Автор отмечает, что воспитание культуры здорового образа жизни в молодежном возрасте - это необходимое условие существования здоровой нации, продолжительности максимальной трудовой и физической активности.
Проблема формирования культуры здорового образа жизни у студентов вуза является актуальной, поскольку состояние их здоровья сегодня - это здоровье общества через 20 - 30 лет Студенчество, будучи особой социальной группой, всегда является объектом особого внимания. Тенденции ухудшения здоровья молодежи нацеливают на постановку новых задач в физическом воспитании студентов.
Учеными отмечается слабая мотивация студенческой молодежи к ведению здорового образа жизни, отсутствие внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза современных технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование потребности в ЗОЖ [10]. Формирование данной потребности необходимо для того, чтобы, начиная со студенческих лет, человек пришел к осознанию необходимости занятий физической культурой и спортом, обладал знаниями и умениями восстанавливать организм после стрессовых ситуаций и физических нагрузок.
На наш взгляд, причины несформированной потребности студенческой молодежи в ЗОЖ заключаются в том, что в педагогической науке нет точных представлений о его сущности, специфике и структуре, в полной мере не раскрываются возможности учебно-воспитательного процесса вуза по формированию у студентов культуры ЗОЖ.
С.Ю. Иванова [1] выделяет факторы, влияющие на формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни:
- способствующие формированию потребности студентов в здоровом образе жизни (пропаганда физической культуры и спорта через средства мас-
Библиографический список
совой информации; просвещение студентов о составляющих здорового образа жизни; организация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вуза по применению полученных знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни; индивидуально-дифференцированное содержание занятий «Физическая культура» в вузе в соответствии с состоянием здоровья студентов; интерес к занятиям физической культурой и спортом; традиции семьи по ведению здорового образа жизни; уровень профессионального мастерства преподавателей вуза при реализации здоровьесберегающих технологий, например, преподавателей вуза в ведении здорового образа жизни, желание быть красивым и т.д);
- препятствующие формированию рассматриваемого процесса (уровень материального благосостояния семьи студентов и сложившиеся в ней традиции образа жизни; бытовые условия; наличие вредных привычек, характеризующих образ жизни и поведение студентов; мнение референтной группы; недостаточно развитая воля студентов; нехватка свободного времени; лень; непонимание значимости занятий физической культуры и спорта для здоровья человека и др.).
Формирование у студентов ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих во многом зависит от создания в учебном заведении организационно-педагогических условий, способствующих решению возникшей проблемы. В системе средств, обеспечивающих процесс формирования здорового образа жизни студентов, ведущими выступают следующие: профилактика вредных привычек молодежи, трансляция положительного влияния на организм здорового образа жизни, внедрение современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательных процесс вуза, доступность информации по ЗОЖ, включение студентов в массовый студенческий спорт на площадках вуза.
1. Иванова C.IO. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кемерово. 2008.
2. Панчук H.C. Формирование здоровьесберегающей ответственности студентов вуза. Автореферат диссертации .... кандидата педагогических наук. Кемерово, 2007.
3. Козина Г.Ю. Cоциологический анализ поведения студенческой молодежи в отношении здоровья и факторов ЗОЖ. Вестник Тамбовского университета. Cерия: Гуманитарные науки. 2007; № 7 (51): 282 - 286.
4. Кравченко Т.М. Формирование здорового образа жизни студентов в вузе (на примере Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева). Автореферат диссертации .кандидата педагогических наук. Москва. 2014.
5. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005: 191.
6. Магин В.А. Применение современных подходов к формированию культуры здоровья педагога. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 227 - 229.
7. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.
8. Cаенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
9. Cаенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 - 97.
10. Cаенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 136 - 137.
11. Cаенко Л.А., Бобрышов C.B. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста. Вестник Академии права и управления. 2016; № 2 (43): 125 - 131.
12. Шарикова А.Д. Популяризация ЗОЖ среди студенческой молодежи в рамках вуза. Академия педагогических идей Новация. 2018; № 6: 160 - 165.
Refеrences
1. Ivanova S.Yu. Formirovanie potrebnosti studentov vuza v zdorovom obraze zhizni. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo. 2008.
2. Panchuk N.S. Formirovanie zdorov'esberegayuschej otvetstvennosti studentov vuza. Avtoreferat dissertacii .... kandidata pedagogicheskih nauk. Kemerovo, 2007.
3. Kozina G.Yu. Sociologicheskij analiz povedeniya studencheskoj molodezhi v otnoshenii zdorav'ya i faktorav ZOZh. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki. 2007; № 7 (51): 282 - 286.
