№ 2 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки
УДК 355.233.23
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
И. А. Федосеева1. Е. В. Туркин2
1ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г.
Новосибирск)
2ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России» (г. Новосибирск)
В статье обоснована необходимость формирования нравственных ценностей у офицеров. Указано, что в основе воинской деятельности офицера лежат духовные интересы. Подчеркивается, что современная воинская деятельность отличается высоким уровнем интеллектуализации систем управления, что выдвигает высокие требования к подготовке офицера не только в физическом, но и в интеллектуальном, духовно-нравственном планах. Выявлены приоритетные нравственные ценности, и представлена характеристика ценностей, которые должны воспитываться у слушателей факультетов внутренних войск военных институтов.
Ключевые слова: нравственные ценности, воспитание, честь, благородство, достоинство, воинский долг, ответственность, патриотизм.
Федосеева Ирина Александровна — доктор педагогических наук профессор кафедры психологии личности и специальной психологии, заместитель декана факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», e-mail: fedoseevairina60@gmail.com
Туркин Егор Владимирович — кандидат педагогических наук доцент, начальник кафедры военной педагогики и психологии ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России», e-mail: egor-turkin@yandex.ru
Анализ практики воспитания нравственных ценностей у офицеров показывает, что в современных условиях отсутствует единый концептуальный подход к пониманию его сущности и содержания, существует дисбаланс социальных идеалов и ценностей.
Последствиями этого являются искаженные представления офицеров о таких ценностях, как добро, честь, совесть, великодушие, милосердие, справедливость, гражданственность, патриотизм и др.
Офицерская служба выступает не только сферой проявления социальной активности, но и эффективным средством развития личности, обогащения её ценностно-мотивационного компонента. Важность воспитания нравственных ценностей у офицера обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, в основе воинской деятельности офицера лежат преимущественно духовные интересы, стимулы и мотивы. Воинский труд не носит предметно-производственного характера. Несмотря на то, что офицеры не производят материальных ценностей в широком понимании, их труд является общественно значимым и полезным.
Во-вторых, воинскую деятельность следует рассматривать как социальное действие, осуществляемое военнослужащими и представляющее собой активное воздействие на природу, социальную систему и индивида. Это воздействие, с одной стороны, носит созидательный характер, с другой — разрушительный.
В-третьих, современная воинская деятельность отличается возрастанием в ней роли умственного труда, высокой степенью интеллектуализации систем управления. Постоянное переоснащение армии и флота новейшими образцами вооружения и военной техники требует, в свою очередь, воспитания высокоразвитого в техническом, интеллектуальном и нравственном отношении офицера.
В-четвертых, ратный труд имеет ярко выраженную целевую социальную направленность, при анализе которой нельзя не видеть связи субъекта и объекта. Эта связь конкретизируется в отношении офицера к предмету его деятельности — боевой технике и вооружению.
В-пятых, офицерская деятельность характеризуется исключительно высоким физическим и духовным напряжением, связанным с условиями учебно-боевой жизни. Это обстоятельство указывает на необходимость формирования у офицеров выдержки, дисциплинированности, преданности Отечеству, самоотверженности и других нравственно-ценных качеств, так необходимых для успешного выполнения воинского долга перед Родиной.
В-шестых, служебная деятельность офицера характеризуется наличием в ней строгой системы надежных и четко обозначенных ценностей, на основе которых становится возможным целенаправленное формирование сознания защитников Отечества.
В свою очередь, воспитание нравственных ценностей у офицеров представляет собой целенаправленный, организованный процесс воздействия командования на чувства, сознание и волю офицера через изучение норм нравственности, принятых в обществе, с целью принятия данных нравственных ценностей и формирование личного отношения и осознания значимости данных ценностей в обществе, вовлечение в деятельность, способствующую воспитанию и самовоспитанию у офицера нравственных ценностей, выражающееся в повседневном высоконравственном поведении.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные и приоритетные нравственные ценности, которые должны воспитываться у слушателей факультетов внутренних войск военных институтов с целью качественной подготовки их к выполнению в войсках служебно-боевых задач.
Собственное достоинство — важнейший критерий понимания воинской чести офицера. Оно содержит два элемента: особое моральное требовательное отношение к самому себе и отношение к личности со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека [3]. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, регулировать свое поведение с требованиями нравственности, беречь свою репутацию, уважать других и требовать уважения к себе, осознавать свои человеческие права. Офицер должен оберегать и защищать достоинство офицерского звания, личную честь, честь армии и государства, обладать чувством собственного достоинства.
