педагогические науки
Чиркова Вера Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ...
УДК 37.013
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0046
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2019
Чиркова Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Данная статья посвящена одной из самых актуальных и социально значимых проблем для нынешнего общества - проблеме формирования здорового и безопасного образа жизни в начальной школе. Актуальность темы возросла в последнее время, с одной стороны, в связи с требованиями современного общества к личностным результатам, и с другой стороны, в связи с исключительно важной ролью данного процесса в организации учебно-воспитательной работы. Решение данного вопроса стало неотъемлемой частью стратегии развития системы начального образования. Автор анализирует работы педагогов и психологов по данной проблеме и отмечает тот факт, что многие исследователи, занимаясь рассмотрением вопросов о формировании здорового и безопасного образа жизни в системе образования, не имеют единого мнения о содержании понятия «здорового» и «безопасного» образа жизни, а ФГОС НОО объединил эти понятия в одно: «здоровый и безопасный образ жизни». В качестве примера по формированию здорового и безопасного образа жизни в начальной школе автор приводит работу педагогического коллектива ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат», который проводит целенаправленную, систематическую работу по расширению представлений учащихся о здоровье и здоровом образе жизни, что способствует повышению уровня владения младшими школьниками культурными нормами в сфере здоровья. В результате проведения педагогами и психологами внеурочной деятельности, направленной на здоровьесбережение, создаётся благоприятный психологический климат среди воспитанников, способствующий их творческому развитию, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Ключевые слова: здоровый и безопасный образ жизни, формирование, начальная школа, воспитанники, педагоги, психологи, система начального образования, культурные нормы, сфера здоровья, личность ребенка, социализация.
FORMATION OF HEALTHY AND SAFE LIFE STYLE IN ELEMENTARY SCHOOL
© 2019
Chirkova Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. This article is devoted to one of the most topical and socially significant problems for the current society - the problem of creating a healthy and safe lifestyle in elementary school. The relevance of the topic has increased recently, on the one hand, in connection with the requirements of modern society for personal results, and on the other hand, in connection with the exceptionally important role of this process in the organization of educational work. The solution of this issue has become an integral part of the development strategy of the primary education system. The author analyzes the work of researchers, educators and psychologists on this issue and notes the fact that many researchers, dealing with the issues of the formation of a healthy and safe lifestyle in the education system, do not have a common opinion on the content of the notion of a "healthy" and "safe" lifestyle, but FSES BGE combined the concepts into one "healthy and safe lifestyle." As an example of formation healthy and safe lifestyle in an elementary school, the author cites the work of the teaching staff of the RSEE Novoposelionovskaya Boarding School, which conducts targeted, systematic work to expand students' perceptions of health and healthy lifestyles, which contributes to the level of possession of younger schoolchildren cultural norms in health. As a result of pedagogues and psychologists of extracurricular activities aimed at preserving health, a favorable psychological climate is created among the pupils, contributing to their creative development and the formation of a healthy and safe lifestyle culture.
Keywords: healthy and safe lifestyle, formation, elementary school, pupils, teachers, psychologists, primary education system, cultural norms, health, child's personality, socialization.
Начальная школа - один из важнейших этапов в общей системе российского образования, который необходим для обеспечения целостного развития личности ребёнка, направлен на его социализацию, становление базовой культуры деятельности и поведения, формирование познавательной деятельности и приобщение к общей культуре. Определение современных требований к начальной школе, обеспечение качества начальной ступени общего образования является основной задачей федеральных государственных образовательных стандартов.
Проблема формирования здорового и безопасного образа жизни в начальной школе - одна из актуальных и социально значимых проблем для нынешнего общества, с одной стороны, в связи с требованиями современного общества к личностным результатам, с другой стороны, в связи с исключительно важной ролью данного процесса в организации учебно-воспитательной работы.
Её решение выступает как неотъемлемая часть стратегии развитии системы начального образования. Проблеме сохранения и укрепления здоровья младших
школьников посвящены исследовательские труды многих отечественных педагогов и психологов [1-13].
Процесс формирования здорового и безопасного образа жизни содержит целый комплекс психолого-педагогических, духовно-нравственных, физиологических, воспитательных, методических и интеллектуальных мероприятий, дающих возможность учащемуся сохранять способность к труду и обучению, активность в освоении учебных программ.
Многие исследователи, занимаясь рассмотрением вопросов о формировании здорового и безопасного образа жизни в системе образования [14-22], не связывают между собой понятия «здорового» и «безопасного» образа жизни. Однако современные требования к развитию личности младшего школьника нашли отражение в ФГОС НОО, в котором данные понятия объединяются в одно: «здоровый и безопасный образ жизни».