4. Kravchenko T.M. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov v vuze (na primere Moskovskoj sel'skohozyajstvennoj akademii im. K.A. Timiryazeva). Avtoreferat dissertacii .kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva. 2014.
5. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v prafessional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2005: 191.
6. Magin V.A. Primenenie sovremennyh podhodov k formirovaniyu kul'tury zdorav'ya pedagoga. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 227 - 229.
7. Magin V.A. Modernizaciya sistemy professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kulture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
8. Saenko L.A. Faktory formirovaniya cennostnyh orientacij i nravstvennyh ustanovok studencheskoj molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
9. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.
10. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 136 - 137.
11. Saenko L.A., Bobryshov S.V. Metodologicheskaya ocenka kompetentnostnogo podhoda v podgotovke specialista. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2016; № 2 (43): 125 - 131.
12. Sharikova A.D. Populyarizaciya ZOZh sredi studencheskoj molodezhi v ramkah vuza. Akademiya pedagogicheskih idej Novaciya. 2018; № 6: 160 - 165.
Статья поступила в редакцию 16.10.19
УДК 378
Dzhegistaeva L.I., Senior Lecturer, Department of Preschool Pedagogy and Psychology Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Bazaeva F.U., Professor, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
APPLICATION OF ETHNOCULTURAL APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION. The article discusses the ethnocultural approach in teacher education. The author presents pedagogical tasks of preparing future preschool teachers, which must be solved based on the ethnocultural approach. The model of training future teachers of preschool education based on the ethnocultural approach is presented. The stages and principles of model implementation are highlighted. The structural blocks of the model are defined and described - target, organizational and evaluative. It is concluded that the ethnocultural approach is a "mechanism" of social development of students, a communicator for representatives of different cultures, an integrator in culture.
Key word: education, ethnocultural approach, teacher training, preschool education, future teachers.
Л.И. Джегистаева, ст. прел, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected] Ф.У. Базаева, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается этнокультурный подход в педагогическом образовании. Автор представляет педагогические задачи подготовки будущих педагогов дошкольного образования, которые необходимо решать с опорой на этнокультурный подход. Представлена модель подготовки будущих педагогов дошкольного образования на его основе. Выделены этапы, принципы реализации модели. Определены и описаны структурные блоки модели - целевой, организационный и оценочный. Сделан вывод, что этнокультурный подход является механизмом социального развития студентов, коммуникатором для представителей разных культур, интегратором в культуру.
Ключевые слова: образование, этнокультурный подход, подготовка педагогов, дошкольное образование, будущие педагоги.
Современная система образования направлена на обеспечение гармонизации этнокультурных и национальных отношений, поддержку этнокультурной самобытности народов, населяющих нашу страну, гуманизацию отношений к традиционной национальной культуре, что отражено в «Национальной доктрине образования РФ». Особенности использования этнокультурного подхода в педагогическом образовании отражены в работах ученых-педагогов М.П Ахмедова, Н.М. Ахмерова, А.Б. Афанасьева, Л.П. Карпушина, Т.Я. Шпикалова и др. [1, 2, 3, 6, 13].
Актуальность использования этнокультурного подхода в образовании обусловливается всеобщей этнокультурной направленностью образования. Подход как педагогическаякатегория предстааляет собойсовокупность принципов, приемов, методов, которые определяют общую стратегию педагогической деятельности, оыаажающуюея втеерртичеслой,пеактической,науиро-иослеиосательккой и методической направленности.
Этнокультурный подход в образовании предполагает опору на принципы этнокультурности, культуротворчества, природосообразности, этнической толерантности, диалога культур, а также связи системы образования с этнокультурной средой социума, этнокультурной просветительской деятельностью. Педагоги С.В. Бобрышов, Т.Н. Гриневская, Т.Н. Кондратьева, Л.А. Саенко и др. [4, 5, 7, 8, 9] отмечают, что этнокультурный подход в образовании основывается на ключевых этнокультурных традициях с целью формирования этнокультурной личности в процессе социализации и инкультурции.
В учебные планы бакалавров и магистров педагогического образования включаются различные дисциплины этнокультурной, этнопсихологической, эт-нопедагогической направленности. Однакоанализлитературы и результаты собственной практической деятельности свидетельствует о том, что отсутствует едннаосистоманспольноаанипэееоааеьеурногоьодходавформировании и развитии личности.
