РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 37.013; 796.035; 37.022
И. Г. Андреева
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФГОС обозначены требования к формированию здоровой личности на этапе начального общего образования. Достижение личностных результатов в вопросах ценностного отношения к здоровью в содержании начального образования предполагает интегральное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного образования в рамках предметной деятельности, программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
FGOS designated requirements for the formation of healthy personality in primary general education. Achieving results in the personal matters of the valuable relation to health in the content of primary education suggests integral interaction of science and humanitarian education in the substantive work, the program of spiritual and moral development and education programs create a culture of healthy and safe lifestyle.
Ключевые слова: ФГОС, содержание начального общего образования, здоровье, формирование культуры здоровья, здоровый образ жизни.
Keywords: FGOS, the content of primary education, health, the formation of culture of health, healthy lifestyle.
Стратегическое направление образовательной политики -формирование здоровой личности, осуществляемой на всех ступенях образования, важнейшей из которых является начальное общее образование. Данное положение нашло отражение в стандартах нового поколения [1], обозначивших цель - формирование личности, «выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» как условия ее развития и социализации. Состояние здоровья детей является проблемой не только здраво-
охранения, но и образования, поскольку сохранение здоровья во многом зависит от формирования у подрастающего поколения мотивации к ведению здорового образа жизни, достигаемого средствами обучения и воспитания и определяющего не только личное благополучие человека, но и национальную, в том числе экономическую, безопасность страны.
Процесс обучения и воспитания - основа будущей жизненной позиции человека, что и определяет ведущую роль школьного образования в формировании ценностных ориентиров.
Пристальное внимание к проблеме здоровья обучающихся на этапе начальной школы во многом обусловлено как возрастными психофизиологическими особенностями обучающихся, так и социально-демографическими показателями. Так, на протяжении полутора десятков лет фиксируется отставание нашей школы в привитии учащимся культуры здорового и безопасного образа жизни на основе способности овладевать научными знаниями и использовать их в процессе жизни и деятельности. Яркое свидетельство этому - рост заболеваемости детей и молодежи в Российской Федерации.
Формирование здоровой личности есть процесс присвоения культурного опыта, составляющей частью которого является культура здоровья (культура здорового и безопасного образа жизни).
Процесс формирования культуры здоровья обучающихся включает процесс усвоения знаний о здоровье в рамках предметного и межпредметного взаимодействия, овладение умениями применять эти знания в практической жизни, что является основой решения проблем гигиенического, экологического и нравственного характера.
Проблема заключается в том, что формирование культуры здоровья (культуры здорового и безопасного образа жизни) средствами содержания образования на этапе начального образования невозможно без достижения образовательных результатов, обозначенных ФГОС НОО, с учетом психофизиологических особенностей обучающихся.
Усвоение понятия здоровья обучающимися на ступени начального образования имеет объективные трудности, связанные с особенностями психического и физиологического развития (преобладанием невербальных функций, большей латерализацией зрения, по сравнению со слухом, преимущественно правополушарным ти-
пом локализации речи, образностью и эмоциональностью восприятия, памяти, мышления, доминированием правого полушария и слабостью и лабильностью нервной системы (К. А. Матова, З. Г. Туровская). Это, в определенной степени, позволяет объяснить возникающие затруднения в усвоении представлений о здоровье как абстрактном едином понятии о физическом, нравственном и социальном благополучии (ВОЗ), а также трудности, связанные с пониманием значения здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья на этапе начального образования.
Понятие «здоровье» в представлении обучающихся начальной школы может отсутствовать или существенно разниться. Это зависит от того, какой аспект здоровья более всего влиял на ребенка в процессе его индивидуального развития и в момент формирования у него данного понятия: психологический, социальный, юридический, экономический, биологический, медицинский.
Следовательно, обучение и воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к здоровью, должно предполагать не только формы и методы, посредством которых обучающиеся начальных классов способны усвоить данное понятие, но и учитывать уже сформированное представление о здоровье, полученное в процессе индивидуального развития с целью возможной коррекции. А также учитывать объективно существующую разницу в темпах и направлениях развития школьников, их индивидуальное различие в познавательной деятельности, восприятии, внимании, речи.
Обращаясь к основам педагогики (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), напомним, что младший школьный возраст - возраст формирования учебной деятельности (умение учиться, то есть способности обнаруживать, каких знаний и умений недостает для решения данной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения). При этом игровая деятельность сохраняется и является не менее важной. Эта особенность позволяет организовывать процесс усвоения новых знаний о здоровье (понятий) в игровой форме, создавая положительный эмоциональный фон, закрепляющийся в сознании. Следует отметить ведущую роль учителя, его квалификацию, нравственность.