Совесть представляет собой осознание личностью офицера честности перед товарищами. Как известно, совестью называют способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков. Высшим критерием совести офицера является полезный вклад, вносимый им в дело защиты Отечества. Совесть воспитывается, прежде всего, самокритичным отношением к своим мыслям и действиям, примером окружающих, требовательностью и взыскательностью к себе.
Благородство и великодушие представляют собой мотивы поступков офицера, обусловливающиеся не личной выгодой, карьеризмом и корыстью, а стремлением принести пользу службе, порученному делу. Благородство выступает как жертвование своими выгодами на благо других, фактически это присуще всей офицерской службе. Ярчайшим проявлением благородства является принесение себя в жертву ради жизни других.
Офицер должен проявлять великодушие во взаимоотношениях с людьми, подчиненными, быть строгим и требовательным, сочетая с человечностью, проявлять благожелательность, обходительность (без панибратства), уважительность, доверие, к воинам. Проявлением великодушия является и скромность в оценке своих заслуг, и умение ценить достижения других.
Наличие высокого морально-боевого духа. Руководящие офицерские кадры, прежде всего, должны быть способными к ведению современных войн, защищать Отечество с использованием всех средств вооруженной борьбы (в том числе ядерного оружия) на различных театрах военных действий [2]. В боевой обстановке любой командир должен уметь принимать решение незамедлительно, поскольку обстановка может меняться. Будучи выработанное, решение не должно многократно изменяться — это дезорганизует исполнителей, штабы и войска. Решительность предполагает энергичность действий начальника по проведению принятого решения в жизнь. Проявлением боевой активности должно выступать умение обеспечить неожиданность для противника.
Офицерская честь и честь мундира тесно связанна с нравственной ценностью «преданность офицерскому долгу». Офицерская честь есть свойство, характерная черта высоконравственной личности офицера, выражающая его внутреннюю сущность. Понятие чести связано с нравственной ценностью людей в соответствии с их конкретными качествами и делами.
Понятие «честь мундира офицера» можно трактовать как в узком, так и широком смысле слова. В узком смысле слова оно связывалось с особой формой одежды и присвоенным знакам отличия, которые вводились для офицеров того или иного полка и стали традиционными [5].
В широком смысле слова «честь офицерского мундира» означает не только личную честь, но и нравственную обязанность оберегать достоинство офицерского звания, честь рода
войск, армии и флота, а также честь государства. Офицерская честь — это глубокое чувство гордости за свою профессию. Иметь офицерскую честь — значит гордиться своей военной профессией защитника Родины, принадлежностью к Вооруженным Силам, дорожить их честью и боевой славой.
Гордость за службу во Внутренних войсках МВД России. Настоящий офицер служит не ради денег и наживы, а ради высокой идеи защиты Отечества, понимая, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно. Воспитанность у слушателей факультетов внутренних войск гордости за службу во Внутренних войсках МВД России как нравственной ценности будет способствовать более ревностному отношению к выбранной профессии.
Верность Военной присяге и Боевому Знамени воспитывалась у российских воинов с древности. Уважение к Боевому Знамени прививается офицерам через воинские ритуалы, бережное отношение к нему со стороны всех без исключения командиров и начальников, сохранение именно того Знамени, которое первоначально было вручено воинской части. Так как Знамя является символом части, соответственно очень важна большая доля верности традициям.
Верность боевым и воинским традициям — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т. п.). Воинские традиции формировались на протяжении всей истории становления и развития Вооруженных Сил. Среди многообразия воинских традиций, существовавших и существующих в настоящее время в Российской Армии (боевых, служебных, бытовых, товарищеских и др.), мы можем выделить следующие: уважение к Боевому Знамени воинской части; бережное хранение истории соединения, части, подразделения, в которых проходят службу офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты; здоровую корпоративность; уважение к военной форме одежды; умение вести себя в обществе, соблюдение правил воинского этикета; получение будущими офицерами разностороннего образования; обязательность обучения и воспитания офицерами своих подчиненных [4].
Наличие командирской воли. Воля — есть сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности [6]. Личность, обладающая сильной волей, — волевая личность в процессе руководства воинскими коллективами, воинами способна регулировать их деятельность настойчиво и целенаправленно, проявляя при этом взыскательность, т. е. требовательность.
Требовательность, выдержанность, воля — эти качества тесно связаны между собой. Эту связь важно учитывать при авторитетных отношениях в управленческой деятельности военачальника. Военачальник, заботящийся о своем авторитете, должен учитывать, что не все люди одинаковы, подходить к ним нужно индивидуально, без излишней суровости.
Сочетание разумной инициативы и самостоятельности при принятии командирских решений понимается как способность офицера принимать нестандартные решения, способствующие более быстрому и качественному решению поставленной задачи.
