Научная статья на тему 'Роль духовно-нравственных ценностей в формировании культуры социального здоровья студентов'

Роль духовно-нравственных ценностей в формировании культуры социального здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
371
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / SPIRITUALITY / SOCIAL HEALTH / CULTURE OF HEALTH / STUDENT'S PERSONALITY / HIGHER EDUCATION / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карасёва Т.В., Толстов С.Н., Лощаков А.М.

Здоровье подрастающего поколения является важным ресурсом развития общества. В настоящее время статистические данные свидетельствуют о растущем неблагополучии в показателях заболеваемости молодежи. Социально-значимые болезни, аутопатогенное поведение, низкая культура репродуктивного поведения, «эмоциональное выгорание» часто являются следствием недостаточной сформированности системы духовно-нравственных ценностей. Поэтому проблемы духовной культуры транслируются в проблемы культуры здоровья, а духовное и психологическое неблагополучие в физическое. Категории «культура здоровья» и «духовная культура» также должны рассматриваться в русле общей и профессиональной культуры, что особенно важно для успешного карьерного роста будущего специалиста на рынке труда. Потребностью современного общества является формирование духовно-нравственной личности. Основным социальным институтом, обеспечивающим этот процесс, является образовательное учреждение. Российскому обществу необходим выпускник, владеющий не только выбранной профессией. Нужна личность, здоровая физически, психически и социально, являющаяся носителем духовной культуры и национальных традиций. Таким образом, одной из важнейших задач психолого-педагогической науки и практики является обоснование системы формирования культуры личности студента, интегрирующей духовно-нравственную культуру, культуру здоровья, физическую культуру, культуру общения, культуру безопасности, профессиональную культуру. Решение данной задачи возможно при использовании комплексного, системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов в современном вузовском образовании. Современные образовательные стандарты высшего образования предусматривают обязательное освоение универсальных компетенций, среди которых, к сожалению, утрачены прежние требования «…анализировать социально значимые процессы … понимать и соблюдать базовые ценности культуры, обладать гражданственностью и гуманизмом» (ОК-3; ОК-4 в стандартах ФГОС ВПО). Этот пробел могут восполнить дисциплины по выбору. Нами разработан курс «Психология здоровья», одной из задач которого является формирование у студентов базовых ценностей и развитие мотивации к здоровьесберегающему поведению. Для разработки и внедрения данного курса нами были использованы следующие принципы формирования культуры здоровья. Реализация принципа гуманизма обусловливается в закреплении приоритета здоровья в структуре жизненных ценностей студентов и осознании его роли в развитии гармоничной, самореализованной, профессиональной и социально успешной личности. Для научно обоснованной педагогической работы в сфере здоровья необходимо использование комплексного, системного и субъектного подходов. Потребность реализации комплексного подхода связана с полидетерминированностью проблемы здорового образа жизни и соответственно с необходимостью использования всесторонней научной информации в области человекознания, психологии, педагогики, социологии и медико-биологических дисциплин, изучающих человека. Субъектный подход является парадигмальным для формирования культуры здоровья. Его использование предполагает рассмотрение студента не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника гигиенического образования, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Личностно ориентированный подход в формировании культуры здоровья учитывает стартовый образ жизни, состояние здоровья и тип медико-гигиенического поведения обучаемого. Формирование культуры здоровья на начальном этапе не должно ставить задачу непримиримой и экстренной борьбы с вредными привычками, делать основной акцент на имеющихся проблемах, более успешным может стать создание новой позитивной доминанты, связанной с имеющимися резервами в сфере. Важными принципами являются также оказание психологической поддержки, соблюдение строгих этических правил, оптимистический характер, а также принципы информационной безопасности и информационного опережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SPIRITUAL-MORAL VALUES IN FORMING THE CULTURE OF SOCIAL HEALTH OF STUDENTS