Взаимозависимость процессов учебной деятельности и интеллектуального развития в обозначенный период создает предпосылки для успешного формирования у ребенка познавательной деятельности в вопросах здоровья как элемента культуры, переводя
понятие «здоровье» из абстрактного на уровень базовых внутренних потребностей обучающегося.
Исходя из данного положения, формирование понятия «здоровье» у обучающихся начальной школы должно осуществляться с процесса познания себя, собственной самооценки на основе рефлексивности, направленной на самосовершенствование своего физического и духовно-нравственного начала, что, по существу, является механизмом достижения личностных результатов, обозначенных ФГОС НОО.
В контексте требований ФГОС НОО успешное достижение личностных результатов, в структуре которых обозначен компонент ценностного отношения к здоровью, предполагает достижение предметных результатов на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться и способность к саморазвитию и самосовершенствованию (Н. Ф. Виноградова).
Под личностными результатами в вопросах ценностного отношения к здоровью на этапе начального образования понимается готовность и способность обучающихся к саморазвитию как в физическом, так и в нравственном плане, формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, принятие ценности жизни своей и окружающих, отражение индивидуальной личной позиции по отношению к личному здоровью.
Достижение личностных результатов (установка на здоровый образ жизни) в контексте основной образовательной программы начального общего образования ФГОС осуществляется:
- в рамках предметных областей Обществознание и Естествознание, Технология, Физическая культура, Искусство, реализуемых в программах отдельных учебных предметов («Физическая культура», «Окружающий мир», «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство») (духовно-нравственное, физическое и социальное здоровье);
- за счет реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и предметной области Основы духовно-нравственной культуры народов России (духовно-нравственное здоровье);
- за счет реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (физическое и социальное здоровье).
Рассмотрим каждую из обозначенных составляющих.
На этапе начального обучения задача формирования культуры здоровья посредством учебных предметов реализуется в рамках предмета «Физическая культура» как наиболее значимого и соответствующего физиологическим потребностям детей от 6,5 до 11 лет (физиологическая потребность в двигательной активности). Задачи предмета «Физическая культура» напрямую связаны с формированием соматического (физического) здоровья. В процессе занятий у школьников формируется понимание значения физической культуры для укрепления своего здоровья, физического развития, физической подготовленности (силы, ловкости, выносливости, или «быстрее, выше, сильнее»). Полученные на занятиях навыки используются в жизнедеятельности для планирования и соблюдения режима дня, проведения простейших закаливающих процедур (на основе знаний о положительном влиянии физических упражнений на развитие систем дыхания и кровообращения). Обучающиеся приобретают первичные навыки и умения по организации проведения утренней зарядки, составлению комплексов оздоровительных и общеразвивающих упражнении", осваивают правила поведения и безопасности во время занятии" физическими упражнениями, усваивают правила подбора одежды и обуви в зависимости от условии проведения занятии". Важным практическим умением, приобретаемым в процессе освоения предмета физическая культура является наблюдение за изменением своих росто-весовых показателей (роста, массы тела) и показателей развития основных физических качеств. Значимыми практическими умениями являются: оценка величины физическом нагрузки (по частоте пульса во время выполнения физических упражнении"), выполнение комплексов специальных упражнении", направленных на формирование правильном осанки, профилактики нарушения зрения.
В то же время физическая культура оказывает опосредованное влияние на формирование духовно-нравственного здоровья. В предмете «Физическая культура» предполагается рассмотрение таких понятий, как совершенство и красота человеческого тела («в здоровом теле - здоровый дух»). Значимыми взрослыми в этом случае могут являться не только образы людей из историко-культурного наследия, но и наши современники, победители и участники спортивных, танцевальных, военно-патриотических и иных со-
ревнований, поскольку в этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - эмоционально привлекательные образы людеи. Физическое совершенствование на этапе начального обучение позволяет закладывать основы гармоничного физического развития школьников на основе сформированных умений: выполнения упражнений на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), оценки величины нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальном таблицы). Формирование таких умений важно для последующего физического развития и совершенствования обучающихся на следующих ступенях образования.
Отметим, что учебная деятельность по формированию культуры здоровья существенно дополняется физкультурно-оздоровительной работой в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ООП НОО, направленной «на обеспечение рациональном организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья», в том числе и во внеучебной деятельности [2].
С целью динамической оценки достижений в ходе учебных занятий по физической культуре и посещаемых обучающимися факультативных учебных занятии" предусмотрен инструмент, оценивающий динамику образовательных достижений в виде портфеля достижений ученика (портфолио), представляющий собой подборку работ обучающегося (видеоизображения примеров исполни-тельскои деятельности, дневники наблюдении" и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнении", материалы самоанализа и рефлексии).
Помимо предмета «Физическая культура» приобретение обучающимися предметных знаний о здоровье реализуется при изучении таких курсов, как «Технология» и «Окружающий мир» (ФГОС). Важно отметить, что в рамках программ отдельных учебных предметов учебный материал о здоровье носит системный характер и является основой для последующего обучения.