Чтобы воинская часть жила своей внутренней жизнью, начальник должен всячески развивать в среде своих подчиненных «дух инициативы» [6]. Ошибки, которые могут возникнуть у инициативного подчиненного, можно поправить, а пассивность, бездеятельность, нерешительность, как результат воспитания в духе выработанного постоянного ожидания приказов, отсутствие самостоятельности и боязни
ответственности весьма пагубны для дела, особенно в боевых условиях.
Командир должен замечать и поощрять проявления инициативности и использовать для пользы службы. Устав требует от командира направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью. Проявление инициативы и самостоятельности свойственно офицерам, которые ориентированы на развитие карьеры офицера.
Сочетание высокой требовательности с заботой о подчинённых. Командир должен быть строгим к нарушителям и вместе с тем справедливым при недопущении проявлений жестокости. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка. Требовательность осуществляется на почве человечности. Необходимо помнить, что «нельзя быть справедливым, — говорил французский писатель Вовенарг, — не будучи человечным» [1]. При этом требовательность должна быть постоянной, а не эпизодической, у подчиненных на этой основе вырабатывается вера в нерушимость приказания, распоряжения и недопустимость ослушания. Подчиненные должны знать, что малейший их проступок не останется незамеченным, и за ним последует соответствующее возмездие со стороны командира.
Деятельность командира, проявляющего заботу о подчиненных, любовь и уважение к ним, всегда вызывает благоприятную отдачу в их душах и стимулирует служебное рвение и старательность.
Настоящий офицер всегда находится впереди подчиненных, являясь для них образцом героизма, храбрости и мужества. Поэтому воспитание у слушателей факультетов внутренних войск «личного мужества», как нравственной ценности, необходимо.
Личное мужество означает «присутствие духа», «осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах значимых для личности», способность бесстрашно противостоять опасности. Нередко мужество упоминается с сочетанием твёрдости.
Мужество командира, офицера ярко проявляется в присутствии духа, способности сохранить рассудок, управлять подчиненными и самим собой, активно направлять усилия войск для достижения победы над противником.
Патриотизм — означает мужество и героизм, глубокое чувство любви к Родине, выполнение долга по защите Отечества от врагов, величие и славу.
Важнейшим мерилом действительного патриотизма офицера является способность ставить интересы Отечества выше личных интересов. Преобладание в ориентациях личности общегосударственных интересов и ценностей является мерилом нравственности офицера, возвышенности его натуры и, в конечном счете, воплощением патриотизма.
Воспитание истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности офицера. На этом уровне развития личность отождествляет себя с Родиной, Отечеством. Проявления патриотизма в сложные периоды истории отмечены высокими благородными порывами, жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. С особенной силой патриотизм проявился в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. Звания Героя Советского Союза были удостоены 11 600 чел., 98 из них — дважды, 3 — трижды (С. М. Буденный, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин), а Г. К. Жуков — четырежды. Среди Героев Советского Союза ко времени присвоения было 60 % офицеров, 360 генералов, 19 маршалов Советского Союза [7].
Личная дисциплинированность — это нравственное качество личности, на котором основывается выполнение им норм права, морали и нравственности вне зависимости от условий, его окружающих. Дисциплина — объективная категория. Это нормы и правила поведения людей. Дисциплинированность — субъективная категория. Это личное качество человека, сущность которого состоит в готовности выполнять требования дисциплины. Дисциплинированное поведение офицера определяется уровнем развития таких личностных качеств, проявление которых будет обеспечивать выполнение требований дисциплины.
Честность и порядочность — важнейшие атрибуты офицерской чести. Честность в корне имеет понятие «честь», которое включает такие качества как правдивость, принципиальность. Честь, т. е. правдивость, заключается и в том, что сказанное офицером никогда не должно вызывать никаких сомнений у окружающих. Все сообщаемое им должно быть взвешенным. Правдивый офицер не скрывает действительное положение дел. А порядочность есть честность, неспособность на низкие поступки. Ложь, обман и другие проявления непорядочности недопустимы в офицерской среде. Всегда считалось, что обманщик недостоин быть офицером, и к таковому товарищи относятся с презрением. Честь также означает верность принятым обязательствам, личную убежденность в правоте проводимого дела, искренность мотивов, которыми руководствуется офицер.
Воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности: служебных и внеслужебных, межличностных отношениях, а также форм обращений и приветствий, носящих ритуальный характер. Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях. Нормы и правила воинского этикета очень многообразны. Они базируются на принципах морали и нравственности, положениях Военной присяги и воинских уставов, воинских традициях и ритуалах. В структуру воинского этикета входят этикет общения и функционально-должностной этикет, общегражданские правила поведения и атрибуты (внешний вид).
