Научная статья на тему 'Система ценностей курсантов военно-учебных заведений в современных условиях'

Система ценностей курсантов военно-учебных заведений в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / КУРСАНТЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголь Алексей Илларионович

В статье представлены результаты исследований по выявлению основных ценностей курсантов военно-учебных заведений. Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что основными ценностями курсантов военно-учебных заведений являются военно-профессиональные, индивидуально-личностные и общественно-социальные ценности. Результаты опроса позволили также определить иерархию системы ценностных ориентаций курсантов военно-учебных заведений в современных условиях. В первую группу вошли военно-профессиональные ценностные ориентации: патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина, боевые традиции, мастерское владение военной техникой и оружием. Во вторую группу вошли ценностные ориентации индивидуально-личностного характера курсантов, которые формируются в процессе их обучения и воспитания в военно-учебном заведении. Они предполагают обеспечение смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность военнослужащего отношения к жизни и воинской службе. В третью группу вошли общественно-социальные ценностные ориентации, включающие в себя: гражданственность, гуманизм, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свободу совести, заботу о воспитании детей и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголь Алексей Илларионович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of researches on identification of the main values of cadets of military schools. Results of the conducted survey demonstrate that the main values of cadets of military schools are military and professional, individual and personal and public and social values. Survey results allowed determining also the hierarchy of the system of valuable orientations of the cadets of military schools in modern conditions. The first group included military and professional valuable orientations: patriotism, military duty, military valor of the soldier, military discipline, fighting traditions, masterful ownership of military equipment and weapon. The second group included valuable orientations of the individual and personal nature of the cadets, which are achieved in the course of their training and education in the military school. They assume providing with the semantic, emotionally endured, touching the identity of the serviceman of the relation to life and military service. The third group included the public and social valuable orientations including: civic consciousness, humanity, dedication, diligence, intelligence, liberty of conscience, care for education of children and others.

Текст научной работы на тему «Система ценностей курсантов военно-учебных заведений в современных условиях»

те : материалы X междунар. науч.-практ. конференции / Минспорта РФ, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Смоленск, 2016. - С. 62-65.

2. Лобанов, А.А. Тактика защиты в волейболе: анализ результатов педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболисток-мастеров / А.А. Лобанов, И.А. Демидкина, Ю.В. Шиховцов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. - 2009. - № 2. - С. 94-99.

3. Многозвенная модель розыгрыша очка в волейбольном соревновании как отражение реального игрового процесса / Ю.Ю. Карева, П.П. Николаев, И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов // OlymPlus. - 2016. - № 2 (3). - С. 46-49.

4. Николаева, И. В. Современный подход к методике формирования навыков приема подачи у квалифицированных волейболисток / И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов, Л.А. Иванова ; Самарский государственный экономический университет. - Самара : [б.и.], 2015. - 115 с.

5. Шиховцов, Ю.В. Повышение эффективности страховки нападающего игрока - важная составляющая успешности защитных действий в волейболе / Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева // Наука XXI века: актуальные направления развития : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конференции. - Самара, 2015. - С. 121-124.

6. Шиховцов, Ю. В. Современный подход к методике обучения волейболистов защитным действиям в поле / Шиховцов Ю.В., Николаева И.В. // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 10 (96). - С. 125-129.

REFERENCES

1. Kudinova, Yu.V. and Shikhovtsov, Yu.V. (2016), "Volleyball: typical situations in the "attack-defense"", Sports and games in physical education, recreation and sports materials of the X Intern. Scientific.-practical. conference, The Ministry of sports of the Russian Federation, the Smolensk state Academy of physical culture, sport and tourism, Smolensk, pp. 62-65.

2. Lobanov A.A., Demidkina, I.A. and Shikhovtsov, Yu.V. (2009), "Tactics in volleyball: an analysis of the results of the pedagogical observations of competition activity of volleyball-masters", Bulletin of the Russian University offriendship ofpeoples. Series: Psychology and pedagogics, No. 2, pp. 9499.

3. Kareva, Yu.Yu., Nikolaev, P.P., Nikolaeva, I.V. and Yu. V. Shikhovtsov (2016), "Multilink model of the drawing points in the volleyball competition as a reflection of real gameplay", OlymPlus, No. 2 (3), pp. 46-49.

