Научная статья на тему 'Роль школьного музыкального образования в формировании культуры здоровья'

Роль школьного музыкального образования в формировании культуры здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС / HEALTH / PERSONALITY / CULTURE OF HEALTH / EDUCATION / MUSICAL EDUCATION / MAINTENANCE EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ирина Геннадьевна

Показано значение и потенциальные возможности школьного музыкального образования в формировании культуры здоровья. Обозначено новое направление исследований в содержании школьного музыкального образования в рамках требований ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE OF SCHOOL MUSICAL EDUCATION IS IN FORMING TO HEALTHY PERSONALITY

A value and potential possibilities of school musical education are shown in forming of culture of health of personality. New direction of researches marks in сдержании of school musical education within the framework of requirements of the Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Роль школьного музыкального образования в формировании культуры здоровья»

ТЕМА НОМЕРА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И.Г. Андреева

УДК 37.013

Роль школьного музыкального образования в формировании культуры здоровья

Показано значение и потенциальные возможности школьного музыкального образования в формировании культуры здоровья. Обозначено новое направление исследований в содержании школьного музыкального образования в рамках требований ФГОС.

Ключевые слова: здоровье, личность, культура здоровья, образование, музыкальное образование, содержание образования, ФГОС.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральных государственных образовательных стандартах основная роль в становлении здорового поколения отводится институту образования [6; 7; 8; 9].

Федеральные государственные образовательные стандарты в требованиях к личностным результатам предусматривают сформированность представлений о здоровом образе жизни как средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности, принятие и реализацию ценностей здорового образа жизни. Формирование здоровой личности — условие обеспечения высокого уровня развития человеческого потенциала как основы конкурентоспособности в современном мировом пространстве [4; 5].

Становление здоровой личности — сложный процесс формирования ее мировоззренческих основ, жизненных базовых ценностей, усвоенных на основе социального опыта предшествующих поколений в процессе обучения, образования и развития, который можно рассматривать как процесс формирования культуры здоровья — составляющей общечеловеческой культуры, включающей объективный компонент (результаты деятельности людей) и субъективный -человеческие способности, реализуемые в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, навыки, уровень эстетического, интеллектуального, нравственного развития, мировоззрение). Процесс освоения

© Андреева И.Г., 2016

культуры происходит посредством отражения общественно-исторического бытия — общественного сознания (обыденного сознания, языка, морали, права, идеологии, науки, искусства, философии, религии). Формирование общей культуры средствами содержания образования и ее составляющей культуры здоровья на основе обучения, воспитания и развития — реальный путь формирования духовно и физически здоровой личности в современном обществе. Культура здоровья, рассматриваемая с точки зрения социального опыта в вопросах здоровья, формируется на основе единства когнитивно-мотивационного, эмоционального и коммуникативно-волевого компонентов. Рассматривая процесс формирования культуры здоровья, следует подчеркнуть, что это прежде всего образ мыслей, ценностные ориентации и установки, а затем уже определенный уровень и стиль жизни. Только при условии сформированной внутренней установки возникает потребность и самостоятельное желание быть здоровым, гармонично развиваться духовно и физически, овладевать базовыми знаниям и информацией о здоровье и здоровом образе жизни на основе общекультурных ценностей.

Проблема состоит в том, что формирование личности, ориентированной на здоровье, средствами содержания образования как требование ФГОС осуществляется в рамках отдельных предметов и предметных областей без их системного взаимодействия. Решение проблемы здоровья подрастающего поколения средствами содержания образования предполагает междисциплинарное основание (на основе культурологического подхода) исходя из того, что здоровье многомерное понятие, и в процессе воспитания личности необходимо рассматривать его соматическую, социальную и духовно-нравственную составляющие как единое целое [1].

Культура здоровья, ее субъективный компонент (знания, умения, навыки, нравственное развитие, мировоззрение) предполагает грамотность в вопросах здоровья, реализуемую в потребности вести здоровый образ жизни.