The health of the younger generation is an important resource for the development of society. Currently, statistics show a growing disadvantage in the incidence of youth. Socially significant diseases, autopathogenic behavior, low culture of reproductive behavior, emotional burnout are often the result of insufficient formation of the system of spiritual and moral values. Therefore, problems of spiritual culture are translated into problems of culture of health, and spiritual and psychological trouble into physical. Categories health culture and spiritual culture should also be considered in the mainstream of General and professional culture, which is especially important for the successful career growth of the future specialist in the labor market. The need of modern society is the formation of spiritual and moral personality. The main social institution that ensures this process is the educational institution. Russian society needs a graduate who knows not only the chosen profession. We need a person who is physically, mentally and socially healthy and carries spiritual culture and national traditions. Thus, one of the most important tasks of psychological and pedagogical science and practice is the justification of the system of formation of the student's personality culture, integrating spiritual and moral culture, health culture, physical culture, communication culture, safety culture, professional culture. The solution of this problem is possible with the use of complex, systemic, activity and personality-oriented approaches in modern University education.Modern educational standards of higher education provide for the mandatory development of universal competencies, among which, unfortunately, lost the previous requirements «...to analyze socially significant processes... understand and comply with the basic values of culture, to have citizenship and humanism» (OK-3, OK-4 standards fgos VPO). This gap can be filled by elective subjects. We have developed a course «Psychology of health», one of the objectives of which is the formation of students ' basic values and the development of motivation to health-preserving behavior. For the development and implementation of this course, we have used the following principles to form a culture of health. Implementation of the principle of humanism is caused in fixing of priority of health in structure of vital values of students and realization of its role in development of the harmonious, self-realized, professional and socially successful personality. For scientifically grounded pedagogical work in the sphere of health it is necessary to use complex, system and subject approaches. The need for a complex approach linked to predeterminedamount problems of healthy way of life and therefore the need to use comprehensive scientific information in the field of anthropology, psychology, pedagogy, sociology, and biomedical disciplines that study man. The subjective approach is a paradigm for the formation of a culture of health. Using it involves considering the student not only as an object, but also a subject, an active participant in hygiene education, capable of self-development, self-education and self-improvement. Personal-oriented approach in the formation of health culture takes into account the starting lifestyle, health and type of medical and hygienic behavior of the student. The formation of a culture of health should not initially set the task of irreconcilable and urgent fight against bad habits, focus on existing problems, more successful could be the creation of a new, positive dominant associated with existing reserves in the field. Important principles are also providing psychological support, adherence to strict ethical rules, an optimistic nature, as well as the principles of information security and information timing.

Текст научной работы на тему «Роль духовно-нравственных ценностей в формировании культуры социального здоровья студентов»

УДК 37.017.924

Т. В. Карасёва, С. Н. Толстов, А. М. Лощаков

Карасёва Т. В., доктор медицинских наук, профессор, декан биолого-химического факультета, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и общемедицинских знаний Ивановского государственного университета; e-maiL: akmecentr@maiL.ru

Толстов С. Н., доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и общемедицинских знаний Ивановского государственного университета; e-maiL: svetLana_toLstova16@maiL.ru

Лощаков А.М., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины чрезвычайных ситуаций Ивановской государственной медицинской академии; e-maiL: Loschakovam@rambLer.ru

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

СТУДЕНТОВ

Здоровье подрастающего поколения является важным ресурсом развития общества. В настоящее время статистические данные свидетельствуют о растущем неблагополучии в показателях заболеваемости молодежи. Социально-значимые болезни, аутопатогенное поведение, низкая культура репродуктивного поведения, «эмоциональное выгорание» часто являются следствием недостаточной сформи-рованности системы духовно-нравственных ценностей. Поэтому проблемы духовной культуры транслируются в проблемы культуры здоровья, а духовное и психологическое неблагополучие - в физическое. Категории «культура здоровья» и «духовная культура» также должны рассматриваться в русле общей и профессиональной культуры, что особенно важно для успешного карьерного роста будущего специалиста на рынке труда. Потребностью современного общества является формирование духовно-нравственной личности. Основным социальным институтом, обеспечивающим этот процесс, является образовательное учреждение. Российскому обществу необходим выпускник, владеющий не только выбранной профессией. Нужна личность, здоровая физически, психически и социально, являющаяся носителем духовной культуры и национальных традиций.

