5. Grineveckaya T.N. Analiz sovremennyh teoretiko-metodologicheskih podhodov k issledovaniyu problemy 'etnokul'turnogo obrazovaniya pedagogov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2017; № 5: 98 - 104.
6. Karpushina L.P. 'Etnokul'turnyj podhod k podgotovke studentov pedagogicheskih vuzov. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; № 12 - 2: 302 - 305.
7. Kondrat'eva T.N. Sravnitel'nyj analiz fenomenov 'etnicheskoj tolerantnosti i 'etnokul'turnoj assertivnosti v kontekste sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Medicina i obrazovanie v Sibiri: setevoe nauchnoe izdanie. 2015; № 4. Available at: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1834
8. Nedogreeva N.G. 'Etnokul'turnyj podhod k stanovleniyu lichnosti obuchayuschihsya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2017; T. 17, № 4: 483 - 487.
9. Saenko L.A. Formirovanie obraza pedagoga-professionala v vuze. Korporativnyj ipersonal'nyj imidzh v diskurse mezhkul'turnyh i social'nyh kommunikacij: sbornik trudov pervoj Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: Akademiya imidzhelogii, 2014.
10. Saenko L.A., Kulaeva Z.T. O formirovanii nravstvennyh cennostej studencheskoj molodezhi. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2018; № 1: 93 - 97.
11. Saenko L.A. Faktory formirovaniya cennostnyh orientacij i nravstvennyh ustanovok studencheskoj molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
12. Fedorova S.N. Formirovanie 'etnokul'turnojkompetentnostibuduschih pedagogov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogichcheskih nauk. Moskva, 2006.
13. Shpikalova T.Ya., Baklanova T.I., Ershova L.V. Koncepciya 'etnokul'turnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Nepreryvnoe 'etnohudozhestvennoe obrazovanie: metodologiya, problemy, tehnologii. Shuya, 2005: 6 - 12.
14. Arsaliev Sh.M.H. 'Etnopedagogika v kontekste sovremennoj nauchnojparadigmy. Saarbrucken-Deutschland, 2013.
15. Magomeddibirova Z.A., Navrazova M.R. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrostkov na primere chechenskih narodnyh tradicij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 117 - 119.
Статья поступила в редакцию 12.10.19
УДК 37.035.7
Alekhine I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy Military University of the Ministry of Defense of Russian Federation
(Russia), E-mail: [email protected]
Leontiev A.V., adjunct, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of Russian Federation (Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF FORMATION OF POLITICAL CONSCIOUSNESS OF A SOLDIER'S PERSONALITY. The article discusses the socio-pedagogical aspects of the formation of political consciousness and its role in the education of the armed forces of the Russian Federation. The contents and the concept of political consciousness as one of the important components of social consciousness are revealed. Special attention is paid to the formation of the political consciousness of the soldier in the course of military service and its impact on the personality of soldiers in the process of education. The formation of a soldier's personality or his individual qualities is considered as changes in development occurring as a result of the influence of a set of different factors. The article is considered in the context of formation of political consciousness of the warrior in the conditions of his specific activity.
Key words: political consciousness, consciousness of military personnel, public consciousness, personality of military personnel, influence, formation, education.
И.А. Алёхин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, E-mail: [email protected]
А.В. Леонтьев, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
В статье рассматриваются социально-педагогические аспекты формирования политического сознания и его роли в воспитании военнослужащих ВС РФ. Раскрывается сущность и само понятие политического сознания как одного из важных составляющих общественного сознания. Особое внимание уделено формированию политического сознания военнослужащего в ходе прохождения военной службы и его воздействию на личность военнослужащих в процессе воспитания. Формирование личности военнослужащего или отдельных его качеств рассмотрено как изменения в развитии, происходящие в результате влияния совокупности различных факторов. В статье рассматривается формирование политического сознания воина в контексте его специфической деятельности.
Ключевые слова: политическое сознание, сознание военнослужащих, общественное сознание, личность военнослужащего, воздействие, формирование, воспитание.
Политическое сознание военнослужащих - это одна из основных составных форм общественного сознания, которая, как правило, возникает совместно с появлением государственности и политической власти и является наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики в целом.