Тактичность во взаимоотношениях с начальниками, а также уважительное отношение к мирным гражданам. Справедливо утверждать, что традиционно на офицера смотрят как на высоконравственную личность, образец благородства и воспитанности. Находясь в обществе гражданских людей, офицер обязан проявлять уважительное отношение к мирным гражданам. Офицер всегда обязан помнить, что он в глазах окружающих является представителем всего офицерского корпуса. Как раньше, так и сейчас, важно то, что в любых общественных местах офицер должен помнить, что он носит военный мундир. Офицер всегда обязан помнить, что он в глазах окружающих является представителем всего офицерского корпуса. Как в прошлом, так и сейчас, важно то, что в театре, гостях, поезде, ресторане или гостинице — всюду офицер должен помнить, что он носит военный мундир. Прежде однополчане строго взыскивали с офицера за проступки, несовместимые с этим званием. Офицер не имел права принимать участие в ссоре на улице, появляться на людях в нетрезвом виде, неряшливо или не по форме одетым. В современных условиях Российской армии нужен офицер, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний, для которого статус офицера-воина — есть высший нравственный смыл жизни, наделенный высокой нравственной культурой, совестью, честью, чувством патриотизма, любовью к своему Отечеству, способный честно служить российскому государству, защищать свой народ.
Список литературы
1. Антология афоризмов. Великие мысли великих людей. — М. : «РИПОЛ КЛАССИК», 2004. — 865 с.
2. Зайончковский П. А. Офицерский корпус русской армии перед Первой мировой войной / П. А. Зайончковский // Вопросы истории. — 1981. — № 4. — С. 21-29.
3. Марусенко О. Н. Социальный институт армии и его влияние на ценности военной службы / О. Н. Марусенко // Право и образование. — 2007. — № 1. — С. 25-35.
4. Морихин В. Е. Традиции офицерского корпуса России : научно-историческое исследование / В. Е. Морихин. — М. : Граница, 2003. — 583 с.
5. Назаров А. Н. Офицеры России : подготовка, культура, традиции : учебное пособие / А. Н. Назаров. — М., 1997. — 250 с.
6. Ярошевский М. Г. Воля / М. Г. Ярошевский // Философская энциклопедия. — Т. 1. — С. 284.
7. Советская военная энциклопедия. — М. : Воениздат, 1976. — Т. 2. — С. 539.
MAIN PEDAGOGICAL ASPECTS OF MENTORING OF MORAL VALUES AT STUDENTS OF MILITARY UNIVERSITIES
I. A. Fedoseeva1. E. V. Turkin2
1FSBEIHPE «Novosibirsk State Teacher's Training University» (Novosibirsk) 2FSPMEI HPE «Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» (Novosibirsk)
The necessity of formation of moral values at officers is proved in the article. Spiritual interests are the cornerstone of military activity of the officer. It is emphasized that modern military activity differs in the high level of intellectualization of control systems that makes high demands to training of the officer not only in physical, but also in intellectual, spiritual and moral aspects. Priority moral values are revealed, and the characteristic of values which have to be brought up at students of faculties of internal troops of military universities is submitted.
Keywords: moral values, education, honor, nobility, advantage, military duty, responsibility, patriotism.
About authors:
Fedoseeva Irina Aleksandrovna — doctor of pedagogical science professor of personality psychology and special psychology chair, deputy dean of psychological faculty at FSBEI HPE «Novosibirsk State Teacher's Training University», e-mail: fedoseevairina60@gmail.com
Turkin Egor Vladimirovich — candidate of pedagogical science assistant professor, head of military pedagogics and psychology chair at FSPMEI HPE «Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after general of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», e-mail: egor-turkin@yandex.ru
List of the Literature:
1. Anthology of aphorisms. Great thoughts of great people. — M. : «RIPOL CLASSIK», 2004.
— 865 p.
2. Zayonchkovsky P. A. Officer Corps of the Russian army before World War I / P. A. Zayonchkovsky // Historical Questions. — 1981. — N 4. — P. 21-29.
3. Marusenko O. N. Social institute of army and its influence on values of military service / O. N. Marusenko // Law and education. — 2007. — N 1. — P. 25-35.
4. Morikhin V. E. Traditions of the officer case of Russia: scientific and historical research / V. E. Morikhin. — M. : Border, 2003. — 583 p.
5. Nazarov A. N. Officers of Russia: preparation, culture, traditions : guidacne / A. N. Nazarov.
— M., 1997. — 250 p./li>
6. Yaroshevsky M. G. Volya / M. G. Yaroshevsky // Philosophical encyclopedia. — Vol. 1. — P. 284.
7. Soviet military encyclopedia. — M. : Voyenizdat, 1976. — Vol. 2. — P. 539.