4. Nikolaev, I.V., Shikhovtsov, Yu.V. and Ivanova, L.A. (2015), Modern approach to the technique offormation of skills of reception of the submission to the qualified players, publishing house Samara state economic University, Samara.

5. Shikhovtsov, Yu.V. and Nikolaeva, I.V. (2015), "Improving the efficiency of the insurance offensive player is an important component of the success of protective actions in volleyball", Science of the XXI century: current trends of development, Materials International correspondence, scientific.-practical conference, Samara, pp. 121-124.

6. Shikhovtsov, Yu. V. and Nikolaeva, I.V. (2012), "Modern approach to teaching volleyball protective action in the field", Vestnik of Samara state economic University, No. 10 (96), pp. 125-129.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.10.2016

УДК 378

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Алексей Илларионович Щеголь, соискатель, заместитель начальника кафедры, Ярославское высшее военное училище ПВО, Ярославль

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по выявлению основных ценностей курсантов военно-учебных заведений. Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что основными ценностями курсантов военно-учебных заведений являются военно-профессиональные, ин-

дивидуально-личностные и общественно-социальные ценности. Результаты опроса позволили также определить иерархию системы ценностных ориентаций курсантов военно-учебных заведений в современных условиях. В первую группу вошли военно-профессиональные ценностные ориентации: патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина, боевые традиции, мастерское владение военной техникой и оружием. Во вторую группу вошли ценностные ориентации индивидуально-личностного характера курсантов, которые формируются в процессе их обучения и воспитания в военно-учебном заведении. Они предполагают обеспечение смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность военнослужащего отношения к жизни и воинской службе. В третью группу вошли общественно-социальные ценностные ориентации, включающие в себя: гражданственность, гуманизм, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свободу совести, заботу о воспитании детей и другие.

Ключевые слова: ценности; курсанты; военно-учебные заведения; система ценностных ориентаций.

VALUE SYSTEM OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS IN MODERN

CONDITIONS

Alexey Illarionovich Shchegol, the competitor, deputy department chairman, Yaroslavl Highest Military College of Air Defense, Yaroslavl

Annotation

The article presents the results of researches on identification of the main values of cadets of military schools. Results of the conducted survey demonstrate that the main values of cadets of military schools are military and professional, individual and personal and public and social values. Survey results allowed determining also the hierarchy of the system of valuable orientations of the cadets of military schools in modern conditions. The first group included military and professional valuable orientations: patriotism, military duty, military valor of the soldier, military discipline, fighting traditions, masterful ownership of military equipment and weapon. The second group included valuable orientations of the individual and personal nature of the cadets, which are achieved in the course of their training and education in the military school. They assume providing with the semantic, emotionally endured, touching the identity of the serviceman of the relation to life and military service. The third group included the public and social valuable orientations including: civic consciousness, humanity, dedication, diligence, intelligence, liberty of conscience, care for education of children and others.

Keywords: values, cadets, military schools, system of valuable orientations.

Проблема формирования ценностных ориентаций в различных социальных организациях является центральной в воспитательной системе. Ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности, которые обусловливаются ее жизненным опытом и определяют её поведение, а также отношение к окружающей действительности. Все вышесказанное в полной мере относится к военно-учебным заведениям, где и происходит воспитание курсантов.

Армия, как специфический социальный институт, располагает характерной для нее системой ценностных ориентаций, обусловленной спецификой служебно-боевой деятельности, личностно-ценностных установок и ориентиров для каждого военнослужащего. Внешними показателями формирования ценностных ориентаций являются качества, проявляющиеся в словах, эмоциональных реакциях, действиях и поступках военнослужащих. Ценностные ориентации курсантов военно-учебных заведений носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему в качестве реально действующих мотивов деятельности, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Формирование ценностных ориентаций курсантов - это создание системы определенных элементов внутренней структуры личности, обеспечивающей ее личностный рост и саморазвитие. Саморазвитие курсантов предполагает прохождение ряда этапов: проектирование субъектом ценности в своем сознании, затем происходит реализация, направленная на овладение данной ценностью. На заключительном этапе происходит трансляция курсантом данной ценности в процессе

воинской деятельности после окончания военно-учебного заведения. В этой связи изучение базовых ценностей курсантов военно-учебных заведений Вооруженных сил России приобретает особый смысл для совершенствования системы их воспитания в современных условиях.

