Так Н.В. Кузьмина методическую компетентность рассматривает в качестве одного из основных элементов профессиональной компетентности педагога, включающего в себя компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся [6, с. 89-90, с. 94]. В.А. Адольф отмечает, что методическая компетентность представляет собой «развернутую систему знаний по вопросам конкретного построения преподавания той или иной дисциплины». По его мнению, компетентным является тот учитель, который хорошо владеет методикой преподавания, четко определил свое отношение к различным методическим системам и обладает своим индивидуальным стилем деятельности в методике [7, с. 119].
Проведённый анализ понятий профессиональной, педагогической и методической компетентности, их сущности, исследование уровня методической готовности начинающих преподавателей позволил обосновать необходимость введения в курс обучения аспирантов аграрного профиля дисциплины «Методика преподавания и воспитания в высшей школе». Данная дисциплина включена в блок вариативной части, изучается аспирантами на втором курсе, базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курса «Психология и педагогика высшей школы» и необходима для прохождения педагогической практики.
Содержание дисциплины представлено следующими разделами:
1. Преподавание в вузе как вторая профессия.
Этот раздел посвящен рассмотрению вопросов о функциях, роли педагогической культуры, стилях деятельности преподавателя высшей школы.
2. Методическая деятельность преподавателя высшей школы:
Библиографический список
- учебно-методическая;
- научно-методическая;
- организационно-методическая.
Данный раздел знакомит с основными видами методической работы. Здесь аспирант узнает о подготовке и проведении заседаний кафедры, особенностях работы кафедры с начинающими преподавателями, знакомится с научной организацией педагогического труда. Изучается методика подготовки и проведения различных форм и видов занятий (традиционных, активных и интерактивных). На практических занятиях отрабатывается методика проведения занятий с последующим обсуждением. Кроме того, аспиранты знакомятся с нормативно-правовой документацией, необходимой для работы преподавателя высшей школы.
3. Методика воспитания в высшей школе.
В данном разделе обучающиеся знакомятся с концепциями воспитания и воспитательной системой образовательного учреждения, процессом управления воспитательной системой вуза, формами воспитательной работы, студенческим самоуправлением. Особое место занимает вопрос адаптации, мотивации и психолого-педагогического сопровождения студентов в системе высшего профессионального образования.
В заключение хотелось бы отметить, что современному аграрному вузу нужен преподаватель, обладающий не только специальными знаниями в определенной научной области, но и готовностью донести эти знания до каждого студента. Разработанный для аспирантов учебный курс «Методика преподавания и воспитания в высшей школе» направлен на формирование методической готовности преподавателей аграрного вуза к педагогической деятельности.
1. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя как условие обеспечения качества подготовки специалистов. Среднее профессиональное образование. 2009; 11. Available at: http://cyberlemnka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-prepodavatelya-kak-uslovie-obespecheniya-kachestva-podgotovki-spetsialistov
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Москва, 2005.
3. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетентности в личностно-ориентированном профессиональном образовании. Образование и наука. 2000; 3: 90 - 120.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; 5.
5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Москва, 2004.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990.
7. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск: Министерство общ. и проф. образования РФ; Красноярский государственный университет, 1998.
References
1. Sharipov F.V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya kak uslovie obespecheniya kachestva podgotovki specialistov. Srednee professional'noe obrazovanie. 2009; 11. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-prepodavatelya-kak-uslovie-obespecheniya-kachestva-podgotovki-spetsialistov
2. Bajdenko V.I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): metodicheskoe posobie. Moskva, 2005.
3. Zeer 'E.F. Klyuchevye kvalifikacii i kompetentnosti v lichnostno-orientirovannom professional'nom obrazovanii. Obrazovanie inauka. 2000; 3: 90 - 120.
4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; 5.
5. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva, 2004.
6. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya imastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
7. Adol'f V.A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo uchitelya. Krasnoyarsk: Ministerstvo obsch. i prof. obrazovaniya RF; Krasnoyarskij gosudarstvennyj universitet, 1998.
