зуемых другими руководителями без учета конкретной ситуации; перенос в свою деятельность приемов, которые в прошлом обеспечивали успех; абсолютизация некоторых приемов воздействия и их активное использование в ущерб другим приемам; подверженность шаблону и стереотипам в оценке поведения подчинённого. Учёными установлены четыре этапа службы, связанных с развитием дисциплинированности (табл. 2).
При этом можно отметить, что на основе проведённой учёными-практиками работы и наших личных наблюдений можно говорить о том, что на первом этапе требования служебной дисциплины выступают как внешние для данной личности. От курсанта требуется только их выполнять. Это период характеризуется становлением внешней дисциплины курсанта. Дисциплинированность личности формируется как волевая черта характера курсанта.
Далее на втором этапе формирования дисциплинированности преподаватели стараются развивать дисциплинированность у курсантов. Как отмечают учёные (М.А. Егоров, В.Я. Кикоть и др.) [2], [3], на этом этапе усиливается коллективное воздействие со стороны учебной группы на личность каждого отдельного курсанта.
На формирование высокого уровня дисциплинированности личности в профессиональном коллективе оказывают влияние различные социальные, психологические факторы: мнение общества, сформировавшиеся в коллективе
Библиографический список
нормы поведения и общения, комфортный/некомфортный психологический климат, удовлетворенность членов коллектива своей работой и личной жизнью и т.п. Общий уровень дисциплинированности коллектива зависит от уровня дисциплинированности каждого члена этого коллектива. Следует учитывать такие факторы, как психологическая совместимость/несовместимость, степень организации служебной деятельности, профессиональная подготовленность и компетентность членов коллектива, уровень официальных отношений, возможность неофициального общения, поскольку они также влияют на дисциплинированность членов коллектива.
Как отмечает В.М. Статный [5], [6], в этот период закладывается основа перехода от воспитания к самовоспитанию дисциплинированности. При этом внешние требования преподавателей и коллектива к личности становятся требованиями слушателя к самому себе.
На третьем и четвёртом этапе происходит превращение объективных требований в субъективные. Именно на данном этапе осуществляется развитие дисциплинированности личности, формируются основные идеалы, ценности, чувство ответственности и служебного долга.
Тем самым дисциплинированность и её формирование является важной педагогической проблемой. Особенно она актуальна для сотрудников ОВД, поскольку составляет основу направленности личности сотрудника и предопределяет характер его профессиональной деятельности.
1. Бобрышов С.В., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; № 1 (42): 170 - 175.
2. Егоров М.А. Педагогические условия развития патриотизма сотрудников пограничных органов на основе совершенствования критического мышления. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 28 - 30.
3. Капелюшник РЕ. Воспитание дисциплинированности курсантов институтов МВД России. Челябинск, 2002.
4. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; Т. 8, № 5 - 2: 141 - 145.
5. Статный В.М. Особенности воспитания дисциплинированности у слушателей учебных центров МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2001.
6. Статный В.М., Душкин А.С. и др. Психолого-педагогическая профилактика нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции. Санкт-Петербург, 2015.
7. Медведицкова Л.В. Формирование благоприятного психологического климата в подразделениях ОВД как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 4 (71): 307 - 308.
Refеrences
1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. VestnikAkademii prava i upravleniya. 2016; № 1 (42): 170 - 175.
2. Egorov M.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya patriotizma sotrudnikov pogranichnyh organov na osnove sovershenstvovaniya kriticheskogo myshleniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 28 - 30.
3. Kapelyushnik R.E. Vospitanie disciplinirovannosti kursantov institutov MVD Rossii. Chelyabinsk, 2002.
4. Saenko L.A., Zritneva E.I. Metodologicheskie podhody k izucheniyu fenomena social'noj otvetstvennosti lichnosti. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016; T. 8, № 5 - 2: 141 - 145.
5. Statnyj V.M. Osobennosti vospitaniya disciplinirovannosti u slushatelej uchebnyh centrov MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.
6. Statnyj V.M., Dushkin A.S. i dr. Psihologo-pedagogicheskaya profilaktika narushenijsluzhebnoj discipliny izakonnostisotrudnikamipolicii. Sankt-Peterburg, 2015.
7. Medvedickova L.V. Formirovanie blagopriyatnogo psihologicheskogo klimata v podrazdeleniyah OVD kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 4 (71): 307 - 308.
