Научная статья на тему 'Формирование оборонного сознания военнослужащих'

Формирование оборонного сознания военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
730
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ОБОРОННОГО СОЗНАНИЯ / DEFENCE AWARENESS / THE FACTORS INFLUENCING ITS FORMATION / THE IMPLEMENTATION OF DEFENCE CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разгонов В. Л., Лопуха А. Д.

В работе анализируются проблемы сущности, содержания и формирования оборонного сознания военнослужащих российской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE DEFENCE CONSCIOUSNESS SERVICEMEN

Thepaper examines the problem of the essence, the content and the formation of the defence consciousness to Russian servicemen.

Текст научной работы на тему «Формирование оборонного сознания военнослужащих»

Сложность ситуации заставляет юристов придумывать «новые» моральные ценности «связанные с современным уровнем цивилизации». К их числу С.С. Алексеев относит такие как «добросовестность, вера в данное слово, чувство персональной ответственности за свои поступки, открытое признание вины» [1, с. 56]. По мнению авторов, данные ценности, во-первых, к собственно моральным не относятся, а во-вторых, не имеют общераспространенного или государственно-признанного характера.

Следовательно, в качестве общепринятых норм, используемых в качестве эталона в установлении должного или отклоняющегося поведения в суде, они не могут быть использованы.

Поскольку таких общепринятых норм в российском праве не признано, «выходом» становится утверждение их законом, то есть включение в законодательные акты. Но тогда нормы морали и нравственности становятся законом!

Выход из создавшегося положения один - пересмотр положений статей 13 и 14 Конституции РФ. В противном случае, иудей вправе требовать от суда признания основ морали в виде заповедей Моисея, православный - заповедей Христа, а мусульманин - нравственных норм, изложенных в Коране. Само же содержание общепринятых норм морали и нравственности содержится в обычном праве коренных народов России и нравственной составляющей их традиционных религий.

Само по себе позитивное право не самоцель. Оно лишь инструмент, обслуживающий интересы общества. Придерживаясь именно такого мнения, Н. Бердяев считал, что «Вера в Конституцию - жалкая вера... Делать себе кумира из правового государства недостойно» [11, с. 109]. Речь в данном случае не идет о примате морали над правом. Это равноценные самостоятельные социальные регуляторы. Вместе с тем, в случае, если право не морально, оно становится основой оправдания карательно-репрессивной политики конкретных политических режимов, порой реакционных по своей сути. Следствием является юридический этатизм.

Юристы либераль ной ориентации отвергают значимос ть морали. По мнению А.Б. Франца «Тоталитаризм есть язык морали в той же степени, в какой морализирование есть язык то-

Библиографический список

1. Алексеев, С.С. Философия права. - М., 1999.

2. Баскин, Ю.Я. Очерки философии права. - Сыктывкар, 1994.

3. Сергеев, А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. - Владимир, 1997.

4. Митрополит Иоанн. Русь соборная. - СПб., 1995.

5. Хабермас, Ю. Демократия, разум, нравственность. - М., 1995.

6. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994.

7. Давид, Р Основные правовые системы современности I Р Давид, Камилла Жоффре-Спизози. - М., 1999.

8. Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе II Государство и право. - 1993. - № 8.

9. Уголовный кодекс РФ. - М., 1996.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1997.

11. Бердяев, Н. Философия неравенства. - М., 1990.

12. Франц, А.Б. Мораль и власть II Философские науки. - 1999. - № 3.

13. Гегель, Г. Учение о праве, долге и религии. Работы разных лет: в 2 т. - М., 1971. - Т. 2.

