Научная статья на тему 'Проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодёжи'

Проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / молодежь / студенты / формирование ЗОЖ / потребность в ЗОЖ / образовательный процесс. / healthy lifestyle / youth / students / formation of healthy lifestyle / need for healthy lifestyle / educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. М. Гаирбеков, Ф. У. Базаева

В статье представлен анализ состояния здоровья студенческой молодежи. Выделены педагогические причины снижения его уровня у данной категории лиц. Рассмотрены факторы, оказывающие негативное влияние на формирование культуры здорового образа жизни студенческой молодежи. Выделены эффективные механизмы противостояния негативным факторам. Определены компоненты и показатели здоровья студенческой молодежи. Обозначены факторы, влияющие на формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни. Рассмотрены педагогические проблемы, связанные с учебно-воспитательным процессом вуза, решение которых направлено на обеспечение эффективного формирования культуры здорового образа жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMING A NEED FOR A HEALTHY LIFESTYLE AT STUDENT YOUTH

The article presents an analysis of the health status of student youth. The pedagogical reasons for the decline in youth health are highlighted. The factors that have a negative impact on the formation of a culture of a healthy lifestyle of student youth are considered. Effective mechanisms to counter negative factors are highlighted. The components and health indicators of student youth are determined. The factors affecting the formation of the needs of university students in a healthy lifestyle are identified. The pedagogical problems associated with the educational process of the university are considered, the solution of which is aimed at ensuring the effective formation of a culture of a healthy lifestyle of students. In the system of means that ensure the process of forming a healthy lifestyle of students, the leading are: prevention of bad habits of young people, broadcasting of positive effects on the body of a healthy lifestyle, introduction of modern health-saving technologies in the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования потребности в здоровом образе жизни у студенческой молодёжи»

со средой, а с другой, становились необходимым средством индивидуального развития.

К.Н. Вентцель писал, что одной из главных целей воспитания надо считать «цель связывания в практической жизнедеятельности воспитанников индивидуального и социального, поскольку в глубине всякой человеческой индивидуальности заложено тяготение к миру и человечеству», так как «мир и человечество -это атмосфера, в которой только и может распуститься цветок индивидуальности» [5, с. 202]. На развитие творческой самобытной общественности ребенка через создание вокруг него специальной общественной среды, фундаментом которой является коллективное творчество, и должно быть направлено новое воспитание. На важность организации такой воспитывающей среды с опорой на культурные традиции, обычаи, нормы общежития указывал С.Т. Щацкий. Он провозглашал переход от педагогики индивидуальной к педагогике социальной.

Все эти поиски путей воспитания нового человека культуры были продолжены «подвижниками соцвоса» в советской России. Почти 200 школ-колоний и школ-коммун были созданы в стране в период ликвидации беспризорничества, почти во всех этих школах воспитание стихийно стало осуществляться на основе идеала народности - в общем деле, в общей заботе о своем коллективе, в атмосфере доверия и взаимопомощи, которую формировали дружеские отношения заботы всех друг о друге и своем коллективе. Процессы коллективообра-зования и самоуправления детей были приоритетными в этих детско-взрослых сообществах, и особое заботливое отношение взрослых к детям стимулировало детскую активность и желание самообразовываться, становиться лучше, чем они есть сейчас.

общественно значимым содержанием, таким как «общая забота» об улучшении окружающей жизни и себя в ней. Стрежневой основой такой деятельности выступает забота как объединяющая идея «трех китов» воспитания: деятельности, организации и отношений. Понятие коллектива в педагогическом опыте 20 - 30-х и 60 - 70-х гг. XX века, по мнению И.П. Иванова, тесно связано с проявлением заботы и взаимозаботы в нем, привнесенное в этот опыт из народного идеала общинной жизни. Поэтому И.П. Иванов считает, что определяющим признаком коллектива являются не столько органы самоуправления, сколько забота всех о каждом и каждого обо всех.

Мы изучили работы многих авторов, которые писали о социальном воспитании в России в XIX - XX веках, педагогический опыт дореволюционной и послереволюционной практики социального воспитания в коллективе и через коллектив, детско-взрослую общность школы-колонии «Красные Зори» в ее развитии от 1919 г по 1941 г. и пришли к выводу о том, что в основе успешного опыта по воспитанию молодежи лежит народный идеал «общей заботы» всех обо всех, заботливое отношение воспитателей к воспитанникам и ответное доверительное и осознанное отношение к ним воспитанников, на основе которых происходит преодоление отклонений в поведении детей и рост их личностей в направлении добра и заботы об окружающей жизни. В общем труде на общую пользу незаметно для детей происходит их воспитание и самовоспитание в заботе друг о друге и своем коллективе-семье.

