Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы высшего профессионального образования'

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1359
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна

В статье представлен анализ практики формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы системы высшего профессионального образования, дана педагогическая интерпретация здорового образа жизни, сформулированы условия использования компетентностного подхода к формированию здорового образа жизни студенческой молодежи, обоснована здоровьесберегающая технология и методы взаимодействия субъектов в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы высшего профессионального образования»

УДК 37.01:39

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2°і2 Щуайбова М.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье представлен анализ практики формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы системы высшего профессионального образования, дана педагогическая интерпретация здорового образа жизни, сформулированы условия использования компетентностного подхода к формированию здорового образа жизни студенческой молодежи, обоснована здоровьесберегающая технология и методы взаимодействия субъектов в образовательном пространстве вуза.

The article represents the analysis of forming the students’ healthy lifestyle in the conditions of the reforms in the system of the higher professional education. The author presents its pedagogical interpretation, formulates the competence-based approach to forming the students’ healthy lifestyle, substantiates the health-saving technology and methods of its implementation in the educational environment of the University.

Ключевые слова: образовательное пространство, здоровый образ жизни,

компетентностный подход, здоровьесберегающая технология, студенческая молодежь, моделирование.

Keywords: educational environment, healthy lifestyle, competence approach, health-saving technology, students, modeling.

В настоящее время в ряду актуальных проблем в системе высшего профессионального образования важное место занимает проблема формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, поскольку несформированность целевой установки студентов на его ведение снижает эффективность профессиональной деятельности.

Это объясняется тем, что учеба в современном вузе имеет специфические особенности, а именно, большую часть учебного дня студента занимает теоретическая подготовка, что предполагает неподвижный, сидячий образ жизнедеятельности, связанный с большими психоэмоциональными и нервными перегрузками, что непосредственно отражается на здоровье последних.

В связи с этим в настоящее время одной из основных задач образовательного процесса выступает не столько преимущественное развитие и совершенствование физических качеств, двигательных навыков и психофизиологических функций организма, к которым в процессе конкретной деятельности предъявляются повышенные требования, сколько воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни как неотъемлемой части специализированной (профессиональной) культуры.

По мнению В. Н. Введенского, здоровье и здоровый образ жизни следует отнести к профессионально важным качествам, способствующим развитию профессионализма и успешности профессиональной деятельности. При этом умение заботиться о собственном здоровье, следовать принципам здорового образа жизни рассматривается в качестве одного из личностных в процессе профессиональной подготовки, поскольку обеспечивает удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

В профессиональном становлении личности здоровый образ жизни приобретает особое значение, поскольку выступает фактором успешности в учебной и в будущей профессиональной деятельности, вследствие чего необходимо в студенческие годы обеспечить осознание значимости здорового образа жизни, добиться, чтобы каждый студент являлся не только профессионалом в своей области знаний, но и человеком, который бы обладал разного рода умениями и навыками организации здорового образа жизни как фактора восстановления организма после напряженного труда.

Сравнительный анализ медицинской, социологической и другой литературы показывает, что здоровье как понятие постоянно меняет свой статус в общественном и индивидуальном сознании по причине привязывания его не только к биологическому или социальному пространству, но и нравственной, духовной составляющим, характеризующим этнос, подрастающее поколение, личность и т. д. С этих позиций изучение здоровья личности как ценности предполагает выяснение физического, нравственного, социально-экономического, эстетического, психофизиологического, психолого-педагогического аспектов, системного рассмотрения взаимосвязанных элементов которые позволяют выяснить ее внутреннюю структуру, механизмы влияния на поведение студенческой молодежи.

В современных условиях развития общества, согласно Концепции модернизации образования, от специалиста требуются высокая квалификация, компетентность, ориентация в смежных областях деятельности, социальная и профессиональная мобильность, умение эффективно работать на уровне мировых стандартов, владение видами профессиональной деятельности, современное мышление и так далее. При этом профессиональное становление личности в процессе обучения в высшем учебном заведении и овладения выбранной профессией представляет особый интерес и позволяет выделить еще профессионально-личностный контекст изучения рассматриваемой проблемы, отражающий развитие и формирование личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения.

Следует отметить, что в рамках приобщения российской высшей школы к Болонскому процессу, балльно-рейтинговой системе, предъявляющей особые требования к посещаемости всех занятий, не дает студентам возможности не только подработать, чтобы покрыть расходы, связанные с образованием, но и должным образом уделить внимание своему здоровью. Постоянная занятость в плане теоретического обучения, подготовка к каждому занятию не оставляет свободного времени для физического совершенствования, что негативным образом отражается на здоровье студенческой молодежи и в первую очередь на студентах, относящихся к специальной медицинской группе [2].

Следовательно, в данных условиях интеграция процесса формирования здорового образа жизни со свойственной ему спецификой, в образовательное пространство вуза выступает как значимая задача профессионального образования, которая должна решаться за счет новых инновационных подходов.

Актуальность поставленных вопросов отражается и в проекте ФГОС высшего профессионального образования, разработанного в формате компетентностного подхода, где вопросы здоровьесбережения рассматриваются в общекультурных и профессиональных компетенциях.

Так, выпускник по направлению подготовки педагогическое образование (квалификация «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями: общекультурными: готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. В области педагогической деятельности: готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности [1,3].

Исходя из вышеизложенного, готовность к ведению здорового образа жизни нами рассматривается как сложное интегральное состояние, характеризующееся наличием знаний, умений и навыков по здоровьесберегающей деятельности, способствующее саморазвитию и самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды.