Bibliography

1. Alekseev, S.S. Filosofiya prava. - M., 1999.

2. Baskin, Yu.Ya. Ocherki filosofii prava. - Sihktihvkar, 1994.

3. Sergeev, A.G. Praviteli gosudarstv i otcih cerkvi Evropih za 2000 let. - Vladimir, 1997.

4. Mitropolit Ioann. Rusj sobornaya. - SPb., 1995.

5. Khabermas, Yu. Demokratiya, razum, nravstvennostj. - M., 1995.

6. Losskiyj, N.O. Bog i mirovoe zlo. - M., 1994.

7. David, R. Osnovnihe pravovihe sistemih sovremennosti I R. David, Kamilla Zhoffre-Spizozi. - M., 1999.

8. Tumanov, V.A. Pravovoyj nigilizm v istoriko-ideologicheskom rakurse II Gosudarstvo i pravo. - 1993. - № 8.

9. Ugolovnihyj kodeks RF. - M., 1996.

10. Grazhdanskiyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii. - M., 1997.

11. Berdyaev, N. Filosofiya neravenstva. - M., 1990.

12. Franc, A.B. Moralj i vlastj II Filosofskie nauki. - 1999. - № 3.

13. Gegelj, G. Uchenie o prave, dolge i religii. Rabotih raznihkh let: v 2 t. - M., 1971. - T. 2.

Статья поступила в редакцию 20.11.13

УДК 37.017.4

Razgonov V.L., Lopoukha A.D. THE FORMATION OF THE DEFENCE CONSCIOUSNESS SERVICEMEN. The

paper examines the problem of the essence, the content and the formation of the defence consciousness to Russian servicemen.

Key words: defence awareness, the factors influencing its formation, the implementation of defence consciousness.

талитарной политики» [12, с. 9]. Его мнение разделяет С.С. Алексеев [1, с. 61-63]. В морали они видят угрозу свободам и правам человека. По мнению автора, тоталитарным может быть и «правовое общество», тотальный - значит всеобщий. В этом смысле общество, граждане которого «поголовно» разделяют демократическую идею также тоталитарно, как и социалистическое.

Мнение о том, что «всеобщая организация жизни людей дело именно права, а не морали» [1, с. 64] не выдерживает критики. Общество регулируется широким комплексом социальных регуляторов, среди которых право важный, но далеко не единственный. Его действенность в значительной мере зависит от соответствия общественной морали.

Мораль и право имеют одного и того же социального прародителя - само общество. Длительное время они сосуществовали вместе, в виде мононорм первобытного общества, затем -в нормах обычного права. Мораль, отраженная в нормах обычного и религиозного права народов, есть тот фундамент, который будучи воспреемствованным, обеспечивает устойчивость и эффективность правовой системы.

Соотношение права и морали лучше других отобразил Г. Гегель, который считал «Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что морально запрещается. Право, например, разрешает мне распоряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые его ограничивают. Может казаться, будто мораль разрешает многое такое, чего не разрешает право.

Однако мораль требует не только соблюдения права по отношению к другим, а, напротив того, соединяет с правом умонастроение, состоящее в том, чтобы уважать право ради права. Мораль требует даже, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступили бы в действие моральные определения» [13, с. 32]. В этом и должен заключаться «категорический императив» современного российского права. Такое право способно формировать правовую культуру россиян естественным путем.

В.Л. Разгонов, начальник филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ», г. Новосибирск; А.Д. Лопуха, д-р пед. наук, проф. Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД РФ, г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБОРОННОГО СОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В работе анализируются проблемы сущности, содержания и формирования оборонного сознания военнослужащих российской армии.

Ключевые слова: оборонное сознание, факторы, влияющие на его формирование, реализация оборонного сознания.

Обострение мирового кризиса, нарастание военных угроз повышает требования к состоянию оборонного сознания военнослужащих. Оборонное сознание личности, социальной группы, общества в целом - важнейшая составляющая общественного сознания. Поскольку его сердцевиной является отношение к военной политике, оно взаимодействует с политическим сознанием. Это возможно представить в виде содержания оборонного сознания, а содержание оборонного сознания как особого компонента группового и индивидуального сознания, включающего следующую совокупность элементов:

1. В области морали - оборонные ценности, оборонительные ориентации и установки личности.

2. В сфере детерминант сознания - система общественных отношений, потребности, законы социальной деятельности, социальная роль, отношение к собственности.

3. В формах деятельности сознания - оборонное мышление, интеллектуальная деятельность, практика погружения «внутрь себя» при осознании военных угроз, осознанное бытие.

4. В области сознания - военно-политическое, правовое, религиозное, оборонительная мораль, философия, научные взгляды, оценки военного искусства.

5. В сфере самосознания - переживания, чувства, состояние внутреннего мира личности по отношению к оборонным проблемам.

6. Специфику индивидуальной и исторической памяти личности.

7. Стереотипы реализации оборонного сознания - «пацифисты» по убеждению; люди с неразвитым оборонным сознанием и чувством долга; понимающие необходимость обороны, но не испытывающие желания к службе и защите Отечества; сознательные патриоты; «милитаристы».

