Научная статья на тему 'Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащегося'

Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ЗДОРОВЬЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / TEACHER / HEALTH / SAFETY / VALUE / HEALTH CARE / HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Любовь Александровна

В статье обосновывается необходимость формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учителя исходя из социокультурной обусловленности обозначенной проблемы. Указаны негативные факторы, определяющие инертность здоровьесберегающих процессов образовательного пространства. Раскрыты: компонентный состав, сущность и содержание культуры здорового и безопасного образа жизни учителя. Результаты исследования могут выступать основой разработки концептуально-методологической основы моделирования процесса формирования данного интегративного качества в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE CULTURE OF A TEACHER AS A BASIS FOR THE FORMATION OF STUDENTS' HEALTH

The article argues for the necessity to form the teachers' healthy and safe lifestyle culture due to the sociocultural conditionality of the stated problem. The author lists the negative factors determining the stagnation of health care processes in the educational space. The research reveals the components, the essence, and the content of the healthy and safe lifestyle culture of teachers. The research results can be a basis for the development of the conceptual and methodological foundation, for modeling the process of formation of the considered integrative quality in the vocational education system.

Текст научной работы на тему «Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащегося»

УДК 372.016 : 614

Акимова Любовь Александровна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности Оренбургского государственного педагогического университета

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕГОСЯ

Akimova Lyubov Aleksandrovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Subdepartment for Life Safety and Techniques of Life Safety Teaching, Orenburg State Teachers’ Training University

THE HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE CULTURE OF A TEACHER AS A BASIS FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ HEALTH

Аннотация:

В статье обосновывается необходимость формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учителя исходя из социокультурной обусловленности обозначенной проблемы. Указаны негативные факторы, определяющие инертность здоровьесберегающих процессов образовательного пространства. Раскрыты: компонентный состав, сущность и содержание культуры здорового и безопасного образа жизни учителя. Результаты исследования могут выступать основой разработки концептуально-методологической основы моделирования процесса формирования данного интегративного качества в системе профессионального образования.

Ключевые слова:

учитель, здоровье, безопасность, ценности, здоро-вьесбережение, культура здорового и безопасного образа жизни.

Summary:

The article argues for the necessity to form the teachers’ healthy and safe lifestyle culture due to the sociocultural conditionality of the stated problem. The author lists the negative factors determining the stagnation of health care processes in the educational space. The research reveals the components, the essence, and the content of the healthy and safe lifestyle culture of teachers. The research results can be a basis for the development of the conceptual and methodological foundation, for modeling the process of formation of the considered integrative quality in the vocational education system.

Keywords:

teacher, health, safety, value, health care, healthy and safe lifestyle culture.

Всевозрастающие динамизм и трансформации современной жизни выдвигают объективную необходимость в воспроизводстве здорового народонаселения, в особенности детей, подростков и молодежи как национального потенциала в решении глобализационных проблем российского общества. Объективной необходимостью в этой связи выступает культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащегося. При этом здоровье подрастающего поколения выступает как стратегический стабилизирующий ресурс, непременное условие и повелительный императив, определяющий благосостояние личности, общества, государства, обеспечивающий жизнеспособность человека и национальную безопасность России в мировом сообществе, а культура здорового и безопасного образа жизни учителя как необходимый базис, обеспечивающий качество и эффективность воспитания жизнеспособного поколения.

Становление системы воззрений на феномен «здоровье» в социокультурном контексте с одной стороны, с другой - осознание ограниченности медико-профилактических мер по сохранению и укреплению здоровья нации на фоне смены стратегий от охранной направленности к формирующей, породили в общественном сознании понимание потенциальных возможностей системы образования, профессиональной педагогической деятельности в обеспечении здоровья школьников.

Практической реализацией обозначенных позиций стали рекомендации Всемирной организации здравоохранения по реализации учебных программ здоровьеформирующего содержания, организации образовательной среды на основе зарубежного опыта деятельности Европейской сети школ здоровья (ENHPS), ведущие принципы которых нашли свое отражение в требованиях Российской государственной образовательной политики: Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Фундаментальном ядре содержания общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах общего образования и системе гигиенических требований к условиям их реализации.

