Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 378.147
Профессиональная игра в развитии коммуникативно-методической компетенции
бакалавров языкового факультета педагогического высшего учебного заведения
М. А. Русина
Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития коммуникативно-методической компетенции студентов-бакалавров языкового факультета педагогического вуза в процессе их профессиональной подготовки. Актуальность обусловлена современными требованиями к профессиональной педагогической, методической подготовке студентов. Во введении кратко описаны особенности профессиональнойподготовки учителей, представленком-понентный состав коммуникативно-методической компетенции, отмечены сложности её развития. Приведены результаты исследования уровня коммуникативно-методической компетенции студентов языкового факультета (бакалавриат). Уточнена специфика профессиональной игры как средства развития коммуникативно-методической компетенции будущих учителей иностранного языка. Описаны особенности, цели и функции профессиональных игр в целом. Приведён алгоритм организации профессиональной игры, даны примеры авторских профессиональных игр, разработанных для методической подготовки студентов факультета иностранных языков, а также критерии их оценивания. В результате обосновывается эффективность профессиональной игры как средства развития коммуникативно-методической компетенции будущих учителей иностранного языка.
Ключевые
слова: профессиональная подготовка учителя, профессиональ-
ная игра, коммуникативно-методическая компетенция, компоненты коммуникативно-методической компетенции, бакалавры языкового факультета педвуза.
Для цитирования: Русина М. А. Профессиональная игра в развитии коммуникативно-методической компетенции бакалавров языкового факультета педагогического высшего учебного заведения // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 114-124. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-114-124.
"А
ДГАУДПО ПГОг
Дата поступления статьи в редакцию: 21 сентября 2018 г.
Педагогическое образование понимают как открытую, интегративную, развивающуюся систему; процесс подготовки педагогов; результат удовлетворения разносторонних запросов рынка педагогического труда [2]. Требования современного общества к выпускникам высших учебных заведений, а именно необходимость принимать самостоятельные решения в изменяющейся ситуации, проявлять творческую активность в профессиональной деятельности, а не только владеть определённым набором знаний, вызвали противоречия в сфере профессиональной подготовки учителя, что повлекло за собой необходимость изменения стандартов подготовки будущих учителей. Полностью можно разделить точку зрения Е. А. Юриновой, утверждающей, что центр внимания в профессиональной педагогической подготовке переместился на решение сложной задачи создания таких условий для развития личностного потенциала будущих учителей, которые бы подготовили их к «педагогической деятельности, направленной на создание условий для развития личности учащихся средствами своего предмета» [10, с. 4].
Проблемам подготовки будущих учителей посвящено немало научных исследований (Э. Г. Азимов, П. К. Бабин-ская, К. Э. Безукладников, Н. В. Беспалова, Л. А. Брызгалова, А. А. Вербицкий, И. Н. Верещагина, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Т. А. Дмитренко, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Е. В. Змиевская, О. Н. Игна, М. А. Ковальчук, А. В. Малёв, Т. С. Мамонтова, Г. В. Рогова, А. Н. Щукин, Е. А. Юринова и др.). Исследователи отмечают возникновение трудностей, связанных как с недостатком теории в области компетентностной модели образования, так и с недостаточным пониманием преподавателями алгоритма действий, технологий формирования и развития профессиональных компетенций студентов.