Для современного российского общества характерно противоречивое отношение к оборонным проблемам. С одной стороны, усиливаются патриотические настроения, связанные с заметным ослаблением позиций России на международной арене, с другой стороны, сохраняется негативный образ Вооруженных Сил, растет стремление молодежи уклониться от службы в армии. Современные масштабы «уклонизма» потрясают сознание. Если в начале 90-х таковых было 40 тыс. чел. [1], то в настоящее время уклонистов, по выступлению Ф. Клинцевича в Госдуме, - более 200 тысяч [2]. О проблемах, связанных с патриотическим воспитанием личного состава, подготовкой молодого пополнения к военной службе, сегодня говорят на самом высоком уровне. Существует множество причин упадка оборонного сознания и неготовности солдат служить в армии, которые порождает общество. В этих условиях представляется актуальным изучение тех структур общественного сознания, которые отражают отношение россиян к армейской службе. Ключевой категорией подобных исследований может стать понятие «оборонное сознание». Четкой формулировки термина «оборонное сознание» в научной литературе не существовало до настоящего времени. По структуре и форме оно представляется близким к общественному сознанию, научные представления о котором позволяют подвергнуть анализу феномен оборонного сознания: дать определение, типологию, выявить факторы, влияющие на его формирование. Общественное сознание - это отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом [3]. Взяв за основу данное определение, можно дефи-нировать понятие оборонного сознания как особый тип общественного сознания человека, отражающий его отношение к службе в армии и степень патриотизма. Развитие этого фено-

мена происходит по мере «усложнения и развития общества», т. к. армия является неотъемлемой частью общественной жизни и остается таковой, несмотря на различные отношения к ней социальных групп и институтов, в том числе СМИ. Обороноспособность страны во многом зависит именно от уровня оборонного сознания ее населения. Человеческий фактор, особенно в условиях применения сверхсовременной техники, имеет огромное значение для надежности обороны страны.

На оборонное сознание, как и сознание общественное, влияет мораль, религия, идеология и политический строй.

Существуют особенности, характерные для данного вида сознания, среди которых можно выделить следующие:

1) его тесная связь с сознанием существующих угроз;

2) центрированность данного сегмента сознания на явлениях, происходящих в Вооруженных Силах;

3) ориентированность на правовые и моральные нормы, регулирующие прохождение службы в армии, характерные для данного общества и конкретного исторического времени;

3) сочетание чувственных и рациональных аспектов отношения к проблемам национальной обороны, армии;

4) опора на культурно-исторический опыт формирования оборонного сознания конкретного общества.

Оборонное сознание, как и любое другое, носит социальный характер, обусловленный нормами и ценностями, принятыми в данном обществе. На него существенное влияние оказывает обстановка, сложившаяся в стране и в Вооруженных Силах. Состояние оборонного сознания определяется и состоянием ситуации в армейской среде. Понять ее человек может лишь через непосредственное соприкосновение с такой средой.

Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на формирование оборонного сознания: внешние и внутренние. К первой группе относятся:

- ситуация в Вооруженных Силах - после поражения СССР в III Мировой войне Западным блоком, чеченской кампании 1993 года, авторитет армии был сильно подорван, возросло число «уклонистов», стали распространяться неуставные взаимоотношения. Это оказало существенное влияние на формирование оборонного сознания российской молодежи - все меньше идет служить в армию «успешных» городских молодых людей, как заметил бывший министр обороны РФ С. Иванов, «армия постепенно превращается в рабоче-крестьянскую» [4];

- растет инфантильность призывников (офицерам все чаще приходится сталкиваться с солдатами, не готовыми даже к обслуживанию себя в быту). Сегодня родительская опека продолжается и в годы прохождения военной службы. Говоря о влиянии семьи на ориентацию юношей призывного возраста к предстоящей воинской службе, важно подчеркнуть, что оно неразрывно связано с теми процессами, которые происходят в стране [5];

- военно-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность преподавателей, военных комиссариатов, командиров и штабов по формированию у молодых людей духовных качеств, отражающих специфический характер российской армии, ее задачи и предназначение. Основными компонентами являются: воспитание у молодежи глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боеготовности [6].

Вторая группа факторов - личностные качества человека, такие как воинственность, агрессивность, миролюбие, эмоциональность, чувства долга, патриотизма, пацифизма [7]. Их влияние так же велико.

Интересным представляется вопрос о типологизации оборонного сознания. Возможно построение нескольких типологий, опирающихся на различные критерии.