Моделирование совокупности компонентов образовательной среды позволяет построить систему

управления процессом воспитания готовности к здоровому образу жизни, для чего в образовательном пространстве вуза необходимы два условия: во-первых, нужно знать, что способствует или вызывает неблагоприятное состояние; во-вторых, какими практическими действиями их можно усилить или устранить.

Поскольку интегративным звеном образовательной среды является личность студента, здоровьеформирующий процесс позволяет нам обозначить его в качестве системообразующего субъекта жизнедеятельности, вокруг которого разворачивается педагогическая стратегия формирования здорового образа жизни в процессе обучения в вузе, обеспечивая ему условия для личностного развития, повышения умственного и физического потенциала, сохранения и укрепления здоровья.

Эффективность образовательного процесса по формированию здорового образа жизни зависит от условий его организации, где традиционная модель приводит к возникновению постоянных стрессовых перегрузок, поломке механизмов саморегуляции физиологических функций, развитию хронических болезней и т. д. С этих позиций деятельность студенческого клуба «Здоровый образ жизни» рассматривается нами как наиболее эффективное условие, позволяющее объединить и координировать усилия по нескольким направлениям. При этом моделирование здорового образа жизни в рамках клуба обеспечивается через реализацию оздоровительно-просветительской программы, представляющей собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу ценностных ориентиров (мысли, взгляды, представления, убеждения, установки, чувства, способности и т. д.) студента в состояние реальной значимости для жизнедеятельности.

В рамках деятельности клуба осуществляется просветительско-воспитате-льная работа, ориентированная на формирование мотивационно-ценнос-тного отношения к здоровью и ведению здорового образа жизни, повышение уровня валеологической грамотности и физкультурно-оздоровительный процесс, где обеспечивается системное приобретение двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (физическое образование); постановку правильного дыхания, осанки, походки, обучение правилам передвижения во время спортивных и народных дагестанских игр, расширение кругозора студентов в области лечебной физкультуры и т. д. В результате участия в деятельности клуба у значительной части студентов снижается уровень заболеваемости, улучшаются функциональные и физические показатели организма, формируется направленность на здоровый образ жизни, приобретается уверенность в себе, улучшается эмоциональное состояние и т. д. [4].

Следовательно, использование средств народной физической культуры в здоровьесберегающей деятельности рассматривается нами как одно из приоритетных направлений формирования здорового образа жизни студенческой молодежи, поскольку особенности национальных традиций и обычаев, наряду с активным образом жизни, служат фактором морального и физического оздоровления личности.

Для реализации вышеуказанных этапов в здоровьеформирующей образовательной практике применялись методы: анализ здоровьесберегающей инфраструктуры вуза, организация физкультурно-оздоровительной работы; методическая и санитарно-просветительская деятельность по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни, медико-педагогический мониторинг состояния здоровья студентов и т. д.

Опытно-экспериментальная работа предполагала апробацию модели формирования здорового образа жизни и реализацию здоровьесберегающей технологии в образовательном пространстве вуза, для чего на этапе формирующего эксперимента, подбирались пути эффективного формирования здорового образа жизни студентов, определялись основные компоненты разработанной здоровьесберегающей технологии; проводилась оценка состояния здоровья студентов, осуществлялась педагогическая коррекция процесса в образовательном пространстве вуза и оценка эффективности выделенных педагогических условий.

Согласно результатам эксперимента готовность студентов вести здоровый образ жизни в результате применения на практике здоровьесберегающей технологии возросла: к благополучным (ориентированным) на здоровый образ жизни можно отнести 71,3% студентов, неблагополучными (неориентированными) на здоровый образ жизни остались 18,7% [4].

Проведенная экспериментальная работа показала, что образовательное пространство вуза обладает

потенциальными возможностями, использование которых существенно сглаживает недостатки в воспитании здоровой личности, способствует реализации здоровьесберегающей технологии, учитывающей специфику образовательного учреждения, психосоциальный статус обучающихся, комплексные показатели здоровья субъектов образования, полиэтнокультурное пространство и т. д.

Следовательно, формирование здорового образа жизни студента в процессе профессионального становления становится приоритетной задачей высшей школы. При этом образовательная парадигма, реализуемая через компетентностный подход, будет способствовать укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся, формированию у них ценностей здорового и безопасного образа жизни. А это, в свою очередь, потребует от педагогических вузов подготовки студентов к решению следующих задач: создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности; создание здоровьесберегающей образовательной среды; освоение здоровьесберегающих педагогических технологий; формирование у обучающихся общей культуры и как ее неотъемлемой части -культуры здоровья.

В целом, необходимость формирования здорового образа жизни будущего специалиста как одного из стратегических направлений подготовки в вузе требует постановки вопроса с позиций рассмотрения возможностей образовательного процесса по обеспечению такого миропонимания и отношения к будущей деятельности, которые бы определили его ценностные ориентиры на здоровый образ жизни.

Примечания

1. Ахмадуллина Р. М. Компетенции здоровьесбережения в содержании государственного образовательного стандарта обшего среднего и высшего профессионального образования. 2. Покровская Т. Ю., Козлова А В. КНИТУ // Сохранение здоровья студентов в условиях реформы профессионального образования. 3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклэд на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. // Центр дистанционного образования «Эйдос». 11Ри vwvw.eidos.ru/news/compet/htm 4. Шуайбова М. 0. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Махачкала, 2011.22 с.

Статья поступила в редакцию 11.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.