В курсе «Окружающий мир» обучающиеся получают представления об основах здорового образа жизни, знакомясь с прави-
лами рационального питания и личнои гигиены, а также приобретают умения пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья. Знания по гигиене, анатомии и физиологии (уход за кожей, зубами, защита глаз, органов дыхания, слуха) позволяют обучающимся приблизиться к пониманию здорового образа жизни. На основе понятий о строении и функционировании организма человека реализуются правила безопасного поведения, осознанного отношения к соблюдению режима дня, оказания первой помощи в несложных случаях (знания о профилактике отравления ядовитыми растениями, грибами). В содержании курса «Окружающий мир» рассматриваются результаты несоблюдения гигиенических правил и вредных привычек; раскрывается роль закаливания, физической культуры и спорта в сохранении и укреплении здоровья. Включение в содержание предмета определенных знаний о здоровье основано на учете современных проблем здоровья, отраженных в международных исследованиях ТШББ (обучающиеся должны знать: пути, которыми передаются контагиозные болезни (насморк (ОРЗ), грипп); иметь представление о симптомах, методах профилактики и лечении; описывать пути правильного питания, сбалансированной диеты и регулярных физических упражнений; идентифицировать полезные пищевые продукты - фрукты, овощи, крупы).
Приобретаемые на этапе начальной школы общеучебные умения (проводить наблюдения, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи), а также развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки являются условием успешного процесса формирования культуры здоровья. Умения находить примеры последствий влияния человека на живую природу, угрожающих здоровью и безопасности человека, являются основой культуросообразного поведения личности [3].
Рассматривая значение курса «Технология» в формировании культуры здоровья на этапе начального обучения, обозначим следующее: в курсе «Технология» обучающиеся получают начальные представления о ценности предшествующих культур, реализуют основы творческой деятельности, конструкторско-технологическо-го мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, что, несомненно, благотворно влияет на становление духовно-нравственного здоровья, поскольку в ходе преобразовате-
льнои творческой деятельности закладываются основы социально ценных личностных и нравственных качеств школьников (трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию). Велико значение курса в формировании культуры здоровья с точки зрения профилактики нарушений зрения, осанки, травм, ожогов в процессе приобретения общетрудовых компетенций (физическое здоровье). В процессе ручной обработки материалов обучающиеся сталкиваются с необходимостью хорошо усвоить определенные знания о здоровье, применяя на практике правила техники безопасности и умения оказывать первую помощь. Важным является развитие мелкой моторики рук в процессе обучения - элемент физического здоровья. Практика работы на компьютере включена в курс «Технология» для воспроизведения и поиска необходимой информации. Однако к работе на компьютере, пользованию сетью Интернет большинство обучающихся начальной школы приступают значительно раньше, чем это предусмотрено программой. Это связано с информатизацией современного общества, развитием информационных средств и новых технологий. В связи с этим приходится учитывать информатизационные риски -факторы (информационной перегрузки, информационного голода, информационной (коммуникативной) адаптации), пагубно влияющие на здоровье. В начальной школе учет данных факторов сводится к приобщению обучающих к режиму работы с электронным носителем как профилактике нервно-психических и соматических заболеваний, что, несомненно, является элементом культуры здоровья.
Предмет «Музыка» на ступени начального общего образования не заявлен как формирующий культуру здоровья, тем не менее является необходимым элементом физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся. Данный курс позволяет сформировать у обучающихся основы музыкальной культуры, воспитать нравственные и этические чувства, которые, по сути, являются элементом духовно-нравственного здоровья. Музыка оказывает прямое положительное воздействие на физиологические системы организма. В частности, пение благотворно влияет на дыхательную систему, слушание музыки развивает слух, стимулирует мозговую деятельность, способствует развитию мышления, памяти, вообра-
жения. Движения под музыку укрепляют мышечную систему, улучшают координацию. Музыкальные занятия являются мощным средством эмоционального и физического развития обучающихся. Предмет «Музыка» тесно связан с другими гуманитарными предметами (изобразительным искусством, литературой), обладающими здоровьесберегающим потенциалом. Хорошо известна роль музыки в рамках здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования (музыкальные занятия, с учетом определенного отбора, укрепляют духовное и физическое здоровье) (Л. Н. Алексеева).
Таким образом, ценностное отношение к здоровью как основа культуры здоровья, формируемое в рамках предметного содержания на этапе начального обучения, интегративно представлено в обозначенных учебных областях системой ценностеи, создавая основу духовно-нравственного и физического здоровья личности. Отметим, что достижение ценностного отношения к здоровью реализуется также посредством изучения предметов, в содержание которых напрямую не включено понятие здоровья, - «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Изобразительное искусство» и «Музыка». Содержание этих предметов направлено на формирование духовно-нравственной составляющей личности, которую можно рассматривать как неотъемлемую составляющую психического здоровья.