Статья поступила в редакцию 15.10.19
УДК 378
Razuvaev D.S., adjunct, Department of Pedagogy, Federal University for Higher Education "Military University' of the Russian Federation Ministry of Defense
(Russia), E-mail: razyvai25101986@gmail.com
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE METHOD OF EXERCISE IN THE EDUCATION OF SOLDIERS. The article discusses theoretical provisions of the method of exercise in the education of military personnel. The ways and conditions of implementation of the method of exercise in education are prescribed. The importance of the exercise method is considered. The author concludes that of course the use of methods of education of military personnel should be comprehensive and in the absence of this can not achieve the goals of education. The most effective method in the education of military personnel is the method of exercise, since with it we form in the soldier exactly those habits of correct behavior, which he will use not only when performing tasks of daily life, but also in a combat situation. The article also presents conditions of pedagogical effectiveness of exercises.
Key words: method of exercise, education of military personnel, systematic repetition, habits of behavior, military pedagogy, system of methods, integrated approach.
Д.С. Разуваев, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, г. Москва, E-mail: razyvai25101986@gmail.com
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА УПРАЖНЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В статье рассматриваются теоретические положения метода упражнения в воспитании военнослужащих. Прописаны пути и условия реализации метода упражнения в воспитании. Рассматривается его значимость. Автор делает вывод о том, что применение методов воспитания военнослужащих должно быть комплексным, и при отсутствии этого можно не достигнуть целей воспитания. Самый эффективный метод в воспитании военнослужащих, по мнению автора, - это метод упражнения, так как при помощи него мы формируем в военнослужащем именно те привычки правильного поведения, которыми он воспользуется не только при выполнении задач в повседневной жизнедеятельности, но и в условиях боевой обстановки. В статье также представлены условия педагогической эффективности упражнений.
Ключевые слова: метод упражнения, воспитание военнослужащих, систематическое повторение, привычки поведения, военная педагогика, система методов, комплексный подход.
Анализируя передовой опыт заместителей по военно-политической работе и командиров подразделений в вопросах воспитания личного состава, мы видим, что для решения стратегических задач по правильному формированию и развитию личности военнослужащего и воинского коллектива необходимо знание основных методов воспитания и умение их применять. По праву метод упражнения является одним из важнейших.
Любой метод воспитания, взятый в отдельности, не сможет дать необходимого результата и не решит всех стоящих задач. Поэтому целесообразно применение комплекса методов. Только при комплексном подходе, когда совокупность приемов и средств воспитания работают синхронно, вопросы воспитания, стоящие перед командирами, будут решены (рис. 1). Сторонник комплексного подхода Ю.К. Бабанский утверждал: «При применении комплексного подхода в воспитании обеспечивается не только более высокий, но и постоянно нарастающий эффект, поскольку реализуется не просто несколько вариантов, один из которых оптимален, а обеспечивается оптимальность всех локальных вариантов» [1, с. 115 - 227].
Критика/ самокритика
Поощрения
Рис. 1. Схема взаимосвязи методов воспитания военнослужащих
Метод упражнения способствует выработке правильных привычек поведения, развитию и совершенствованию волевых качеств военнослужащего, таких какрешительность, смелость, самообладанияит.д. В педагогикевоспитатель-ный процесс применяется как система взаимосвязанных методов, поэтому каж-^мткмемздеь.гигоаез^мь|й глоимтадип с друиимт, °ассмат^теетлялишь рак честт ттль оЬщеьаисиемы.
При воспитании военнослужащих командир пользуется различными ме-рудами,ьо ксладыймаьосстмнолеее ллаботффекттвен киесиссобен рать нужный результат Поэтому и возникает необходимость в использовании группы тлтодоввоььитаеид. Ньсмалдятьасимосьиитео яущьсмвеющру матеоев вот-питания, все же стоит подчеркнуть значимость именно метода упражнения как веорщего в тoттвтеииьвоенрocльлaщиx[2,в.5].
В контексте воспитания метод упражнения - это не простая тренировка, рн ocтществмяeтаяиoеpeдcтуoмгмcтaьoвкт ттнктлтотlе зарое, евязавдых к исоллиеоиелсоежеТных их кешекоя. Для ^^{^п^^отльип^ ^
^(^оп^с^е^^жлщого геотв,илoбклдиlеыxвонку т^^Д^^сяьл.^ла услекие, схожоесоеаоьносеьл . ЖяоcкийгeдaгoгA,C.Maкуpeтьт серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека Веде т текумруyаaeожeтнФьгя афдeтoгрaнььитьФЯнBLлecиоcитeoььпlми разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить его ватой и рассказы-веот е мтonoоьигеOуп анино.lеeлвзтДреeететеуy, —о еозтл ьват дляваегер чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, дпя клдо.лго ч^ой клавии- токько улвeкдмлегллзение,разв.п^гут^и^в^^д мемeитlHeхьз^ енис^го pиrcнeюa,лааиьe полтавиявеФ в
трене yтляхия, ко°л бк,яммегпуpянитн мpжлдтне,двтаеевн0 в чал^вАл^ жаннрльк. нвтямом откиытом оллвл, ьн,келлpеммиеJднии.втлpполивoлтвl в смелости [3, с. 167]».