Специфика подготовки студентов бакалавриата языкового факультета педвуза подразумевает развитие целого ряда компетенций, касающихся как общепедагогической, методической, так и предметной подготовки. Важнейшей задачей в подготовке будущего учителя иностранного языка является формирование и развитие коммуникативно-методической компетенции. Рассмотрим понятие данной компетенции кратко. Её рассматривают как сложную, носящую интегративный, комплексный характер; имеющую в основе методический аспект подготовки учителя. В структуре коммуникативно-методической компетенции выделяют «компоненты (группы компетенций), единицы,
уровни и критерии оценивания, показатели сформированности; содержание: активные знания, ключевые умения и универсальный опыт» [6]. Некоторые учёные (Е. С. Кузнецова, А. В. Малёв, Н. С. Рубина, А. Н. Хомицкая и др.) выделяют в её составе компетенции, связанные со знанием иностранного языка (языковая, грамматическая, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, дискурсивная и т. д.), а также относящиеся к области методики обучения иностранным языкам знания, навыки и умения (профессионально-методические, психолингвистические, психолого-педагогические, научно-исследовательские). Кроме перечисленного к компонентам коммуникативно-методической компетенции относят также личностные профессионально значимые качества педагога (включая организационно-аналитические качества и свойства личности), способность и готовность к профессиональной педагогической деятельности на иностранном языке. К единицам коммуникативно-методической компетенции относят:
- сферы коммуникативно-методической деятельности;
- темы, ситуации общения и программы их развёртывания;
- коммуникативные и методические роли (позиции) собеседников;
- типы высказываний (текстов) и правила их построения;
- языковые минимумы и речевые действия коммуникантов;
- личностную стратегию поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия [6].
Формирование и развитие перечисленных компонентов и единиц коммуникативно-методической компетенции осуществляется в процессе всего периода обучения в педагогическом вузе, в рамках нескольких дисциплинарных блоков: психолого-педагогического, методического, предметного (практика речи, практический курс по первому/второму иностранному языку и т. д.). Кроме того, студенты развивают практические профессиональные умения в ходе прохождения учебной и педагогической практики. Несмотря на столь обширный перечень дисциплин и большой объём практик нередко студенты, изучая дисциплины психолого-педагогического и языкового циклов, не соотносят полученные знания и умения с будущей профессиональной педагогической деятельностью; коммуникативные умения не имеют тесной связи с педагогическими и методическими умениями. Кроме того, иногда прослеживается неспособность студентов бакалавриата применять полученные теоретические знания в практической педагогической деятельности [6]. То есть компоненты коммуникативно-методической компетенции развиваются в виде отдельных элементов, практически отсутствует её комплексное развитие.
Некоторые учёные (Н. В. Беспалова, А. А. Вербицкий, В. П. Глебочкин, В. И. Гришанов, Н. А. Жаркова, И. Ф. Игропуло, О. Г. Ларионова, Н. И. Мешков, А. И. Сухарев, С. Р. Удалов, Е. А. Юринова) отмечают, что у студентов возникает ряд сложностей, связанных с недостаточно сформированной теоретической психолого-педагогической базой, отсутствием инновационного опыта преподавателей, недостаточным пониманием преподавателями алгоритма действий. С целью исследования проблемы комплексного формирования коммуникативно-методической компетенции на базе факультета иностранных языков Томского государственного университета было проведено анкетирование студентов IV курса, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образова-
ДГАУДПО ПГОг
ние с двумя профилями - иностранный (английский) и иностранный (французский/немецкий) язык». Целью анкетирования было выявление исходного уровня сформированности компонентов коммуникативно-методической компетенции обучающихся (по их самооценке). Анкетирование показало, что опрошенные студенты оценивают уровень сформированности собственной коммуникативной компетенции как высокий (в среднем 4,4 балла из возможных 5), а методической - как средний (3,4 балла из 5). При этом большинством студентов было отмечено нечастое использование речевых ситуаций профессиональной педагогической, методической направленности на занятиях по иностранному языку (1,3 из 5 баллов). По итогам анкетирования был сделан вывод о необходимости поиска специальных подходов, методов и технологий для комплексного развития коммуникативно-методической компетенции студентов-бакалавров.
