Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственной готовности воинов в современных условиях'

Формирование духовно-нравственной готовности воинов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / МОРАЛЬНЫЙ ДУХ / MORALE / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ГОТОВНОСТИ ВОИНОВ / FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL READINESS OF SOLDIERS / АRMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дежнев В.Н.

В статье раскрываются основные характеристики процесса формирования духовно-нравственной готовности воинов российской армии, рассматриваются факторы, позволяющие повысить эффективность данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of spiritual and moral readiness of soldiers in modern conditions

The article shows the historical traditions and modern features of the formation of spiritual and moral readiness of soldiers of the Russian army.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственной готовности воинов в современных условиях»

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ HISTORY AND ARCHEOLOGY

УДК 355

В.Н. Дежнев,

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и права ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия vkupol48@yandex.ru

Формирование духовно-нравственной готовности воинов в современных

условиях

В статье раскрываются основные характеристики процесса формирования духовно-нравственной готовности воинов российской армии, рассматриваются факторы, позволяющие повысить эффективность данного процесса.

Армия, моральный дух, формирование духовно-нравственной готовности воинов.

V. N. Dezhnev,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of History and

Law

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia vkupol48@yandex.ru

Formation of spiritual and moral readiness of soldiers in modern conditions

The article shows the historical traditions and modern features of the formation of spiritual and moral readiness of soldiers of the Russian army.

Keywords: аrmy, morale, formation of spiritual and moral readiness of soldiers.

Становление российских вооруженных сил на современном этапе происходит в условиях, когда духовно-нравственная ситуация характеризуется, с одной стороны, сохраняющимся духовным и моральным разладом в стране, обострением духовно-идеологического противостояния в мире, с другой - оживлением патриотических настроений, подъемом престижа армии и военной службы, ростом авторитета религиозных организаций, увеличением числа верующих, а также повышением значимости религиозных святынь и символов, идей защиты Родины и веры в ходе вооруженной борьбы, что требует новых подходов к формированию морального духа войск.

Особую важность духовному фактору придает то, что для действий в условиях современной войны, сочетающей и собственно военные средства, и мощное информационное, идеологическое давление, необходима особая духовная стойкость каждого воина, максимальная мобилизация духовной силы армии. Необходимо также учитывать, что в ходе подготовки и развязывания военных конфликтов противником может быть задействован религиозный фактор, попытки создания в условиях информационной свободы выгодного ему мнения у последователей определенных исповеданий среди населения России и военнослужащих [1].

Все это вызывает необходимость обращения к историческому опыту военного строительства от Древней Руси и Московского царства до императорской России и армии Советского Союза. Во всей своей многовековой истории армию России традиционно отличали мужество, стойкость и героизм, высокий духовный подъем. Во все времена армия вдохновлялась Русской православной церковью, другими вероисповеданиями, представители которых были в составе войск. В искренней религиозной вере, в тесной связи с церковью черпали воины свои духовные силы.

Зарождение и развитие взаимодействия и сотрудничества армии и церкви относится ко времени возникновения государственности на Руси, создания первых вооруженных формирований. Принятие христианства придало этому процессу духовный ориентир, православная религия стала основой и главным содержанием военно-религиозного воспитания, всей деятельности по подъему морального духа войск.

Христианские идеи о справедливой войне, о возможности и необходимости участия в вооруженной защите Родины и веры, о священном религиозном долге положить душу за други своя вдохновляли воинов на самоотверженное воинское служение, на подвиги и героизм. С появление в армии военнослужащих других вероисповеданий подобную роль стали играть религиозно-патриотические идеи этих конфессий.

С ростом массовости воинских формирований возникла необходимость иметь штатные военно-духовные структуры как в военное, так и в мирное время. С начала ХУШвека формируется ведомство военного и морского духовенства армии и флота, в дальнейшем идет совершенствование его организации и управления, поиск и утверждение форм и методов богослужебной деятельности в военных условиях, духовно-нравственного воспитания воинов, а также осуществления вне богослужебной деятельности по образованию военнослужащих, благотворительности и т.д. Неоценимы заслуги военного духовенства в формирование высокого морально-боевого духа русского воинства во многочисленных войнах, которые вела, зачастую вынужденно Россия. Военные священники вдохновляли воинов не только религиозно-нравственным словом, но личным примером героизма и самоотвержения.

В советское время были сформированы люди с новой идеологией, новой светской системой ценностей. Искренние приверженцы идей социализма и необходимости их самоотверженной защиты составляли значительную часть общества. В то же время, несмотря на попытки искоренить религию и церковь, религиозность в народе, в том числе среди молодежи, сохранялась. В годы Великой Отечественной войны в единстве проявили себя и светский, и религиозный фактор, война стала войной священной, войной за Отечество, за право на жизнь всех народов СССР. В этой войне были забыты политические распри и былое идеологическое противостояние, были явлены могучие духовные силы народа и армии.

