Библиографический список
1. Жуков В.И., Краснов Б.И. Общая и прикладная политология: учебное пособие. Москва, 1997.
2. Дейшле В.А., Сологян А.М., Федорова Н.Н. Политология (общая и прикладная), 2006. Available at: https://textbooks.studio/teoriya-politiki-uchebnik/politologiya-obschaya-prikladnaya.html
3. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. М., 1962.
4. Алехин И.А., Аронов А.А., Герасимов В.Н. и др. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. Москва, 2018.
5. Мшвениерадзе В.В. Политическая реальность и политическое сознание. Москва, 1985.
6. Назаров М.М. Политическое сознание: особенности и тенденции. Москва, 1991.
7. Педагогические основы военно-политической работы: электронный учебник. Москва, 2019.
8. Алехин И.А., Авуза А.А., Богуславский В.В. и др. Военная педагогика: учебник. Москва: Юрайт, 2017.
9. Алехин И.А. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: учебное пособие. Москва: ВУ 2003. Refеrences
1. Zhukov V.I., Krasnov B.I. Obschaya iprikladnaya politologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 1997.
2. Dejshle V.A., Sologyan A.M., Fedorova N.N. Politologiya (obschaya i prikladnaya), 2006. Available at: https://textbooks.studio/teoriya-politiki-uchebnik/politologiya-obschaya-prikladnaya.html
3. Barabanschikov A.V. Pedagogicheskie osnovy obucheniya sovetskih voinov. M., 1962.
4. Alehin I.A., Aronov A.A., Gerasimov V.N. i dr. Aktual'nye voprosy teoreticheskojiprakticheskojpedagogiki v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: monografiya. Moskva, 2018.
5. Mshvenieradze V.V. Politicheskaya real'nost' ipoliticheskoe soznanie. Moskva, 1985.
6. Nazarov M.M. Politicheskoe soznanie: osobennosti i tendencii. Moskva, 1991.
7. Pedagogicheskie osnovy voenno-politicheskojraboty: 'elektronnyj uchebnik. Moskva, 2019.
8. Alehin I.A., Avuza A.A., Boguslavskij V.V. i dr. Voennaya pedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2017.
9. Alehin I.A. Teoriya i praktika vospitaniya voennosluzhaschih Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. Moskva: VU, 2003.
Статья поступила в редакцию 12.10.19
УДК 371
Magamedov I.A., Deputy Director for Educational and Industrial Practice, Gudermes Pedagogical College n.a. S.S. Dzhunaidova (Gudermes, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF ACTIVITY. The article studies the process of formation of environmental competence of students of secondary vocational education. It is concluded that the formation of environmental competence of students in secondary vocational education is not only the mastery of its main components, but also the mastery of all elements of the environmental activity of an educational institution. Since it is only in ecologically oriented activities, specially created ecological environment, that the main qualities and values of environmental competence are formed, as the main tools for the development and protection of various environmental projects aimed at preserving green spaces, their multiplication, including plots and living corners, which ultimately will contribute to prevention of environmental disasters and active environmental awareness of students.
Key words: environmental competence, environmental education, secondary vocational education, secondary vocational education student.
З.А. Магамедов, зам. директора по учебно-производственной практике, ГБПОУ «Гудермесский педагогический колледж
имени С.С-А. Джунаидова», г. Гудермес, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПО
В статье изучен процесс формирования экологической компетентности учащихся СПО. Сделан вывод о том, что формирование экологической компетентности учащихся СПО - это не только овладение главными ее составляющими, но и всеми элементами экологической деятельности образовательного учреждения, поскольку только в экологически направленной деятельности, специально созданной экологической среде, формируются главные качества и ценности экологической компетентности как главного инструментария разработки и защиты всевозможных экологических проектов, ориентированных на сохранение зеленых насаждений, их преумножение, включая участки и живые уголки, что в итоге будет способствовать предупреждению экологических катастроф и активному экологическому сознанию учащихся.
Ключевые слова: экологическая компетентность, экологическое воспитание, среднее профессиональное образование, учащийся СПО.
Разрешение проблемы формирования экологической компетентности учащихся образовательных учреждений СПО на уроках географии средствами ИКТ невозможно без определения сути и содержания самой экологической компетентности как антропогенной и психолого-педагогической проблемы. Проявление экологической компетентности обучающимися возможно через демонстрацию с их стороны опеки и заботы о природных богатствах, зеленых насаждениях окружающей среды, выбрав для этого вполне городские объекты. Это могут быть городские парки, скверы, засеянные газоны, экологические тропинки, а в условиях колледжа этими объектами могут стать искусственно засаженные «зимние сады» (образовательные рекреации), живые уголки, классные зеленые уголки, созданные самими учащимися и т.д. Таким образом, экологическая компетентность -это понимание того, что нужно помогать и растениям, и животным, которые живут рядом с человеком.
