РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 37.012.6; 37.013; 614.39
И. Г. Андреева
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ*
В статье автор обосновывает, что ФГОС нового поколения является теоретической основой формирования культуры здоровья, а содержание образования - средством формирования здорового и безопасного образа жизни.
In the article the author justifies that the GEF of the new generation is the theoretical basis for the formation of the health culture. The content of education is a means of forming a healthy and safe way of life.
Ключевые слова: ФГОС, здоровье, формирование культуры здоровья, здоровый образ жизни, содержание образования, научная грамотность.
Keywords: GEF, health, formation of health culture, healthy lifestyle, educational content, scientific literacy.
Стратегической задачей государственной образовательной политики, направленной на приумножение человеческого капитала, социально-экономического роста и общественной безопасности страны [1], является сохранение здоровья нации на основе высокого уровня культуры здоровья. Данное положение нашло отражение в требованиях ФГОС нового поколения, реализация которых направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни [2]. Актуальность обусловлена социально-демографическими показатели и данными статистики состояния здоровья детей и молодежи в РФ, свидетельствующими о негативных тенден-
* Статья выполнена в рамках Государственного задания № 27.7948.2017/БЧ «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях. Руководитель: Виноградова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Центр начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
циях физического и социального здоровья подрастающего поколения (рост хронических социально значимых болезней, низкий уровень показателей физического развития, рост пограничных состояний у детей и подростков на фоне стрессовых ситуаций в повседневной жизни, нарушения репродуктивной системы) [3].
Реализация требований ФГОС по формированию личности, стремящейся к здоровому и безопасному образу жизни на основе соответствующих навыков, ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью, возможна средствами содержания образования. Позитивное отношение и устойчивая мотивация к здоровью, личная ответственность за его сохранение достижимы в процессе формирования культуры здоровья в содержании образования как опыта деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения, обеспечивающего социализацию и социальную успешность. Стандарты нового поколения предполагают формирование ценностного отношения к здоровью на основе результатов личностного и социального развития (стремление к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков, ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью) [4]. Достижение образовательно-воспитательных результатов ФГОС, осуществляемых на основе системно-деятельностного, личностного и культурологического подходов, предполагает формирование нравственно и физически здоровой личности. В рамках культурологического подхода в содержании образования понятие «здоровье» неразрывно связано с понятиями «человек» и «культура» (человек - созидатель и ее носитель). Рассматривая культурологический подход как конкретно-научную методологию познания, следует определить, что взаимодействие данных понятий осуществляется на основе передачи опыта как транслятора культурных ценностей, в рамках педагогически адаптированных научных знаний (философии, медицины, биологии, истории, социологии, культурологии, психологии и др.) и деятельности с целью формирования нравственной, физической и умственной гармонии индивида.
Опыт, являющийся частью общей культуры, обеспечивает социализацию и социальную успешность в процессе выживания человека как вида посредством исторически закрепленной программы организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения. С точки зрения социального под-
хода такой опыт следует рассматривать как культуру здоровья. Понятие «культура здоровья», рассматриваемое в контексте общей культуры человека, имеет множество определений (Разумов А. Н., 1996; Новоселова И. И., 2000; Колычева З. И., 2002; Васильева О. С., 2003; Трещева О. Л., 2003; Тюмасева З. И., 2004; Горбу-шина С. Н., 2005; Кожанов В. В., 2006; Волошина Л., 2006), смысловой контекст которых сводится к многоуровневому и многомерному образованию, отражающему гармоничность и целостность личности, адекватность взаимодействия ее с окружающим миром, способность к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности. Опираясь на анализ литературных источников, понятие «культура здоровья в содержании образования» следует представлять как интегральную педагогическую область знания, разрабатывающую и решающую теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, опыта деятельности, обеспечивающего социализацию и социальную успешность подрастающего поколения [5].