При мeяflдеyпеяжвeиия ьвукливенир внлкнуолтжоюирьещн-
мо волевых качеств главным образом формируются привычки правильного пове-д eнттиflтfiщв а}) ерат его жиан едо^т^ктссть.котор^ х ауете ри^^т^т^янтаб илв-ностью и устойчивостью к проявлению внешних факторов, закаляя его характер.
прэвильно говoвялeнир.кoдeвы х pфдлaфощждeлoоиlт нaиecтииaжнню рoвкигееeеаpгaнтлaеиу оc^^втогoиг^ьтдкн соолюдетио тв<ггюг няфкт днегонялрмактаеоyжаpнoгяиеоуeнн,етггa клодыса, а моле пяовилььао ьтомeняпуетлeн над вoeиьт-ьoлотгияcояя педвоеовкл.
Однако в практике воспитания военнослужащих этот метод используется недостаточно. Еще великий русский педагог А.С. Макаренко отмечал: «Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек». Поведение человека определяется системой привычек, упрочившихся и перешедших в черты характера, психологи также считают, что деятельность и поведение человека в основном состоят из привычек [3].
Сознание военнослужащего, имеющего незначительный служебно-боевой опыт, не всегда понимает и не принимает требования и правила, узаконенные в воинской среде. И только правильная организация метода упражнения в воспитании военнослужащих позволит преодолеть эту сложность, так как помимо отработки происходит разъяснение необходимости выполнения этого действия и его значение [4, с. 267 - 268].
Абсолютное большинство молодых солдат знают основные нравственные требования к поведению (вставать, если в помещение заходит старший, снимать головной убор в помещении, выполнение воинского приветствия). Однако не все военнослужащие считают обязательным для себя выполнение этих правил, то есть знания не подкрепляются на практике. Положительным поведение станет только тогда, когда оно закрепится в многочисленных нравственных упражнениях, когда требование каждый раз будет подкрепляться действием (примером, напоминанием). Выполнение требования определяет накопление военнослужащим необходимого опыта поведения. Особенно важно, чтобы эти требования носили позитивный характер, были основаны на доверии, просьбе, одобрении [5, с. 89 - 92].
В процессе обучения не вызывает сомнения необходимость применения метода упражнения. Чтобы получить высококвалифицированного специалиста, необходимо выполнить множество упражнений, которые будут повторяться и наращиваться изо дня в день. Процесс воспитания сложен не менее, а может быть и более процесса обучения, особенно, когда речь идет о воспитании воина. Однако в воспитательном процессе этот принцип часто упускается. В формировании нравственного поведения военнослужащих командование иногда считает достаточным действовать только на его сознание. Командиры объяснили, как себя вести в той или иной ситуации и ждут, что завтра военнослужащий станет поступать в точном соответствии с их требованиями, при этом сами иногда поступают совсем не так, как требуют от них.
В процессе перехода навыка в привычку образуется условный рефлекс временной нервной связи внешнего раздражения с ответной на него деятельностью. Если при образовании навыка отрабатывается связь между отдельными действиями, то при переходе навыка в привычку отрабатывается связь между навыком и типичной ситуацией. В психологии прив ычкаопределяется как действие, постоянное осуществление которого стало потребностью. Упражняясь в нравственном поведении, военнослужащий «перевод ит» аорхьноезнание в потребность морального поступка [6, с. 121 - 122]. Вот почему необхедимо включать в методику воспитания метод упражнения, без которого другие методы остаются неэффективными.
Зн ачидостемотода упражнения возрастает в процессе прохождения службы военнослужащим. Он включается в деятельность, значимую и для него, и для коллеетивав цежоа. Он правильно оценивает важность своего нового социального положения. У него формируются новые отношения к учению, труду, служебным обяиан»оетзи,со служи вцам и к многому другому. Именно в этот период формируются важные черты личности. В усвоении нравственных норм и формировании н|втв»з»ен ныхотношен ий большое значение имеет целенаправленный перевод знений опонодзнвев привычное поведение. Военнослужащий легко и быстро заем инает ео,зтв ем у разъясняют, показывают, рассказывают. Он без особого туада злрзпкажет, кат надо себя вести, даст правильную оценку поступку своего товарища. Однако его собственное поведение часто находится в противоречии с немип равилами и требованиями, которые ему хорошо известны и несоблюдение которых он только что осуждал у другого. Это еще раз подтверждает, что знания аре ли стаооваося нлрмой поведения. Все будет зависеть от того, насколько они перейдут в устойчивые навыки и привычки [4, с. 267 - 268].
