Психолого-педагогические науки
• • •
47
УДК 378
ВОСПИТАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ
©гою Шуайбова М.О.
Дагестанский государственный педагогический университет
Проанализировано образовательное пространство вуза как условие воспитания здорового образа жизни студенческой молодежи, описана модель готовности студента к здоровому образу жизни.
The author of the article analyzes the high school educational space as a condition for forming the students’ healthy way of life, describes the model of students’ readiness for a healthy way of life.
Ключевые слова: образовательное пространство, воспитание, здоровьесберегающая технология, модель готовности.
Keywords: educational space, education, health-protecting technology, readiness model.
Здоровье и здоровый образ жизни относятся к профессионально важным качествам, способствующим развитию профессионализма и успешности профессиональной деятельности. При этом умение заботиться о собственном здоровье, следовать принципам здорового образа жизни рассматривается как одно из личностных образований студента в процессе профессиональной подготовки, поскольку обеспечивает удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении [3].
Готовность к ведению здорового образа жизни нами рассматривается как сложное интегральное состояние, характеризующееся наличием знаний, умений и навыков по здоровьесберегающей деятельности, способствующее саморазвитию и самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды.
Моделирование совокупности компонентов образовательной среды позволяет построить систему управления процессом воспитания готовности к здоровому образу жизни, для
чего в образовательном пространстве вуза необходимы два условия: во-первых, нужно знать, что способствует или вызывает неблагоприятное состояние; во-вторых, какими практическими действиями их можно усилить или устранить.
По мнению Н. П. Абаскаловой, воспитание готовности будущего учителя к здоровому образу жизни предполагает привитие общей и ва-леологической культуры, совершенствование образа жизни, уровень которого прежде всего зависит от духовности личности [1].
Образовательное пространство, представляя собой среду, задающую отношения и связи, осуществляемые с позиций профессиональной подготовки, создает определенные условия для развития личности, становления ее как субъекта жизнедеятельности, ориентирования на общечеловеческие ценности, в том числе и на здоровый образ жизни. Пространство вуза включает в себя педагогический коллектив, а также системы взаимодействия субъектов и т.д. в совокупности, обладающие потенциальными возможностями, ис-
48
Известия ДГПУ, №4, 2010
пользование которых способствует успешной социализации молодежи.
Образовательное пространство вуза как фактор, содержащий определенные условия и способствующий реализации педагогических действий, процессов, явлений (в нашем контексте - воспитание у студента здорового образа жизни).
Решение проблемы формирования здорового образа жизни студента предопределяется разработкой и реализацией модели здоровьесберегающего образовательного про-
• • •
странства вуза, позволяющей учитывать специфику образовательного учреждения, психосоциальный статус обучающихся, комплексные показатели здоровья субъектов образования, полиэтнокультурное пространство и т.д.
На основе анализа педагогических здоровьесберегающих технологий и собственного опыта нами сконструирована модель готовности студента к здоровому образу жизни (ЗОЖ) (рис.).
Рис. Модель готовности студента к здоровому образу жизни
Следует отметить, что разработанная модель предполагает: развитие познавательной активности и самостоятельности студентов в овладении знаниями в области здоровья, особенностей функционирования организма и здоровья: физических способностей; заболеваний и методов профилактики; режима дня и отдыха; психологических особенностей (темперамента, внимания, памяти и т.д.); формирование интереса к здоровому образу жизни; позитивного отношения к здоровью и непосредственно физической культуре и спорту; воспитание культуры бытия, питания, поведения, здоровья у студентов, важных качеств личности (сила воли и выдержка, выносливость, трудолю-
бие, мужество, смелость и бесстрашие и т.д.).
Кроме того, значение имеют: соблюдение режима питания, дня и отдыха; санитарно-гигиенических требований; правил и принципов здорового образа жизни; профилактика различных заболеваний и т.д.
Воспитание здорового образа жизни студента в образовательном пространстве вуза анализ здоровьесберегающей инфраструктуры вуза; рациональная организация учебного процесса; организация физкультур-но-оздоровитель-ной работы; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; организация методической и санитарнопросветительской работы; медико-
Психолого-педагогические науки • • •
педагогический мониторинг за состоянием здоровья студентов.
Анализ инфраструктуры образовательного пространства Дагестанского государственного педагогического университета показал, что лишь 38% аудиторий соответствуют санитарно-гиги-еническим требованиям. Неудовлетворительные условия обучения, требующие срочного изменения ситуации, выявлены в 20% аудиторий. Анализ организации полноценного питания студентов определил, что небольшой процент студентов могут ежедневно посещать столовую по причине материальной необеспеченности.
В результате медицинского осмотра студенческой молодежи г. Махачкалы выявлен спектр различных отклонений (в среднем, у каждого студента имеется от 1,1 до 1,8 заболеваний) в состоянии их здоровья, причем отмечается рост заболеваний внутренних органов (38% студентов имеют заболевания дыхательной системы; 32% - пищеварительной системы; 31% - болезни глаз; 28%; -эндокринной системы, 14,2% - нервной; более 50% девушек нуждаются в коррекции репродуктив-ного здоровья и т.д.). Заболеваемость ОРВИ студентов в 2009 году составила: два и более раза в год на 1 курсе у 70%, на 4-5 курсах - у 77%.
Следовательно, оказание квалифицированной медицинской помощи должно обеспечить качественный контроль за состоянием здоровья и полноценным медицинским обслуживанием студентов, что не представляется возможным из-за большой загруженности медицинского персонала и нехватки времени на проведение профилактической работы.
Рациональная организация учебного процесса включает: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки на всех этапах обучения; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении; индиви-
49
дуализацию обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работу по индивидуальным программам.