Культуру здоровья не следует отождествлять с информационной составляющей о здоровье и здоровом образе жизни, представленной в содержании образовательных программ, включающих сведения о здоровье и здоровом образе жизни, не связанные с личностными интересами обучающихся. Владение информацией не может служить показателем внутренней установки, потребностей, желаний действовать. Данное положение подтверждают исследования ВОЗ, отметившие, что информация о здоровье, несмотря на ее существенную значимость, не может служить единственным основанием формирования мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. Стойкое изменение стереотипов поведения - результат процесса формирования общей культуры личности и ее составляя-ющей - культуры здоровья и здорового образа жизни на основе воспитания, развития и обучения. Под культурой здоровья личности следует понимать образ мысли, совокупность умственных, эмоциональных особенностей, ценностных ориентаций и установок. Это определенный уровень и стиль жизни, устойчивая интеллектуальная и эмоциональная потребность, формируемая в процессе систематического, целенаправленного обучения и воспитания на основе эмоционально-ценностного отношения к здоровью посредством накопления опыта знаний, их применения, развития навыков
в практике организации здорового образа жизни начиная с периода получения первого социального опыта.
Процесс формирования культуры здоровья невозможен без учета психофизиологических особенностей развития детей и подростков. Оптимальным возрастным периодом формирования ценностного отношения к здоровью следует считать период школьного обучения - «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь» [6]. В школе дети проводят значительную часть времени, и это дает возможность формировать осознанное, ценностное и ответственное отношение к понятию «здоровье» на основе знаний, умений, опыта деятельности и эмоционально-ценностного компонента. Наиболее значимым в социальном плане является подростковый период как важный период социальной зрелости. Следовательно, акцент должен быть сделан на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни в рамках основного общего образования. При таких условиях здоровый образ жизни может стать моделью поведения, предопределяющей успешное развитие личности и нации в целом.
В контексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования процесс формирования культуры здоровья в содержании образования является обязательным требованием (достижение личностных результатов). Стандартом нового поколения обозначены структурные компоненты, формирующие культуру здоровья в содержании образования, к которым относятся как личностные, так и предметные результаты. Практическая реализация процесса формирования культуры здоровья обеспечивается необходимыми знаниями о здоровье, соответствующими навыками в рамках реализации Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС), а также посредством Программы воспитания и социализации, одним из направлений которой является Программа культуры здорового и безопасного образа жизни, как «комплексной программы формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья».
Формирование культуры здоровья предполагает достижение как личностных (направленных на формирование ценности здорового и безопасного образа жизни), так и предметных результатов на основе освоения универсальных учебных действий в рамках
Примерной основной образовательной программы основного общего образования и Примерных программ основного общего образования, включающих требования к содержанию предметов и результату их освоения [7]. Особое значение имеет достижение предметных результатов естественнонаучного образования, формирующего у обучающихся современную естественнонаучную картину мира, в контексте которой транслируется научное понимание здоровья и здорового образа жизни. В содержании естественнонаучного образования, в рамках ФГОС ООО, формирование культуры здорового образа жизни осуществляется в процессе усвоения знаний о здоровье в предметах биология, химия, физика на основе межинтегрального взаимодействия, межпредметных связей, как едином научном основании для понимания вопросов здоровья (в основе физиологических знаний о человеке как биологическом виде лежат физико-химические процессы, происходящие в организме). Межпредметные связи - условие реализации системы знаний о здоровье в содержании естественнонаучного образования, позволяющие без разрушения предметных областей, осуществлять изучение вопросов здоровья. Обращаясь к педагогическому наследию, следует подчеркнуть, что теоретические основы межпредметных связей естественнонаучного образовании (И. Д. Зверев) с успехом применимы в образовательном процессе для формирования культуры здорового образа жизни с учетом включения в содержание образования современных научных понятий. Межпредметные связи, рассматриваемые как дидактическое основание формирования культуры здоровья в естественнонаучном образовании, позволяют вычленять главные элементы содержания образования, связанные со здоровьем, предусмотреть развитие системообразующих здо-ровьесберегающих идей, понятий, возможностей комплексного применения знаний о здоровье из различных естественнонаучных предметов в практической жизнедеятельности. Успешность реализации межпредметных связей во многом зависит от современных средств обучения, построенных на гипертекстовой основе. Изучение вопросов здоровья в содержании естественнонаучного образования предполагает наличие базовых предметных естественнонаучных знаний с учетом особенностей каждого предмета. Ведущим в процессе формирования ценностного отношения к здоровью в содержании образования остается раздел биологии «Человек и его здоровье», поскольку понимание процессов, происходящих в орга-
низме человека, является основой профилактических мер в реальных жизненных ситуациях, реализуемых на основе педагогически адаптированных знаний анатомии и физиологии. Педагогически адаптированные научные знания (медицинские, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные), а также приобретаемые практические умения являются составляющими общечеловеческой культуры и ее составляющей - культуры здоровья и здорового образа жизни.
