5. Попов Г.В., Сагоян О.А., Диденко В.В. УШУ. Путь к здоровью и гармонии. Москва: Интерпринт, 1990.
6. Гвоздев С.А. Айкидо. Минск: Современная школа, 2011.
References
1. Boevye i sportivnye edinoborstva. Spravochnik. Pod obschej redakciej A.E. Tarasa. Minsk: Harvest, 2003.
2. Zheleznyak Yu.D., Petrov P.K. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2002.
3. Denejka K. Dvizhenie, dyhanie, psihofizicheskaya trenirovka. Moskva: FiS, 1986.
4. Maslov A.A. UShU: Tradicii duhovnogo i fizicheskogo vospitaniya Kitaya. Moskva: Molodaya gvardiya, 1990.
5. Popov G.V., Sagoyan O.A., Didenko V.V. UShU. Put'k zdorov'yu i garmonii. Moskva: Interprint, 1990.
6. Gvozdev S.A. Ajkido. Minsk: Sovremennaya shkola, 2011.
Статья поступила в редакцию 25.11.16
УДК 374.73
Shchyogol A.I., Deputy Head of Department of Tactics, Colonel, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl,
Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF A PERSON IN MILITARY ORGANIZATIONS. Under the influence of the current political, social and economic conditions the system of value orientations in the society and in the military organization in particular has changed. The value orientations play an important role in the social behavior of the individual soldier and directly affect the quality of life of the military organization. In this regard, it is dictated by the requirements of the system of value orientations of officers due to modern reality. Generalization of experience of military organization of ascertaining experiment allow determining the system of value orientations of servicemen in the current conditions, which can be built in a certain hierarchy: general social value orientation; military and professional value orientations; value orientation of individual and personal character.
Key words: value orientations, military organization, army, identity of soldier, formation of value orientations.
А.И. Щеголь, зам. нач. каф. тактики, полковник, Федеральное государственное казённое военное образовательное
учреждение ВПО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Под влиянием современных политических, социально-экономических условий изменяется система ценностных ориентации в обществе в целом и в военной организации, в частности. Ценностные ориентации играют важную роль в социальном поведении личности военнослужащего и прямо влияют на качество жизнедеятельности военной организации. В связи с этим она диктует требования к системе ценностных ориентаций офицеров, обусловленные современной действительностью. Обобщение опыта работы военных организации, результаты констатирующего эксперимента позволили определить систему ценностных ориентаций военнослужащих в современных условиях, которая может быть выстроена в определенную иерархию: общесоциальные ценностные ориентации; военно-профессиональные ценностные ориентации; ценностные ориентации индивидуально-личностного характера.
Ключевые слова: ценностные ориентации, военная организация, армия, личность военнослужащего, формирование ценностных ориентаций.
В последние годы в отечественной научной литературе появилось достаточное количество принципиально новых научных публикаций, касающихся проблем военной организации на современном этапе ее развития. Среди работ данного направления особое место занимают труды военных ученых Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Военного университета, других научных и учебных центров страны.
В широком смысле под военной организацией понимается структурирование вооруженных сил государства в соответствии с политикой национальной обороны, обеспечивающее военную способность страны.
Под военной организацией понимается совокупность Вооруженных Сил и других войск, военно-политических, военно-экономических, военно-научных, военно-промышленных и других органов, организаций и учреждений, занимающихся военной деятельностью, которая направлена на решение задач обеспечения военной безопасности государства и защиты жизненно важных интересов страны военными средствами [1, с. 151 - 171].
«Военная организация, - по мнению А.Ю. Оборского и А.М. Кривенко, - как бы соединяет политическую власть, военную мощь государства, активную материальную и духовную деятельность различных социальных и институциональных субъектов, решающих задачи, связанные с функционированием военной сферы общества» [2].