Рис. 1. Модель подготовки будущих педагогов дошкольного образования на основе этнокультурного подхода
Если рассматривать этнокультурный подход в качестве средства подготовки педагога, то следует обратиться к развитию духовно-нравственной сферы личности - этических, нравственных качеств. Возникает потребность педагогической науки в поиске новых, более эффективных путей этнической ориентации личности на основе этнокультурного подхода [10], [11] Такую работу необходимо организовать в образовательном поле педагогического вуза, в том числе для подготовки будущих педагогов дошкольного образования. В Чеченском государственном педагогическом университете такая работа уже проводится: включены элементы этнопедагогики в содержание некоторых учебных предметов, проводятся воспитательные мероприятия для студенческой молодежи, знакомящие их с различными культурами, традициями и обычаями народов, населяющих не только Северо-Кавказский регион, но и другие регионы РФ. Этнокультурный подход становится «механизмом» социального развития студентов, коммуникатором для представителей разных культур, интегратором в культуру [12 - 15].
Обозначим следующие педагогические задачи подготовки будущих педагогов дошкольного образования, которые необходимо решать с опорой на этнокультурный подход:
- формировать у студентов этнокультурной толерантности, культуры межнационального общения, развитие этнокультурной грамотности;
- формировать представления у студентов об этнопсихологии, этнофило-софии и этики межнационального общения;
- воспитывать интерес к изучению этнической культуры, дать представление об этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаках, а также о других факторах, объединяющих различные культуры;
- формировать убеждение об опасности развития этноцентризма в многонациональном государстве;
- формировать у будущих педагогов дошкольного образования профессиональные компетенции, направленные на готовность студентов к работе с воспитанниками в области национально-культурной идентификации, формирования у детей этнокультурного сознания;
- актуализировать знания студентов по ряду дисциплин, обратить внимание на образцы этнической культуры народов РФ, в том числе народов, населяющих южные регионы страны, что может быть использовано в образовательно-воспитательной практике дошкольного учреждения;
- помочь освоить студентами культуротворческих технологий, которые позволяют сохранять, транслировать и развивать этнокультурные традиции;
- формировать у студентов этнокультурную педагогическую компетенцию, что обеспечит готовность формирования у детей дошкольного возраста этнической культуры, этнической грамотности, этнокультурной толерантности.
Отметим, что важным является формирование у студентов, будущих педагогов дошкольного образования, этнокультурной педагогической компетентности.
Библиографический список
Этнокультурная педагогическая компетентность - это интегративное качество личности, характеризующееся способностью и готовностью студента - будущего педагога дошкольного образования к реализации технологий этнокультурного воспитания, то есть владение комплексом теоретических знаний и практических навыков.
Все вышеизложенное позволяет нам определить модель подготовки будущих педагогов дошкольного образования на основе этнокультурного подхода (рис. 1).
Такая модель будет состоять из трех блоков - целевого, организационного и оценочного. Целевой блок включает в себя цели и задачи реализации модели. Организационный блок охватывает принципы, этапы реализации модели, а также определяет компоненты этнокультурной педагогической компетентности студентов. Оценочный блок позволяет выявить уровневую составляющую сформиро-ванности этнокультурной педагогической компетентности студентов.
Компоненты этнокультурной педагогической компетентности - когнитивный, мотивационный и деятельностный. Когнитивный компонент отражает знания студентов об этнокультурных особенностях, а также знания технологий воспитательной работы с детьми по формированию у них этнокультурной толерантности, основ межнационального общения. Мотивационный компонент интегрирует потребности и мотивы студентов в изучении этнической культуры. Деятельностный компонент определяет способность и готовность студентов к дальнейшей педагогической деятельности в поликультурном регионе Северного Кавказа.
Поскольку регионы призваны сохранять и развивать этносы, возрождать этническую культуру, то реализация модели подготовки будущих педагогов дошкольного образования на основе этнокультурного подхода позволит обеспечить межкультурное взаимодействие, прогнозировать положительный эффект в развитии этнокультурной педагогической компетентности студентов. Национальные республики, в том числе и Чеченская Республика, являются стабильными в межэтническом аспекте субъектами РФ. Здесь сохраняется культура каждого этноса, происходят процессы межкультурного общения, межэтнической консолидации и взаимообогащения культур народов, проживающих на Кавказе.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время образование призвано обеспечить гуманное, уважительное отношение к представителям различных этносов на основе диалога культур. Именно культурологический подход в подготовке педагога будет способствовать формированию этнокультурной педагогической компетентности. Будущие педагоги дошкольного образования, в своей дальнейшей деятельности должны формировать у воспитанников этнокультурную толерантность, способность к межнациональному общению. Модель подготовки будущих педагогов дошкольного образования на основе этнокультурного подхода призвана обеспечить готовность педагогов к дальнейшей профессиональной деятельности в поликультурном регионе.