Отметим, что при организации учебного процесса нужно учитывать влияние психогенного стресса на здоровье студентов, ситуативной тревоги и личностной тревожности на результаты учебной деятельности, а также принимать во внимание устойчивость к стрессам конкретных студентов. Все меры, снимающие чрезмерные стрессы у студентов, способствуют обучению, сохранению хорошего самочувствия и здоровья.
Работа по дальнейшей организации учебного процесса создает условия для снятия перегрузки, рационального чередования труда и отдыха, повышения эффективности учебного процесса, снимая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, чему в образовательной среде вуза уделяется недостаточно внимания.
Организация физкультурно-
оздоро-вительной работы предполагает обеспечение полноценности и эффективности работы со студентами всех групп здоровья (уроки физкультуры, секции и т.д.); организацию занятий по лечебной физкультуре (ЛФК); создание условий и организацию работы спортивных секций; регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.д.).
Физкультурно-оздоровительная работа в образовательной среде вуза проводится недостаточно, чему подтверждением служат результаты опроса, согласно которому спортивными секциями и дополнительными занятиями физической культурой охвачены только здоровые студенты -72%, а группами лечебной физкультуры (ЛФК) и занятиями для студентов специальных медицинских групп -12% обучаемых.
Умственная деятельность студентов связана с низкой двигательной
50
Известия ДГПУ, №4, 2010
активностью, что приводит к возникновению и развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы, опор-но-двигате-льного аппарата и т.д., поэтому в вузе необходимо создавать условия для массовых занятий студентов спортом и организации лечебной физкультуры. Оптимальная двигательная активность способствует повышению эффективности обучения, улучшению реакции, сокращению времени реакции, порождает у студентов желание работать, активно заниматься физической и умственной деятельностью.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни направлено на организацию информационного обеспечения о здоровом образе жизни, включение в здоровьесберегающую деятельность и т.д., чему способствуют учебные дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Основы медицинских знаний» и т.д., информирующие студента о здоровом образе жизни и способствующие осмыслению, осознанию, обретению личностных смыслов в жизнедеятельности.
Важным фактором формирования позитивного отношения студенческой молодежи к здоровому образу жизни выступает развитие клубного движения, в рамках которого протекает внеучебная деятельность студентов. Поэтому создание студенческого клуба «Здоровый образ жизни» рассматривается нами как эффективная форма воспитательной работы, объединяющая и координирующая деятельность нескольких направлений.
Результатом работы клуба является: снижение уровня заболеваемости, улучшение функциональных и физических показателей организма, направленность на здоровый образ жизни, приобретение уверенности в себе, улучшение эмоционального состояния и т.д.
Медико-педагогический мониторинг за состоянием здоровья студентов, представляя собой систему сбо-
ра, обработки информации, направлен на выявление зон риска и выработку управленческих мер по улучшению ситуации со здоровьем и условий обучения в вузе, поскольку встает вопрос о превентивной (профилактической) работе, формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, позволяющих справиться с проблемами ухудшения здоровья студенческой молодежи.
Следовательно, образовательно-оздо-ровительная среда способствует корректировке сложившихся упрощенных, антивалеологических стереотипов поведения, созданию условий для успешного овладения практическими умениями и навыками здоровьесберегающего развития.
На основе анализа образовательного пространства вуза, аккумуляции, интеграции и модернизации существующих программ по вопросам воспитания здорового образа жизни, с опорой на условную модель воспитания здорового образа жизни, стало возможным определить педагогические условия, необходимые для реализации программы воспитания здорового образа жизни: во-первых, информационное обеспечение студента о здоровом образе жизни; во-вторых, обогащение креативнодеятельностного опыта студента по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни; в-третьих, включение студента в здоровьесберегающую деятельность.
При этом первое условие отражает познавательный аспект и выражается в информировании студента, направленном на приобретение им знаний о сущности здорового образа жизни как личностной ценности и осознание его значимости в профессиональной деятельности. Второе условие связано с эмоционально-ценност-ным отношением к здоровому образу жизни и обеспечивает позитивную настроенность на него. Третье условие отражает деятельностный аспект ориентирования, пре-
Психолого-педагогические науки
• • •
51
дусматривает включение студента в здоровьесберегающую деятельность и получение социально одобряемого опыта здорового образа жизни.
Таким образом, именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, реализация педагогических
условий зависит от множества факторов, основным из которых является организация образовательного пространства вуза, направленная на целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в создании здоровьесберегающей технологии, в осознанном стремлении к здоровому образу жизни посредством методов воспитания и самовоспитания.
Примечания
]
1. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2001. 316 с. 2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с. 3. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55. 4. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека: Учебно-методическое пособие / под ред. академика РАН В. И. Жукова. 2-е изд. доп. и перераб. М. : Изд-во «Гном и Д», 2008. 296 с. 5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. : АРКТИ, 2005. 320 с. 6. Шуайбова М. О. Проблемы ориентации студентов на здоровый образ жизни в высших учебных заведениях // Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические технологии образовательного процесса в поли культурной среде». М., 2008. С. 40-48.
Статья поступила в редакцию 11.12.2010 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 159.9:37.015.3
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ПЕДАГОГА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
© гою Асадулаева У.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена эмпирическому исследованию особенностей ценностных ориентаций педагога. Выявлены как общие тенденции, так и существенные различия в ценностно-смысловой сфере педагогов на разных этапах профессионального становления.
The article is devoted to the empirical research of the features of a pedagogue’s value orientations. The author reveals both common tendencies and essential distinctions in pedagogues’ value and sense sphere at different stages of the professional formation.