В военно-педагогических научных исследованиях существуют различные подходы относительно сущности и структуры военной организации. «В большинстве случаев, - пишет О.А. Бельков, подразумевая военную организацию, - так называют совокупность неопределенного множества различных структур,
создаваемых государством или другими политическими акторами ввиду возможной необходимости вести вооруженную борьбу в целях обеспечения своих интересов. Это не часть государства, а форма и способ поддержания его возможности адекватно отвечать на военные вызовы и угрозы» [3, с. 88, 95]. По его мнению, предельно широкое толкование военной организации позволяет видеть ее как определенную упорядоченность жизнедеятельности государства, позволяющую ему функционировать с учетом возможной войны и в условиях войны.
А.И. Николаев, считает, что военная организация, трактуемая в широком смысле слова, включает: официально принятые взгляды на характер будущей войны и отношение к ней государства (военная доктрина, закон об обороне и т. д.), органы управления (руководства), планы подготовки и ведения войны, стратегических операций, подготовки и обеспечения Вооруженных Сил, мобилизационного развертывания, подготовки оперативного оборудования территории, перевода экономики и других сфер жизни государства на военное положение [4, с. 192].
Таким образом, термин «военная организация», понимаемый в широком смысле слова, представляет собой военную сферу жизни общества в ее функционировании.
В узком смысле слова под военной организацией понимается определенная структура, государственный институт, функционально предназначенный для выполнения задач обеспечения военной безопасности военными методами, то есть для ведения войны и подготовки к ней. При данном подходе в военную организацию включают следующие элементы: вооруженные силы, войска, другие военизированные формирования и органы; внутренние войска, другие военизированные формирования и органы; пограничные войска при ФСБ; органы государственной развед-
ки и контрразведки; органы и военизированные формирования, предназначенные для обеспечения правительственной связи; органы и войска гражданской обороны; военно-транспортные войска; органы, организации и части МЧС; органы, организации и учреждения, занимающиеся комплектованием силовых структур, подготовкой и переподготовкой личного состава (военные академии, военные институты, военные училища, военные комиссариаты); специальные воинские формирования, создаваемые государством в военное время [5, с. 91 - 92].
Наряду с термином «военная организация» для обозначения вооруженных сил государства наиболее часто употребляется понятие «армия», имеющее в научных разработках несколько значений.
Армия (от лат. armare - вооружать) - во-первых, организованное объединение вооруженных людей, созданное и содержащееся государством для ведения наступательной или оборонительной войны; во-вторых, военный орган государства, предназначенный для проведения ее политики средствами вооруженного насилия.
Армия, как военная организация, выполняет ряд функций, под которыми понимаются назначение и обязанность, основные направления, круг ее деятельности и роль, призванные исполнять потребности общества и государства. К ним относятся:
- публичные функции, совпадающие с открыто провозглашаемыми целями и задачами армии, заключающиеся в защите независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, жизни, прав, свобод и законных интересов граждан;
- латентные (воспитательные) функции, являющиеся результатом жизнедеятельности армии (способствуют физическому развитию, профессиональному совершенствованию, получению необходимого объема специальных знаний, формированию определенных моральных и волевых качеств, навыков общения, развитию ценностных ориентаций личности военнослужащего, повышению его социальной мобильности в обществе, сохранению и культивированию военных традиций народа);
- ситуативные функции, проявляющиеся в чрезвычайных обстоятельствах, в случае привлечения армии для выполнения неотложных, в том числе невоенных проблем, ставящих под угрозу благополучие и стабильность общества;
- аномальные функции, возлагающиеся властью на армию, не вписывающиеся в рамки ее официального предназначения, не свойственные ей по определению и, как правило, скрывающиеся от общества.
Таким образом, социальный институт армии полифункционален. Его специфику определяет, с одной стороны, совокупность предписанных ему социальных функций, а с другой - главная (публичная) функция. Специфический характер выполняемых армией функций и задач определяет её природу, наличие таких признаков, как вооружённость и строго централизованное организационное единство. Последнее является основанием для привлечения армии к выполнению несвойственных функций в экстремальных ситуациях, когда возможности других институтов исчерпаны.