Статья поступила в редакцию 27.11.16
УДК 378.1
Shalkina T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),
E-mail: shalkina-tn@yandex.ru
ROLE PLAY AS A MEANS OF GROWTH OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF IT STUDENTS. The article describes a problem of the use of role-plays in the process of training engineer students. Role play can increase learning motivation, interest in the future profession, influences to development of personality characteristics. The article introduces the author's technique of a role-play "Expert", used by the author to teach IT students. During the role-play, students play various roles: organizers of the expertise, analysts and experts, who enable to actualize a comprehensive approach to the development of professional qualities. As organizers, students develop a software application for the expert survey and processing the results; as analysts, they learn to solve the problem of system analysis; as experts, students take part in the expertise. The results of the experimental work, justifying a positive educational effect of a role-play as a means of development of professional competencies are described.
Key words: role-play, professional competence, IT students.
Т.Н. Шалкина, канд. пед. наук, доц. Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: shalkina-tn@yandex.ru
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЯ
В статье рассматривается проблема применения ролевых игр в процессе инженерной подготовки студентов. В работе отмечается, что ролевые игры позволяют повысить мотивацию обучения, интерес к будущей профессии, повлиять на развитие личностно значимых характеристик личности. В статье приведена авторская методика ролевой игры «Эксперт», применяемой автором для подготовки студентов IT-направления. Во время проведения игры студенты выступают в различных ролях: как организаторы экспертизы, как аналитики и эксперты, что позволяет комплексно подойти к развитию профессионально значимых качеств будущих IT-специалистов. В качестве организаторов студенты разрабатывают программное приложение для проведения экспертного опроса и обработки результатов; в качестве аналитиков учатся ставить и решать задачи системного анализа. В качестве экспертов студенты принимают участие в экспертизе. В работе представлены результаты экспериментальной работы, обосновывающие положительный педагогический эффект ролевой игры как средства развития профессиональной компетентности.
Ключевые слова: ролевая игра, профессиональная компетентность, будущие IT-специалисты.
В условиях компетентностного подхода подготовка выпускников профессиональной школы включает в себя не только освоение знаний и умений, но и формирование личностных профессионально-значимых качеств, характеризующих готовность студента к реализации профессиональных функций. В современных требованиях работодателей к выпускникам акцент делается на их способность к практическому решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности, умению принимать нестандартные решения, работать в команде, владеть навыками делового общения. Анализ требований работодателей, проведенный авторами в процессе разработки компетентностно-ориентированной образовательной программы по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» показал, что на первое место работодатели ставят такие
профессионально значимые личностные качества как: «умение работать в команде», «умение анализировать», «умение принимать решения в нестандартной ситуации». Таким образом, задача формирования и развития профессионально значимых личностных характеристик на этапе обучения в вузе становится все более актуальной [1; 2].
Применение ролевых обучающих игр в учебном процессе профессиональной школы становится все более актуальной тенденцией: игры дают возможность проводить учебный процесс в активной форме, повысить мотивацию и интерес к будущей профессии, в то время как традиционное обучение, в основном, строится в форме пассивного слушания и чтения. Игра как одна из интерактивных форм обучения дает возможность сформировать у обучающихся умение работать в команде, научить ори-
Цель ролевой игры: развитие общекультурных и профессиональных компетенций
Рис. 1. Цели и задачи ролевой игры «Эксперт»
ентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их часто в вымышленном мире, преодолеть проблему решения типовых задач. Как отмечается в работе [3], ролевые игры могут обоснованно рассматриваться как традиционная форма организации коллективной учебной деятельности студентов.
Метод ролевой игры представляет собой особую группу игровых методов, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия [4]. В игре органично сочетаются высокая мотивация, эмоциональное напряжение, и групповое взаимодействие. В таких методах обучения в процессе игровой деятельности используются реальные ситуации, конкретные и актуальные для студентов цели и задачи [4 - 6]. Как отмечается в работе [7], ролевая игра как проблемный метод обучения, нацеливающий студентов на достижение ситуации успеха, стимулировала устойчивое, систематическое проявление личностных качеств, значительно повышает мотивацию обучения.
В современных ролевых играх большое внимание уделяется применению информационных технологий, которые выступают средством поиска информации и создания собственного творческого проекта. Для повышения технологичности ролевых игр преподавателями разрабатываются Интернет-ресурсы, обеспечивающие организационное сопровождение игры [3].