По содержанию оборонного сознания:

1. Социетарное (главным в общественном сознании является защищенность общества и его интересов);

2. Антропоцентристское (в центре - человек с естественным инстинктом безопасности); оборонное сознание личности является удовлетворением данной потребности.

3. Специализированное профессиональное (военнослужащий делает профессиональный выбор, армия рассматривается как данность, как самостоятельная структура, с которой взаимодействует человек в ходе повседневной жизнедеятельности.

По характеру отношения человека к оборонным проблемам:

1. Алермистское - негативное состояние человека или общества, одержимых комплексом псевдоопасностей, окружающих себя мнимыми врагами и постоянно стремящихся уничтожать их.

2. Милитарифилия - любовь к службе в армии, стремление служить, несмотря ни на что (в том числе и состояние здоровья).

3. Сознательный патриотизм - служба в армии представляется человеку нормальным обязательным этапом жизни.

4. Милитарифобия - боязнь службы в армии, стремление избежать этого любыми путями, в том числе и противозаконными.

5. Маниакально-пацифистский синдром - ненависть ко всем силовым структурам, в том числе и к службе в армии [8].

Другими основаниями типологизации оборонного сознания могут служить его направленность, уровни функционирования.

Наибольший интерес вызывает изучение состояния оборонного сознания молодежи.

Важнейшим показателем гражданственности и патриотизма, отношения к истории, современности и будущему своей страны в России традиционно считалось отношение к армии. Отношение к этому государственному институту со стороны молодых людей призывного возраста, важно вдвойне: именно им предстоит служить, защищать свое отечество.

Полученные результаты опроса показывают, что из числа потенциальных защитников отечества лишь 50% согласны «встать в строй», и то две трети из них сделают это без особого желания. Причем прослеживается явная зависимость между общей гражданской настроенностью и отношением к данному вопросу. Так, из сказавших, что учатся для того, чтобы приносить пользу людям, готовы охотно выполнить свой долг 30,6% и нет ни одного собирающегося уклониться от призыва на военную службу.

Социальные факторы серьезно влияют на отношение молодежи к военной службе. Из учащихся выпускных классов школ Новосибирска намерены с охотой выполнить свой воинский долг 20%, а уклониться 33,3%, в городе Бердске, где живут в основном работники крупных заводов разрушенной ныне оборонной промышленности, эти показатели, соответственно - 21 и 22,8%, в Новосибирском Академгородке - 10,4 и 37,5%, в Краснообске (научном городке РАСХН) - 9,9 и 36,3%, в школах Бийска этот показатель - 36 и 7,2%, а в ПУ-4 г. Бийска, директор В. Г. Визер,

- 7,5 и 1,4% [9].

Характер оборонного сознания молодежи отражает состояние общества в целом, может служить индикатором общественных настроений. Изучение оборонного сознания представляется важной задачей современной военной политологии и социологии.

Состояние оборонного сознания характеризуется состоянием его ценностных ориентаций, где государственно-патриотические ценности занимают приоритетное место, готовностью и способностью к выполнению оборонных задач.

С военно-политической точки зрения оборонное сознание означает реалистическую оценку существующих опасностей и готовность нации выдержать в течение войны величайшее напряжение, трудности, потери, бедствия, даже поражения, не утратив воли к победе.

Свое высшее выражение оно находит в бдительности мирного времени и активном стремлении защищать Отечество, в возможной войне.

Таким образом, оборонное сознание имеет деятельностную направленность и многоуровневую структуру (оборонное сознание личнос ти, с оциальной, этнической общности, общества в целом). Его необходимо формировать у подрастающего поколения и развивать в течение всей жизни. Оно обусловливает готовность к войне и степень уверенности личного состава

в справедливости выполняемых задач в ходе боевых действий, в правильности проводимой военно-политическим руководством государства политики. Оборонное сознание является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов (формирование глобального информационного пространства; экономическая экспансия против Российской Федерации; создание надгосударственных транснациональных финансово-экономических, промышленных и медиагрупп; разработка перспективных видов вооружений «нелетального воздействия»; применение элементов, сил и средств психологической борьбы в мирное время, угрожаемый период и в ходе боевых действий и др.), обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава [10].

Основой оборонного сознания военнослужащих являются, патриотические, духовные ценности, доминирующие в обществе, реалистический взгляд на существующие в современном мире вызовы и угрозы.

Исходя из этого, под оборонным сознанием следует понимать динамическую характеристику реального состояния индивида, коллектива, общества, включающую в себя совокупность элементов его оборонного сознания, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в их социальной активности, и выступающую как готовность решению конкретных задач обороны страны.