На современном этапе развития армии личность каждого военнослужащего выступает как совершенно новое, с исторической точки зрения, явление, которое вызвано к жизни постоянной необходимостью защиты нашего государства как от внутренних, так и от внешних мировых угроз. Армия выступает как социальная среда, в которой происходит формирование личности воина, неотъемлемая часть нашего государства, а также особая организация современного общества, связанная с ним нераздельно. Если исходить из определения современной отечественной педагогики, то каждый человек, а в нашем случае военнослужащий, не имеющий каких-либо патологических дефектов в своей психической сфере, является личностью. Если рассматривать данный аспект в широком плане, то личность военнослужащего выступает интегральной целостностью как психогенных, так и социогенных элементов. От ее содержания зависит и то, как поведет себя военнослужащий в той или иной возникшей ситуации. Исходя из этого, непременное знание содержания, структуры, сущности и самих механизмов формирования и развития личности в конечном итоге позволит офицеру любого звена не только грамотно осуществлять руководство своим подчиненным личным составом, но и с большей эффективностью осуществлять весь комплекс мероприятий по организации всех видов их служеб-но-боевой деятельности, укрепления организованности и порядка, обучения и воспитания [1].
В Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время Главное военно-политическое управление отчетливо указывает на необходимость фор-
мирования политического сознания и воспитания высоких политических качеств военнослужащих всех родов и видов войск.
Если рассматривать политическое сознание в общем аспекте, то оно очень тесно объединено с политическим поведением, являясь по своей сути его подготовительным этапом, который придает смысл политическому поведению, а также предоставляет возможность политическому взаимодействию между субъектами политического процесса. Политическое сознание военнослужащего возможно характеризовать и как «внутреннее» политическое поведение, производящее определенное влияние на «внешнее» поведение воина, то есть на его деятельность и активность в самом процессе прохождения военной службы.
Политическое сознание по своей сути является одной из важнейшей составной частью политических отношений и естественным компонентом духовной жизни как самого индивида, так и общества. В диалектическом развитии оно показывает свою многомерность, многоаспектность, выраженную во всем многообразии процессов и форм отображения политической действительности. Политическое сознание военнослужащих, являясь, безусловно, целостным образованием, имеет довольно сложную структуру.
Воинская служба в силу своей политической направленности, специфики организации, особой напряженности, динамичности, повышенной ответственности значительно активизирует овладение политическим сознанием военнослужащих и упрочение в сознании воинов чувства воинского долга, товарищества, патриотизма.
В настоящее время мы не можем назвать ни одной работы, ни одного исследования, где в прямой постановке рассматривалась бы проблема влияния политического сознания на формирование личности военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Политическое сознание непосредственно
связано с экономическим базисом и в силу этого оказывает решающее влияние на все другие формы общественного сознания, на жизнь общества в целом, на формирование личности современного военнослужащего. Политические идеи, учения, программные положения, лозунги, политические традиции, общественные настроения общества, усвоенные личностью, цементируют ее духовный мир, формируют политическое сознание - основу высоких морально-боевых качеств военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
В настоящее время на необходимость формирования политического сознания и воспитания высоких политических качеств военнослужащих указывает Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации.
Формирование политического сознания личности воина обусловлено, по крайней мере, тремя основными факторами: характером воздействия воинской службы, индивидуальными особенностями молодого человека, призванного в Вооруженные Силы, содержанием и характером связи политической психологии.
Отсюда вытекает важнейшее требование активизации становления личности воина, которое можно сформулировать следующим образом: процесс формирования личности военнослужащего определяется мерой его вовлечения в воинский труд, в общественно-политическую деятельность, характером отношений в коллективе, а также индивидуальными особенностями самой личности воина. Чем шире и глубже вовлечен военнослужащий в совокупную деятельность коллектива, тем быстрее и тверже он осваивает его психолого-педагогические элементы: идеи, взгляды, традиции, обычаи и другие. Ведущее место в психологической атмосфере воинского коллектива принадлежит элементам политического сознания, что вытекает из его определяющей роли в духовной жизни общества, из политической сущности армии. Поэтому их значение особенно велико в процессе формирования личности воина, всех сторон ее сознания и в первую очередь политического [3].
Формирование личности человека или отдельных его качеств - это изменения в развитии, происходящие в результате влияния совокупности факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и социальных. Социальная среда есть объективная основа становления и развитие личности, но она не формирует личность сама по себе. Активным, важнейшим фактором формирования личности является ее деятельность. Лишь действуя определенным образом, человек изменяет собственную природу, развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей власти. Формируясь в процессе деятельности, личность в свою очередь оказывает обратное воздействие на общество, влияя на изменение общественных отношений. Вся наша история слагается именно из действий личности, представляющих из себя, несомненно, деятелей.