Включение на основе интеграции значимой педагогически адаптированной учебной информации о здоровье в содержание различных предметов предполагает развитие понятий, составляющих область знаний о здоровье и здоровом образе жизни [8]. Понятия в содержании естественнонаучных предметов, необходимые для понимания вопросов здоровья, предполагают изучение их в неразрывной связи с конкретными явлениями в жизни и деятельности с учетом современных вызовов общественного развития. Изучение вопросов здоровья в содержании школьного образования должно рассматриваться в контексте развития новых информационных технологий (проблем психосоматического здоровья как результата воздействия информационных технологий); социально-демографических показателей (рождаемости, смертности, продолжительности жизни, миграции); процессов демократизации общества (межкультурной адаптации, толерантности); фундаментальных открытий в области биологии, медицины (развитие биотехнологий, открытия генной инженерии, трансплантологии, космической и арктической медицины); эколого-биологических особенностей среды обитания современного человека (воздействие радиационного фона, температурных аномалий, УФО-излучения, техногенных катастроф, природных катаклизмов); социокультурных практик, рисков и уязвимости социума (еда - выживание человеческого вида, современные растительные и животные продукты питания); профилей психофизиологического и соматического здоровья молодого поколения (особенностей физического развития - ретардации, децелера-ции); современного темпа жизнедеятельности (стресса и адаптационных возможностей детей и подростков); современных эпидемий и пандемий (туберкулеза, малярии, гриппа, болезни Эбола, СПИДа и социальных проблем ВИЧ-инфицированных).
Представленные проблемы должны найти свое отражение в содержании образования в качестве педагогически адаптированной
системы знаний о здоровье на основе культурологического, социального, антропологического подходов как необходимых условий формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни [9].
Механизмом, обеспечивающим реализацию формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в содержании естественнонаучного образования, является учебная деятельность на основе современных средств обучения в рамках реализации учебно-практических и учебно-познавательных задач, включающих проблемы сохранения здоровья и здорового образа жизни с учетом психофизиологических особенностей обучающихся. Следует отметить, что современные средства обучения имеют мощный потенциал системного и всестороннего вовлечения обучающихся в процесс познавательной деятельности в вопросах, связанных с пониманием здоровья как основы профессиональной успешности, долголетия, качества жизни в системе основного и дополнительного образования.
Проблемы формирования культуры здоровья в процессе реализации ФГОС в содержании общего образования связаны с оценкой личностных результатов. Очевидно, что личностные результаты являются отсроченными и проявляются в процессе жизнедеятельности в социуме. Тем не менее важнейшим оценочным инструментом личностных достижений в процессе обучения вопросам здоровья можно считать уровень функциональной (естественнонаучной) грамотности школьников, трактуемый как владение научными знаниями о здоровье и умение их применения, используемый для понимания жизненных проблем, объяснения явлений, приобретения новых знаний для жизни и деятельности.
Очевидно, что результатом сформированности ценностного отношения к здоровью как определенного общекультурного уровня становится достижение естественнонаучной грамотности в вопросах здоровья и здорового образа жизни, т. е. уровня понимания основ наук, определяющих область знаний о здоровье, а также приобретенного опыта самостоятельной познавательной и творческой деятельности на основе применения метода научного познания, позволяющего принимать правильные решения с целью сохранения здоровья. Обозначенные Т1М88 2011 г. требования к объему знаний и умений в вопросах здоровья и здорового образа жизни нашли свое отражение как в содержании естественнонаучных
предметов, так и в некоторых заданиях итоговой аттестации. Тем не менее при оценке функциональной грамотности 15-летних учащихся, осуществляемой ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), российские школьники не показали лучшие результаты, затруднялись применять полученные знания для решения проблем, связанных со здоровьем, в различных жизненных ситуациях. Анализ показал, что причинами неудач в процессе достижения определенного уровня естественнонаучной грамотности в вопросах здоровья как отражения процесса формирования культуры здоровья и здорового образа жизни являются:
• недостаток межпредметного и межинтегрального взаимодействия естественнонаучных предметов как фундаментальной основы для понимания вопросов здоровья. Одной из причин является отсутствие одновременного изучения предметов естественнонаучного цикла в основной школе. Недостаточная реализация межпредметных связей затрудняет не только формирование естественнонаучной грамотности в вопросах здоровья, но и негативно сказывается на формировании естественнонаучного мировоззрения;
• процесс формирования культуры здоровья не является системным, что подтверждается анализом учебно-методической литературы и анализом результатов текущего и итогового контроля ОГЭ, ЕГЭ;
• слабое взаимодействие с гуманитарными предметами при изучении отдельных понятий и явлений в вопросах здоровья, таких как болезни социальной обусловленности. Примером может служить рассмотрение проблем ВИЧ-инфекции, направленных на обучение не только безопасным нормам поведения, но и на уменьшение стигмы и дискриминации в отношении людей, пострадавших от ВИЧ и живущих с ВИЧ-инфекцией;
• отсутствие связи между изучаемыми в содержании естественнонаучных предметов понятиями и конкретными явлениями, необходимыми для понимания здоровья и здорового образа жизни. Результатом становится неузнавание обучающимися ситуации и неумение, используя знания, принимать осознанные решения, касающиеся здоровья;
• практическое отсутствие проверочного инструментария оценки знаний и умений в вопросах здоровья (исходя из сложности понятия «здоровье», его межпредметности и многомерности).