Наиболее соответствующим подготовке бакалавров языковых факультетов педагогических вузов подходом является интегрированный курс практики речи и методики обучения иностранному языку, предложенный А. В. Малёвым [6]. При этом подходе предполагается использование коммуникативно-методических заданий в рамках профессиональной тематики, с учётом конкретной ситуации и условий общения [6]. Реализация интегрированного подхода возможна как на занятиях по курсу «Методика обучения иностранному языку», так и на практических занятиях по иностранному языку в рамках изучаемой профессиональной тематики. Одной из наиболее приемлемых форм реализации данного подхода являются игровые методы, которые относят к активным, нетрадиционным методам обучения [7]. Игровые методы в профессиональной педагогической подготовке способствуют гармоничному объединению полученных студентами теоретических знаний с будущей педагогической деятельностью, помогают развитию умений ориентироваться в различных профессиональных ситуациях, эффективно и быстро находить методически верное решение [8]. В профессиональной подготовке будущих учителей наиболее часто используются деловые и ролевые игры, аналогами которых являются профессиональные имитационные [8], деловые имитационные игры [9]. Многие авторы, исследующие возможности использования игр в профессиональном образовании, отмечают близость понятий деловой и ролевой игры (И. П. Зубова, А. А. Кизима, М. А. Ковальчук и др.) или описывают ролевую игру как разновидность деловой игры (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин). С целью уточнения данных понятий приведём несколько характеристик деловой и ролевой игры, которые встречаются в научно-педагогической литературе.
1. Деловая игра:
- «используется при обучении профессиональному общению для создания различных ситуаций общения и стимулированию учащихся к высказыванию в рамках заданных ситуаций» [1, с. 57];
- «комплекс ситуаций профессионального общения, объединённых... сценарием и являющийся формой организации, обучения и контроля коллективной учебной деятельности» [4, с. 69];
- «имитационное моделирование профессиональной деятельности и занятых в ней людей, ролевое взаимодействие по игровым правилам, в условном времени, при неполной информации, неопределённости, столкновении мнений и оценке происходящего» [7, с. 130].
2. Ролевая игра:
- «средство воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста» [1, с. 264];
- метод, при использовании которого студенты в определённой ситуации обнаруживают свои значимые для профессиональной деятельности черты, подвергающиеся анализу и самоанализу и тренировке [3, с. 15].
В приведённых выше определениях говорится о моделировании профессиональной деятельности, воссоздании содержания будущей профессиональной деятельности, профессиональном общении, ситуациях, а также ролевом взаимодействии участников. На основании перечисленных схожих признаков становится возможным объединение названных понятий в одно обобщающее: «профессиональная игра».
Существует множество классификаций видов деловых и ролевых игр: по цели, по функциям, по характеру задач, по степени активности участников и т. д. Основной целью профессиональной игры, используемой в подготовке будущих учителей иностранного языка, является развитие коммуникативно-методической компетенции, то есть отработка действий в профессиональной ситуации. Ведущей функцией профессиональной игры является мотивацион-ная (пробудить интерес и стремление студентов к профессиональной деятельности); а степень активности участников - довольно высокая, т. к. студенты свободны в выборе решения, несмотря на наличие заложенных в ролях альтернативных мнений. Достижение ведущей цели игры становится возможным при условии создания в игре ситуации профессионального общения на иностранном языке. Однако в каждом конкретном случае при разработке профессиональной игры педагог может ставить более «узкие», конкретные цели, связанные с изучаемой профессиональной методической темой, например, с обучением аспектам языка: «формирование лексических/грамматических/фонетических навыков обучающихся»; с развитием речевых умений: «обучение чтению/письму/аудированию на иностранном языке», «планирование урока иностранного языка» и др.
Подготовка и проведение профессиональной игры требуют соблюдения определённого алгоритма. Поскольку, по мнению автора статьи, в характеристиках деловой, ролевой, профессиональной имитационной игр не выделяют существенных различий, то и алгоритм их подготовки и проведения имеет много общего. Приведём для сравнения примеры алгоритмов подготовки и проведения игр некоторых авторов в таблице 1.
Таблица 1
Алгоритм подготовки и проведения игры
The algorithm of the organization and carrying out of professional game
Авторы Алгоритм
А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова (2012) - подготовка игры - определение цели, условий, места проведения и участников игры; - ввод в игру - проведение эмоциональной установки, объяснение правил игры, распределение ролей; - проведение игры - контроль и корректировка действий участников (при необходимости), поддержание творческой атмосферы; - определение итогов игры - формулирование, констатация результатов игры [13, с. 181-182].