Рассмотрим методику ролевой игры «Эксперт», проводимой автором в течение ряда лет для студентов Тюменского индустриального университета направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» при изучении раздела «Экспертные методы анализа и принятия решений» в курсе «Теория систем и системный анализ». Цель, задача и структура ролевой игры «Экспертиза» представлены на рисунке 1.
Цель ролевой игры «Эксперт» является развитие общекультурных и профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий экспертного анализа проблемы и принятии управленческого решения.
Задачами ролевой игры «Эксперт» являются:
• активизация внимания, восприятия, памяти, воображения обучающихся;
• реализация познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта имитируемой ситуации.
Игра рассчитана на несколько аудиторных занятий и самостоятельную работу студентов, план игры представлен в таблице 1.
В процессе игры студент выступает в нескольких ролях:
- как организатор-разработчик программного приложения;
- как аналитик определяет цель, выбирает критерии оценки, продумывает процедуру опроса и получения результатов, подводит итоги;
- как эксперт (для «не своих» задач) заполняет матрицы экспертных оценок.
Приведём примеры задач, которые студенты выбирают для экспертного опроса:
- выбор средства антивирусной защиты для домашнего ПК;
- выбор модели телефона/принтера и т. д. для личного использования;
- выбор дистрибутива операционной системы и т. п.
В заключительной части ролевой игры при подведении итогов оценивается согласованность решения, которая влияет на качество принятого решения.
Для оценки учебных и личностных достижений, достигнутых в ходе ролевой игры, были разработаны диагностические
Таблица 1
Этап ролевой игры Вид занятия Роль Задачи
1. Подготовительный Лекционно-прак-тические занятия - - изучение методов экспертного анализа и принятия решений;
2. Постановка задачи на игру Практическое занятие ■ - ознакомление с целью, задачами и планом игры,условиями проведения; - формирование подгрупп (2-3 чел) студентов;
3. Организационный Лабораторные работы Организаторы - подгруппа студентов (вся группа разбивается на несколько подгрупп), выступая в качестве организаторов, используя приемы командной работы над программным проектом в подгруппе, разрабатывает программное приложение, реализующее сбор экспертных оценок, обработку результатов (студентам предлагается использовать для реализации метод анализа иерархий Т. Саати);
4. Аналитический Самостоятельная работа Аналитики - каждая подгруппа студентов, выступая в роли аналитиков, определяет проблему, цель, выбирает критерии принятия решения; - формирует матрицы-опросники для экспертов; - подготавливает данные для опроса в разработанной программной среде.
5. Экспертиза Практическое занятие Эксперты - каждая подгруппа студентов в форме доклада с презентацией рассказывает постановку задачи для экспертного опроса для другой подгруппы студентов, которые будут выступать в роли экспертов; - эксперты оценивают объекты по предложенным критериям, используя метод коллективного/индивидуального опроса; - эксперты вносят результаты в программное приложение;
6. Обработка результатов Практическое занятие Аналитики - на основе полученных данных экспертизы подгруппы студентов оценивается согласованность экспертных оценок; - определяется наилучшее решение по проблеме; - подводятся итоги ролевой игры.
Этапы и содержание ролевой игры «эксперт»
Рис.2. Уровниосвоенияразличных ролей
(анкета) и контрольно-измерительные материалы (тесто вые задания).
Оценка носит комплексный характер и отражает компонент формируемыхкомпетенций (которые предотавлены нарисун-ке 1):
--мение еабоюать в команмесренирыетсяипецианьиосо-ставленной анкетой;
- уыоние разрабьпывнтьпрограммиоеыбсспиыенпс - сан качество полученного программного приложения (оценка за лабо-Ы-тоонеюрнб отф);
- умение обосновывать проектное решение складывается из оценки за аналитическую работу (оценка за представление сво-рреадачи, и оцен^кп^£!Р1^о^^^тну—енс^5^;
Результаты экспериментальной апробации (в апробации учыбтвовале4Счрловлн нопнавыенияпод^отр^»^сЮ.03.p1 Тюы менского индустриального университета) отражены на гисто-гупмме 2ы
Обобщив результаты экспериментальной апробации роле-впй н-ры, мпроблемь-уаракнеерые для подготовки будущих 1Т-специалистов:
- студенты затрудняются с постановкой задачи системного ынамызтфо^^и.онанбтоцебю, выбором пнкакаттрей и к-у-териев сравнения, «не видят» применение для решения задач профеосионмынной деятельности;
Библиографический список
- недостаточно развита командная работа, как над программным проектом, так и над общей задачей в целом: студенты внутри групп не умеют грамотно выделить и распределить между собойподзадачи;
- вызывает сложность и процедура экспертного оценивания и заполнения матриц попарных сравнений. В большинстве случаев результаты работы экспертной группы не согласованы;
- интерес к ролевой форме проведения занятий высок: 85% студентов положительно высказываются о полученных в ходе игры результатах и с удовольствием выполняют поставленную задачу.