Под деятельностью понимаются все виды взаимодействия человека с объективным миром, в ходе которых осуществляются взаимосвязанные процессы присвоения личностью социальных ценностей и объективирования её сущностных сил, а также перевод общественного в индивидуальное и наоборот. Исходя из этого, личность военнослужащего является не только объектом, но и субъектом общественных отношений. Личность - это человек как носитель определенных общественных отношений, которые, отражаясь в сознании, находят свое выражение в его деятельности [2].
Особое место среди личностей различного типа занимает личность военнослужащего как особый социально-профессиональный тип. Правомерность выделения и рассмотрения личности военнослужащего, а следовательно, и выделение категории «личность воина» вытекает из того факта, что армия как относительно самостоятельная организация государства существенно влияет на личность, придавая ей определённую специфику направленности и деятельности, повышает социальную активность, закаляет характер и дисциплинирует волю. За время службы в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащий продолжает присваивать, прямо или опосредовано, ценности современного общества, развивать черты, заложенные в личности семьей, школой, профессиональным коллективом. Вместе с тем военнослужащий приобретает новые черты, позволяющие говорить об особом типе личности воина в социально-профессиональном отношении.
Личность военнослужащего характеризуется множеством разнородных черт (признаков, свойств, качеств). Классификация черт личности возможна по многим основаниям, но основным и наиболее общим является характер общественных отношений и деятельность, определяемая ими. Человек в результате деятельности всегда включен в общественные отношения, всегда испытывает воздействие общественного сознания и приобретает определённые черты. Пользуясь этим основанием, черты личности военнослужащего можно свести в следующие основные группы: политические, правовые, нравственные, эстетические, мировоззренческо-философские, общеобразовательные, военно-профессиональные. Данные группы черт выражают все основные связи, в которые вступает военнослужащий, но значение их в его деятельности неодинаково. При всех условиях определяющими являются политические, что обусловлено характером воинской службы. Они активнее, чем другие виды деятельности, интенсифициру-
ют взаимопроникновение различных духовных образований, способствуют более быстрому переходу знаний в убеждения, помогает занимать чёткую позицию относительно политических событий. На первый план выдвигается формирование политических и моральных черт, необходимых военнослужащему социальных установок. Происходит также процесс приобретения личностью новых духовных ценностей - военно-профессиональных знаний, которые в единстве с политическими и моральными образуют политические и морально-боевые качества личности. Исследователи духовного мира личности справедливо указывают на правомерность выделения в его содержании политических качеств, политического сознания. Выделение политического сознания в структуре сознания личности не означает его сведение лишь только к политическому «комплексу». Личность не является ни экономическим, ни нравственным, ни политическим существом в отдельности. Личность предстает как цельное духовно-социальное образование [6].
Сегодня характерными чертами повседневной учебы в войсках и на флоте являются следующие: максимальное приближение боевой подготовки к условиям войны, усложнение задач и расширение круга изучаемых вопросов, строгий учет театров военных действий, увеличение размаха проводимых учений, их высокая насыщенность боевыми стрельбами, пусками ракет и другими практическими действиями с реальным применением оружия и военной техники. Изменения в содержании воинской службы, приближение ее к условиям войны еще в большей мере обнаруживают политическую направленность и, следовательно, еще активнее воздействуют на процесс формирования высоких морально-деловых качеств личного состава, его твердой убежденности в правоте и преданности служения своему Отечеству [7].
В условиях Вооруженных Сил Российской Федерации по-иному выступает соотношение материального и морального стимулов к труду. Определяющая роль моральных стимулов в воинском труде является важным объективным фактором формирования личности военнослужащего. Воинская служба всегда связана с повышенной напряженностью духовных и физических сил личного состава и характеризуется постоянной опасностью, особенно при выполнении задач в боевой обстановки при ведении боевых действий. Риск, опасность для жизни и здоровья человека всегда имели и имеют место в воинской службе. Это характерная, объективная ее особенность, обусловленная тем, что только воинский труд предполагает выполнение воинского долга в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и федеральными законами. Напряженность, опасность ратного труда, если рассматривать в историческом плане, возрастает. Решительнее становятся политические цели, которых предполагают достичь противоборствующие стороны. Это становится особенно очевидным с возникновением и существованием противоположных социально-политических систем. Возрастает качество и количество вооружения и боевой техники. В современной войне могут быть использованы самые разрушительные виды оружия, включая и ракетно-ядерное. Все это воздействует опосредованно или непосредственно на военнослужащих, выступая объективным фактором формирования личности [8].