1. Ахмедова М.Г Аксиологический подход к формированию этнокультурных компетенций будущих учителей. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015; № 1 - 2: 48 - 51.
2. Ахмерова Н.М. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2004.
3. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория история, концептуальные основы: монография. Санкт-Петербург: Издательство «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.
4. Бобрышов С.В., Саенко Л.А. Компетентностный и знаниевый подходы в профессиональном образовании: проблемные вопросы понимания и реалии применения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; № 5 (109): 16 - 22.
5. Гриневецкая Т.Н. Анализ современных теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы этнокультурного образования педагогов. Сибирский педагогический журнал. 2017; № 5: 98 - 104.
6. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов. Фундаментальные исследования. 2011; № 12 - 2: 302 - 305.
7. Кондратьева Т.Н. Сравнительный анализ феноменов этнической толерантности и этнокультурной ассертивности в контексте современного педагогического образования. Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. 2015; № 4. Available at: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1834
8. Недогреева Н.Г. Этнокультурный подход к становлению личности обучающихся. Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017; Т. 17, № 4: 483 - 487.
9. Саенко Л.А. Формирование образа педагога-профессионала в вузе. Корпоративный и персональный имидж в дискурсе межкультурных и социальных коммуникаций: сборник трудов первой Международной конференции. Москва: Академия имиджелогии, 2014.
10. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018; № 1: 93 - 97.
11. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
12. Федорова С.Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов. Автореферат диссертации ... доктора педагогичческих наук. Москва, 2006.
13. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии. Шуя, 2005: 6 - 12.
14. Арсалиев Ш.М.Х. Этнопедагогика в контексте современной научной парадигмы. Saarbrucken-Deutschland, 2013.
15. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 117 - 119.
Refеrences
1. Ahmedova M.G. Aksiologicheskij podhod k formirovaniyu 'etnokul'turnyh kompetencij buduschih uchitelej. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015; № 1 - 2: 48 - 51.
2. Ahmerova N.M. 'Etnokul'turnyjpodhod v professional'nojpodgotovke social'nogo pedagoga krabote s semejnym sociumom. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.
3. Afanas'eva A.B. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v Rossii: teoriya istoriya, konceptual'nye osnovy: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Universitetskij obrazovatel'nyj okrug Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti», 2009.
4. Bobryshov S.V., Saenko L.A. Kompetentnostnyj i znanievyj podhody v professionalem obrazovanii: problemnye voprosy ponimaniya i realii primeneniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 5 (109): 16 - 22.
5. Grineveckaya T.N. Analiz sovremennyh teoretiko-metodologicheskih podhodov k issledovaniyu problemy 'etnokul'turnogo obrazovaniya pedagogov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2017; № 5: 98 - 104.
6. Karpushina L.P. 'Etnokul'turnyj podhod k podgotovke studentov pedagogicheskih vuzov. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; № 12 - 2: 302 - 305.
7. Kondrat'eva T.N. Sravnitel'nyj analiz fenomenov 'etnicheskoj tolerantnosti i 'etnokul'turnoj assertivnosti v kontekste sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Medicina i obrazovanie v Sibiri: setevoe nauchnoe izdanie. 2015; № 4. Available at: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1834
8. Nedogreeva N.G. 'Etnokul'turnyj podhod k stanovleniyu lichnosti obuchayuschihsya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2017; T. 17, № 4: 483 - 487.
9. Saenko L.A. Formirovanie obraza pedagoga-professionala v vuze. Korporativnyj ipersonal'nyj imidzh v diskurse mezhkul'turnyh i social'nyh kommunikacij: sbornik trudov pervoj Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: Akademiya imidzhelogii, 2014.
10. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.
11. Saenko L.A. Faktory formirovaniya cennostnyh orientacij i nravstvennyh ustanovok studencheskoj molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
12. Fedorova S.N. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetentnostibuduschih pedagogov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogichcheskih nauk. Moskva, 2006.
13. Shpikalova T.Ya., Baklanova T.I., Ershova L.V. Koncepciya 'etnokul'turnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Nepreryvnoe 'etnohudozhestvennoe obrazovanie: metodologiya, problemy, tehnologii. Shuya, 2005: 6 - 12.
14. Arsaliev Sh.M.H. 'Etnopedagogika v kontekste sovremennoj nauchnojparadigmy. Saarbrucken-Deutschland, 2013.
15. Magomeddibirova Z.A., Navrazova M.R. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrostkov na primere chechenskih narodnyh tradicij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 117 - 119.