Еще Я.А. Коменский писал о том, что воспитание добродетельного человека возможно только в заботе его о других людях. Опыт организации такой

Таблица 1

Основные педагогические условия воспитания заботливого отношения

ФИО I условие II условие III условие

Макаренко А.С. деятельность на благо людей коллектив отношения заботы

Иванов И.П. деятельность на благо людей коллективная организация отношения заботы

Слободчиков В.И. деятельность на благо людей со-бытийная общность общение

В табл. 1 изображены основные ведущие условия успешного воспитания нравственного, заботливого отношения к жизни у трех авторов, опирающихся в своих исследованиях на идеал народности в воспитании.

И.П. Иванов пишет, что воспитательный потенциал деятельности во многом определяется включенностью человека в социальное творчество с личностно и

Библиографический список

деятельности и таких отношений на основе народного идеала общинной жизни мы обнаруживаем в практике как дореволюционных так и послереволюционных педагогов-подвижников России, создававших свои воспитательные системы в русле народной педагогической традиции и на основе народного идеала «общей заботы».

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия. Москва: Издательство АСТ, 2018.

2. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1995.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под редакцией А.А. Бодалева. Москва: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.

4. Жуков И.Н. Стан волчат и птенчиков: длительные воспитывающие игры. Архангельск: Изд-во Журнала «Вестник скауту», 1917.

5. Ромм Т. А. История социальной педагогики: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Refеrences

1. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya po'ema. Polnaya versiya. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2018.

2. Ivanov I.P. Zveno v beskonechnojcepi. Ryazan', 1995.

3. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Pod redakciej A.A. Bodaleva. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologii». Voronezh: NPO «MODEK», 1995.

4. Zhukov I.N. Stan volchat iptenchikov: dlitel'nye vospityvayuschie igry. Arhangel'sk: Izd-vo Zhurnala «Vestnik skautu», 1917.

5. Romm T.A. Istoriya social'noj pedagogiki: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010.

Статья поступила в редакцию 13.10.19

УДК 378

Gairbekov M.M., senior lecturer, Department of Physical Educaton, Chairman of the Sports Club, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: fubazaeva@mail.ru

Bazaeva F.U., Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: fubazaeva@mail.ru

PROBLEMS OF FORMING A NEED FOR A HEALTHY LIFESTYLE AT STUDENT YOUTH. The article presents an analysis of the health status of student youth. The pedagogical reasons for the decline in youth health are highlighted. The factors that have a negative impact on the formation of a culture of a healthy lifestyle of student youth are considered. Effective mechanisms to counter negative factors are highlighted. The components and health indicators of student youth are determined. The factors affecting the formation of the needs of university students in a healthy lifestyle are identified. The pedagogical problems associated with the educational process of the university are considered, the solution of which is aimed at ensuring the effective formation of a culture of a healthy lifestyle of students. In the system of means that ensure the process of forming a healthy lifestyle of students, the leading are: prevention of bad habits of young people, broadcasting of positive effects on the body of a healthy lifestyle, introduction of modern health-saving technologies in the educational process of the university.

Key word: healthy lifestyle, youth, students, formation of healthy lifestyle, need for healthy lifestyle, educational process.

М.М. Гаирбеков, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» г. Махачкала,

E-mail: fubazaeva@mail.ru

Ф.У. Базаева, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: fubazaeva@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье представлен анализ состояния здоровья студенческой молодежи. Выделены педагогические причины снижения его уровня у данной категории лиц. Рассмотрены факторы, оказывающие негативное влияние на формирование культуры здорового образа жизни студенческой молодежи. Выделены эффективные механизмы противостояния негативным факторам. Определены компоненты и показатели здоровья студенческой молодежи. Обозначены факторы, влияющие на формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни. Рассмотрены педагогические проблемы, связанные с учебно-воспитательным процессом вуза, решение которых направлено на обеспечение эффективного формирования культуры здорового образа жизни студентов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, молодежь, студенты, формирование ЗОЖ, потребность в ЗОЖ, образовательный процесс.