В работах педагогов и психологов нередко обсуждаются факторы, способствующие формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Исследователи выделяют три группы факторов,
Chirkova Vera Michailovna pedagogical
FORMATION OF HEALTHY AND SAFE ... sciences
способствующих и препятствующих формированию безопасного и здорового образа школьников:
1) человеческий фактор, который представляет собой проявление различных человеческих реакций в ситуации опасности;
2) фактор защищённости;
3) фактор среды.
М.М. Безруких выделяет среди основных факторов, негативно влияющих на показатели здоровья и безопасности личности, абиологический и антисоциальный образ жизни, который проявляется в нерациональном и несбалансированном питании, информационной перегруженности, психоэмоциональном напряжении, режиме дня, не соответствующем безопасному и здоровому образу жизни, злоупотреблении лекарственными препаратами и психоактивными веществами [23].
Назарова Е.Н. отмечает, что школьному возрасту, начиная с 7 лет, свойственна большая ранимость, чувствительность к воздействиям неблагоприятных факторов, поскольку это возраст интенсивного развития личности, формирования мировоззрения [24].
В психологической литературе среди факторов, имеющих отрицательное влияние на здоровый и безопасный образ жизни, исследователи выделяют нарушение эмоционального статуса личности учащегося, выражающееся в эмоциональной и психической неустойчивости, повышенной тревожности, недостаточном уровне развития мотивационно-личностной сферы, неспособности к обработке новой информации, отсутствии психологической подготовки к школе в целом.
Д.И. Фельдштейн отмечает увеличение числа обучающихся с эмоционально нестабильным состоянием, находящихся в состоянии постоянного стресса из-за непроходящего чувства незащищённости, отсутствия поддержки со стороны близких людей, беспомощности и одиночества [25].
Усвоение учебного материала, по наблюдениям Е.В. Гусаровой, имеет прямую зависимость от психологического отношения учащегося младшей школы к обучению: если данный процесс вызывает интерес и хорошо мотивирован, то процесс получения знаний не создаёт эффекта перегрузки; в противном случае, нежелание освоения материала может вызвать даже малый объем представленной информации [26].
Для создания психологического комфорта в ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» в социальных квартирах созданы условия для самостоятельно-поисковой, коррекционной, образовательной и воспитательной деятельности: соблюдается режим дня, режим двигательной активности.
Благоприятным фактором психологического комфорта в социальных семьях является стиль педагогического общения воспитателей с детьми. Наблюдение за деятельностью воспитателей показало, что большинство взрослых предпочитают демократический стиль общения.
В каждой воспитательной группе реализуются: система работы по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания, сколиоза на физкультминутках, групповых занятиях; работа по формированию навыков самоконтроля и концентрации внимания; проводятся прогулки, зарядки, занятия по практической гигиене в форме бесед, игр, эстафет, путешествий, беседы о том, как сохранить хорошее зрение, как уберечь себя от несчастных случаев, как правильно питаться. Созданы курсы, включающие знакомство с положительными и отрицательными чертами характера, чувствами; разработаны внеклассные мероприятия, проводятся экскурсии на свежем воздухе, специальные занятия с учащимися по улучшению их психического состояния, с этой же целью проводятся курсы психокоррекции, включающие ролевые игры; осуществляется тесное 182
сотрудничество с медицинскими работниками школы-интерната, учителями физической культуры, педагогами-психологами.
В соответствии с программой по реализации формирования здорового и безопасного образа жизни в начальной школе в 2018-2019 учебном году в ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» были запланированы и проведены следующие мероприятия, посвящённые культуре здорового и безопасного образа жизни: спортивные состязания - соревнования по бегу (60 м), первенство школы по настольному теннису, чемпионат по мини-футболу, соревнования по мини-футболу, настольному теннису, шашкам в рамках Международного Дня инвалидов, чемпионат по хоккею, кросс «Планета спорта», эстафета, подготовка спортивной команды к областным соревнованиям среди лиц с ОВЗ (бег на 60 м, прыжки в длину, перетягивание каната, футбол); Неделя безопасности; экологическая акция «Голубая планета»; Дни здоровья; беседы в группах: «Пьянство, наркомания, табакокурение», «Подросток, никотин и алкоголь», «Что такое гражданская оборона», «Экология и энергосбережение» (в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения «Вместе Ярче»), беседа «Интернет -польза или вред?!», «Всероссийский урок безопасности в сети Интернет», «Правила пожарной безопасности при проведении новогодних и рождественских мероприятий», «Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом», «О девичьей чести» - обсуждение различных жизненных ситуаций (как поступить?), «Что такое справедливость и сочувствие?», «Что такое юмор?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Пожарная охрана. Правила эвакуации при чрезвычайных ситуациях»; праздник «1 апреля - День смеха»; практическое занятие «Оставим о себе добрую память» (посадка деревьев и кустарников на территории школы-интерната); операция «Посади растение»; тематические экскурсии на свежем воздухе: «Золотая осень», «Изменения в жизни людей и животных», «Следы на снегу», «Зимний день», «Март - весновей, протальщик и капельщик»; выставки работ из природного материала; конкурс рисунков на асфальте «Мир на планете - счастливы дети»; трудовой десант «Самый чистый школьный двор»; День защиты детей и др.