ДГАУД1Ю 11Г0Г
Т. В. Емельянова, Г А. Медяник (2015) - подготовительный этап - подготовка преподавателя и студентов к игре; определение цели, правил игры; подбор материала; - введение в игру - представление участникам темы, сценария, правил игры, установка на игру; распределение ролей, обеспечение необходимыми материалами; - собственно игровой этап - обсуждение полученного задания; выполнение игровых действий; коммуникативное взаимодействие игроков, принятие решения, выступление; - заключительный этап - рефлексия, подведение итогов; - постигровой этап - анализ хода и результатов игры [5, с. 42].
Н. В. Исаева, И. В. Чирич (2017) - подготовительный этап - знакомство участников с целью, задачами игры; распределение ролей, инструктирование участников; - проведение игры - взаимодействие участников игры в рамках заданной ситуации; - обсуждение/рефлексия - анализ причин тех или иных действий игроков, «перенос» полученного опыта в реальную ситуацию [8, с. 59].
Н. А. Першина, М. В. Шамардина (2018) - подготовительный этап - выбор проблемы, материала для игры, обсуждение цели и задач игры, знакомство с основными понятиями, имеющими отношение к игре; - игровой этап - определение стратегии и выполнение игровых действий в соответствии со сценарием игры; - заключительный этап - подведение итогов игры, обсуждение и оценка результатов [7, с. 14].
Приведённые в таблице примеры подтверждают наше предположение о наличии общих признаков в алгоритмах подготовки и проведения игр, имеющих деловую, профессиональную направленность: наличие основных этапов (подготовка, введение в игру, игра, анализ/обсуждение результатов). На основании анализа сходных этапов был сформулирован алгоритм профессиональной игры, направленной на формирование коммуникативно-методической компетенции будущих учителей иностранного языка, представленный ниже.
1. Подготовка игры. Преподаватель определяет имеющуюся проблему, подбирает материал, формулирует цель игры, описывает ситуацию и роли будущих участников.
2. Введение в игру. Преподаватель инструктирует участников, представляет тему, ситуацию игры, распределяет роли.
3. Игровой этап. Организатор игры направляет, поддерживает участников, студенты совершают игровые действия, принимают решение.
4. Заключительный этап. Участники анализируют, обсуждают результат игры, преподаватель корректирует принятое решение, указывает на ошибки (при необходимости).
Автором статьи был разработан комплекс профессиональных игр, имеющих в основе ситуацию, моделирующую профессиональную педагогическую деятельность и определённые роли участников. Количество участников профессиональной игры может варьироваться от двух студентов до целой академической группы, в зависимости от ситуации, предлагаемой в игре. Возможны варианты, когда часть студентов принимает активное участие в обсуждении предложенной ситуации в соответствии с отведённой ролью, а другая часть
группы исполняет роль «экспертов», анализирующих все высказанные мнения и выносящих решение по окончании игры. Разработанные игры имеют кроме общей цели (развитие коммуникативно-методической компетенции) частные цели, например, «to develop practical skills in teaching English (teaching speaking)», «to develop practical skills in teaching English (teaching writing)», «to develop practical skills in planning a lesson». Приведём примеры профессиональных игр, разработанных для студентов языкового факультета педвуза для практических занятий по методике обучения иностранному (английскому) языку по темам: «Технология развития умений иноязычной письменной речи», «Планирование урока иностранного языка».
Correcting written work
Aim: to develop communicative-methodological competence.
Time: 30-40 min.
Situation: young teachers often don't pay enough attention to written mistakes of the learners. They think that it's more important to develop their oral skills. Play the suggested roles, discuss the situation and find the best solution.
Cast list:
1. Miss Tint, a young teacher
2. Miss Black, a young teacher
3. Mrs. Brown, an experienced teacher
Role cards:
1. You are Miss Tint, a young teacher. You ask learners to exchange books with the person next to them. Then you go through the answers and they correct each other's work. You prefer to develop children's communicative skills and you don't pay much attention to pupils' written work.
2. You are Miss Black, a young teacher. You just go through the answers and get pupils to correct their own work. Sometimes you write correct sentences on the board. You don't pay much attention to their written skills; you think that it's much more important to make them speak.
3. You are Mrs. Brown, an experienced teacher. You often ask students to sit in pairs and correct each other's work, helping each other. Then you all go through the answers together. You think that it's very important to attract student's attention to their written mistakes.
