Научная статья на тему 'Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии'

Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BASIC ELEMENTARY EDUCATION / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE CULTURE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / JUNIOR PUPIL / ACTIVITY APPROACH / HEALTH-PROTECTION TECHNOLOGY / PLAYING TECHNOLOGY / TECHNOLOGY OF TEACHING SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоморохова Мария Ивановна

Приоритетной целью устойчивого развития (ЦУР) в рамках концепции «зеленой экономики» является обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех людей в любом возрасте. На ступени начального общего образования в соответствии со Стандартом осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, формирование умения выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Наряду с этим следует отметить, что в современной педагогической практике при организации деятельности младших школьников недостаточно создается условий, инициирующих продуктивную деятельность детей по усвоению культуры здорового образа жизни как совокупности норм поведения, умений и способностей, обеспечивающих сохранение и укрепление их физического и психологического здоровья. В этой связи является актуальным определение способов и условий формирования культуры здорового образа жизни средствами педагогических технологий. Данное исследование посвящено проблеме формирования культуры здорового образа жизни в начальном образовании через педагогические технологии здоровьесберегающей направленности. Выделение педагогических технологий как приоритетного средства формирования культуры здорового образа жизни обусловлено тем, что от правильного их выбора и использования зависит здоровье, благополучие младших школьников, а также дальнейшая успешность в жизни. Только правильная организация совместной деятельности учителя и учащихся, включенность детей в образовательный процесс позитивно влияет на здоровье детей. Предлагается комплекс учебных ситуаций (проблемных, творческих, социальных), игр и игровых упражнений. Рассмотрены возможности организации сотрудничества учащихся на уроке с целью формирования культуры здорового образа жизни. Разработаны педагогические технологии здоровьесберегающей направленности. Обоснована их специфика и определены основные аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE CULTURE OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR JUNIOR PUPILS USING METHODS OF A TEACHING TECHNOLOGY

The priority goal of sustainable development as a part of the green economy vision is to provide healthy lifestyle and contribute to well-being for all people at any age. At the stage of basic elementary education in accordance with the Standard physical and spiritual health of the pupils is strengthened and the skills in fulfilling rules of healthy and safe lifestyle for themselves and people around them are developed. Also, it should be noted that in the process of organizational activity for junior pupils the current teaching practice lacks conditions that contribute to the children’s productive activity in learning a healthy lifestyle as a combination of accepted standards of behavior, skills and abilities. They ensure that their physical and psychological health is maintained and strengthened. Therefore, finding methods and conditions for forming the culture of a healthy lifestyle using teaching technologies is of high priority. This study focuses on the issue of forming the culture of a healthy lifestyle for elementary education through teaching technologies of health-protection orientation. The focus on teaching technologies as an important means of a healthy lifestyle culture forming is that their correct choice and application determine health and well-being of junior pupils as well as their further success in life. Only strong management of a teacher and pupils’ joint activity and their involvement into the learning process has a positive effect onto the children’s health. Various case studies on the following topics: Problem-Solving, Creative and Social, Games and Playing Exercises are proposed. In order to form, the culture of a healthy lifestyle, the possibilities of organizing cooperation with pupils at the lesson were considered. Teaching technologies of health-protection orientation were developed. Their specific nature was proved and the major aspects were determined.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии»

УДК 373.31

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

© 2017

Скоморохова Мария Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психология и педагогика начального образования» Иркутский государственный университет (664020, Россия, Иркутск, улица Нижняя набережная, 6, e-mail: [email protected])