Путями преодоления затруднений процесса формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в содержании образования является модернизации содержания учебных предметов через проведение в них стержневых идей здоровья, знаний, умений и навыков на основе: анализа развития науки как источника знаний о здоровье в свете современных требований, глобальных, социальных и личностных проблем здоровья; анализа результатов мониторинговых исследований по оценке учебных достижений учащихся в вопросах здоровья; учета психофизиологических особенностей современных школьников при формировании ценности здоровья.
Основные этапы действий по формированию культуры здоровья в содержании естественнонаучного образования, направленные на преодоления выявленных недостатков, состоят:
• из разработки научно-практических (учебно-практических и учебно-познавательных) задач на основе метода научного познания как условия формирования научной грамотности (знаний, умений, опыта самостоятельной познавательной и творческой деятельности), позволяющей принимать правильные решения, занимать активную позицию в вопросах здоровья с целью его сохранения;
• мониторинга практических навыков, компетенций и уровня научной грамотности в области здоровья и здорового образа жизни как механизма повышения общекультурного, познавательного развития и саморазвития личности;
• усовершенствования содержания образования на основе межинтегрального взаимодействия естественнонаучных и гуманитарных предметов с учетом современных проблем здоровья (ВОЗ).
Обозначенные требования ФГОС по достижению личностных результатов определили необходимость разработки в содержании образования нового направления - формирования культуры здоровья и здорового образа жизни средствами содержания образования.
Выявление способов формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в содержании образования на основе требований ФГОС имеет существенное практическое значение для системы основного, дополнительного образования и повышения квалификации педагогов.
Примечания
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20162020 годы»; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761); Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» ; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Вопросы аналитического обеспечения реализации Национальной стратегии действий в интересах детей : материалы заседания научно-методического семинара Аналитического управления, 28 декабря 2012 г. / сост. Т. А. Федотовская // Аналитический вестник / Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации. 2013. № 6. С. 4-75; Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 г.; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введен в действие с 01.02.2011 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, введен с 07.07.2012 г.).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введен в действие с 01.02.2011 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, введен с 07.07.2012 г.).
3. Государственного доклад «О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья» подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2014 г. № 766; Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Ежегодный доклад с экспертными оценками. URL: www.who.int/publications/ru/ - 35 k
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введен в действие с 01.02.2011 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, введен с 07.07.2012 г.).
5. Дополнительное образование специалистов : аннот. указ. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд., д-ра наук : Вып.6 : Оздоровление и реабилитация [Д. В. Смирнов] / Ин-т общ. сред. образования Рос. акад. образования, Рос. междунар. акад. туризма. М. : Сов. спорт, 2003. 208 с.; Дрогов И. А., Смирнов Д. В. Проблемы организации оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха // Теория и практика физической культуры. 2002. № 11. С. 56-59; Смирнов Д. В. «Древо целей» физкультурно-оздоровительной работы // Дополнительное образование. 2005. № 9(71). С. 10-11.
6. Президентская Инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», 2010.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введен в действие с 01. 02. 2011 г.); Андреева И. Г. Формирование культуры здоровья средствами учебного предмета // Химия в школе. 2017. № 2. С. 11-18.
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
9. Andreeva I. G. FORMING HEALTH CULTURE AS PART OF GENERAL EDUCATION, SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. С. 01004.