Как отмечают ученые (С.Ю. Иванова, Н.С. Панчук, ПО. Козина, А.Д. Шари-кова и др.) [1 - 4], в настоящее время прослеживаются проблемы в физическом развитии молодежи: снижаются показатели здоровья, идет рост заболеваемости, физическая пассивность молодежи, ведение значительной ее частью и нездорового образа жизни, снижение внеаудиторной работы со студенческой молодежью в разделе спортивных и оздоровительных мероприятий.

Вопросы сохранения здоровья актуализируются, поскольку молодежь ведет малоподвижный образ жизни, длительное время находится в закрытых помещениях (на аудиторных занятиях и т.д.), для молодежи характерно развитие вредных привычек. Педагоги (Л.И. Лубышева, В.А. Магин и др.) [5], [6] выделяют педагогические причины снижения уровня здоровья молодежи - интенсивность учебного процесса и недостаточное просвещение молодежи относительно здорового образа жизни.

В публикациях последних лет [7 - 11] отмечается, что молодежь безответственно относится к своему здоровью, его сохранению и укреплению; у нее отсутствует ценность здоровья в иерархии общечеловеческих ценностей, что является основой здоровьесбережения; молодёжи не присуща здоровьесберегающая ответственность, что в настоящее время становится первостепенной задачей.

В связи с этим в настоящее время проблема сохранения здоровья, приобщение студенческой молодежи к здоровому образу жизни, развитие потребности молодежи в сбережении собственного здоровья, что позволит им активно жить, является актуальной.

В последние годы прослеживаются изменения в стратегии достижения и сохранения здоровья человека, в связи с чем в его базовой культуре следует выделить культуру здорового образа жизни. В ее основе лежит формирование Я-концепции здоровой личности, а также создание условий для саморазвития и самопознания. Организм человека функционирует по законам саморегуляции, несмотря на то, что на него воздействуют множественные внешние факторы, некоторые из которых оказывают крайне негативное влияние. К таким негативным факторам относятся следующие: нарушение гигиенических требований, режима дня и питания, отсутствие калорийности питания, влияние неблагоприятных экологических факторов, наличие вредных привычек, неблагоприятная наследственность, недостаточный уровень медицинского обслуживания и т.д.

Педагоги (ПО. Козина, Т.М. Кравченко) [3], [4] отмечают, что одним из наиболее эффективных механизмов противостояния этим факторам становится следование правилам ЗОЖ, то есть необходимо формирование у молодежи культуры здорового образа жизни.

Ученые ПО. Козина [3], А.Д. Шарикова [12] указывают, что состояние здоровья человека зависит от нескольких показателей: образ жизни определяет 50% здоровья; а остальные 50% - независимые от человека причины: 20% экология, 20% наследственность и 10% медицина.

В то же время специалисты в области физической культуры (Л.И. Лубышева, В.А. Магин) отмечают, что в ЗОЖ основополагающая роль отводится двигательной активности, которая при правильной организации может составлять от

30% до 50% показателей здоровья. Н.А. Семашко писал: «Человеку для укрепления своего здоровья необходимо заниматься физической культурой 24 часа в чутки. Для реализации этого необходимо: 1) желание человека это делать; 2) знания о правильности того, что он делает; 3) иметь возможность реализации своих потребностей; 4) знания в области практической физкультурной деятельности».

От общего состояния здоровья, физического развития и физической активности зависит внимательность, усидчивость, память [1].

Целью стратегии педагогической деятельности является воспитание у учащихся школ и студенческой молодежи мотивации к здоровью и формированию основ здоровой жизнедеятельности в системе «семья - ДОУ - школа - вуз». Методологически значимо для реализации обеспечения здоровой жизнедеятельности студенческой молодежи положение о доминирующих базовых потребностях. Согласно этому положению в иерархии основных потребностей индивида всегда выднляется главенствующая роль для данного возрастного периода, определяющая «ядро личности» и её поведенческую деятельность.

Здоровье - многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья (табл. 1).

Современные исследователи [2, 3, 5, 12] отмечают, что студенческая молодежь дома и в вузе много времени проводит в статистическом положении, это увеличивает утомляемость организма, поскольку нагрузка идет на одни и те же мышцы. Работа скелетной мускулатуры снижается, а это влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, нарушение гибкости, ловкости, быстроты реакции и координации движений, увеличивается шанс развития плоскостопия и задержки возрастного физического развития в целом. Низкая подвижность (гиподинамия) в молодом возрасте вызывает нарушение обмена веществ, что способствует появлению лишнего веса и развитию ожирения.