В послевоенные годы система морально-политической подготовки в Советских Вооруженных Силах показывала свою действенность, позволяла выполнять текущие задачи укрепления боевой готовности и успешно воевать, но, в целом, выстроенная только на светской базе, лишенная одухотворяющей силы религии, идеология закоснела, потерпела крах, а с ней потерпела крах и социальная система, разрушающему воздействию подверглись все институты государства, в том числе и армия.

Именно поэтому исторический опыт взаимодействия армии с Русской православной церковью, организациями и духовенством других вероисповеданий, опыт формирования духовности на светской основе требует теоретического осмысления и практического применения в новых условиях.

Необходимо учитывать и особенности личного состава частей и подразделений, обусловленные современной системой комплектования армии, сочетающей призывной контингент, занятый преимущественно учебой, подготовкой к пополнению мобилизационного резерва, и военнослужащих по контракту, выполняющих наиболее сложные задачи в мирное время, и непосредственно участвующие в боевых действиях. Очевидно, что это различие должно учитываться в ходе всех видов подготовки личного состава, в том числе в формировании духовной составляющей.

Серьезным аспектом является и мотивация воинской деятельности. Материальные стимулы имеют достаточно ограниченную сферу своего влияния. Существующие весьма значительные различия в доходах разных групп населения, что порождает ощущение несправедливости сложившегося порядка вещей, невысокий уровень доверия к некоторым государственным органам, отдельные проявления межнациональной напряженности, имеющая определенное распространение поддержка экстремистских религиозных идей, имеющих антигосударственную направленность, и ряд других проблем, вызывают озабоченность в возможности обеспечения выполнения воинами боевых задач в условиях непосредственной угрозы жизни, тем более в готовности пойти на самопожертвование.

Все это ставит на повестку дня проблему формирования духовно-нравственной готовности воинов.

В справочной литературе готовность определяется как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-то» [6].

Сточки зрения психологии данное понятие рассматривается как свойство человека, определяемое совокупностью специальных знаний, умений и навыков, обуславливающее его способность выполнять определенную деятельность с тем или иным качеством [3].

Современные ученые трактуют готовность как сложное интегративное личностное образование, активно-действенное субъективное состояние личности, характеризующее мобилизованность сил для выполнения поставленной задачи [5; 7].

В научной литературе выделяются различные виды готовности - психологическая, психофизиологическая, физическая, научно-теоретическая, практическая, нравственно-психологическая и др.[8; 4].

В нашем случае рассматривается духовно-нравственная готовность воинов, под которой мы понимаем осознанную, духовно-мотивированную готовность пожертвовать свою жизнь для защиты Родины и Отечества. Духовно-нравственная готовность является необходимой и важной частью боевой готовности, отражающей способность вооруженных сил к выполнению боевых задач [2 ].

Процесс формирования духовно-нравственной готовности воинов понимается нами как взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение единства составляющих данного качества как целостной характеристики личности воина, позволяющей не утратить волю и способность к ведению активных боевых действий по защите Отечества.

Субъектом рассматриваемого процесса выступает государство, вся иерархия органов военного управления, а также общество, система образования и воспитания в самом широком смысле, включая семью, образовательные учреждения, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры и искусства и др. Их воспитательная деятельность обширна и многообразна.

Объектом формирования духовно-нравственной готовности являются отдельные воины, подразделения, части и армия в целом.

Итак, субъектами осуществляемой деятельности выступают руководители воинских подразделений и сами воины (воспитуемые), которые, будучи объектами воспитательных

воздействий, являются активными участниками реализуемой деятельности. Более того, в определенных обстоятельствах объект превращается в субъект, в том числе на индивидуальном, личностном уровне. Это особенно характерно для духовных процессов.

Наиболее актуально решение обозначенных проблем в отношении военнослужащих по призыву и воинов, проходящих службу по контракту. Каждая из этих категорий обладает своеобразием. В связи с задачами формирования духовно-нравственной готовности военнослужащих по призыву следует учитывать проблемы, связанные с недостаточным уровнем образования, возможным отрицательным отношением к военной службе, связанным как с пацифистскими настроениями, так и с религиозным, национальным фактором, неопределенность мировоззренческих и нравственных установок, недостаточный жизненный опыт и другие. Вместе с тем, для них характерна высокая потребность в самоутверждении, романтизм, которые могут быть реализованы в ходе службы, положительное влияние будет оказывать улучшающаяся система допризывной подготовки и патриотического воспитания. В ограниченный срок службы все задачи формирования духовно-нравственной готовности у военнослужащих по призыву реализовать затруднительно, хотя достижение ее высокого уровня возможно при воздействии особых факторов, например, исключительных боевых традиций в спецназе, воздушно-десантных войсках и т.п.