Система воспитания курсантов военно-учебных заведений Вооруженных сил России направлена на развитие у них физических, духовных, нравственных, морально-волевых и других качеств, которые формируют личность офицера как защитника Родины. Формирование личности будущего офицера в военно-учебных заведениях представляет собой важнейший период овладения воинской специальностью, планирования военно-профессионального пути, самоопределения вектора деятельности и жизненных стратегий. В этих условиях молодой человек, опираясь на свои ценностные представления о воинской службе, самосознание и свой психофизический ресурс, строит свои планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных и служебных целях.

Ценностный подход к проблеме воспитания курсантов военно-учебных заведений, становления личностной зрелости, включает в себя изучение содержания, структуры, динамики, роли ценностей воинской службы. Затем на этой основе, определяются пути формирования личности защитника Родины и ее коррекции в интересах воспитания самой личности.

Необходимость изучения ценностей для курсантов военно-учебных заведений вызвана тем, что они рассматриваются как система идеалов, ценностных представлений и установок на будущую офицерскую службу, позволяющую эффективно формировать личность защитника Родины. Ценности, так или иначе, определяют направленность сознания курсантов на те, или иные явления окружающей воинской действительности, как фактор, обусловливающий программу поведения молодого человека в воинском коллективе. С целью выявления системы ценностей курсантов военно-учебных заведений в современных условиях, был проведен опрос преподавателей вузов Вооруженных сил России. Всего в опросе приняло участие 78 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице.

Таблица - Система ценностей курсантов военно-учебных заведений

Ценности курсантов в современных условиях

Военно-профессиональные Индивидуально-личностные Общественно-социальные

Обеспечивают: - развитие патриотизма, верности воинскому долгу и выражаются в реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной службы; - выполнение воинского долга и выражаются в готовности отстаивать интересы страны; - формирование воинской чести, достоинства и раскрывают отношение военнослужащего к самому себе и отношение к нему со стороны общества; - развитие воинского мастерства, высокого уровня профессиональной подготовленности военнослужащих, которые характеризуются высокой степенью их готовности к выполнению задач военной службы. Обеспечивают: - смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность военнослужащего отношением к жизни; - ориентации-образцы, выражающиеся в ценностно-нормативных атрибутах, которые контролируются правом, моралью, воинскими традициями, общественным мнением, воинской этикой; - ориентации-идеалы, побуждающие к стремлению личности к активному отношению к окружающей действительности, постоянному желанию достичь лучших ориентиров; - отношения, проявляющиеся в формировании социального облика личности военнослужащего. Обеспечивают: - развитие гражданственности, выражающейся в положительном отношении к государству, гражданскому обществу, выполнению общественного и воинского долга, в осознании своих гражданских обязанностей; - формирование постоянной внутренней потребности личности в нравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства; - формирование гуманизма как ценностного ориентира индивидуальной свободы и жизнедеятельности личности военнослужащего; - развитие самоотверженности как способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими, для блага других.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют, что основными ценностями курсантов военно-учебных заведений Вооруженных сил России являются военно-профессиональные, индивидуально-личностные и общественно-социальные ценности. Выявленные ценности позволили также определить иерархию системы ценностных ори-

ентаций курсантов военно-учебных заведений в современных условиях.

В первую группу вошли военно-профессиональные ценностные ориентации: патриотизм, воинский долг, воинская честь воина, воинская дисциплина, боевые традиции, мастерское владение военной техникой и оружием.

Патриотизм и верность воинскому долгу основываются на готовности курсантов к защите Отечества. Готовность к защите Отечества является результатом подготовки курсантов в военно-учебных заведениях к выполнению функций по защите интересов государства и выражается в реальной способности к их осуществлению.

Воинский долг представляет собой систему морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающуюся в готовности отстаивать интересы страны.

В воинской чести и достоинстве раскрываются отношение курсанта к самому себе и отношение к нему со стороны воинского коллектива.

Воинское мастерство - это уровень профессиональной подготовленности военнослужащего, характеризующийся высокой степенью готовности к выполнению задач военной службы.