Аннотация. Приоритетной целью устойчивого развития (ЦУР) в рамках концепции «зеленой экономики» является обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех людей в любом возрасте. На ступени начального общего образования в соответствии со Стандартом осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, формирование умения выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Наряду с этим следует отметить, что в современной педагогической практике при организации деятельности младших школьников недостаточно создается условий, инициирующих продуктивную деятельность детей по усвоению культуры здорового образа жизни как совокупности норм поведения, умений и способностей, обеспечивающих сохранение и укрепление их физического и психологического здоровья. В этой связи является актуальным определение способов и условий формирования культуры здорового образа жизни средствами педагогических технологий. Данное исследование посвящено проблеме формирования культуры здорового образа жизни в начальном образовании через педагогические технологии здоровьесберегающей направленности. Выделение педагогических технологий как приоритетного средства формирования культуры здорового образа жизни обусловлено тем, что от правильного их выбора и использования зависит здоровье, благополучие младших школьников, а также дальнейшая успешность в жизни. Только правильная организация совместной деятельности учителя и учащихся, включенность детей в образовательный процесс позитивно влияет на здоровье детей. Предлагается комплекс учебных ситуаций (проблемных, творческих, социальных), игр и игровых упражнений. Рассмотрены возможности организации сотрудничества учащихся на уроке с целью формирования культуры здорового образа жизни. Разработаны педагогические технологии здоровьесберегающей направленности. Обоснована их специфика и определены основные аспекты.

Ключевые слова: начальное общее образование, культура здорового образа жизни, здоровьесберегающие игровые технологии, сотрудничество, педагогические ситуации.

FORMING THE CULTURE OF A HEALTHY LIFESTYLE FOR JUNIOR PUPILS USING METHODS OF A TEACHING TECHNOLOGY

© 2017

Skomorokhova Mariа lvanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Psychology and Primary School Irkutsk State University (664020, Russia, Irkutsk, Niznyaya Nabereznaya Street, 6, e-mail: [email protected])

Abstract. The priority goal of sustainable development as a part of the green economy vision is to provide healthy lifestyle and contribute to well-being for all people at any age. At the stage of basic elementary education in accordance with the Standard physical and spiritual health of the pupils is strengthened and the skills in fulfilling rules of healthy and safe lifestyle for themselves and people around them are developed. Also, it should be noted that in the process of organizational activity for junior pupils the current teaching practice lacks conditions that contribute to the children's productive activity in learning a healthy lifestyle as a combination of accepted standards of behavior, skills and abilities. They ensure that their physical and psychological health is maintained and strengthened. Therefore, finding methods and conditions for forming the culture of a healthy lifestyle using teaching technologies is of high priority. This study focuses on the issue of forming the culture of a healthy lifestyle for elementary education through teaching technologies of health-protection orientation. The focus on teaching technologies as an important means of a healthy lifestyle culture forming is that their correct choice and application determine health and well-being of junior pupils as well as their further success in life. Only strong management of a teacher and pupils' joint activity and their involvement into the learning process has a positive effect onto the children's health. Various case studies on the following topics: Problem-Solving, Creative and Social, Games and Playing Exercises are proposed. In order to form, the culture of a healthy lifestyle, the possibilities of organizing cooperation with pupils at the lesson were considered. Teaching technologies of health-protection orientation were developed. Their specific nature was proved and the major aspects were determined.

Keywords: Basic Elementary Education, Junior Pupil, Healthy Lifestyle Culture, Activity Approach, Health-Protection Technology, Playing Technology, Cooperation, Technology of Teaching Situations.

Постановка проблемы. Приоритетной целью устойчивого развития в рамках концепции «зеленой экономики» является обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех людей в любом возрасте (С.Н.Бобылев, В.М.Захаров) [1]. Согласно государственным нормативным документам на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, основным критерием эффективности работы современной начальной школы является здоровье учащихся [2].

В Портрете выпускника начальной школы выделены его личностные характеристики, в том числе касающиеся выполнения правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [3]. Вместе с этим исследования последних лет (М.М.Безруких [4], Е.Н.Дзятковская [5], Е.А.Менчинская [6] и др.) подтверждают, что проблема культуры здорового образа жизни младших школьников весьма актуальна для со-

временного общества. Официальная статистика неумолимо свидетельствует о перманентном ухудшении здоровья обучающихся детей. Например, установлено, что в Иркутской области факторы риска по развитию заболеваний имеют 77,8% обучающихся, практически здоровые - 22,2% (в центрах здоровья за 2015 год обсле-довано11574 несовершеннолетних) [7].

Уже в дошкольном возрасте, в связи со слабым включением в сюжетно-ролевые игры, у детей происходит снижение развития их мотивационной сферы. Увлечение компьютерными и электронными играми, а также значительное по продолжительности время, проводимое перед экранами телевизоров, обусловливает снижение активности и рост психического напряжения у ребят [8]. Это, в свою очередь, негативно влияет на состояние их физического и психического здоровья.