Работа по программе социальной адаптации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает модуль «Я и моё здоровье», в котором содержатся разделы: «Медицина для тебя» (темы: «Что должно быть в домашней аптечке», «Телефон экстренной медицинской помощи. Госпитализация»), «Твой организм», «Вредные привычки», «Красота и здоровье» (темы: «Здоровые зубы. Уход за зубами», «Условия здорового сна»).
На базе ОКОУ «Новопоселёновская школа-интернат» воспитателями был разработан и реализован проект «Чистота - наш образ жизни».
Цель проекта - на основе диагностических материалов для оценки знаний о здоровом образе жизни и выявления состояния культурно-гигиенических навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта определить педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков в условиях школы-интерната.
Задачи - достижение возможного уровня овладения младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями знаниями о здоровом образе жизни, о правилах личной гигиены; правилах ухода за одеждой, обувью, предметами быта, жильём; формирование культурно-исторических умений и навыков.
В процессе реализации проекта были использованы следующие формы организации занятий по формированию знаний о здоровом образе жизни, культурно-гигиенических умений и навыков: индивидуальные занятия и групповые занятия, практические семинары, учебные игры, самостоятельная деятельность воспи-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Чиркова Вера Михайловна ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ...
танников под контролем педагога, общественно-полезный труд, коллективная тематическая деятельность, экскурсии и другие. Основные разделы, по которым велась целенаправленная работа педагогов: «Личная гигиена», «Уход за одеждой и обувью», «Хозяйственно-бытовой труд». Поставленные в ходе проекта цели и задачи были достигнуты.
Вкачествепримера рассмотрим сценарий спортивного мероприятия для детей младшего школьного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий «На зарядку становись!»
Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни через игру, формирование умения взаимодействовать в команде, содействовать полноценному физическому развитию детей, поддерживать потребность в двигательной активности.
Задачи: формирование интереса и осознанного отношения детей к утренней зарядке, занятиям спортом; развитие общей моторики, двигательное развитие, развитие эмоционально-волевой сферы; воспитание умения сплоченно действовать в команде.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Чтобы было утро добрым, мы начнём его с зарядки.
(Вбегает Мальвина)
Мальвина: Здравствуйте! Меня зовут Мальвина. Куда это я попала? А чем Вы здесь занимаетесь?
Воспитатель: Мальвина, мы каждое утро делаем зарядку.
Мальвина: А я тоже люблю зарядку. Можно с вами?
Воспитатель: Конечно, можно! Становись рядом с ребятами!
(Под музыку и слова песни «Солнышко лучистое» проводится зарядка).
После зарядки обращают внимание на спящего за ширмой Буратино.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Да здесь же наш знакомый Буратино! Буратино, ты ещё спишь? А наши ребята уже давно зарядку делают. Пойдём с нами.
Буратино: Мне зарядку делать лень каждый день! Мне зарядку делать лень Даже каждый «через день». С ней справляюсь еле-еле каждую «через неделю»!
Воспитатель: Ребята, давайте заберём у Буратино подушки. Может, он проснётся и будет делать с нами зарядку?
Игра называется «Перенеси подушки».
Разделимся на две команды. Первые игроки команд берут по подушке и переносят их на голове до сигнальной метки и обратно. Передавая эстафету следующему игроку из команды.
Мальвина: Ой, ребята, смотрите, Буратино опять лёг спать. Давайте вытянем его из кровати.
Игра «Перетягивание каната».
Я предлагаю вам тянуть канат с одной стороны, а Буратино - с другой. Кто окажется сильнее?
Буратино: Вытянули вы меня, не дали поспать. Скучно мне здесь - пойду спать снова!
Мальвина: Нет, Буратино! Посмотри, какие ребята здоровые, сильные, весёлые. И всё потому, что они делают зарядку. И тебе нужно делать зарядку!
Буратино: Я хочу посмотреть, какие они сильные и выносливые.
Воспитатель: Ребята, покажем, какие мы сильные?
Игра «Отжимания».
Ребята, кто из вас сможет больше всех раз отжаться от пола? Выходите к нам!