Появление новых средств борьбы значительно повысило значение технических знаний в сознании воина, что, безусловно, является положительным фактом для всестороннего и гармоничного развития личности. Однако следует подчеркнуть, что рост технических знаний не умаляет, а тем более не исключает роль политических, моральных, психологических и других элементов в сознании личности. Наоборот, значение последних также возрастает, они наполняются новым содержанием, происходит определенный сдвиг в отношении идей, чувств и воли военнослужащих различных категорий.
Формирование личности в условиях воинской службы обусловлено фактором руководства, основанном на принципе единоначалия. Это определяет положение военнослужащего не только в военной организации государства, но и системе общества вообще. Единоначалие в Вооруженных Силах Российской Федерации наилучшим образом соединяет единоличную власть командира с волей коллектива. Это обеспечивает создание оптимальных условий для воспитания дисциплинированности, собранности, исполнительности, целеустремленности, воли и других качеств, необходимых военнослужащему.
В Вооруженных Силах Российской Федерации воин остается гражданином своей страны, членом воинского коллектива, поэтому он в той или иной мере включается в общественно-политическую деятельность: участие в выборах, в обсуждении важнейших документов государства, собраний личного состава и так далее. Эта важная сфера воинской службы, где происходит процесс формирования личности воина, особенно его общественно-политических качеств. Общественно-политическая деятельность, требуя определенных знаний, навыков, высокого накала чувств, усилий воли, организованности и самодисциплины, развивает политическое сознание личности, чувство общественного и воинского долга, педагогические основы общения с людьми, организаторские способности и так далее. Практика организации военно-политической работы показывает, что в подразделении имеются самые широкие возможности вовлечения личного состава в общественно-политическую деятельность, и это является одной из важных задач командиров и офицеров воспитательных структур [9].
Библиографический список
1. Жуков В.И., Краснов Б.И. Общая и прикладная политология: учебное пособие. Москва, 1997.
2. Дейшле В.А., Сологян А.М., Федорова Н.Н. Политология (общая и прикладная), 2006. Available at: https://textbooks.studio/teoriya-politiki-uchebnik/politologiya-obschaya-prikladnaya.html
3. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. М., 1962.
4. Алехин И.А., Аронов А.А., Герасимов В.Н. и др. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. Москва, 2018.
5. Мшвениерадзе В.В. Политическая реальность и политическое сознание. Москва, 1985.
6. Назаров М.М. Политическое сознание: особенности и тенденции. Москва, 1991.
7. Педагогические основы военно-политической работы: электронный учебник. Москва, 2019.
8. Алехин И.А., Авуза А.А., Богуславский В.В. и др. Военная педагогика: учебник. Москва: Юрайт, 2017.
9. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: учебное пособие. Москва: ВУ 2003. Refеrences
1. Zhukov V.I., Krasnov B.I. Obschaya iprikladnaya politologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 1997.
2. Dejshle V.A., Sologyan A.M., Fedorova N.N. Politologiya (obschaya i prikladnaya), 2006. Available at: https://textbooks.studio/teoriya-politiki-uchebnik/politologiya-obschaya-prikladnaya.html
3. Barabanschikov A.V. Pedagogicheskie osnovy obucheniya sovetskih voinov. M., 1962.
4. Alehin I.A., Aronov A.A., Gerasimov V.N. i dr. Aktual'nye voprosy teoreticheskojiprakticheskojpedagogiki v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: monografiya. Moskva, 2018.
5. Mshvenieradze V.V. Politicheskaya real'nost' ipoliticheskoe soznanie. Moskva, 1985.
6. Nazarov M.M. Politicheskoe soznanie: osobennosti i tendencii. Moskva, 1991.
7. Pedagogicheskie osnovy voenno-politicheskojraboty: 'elektronnyj uchebnik. Moskva, 2019.
8. Alehin I.A., Avuza A.A., Boguslavskij V.V. i dr. Voennaya pedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2017.
9. Alehin I.A. Teoriya i praktika vospitaniya voennosluzhaschih Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. Moskva: VU, 2003.