Предпосылками формирования культуры здорового образа жизни в начальном образовании являются

психические новообразования младших школьников: (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин [9] и др.): произвольность, рефлексия, контрольно-оценочная и учебная деятельность. В этот период развития у детей происходит рост потребности в учебной деятельности, переход от ситуативного познания мира к его научному изучению, создаются условия для овладения умениями действовать в соответствии с общепринятыми нормами, формируется система отношений детей к окружающему миру. Вместе с этим они еще не способны самостоятельно воспринимать деятельность, связанную с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений как значимую и актуальную.

Анализ данных показывает, что проблеме формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников средствами педагогических технологий уделено недостаточно внимания. Вместе с этим острота этой проблемы еще более усугубляется рядом существующих противоречий между:

- возросшей в современных условиях значимостью укрепления здоровья учащихся и традиционной практикой обеспечения данного процесса;

- необходимостью достижения качества образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к планируемым результатам и постоянным присутствием факторов, негативно влияющих на здоровье младших школьников;

- требованиями к формированию культуры здорового образа жизни в начальной школе и неэффективным применением на практике педагогических технологий здоровьесберегающей направленности.

Эти противоречия и определили основное направление данного исследования: формирование культуры здорового образа жизни в начальном образовании средствами педагогических технологий здоровьесберегающей направленности.

Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты проблемы; решаемые задачи. Проблемой культуры здорового образа жизни младших школьников занимаются педагогические, психологические, социологические и медицинские отрасли науки. Так, в медицинских исследованиях (М.М.Безруких [10], В.Ф.Базарный [11] и др.) особенно подчеркивается роль школьных факторов в формировании здоровья учащихся, выделяются основные аспекты, негативно влияющие на здоровье и психоэмоциональное состояние учащихся, повышающие уровень их утомляемости и невротизации. К дидактогенным факторам относится несоответствие объема учебных программ и их информативной насыщенности возрастным и индивидуальным особенностям школьников. До 80% детей «постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Все это в сочетании с низкой физической активностью (дефицит двигательной активности в начальной школе составляет 35-40 процентов) оказывает негативное воздействие на развивающийся организм младших школьников» (В.Ф.Базарный).

В педагогических исследованиях существенный вклад в разработку проблемы внесли такие авторы, как: Ш.А.Амонашвили [12], Е.Н.Дзятковская [5], Н.К.Смирнов [13] и др. Ими была определена сущность основных понятий: «культура здорового образа жизни», «здоровьесберегающие технологии»; виды здоровьесбе-регающих технологий.

На сегодняшний день в литературе описаны различные подходы к организации здоровьесберегающей среды в начальной школе: в нейропсихологии выделяется двуполушарный подход, предполагающий опору на все каналы восприятия (зрительное, тактильное, и др.), а также логическую обработку полученной информации с целью развития обоих полушарий головного мозга; разработаны учебники, реализующие данный подход (О.Л.Соболева) [14]; в дефектологии сформировался комплексный подход к организации коррекционного обучения. В основе лежит идея развития слабого звена

при опоре на сильные звенья в процессе взаимодействия ученика и учителя, а также организации сотрудничества учащихся (Т.В.Ахутина) [15].

Учителя начальных классов используют на уроке здоровьесберегающие методы и методики обучения. Например, методы и приемы М.Монтессори: 1) формирование способности делать выбор, принимать решения и нести ответственность за результат умение работать с учебной и справочной литературой самостоятельно; 2) система упражнений для развития мелкой моторики на уроках письма [16]; методика воспитания «читателя, влюбленного в книгу» А.М.Кушнира [17] и др.

В содержании курса «окружающий мир» выделен раздел «Правила безопасной жизни», включающий следующие дидактические единицы: «Ценность здоровья и здорового образа жизни», «Правила безопасного поведения в природе», «Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог) и др.

Заслуживают внимания диссертационные исследования, посвященные формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников (М.Г.Маринина [18], А.Ф.Георгиевский [19] и др.). В них конкретизированы такие категории как «культура здорового образа жизни», «здоровьесберегающие технологии», «здоровьесберегающая среда». Под культурой понимается исторически определенный уровень знаний о мире, обществе, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, выраженный в разнообразных формах деятельности человека.