Однако в современной ситуации реформы системы образования с акцентами на формирование здоровья учащегося существует ряд негативных факторов, обусловливающих инертность здоровьесберегающих процессов образовательного пространства, связанных с подготовкой учителя к их осуществлению. В их числе:

- ситуация амбивалентности профессиональных мотивов на фоне традиционной знание-вой парадигмы - профессионализм учителя, качество педагогической деятельности которого оценивается с позиций достижения обучающимися предметных результатов, осуществляется без учета принципов здоровьесберегающей педагогики, что свидетельствует о недостаточной сформированности ценностных ориентаций преподавателя на жизнь, здоровье, безопасность;

- неосознанность педагогической общественностью паритета здоровья и образованности приводит, как следствие, к низкому здоровьесберегающему потенциалу педагогической тактики, проявляющемуся в интенсификации образовательного процесса, обусловливающей снижение работоспособности, допущение учебных перегрузок, приводящих к росту хронических заболеваний обучающихся;

- частичная преемственность требований ФГОС общего образования к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся требованиям стандартов ФГОС ВПО педагогического образования к результатам подготовки будущих учителей в компетентност-ном здоровьесберегающем формате, в результате чего забота о здоровье обучающихся воспринимается как совокупность охранных мероприятий (исполнение санитарно-гигиенических норм, техники безопасности), развивающих программ преимущественно спортивно-оздоровительной направленности во внеурочное время.

Выделенные обстоятельства усиливают целесообразность научного обоснования формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего учителя как важнейшей составляющей его профессиональной деятельности, методологическая ценность которого позволяет рассчитывать на сопутствующие и пролонгированные эффекты в контексте здоровьесберегающей продуктивности как в социокультурной практике высшего педагогического образования, так и в системе непрерывного образования и профессионального становления специалиста.

С переходом на новые образовательные стандарты требования к здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения приобрели системный характер. В ФГОС общего образования формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащегося выступает одним из ведущих приоритетов государственной образовательной политики, система работы в нормативных документах представлена в стратегическом, содержательном, средовом, технологическом аспектах [1; 2]. В данном направлении каждому педагогу при организации занятий необходимо:

- соблюдать гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки;

- использовать методы и методики обучения (прошедшие апробацию!), сообразно возрасту и индивидуальным особенностям учащихся;

- использовать инновации в учебно-воспитательном процессе непосредственно под контролем специалистов;

- строго соблюдать требования к использованию технических средств обучения;

- учитывать индивидуальные особенности развития обучающихся, осуществляя работу по индивидуальным программам под наблюдением медицинских работников детей с ослабленным и с ограниченными возможностями здоровья специальных медицинских групп;

- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни обучающихся средствами преподаваемого предмета на уроках и во внеурочной деятельности.

Вместе с тем, анализ квалификационных требований к учителю в примерных основных образовательных программах общего образования (Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов), ФГОС ВПО педагогического образования, проекта концепции и содержания профессионального стандарта педагога (от 15.02.2013 г.) свидетельствует о недостаточной согласованности требований к подготовке педагога и к системной здоровьеформирующей деятельности в образовательном учреждении. В обсуждаемом проекте концепции и содержания профессионального стандарта учителя (от 15.02.2013 г.) здоровьесберегающие компетенции (как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач), представлены крайне скудно: в части воспитательной работы - как умение «эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды», в части развития - как «умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе» [3]. Как следствие данных обстоятельств создается ситуация амбивалентности, когда мотивы профессиональной деятельности в части достижения предметных

результатов входят в противоречие с мотивами здоровьеформирования обучающихся. Преодолеть существующую ситуацию возможно создавая необходимые условия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога, поскольку «невозможно дать другому того, что не имеешь сам, и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным» (А. Дистервег) [4, с. 28]. Педагогическая деятельность, по словам В.А. Сластенина, «представляет собой особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [5, с. 141]. В данном контексте формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников находится в прямой зависимости от развитости данных показателей в жизни педагога.

Основу теоретической разработки и методологического обоснования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего учителя составляют базисные положения общенаучного системного подхода, а также: философские положения концепции С.Л. Рубинштейна, И.Т. Фролова о единстве сознания и деятельности в процессе социализации личности; основополагающие аспекты личностно-деятельностной концепции М.Г. Кагана, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина); культурно-исторической теории Л.С. Выгодского, теории педагогической деятельности В.В. Богословского, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова, профессиональной педагогической культуры (С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, 3.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, Л.Б. Соколова).

В настоящее время в научном мире существует многообразие научных определений культуры - этот термин стали применять в контексте различных направлений и целевых приоритетов человеческой деятельности, что не позволяет употреблять это понятие как наиболее очевидное обозначение объекта и предмета, что требует более четкой его конкретизации.