С.М. Пузикова выделила следующие признаки армии как социального института: «а) это - учреждение государственное. Как и государство в целом, армия защищает интересы правящей элиты, определенной социальной группы. Используется при разрешении различного рода (внутренних и международных) конфликтов, когда исчерпаны мирные средства наведения порядка; б) вооруженные силы - правовая организация, функционирование которой соответствует законодательству страны и нормам международного права; в) армия отличается от других социальных институтов тем, что обладает боевой мощью. Уже сам по себе этот факт нередко гарантирует неприкосновенность законного порядка, позволяет государству не прибегать к насилию; г) являясь жестко авторитарной, иерархической системой, армия очень чувствительна к социальным изменениям и общественным болезням, реформы проходят особенно тяжело; д) будучи органической частью государства, армия выполняет и одиозные функции, то есть используется не в общенациональных, а в местнических интересах отдельных политических деятелей или группировок» [6].
Помимо основных характеристик армии как социального института (принудительность, историчность, моральный авторитет), ей присущи и специфические, к которым можно отнести боевую мощь, организованность, социокультурную ориентацию на лояльность государству и повышенную властность межличностных отношений.
Рассматривая армию как способ совместной деятельности военнослужащих, её можно представить как форму скоординированного, упорядоченного социального взаимодействия, направленную на достижение обеспечения обороноспособности страны. Она является формальной целевой иерархизирован-ной организацией, обладающей качествами корпоративизма и управления. Поведение членов этой организации отличается рациональностью, обусловленной стандартизацией поведения, которая, в свою очередь основывается на субординации и четко прописанных правах и обязанностях.
Таким образом, армия как военная организация имеет все признаки воспитательной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.
Проблема формирования ценностных ориентаций в различных социальных организациях является центральной в воспитательной системе.
Педагогическому аспекту формирования ценностных ориентаций личности посвящены исследования В.М. Азарова, В.И. Вдовюк, П.Н. Городова, В.П. Давыдова, В.Г. Звягинцева, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандрова, К.Д. Ушинского.
К.Д. Ушинский обращал внимание на особую роль эмоций при формировании ценностных ориентаций личности: «...ни слова, ни мысли, ни поступки человека не выражают так ясно и верно его самого и его отношение к миру, как его чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души человека и ее строя» [7].
С точки зрения Н.Д. Никандрова, ценности ориентации представляют собой обобщенные цели воспитания. Они определяют формирование у личности таких качеств, как стремление к справедливости, правдивость, альтруизм, совестливость, широта души, мудрость, талантливость, склонность к философскому восприятию жизни, поиск абсолютной истины. Таким образом, ценностные ориентации - это та точка отсчета, которая определяет все остальное поведение личности [8, с. 8 - 12].
Процесс формирования ценностных ориентаций личности исследовался А.В. Блиновой, Ф.Е. Василюком, Я. Гудачеком, Б.И. Додоновым, А.В. Кирьяковой, Б.С. Кругловой, С.И. Масло-вым, И.В. Сиволобовой, А.В. Серым и другими.
По мнению А.В. Блиновой, ценностные ориентации личности в её общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения, функцию «интегратора» различных форм деятельности человека. Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности, которые обусловливаются жизненным опытом личности и определяют её поведение и отношение к окружающей действительности.
Внешними показателями формирования ценностных ориентаций являются качества, которыми личность наделяет себя для других, проявляющиеся в словах, эмоциональных реакциях, действиях и поступках [9].
Ф.Е. Василюк считает, что результатом формирования ценностных ориентаций человека является его личностный рост и саморазвитие. Ценностные ориентации носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему в качестве реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития [10].
Б.И. Додонов обосновал, что «для конкретной личности нет такого обязательного движения от потребности к ценностям и ценностным ориентациям, существующим для человечества в целом. Отдельный субъект может пройти прямо противоположный путь: принимая от окружающих взгляд на нечто, как ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек тем самым может закладывать в себя основы потребности, которой раньше у него не было» [11, с. 111].