Укловияплдагоги ческой эффективности заявленного метода:
1)такааорганиз ация жизни военнослужащего, которая помогает ему по-сзупадьверзо, оса°енно на первоначальном этапе. В формировании навыка боеьшее значьн иеиме ет первый опыт, так как при первых практических действиях образуются определенные нервные связи, при последующих складываются евтеделоннык саератт ипы поведения. Таким образом, организация упражнений, формирующих полезные привычки военнослужащих, предполагает внимание комаьдиpлвl<oв»тые первые встречающимся для него ситуациям и действиям, чтобы в дальнейшем не приходилось «расформировывать» образовавшийся на-ват, иньче гозаря, пиревоспитывать [6, с. 121 - 123];
2)деекая аргаеизация командирами всей системы деятельности военнос-л^ащего. Нпльаяае.аничиваться только контролем со стороны. Недостаточная организаьия жнзнивоеннослужащего является одним из распространенных
упущений в процессе воспитания [7, с. 95 - 99]. Деятельность военнослужащего должна быть организована так, чтобы он не мог поступить иначе. Тогда система необходимых поступков приведет его к привычному, самостоятельному поведению. Недооценивая роль метода упражнения в организации жизни военнослужащих, командиры сетуют на отсутствие самостоятельности у них и бывают вынуждены прибегать к излишнему контролю. Отличие методики упражнения в обучении и воспитании следующее: усваивая учебное задание, военнослужащий выполняет ряд упражнений и относится к ним как к обязательным. В воспитании же «голые упражнения» неэффективны. Поручения и испытания, по А.С. Макаренко, «должны оправдываться в глазах всех определенной пользой» [3, с. 245 - 249];
3) органическое включение упражнений в жизнь коллектива, когда поручаемое военнослужащему дело становится важным не только для него, но и для всего подразделения. Например, если коллектив озабочен приучением военнослужащего к совместной работе, ему нужно однозначно дать понять, что без его помощи обойтись не могут, что кроме него эту работу делать некому. Командиры обязательно должны оценивать поступки военнослужащих: желательные - одобрять, а нежелательные - нет. Важно поощрять правильное поведение. Конечно, командиры должны использовать личный пример в сочетании с методом упражнения [8, с. 174 - 178].
Воспитание упражнением предполагает большое умение и терпение командиров. Упражнение - не единственное прямое воздействие с получением немедленного результата, а длительный процесс организации жизнедеятельности военнослужащего [5, с. 267 - 270]. Воспитание самостоятельности - важнейшая задача нравственного воспитания воина. Известно, насколько важен волевой компонент в развитии человека вообще. Но если развитие воли наиболее актуально для первых месяцев службы, то дальше важно развитие самостоятельности. Каким образом воспитывать самостоятельность? Прежде всего, систематическими и различного рода упражнениями, учитывая индивидуальные особенности. Если у военнослужащего уже есть определенный уровень самоБиблиографический список
стоятельности, то он может сосредоточиться на двух задачах воспитания. Для большинства это должна быть какая-то одна задача. Для каждого коллектива, для каждого военнослужащего задача должна быть строго индивидуальна: для одних это будет проблема подготовки к полевому выходу, для других - подготовка техники к выезду, для третьих - обеспечение и проведение стрельб [9, с. 78 - 83].
С самого начала надо выбирать главную задачу. Например, если военнослужащий плохо усваивает предметы боевой подготовки, то главная задача - не заставить его хорошо учиться, такая задача для него непосильна. Ситуация «плохо усваивает» должна быть проанализирована командирами. Может, это происходит из-за плохого здоровья военнослужащего или слабо развита самостоятельность, или не организована жизнедеятельность. Необходимо, прежде всего, найти причину этих неуспехов. Затем надо поговорить с военнослужащим о том, что ему уже пора развивать в себе очень важное качество - самостоятельность. Его необходимо подвести к мысли о том, что ему нужно исправить в себе или сформировать. Важно, чтобы военнослужащий сам пришел к этой мысли - это и будет первая ступень самостоятельности. Ни в коем случае нельзя преподносить эту задачу как готовый вариант или как командирское требование, иначе это уже в самом начале лишит его самостоятельности [6, с. 121 - 122]. Обязательное условие таких бесед заключается в следующем: их надо проводить только на хорошем эмоциональном тоне, при хорошем настроении, когда военнослужащий ни в чем не провинился, и не будут вспоминаться прошлые провинности.