Статья поступила в редакцию 12.10.19
УДК 371
Magamedov I.A., Deputy Director for Educational and Industrial Practice, Gudermes Pedagogical College n.a. S.S. Dzhunaidova (Gudermes, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF ACTIVITY. The article studies the process of formation of environmental competence of students of secondary vocational education. It is concluded that the formation of environmental competence of students in secondary vocational education is not only the mastery of its main components, but also the mastery of all elements of the environmental activity of an educational institution. Since it is only in ecologically oriented activities, specially created ecological environment, that the main qualities and values of environmental competence are formed, as the main tools for the development and protection of various environmental projects aimed at preserving green spaces, their multiplication, including plots and living corners, which ultimately will contribute to prevention of environmental disasters and active environmental awareness of students.
Key words: environmental competence, environmental education, secondary vocational education, secondary vocational education student.
З.А. Магамедов, зам. директора по учебно-производственной практике, ГБПОУ «Гудермесский педагогический колледж
имени С.С-А. Джунаидова», г. Гудермес, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО
В статье изучен процесс формирования экологической компетентности учащихся СПО. Сделан вывод о том, что формирование экологической компетентности учащихся СПО - это не только овладение главными ее составляющими, но и всеми элементами экологической деятельности образовательного учреждения, поскольку только в экологически направленной деятельности, специально созданной экологической среде, формируются главные качества и ценности экологической компетентности как главного инструментария разработки и защиты всевозможных экологических проектов, ориентированных на сохранение зеленых насаждений, их преумножение, включая участки и живые уголки, что в итоге будет способствовать предупреждению экологических катастроф и активному экологическому сознанию учащихся.
Ключевые слова: экологическая компетентность, экологическое воспитание, среднее профессиональное образование, учащийся СПО.
Разрешение проблемы формирования экологической компетентности учащихся образовательных учреждений СПО на уроках географии средствами ИКТ невозможно без определения сути и содержания самой экологической компетентности как антропогенной и психолого-педагогической проблемы. Проявление экологической компетентности обучающимися возможно через демонстрацию с их стороны опеки и заботы о природных богатствах, зеленых насаждениях окружающей среды, выбрав для этого вполне городские объекты. Это могут быть городские парки, скверы, засеянные газоны, экологические тропинки, а в условиях колледжа этими объектами могут стать искусственно засаженные «зимние сады» (образовательные рекреации), живые уголки, классные зеленые уголки, созданные самими учащимися и т.д. Таким образом, экологическая компетентность -это понимание того, что нужно помогать и растениям, и животным, которые живут рядом с человеком.
Интерес к пониманию сути и содержания экологической компетентности вырос в связи с пониманием того, что решение глобальных экологических проблем невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности всех граждан, госслужащих и обучающихся любого возраста как наиболее ответственного контингента.
Для того чтобы определить понятие «экологической компетентности» как антропогенной и психолого-педагогической проблемы, важно понять смысл терминов «компетентность» и «компетенция», которые уже давно и достаточно подробно разработаны в многочисленных исследованиях отечественных ученых И.А. Зимней, А.В. Хуторского, Э.Ф. Зеера, Т.В. Егоровой и т.д.
Согласно Т. В. Егоровой, «компетентность представляет собой «правоспособность, обладание сведениями, необходимыми для суждения о чем-либо, а также некий круг ведения какого либо учреждения» [1, с. 32]. Компетентность -это новое свойство подготовленности учащихся, которое позволяет им использовать на практике полученные в ходе обучения знания, умения, навыки, экологические компетенции как составляющие общей сформированной экологической компетентности.
Теперь обратимся к тому, что касается очень похожего, но в то же время несколько иного термина, носящего другое значение - «компетенция». И компетенция, и компетентность имеют один и тот же корень, однако разница между ними существует. Отмечая разницу между компетенцией и компетентностью, нужно сказать, что даже среди современных ученых до сих пор нет единства относительно этого вопроса. Отличия между двумя терминами можно проследить, если обратиться к нескольким определениям слова «компетенция» и экологическая компетенция. Экологическая компетентность - это качество личности, обладающей глубокими знаниями в области экологии и экологической науки, экологической деятельности, благодаря чему ее мнение является заслуживающим внимание со стороны педагогов, родителей, окружающих; это еще и способность личности к осуществлению реальной, практической экологической деятельности, ее готовность браться за решение поставленных экологических задач, приступая к ним со знанием дела. Кроме этого, экологическая компетентность предполагает умение разбираться в существе какой-либо рассматриваемой экологической проблемы: ежегодная посадка деревьев и растений в школьном дворе или школьном фруктовом саду (если это предусмотрено школой), уход за животными