По мнению автора, использование метода ролевой игры, во время проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы, помогает подготовить студентов к разрешению проблемных профессиональных ситуаций, обладает значительным потенциалом формирования системного мышления, коммуникабельности, умения работать в коллективе, навыков самостоятельной деятельности, т. е. развивает профессионально значимые личностных характеристики будущих 1Т-специалистов. Предлагаемая методика ролевой игры успешно применяется автором при подготовке бакалавров направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» на кафедре кибернетических систем Тюменского индустриального университета в течение последних трех лет.
1. Шалкина Т.Н., Николаева Д.Р Формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач как средства развития компетенций студентов IT-направления. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 73 - 78.
2. Шалкина Т.Н., Николаева Д.Р Оценка качества подготовки студента вуза в условиях компетентностного подхода. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012; 7: 159 - 163.
3. Матвеева Н.В. Ролевая игра и веб-квест: новый взгляд на традиционный метод. Среднее профессиональное образование. 2014; 4: 45-47.
4. Насейкина Л.Ф., Бойчук А.И. Ролевая игра как средство формирования профессионально-значимых личностных качеств студентов-программистов в условиях уровневого образования. Психология и педагогика: методика и проблемы практического примене-ния.2013;31: 177-182.
5. Рубина Г.В., Сальникова Н.А. Ролевая игра как эффективный метод формирования конкурентоспособности будущего инженера. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.Социокинетика.2012;Т. 18.№2:174-177.
6. Клименко Е.В. Интерактивные образовательные технологии в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы: ролевая игра. Труды санкт-петербургского государственного института культуры. 2015; 209: 66 - 71.
7. Бобкова Л.Н. Ролевая игра как проблемный метод обучения, способствующий успеху профессиональной подготовки студентов. Высшее образование сегодня. 2013; 8: 74 - 78.
References
1. Shalkina T.N., Nikolaeva D.R. Formirovanie bazy dannyh mnogourovnevyh professional'no orientirovannyh zadach kak sredstva razvitiya kompetencij studentov IT-napravleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 73 - 78.
2. Shalkina T.N., Nikolaeva D.R. Ocenka kachestva podgotovki studenta vuza v usloviyah kompetentnostnogo podhoda. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2012; 7: 159 - 163.
3. Matveeva N.V. Rolevaya igra i veb-kvest: novyj vzglyad na tradicionnyj metod. Srednee professional'noe obrazovanie. 2014; 4: 45 - 47.
4. Nasejkina L.F., Bojchuk A.I. Rolevaya igra kak sredstvo formirovaniya professional'no-znachimyh lichnostnyh kachestv studentov-programmistov v usloviyah urovnevogo obrazovaniya. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemyprakticheskogo primeneniya. 2013; 31: 177 - 182.
5. Rubina G.V., Sal'nikova N.A. Rolevaya igra kak 'effektivnyj metod formirovaniya konkurentosposobnosti buduschego inzhenera. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2012; T. 18. № 2: 174 - 177.
6. Klimenko E.V. Interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii v sisteme podgotovki specialistov social'no-kul'turnoj sfery: rolevaya igra. Trudy sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2015; 209: 66 - 71.
7. Bobkova L.N. Rolevaya igra kak problemnyj metod obucheniya, sposobstvuyuschij uspehu professional'noj podgotovki studentov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; 8: 74 - 78.