Таким образом, одной из важнейших задач психолого-педагогической науки и практики является обоснование системы формирования культуры личности студента, интегрирующей духовно-нравственную культуру, культуру здоровья, физическую культуру, культуру общения, культуру безопасности, профессиональную культуру. Решение данной задачи возможно при использовании комплексного, системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов в современном вузовском образовании. Современные образовательные стандарты высшего образования предусматривают обязательное освоение универсальных компетенций, среди которых, к сожалению, утрачены прежние требования

«...анализировать социально значимые процессы ... понимать и соблюдать базовые ценности культуры, обладать гражданственностью и гуманизмом» (ОК-3; ОК-4 в стандартах ФГОС ВПО). Этот пробел могут восполнить дисциплины по выбору. Нами разработан курс «Психология здоровья», одной из задач которого является формирование у студентов базовых ценностей и развитие мотивации к здоровье-сберегающему поведению. Для разработки и внедрения данного курса нами были использованы следующие принципы формирования культуры здоровья.

Реализация принципа гуманизма обусловливается в закреплении приоритета здоровья в структуре жизненных ценностей студентов и осознании его роли в развитии гармоничной, самореализованной, профессиональной и социально успешной личности. Для научно обоснованной педагогической работы в сфере здоровья необходимо использование комплексного, системного и субъектного подходов. Потребность реализации комплексного подхода связана с полидетерминированностью проблемы здорового образа жизни и соответственно с необходимостью использования всесторонней научной информации в области человекознания, психологии, педагогики, социологии и медико-биологических дисциплин, изучающих человека. Субъектный подход является парадигмальным для формирования культуры здоровья. Его использование предполагает рассмотрение студента не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника гигиенического образования, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.

Личностно ориентированный подход в формировании культуры здоровья учитывает стартовый образ жизни, состояние здоровья и тип медико-гигиенического поведения обучаемого. Формирование культуры здоровья на начальном этапе не должно ставить задачу непримиримой и экстренной борьбы с вредными привычками, делать основной акцент на имеющихся проблемах, более успешным может стать создание новой позитивной доминанты, связанной с имеющимися резервами в сфере. Важными принципами являются также оказание психологической поддержки, соблюдение строгих этических правил, оптимистический характер, а также принципы информационной безопасности и информационного опережения.

Ключевые слова: духовность; социальное здоровье, культура здоровья; личность студента, высшее образование.

Т. V. Karaseva, S. N. Tolstov, A. M. Loschakov

Karaseva Т. V., Doctor medicaL sciences, professor, Dean of the BioLogicaL

and ChemicaL FacuLty, Head of the Department of Life Safety and GeneraL MedicaL

KnowLedge Ivanovo State University; e-maiL: akmecentr@maiL.ru

TolstovS. N., Doctor of psychoLogicaL sciences, doctor of medicaL sciences, professor,

Professor of the Department of Life Safety and GeneraL MedicaL KnowLedge;

e-maiL:svetLana_toLstova16@maiL.ru

LoschakovA. M., Candidate of pedagogicaL sciences, associate professor, Associate Professor of the Department of Life Safety and Emergency Medicine Ivanovo State MedicaL Academy; e-maiL: Loschakovam@rambLer.ru

T. B. KapaceBa, C. H. TojicmoB, A. M. Ho^aKOB

THE ROLE OF SPIRITUAL-MORAL VALUES IN FORMING THE CULTURE OF SOCIAL HEALTH OF STUDENTS

The heaLth of the younger generation is an important resource for the development of society. CurrentLy, statistics show a growing disadvantage in the incidence of youth. SociaLLy significant diseases, autopathogenic behavior, Low cuLture of reproductive behavior, emotionaL burnout are often the resuLt of insufficient formation of the system of spirituaL and moraL vaLues. Therefore, probLems of spirituaL cuLture are transLated into probLems of cuLture of heaLth, and spirituaL and psychoLogicaL troubLe - into physicaL. Categories heaLth cuLture and spirituaL cuLture shouLd aLso be considered in the mainstream of GeneraL and professionaL cuLture, which is especiaLLy important for the successfuL career growth of the future speciaList in the Labor market. The need of modern society is the formation of spirituaL and moraL personaLity. The main sociaL institution that ensures this process is the educationaL institution. Russian society needs a graduate who knows not onLy the chosen profession. We need a person who is physicaLLy, mentaLLy and sociaLLy heaLthy and carries spirituaL cuLture and nationaL traditions.