Статистические данные показателей здоровья студенческой молодежи следующие: около 70% студенческой молодежи страдают от последствий малоподвижного образа жизни (гиподинамии); от 30% до 40% студентов имеют избыточный вес; проявления близорукости отмечается у 42% студенческой молодежи; около четверти студентов (25%) страдают от повышенного артериального давления и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.

В.А. Магин [7] отмечает, что «каждый молодой человек самостоятельно инициирует собственное поведение в отношении сохранения здоровья. Этот процесс носит сугубо индивидуальный, субъективный характер». Следовательно, педагогу необходимо целенаправленно создавать условия, способствующие тому, чтобы каждый студент становился субъектом своего развития, приобщался к здоровому образу жизни.

Интеграция учебных дисциплин на создание автономной системы здоро-вьеобеспечения, мониторинг непрерывного образования становятся объединяющими прогрессивными факторами самоорганизующейся общеобразовательной системы.

По мнению Т.М. Кравченко [4], необходимо повышать жизнеспособность организма, расширять его адаптивные и социально-валеологические особенности.

Таблица 1

Компоненты и показатели здоровья

№ пп Компоненты здоровья Показатели здоровья

1. Соматическое здоровье Показатели текущего состояния функционирования всех органов и систем организма человека. В основу соматического здоровья положена индивидуальная программа биологического развития человека. Она формируется путем реализации базовых потребностей организма на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности - это основной механизм физического развития человека, которые обеспечивают индивидуальность и выступают детерминантом формирования соматического здоровья.

2. Физическое здоровье Основной компонент в структуре здоровья человека и его состояния. Физическое здоровье обусловлено биологическими особенностями организма. Без связи различных элементов организма между собой невозможно говорить и о физическом здоровье, поскольку отдельно существовать и функционировать какой-либо орган (ткани, клетки, органы и т.п.) не могут.

3. Психологическое здоровье Состояние психической сферы человека, что предопределяется духовным комфортом. Психологическое здоровье активизирует различные потребности человека, возможностями самореализации как личности, т.е. обеспечивает социальную жизнь человека.

4 Нравственное здоровье Система ценностей, мотивов, установок, что определяет поведения человека в обществе. Духовность человека лежит в основе нравственного здоровья [8], [9].

Автор отмечает, что воспитание культуры здорового образа жизни в молодежном возрасте - это необходимое условие существования здоровой нации, продолжительности максимальной трудовой и физической активности.

Проблема формирования культуры здорового образа жизни у студентов вуза является актуальной, поскольку состояние их здоровья сегодня - это здоровье общества через 20 - 30 лет. Студенчество, будучи особой социальной группой, всегда является объектом особого внимания. Тенденции ухудшения здоровья молодежи нацеливают на постановку новых задач в физическом воспитании студентов.

Учеными отмечается слабая мотивация студенческой молодежи к ведению здорового образа жизни, отсутствие внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза современных технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование потребности в ЗОЖ [10]. Формирование данной потребности необходимо для того, чтобы, начиная со студенческих лет, человек пришел к осознанию необходимости занятий физической культурой и спортом, обладал знаниями и умениями восстанавливать организм после стрессовых ситуаций и физических нагрузок.

На наш взгляд, причины несформированной потребности студенческой молодежи в ЗОЖ заключаются в том, что в педагогической науке нет точных представлений о его сущности, специфике и структуре, в полной мере не раскрываются возможности учебно-воспитательного процесса вуза по формированию у студентов культуры ЗОЖ.

С.Ю. Иванова [1] выделяет факторы, влияющие на формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни:

- способствующие формированию потребности студентов в здоровом образе жизни (пропаганда физической культуры и спорта через средства мас-

Библиографический список

совой информации; просвещение студентов о составляющих здорового образа жизни; организация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вуза по применению полученных знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни; индивидуально-дифференцированное содержание занятий «Физическая культура» в вузе в соответствии с состоянием здоровья студентов; интерес к занятиям физической культурой и спортом; традиции семьи по ведению здорового образа жизни; уровень профессионального мастерства преподавателей вуза при реализации здоровьесберегающих технологий, например, преподавателей вуза в ведении здорового образа жизни, желание быть красивым и т.д);

- препятствующие формированию рассматриваемого процесса (уровень материального благосостояния семьи студентов и сложившиеся в ней традиции образа жизни; бытовые условия; наличие вредных привычек, характеризующих образ жизни и поведение студентов; мнение референтной группы; недостаточно развитая воля студентов; нехватка свободного времени; лень; непонимание значимости занятий физической культуры и спорта для здоровья человека и др.).