Planning a lesson
Aim: to develop practical skills in planning a lesson.
Time: 15 - 20 min.
Situation: Some young teachers consider planning a lesson as complete waste of time. "Just think over an aim, that' all", they say. But at the lesson they often have difficulty with giving instructions, tasks, organizing students' activities because they didn't plan the lesson and even they didn't have any clear idea of the aim of the lesson. Play the suggested roles, discuss the situation and find the best way to aim a lesson.
Cast list:
1. Miss Moore, a young teacher
2. Miss Black, a young teacher
3. Mrs. Brown, an experienced teacher
Role cards:
-A
ДГАУД1Ю 11Г0Г
1. You are Miss Moore, a young teacher.
Usually at the beginning of the lesson you say something like that:
"We're doing Lesson 15. It's question and answer practice using a substitution table". But then you are astonished at your pupil's behaviour and low motivation.
2. You are Miss Black, a young teacher
You start a lesson in the following way:
"We're going to practice present simple questions with 'When...and time expressions".
You have just the same result: your pupils don't follow your instructions, they don't care for English at all.
3. You are Mrs. Brown, an experienced teacher
You try to aim every lesson carefully; you formulate your instructions intelligibly, so your students always understand what you want them to do and why. You say something like: "We're going to practice asking and answering questions using the present simple, so that you learn to talk about everyday activities" [11].
Для более точного оценивания результатов профессиональной игры автором статьи были разработаны критерии, отражающие основные компоненты коммуникативно-методической компетенции, перечисленные выше. Критерии приведём в таблице 2.
Таблица 2
Критерии оценивания результатов профессиональной игры Criteria for the evaluation the results of the professional game
Критерий Максимальный балл
Быстрота реакции на ситуацию, «вхождение» в роль 0 - 2
Адекватность реакции на реплики партнёра, способность отстаивать своё мнение 0 - 2
Вынесение верного решения методической задачи 0 - 2
Языковая корректность (подбор необходимой профессиональной лексики) 0 - 2
Способность анализировать причинно-следственные связи 0 - 2
Итого 0 - 10
В соответствии с приведёнными критериями педагог имеет возможность оценить каждого участника. Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый участник, - 10.
Проведение данных игр возможно по окончании изучения теоретического материала по темам. Общей целью их реализации является развитие коммуникативно-методической компетенции студентов, а в частности, развитие умений корректировать письменные ошибки учащихся в ходе урока, при проверке письменных работ; умений планировать урок иностранного языка. В ходе профессиональной игры создаётся ситуация реального профессионального педагогического общения на английском языке, студенты в игровой обстановке обсуждают возможные варианты, достоинства и недостатки каждого из предложенных в ролях мнений, учатся находить верное методическое решение. После проведения профессиональной игры подводятся итоги. Студенты, не принимавшие непосредственного участия в игре, получают возможность вы-
сказать собственное мнение по заданной ситуации или принять точку зрения одного из участников игры. После этого преподаватель акцентирует внимание студентов на наиболее верных высказываниях.
Разработанные профессиональные игры проводились на практических занятиях (семинарах) по методике обучения иностранному (английскому) языку на 4 курсе факультета иностранных языков Томского государственного педагогического университета в течение одного семестра по каждой изученной теме. В общей сложности было проведено 10 игр. По завершении семестра была исследована результативность данного метода: опрос и тестирование студентов на знание профессиональной методической лексики на английском языке. Тест представлял собой комплекс заданий по методике обучения иностранным языкам на английском языке, например: подбор синонимичных выражений лексики классного обихода, соотнесение методических терминов с дефинициями, определение типа упражнения по формулировке задания.
Анализ результатов показал значительное повышение уровня коммуникативно-методической компетенции студентов: большинство (79 %) показали высокий уровень, 18 % - средний, и лишь 3 % - низкий.