Thus, one of the most important tasks of psychoLogicaL and pedagogicaL science and practice is the justification of the system of formation of the student's personaLity cuLture, integrating spirituaL and moraL cuLture, heaLth cuLture, physicaL cuLture, communication cuLture, safety cuLture, professionaL cuLture. The soLution of this probLem is possibLe with the use of compLex, systemic, activity and personaLity-oriented approaches in modern University education.Modern educationaL standards of higher education provide for the mandatory deveLopment of universaL competencies, among which, unfortunateLy, Lost the previous requirements «...to anaLyze sociaLLy significant processes... understand and compLy with the basic vaLues of cuLture, to have citizenship and humanism» (OK-3, OK-4 standards FGOS VPO). This gap can be fiLLed by eLective subjects. We have deveLoped a course «PsychoLogy of heaLth», one of the objectives of which is the formation of students ' basic vaLues and the deveLopment of motivation to heaLth-preserving behavior. For the deveLopment and impLementation of this course, we have used the foLLowing principLes to form a cuLture of heaLth.

ImpLementation of the principLe of humanism is caused in fixing of priority of heaLth in structure of vitaL vaLues of students and reaLization of its roLe in deveLopment of the harmonious, seLf-reaLized, professionaL and sociaLLy successfuL personaLity. For scientificaLLy grounded pedagogicaL work in the sphere of heaLth it is necessary to use compLex, system and subject approaches. The need for a compLex approach Linked to predeterminedamount probLems of heaLthy way of Life and therefore the need to use comprehensive scientific information in the fieLd of anthropoLogy, psychoLogy, pedagogy, socioLogy, and biomedicaL discipLines that study man.

The subjective approach is a paradigm for the formation of a cuLture of heaLth. Using it invoLves considering the student not onLy as an object, but aLso a subject, an active participant in hygiene education, capabLe of seLf-deveLopment, seLf-education and seLf-improvement.

PersonaL-oriented approach in the formation of heaLth cuLture takes into account the starting LifestyLe, heaLth and type of medicaL and hygienic behavior of the student.

The formation of a cuLture of heaLth shouLd not initially set the task of irreconciLabLe and urgent fight against bad habits, focus on existing probLems, more successfuL couLd be the creation of a new, positive dominant associated with existing reserves in the fieLd.

Important principLes are aLso providing psychoLogicaL support, adherence to strict ethicaL ruLes, an optimistic nature, as weLL as the principLes of information security and information timing.

Key words: spirituaLity; sociaL heaLth; cuLture of heaLth; student's personaLity; higher education.

Всемирная организация здравоохранения определяет три основных компонента здоровья, среди которых, наряду с физическим, выделяет духовное и социальное благополучие.

Социальное здоровье зависит от степени принятия человеком и обществом традиционных духовных ценностей (общечеловеческих, национальных, конфессиональных, культурных), на основе которых формируется мировоззрение, национальное самосознание и цен-ностно-ориентационное единство, социальные установки, образцы и модели социально одобряемого поведения.

Нельзя не согласиться с мнением, что в настоящее время в России резко проявляются черты характера, несвойственные нашему народу: бездуховность, безыдейность, взаимная отчужденность, снижение чувства патриотизма, которые ведут к обострению социальных болезней и патологий [Бреусов 2014]. Роль духовно-нравственных ценностей в формировании культуры здоровья населения трудно переоценить [Гончаров, Попова 2015].

Адекватное позитивное социальное поведение является важнейшим компонентом социального здоровья [Ковалева 2008]. Социально здоровые - это люди, исповедующие систему идеалов, которая не позволяет им совершать противоправные либо безнравственные поступки. Они толерантны к любым точкам зрения, не приемлют насилие, жестокость, несправедливость. К сожалению, как отмечает автор, эта группа самая малочисленная. Большую группу составляют так называемые обыватели, социально конформные лица, предрасположенные к социальным болезням. Его представляют люди, некритично принявшие правовые и нравственные нормы общества и готовые, по корыстным мотивам, нарушить эти нормы, если уверены в том, что их непосредственное социальное окружение закроет глаза на их проступки.

Влияние социальных и духовно-нравственных факторов на сохранение здоровья трудно переоценить. С одной стороны, наличие сформированной системы ценностей предполагает бережное отношение к сохранению жизни и здоровья своего и окружающих. С другой - социальные факторы способствуют или препятствуют развитию социально значимых заболеваний, а образ жизни отвечает за 50 % здоровья индивида.