Он считает, что процесс ценностной ориентации состоит из двух основных этапов: «проектирования» субъектом определенной ценности в своем сознании (или подсознании); реализации субъектом деятельности, направленной на овладение данной ценностью. Присвоенные ценностные ориентации дают важный импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, играющих важную роль в «программе жизненной деятельности человека» и в «программе потребностей».
Процесс формирования ценностных ориентаций личности, по мнению Б.И. Додонова, будет успешен только в результате
их предварительного признания, то есть положительной рациональной или эмоциональной оценки [12, с. 11].
Таким образом, формирование ценностных ориентаций личности - это создание системы определенных элементов внутренней структуры личности, обеспечивающей ее личностный рост и саморазвитие, предполагающее прохождение ряда этапов: проектирование субъектом ценности в своем сознании - реализация субъектом деятельности, направленной на овладение данной ценностью - трансляция ценности в процессе жизнедеятельности.
Армия, как специфический социальный институт, и коллектив военнослужащих, как социальная общность, располагают характерной для них системой ценностных ориентаций, отличных от других (учебных, образовательных и так далее), обусловленной спецификой служебно-боевой деятельности, личностно-цен-ностных установок и ориентиров каждого военнослужащего.
Анализ широкого круга психолого-педагогических научных источников, обобщение опыта работы военных организаций, результаты констатирующего эксперимента позволили нам определить систему ценностных ориентаций военнослужащих в современных условиях, которая может быть выстроена в определенную иерархию.
Общесоциальные ценностные ориентации, включающие в себя: гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.
Гражданственность представляет собой интегративное, профессионально значимое качество личности военнослужащего, ориентированное на специфику служебно-боевой деятельности, выражающееся в положительном отношении к государству, гражданскому обществу, выполнению общественного и воинского долга, адекватное представление о себе как субъекте деятельности с активной гражданской позицией, в осознании своих гражданских обязанностей.
Общественный долг - это постоянная внутренняя потребность личности в высоко нравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства.
Гуманизм как ценностный ориентир раскрывает смысл индивидуальной свободы и жизнедеятельности личности военнослужащего через процесс освоения ценностей общества и других людей, в которых открывается пространство становления и развития данного индивида.
Самоотверженность военнослужащего выражается в его способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими, вплоть до жертвы собственной жизнью, для блага других.
Военно-профессиональные ценностные ориентации: патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие.
Патриотизм и верность воинскому долгу основываются на готовности воинов к защите Отечества. Готовность к защите Отечества является результатом подготовки к выполнению функций по защите интересов государства и выражается в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной или иной государственной службы [13, с. 221 - 233].
Воинский долг представляет собой систему социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающуюся в готовности отстаивать интересы страны, изложенные в Конституции, законах, военной присяге, воинских уставах, приказах командиров и начальников.
В воинской чести и достоинстве раскрываются отношение военнослужащего к самому себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Воинская честь связана с особым общественным положением человека - вооруженного защитника Отечества, с социальным престижем воинской деятельности. Чувство достоинства военнослужащего исходит из идеи самоуважения, равенства людей в моральном отношении.
Чувства чести и собственного достоинства как ценностные ориентиры выступают формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение личности в обществе.
В современном понимании воинская честь включает следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание военнослужащим содержания своего воинского долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отно-
шения к своему долгу и обязанностям. Это признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных заслуг военнослужащего, которое находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у военнослужащих постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг, верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным традициям военной организации [14].
Воинское мастерство - это уровень профессиональной подготовленности военнослужащего (воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий [15].
Ценностные ориентации индивидуально-личностного характера военнослужащих, формирующиеся в процессе их воспитания и образования, накопления жизненного опыта личности. Они предполагают обеспечение смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность военнослужащего отношения к жизни.