Таким образом, профессиональные игры мотивируют студентов - будущих учителей иностранного языка к профессиональной педагогической деятельности, активизируют развитие их коммуникативных навыков посредством активизации лексики профессионального общения; профессионально-методических, аналитических умений студентов. Проведение профессиональных игр при подготовке бакалавров языкового факультета педвуза способствует комплексному усвоению теоретических знаний, их «переносу» в практическую профессиональную деятельность, формированию готовности применять полученные методические знания в профессиональном общении на английском языке и, соответственно, развитию коммуникативно-методической компетенции.
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Балакирева Э. В. Профессиологические основы педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. СПб., 2008. 44 с.
3. Деловые игры для студентов медицинских вузов / сост. В. З. Кучеренко, О. А. Ма-нерова М. А. Курбаков и др. / под ред. В. З. Кучеренко. М. : Мысль, 2008. 127 с.
4. Доможирова М. А. Деловая игра в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. СПб., 2002. 209 с.
5. Емельянова Т. В., Медяник Г. А. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM).
6. Игна О. Н. Концептуальные основы технологизации профессионально-методической подготовки учителя : дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08. Томск, 2014. 389 с.
7. Инклюзия в образовательном пространстве: метод деловой игры в контексте организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов : учеб.-метод. по-
ДГАУДПО 11Г0Г
собие / сост. Н. А. Першина, М. В. Шамардина. Бийск : АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. 64 с.
8. Исаева Н. В., Чирич И. В. Деловая игра как средство активизации познавательной активности и способ формирования профессиональных компетенций студентов [Электронный ресурс] // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 3. С. 56-63. URL: https://cyberleninka.m/artide/ndelovaya-igra-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-aktivnosti-i-sposob-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 26.02.2019).
9. Малёв А. В. Формирование коммуникативно-методической компетенции студентов-бакалавров в условиях интеграции курсов методики и практики речи : языковой факультет, педагогический вуз : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. М., 2005. 180 с.
10. Мухина С. А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. 360 с.
11. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М. : СИНТЕГ, 2007. 668 с.
12. Скалкин В. Л., Котлярова Л. Б. Имитационно-деловые игры как одно из средств профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1990. № 1. С. 70-74.
13. Технологии педагогической деятельности. В 3 ч. Ч. I. Образовательные технологии : учеб. пособие / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2012. 311 с.
14. Юринова Е. А. Формирование профессионально-компетентностной культуры будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Новокузнецк, 2006. 23 с.
15. Doff Adrian. Teach English. A training course for teachers: teacher's workbook - the nineteenth printing : Cambridge University Press, The British council, 2005. 139 p.
А
ДГАУДПО ПРО/
^ГАУДПО ПРО/
Professional Game in Developing the Communicative and Methodological Competence of the Bachelors of the Foreign Languages Faculty in Pedagogical University
Mariya A. Rusina
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk
Abstract. The paper deals with the peculiarities of professional training of bachelors of the foreign languages faculty of in pedagogical university. The urgency is caused by the modern requirement to the students'professional pedagogical and methodological training. The introduction describes the features of future teachers' professional training, presents the components ofcommunicative and methodological competence and shows the complexity of its development. The results of studying the students' communicative and methodological competence are given. The author describes the specificity ofprofessional games as a means of developing the communicative and methodological competence of future teachers; and their aims, main features, the algorithm for organizing them are given. The article contains the author s samples ofprofessional games and criteria for their evaluation. As a result the effectiveness of using professional games for communicative and methodological competence development of the bachelors offoreign language faculty in pedagogical university is proved.
Keywords: teachers 'professional training, professional game, communicative and methodological competence, the structure of the communicative and methodological competence, bachelors offoreign language faculty in pedagogical university.
Русина Rusina
Мария Александровна Mariya Aleksandrovna
научный сотрудник Research Assistant
ORCID: https://orcid.org/ ORCID: https://orcid.org/
0000-0003-4282-0405 0000-0003-4282-0405
Томский государственный Tomsk State Pedagogical University
педагогический университет
634061, г. Томск, ул. Киевская, 60 60 Kievskaya St, Tomsk, 634061
тел.: +7(3822)311361 tel.: +7(3822)311361
e-mail: rusmaria@yandex.ru e-mail: rusmaria@yandex.ru