Духовный компонент социального здоровья тесно связан с душевным и психологическим состоянием человека. Душевное здоровье, состояние общего душевного комфорта, обеспечивает адекватное социальное поведение. Психическое (душевное) здоровье зависит от уровня интеллекта, способности контролировать эмоции и поведение, отсутствия тревоги и депрессии [Сырбу, Толстов, Карасёва 2017].

Психологический компонент социального здоровья связан с развитием аксиологической, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер личности. Здоровье зависит и от развития способности к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды, наличия личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее предрасположены к болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми [Соколов 2010].

Ценностно-мотивационный компонент рассматривается нами как один из ключевых компонентов развития культуры здоровья, характеризуется степенью выраженности мотивов и интересов студентов к проблемам безопасности своей жизнедеятельности как в процессе обучения в вузе, так и в обыденной жизни. Содержание ценностно-мотивационного компонента культуры здоровья включает в себя: приоритет ценности жизни и здоровья; формирование у студентов положительной мотивации безопасной жизнедеятельности; стремление служить наглядным примером культуры здоровья для окружающих; потребность в совершенствовании собственных знаний, умений и навыков, в сфере культуры здоровья.

По данным мониторингов, проведенных Институтом социологии РАН в период с осени 2014 по осень 2015 года и [Иванова 2017], на первом месте (4,6 балла) у студентов стоят такие приоритеты, как получение хорошего образования и достижение финансового благополучия, на втором (4,5 балла) - дружба и общение. Здоровье в системе

ценностей (жизненных установок), наряду с самореализацией, занимает третье место (4,4 балла). Большинство студентов отвергает любую возможность оправдания приема наркотиков (87,4 %), пьянства и алкоголизма (69,2 %). Также отмечен достаточно высокий уровень религиозной (75,8 %) и межнациональной толерантности (70,9 %).

За последние десять лет нами отмечены следующие тенденции в структуре жизненных ценностей студентов. При сравнении данных исследования ценностных ориентаций студентов по методике Роки-ча в 2006 и 2016 гг. мы получили следующие результаты. На протяжении 10-летнего периода среди студентов ценность «здоровье», ранее занимавшая третье место, вышла на первое место, обогнав «любовь» (второе место) и «материально-обеспеченную жизнь» (третье место). Однако инструментальные ценности, связанные с культурно-духовным развитием личности, стабильно остаются на последних местах, что подчеркивает актуальность духовного воспитания [Гиго-лаева 2006; Лощаков 2006; Ай, Карасёва, Толстов 2017]. Резервы формирования культуры здоровья, на наш взгляд, во многом заложены в опережающем развитии ценностно-мотивационного компонента, который у каждого пятого студента (21,2 %) находится на высоком уровне. Также нами отмечено, что именно ценностно-мотивационный компонент культуры здоровья студентов является наиболее восприимчивым к психолого-педагогическому воздействию.

Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащейся молодежи закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Важность данной работы обоснована двумя основными положениями, содержащимися в Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ»: во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 3); во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 41), в том числе пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни. В 2001 г. были изданы рекомендации ректорам вузов системы Министерства образования РФ, которые предусматривали введение в учебные планы курсов лекций по культуре здоровья. В предыдущих стандартах высшего образования, вплоть до ФГОС ВПО, содержались дидактические единицы и компетенции, связанные с освоением базовых ценностей

культуры, здоровья, гражданственности и гуманизма. Однако в современных стандартах эти требования утрачены. Этот пробел могут восполнить дисциплины по выбору. Для студентов Ивановского государственного университета нами был разработан курс по выбору «Психология здоровья», главной задачей которого является формирование у студентов базовых ценностей и культуры здоровья.

Для разработки и внедрения данного курса нами были использованы следующие принципы формирования культуры здоровья [Кара-сёва, Толстов 2013; Лощаков 2006].

Реализация принципа гуманизма предполагает закрепление приоритета здоровья в структуре жизненных ценностей студентов и осознании его роли в развитии гармоничной, самореализованной, профессиональной и социально успешной личности. Важным принципом в формировании культуры здоровья, является стимулирование самосознания, развитие рефлексии, формирование позитивной по отношению к здоровью «Я»-концепции.