Статья поступила в редакцию 25.11.16
УДК 796.8
Shihshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Sh-bek55@mail.ru
Magomedov O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Sports-Pedagogical Disciplines, Dagestan State pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: farida_tisamaya@mail.ru
Aradahov Sh.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: farida_tisamaya@mail.ru
MARTIAL ARTS AS OPTIONAL PART OF THE CONTENTS OF COURSES ON THE SUBJECT "PHYSICAL EDUCATION".
The article is dedicated to relevance of the use of positive methodological approaches of eastern systems of physical education in the educational contents of the subject of "Physical Culture" in high school: the development and justification of the contents of the variable part of the discipline with the use of means of martial arts. The author focuses on the specifics of the cultural and historical development of the region, the specific location of the educational institution, orientation of physical culture and sports interests of teachers and students, students and teachers that lead to optimal educational process on physical training. The authors describe characteristics that determine the place and significance of the elements of martial arts in the contents of the education on the subject of "Physical Education".
Key words: educational contents, state standard, course of study, variable part, eastern martial arts, martial arts.
Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: Sh-bek55@mail.ru
О.М. Магомедов, канд. пед. наук, проф. каф. спортивно-педагогических дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: farida_tisamaya@mail.ru
Ш.Г. Арадахов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: farida_tisamaya@mail.ru
ЭЛЕМЕНТЫ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ КАК ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Статья посвящена актуальности использования положительных методологических подходов Восточных систем физического воспитания в содержании образования по предмету «Физическая культура» в высшей школе: разработке и обоснованию содержания вариативной части преподавания данной дисциплины с использованием средств Восточных боевых искусств. Основное внимание в работе автор акцентирует на специфику культурно-исторического развития регионов, конкретных мест расположения учреждения образования; направленность физкультурно-спортивных интересов учителей и учащихся, студентов и преподавателей, обуславливающих оптимальность учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Выделяются и описываются характерные особенности определения места и значения элементов восточных единоборств и боевых искусств в содержании образования по предмету «Физическая культура».
Ключевые слова: содержание образования, государственный федеральный образовательный стандарт, учебный предмет, вариативная часть, восточные единоборства, боевые искусства.
Интерес к Восточным боевым искусствам главным образом к китайским, корейским и японским системам единоборств, в нашей стране был всегда велик, а в последние годы популярность их возросла еще больше. Удивляться этому не следует: боевые искусства Востока уже давно популярны во всем мире. К сожалению, не всегда четко представляют себе, что же такое боевые искусства.
Термином «боевые искусства» принято называть традиционные системы боя, на протяжении тысячелетий практикуемые восточной и западной цивилизациями. Появление боевых искусств было вызвано необходимостью самозащиты. Каждая цивилизация на каком-либо историческом отрезке своего развития испытывала угрозу для самого существования ее членов, что заставляла народы изобретать средства защиты себя и своей собственности. За долгие годы своего развития примитивные способы самозащиты превратились в организованные систематизированные оборонительные стили [1].
Различные виды невооруженного и вооруженного поединка существовали практически у всех народов. Однако ни прикладная, ни даже спортивная сторона рассматриваемых боевых искусств практически не существует на Востоке изолировано. Являясь частью воспитательного кодекса и образа жизни, они служат развитию и становлению гармонически развитой личности. Собрать разрозненные приемы в стройную систему с четкой классификацией, принципами и методами, подвести под нее
философскую и морально-этическую базу, сделать ее способом не только физического, но и нравственного, психологического, духовного совершенствования человека смогли только на востоке [2].
Именно, там рукопашный бой был превращен в искусство - такое же, как каллиграфия, чайная церемония, икебана, китайские классические четверостишия. Искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиции народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней. Искусство, требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а осмысления проникновения в каждое движение и - творчества. Искусство, которое развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные способности и дает ему возможность полнее раскрыться, глубже познать себя и окружающих, само реализоваться в любой области.
Очень сильная сторона боевых искусств - это стремление к осознанию связи «внешнего» с «внутренним», иными словами, к осмыслению упражнения, понимания того, что телодвижения являются видимым отражением процессов, происходящих во всем организме. Подчеркивается роль мышления, воли человека в процессе познания самого себя через физические упражнения. Отсюда возникновения различных приемов саморегуляции психических состояний, дошедших до нас в форме психорегулирую-щей тренировки, аутогенной тренировки, медитации. В древних