Интерес к пониманию сути и содержания экологической компетентности вырос в связи с пониманием того, что решение глобальных экологических проблем невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности всех граждан, госслужащих и обучающихся любого возраста как наиболее ответственного контингента.
Для того чтобы определить понятие «экологической компетентности» как антропогенной и психолого-педагогической проблемы, важно понять смысл терминов «компетентность» и «компетенция», которые уже давно и достаточно подробно разработаны в многочисленных исследованиях отечественных ученых И.А. Зимней, А.В. Хуторского, Э.Ф. Зеера, Т.В. Егоровой и т.д.
Согласно Т.В. Егоровой, «компетентность представляет собой «правоспособность, обладание сведениями, необходимыми для суждения о чем-либо, а также некий круг ведения какого либо учреждения» [1, с. 32]. Компетентность -это новое свойство подготовленности учащихся, которое позволяет им использовать на практике полученные в ходе обучения знания, умения, навыки, экологические компетенции как составляющие общей сформированной экологической компетентности.
Теперь обратимся к тому, что касается очень похожего, но в то же время несколько иного термина, носящего другое значение - «компетенция». И компетенция, и компетентность имеют один и тот же корень, однако разница между ними существует. Отмечая разницу между компетенцией и компетентностью, нужно сказать, что даже среди современных ученых до сих пор нет единства относительно этого вопроса. Отличия между двумя терминами можно проследить, если обратиться к нескольким определениям слова «компетенция» и экологическая компетенция. Экологическая компетентность - это качество личности, обладающей глубокими знаниями в области экологии и экологической науки, экологической деятельности, благодаря чему ее мнение является заслуживающим внимание со стороны педагогов, родителей, окружающих; это еще и способность личности к осуществлению реальной, практической экологической деятельности, ее готовность браться за решение поставленных экологических задач, приступая к ним со знанием дела. Кроме этого, экологическая компетентность предполагает умение разбираться в существе какой-либо рассматриваемой экологической проблемы: ежегодная посадка деревьев и растений в школьном дворе или школьном фруктовом саду (если это предусмотрено школой), уход за животными
в живом уголке, оказание помощи по грамотной прополке растений в огородах жителей твоего города пожилого возраста, планирование и разбивка «зимнего сада в колледже, в рекреации», создание «ботанического сада или аптекарского сада» в образовательном учреждении и т.д. Учащийся для поддержания своей экологической компетенции должен с помощью педагогов постоянно пополнять и обновлять знания, владеть новой экологической информацией, чтобы далее ее можно было применить во многих случаях. По мере взросления, идя от курса к курсу, приобретает определённый экологический опыт, знания, которые позволяют ему принимать правильные самостоятельные решения.
Экологическая компетенция, в отличие от экологической компетентности, предполагает только начало пути - некую подготовленность к экологической деятельности как совокупность качеств, которые помогут учащемуся овладеть в дальнейшем экологической компетентностью. Разница между понятиями «экологическая компетенция» и «экологическая компетентность» в том, что первая (компетенция) является предтечей, началом, базой формирования экологической компетентности, которая предполагает не только наличие определенных качеств личности, но и накопленный определенный опыт К примеру, если мы сравним экологическую подготовку учащихся 1-го и 4-го курсов колледжа, то можно утверждать, что учащиеся 1-го курса пока обладают только начальным уровнем компетентности, имея за спиной школьный опыт экологической деятельности (работу на школьном огороде, фруктовом саду, в живом уголке и т.д.), а учащиеся-выпускники колледжа - уже в большей степени владеют определенным уровнем экологической компетентности, наделены экологическим опытом, который они приобрели первоначально в общеобразовательной школе, а затем на уроках географии, обучаясь в колледже, занимаясь активной экологической деятельностью. Экологическая компетентность связана с самоорганизацией действующих, творческих субъектов, способных на неожиданные решения в сложной экологической обстановке.