Статья поступила в редакцию 12.10.19
УДК 37.035.7
Alekhine I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy Military University of the Ministry of Defense of Russian Federation
(Russia), E-mail: [email protected]
Leontiev A.V., adjunct, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of Russian Federation (Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF FORMATION OF POLITICAL CONSCIOUSNESS OF A SOLDIER'S PERSONALITY. The article discusses the socio-pedagogical aspects of the formation of political consciousness and its role in the education of the armed forces of the Russian Federation. The contents and the concept of political consciousness as one of the important components of social consciousness are revealed. Special attention is paid to the formation of the political consciousness of the soldier in the course of military service and its impact on the personality of soldiers in the process of education. The formation of a soldier's personality or his individual qualities is considered as changes in development occurring as a result of the influence of a set of different factors. The article is considered in the context of formation of political consciousness of the warrior in the conditions of his specific activity.
Key words: political consciousness, consciousness of military personnel, public consciousness, personality of military personnel, influence, formation, education.
И.А. Алёхин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, E-mail: [email protected]
А.В. Леонтьев, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
В статье рассматриваются социально-педагогические аспекты формирования политического сознания и его роли в воспитании военнослужащих ВС РФ. Раскрывается сущность и само понятие политического сознания как одного из важных составляющих общественного сознания. Особое внимание уделено формированию политического сознания военнослужащего в ходе прохождения военной службы и его воздействию на личность военнослужащих в процессе воспитания. Формирование личности военнослужащего или отдельных его качеств рассмотрено как изменения в развитии, происходящие в результате влияния совокупности различных факторов. В статье рассматривается формирование политического сознания воина в контексте его специфической деятельности.
Ключевые слова: политическое сознание, сознание военнослужащих, общественное сознание, личность военнослужащего, воздействие, формирование, воспитание.
Политическое сознание военнослужащих - это одна из основных составных форм общественного сознания, которая, как правило, возникает совместно с появлением государственности и политической власти и является наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики в целом.
На современном этапе развития армии личность каждого военнослужащего выступает как совершенно новое, с исторической точки зрения, явление, которое вызвано к жизни постоянной необходимостью защиты нашего государства как от внутренних, так и от внешних мировых угроз. Армия выступает как социальная среда, в которой происходит формирование личности воина, неотъемлемая часть нашего государства, а также особая организация современного общества, связанная с ним нераздельно. Если исходить из определения современной отечественной педагогики, то каждый человек, а в нашем случае военнослужащий, не имеющий каких-либо патологических дефектов в своей психической сфере, является личностью. Если рассматривать данный аспект в широком плане, то личность военнослужащего выступает интегральной целостностью как психогенных, так и социогенных элементов. От ее содержания зависит и то, как поведет себя военнослужащий в той или иной возникшей ситуации. Исходя из этого, непременное знание содержания, структуры, сущности и самих механизмов формирования и развития личности в конечном итоге позволит офицеру любого звена не только грамотно осуществлять руководство своим подчиненным личным составом, но и с большей эффективностью осуществлять весь комплекс мероприятий по организации всех видов их служеб-но-боевой деятельности, укрепления организованности и порядка, обучения и воспитания [1].
В Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время Главное военно-политическое управление отчетливо указывает на необходимость фор-
мирования политического сознания и воспитания высоких политических качеств военнослужащих всех родов и видов войск.
Если рассматривать политическое сознание в общем аспекте, то оно очень тесно объединено с политическим поведением, являясь по своей сути его подготовительным этапом, который придает смысл политическому поведению, а также предоставляет возможность политическому взаимодействию между субъектами политического процесса. Политическое сознание военнослужащего возможно характеризовать и как «внутреннее» политическое поведение, производящее определенное влияние на «внешнее» поведение воина, то есть на его деятельность и активность в самом процессе прохождения военной службы.
Политическое сознание по своей сути является одной из важнейшей составной частью политических отношений и естественным компонентом духовной жизни как самого индивида, так и общества. В диалектическом развитии оно показывает свою многомерность, многоаспектность, выраженную во всем многообразии процессов и форм отображения политической действительности. Политическое сознание военнослужащих, являясь, безусловно, целостным образованием, имеет довольно сложную структуру.
Воинская служба в силу своей политической направленности, специфики организации, особой напряженности, динамичности, повышенной ответственности значительно активизирует овладение политическим сознанием военнослужащих и упрочение в сознании воинов чувства воинского долга, товарищества, патриотизма.
В настоящее время мы не можем назвать ни одной работы, ни одного исследования, где в прямой постановке рассматривалась бы проблема влияния политического сознания на формирование личности военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Политическое сознание непосредственно