Процесс формирования ценностных ориентаций военнослужащего имеет объективную логику развития и обретает следующие формы развития и функционирования данной системы:
- ориентации-образцы, выражающиеся в ценностно-нормативных атрибутах, которые контролируются правом, моралью, воинскими традициями, обычаями, общественным мнением, воинской этикой;
- ориентации-идеалы, побуждающие к стремлению личности к активному, творческому отношению к окружающей действительности, постоянному желанию достичь лучших ориентиров;
- ориентации-отношения, проявляющиеся в формировании социального облика личности, служащие механизмом, регулирующим взаимодействие индивида на всех уровнях его жизни (личность-коллектив, личность-личность, коллектив-коллектив).
Ценностные ориентации играют важную роль в социальном поведении личности военнослужащего и прямо влияют на качество жизнедеятельности военной организации. В связи с этим она диктует требования к системе ценностных ориентаций офицеров, обусловленные современной действительностью.
Во-первых, ценностные ориентации военнослужащих в военной организации должны носить общественно-гражданский, надклассовый и надпартийный характер. При этом их содержание должно объединять в себе как конституционно-правовые нормы страны и общечеловеческие ценности гражданского общества, так и специфику воинской деятельности.
Во-вторых, данная система должна быть общенациональной, включать в себя все богатство духовной культуры национально-этнических регионов, то есть представлять Россию как государственно-историческое целое с многонациональным, духовно сплоченным народом.
В-третьих, содержание ценностных ориентаций должно характеризоваться высокой степенью преемственности, способствовать возрождению традиций народа и Русской армии.
В-четвертых, гуманистическая направленность ценностных ориентаций военнослужащих, предполагающая необходимость принятия человека как высшей ценности и цели развития общества (потребности и интересы российских граждан, военнослужащих, их права и свободы).
В-пятых, система ценностных ориентация должна быть максимально доступной для усвоения, обладать возможностью массового распространения, утверждения в общественном сознании военнослужащих, быть понятной и близкой по духу любому представителю различных социальных слоев общества.
Таким образом, предъявляемые требования к ценностным ориентациям военнослужащих предполагают выстраивание такой системы, которая, с одной стороны, охватывала все сферы жизнедеятельности военной организации, а с другой - являлась основой для обучения и воспитания военнослужащих в процессе служебно-профессиональной деятельности.
На наш взгляд, процесс формирования ценностных ориен-таций личности в военных организациях имеет ряд особенностей.
1. Личность военнослужащего является субъектом военной деятельности, характеризующаяся как общесоциальными, так и специфическими чертами, которые реализуются в процессе служебно-профессиональной деятельности, направленной на
выполнение задач по защите суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности государства;
2. Формирование ценностных ориентаций личности военнослужащих обусловлено объектом их деятельности и предопределяет осознание ими значимости и смысла своего предназначения во времени и пространстве;
3. Военная организация как специфическая область общественных отношений обеспечивает формирование ценностных ориентаций в результате воинского труда, в процессе выполнения военнослужащими своих служебных обязанностей и воинского долга;
Библиографический список
4. Ценностные ориентации личности военнослужащего формируются на основе военного (боевые традиции, слу-жебно-профессиональная деятельность, система взаимодействия военнослужащих) и переосмысленного через него социального опыта (социальное воспитание в военных организациях), отличных от других сфер жизнедеятельности людей.
5. Современная военная организация располагает возможностями формирования ценностных ориентаций личности военнослужащего в процессе взаимодействия с другими социальными институтами и воспитательными организациями.
1. Oбразцов И.В. Aрмия как социальный институт государства: российский опыт в контексте мировых тенденций. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013; 2: 151 - 171.
2. Oборский A^., Кривенко AM. К вопросу о сущности и структуре военной организации России. Вестник военного университета. 2012; 2: 119 - 125.
3. Бельков O.A. Политология военного управления. Минск: Военный университет, 2008.
4. Николаев A.K Оборона России. Москва, 2003.
5. Бельков O.A. Политология военного управления. Москва: Военный университет, 2008.