Эффективное формирование экологической компетентности возможно в том случае, если грамотно и многоаспектно организован сам процесс экологического воспитания в образовательном учреждении. Если напомнить, что в педагогике воспитание - это процесс, специально организованный педагогами, воспитателями, в ходе которого осуществляются формирование и развитие личности, то экологическое воспитание - это должен быть специально организованный процесс по формированию экологического развития личности, экологической компетентности, предполагающему и ее сознание, и ее компетентность, и активность в области экологической разнообразной деятельности.
Система экологического воспитания успешно развивается в РФ, начиная со второй половины 80-х годов, и представлена многочисленными разработками в области педагогической науки и экологии. Назовем имена некоторых ученых: А.Г. Алексеев, Л.П. Молодова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Э.Б. Кадашникова, А.Е. Сидельковский, А.Г Бутенко и др.). Именно специально организованное экологическое воспитание в образовательном учреждении с грамотно организованной структурой позволит поднять уровень экологической компетентности учащихся не только выпускных курсов колледжа, но и повысит уровень экологической компетентности учащихся начальных курсов, учитывая экологический опыт, приобретенный учащимися в общеобразовательной школе, где, как правило, на достаточно хорошем уровне организовано экологическое воспитание. Ученые отмечают: «Экологическое воспитание - это процесс формирования у человека восприятия природной среды, осознания необходимости в бережном и рациональном отношении к ней. В нашем веке - веке высоких технологий -экологизация общества особенная важна, так как она способствует процессу гармонизации во взаимоотношениях общества с природой» [2]. В рамках педагогической науки многочисленными учеными-педагогами раскрывается смысл базовых составляющих и педагогических путей, способствующих эффективному формированию экологической компетентности личности учащегося [3, с. 37]. Это могут быть:
- способность учащегося познавать окружающую природу: наличие определенных экологических компетенций, знаний, умений и навыков, позволяющих грамотно познавать окружающую среду, владение специальными технологиями;
- способность создавать экологический продукт - это творческие проекты и проектная деятельность, умение работать в команде (от поделки скворечника для птиц до масштабного экологического проекта городского или российского масштаба);
- способность сохранения среды обитания природного ландшафта и его преумножение;
- умение правильно выбрать свой жизненный путь и самореализоваться в сфере экологической деятельности, независимо от того, какую профессию выбрал учащийся.
Достаточно понятно, что сложно, формируя экологическую компетентность у учащихся, не формировать при этом у них особого отношения к природе, доброту, ответственность, заботливость о своем доме, своей школе, своем городе и планете Земля. Все это называется ценностными ориентациями личности. В рамках современного образовательного учреждения, ориентированного на формирование у своих учащихся экологической компетентности, они приобретают особую значимость. Экологические ценностные ориентации представляют собой целую систему устойчивых отношений личности к окружающей природе как ценности, которая выражается не только в ЗУНах и экологических компетенциях,
экологических знаниях, умениях и навыков, но и в эмоциональном отношении к окружающей природной среде, к флоре и фауне своего родного края.
Проблемы экологического характера настолько переплетены с ценностными, нравственными проблемами личности, что часто педагоги-ученые или практики напрямую связывают эти два понятия - «экология» и «ценность», «нравственность», «ответственность» (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Бабкова, С.Н. Глазычев, Н.С. Жестнова, Н.В. Лободина и др.). Часто в публикационных материалах, названиях диссертационных работ мы можем встретить такие понятия, как «нравственно-экологическое воспитание», «нравственно-экологическая культура», «экология и нравственность» и т.д.
Каждый предмет в образовательном учреждении дает определенную «пищу» для формирования нравственности и нравственного отношения к природе. Итак, как экология пересекается, например, с географией? Известно, что всевозможные экосистемы находятся в почве, воде, почве, благодаря чему появилась географическая экология, экология ландшафтная, ботаническая и зоологическая география. «Географическая экология представляет собой междисциплинарное научное направление, которое объединят исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов» [4, с. 30].
Безусловно, формирование экологической компетенции активно формируется и на уроках физики, поскольку известно, что все процессы преобразования веществ полностью подчиняются физическим законам (например, закон сохранения массы, сохранение энергии и т.д.). Уроки химии также близки и пересекаются с экологической наукой, формируя определенные ЗУНы у учащихся. Учащиеся понимают, что в основе жизни человека на земле находятся процессы обмена веществ между всеми организмами и средой обитания. Может показаться несколько странным, но экология также тесно связана с математикой, так как все взаимодействия между организмами и средой могут быть изображены в виде известных уравнений, графиков, формул и т.д. Математика позволяет установить все имеющиеся связи между ростом численности живых организмов и условий окружающей среды с с точным расчетом выбросов хозяйств и промышленных предприятий. Математика также позволяет наладить качественный менеджмент и управление качеством окружающей природы и ее природных объектов.