Для научно обоснованной педагогической работы в сфере здоровья необходимо использование комплексного, системного и субъектного подходов. Потребность реализации комплексного подхода связана с полидетерминированностью проблемы здорового образа жизни и, соответственно, с необходимостью использования всесторонней научной информации в области человекознания, психологии, педагогики, социологии и медико-биологических дисциплин, изучающих человека.

Субъектный подход является парадигмальным для формирования культуры здоровья. Его использование предполагает рассмотрение студента не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника гигиенического образования, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.

Личностно ориентированный подход в формировании культуры здоровья учитывает стартовый образ жизни, состояние здоровья и тип медико-гигиенического поведения обучаемого. Формирование культуры здоровья на начальном этапе не должно ставить задачу непримиримой и экстренной борьбы с вредными привычками, делать основной акцент на имеющихся проблемах. Более успешным может стать создание новой, позитивной доминанты, связанной с имеющимися резервами в сфере культуры здоровья (например, привлечение курильщиков к занятиям спортом).

Стратегической целью обучения культуре здоровья должно быть не передача знаний, а содействие освоению индивидом субъективной позиции, оказание психологической поддержки. В качестве психолого-педагогических средств для достижения вышеуказанных целей авторами предполагаются: позитивное сотрудничество; индивидуализация образовательного процесса; опора на самостоятельную познавательную деятельность и активность студента.

Соблюдение строгих этических правил - принцип, связанный с тем, что формирование культуры здоровья требует такта, особых личностно-профессиональных качеств, установления доверительного личного контакта, соблюдение норм этики. Особое место в группе этических правил занимает соблюдение конфиденциальности полученных данных о здоровье и образе жизни конкретного человека.

На наш взгляд, воспитание социального интереса должно быть тесно связано с реализацией оптимистического характера гигиенического воспитания и обучения, которое призвано сформировать у студента уверенности в преодолении вредных привычек, возможности предупреждения заболеваний и т. д. К сожалению, этот принцип на практике соблюдается не всегда. В работе по формированию культуры здоровья иногда преобладает негативная информация («экология плохая», «экономические условия тяжелые», «растет наркомания и СПИД» и т. д.) подавляющая социальный интерес и снижающая эффективность здравотворческой работы.

Следующая группа принципов связана с требованиями к информационному обеспечению курса: соблюдение информационной безопасности медицинской информации, формирование информационного опережения, обеспечение информационной доступности медицинских знаний, наличие базовой информационной грамотности, развитие культуры потребления медицинской информации.

Внедрение вышеуказанных принципов в процесс преподавания курса «Психология здоровья» позволило достичь положительной динамики уровня сформированности ценностей и мотивов культуры здоровья студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бреусов А. В., Лысенко И. Л., Чирков В. А. Социальное здоровье населения как система (в контексте общественного здоровья и здравоохранения) // In the World of Scientific Discoveries. 2014. № 6 (54). С. 222-230.

Гиголаева Т. В. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни : автореф. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 26 с.

Гончаров В. Н., Попова Н. А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566-1569. URL : www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37195

Динь Т. Т. Ай, Карасёва Т. В., Толстов С. Н. Проблемы социальной безопасности российских и иностранных студентов. Иваново : Ивановск. гос. ун-т, 2017. 164 с.

ИвановаН. А. Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи в современном российском обществе // Электронный вестник. 2017. № 60. URL : cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-studencheskoy-molodezhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve

Карасёва Т. В., Толстов С. Н. [и др.]. Формирование мотивации к здоровому образу жизни: монография. Шуя : Изд-во Шуйский филиал ИвГУ, 2013. 130 с.

Ковалева А. А. Самосохранительное поведение в системе факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 2. С. 179-191.

Лощаков А. М. Акмеологические условия оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога: автореф. .канд. пед. наук. Кострома, 2006. 22 с.

Ректорам вузов системы Министерства образования РФ // Письмо Минобразования России от 03.05. 2001. № 29/1530-6.

Соколов А. Б. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе: автореф. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2010. 26 с.

Сырбу С. А., Толстов С. Н., Карасёва Т. В. Концептуальная интерпретация понятия «социальное здоровье» // Охрана социального здоровья сельского населения: сб. материалов конференции. Иваново : Ивановск. гос. ун-т, 2017. С. 7-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.