Понятие «культура здорового образа жизни» включает следующие признаки: ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни, необходимость сохранять физическое, психологическое, духовно-нравственное здоровье», знание правил обеспечения здоровья и умение реализовывать их в повседневной жизни.

Анализ структурных компонентов культуры здорового образа жизни, представленных в научной психолого-педагогической литературе, позволяет выделить наиболее значимые из них для формирования в начальном образовании: когнитивный, мотивационный, эмоционально-ценностный, деятельностный.

Когнитивный компонент включает представления о здоровье как ценности, знание позитивных факторов, влияющих на здоровье, основ экологической грамотности, правил поведения в природе, социальной среде, представление о правильном питании, правильной организации режима дня, значимости активного поведения, подвижных игр и др.

Мотивационный компонент предполагает наличия у учащихся интереса открывать знания о здоровом образе жизни; потребности научиться управлять своим поведением, эмоциями, принимать участие в мероприятиях оздоровительной направленности; внутреннюю позитивную мотивацию к соблюдению требований здорового образа жизни и др.

Эмоционально-ценностный компонент характеризуется наличием или отсутствием у ученика личностного смысла культуры (опыта) здорового образа жизни и др.

Деятельностный (поведенческий) компонент представлен способами позитивного коммуникативного общения; умениями организации здоровьесберегающей деятельности. Это ежедневное выполнение гигиенических требований, соблюдение правил общения и др.

Целью данного исследования является разработка непосредственно педагогических технологий формирования культуры здорового образа жизни младших школьников на основе обобщения материалов, полученных в ходе эмпирических исследований автора.

На начальном этапе работы нами было принято предположение, что формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в урочной и внеурочной деятельности средствами педагогических технологий здоровьесберегающей направленности будет

Скоморохова Мария Ивановна педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ... науки

успешным, если:

- на каждом уроке использовать разнообразные виды учебных, педагогических ситуаций (игровые, проблемные, исследовательские, конструкторские, социальные), которые инициируют деятельность детей;

- приоритетной формой включения учащихся в учебный процесс является групповое взаимодействие учащихся с целью последовательного включения каждого ученика в учебную деятельность, формирования умения сотрудничать;

- используются игры (сюжетно-ролевая, деловая и др), включающие детей в эвристическую и исследовательскую деятельность.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

- изучить содержание понятий «культура здорового образа жизни», «здоровьесберегающие технологии»;

- обозначить критерии и показатели сформированно-сти культуры здорового образа жизни у младших школьников;

- разработать и экспериментально проверить эффективность программы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни средствами педагогических технологий здоровьесберегающей направленности.

В исследовании под здоровьем понимается проявление жизненных сил, ощущения жизни, всесторонности и долговременности социальной активности. Здоровьесберегающая педагогическая технология рассматривается нами как система, включающая компоненты: цель, содержание, способы организации деятельности учащихся, методы и приемы, контроль-оценка деятельности, направленной на сохранение здоровья. Данная технология определяет педагогические условия по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на ребенка; организацию работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни; условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования; обеспечивает информационно-психологическую безопасность ребенка.

Е.А. Менчинская [6], Е.П. Митина [20] и др. подчеркивают необходимость организации специальной деятельности в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни. Это расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания, активной жизненной позиции, ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. В ходе проведенных исследований разработана авторская психолого-педагогическая программа формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в учебной и внеурочной деятельности средствами педагогических технологий здоровьесберегающей направленности. В современной начальной школе используются следующие базовые педагогические технологии: проектная, исследовательская, уровневой дифференциации, проблемная, сотрудничества, педагогических ситуаций.

В первом классе игра остается ведущим видом деятельности. Использование игры способствует успешной адаптации первоклассников при переходе от игровой деятельности к учебной деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал, что игра создает «зону ближайшего развития», и в ней ребенок становится «как бы на голову выше самого себя» [21, с. 74]. Игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Рассматривая игру как добровольное действие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, Й. 186

Хейзинг отмечает, что игра сопровождается чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь. По его мнению, игра прерывает обычный процесс жизнедеятельности, ''вклинивается" в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого, обособляется местом действия и продолжительностью [22].