Формирование у студентов ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих во многом зависит от создания в учебном заведении организационно-педагогических условий, способствующих решению возникшей проблемы. В системе средств, обеспечивающих процесс формирования здорового образа жизни студентов, ведущими выступают следующие: профилактика вредных привычек молодежи, трансляция положительного влияния на организм здорового образа жизни, внедрение современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательных процесс вуза, доступность информации по ЗОЖ, включение студентов в массовый студенческий спорт на площадках вуза.

1. Иванова С.Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кемерово. 2008.

2. Панчук Н.С. Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза. Автореферат диссертации .... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2007.

3. Козина Г.Ю. Социологический анализ поведения студенческой молодежи в отношении здоровья и факторов ЗОЖ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007; № 7 (51): 282 - 286.

4. Кравченко Т.М. Формирование здорового образа жизни студентов в вузе (на примере Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева). Автореферат диссертации .кандидата педагогических наук. Москва. 2014.

5. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005: 191.

6. Магин В.А. Применение современных подходов к формированию культуры здоровья педагога. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 227 - 229.

7. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.

8. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 3 (72): 162 - 165.

9. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 - 97.

10. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

11. Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста. Вестник Академии права и управления. 2016; № 2 (43): 125 - 131.

12. Шарикова А.Д. Популяризация ЗОЖ среди студенческой молодежи в рамках вуза. Академия педагогических идей Новация. 2018; № 6: 160 - 165.

Refеrences

1. Ivanova S.Yu. Formirovanie potrebnosti studentov vuza v zdorovom obraze zhizni. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo. 2008.

2. Panchuk N.S. Formirovanie zdorov'esberegayuschej otvetstvennosti studentov vuza. Avtoreferat dissertacii .... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2007.

3. Kozina G.Yu. Sociologicheskij analiz povedeniya studencheskoj molodezhi v otnoshenii zdorov'ya i faktorov ZOZh. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2007; № 7 (51): 282 - 286.

4. Kravchenko T.M. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov v vuze (na primere Moskovskoj sel'skohozyajstvennoj akademii im. K.A. Timiryazeva). Avtoreferat dissertacii .kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva. 2014.

5. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2005: 191.

6. Magin V.A. Primenenie sovremennyh podhodov k formirovaniyu kul'tury zdorov'ya pedagoga. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 227 - 229.

7. Magin V.A. Modernizaciya sistemy professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kulture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

8. Saenko L.A. Faktory formirovaniya cennostnyh orientacij i nravstvennyh ustanovok studencheskoj molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 162 - 165.

9. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.

10. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 136 - 137.

11. Saenko L.A., Bobryshov S.V. Metodologicheskaya ocenka kompetentnostnogo podhoda v podgotovke specialista. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2016; № 2 (43): 125 - 131.

12. Sharikova A.D. Populyarizaciya ZOZh sredi studencheskoj molodezhi v ramkah vuza. Akademiya pedagogicheskih idej Novaciya. 2018; № 6: 160 - 165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 16.10.19

УДК 378

Dzhegistaeva L.I., Senior Lecturer, Department of Preschool Pedagogy and Psychology Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: fubazaeva@mail.ru

Bazaeva F.U., Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: fubazaeva@mail.ru

APPLICATION OF ETHNOCULTURAL APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION. The article discusses the ethnocultural approach in teacher education. The author presents pedagogical tasks of preparing future preschool teachers, which must be solved based on the ethnocultural approach. The model of training future teachers of preschool education based on the ethnocultural approach is presented. The stages and principles of model implementation are highlighted. The structural blocks of the model are defined and described - target, organizational and evaluative. It is concluded that the ethnocultural approach is a "mechanism" of social development of students, a communicator for representatives of different cultures, an integrator in culture.

Key word: education, ethnocultural approach, teacher training, preschool education, future teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.