Формирование духовно-нравственного здоровья осуществляется не только в рамках обозначенной предметной деятельности, но и в рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования, являющейся частью примерной основной образовательной программы НОО. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей ценностеи", а также форм воспитания и социализации обучающихся. Основные направления программы, по сути, отражают составляющие духовно-нравственного здоровья нации (гражданственность, патриотизм, уважение прав, свобод и обязанностей человека; нравственные чувства и этическое сознание; трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
ценностное отношение к природе, окружающеи среде, ценностное отношение к прекрасному, формирование представлении" об эстетических идеалах и ценностях), формируя личную, социальную, семейную культуру. Направления духовно-нравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие нравственной и духовной личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиции". Условием духовно-нравственного развития на этапе начальной школы является соединение внутреннего идеального мира (самоценность детства) и реального внешнего (социализация) посредством «осознания и усвоения моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми». Обозначенный акцент в программе духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования как важной составляющей культуры здоровья позволяет с иных позиций посмотреть на цели, задачи и планируемые результаты, реализуемые направлениями программы каждым образовательным учреждением. А именно учесть ведущую роль этой программы в формировании духовно-нравственного здоровья обучающихся и возможности оценить духовно-нравственное развитие и воспитание как элементы культуры здоровья на основе мониторинговых социологических исследований (личностные результаты).
В Примерной основной образовательной программе НОО отдельным блоком представлена Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. В соответствии с ФГОС программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является комплексной программой формирования знании", установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ос-новнои образовательной" программы начального общего образования. Программа предусматривает пять направлений (блоков): создание здоровьесберегающеи инфраструктуры, рациональной" организации учебной" и внеучебнои деятельности обучающихся, эффективной" организации физкультурно-оздоровительном работы, реа-
лизации образовательной программы и просветительском работы с родителями (законными представителями). Разработка Программы проводится образовательным учреждением и предусматривает два этапа. На первом этапе необходим анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по организации режима дня, нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительном работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рациональному питанию и профилактике вредных привычек; организации просветительском работы образовательного учреждения с учащимися и родителями; выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учетом результатов проведенного анализа и возрастных особенностей обучающихся. Второй этап - непосредственная организация работы по направлениям: просветительско-воспитате-льная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, и просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знании' родителем" по проблемам охраны и укрепления здоровья детем. В представленных направлениях реализуются различные формы и методы урочной и внеурочной деятельности (лекции, семинары, консультации, дни здоровья, конкурсы, праздники, соревнования, олимпиады, походы и т. д.). Задачи программы направлены на пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психофизиологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; формирование знания негативных факторов риска (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; личной гигиены). Программа вносит вклад в достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального образования и является руководством для формирования стиля жизни учащихся. Следует подчеркнуть, что без базовых предметных знаний, приобретаемых на основе деятельности, вопросы здоровья, рас-
сматриваемые в рамках программы при различных организационных формах занятий, в основном, имеют информационную направленность. Информация о здоровье необходима, однако этого недостаточно для изменения стереотипов поведения и формирования культуры здоровья.
Подводя итог, обозначим, что успешная реализация ФГОС в вопросах культуры здоровья на этапе начального общего образования осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности на основе интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования в вопросах здорового и безопасного образа жизни. При этом ценности здоровья не локализованы в содержании отдельного предмета, формы или вида образовательной деятельности, а пронизывают все ' содержание начального образования, являясь фундаментом развития системы мировидения, миропонимания и целостного мировоззрения, обеспечивая условия формирования культуры здоровья. Результаты установки на здоровый образ жизни у обучающихся начальной школы проявятся в процессе жизнедеятельности -в реальном поведении, в форме отдельных поступков и привычек.
Примечания
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 г.)
2. Махов И. И. Программа внеурочной деятельности детей «Мой первый поход» (для обучающихся 1-4-х классов) // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения : научно-методический журнал. 2016. № 1(118). С. 149-169; Он же. Программа внеурочной деятельности детей «Мой первый поход» (для обучающихся 1-4-х классов) (продолжение. Начало в № 1) // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения : научно-методический журнал. 2016. № 2(119). С. 149-169; Смирнов Д. В. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм» : Обновление содержания нач. образования : [1-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 4. С. 21-32; Он же. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм» : Обновление содержания нач. образования : [2-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 5. С. 25-36; Он же. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм» : Обновление содержания нач. образования : [3-й год занятий] // Начальное образование. 2007. № 6. С. 9-20; Он же. Программа дополнительного образования «Оздоровительно-познавательный туризм» : Обновление содержания нач. образования : [4-й год занятий] // Начальное образование. 2008. № 1. С. 13-22.