У воинов-контрактников также следует учитывать, как положительные черты, так и существующие проблемы. К позитиву следует отнести добровольность и сознательность прихода в ряды вооруженных сил, высокая значимость сохранения своего статуса в интересах семьи, уверенности в будущем, жизненный опыт, сложившееся мировоззрение и нравственные принципы. Одновременно надо учитывать, что на контрактную службу идут не всегда лучшие представители общества, для них характерно преобладание материального интереса и низкие морально-патриотические и духовные мотивы, преобладание интереса к реализации своих прав над необходимостью выполнения обязанностей, характерным также является неготовность и сопротивление изменению сложившихся стереотипов поведения. В условиях, когда зачастую непосредственные командиры значительно моложе по возрасту, складывается скептическое отношение к ним и к тем воспитательным действиям, которые они осуществляют. Проблемой также является и разновозрастность коллективов военнослужащих по контракту, необходимость учета особенностей каждой возрастной категории. В целом, достаточное время службы при отсеве профнепригодных контрактников создают возможность формирования высокого уровня духовно-нравственной готовности [1].

Вместе с тем, военнослужащие находятся в конкретно-исторических условиях сегодняшней социально-экономической и политической обстановки. Наряду с правовой обязанностью выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, у военнослужащего возникает и вопрос - за что он жертвует свою жизнь. И здесь немаловажное значение приобретают справедливость общества, социального строя, авторитетность, уважение и доверии к тем, кто посылает его в бой. Ситуация всовременной России в этом отношении далека от идеальной и это, безусловно, затрудняет укрепление морального духа.

В то же время, следует отметить, что за последние годы сделано немало для создания качественных непосредственных условий для военной службы: вооружение современной боевой техникой, повышение интенсивности боевой учебы, устранение отрыва на непрофильные дела, создание необходимой инфраструктуры в военных городках, повышение денежного довольствия и др.

Рассмотрим факторы, влияющие на процесс формирования духовно-нравственной готовности воинов.

1) Эффективность данного процесса во многом зависит от уровня управленческой компетентности субъектов. В настоящее время заметно значительные улучшения в этой сфере: от практически полного отсутствия управления формированием рассматриваемого качества в первую чеченскую кампанию, характеризовавшейся неясностью целей и потерей инициативы в формировании отношения к боевым действиям в общественном мнении и среди воюющих войск, через вторую операцию на Северном Кавказе и конфликт с Грузией, до присоединения Крыма и операции в Сирии. Последние примеры применения вооруженных сил сопровождались ясным определением целей, аргументацией справедливости действий России, широкой разъяснительной компанией, что привело к широкой поддержке в народе и высокому моральному настрою в войсках.

Осуществляются мероприятия по повышению компетентности в формировании духовно-нравственной готовности на всех уровнях военного руководства, но состояние ее и способность военных руководителей к ее повышению, особенно в низовом звене, еще далеки от необходимого уровня.

2) Актуализация традиционных ценностей - наша Родина, Россия с ее более чем тысячелетней великой историей, богатейшими традициями вооруженной защиты Отечества, бесчисленными примерами победных боевых действий, яркими образцами героизма воинов -представителей всех народов нашей многонациональной страны. Задачей субъектов является умелое использования этого богатейшего арсенала в воспитании воинов.

На наш взгляд, достижение этой цели возможно при обращении к четырем объектам -Бог, Родина, Семья, Традиции, которые могут иметь религиозно-сакральный или светско-сакральный смысл. Это и определяет специфику управления средствами формирования духовного настроя военнослужащих.

Ведущим в комплексе идейных ориентиров для формирования духовно-нравственной готовности воинов является идея родной земли, Родины и неразрывности ее судьбы с судьбами каждой семьи. Эта общая установка должна находить детализацию в показе тех конкретных связей и проявлений общности судеб в настоящее время, в ближайшей и отдаленной перспективе.

При анализе причин падения духа русских войск в первой мировой войне прежде всего следует отметить отсутствие понимания у основной массы солдат связи его действий и судеб страны, судеб их семей. Пришедшие к власти большевики, дав крестьянам землю и выдвинув идею построения справедливого государства, несмотря на моральную усталость населения, смогли вдохновить Красную Армию и добиться победы. Белое же движение, не заявив позитивной программы будущего кроме лозунга борьбы с большевиками, закономерно пришло к поражению. Из событий последнего времени примером является справедливое обоснование боевых действий наших войск в Сирии возможностью прихода терроризма на нашу землю, что создает угрозу каждой семье, это повлекло позитивное отношение к решению руководства страны в общественном мнении и высокий духовный настрой воюющих войск.