6. Пузикова С.М. Aрмия как социальный институт: проблемы и перспективы. Вестник КазГУ. Серия экономическая. Длматы. 1998; 7: 35 - 38.
7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1990.
8. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. Педагогика. 1998; 3: 8 - 12.
9. Блинова АВ. Педагогические основы становления социального опыта студентов Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). 2010; декабрь. Available at: http://www.emissia.org/offline/2010/1492.htm
10. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва: Издательство МГУ, 1984.
11. Додонов Б.И. O системе «личность». Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. Санкт-Петербург, 2002: 110 - 119.
12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва, 1978.
13. Моисеенко В.Г. Традиции и ритуалы в контексте формирования патриотических ценностей у военнослужащих. Социологический альманах. 2015; 6: 221 - 233.
14. Никулин A.A. Ценностные ориентации в структуре мотивационной сферы личности военнослужащего. Международный студенческий научный вестник. 2013.
15. Гришин М.Л. [и др.]. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. Москва: БДЦ-пресс, 2001. References
1. Obrazcov I.V. Armiya kak social'nyj institut gosudarstva: rossijskij opyt v kontekste mirovyh tendencij. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013; 2: 151 - 171.
2. Oborskij A.Yu., Krivenko A.M. K voprosu o suschnosti i strukture voennoj organizacii Rossii. Vestnik voennogo universiteta. 2012; 2: 119 - 125.
3. Bel'kov O.A. Politologiya voennogo upravleniya. Minsk: Voennyj universitet, 2008.
4. Nikolaev A.I. Oborona Rossii. Moskva, 2003.
5. Bel'kov O.A. Politologiya voennogo upravleniya. Moskva: Voennyj universitet, 2008.
6. Puzikova S.M. Armiya kak social'nyj institut: problemy i perspektivy. Vestnik KazGU. Seriya 'ekonomicheskaya. Almaty. 1998; 7: 35 - 38.
7. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1990.
8. Nikandrov N.D. Cennosti kak osnova celej vospitaniya. Pedagogika. 1998; 3: 8 - 12.
9. Blinova A.V. Pedagogicheskie osnovy stanovleniya social'nogo opyta studentov 'Emissiya. Offlajn. 'Elektronnoe nauchnoe izdanie (nauchno-pedagogicheskij internet-zhurnal). 2010; dekabr'. Available at: http://www.emissia.org/offline/2010/1492.htm
10. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskih situacij). Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1984.
11. Dodonov B.I. O sisteme «lichnost'». Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sost. i obsch. red. L.V. Kulikova. Sankt-Peterburg, 2002: 110 - 119.
12. Dodonov B.I. 'Emociya kak cennost'. Moskva, 1978.
13. Moiseenko V.G. Tradicii i ritualy v kontekste formirovaniya patrioticheskih cennostej u voennosluzhaschih. Sociologicheskij al'manah. 2015; 6: 221 - 233.
14. Nikulin A.A. Cennostnye orientacii v strukture motivacionnoj sfery lichnosti voennosluzhaschego. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2013.
15. Grishin M.L. [i dr.]. Problemypogranichnojpolitikigosudarstva iputiih resheniya. Moskva: BDC-press, 2001.
Статья поступила в редакцию 28.11.16
УДК 374.32
Zhdanov E.R, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
Yafizova R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
Barinova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
Salimova E.S., MA student, Physico-Mathematical Department, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
Galiev A.F., MA student, Physico-Mathematical Department, Bashkir State University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia),
E-mail: [email protected]
PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING AND TECHNICAL ABILITIES AND INNOVATIVE POTENTIAL OF CHILDREN AND YOUTH IN THE ADDITIONAL EDUCATION. The article is dedicated to an up-to-date problem of development of technical skills and innovative potential of youth in conditions of additional education through project and research activities. Project and research activity generates personality learning, aimed at their intellectual development, broaden their mind, knowledge, development of original thinking, creative self-development and personal fulfillment. The basis for the development of technical skills is the common project activity of youth and research teams for the use of technical and