Система поддержания высокого оборонного сознания военнослужащих включает в себя: изучение военно-политической обстановки в современном мире; оценку существующих для России глобальных и региональных военных угроз; воспитание личного состава на российских военных исторических традициях; всестороннюю поддержку героико-патриотического воспитания молодежи; осуществление государственных мер по поддержанию морального духа войск.

На оборонное сознание военнослужащих влияют: адекватная оценка военной опасности; семейное и социальное воспитание, состояние оборонного сознания общества; глубокое понимание военнослужащими целей возможной войны. Успешному формированию оборонного сознания военнослужащих способствует их моральная готовность к выполнению боевых задач; психологическая устойчивость; высокий профессионализм и физическая подготовленность; состояние обеспечения войск, удовлетворение их нужд и запросов; эффективная духовная и психологическая реабилитация.

Формирование, поддержание и восстановление у военнослужащих устойчивого оборонного сознания, имеет комплексный характер и осуществляется командирами, штабами, структурами по работе с личным составом.

Формирование оборонного сознания военнослужащих включает: доведение существующих угроз и военных опасностей, воспитание патриотизма и преданности Отечеству, личной ответственности за его защиту; верности Конституции, Военной присяге, Боевому знамени и боевым традициям Вооруженных Сил, подготовку личного состава к восприятию реалий возможной войны.

Поддержание оборонного сознания военнослужащих достигается: постоянным изучением и анализом состояния оборонного сознания личного состава, своевременной постановкой задач по его наращиванию; умелой информационной работой по разъяснению военно-политической обстановки в мире и уровня военной опасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восстановление оборонного сознания включает: активизацию информационно-разъяснительной работы о положении России в мире и нарастании внешних угроз; повышение его до необходимого уровня, путем проведения морально-психологического обеспечения деятельности войск; обеспечение моральнопсихологического превосходства над вероятным противником.

Состояние оборонного сознания воинов характеризуется рядом показателей, которые могут быть сведены в три взаимосвязанные группы.

Показатели развитости духовной сферы оборонного сознания состоят из индикаторов теоретической и нравственной зрелости, воспитанности, подготовленности. Включают национальные духовные и нравственные оборонные ценности, идеологические установки, место оборонного сознания в мировоззрении личности воина, иерархия смысложизненных ценностей, место в них оборонных.

Показатели развитости чувственно-эмоциональной сферы сводятся к переживанию реальной оценки угроз, состоянию боевой настороженности, готовности реально действовать оружием, укреплению психологического состояния, развитию позитивного отношения к государственной политике в области обороны.

Показатели практической реализации установок оборонной политики государства включают отношение к возможной войне, оценку военной опасности, подготовленность, сплоченность воинских коллективов; военно-специальные показатели: качество решения боевых задач; уровень боевой подготовки войск, организованности и воинской дисциплины.

Ведущими компонентами реализации оборонного сознания, являются: политический, нравственно-психологический и военно-профессиональный компоненты.

Политический компонент оборонного сознания военнослужащих характеризует их идейную готовность защищать Отечество и беспрекословно выполнять требования военно-политического руководства страны. Нравственно-психологический компонент определяет их нравственно-психологическую готовность к защите Отечества. Военно-профессиональный компонент оборонного сознания характеризует его военно-профессиональную готовность к действиям по защите страны от внешних угроз. В комплексе уровни политической, нравственно-психологической и военно-профессиональной готовности характеризуют состояние оборонного сознания и реальную готовность воинов решать задачи в ходе боевых действий.

Высокая роль оборонного сознания обусловливается рядом факторов:

Во-первых, ростом числа военных угроз в современном мире.

Во-вторых, как показывает военный опыт, побеждают те армии, где сильнее моральный дух.

В-третьих, история войн знает немало примеров, когда превосходящий противник терпел поражения потому, что уступал в развитости оборонного сознания (война 1812 года, американо-вьетнамская, американо-корейская войны).

Библиографический список

Правильная оценка уровня оборонного сознания - это принципиальный вопрос, имеющий большое значение. Например, во время операции США и НАТО против иракской и ливийской армии уровень был катастрофически снижен, оборонное сознание войск и населения - сломлено. В Сирии же, напротив, высокое оборонное сознание населения и ми позволяет стране выстоять в войне с терроризмом и поддерживающими его силами.