Игровая технология основана на поисковой учебно-исследовательской деятельности, позволяет выработать навыки коммуникации и организации деятельности. Структура дидактической игры: дидактическая задача ^■игровая задача ^ игровые действия ^ правила игры ^ результат (подведение итогов, объявление победителя).

Игры обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. Для формирования культуры здорового образа жизни нами были использованы разнообразные игры: физические, интеллектуальные, социальные, сюжетно-ролевые, деловые, комплексные игры. Например, сюжетно-ролевые игры «Больница», «Травмпункт», «Сбор грибов в лесу» и др. помогают учащимся инсценировать условия воображаемой ситуации, если они при этом выполняют определенные роли. В ходе сюжетно-ролевой игры деятельность, имеющая личностное значение для каждого ученика, превращается в общественно значимую, что имеет ценность для становления и развития личной активности, самостоятельности, инициативы.

Цель игры «Путешествие в лес (на водоем)» - обратить внимание детей на то, что окружает ребенка, находится рядом. С помощью сказочных героев дети знакомятся с лечебными и ядовитыми растениями. В этой игре используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное выполнение правил игры, игровой процесс, результат. Главным условием игры-путешествия является использование игровых атрибутов, разнообразных приемов, продуктивный характер игровой деятельности.

Создание педагогической ситуации предполагает:

1 - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

2 -выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; 3 - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; 4 - формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу); 5 -включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач [24].

При проектировании уроков нами использовались: учебные ситуации; ситуации с элементами игровой деятельности (соревнования - командные и индивидуальные); сюжетные ситуации - «поиск сокровищ»; ролевые - «проектируем режим дня», «пишем правила поведения на экскурсии»; проблемные. Проблемные ситуации: с противоречивыми положениями; со столкновением мнений учащихся; с противоречием между житейскими представлением учеников и научным фактом; с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. В данных ситуациях дети принимают роль исследователя, доктора, ученого.

Например, игровая ситуация может начинаться со слов: «Ребята, мы отправляемся в путешествие в батискафе на морское дно...»; «Сказочные жители леса пригласили нас в лес. Они беспокоятся, что дети не умеют собирать грибы. Помогите!!! и др.), Учебные ситуации с элементами творческой, социальной деятельности, например, «Готовим праздник «Мойдодыр», «День здоровья». Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (экология воды, снега); классификация ядовитых растений; проведение мини-исследований (изучение АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

пульса, температуры) и др.

На этапе усвоения нового материала вводятся проблемные ситуации, эффективна совместная работа учащихся в парах и группах по освоению правил и алгоритмов, по проговариванию вслух порядка и способов действий, по коллективному чтению, выдвижению гипотез, обсуждению способов маркировки, сортировки, группировки и классификации различных объектов и т.д. Эффективность такой работы обусловлена, в частности, тем, групповая работа предполагает речевую активность, обсуждение детьми плана действия, распределение ролей, презентацию результатов. Использование групповой способствует не только успешной работе учащихся с проблемами в обучении в зоне их ближайшего развития, но и более успешной работе хорошо успевающих учащихся. Даже работая в паре со слабо успевающими детьми, около половины сильных учащихся показывают результаты примерно на 15-25% выше того, чего можно было бы ожидать от их индивидуальной работы. Вместе с тем работа в паре позволяет выявлять среди хорошо и отлично успевающих детей таких, у которых необходимые знания, познавательные или коммуникативные навыки ещё недостаточно сформированы, неустойчивы: примерно 25% хорошо и отлично успевающих детей показывают результаты ниже, чем можно было бы ожидать от их индивидуальной работы.

В ходе пилотажного исследования в начальной школе МБОУ СОШ № 24 г. Иркутска нами была проведена диагностика уровня готовности младших школьников к усвоению культуры здорового образа жизни. С этой целью использовались такие приемы как анкетирование, метод незаконченного предложения, учебные ситуации.