3) Использование воспитательного потенциала религии. Религиозная идея, безусловно, имеет огромное воздействие на формирование духовно-нравственной готовности. Но ее возможности следует рассматривать, с одной стороны, конкретно-исторически, с другой - с учетом индивидуальных особенностей воинов. В первую мировую войну роль религиозного фактора во влиянии на боевой дух воинов была переоценена, а к использованию социальных возможностей руководители не были готовы. Великая Отечественная война дала пример единства действий социального и религиозного факторов, это вызвало небывалый духовной

подъем, который, даже при тяжелейших поражениях начала боевых действий, позволил совершить перелом в ходе войны и привел к Победе.

В современных условиях необходимо учитывать, что религия - оружие обоюдоострое. Она может иметь как положительное влияние на подъем духа воинов, так и в некоторых случаях иметь обратное воздействие. Важен учет межконфессиональной отношений в связи с конкретным противником, чтобы политическая ситуация, продолжением которой стало применение вооруженной силы, не превратилась в межрелигиозный конфликт. Необходим также индивидуальный подход, учет особенностей отношения к воинскому долгу той конфессии, вероучение которой исповедует воин, глубины религиозной веры и многих других аспектов. Наиболее массовые религиозные конфессии России - Русская православная церковь, мусульмане и ряд других - в лице их руководства и введенных с недавнего времени представителей в структурах военных органов управления, безусловно, могут способствовать формированию высокой духовно-нравственной готовности. Но проблемы с практической реализацией этой возможности пока существуют.

4) Опора на многовековые традиции вооруженной защиты Отечества. Традиции мужества, самоотверженности, героизма были и остаются высоким примером и ориентиром для нового поколения военнослужащих, имеют огромную силу воздействия.

Таким образом, процесс формирования духовно-нравственной готовности воинов представляет собой взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение единства составляющих данного качества как целостной характеристики личности воина, позволяющей осуществлять деятельность по защите Отечества.

В качестве субъектов данного процесса выступают руководители воинских подразделений, а объектами воспитательных воздействий являются воины (воспитуемые), которые активно участвуют в реализуемой деятельности.

При реализации рассматриваемого процесса необходимо учитывать различные факторы, включающие: уровень управленческой компетентности субъектов воспитательной деятельности: актуализацию; традиционных ценностей; использование воспитательного потенциала религии; опору на многовековые традиции вооруженной защиты Отечества и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Духовно-нравственная готовность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studbooks.net/1718441/psihologiya/duhovno_nravstvennaya_gotovnost.

2. Духовное и нравственное воспитание российских воинов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/ogp/duhovnoe-i-nravstvennoe-vospitanie-rossiyskih-voinov/.

3. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. -Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. - 576 с.

4. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей [Текст] : монография / Н.В. Ипполитова. - Челябинск : Факел, 1997. - 217 с.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] : ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов ; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс, 2007. - 640 с.

6. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн. : Соврем. слово, 2005. - 720 с.

7. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект [Текст] : монография / Н.В. Ипполитова [и др.]. - Шадринск : Исеть, 2006. - 235 с.

8. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2010. - 567 с.

REFERENCES

1. Duhovno-mavstvennaja gotovnost' [Elektronnyj resurs] [Spiritual and moral readiness]. URL: http://studbooks.net/1718441/psihologiya/duhovno_nravstvennaya_gotovnost (Accessed 25.04.2018).

2. Duhovnoe i nravstvennoe vospitanie rossijskih voinov [Elektronnyj resurs] [Spiritual and moral education of Russian soldiers]. URL: http://voemservice.ru/boevaya_podgotovka/ogp/duhovmoe-i-mravstvemmoe-vospitamie-rossiyskih-voimov (Accessed 25.04.2018).

3. Djachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskij slovar'-spravochnik [Psychological Dictionary-Reference]. Minsk: Harvest ; Moscow: AST, 2001. 576 p.

4. Ippolitova N.V. Patrioticheskoe vospitanie v sovremennyh uslovijah: osobennosti, podhody, podgotovka budushhih uchitelej: monografija [Patriotic education in modern conditions: features, approaches, training future teachers]. Cheljabinsk: Fakel, 1997. 217 p.

5. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka: ok. 53 000 slov [Dictionary of the Russian language: approx. 53 000 words]. In Skvorcova L.I. (ed.). 24-e izd., ispr. Moscow: Oniks, 2007. 640 p.

6. Pedagogika: bol'shaja sovremennaja jenciklopedija [Pedagogy: a large modern encyclopedia]. In E.S. Rapacevich (sost.). Minsk: Sovrem. slovo, 2005. 720 p.

7. Ippolitova N.V., et al. Sistema professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza: lichmostmyj aspekt: monografija [The system of professional training of students of a pedagogical university: the personal aspect]. Shadrinsk: Iset', 2006. 235 p.

8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogics]. In Slastenin V.A. (ed.). Moscow: Akademija, 2010. 567 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.