства также вбирают в себя эту «эстетическую ауру» и разворачивают ее в разных формах. Часто эстетизация проявляется, кроме культурных форм (символика и каноны ритуала), и в формах подражания природе, живым существам, стихиям, природным явлениям. Эти формы также могут быть зафиксированы в каноне и ритуале, то есть в культурном воплощении с целью передачи традиции, причем не только во внешне-формальной, но и главным образом во внутренней смысловой стороне.
Подражание природе, эстетизация этой практики через каноны искусства в дальневосточных боевых искусствах выражены очень ярко и многообразно. Так, в ушу существуют
Подражание красоте природы, естественной гармонии - необходимость для воина, поскольку это развивает способность концентрировать внимание на переживании соответствующих эмоционально-энергетических состояний Благодаря такому переживанию мастерство становится не только культурным, но и природным феноменом, в котором взаимно отражены красота человеческого и красота природного начал.
«звериные» стили, основанные на подражании птицам, зверям, пресмыкающимся, насекомым. На подражании стихиям и явлениям природы построена методика обучения. Так, знаменитые даосские метафоры рекомендуют ученику «течь, как вода». С водой ассоциируется техника мягких блоков, уходов, уклонений, часто использование этого образа способствует развитию текучести движений.
В плавных скользящих перемещениях, при сохранении контакта ног с землей, применяется образ шумящего леса. В силовых дыхательных упражнениях имитируется рев тигра и шипение змеи — попеременно. Подражание красоте природы, естественной гармонии — необходимость для воина, поскольку это развивает способность концентрировать внимание на переживании соответствующих эмоционально-энергетических состояний. Благодаря такому переживанию мастерство становится не только культурным, но и природным феноменом, в котором взаимно отражены красота человеческого и красота природного начал.
Но при всем экологическом потенциале культурных смыслов спортивно-боевых единоборств нельзя не учитывать существенное различие между социокультурной и природной ситуацией, в которой возникли боевые искусства, и современной ситуацией. Если традиционные боевые искусства появлялись (на основе соответствующих философско-мировоззренческих концепций) в ситуации, когда антропогенное воздействие на природу было не очень значительным, то сегодня, как уже было сказано выше, человечество переживает антропогенный глобальный экологический кризис. Отношения человечества и природы радикально изменились, человечество стремительно наращивает темпы и масштабы преобразования природы. Представляется, что универсальный и основной экологический смысл, который через СБЕ транслируется из традиции боевых единоборств в совре-
менную культуру, — это смысл самосовершенствования, что в аспекте экологической культуры предстает как внимание к экологии человека.
Очевидно, что СБЕ представляют собой часть культуры, а в более узком смысле — часть физической культуры. В связи с этим необходимо отметить, что физическую культуру следует понимать как «часть культуры, представляющую собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и ис- = пользуемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития»8.
В последние годы, как считают специалисты, формируется новая научная область — физкультурология, которая определяется как «наука о физическом совершенствовании человека ... охватывающая все аспекты и направления физической культуры в их целостном восприятии. Как в естествознании биология выполняет роль интегративной науки, включающей в себя различные научные направления, так и физкультурология должна выступить объединяющей наукой, в рамках которой развиваются частные научные дисциплины (теория физического воспитания, теория спорта, физическая реабилитация, физическая рекреация, валеология и др.), имеющие свою направленность, детализирующие и развивающие специфические стороны проявления и развития телесной сущности человека»9.
Физическая культура, в свою очередь, представляется тесно связанной с экологией человека, которая, будучи изначально разделом биологической экологии, сегодня приобрела значение экологического элемента внутри экологической культуры. Таким образом, совершенствование личности через психофизические практики спортивно-боевых единоборств представляется не просто
«Айкидо - это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди
забыли о том, что все вещи происходят из одного источника.
Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем».
частью, но скорее базисом формирования личностной экологической культуры.
Принцип глокализма, представленный в концепции устойчивого развития («Мыс-= лить глобально — действовать локально») — оказывается созвучным исходным принципам спортивно-боевых единоборств, выработанным независимо и значительно раньше. Обращение к афоризмам основателя айкидо Уэсибы Морихэя заставляет признать экологическую направлен-= ность этого искусства: «Айкидо — это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем»10.
Таким образом, изучение экологического смысла спортивно-боевых единоборств позволяет констатировать, что популярность и быстрое распространение во всем мире спортивно-боевых единоборств, опирающихся на традицию боевых искусств дальневосточного региона, не в последнюю очередь определено глубоким экологическим содержанием этой традиции. История становления спортивно-боевых единоборств демонстрирует, что предшествующие им боевые искусства опираются на характерные для традиционной культуры и древних религиозно-философских систем экологические представления. В их экологических представлениях важную роль играет концепция психофизического совершенствования человека как разработки соответствия гармонии природного мира и универсума в целом. Спортивно-боевые единоборства в определенной мере сохраняют экологические смыслы гармонизации человека и универсума, характерные для боевых искусств. Идеал гармонии человека и природы в боевых искусствах и СБЕ получает разнообразные формы выражения — от общемировоззренческой установки и созерцательного «любования» природными фе-
номенами до конкретных названий стилей и упражнений, свидетельствующих о необходимости «вживания» в образ природных явлений, своеобразном «подражании» природе, взаимоотражении природы и культуры. Через спортивно-боевые единоборства в западную культуру транслируются обозначенные экологические смыслы, причем не только в плане общей гармонизации отношений с природой, но и — в первую очередь — в плане личностного психофизического совершенствования, которое можно рассматривать как связанное с экологией человека. При изучении процессов этой трансляции экологических смыслов необходимо учитывать существенные различия между экологической ситуацией, в которой формировались боевые искусства, и ситуацией глобального экологического кризиса сегодня. Вероятно, именно экологическая насыщенность спортивно-боевых единоборств во многом способствовала их популяризации во всем мире в последней трети ХХ века и в первую очередь в западной культуре, то есть именно в тот период, когда человечество начинало осознавать глобальность экологических проблем и угрозы предстоящего антропогенного экологического кризиса. Спортивно-боевые единоборства как метод личностного психофизического совершенствования во многом способствуют также формированию экологической культуры и экоцен-трического экологического сознания личности. ^
Литература
1. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга. СПб.: СПбГАФК им. Лесгафта, 1997. С. 247-248.
2. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 48.
3. Там же. С. 125.
4. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. С. 218.
5. Дерябо С.Д. Экологическое сознание // Гуманитарный экологический журнал. Т 6. Вып.2. 2004. С. 9.
6. Антоненко Д.В. Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX — нач. XXI вв. / автореф. дисс. на соискание уч. степ. кандидата культурологии. СПб., РГПУ им. Герцена, 2010.
7. Селиванов О.И. Эстетические смыслы спортивно-боевых единоборств в современной культуре // Философия и культура. 2013. № 10. С. 104—107. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.10.7756.
8. Федеральный Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=122807;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.7 964402166344814;from=100202-60. (дата обращения: 15.12.2013).
9. Абзалов Р.А. Размышления о физкультурологии. Теория и практика физической культуры. 1999, № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://bmsi.ru/doc/ e01b1595-3fe7-4317-9805-d27019f3fd85. (дата обращения: 14.12.2013).
10. Уэсиба Морихэй. Искусство мира. Из бесед, стихов, каллиграфии основателя айкидо. [Электронный ресурс]. URL: http://www.satori.com.ua/club/ books/Uesiba_art_of_world.shtml. (дата обращения: 14.12.2013).
SPORT AND MARTIAL ARTS AS A PHENOMENON OF MODERN ECOLOGICAL CULTURE
O.I. Selivanov, senior lecturer, the department of physical training, Rostov branch of Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russia, Sabomnim@yandex.ru
This article is a philosophical and culturological analysis of ecological content of sport and martial arts phenomenon; it is a consideration of martial arts as a phenomenon of modern ecological culture. The main objective of the work is a consideration of values' interconnections between modern ecological culture and cultural phenomenon of sport and martial arts (SMA). The practice of SMA with the corresponded meanings of human's ecology is presented as a cross-cultural mediator, a method of western and eastern cultures' integration, translation of ecological meanings. The article shows an urgency of SMA considering as a phenomenon of modern ecological culture. SMA are considered as a phenomenon of modern culture taking into account main cultural connotations. There is an idea that formation history of SMA is based on traditional cultures and ancient religious-philosophical ecological systems' representations. In the ecological representations the key role
is played by the concept of psychophysical human's perfection as a correspondence of nature's world harmony and universe in general. Sport martial arts save ecological meanings of human's harmonization and universe, which are typical for martial arts. SMA as a method of personal psychophysical perfection promotes formation of ecological culture and ecological consciousness ofpersonality.
Key words: sports-martial arts, martial arts, modern ecological culture, ecological crisis, the Eastern culture, Western culture, psychophysical self-personality, the role of the teacher, harmony, aesthetics of the game.
References
1. Gagonin S.G. Sportivno-boevye edinoborstva: ot drevnikh ushu i bu-dziutsu do professional'nogo kikboksinga [Sports-martial arts: from the ancient Wushu and BU-Jutsu to professional kickboxing]. St. Petersburg, SPbGAFK im. Lesgafta Publ., 1997. 352 p.
2. Shveitser A. Kul'tura i etika [Culture and ethics]. Moscow, 1973. 343 p.
3. Shveitser A. Kul'tura i etika [Culture and ethics]. Moscow, 1973. 343 p.
4. Reimers N.F. Ekologiia. Teorii, zakony, pravila, printsipy i gipotezy [Ecology. Theories, laws, rules, principles and hypotheses]. Moscow, 1994. 367 p.
5. Deriabo S.D. Ekologicheskoe soznanie [Ecological consciousness]. Gumanitarnyi ekologicheskii zhurnal — Humanitarian environmental magazine, 2004, vol. 6, no. 2.
6. Antonenko D.V. Osobennosti integratsii dal'nevostochnykh boevykh iskusstv v kul'turu Rossii XX-nach. XXI vv. Avtoreferat diss. ... kandidata kul'turologii [Features integration of far Eastern martial arts in the culture of Russia of XX-beginning of XXI centuries. Abstract of candidate of culturology sci. diss.]. St. Petersburg, RGPU im. Gertsena Publ., 2010. 217 p.
7. Selivanov O.I. Esteticheskie smysly sportivno-boevykh edinoborstv v sovremennoi kul'ture [The aesthetic senses of martial arts in modern culture]. Filosofiia i kul'tura — Philosophy and culture, 2013, no. 10, pp. 104-107.
8. The Federal Law on physical culture and sports in the Russian Federation No. 329-FZ of 4 December 2007. (in Russian). Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122807;f ld=134;dst=4294967295;rnd=0.7964402166344814;fr om=100202-60. (accessed 15.12.2013).
9. Abzalov R.A. Razmyshleniia o fizkul'turologii [Reflections on fizkulturologii]. Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1999, no. 8. Available at: http://bmsi.ru/doc/ e01b1595-3fe7-4317-9805-d27019f3fd85. (accessed 14.12.2013).
10. Uesiba Morikhei. Iskusstvo mira. Iz besed, stikhov, kalligrafii osnovatelia aikido. [The art of peace. From conversations, poems, calligraphy of the founder of Aikido]. Available at: http://www.satori.com.ua/ club/books/Uesiba_art_of_world.shtml. (accessed 14.12.2013).