В исследовании культуры здорового и безопасного образа жизни используется интегративный подход, позволяющий описать данный феномен с аксиологических (ценность), антропологических (деятельность), информационно-семиотических (социально значимая информация - ценности, нормы, смыслы и знаки - передается из поколения в поколение) позиций. С этих позиций культура здорового и безопасного образа жизни является идеальной по своей природе и предстает, как система духовных жизнеобеспечивающих ценностей, которые воплощаются в материальных объектах. В данном контексте вполне оправдано выделение ментального поля исследуемого феномена в качестве основного системообразующего элемента, его смысловое содержание. Благодаря ему знания, ценности, регулятивы жизнеобеспечивающей деятельности интегрируются в целостную систему. Основу ментального поля культуры здорового и безопасного образа жизни составляют финальные, инструментальные и производные ценности.

При этом финальными ценностями можно считать такие категории, как: жизнь, здоровье, безопасность - представляющие собой конечные цели личностных устремлений и первостепенные жизненные ориентиры; инструментальные ценности - здоровый образ жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности, занятия физической культурой и спортом, осуществление природоохранной деятельности, творчеством - являющие собой необходимость достижения финальных ценностей. Производные ценности - чувство ответственности и самоконтроля жизнедеятельности; оптимизация функционально-адаптационных возможностей, индивидуального физического развития; здоровьесбережение; успешная социальная и профессиональная адаптация, способность к аккультурации - следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость как признаки и символы последних [6].

В обозначенном контексте культура здорового и безопасного образа жизни учителя - интегративное качество личности, представляющее собой совокупность духовных ценностей, проявляющихся в типах и формах самосбережения и обеспечения безопасности, качественной характеристике профессиональной деятельности, способствующей формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Функционально-аксиологический компонент - наличие ценностных ориентаций (жизнь, здоровье, безопасность), мотивов на обеспечение здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося средствами предмета при осуществлении профессионально-педагогической деятельности.

Когнитивный компонент - знания о:

- сущности категорий «здоровье», «безопасность»; путей и способов сохранения, укрепления, наращивания и экономного расходования здоровьесберегающего потенциала, обеспечения личной и коллективной безопасности;

- путей и способов создания условий для интериоризации школьниками ценностей жизни, здоровья,безопасности;

- педагогические технологии, формы и средства приобщения учащихся к здоровому, безопасному, способствующему саморазвитию образу жизни;

- здоровьесбережения, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни посредством предметного содержания и во внеурочной деятельности.

Действенно-операциональный компонент - организационно-управленческие умения: конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, рефлексивные. Проявляется вся группа умений в действиях и операциях:

- по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в школе, при проведении уроков и внеурочных мероприятий;

- по интериоризации школьниками ценностей здоровья и безопасности средствами предмета и внеурочной деятельности (сопрягая цели образования со здоровьесбережением и здоро-вьеформированием);

- по проектированию и реализации программ и проектов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в том числе профилактической работе, пропаганде;

- по обеспечению безопасности учащихся в ОУ в условиях возможного возникновения опасной ситуации, при ее появлении и в условиях чрезвычайных ситуаций.

В контексте обозначенных позиций, отражающих структуру и содержание культуры здорового и безопасного образа жизни учителя, требует дальнейшего исследования и обоснования проблема разработки концептуально-методологической основы моделирования процесса формирования данного интегративного качества в системе профессионального образования.

Ссылки:

1. Акимова Л.А. От здоровьесберегающей к здоровьеформирующей образовательной деятельности (в контексте обновленных стандартов) // Социальные науки и общественное здоровье: теоретические подходы, эмпирические исследования, практические решения: мат-лы 3-й Междунар. конф. (20-21 апреля 2013 г.). Прага, 2013. С. 56-65.

2. Акимова Л.А. Социокультурные предпосылки подготовки будущего учителя к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни школьника // Европейский журнал социальных наук. 2013. № 10-1 (37). С. 84-91.

3. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя. 11Р1_: 1пМр://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 12.03.2014).

4. Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. Вопросы истории образования. Брянск, 1999. 135 с.

5. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2004. 480 с.

6. Акимова Л.А. Предпосылки становления понятия «Витагенная культура»: философский аспект // Междунар. журнал экспериментального образования. 2011. № 6. С. 86-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.