Отмечая тот факт, что экология и нравственная наука (этика) тесно взаимосвязаны и переплетены, приведем пример существования еще одной комплексной научной дисциплины - нравственная, или культурная экология, концепция которой была создана известным американским этнографом Дж. Стюартом в середине 50-х гг ХХ века. Культурная экология, или нравственная экология определяет роль природной среды, к которой приспосабливается культура отдельных этнических поселений и этнических групп. Поскольку бытие любой нации или этнической группы полностью зависит от того, что окружает этих людей, то важно изучать условия нахождения граждан в тех или иных условиях.
Говоря о том, что духовность, нравственность составляют единое целое с экологическими задачами экологического воспитания, нужно отметить и тесную связь экологической компетенции с эстетическим воспитанием. Именно на уроках эстетики учащиеся приобретают новые эстетические впечатления с помощью различных средств обучения - фильмы, картины Куинджи, Поленова, Айвазовского, стихи и рассказы Виталия Бианки и т.д. Содержание курса «Эстетика», несомненно, способствует нравственно-экологическому воспитанию учащихся, используя огромные дидактические возможности. Важность нравственно-экологического воспитания, цель которого - воспитание общечеловеческих ценностей учащихся, сегодня активно реализуется в образовательных учреждениях, поскольку провозглашенная новая система эстетических ценностей во взаимоотношениях с ценностями природы позволит подавлять проявления эгоизма и потребительства. Поэтому разрабатываемые педагогами ежедневные беседы о нравственно-экологических чувствах, эмоциях - это важнейший разговор о сохранности окружающей природы и общей среды, где проживают граждане.
В результате взаимодействия и междисциплинарности всех учебных материалов учащийся должен понимать взаимозависимость человека, его жизни и природных объектов, деятельность человека и его влияние на окружающую среду; понимать как экологическая, практическая деятельность влияет, улучшает, преумножает природу или, наоборот, негативно на нее воздействует; как зависит состояние природных объектов, жизнь флоры и фауны от хозяйственной деятельности человека; как построить и спланировать свою жизнь, которая повлияет на окружающую природу.
Заключая все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что экологическая компетенция как часть общей культуры личности представляет собой интегра-тивное личностное образование обучающегося, направленное на изменение к лучшему, сохранность и преумножение окружающей природы. Эффективное формирование экологической компетентности у учащихся образовательных учреждений как антропогенной и педагогической проблемы возможно через демонстрацию опеки и заботы личности о природных богатствах, зеленых насаждениях окружающей среды, выбрав для этого вполне городские объекты и природные объекты собственного образовательного учреждения. Учащиеся, у которых сформирована экологическая компетентность, проявляют эмоциональный, неподдельный интерес к познанию окружающего мира, окружающей (региональной) природы, всячески и активно пытаются осознать собственное отношение к природным объектам.
Итак, формирование экологической компетентности учащихся СПО - это не только овладение главными ее составляющими, но и овладение всеми элементами экологической деятельности образовательного учреждения. Поскольку только в экологически направленной деятельности, специально созданной экологической среде формируются главные качества и ценности экологической ком-
Библиографический список
петентности как главного инструментария разработки и защиты всевозможных экологических проектов, ориентированных на сохранение зеленых насаждений, их преумножение, включая участки и живые уголки, что в итоге будет способствовать предупреждению экологических катастроф и активному экологическому сознанию учащихся.
1. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов. Москва: Аделант, 2014.
2. Скоростинская А.А., Даниленко Ю.А., Бунин А.А. Экологическое воспитание и его роль в современном мире. Студенческий: электронный научный журнал. 2018; № 13 (ЭЭ). Available at: https://sibac.info/journal/student/33/114646
3. Лаврентьева Л.А. Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структура. Известия Байкальского государственного университета. 2012; № 4 (55): 34 - 42.
4. Яхонтова Л.К., Зверева В.П. Экологические последствия гипергенных (техногенных) процессов. Основы минералогии гипергенеза: учебное пособие. Владивосток: Дальнаука, 2000.
5. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 117 - 119.