Формирование оборонного сознания - важная составляющая государственной политики развитых стран. Так, например, в «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии» вопросы информационной безопасности занимают второе место после проблемы квалифицированных кадров, опережая такие направления, как «космос», «противоракетная оборона», «присутствие за границей и влияние американской мощи». Правительство Республики Корея в «Концепции по осуществлению государственных реформ по обеспечению национальной безопасности на рубеже XX и XXI веков» одним из направлений обеспечения безопасности страны выделяет задачу подъема морально-психологической устойчивости вооруженных сил путем проведения научно обоснованной кадровой политики, направленной на максимальное использование индивидуальных особенностей военнослужащих [9].

Современное оборонное сознание россиян существенно ослаблено, нуждается в системной реабилитации, а у молодежи - в целенаправленном формировании в ходе политической социализации. Президент РФ В.В. Путин обращает внимание российского общества на нарастание военных угроз, принимает масштабные меры по перевооружению армии, возрождению ее морального потенциала, важнейшей частью которого является оборонное сознание. Решить эту задачу возможно только совместными усилиями государства, специалистов силовых структур и представителей широкой общественности.

Таким образом:

1. Оборонное сознание - важнейшая часть политического.

2. Его состояние предопределяется социальными факторами.

3. Состояние оборонного сознания во многом определяет военные возможности государства и требует постоянного влияния общества.

1. Шульман, А. Уклонисты заплатят армии алименты / А. Шульман, В. Савенков // Свободная пресса [Э/р]. - Р/д: http://svpressa.ru/all/ аг^с1е/55900/

2. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь. - М., 2000.

3. Аты-баты, кто в солдаты?// Комсомольская правда. - 2003. - 27 марта.

4. Мазырин, Л.А. Призывник XXI века: какой он? // Военные знания. - 2002. - № 4.

5. Скородумов, И.А. Профессия - Родину защищать. - М., 1996.

6. Серебрянников, В.В. От воинственности к миролюбию // Социс. - 2002. - № 5.

7. Серебрянников, В.В. Социология войны. - М., 1997.

8. Беккер, С.Н. Социально-педагогические условия эффективности системы гражданского воспитания учащихся: дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007.

9. Зеленков, М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М., 2002.

10. Приказ МЧС России № 859 от 30.11.2005 г. «О Совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».

Bibliography

1. Shuljman, A. Uklonistih zaplatyat armii alimentih / A. Shuljman, V. Savenkov // Svobodnaya pressa [Eh/r]. - R/d: http://svpressa.ru/all/article/ 55900/

2. Osipov, G.V. Sociologicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2000.

3. Atih-batih, kto v soldatih?// Komsomoljskaya pravda. - 2003. - 27 marta.

4. Mazihrin, L.A. Prizihvnik XXI veka: kakoyj on? // Voennihe znaniya. - 2002. - № 4.

5. Skorodumov, I.A. Professiya - Rodinu zathithatj. - M., 1996.

6. Serebryannikov, V.V. Ot voinstvennosti k mirolyubiyu // Socis. - 2002. - № 5.

7. Serebryannikov, V.V. Sociologiya voyjnih. - M., 1997.

8. Bekker, S.N. Socialjno-pedagogicheskie usloviya ehffektivnosti sistemih grazhdanskogo vospitaniya uchathikhsya: dis. ... kand. ped. nauk. -Novokuzneck, 2007.

9. Zelenkov, M.Yu. Pravovihe osnovih obtheyj teorii bezopasnosti Rossiyjskogo gosudarstva v XXI veke. - M., 2002.

10. Prikaz MChS Rossii № 859 ot 30.11.2005 g. «O Sovershenstvovanii vospitateljnoyj rabotih v sisteme MChS Rossii».

Статья поступила в редакцию 20.11.13

УДК 378

Naskidaeva Е.Н. ANALYSIS OF INFORMATION ON THE OLYMPIC GAMES OF ANTIQUITY FOR THE DISCIPLINE OF THE HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION IN STUDENT SCIENTIFIC CIRCLE. The historical analysis of one of sources of information on Olympic Games of antiquity, an of lists of winners is carried out. The presented description of the geographical made room athletes characterizing origin, and also a social origin above-named, allows to draw parallels in consideration of the studied data with political and cultural changes in the Greek civilization in the archaic and classical periods which had direct influence on Olympic Games.

Key words: Olympic Games, lists of winners, geographical data, social origin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.