Мальвина: Молодцы, ребята! Буратино, ты понял, что зарядка помогает нам стать быстрыми, сильными и выносливыми?
Буратино: Да. Теперь я понял, что всё время спать и лениться скучно. Вы, действительно, сильные и ловкие ребята! Лучше по утрам делать зарядку, каждый день активно двигаться, быть бодрым и весёлым.
Мальвина: Пусть не всё хорошо может получиться.
Не печалься, дружок, можно научиться.
Буратино: Спасибо вам, ребята! Теперь я буду с вами каждый день по утрам делать зарядку! До завтра!
Каждый год спортивная команда ОКОУ «Ново-поселёновская школа-интернат» принимает участие в областных спортивных соревнованиях среди обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья, по лёгкой атлетике, теннису и другим видам спорта, занимая призовые места.
Таким образом, в результате применения педагогами и психологами во внеклассной, внеурочной работе школы-интерната здоровьесберегающих технологий, создаётся благоприятная психологическая атмосфера , способствующая творческому развитию воспитанников, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. За счёт использования принципа доверия и поддержки создаётся ситуация успеха, применяются методы формирования чувств: одобрение, похвала. Здоровьесберегающие технологии позволяют использовать в повседневной жизни физкультминутки, релакси-рующие упражнения, гимнастику для глаз. Выполнение заданий на занятиях распределяется равномерно по времени, с учетом физического и психологического самочувствия. В результате повышается работоспособность воспитанников младших классов, улучшается их координация речи и движений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия. 2000. 416 с.
2. Айзман Р.И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. С.85-90.
3. Скоморохова М.И. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 184-188.
4. Шинкаренко А.С. Формирование безопасного и здорового образа жизни школьников на современном этапе развития общества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2015. 205 с.
5. Науменко О.А., КабышеваМ.И., КиселеваЖ.И. Экологический аспект укрепления здоровья школьников методами физической культуры //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 133-136.
6. Рылова Н.Т. Педагогические условия организации здоровьесбе-регающей среды в образовательных учреждениях муниципальной системы образования //Валеология. 2012. №4. —С.21—24.
7. Популо Г.М., Подлубная А.А. Особенности развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста средствами оздоровительной аэробики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-187.
8. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2001. 208 с.
9. Сергеева Н.М. Мастер-класс как метод интерактивного обучения: воспитательный аспект // Региональный вестник. 2018.№6. С.21-23.
10. Реутова О.В., Григорьева Е.Л. Акробатика как средство развития ловкосных и координационных способностей у детей младшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 79-81.
11. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесбе-регающих технологий //Начальная школа. 2012. №11. С.3-6
12. Алексеев, С.В. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и педагогов. Под ред. С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. СПб.: СПб ППО, 2012. 256 с.
13. Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Массовый спорт как неотъемлемый элемент реализации концепции здорового образа жизни населения //Региональный вестник. 2018.№6. С.11-13.
14. Сычёва О.А. Сохранение здоровья школьников в процессе экологического образования //Начальная школа. 2016. №8. С. 5-7.
15. Павлова Л.Е., Рюмшина С.Ф. Психологическая точка зрения на систему профилактических мероприятий здорового образа жизни // Региональный вестник. 2018.№3. С.14-16.
16. Григорьева Е.Л., Белоусова К.В. Влияние занятий плаванием на функциональные системы организма младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 49-51.
17. Ткаченко, С.А. Оздоровительная физическая культура как средство формирования базовых элементов учебной деятельности детей младшего школьного возраста // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 2011. №3. С. 64-69.
18. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. 2012. №4. С.15-21.
19. Емельянова, И.Н. Ролевая игра в моделировании социально без-
Chirkova Vera Michailovna FORMATION OF HEALTHY AND SAFE ...
pedagogical sciences
опасного поведения //Начальная школа. 2016. № 6. С.3-6.
20. Популо Г.М., Подлубная А.А. Профилактика и коррекция ско-лиотической осанки у детей младшего школьного возраста средствами оздоровительной аэробики //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 193-196.
21. Гаркуша, Н.С. Система работы классного руководителя по воспитанию у школьников культуры здоровья // Классный руководитель. 2011. №1. С.18-23.
22. Кирпикова Н.М. Игры-технологии здоровьесберегающей направленности. Материалы для внеклассной работы. III класс // Начальная школа. 2011. №10. С.10-12.
23. Безруких М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. М.: Просвещение, 2013. 127 с.
24. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: Академия, 2007. 256 с.
25. Фельдштейн, Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Общие вопросы образования. 2013. №9. С. 13-23.
26. Гусарова Е.В. Использование здоровьесберегающих технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся // Начальная школа. 2013. №5. С. 15-17.
Статья поступила в редакцию 25.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
184
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)