Refеrences
1. Egorova T. V. Slovar' inostrannyh slov. Moskva: Adelant, 2014.
2. Skorostinskaya A.A., Danilenko Yu.A., Bunin A.A. 'Ekologicheskoe vospitanie i ego rol' v sovremennom mire. Studencheskij: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018; № 13 (ЭЭ). Available at: https://sibac.info/journal/student/33/114646
3. Lavrent'eva L.A. 'Ekologicheskaya kompetentnosf v sovremennyh issledovaniyah: suschnost', soderzhanie i struktura. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 4 (55): 34 - 42.
4. Yahontova L.K., Zvereva V.P. 'Ekologicheskie posledstviya gipergennyh (tehnogennyh) processov. Osnovy mineralogii gipergeneza: uchebnoe posobie. Vladivostok: Dal'-nauka, 2000.
5. Magomeddibirova Z.A., Navrazova M.R. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrostkov na primere chechenskih narodnyh tradicij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 117 - 119.
Статья поступила в редакцию 15.10.19
УДК 378.3
Medveditskova L.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
DISCIPLINE OF THE EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: THE CONTENT AND WAYS OF FORMATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article deals with the problem of discipline of the employee of the Internal Affairs bodies - its main components, stages of formation in the process of training of future police officers in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs. The article considers four types of discipline of employees. Carrying out during training systematic educational work aimed at maintaining and strengthening service discipline in educational units is the key to further professional growth of young employees of Internal Affairs. The author concludes that discipline and its formation is an important pedagogical problem. It is especially relevant for police officers, since it forms the basis of the orientation of the employee's personality and determines the nature of his professional activity.
Key word: employees of departments of Internal Affairs, discipline, stages of formation of discipline.
Л.В. Медеедицкоеа, канд. юридич. наук, доц., нач. каф. криминалистики Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается проблема дисциплинированности сотрудника органов внутренних дел - её основные компоненты, этапы формирования в процессе обучения будущих сотрудников ОВД в высших образовательных учреждениях системы МВД. В статье рассмотрены четыре типа дисциплинированности сотрудников. Проведение в период обучения систематической воспитательной работы, направленной на поддержание и укрепление служебной дисциплины в учебных подразделениях, выступает залогом дальнейшего профессионального роста молодых сотрудников органов внутренних дел. Автор делает вывод о том, что дисциплинированность и её формирование является важной педагогической проблемой. Особенно она актуальна для сотрудников ОВД, так как составляет основу направленности личности сотрудника и предопределяет характер его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: сотрудники отделов внутренних дел, дисциплинированность, этапы формирования дисциплинированности.
В последнее время, как отмечают многие учёные-практики [1 - 7 и др.], в подразделениях ОВД прослеживается снижение служебной дисциплины. Данный факт нацеливает на поиск новых путей и средств в решении проблемы формирования дисциплинированности у сотрудников органов правопорядка.
Для учреждений высшего образования системы МВД РФ проблема формирования дисциплинированности приобретает особую актуальность, поскольку у будущих молодых сотрудников ОВД в ходе образовательного процесса необходимо сформировать основы дисциплинированного поведения. Выпускникам предстоит решать служебные, профессиональные задачи, принимать самостоятельные решения, вести оперативно-служебную деятельность, что невозможно без выстроенной внутренней личностной дисциплинированности. В связи с чем условие дальнейшего успешного выполнения служебных обязанностей для сегодняшних курсантов институтов системы МВД РФ - это решение педагогической проблемы воспитания дисциплинированности, поиск эффективных методов и средств для решения данной проблемы. Плановая, системная воспитательная работа в вузе, направленная на формирование и укрепление личностной и служебной дисциплины курсантов, является детерминантом профессионального роста, развития курсантов, в дальнейшем - молодых сотрудников ОВД.
Дисциплинированность как качество личности основывается на ее внутренних убеждениях, опирается на способность личности управлять своим поведением. Дисциплинированность сотрудника ОВД базируется на трудовом распорядке, особенностях служебной дисциплины, на положениях «Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», способности сотрудника управлять своими эмоциями, привычками, готовности действовать в любой сложной обстановке в соответствии с требованиями устава.
Выделены требования к каждому сотруднику по соблюдению служебной дисциплины:
1) неукоснительное соблюдение Конституции и других законов РФ;
2) уважительное отношение и соблюдение прав и свобод человека, гражданина РФ;
3) добросовестное отношение и выполнение служебных обязанностей, обязательность в выполнении приказов вышестоящих начальников;
4) достойное поведение в преодолении трудностей, связанных со служебной деятельностью в ОВД;
5) мужественность, честность, бдительность сотрудников;