Проанализировав все сказанное, можно сделать вывод о том, что, конечно, применение методов воспитания военнослужащих должно быть комплексным, и при отсутствии этого можно не достигнуть целей воспитания. А самый эффективный метод в воспитании военнослужащих - это метод упражнения, так как при помощи него мы формируем в военнослужащем именно те привычки правильного поведения, которыми он воспользуется не только при выполнении задач в повседневной жизнедеятельности, но и в условиях боевой обстановки.
1. Бабанский Ю.К Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1989.
2. Разуваев Д.С. Упражнение как метод педагогического воздействия на личность. Вестник адъюнкта. 2019; № 2 (4).
3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва: Педагогика, 1986; Т. 8.
4. Разуваев Д.С. Генезис реализации метода упражнения в воспитании военнослужащих. Мир образования - образование в мире. 2017; № 4 (68): 266 - 271.
5. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. Москва: Военное издательство МО СССР 1956.
6. Алёхин И.А., Разуваев Д.С. Упражнение как метод эффективного педагогического взаимодействия. Мир образования - образование в мире. 2018; № 4 (72): 120 - 126.
7. Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов. Москва: Воениздат, 1962.
8. Алехин И.А., Аронов А.А., Герасимов В.Н. и др. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооруженных Силах Российской Федерации: монография. Москва, 2018.
9. Алехин И.А., Авуза А.А., Богуславский В.В. и др. Военная педагогика: учебник. Москва: Юрайт, 2017.
Refеrences
1. Babanskij Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1989.
2. Razuvaev D.S. Uprazhnenie kak metod pedagogicheskogo vozdejstviya na lichnost'. Vestnik ad'yunkta. 2019; № 2 (4).
3. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Moskva: Pedagogika, 1986; T. 8.
4. Razuvaev D.S. Genezis realizacii metoda uprazhneniya v vospitanii voennosluzhaschih. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; № 4 (68): 266 - 271.
5. Dragomirov M.I. Izbrannye trudy. Voprosy vospitaniya i obucheniya vojsk. Moskva: Voennoe izdatel'stvo MO SSSR, 1956.
6. Alehin I.A., Razuvaev D.S. Uprazhnenie kak metod 'effektivnogo pedagogicheskogo vzaimodejstviya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2018; № 4 (72): 120 - 126.
7. Barabanschikov A.V. Pedagogicheskie osnovy obucheniya sovetskih voinov. Moskva: Voenizdat, 1962.
8. Alehin I.A., Aronov A.A., Gerasimov V.N. i dr. Aktual'nye voprosy teoreticheskojiprakticheskojpedagogiki v Vooruzhennyh Silah RossijskojFederacii: monografiya. Moskva, 2018.
9. Alehin I.A., Avuza A.A., Boguslavskij V.V. i dr. Voennaya pedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2017.
Статья поступила в редакцию 15.10.19
УДК 378
Ryzhkov A.A., adjunct, Department of Pedagogy of the Federal University for Higher Education "Military University" of the Russian Federation Ministry of Defense
(Russia), E-mail: ryzhk-olga@yandex.ru
INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CAUSES OFSUICIDAL BEHAVIOR IN THE MILITARY ENVIRONMENT. The article deals with the individual psychological causes of suicidal behavior in the military environment. The nature of suicidal behavior and its determinants are revealed. The characteristic of forms of suicidal behavior, and also typology of suicides is given. Special attention is paid to the influence of conflicts and conflict situations on suicidal behavior of servicemen. The author concludes that the use of the above information by officials will help to organize activities on social and psychological and pedagogical protection of servicemen, to reduce the number of suicidal attempts, to ensure timely collection, analysis and forecasting of the suicidal situation in military units.
Key words: forms of suicidal behavior, typology of suicides, altruistic suicide, conflicts, diagnostics of suicidal behavior.
А.А. Рыжков, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет», г. Москва, E-mailryzhk-olga@yandex.ru
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ВОЕННОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются индивидуально-психологические причины возникновения суицидального поведения в военной среде. Раскрывается природа суицидального поведения и его детерминанты. Дается характеристика форм суицидального поведения, а также типология суицидов. Особое внимание уделено рассмотрению влияния конфликтов и конфликтных ситуаций на суицидальное поведение военнослужащих. Автор делает вывод о том, что использование должностными лицами приведенной информации поможет организовать деятельность по социальной и психолого-педагогической защищенности