Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как аксиологический вектор становления офицера ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина'

Ценностные ориентации как аксиологический вектор становления офицера ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / VALUE / VALUE ORIENTATIONS / SPIRITUAL VALUES OF SERVICEMEN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Митрофанова С.В., Казьменко А.В.

Важное место в этой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации. Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An important place in this sphere of military activity is occupied by values, value orientations. A soldier of the Russian army as a person has a system of spiritual values characteristic of him, in many respects different from the content of the spiritual world of other social groups.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как аксиологический вектор становления офицера ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

5. Вербина Г.Г. Психологическая безопасность личности // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 196-202.

6. Грибова О.Е., Батяева С.В. К проблеме определения понятия «тяжелые нарушения речи» // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2015. № 1 (39). С. 59-74.

Митрофанова С.В., Казьменко А.В.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРА

ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, духовные ценности военнослужащих.

Аннотация: Важное место в этой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации. Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп.

Key words: value, value orientations, spiritual values of servicemen.

Abstract: An important place in this sphere of military activity is occupied by values, value orientations. A soldier of the Russian army as a person has a system of spiritual values characteristic of him, in many respects different from the content of the spiritual world of other social groups.

Весьма важным видом человеческой деятельности во все времена была воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши соотечественники постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали себя воинской службе. Не потерял своей значимости ратный труд воинов и на сегодняшний день. Однако объективные условия воинской деятельности в нашей стране за последние годы кардинальным образом изменились. В связи с этим возрастает необходимость усиления внимания мотивационно-смысловой сфере деятельности военных кадров.

Важное место в этой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и стороны, функционирующие в системе исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и

связанные с проявлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и защитника Отечества.

Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп. Их можно разделить на четыре подсистемы:

- духовные ценности индивидуально-личностного характера.

- духовные ценности общечеловеческого характера;

- духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);

- духовные ценности, обусловленные службой в Вооруженных Силах Российской Федерации;

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми представлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично.

Каково же их содержание в современных условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь военнослужащих в духовной сфере общества и проявляющихся как их свойства и качества. Иными словами, содержание понятия «духовные ценности военнослужащих» составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира, которые являются устойчивым отражением процессов практики, объективного мира и имеют ценностное значение.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим содержание значимых духовных ценностей военнослужащих, оказывающих влияние на формирование духовного облика воина российской армии. При этом необходимо отметить, что содержание духовных ценностей военнослужащих:

- перспективнее раскрывать в соответствии с единым основанием классификации;

- целесообразно рассматривать в соотнесении с общегражданскими духовными ценностями и на этой основе выделять наиболее значимые элементы этих ценностей;

- важно анализировать в единстве современного их состояния и прогнозируемого развития.

Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют, формируются и реализуются, прежде всего, в сфере воинской

деятельности, условно разделим их на две группы: военно-профессиональные и общего характера.

К военно-профессиональным ценностям следует отнести патриотизм, воинский долг, воинскую честь, воинскую дисциплину и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие.

Ко второй, - гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свободу совести, заботу о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.

Основой воинской чести будущего офицера должна быть нравственная убежденность личности. Кодекс воинской чести, в особенности офицера-воспитателя, должен всегда быть строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской чести рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве и чистой совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это требует от воина честности, развитой общей и нравственной культуры, добросовестности, исполнительности, усердия в ратном труде. Затрагивая эти понятия, анализируя их на конкретных примерах при проведении учебных занятий по самым различным дисциплинам, преподаватель тем самым будет способствовать формированию у курсантов этих морально-нравственных качеств, развивая ценностно-смысловую сферу личности будущих офицеров.

Список литературы

1. Валуйсков Н.В., Бондаренко Л.В., Рокотянская В.В. К вопросу о перспективе совершенствования правовой основы профилактики социальных отклонений в молодежно-подростковой среде в качестве приоритетного направления социальной политики // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 346-349.

2. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В. К проблеме разработки и использования в вузовском менеджменте профессиональных стандартов работников сферы образования // Образование и наука. 2012. № 9 (98). С. 35-44.

3. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Социальная направленность инновационного развития российской высшей школы // В сборнике: Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие Сборник статей по материалам Седьмой международной научной конференции. 2014. С. 461-464.

4. Поляков А.А., Ковалев О.С., Любимцев И.А. Исторические и теоритические предосновы контроля за профессиональным и моральным развитием личности // В сборнике: Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв XII Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Александра Васильевича Бакунина. Материалы в 2-х томах. 2014. С. 576-581.

5. Профессионально-педагогическое становление офицера в военном вузе: проблемы, поиски, решения: коллективная монография / Под общ. ред. А.Г. Терещенко, М.В. Петровской. - Воронеж: изд-во ВАИУ (г. Воронеж), 2010. - 218 с.

6. Чашина Ж.В. Анализ межпредметных связей в процессе обучения на примере биоэтики // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 1 (78). С. 100-105.

Мусурманова Г.С., Юлдашев М.Б.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: воспитание, нравственность, духовное развитие, толерантность, современная школа.

Аннотация: в статье обосновывается необходимость формирования системы нравственности на уроках иностранного языка в школе. При этом современный учитель должен через обучение языку воспитывать у обучающегося толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у него уважение к культуре собственного народа.

Key words: upbringing, morality, spiritual development, tolerance, modern school.

Abstract: The article proves the necessity of forming a system of morality in the lessons of a foreign language at school. At the same time, from the modern teacher, through the teaching of the language, it is necessary to educate the trainee of tolerance, a positive and interested perception of foreign culture, and at the same time, develop respect for the culture of his own people.

Современное состояние общества характеризуется снижением нравственного и эстетического отношения к действительности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.