Диагностика когнитивного компонента показала, что большая часть учащихся обладает знаниями о здоровом образе жизни, которые они получают в процессе изучения учебных предметов - «окружающий мир», «физическая культура». На них можно опираться в процессе формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников. Вместе с этим дети не в полной мере способны применять имеющиеся знания на практике. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение ими педагогических ситуаций разных видов (игровых, проблемных, исследовательских, конструкторских, социальных). Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать: оценивать, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение высказывать свое предположение (версию); оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь задавать вопросы, совместно договариваться о правилах сотрудничества, и т.д., то есть формируются метапредметные умения.

Задания на уроке построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В целом в основу программы были положены:

- содержание учебного предмета «Окружающий мир», раздел «Правила безопасной жизни», компоненты культуры здорового образа жизни;

- технология сотрудничества, игровая технология, технология педагогических ситуаций (игровых, проблемных, эмоционально-нравственных проблемных ситуаций, имеющих место в повседневной жизни;

- шкала оценки формирования критериев основ культуры здорового образа жизни.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Представленные технологии, в которых младшие школьники были включены в здоровьеформирующую деятельность, не являются

исчерпывающими. Отмечаем, что на уроках дети с желанием участвуют в совместной игровой и учебной деятельности.

На начальном и заключительном этапах исследования была проведена анкета «Оценка уровня культуры здорового образа жизни». Анализ результатов показал положительную динамику. Так, число детей, соблюдающих режим дня, выросло на 58%; делающих утреннюю гимнастику - на 41%; играющих часто с друзьями в подвижные игры - на 15%; приступающих к выполнению домашнего задания после отдыха - на 60%; откладывающих его выполнение на более позднее время, когда родители приходят с работы - на 40%; гуляющих не менее 2-3 часов в день - на 38%. Наряду с этим оказалось, что воскресный день проводят у телевизора - на 35% меньше, а у компьютера - на 15% меньше.

В целом отношение детей к здоровью как ценности изменилось (динамика изменения: 4%-90%).

Процесс формирования культуры здорового образа жизни длительный, сложный. Следует отметить, что поведение младших школьников зависит от среды, в которой они находятся. Считаем эффективным проектирование совместной работы школы и семьи. В активной деятельности происходит осмысление ценности здоровья и здорового образа жизни, перевод их во внутренний план личности, данные ценности становятся личностно значимыми и начинают выполнять функцию регулятора поведения и поступков школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития» // На пути к устойчивому развитию России. №60. 2012.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2012. 223 с. (Стандарты второго поколения).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А.А. Казаковой. М.: Просвещение, 2016. 53 с. (Стандарты второго поколения).

4. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М. : МПСИ, 2004. 240 с.

5. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников. Новосибирск : Наука, 2002. 186 с.

6. Менчинская Е.А. Конструирование здоровьесбе-регающего процесса обучения в современной начальной школе. Монография. Вестник ТОГИРРО, №2(14). Тюмень : ТОГИРРО, 2011. 107 с.

7. Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Иркутской области» за 2015 год. http://irkobl.ru/sites/society/news/208651/

8. Фельдштейн Д.И. События. Люди. Жизнь. Московский психолого-социальный институт, 2009. 312 с.

9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. М. : ИНТОР, 1996.

10. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. М. : Просвещение, 1991. 174 с.

11. Базарный В.Ф. Школа возрождения или школа вырождения. М.: Самотека, 2012. 255 с

12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике . М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 80 с.

13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 96 с.

14. Соболева О.Л. Развитие «двуполушарного» подхода к обучению: практическая реализация в школьном учебнике. 2004. Электронная версия. http://www. metodika.ru/

15. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 12. С. 20-25.

16. Монтессори М. // Составитель М.В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили. 224 с.

17. Кушнир А.М. Что сказать родителям о домашнем обучении чтению [Текст] / А. М. Кушнир // Школьные технологии. 1996. № 3. С. 45-47.

18. Маринина М.Г. Формирование основ культуры здоровья младших школьников : Дис. .. канд. пед. наук : 13.00.01 : Волгоград, 2005, 195 c.

19. Георгиевский А.Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях. М, 2009.

20. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

21. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 74.

22. Хёйзинга Йохан. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

23. Логинова О.Б, Яковлева С.П. Мои достижения: Итоговые комплексные работы. 2 класс/Под ред. О.Б. Логиновой.-2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.