Во вторую группу вошли ценностные ориентации индивидуально-личностного характера курсантов, которые формируются в процессе их обучения и воспитания в военно-учебном заведении. Они предполагают обеспечение смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность военнослужащего отношения к жизни и воинской службе. При этом процесс формирования ценностных ориентаций военнослужащего имеет объективную логику развития и обретает следующие формы развития и функционирования данной системы:

- ориентации-образцы, выражающиеся в ценностно-нормативных атрибутах, которые контролируются правом, моралью, воинскими традициями, общественным мнением, воинской этикой;

- ориентации-идеалы, побуждающие курсантов к активному, творческому отношению к окружающей воинской действительности, постоянному желанию достичь лучших результатов;

- ориентации-отношения, проявляющиеся в формировании социального облика личности, служащие механизмом, регулирующим взаимодействие курсантов в воинском коллективе.

В третью группу вошли общественно-социальные ценностные ориентации, включающие в себя: гражданственность, гуманизм, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свободу совести, заботу о воспитании детей и другие.

Гражданственность представляет собой интегративное, профессионально значимое качество личности военнослужащего, ориентированное на специфику служебно-боевой деятельности, выражающееся в положительном отношении к государству, гражданскому обществу.

Общественный долг - это постоянная внутренняя потребность личности курсанта в нравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства.

Гуманизм как ценностный ориентир раскрывает смысл индивидуальной свободы и жизнедеятельности личности военнослужащего через процесс освоения ценностей общества и других людей.

Самоотверженность военнослужащего выражается в его способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими, вплоть до самопожертвования, для блага других.

Проведенное исследование показало, что ценностные ориентации играют важную роль в социальном поведении личности военнослужащего и прямо влияют на качество жизнедеятельности воинского коллектива. В связи с этим воинский коллектив диктует свои требования к системе ценностных ориентаций будущих офицеров, обусловленные

современной действительностью.

ВЫВОД. Предъявляемые требования к ценностным ориентациям курсантов предполагают выстраивание такой системы, которая, с одной стороны, охватывала бы все сферы жизнедеятельности военной организации, а с другой - являлась основой для обучения и воспитания курсантов в военно-учебных заведениях.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.10.2016

УДК 378

ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ИНТЕГРАЦИЯ

МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ТЕЛЕ» И «ТЕЛЕСНОСТИ» ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Анатолий Николаевич Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент,

Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь

Аннотация

Система физического воспитания в учреждениях образования предусматривает комплексное и систематическое изучение уровня развития физических качеств, ключевыми являются генетически детерминированные: выносливость и быстрота, которые определяют функциональное состояние организма и успешность личности в будущей профессиональной деятельности. В образовательном процессе, несмотря на публикации ученых в настоящее время еще слабо изучены вопросы, связанные с восприятием школьниками собственной телесной воплощённости в формате психологии и педагогики здоровья, школа, продолжает, воспитывает личность, «отчужденную» от тела.

Ключевые слова: постмодерн, педагогическая система, инновации, интеграция, проблемы «тела» и «телесности», физкультурно-спортивная деятельность.

INNOVATIVE EDUCATIONAL SYSTEM AS INTEGRATION OF MULTI-LEVEL

EDUCATION: FORMATION OF NEW IDEAS ABOUT "BODY" AND "CORPORALITY" OF HUMAN DURING THE COURSE OF SPORTS ACTIVITY

Anatoly Nikolaevich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Polessky State University, Belarus, Pinsk

Annotation

The system of physical education in educational institutions provides a comprehensive and systematic study of the level of development of physical qualities, the key is genetically determined: endurance and speed, which determine the functional state of the organism, and the success of the individual in the future professional activity. In the educational process, in spite of the publications of the scientists at the present time there are still poorly studied the issues related to the perception by the students of own body incarnation in the form of health psychology and pedagogy, school continues bring up the personality, "alienated" from the body.

Keywords: postmodern, pedagogical system, innovation, integration, problem of «body» and «corporality», sports and athletic activities.

ВВЕДЕНИЕ

Система образования является одной из приоритетных сфер развития, так как социальная потребность в жизненных установках и моделях поведения способствуют распространений инноваций в общественной жизни, что наиболее ярко отражено в интегрированных методах обучения - это предметные или специфические умения, получение новых знаний в учебно-творческих ситуациях; метапредметные или универсальные учебные действия в индивидуальной образовательной траектории, др.; личностные изме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.