Формирование культуры здоровья, ее духовно-нравственной составляющей, связано с обогащением опыта эмоционально-ценностного отношения к литературе, художественным образцам мирового искусства, музыке на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения. Одним из способов достижения социально желаемого уровня развития личности является музыкальное образование в процессе становления мировоззрения личности на основе усвоения высокохудожественных образцов музыкального искусства.

Влияние музыки на организм обусловлено воздействием на духовную и физическую сущность человека. О влиянии музыки на организм человека (как положительном, так и отрицательном) известно с момента зарождения цивилизации. Этот феномен хорошо изучен. Сегодня музыка успешно используется не только в системе медицинских и психологических лечебных и реабилитационных мероприятий (музыкотерапия), но и нашла свое применение в рамках здоровьесберегающих технологий в системе образования (музыкальные занятия, с учетом определенного видового и стилисти-

ческого отбора, считаются здоровьесберегающими, укрепляют физическое и духовное здоровье обучающихся). Музыкальная деятельность, в частности пение, благоприятна для физического состояния растущего организма (певческое дыхание, звукообразование положительно влияют на дыхательную систему, увеличивают объем легких, обеспечивая насыщение организма кислородом). Слушание музыки развивает слух и стимулируя мозговую деятельность, способствует развитию мышления, воображения, памяти. Движения под музыку укрепляют мышечную систему, улучшают координацию. Следует отметить, что оздоравливающим и общеразвивающим эффектом являются: дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопе-дические упражнения, музыкальные речевые и пальчиковые игры. Музыка влияет на высшую нервную деятельность (И.П. Павлов), являясь мощным средством эмоционального развития. Эти свойства музыкального воздействия на организм определяют возможность использования музыкального образования в процессе формирования личности, ориентированной на здоровье. Посредством музыкального искусства действительность отражается в виде общественных и естественных явлений, выявляется их эстетическое значение и роль в жизни, утверждаются идеалы, воспитываются базовые ценности. Восприятие и познание красоты в музыке воспитывает эмоциональную культуру: «...музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры» (В. Сухомлинский).

Потенциальные возможности музыки определили задачи музыкального образования в процессе развития и воспитания личности в системе школьного обучения. Перед школой стоит задача формирования нравственно и физически здоровой личности, и одним из средств решения данной задачи является школьное музыкальное образование — неотъемлемая составляющая воспитательно-образовательного процесса (ФГОС). Школьное музыкальное образование несет потенциал духовно-нравственного здоровья посредством музыкального восприятия на основе единства слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений. Опыт научно-педагогической деятельности показывает, что приобщение к музыкальному искусству (как духовно-материальной ценности) и формирование у обучающихся музыкального вкуса во многом решает задачу не только российской идентичности («национального кода»), но и задачу духовно-нравственного и физического здоровья.

Школьное музыкальное образование, реализуя воспитательно-образовательные задачи (ФГОС), формирует стереотипы поведения и запускает механизмы нравственно-этического отношения к миру, которые лежат в основе становления социально зрелой и нравственно здоровой личности.

Однако вопрос формирования личности, ориентированной на здоровье, средствами музыкального образования в контексте достижения личностных результатов (ФГОС) как междисциплинарной проблемы не рассматривается. В этом контексте следует говорить о потенциале не только гуманитарных, но и естественнонаучных учебных предметов в интегральном взаимодействии с

музыкальным образованием в школе в рамках урочной и внеурочной деятельности на ступени начального основного образования, основного общего и среднего образования в контексте требований ФГОС, Примерных основных образовательных программ, в системе дополнительного образования, на этапе предпрофильной и профильной подготовки.

Интеграция музыкального образования в систему предметной деятельности, формирующей культуру здоровья, предполагает обновление как содержания, так и структуры гуманитарных и естественнонаучных учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций, направленных на формирование культуры здоровья обучающихся средствами музыкального и других видов искусств.

Механизмом, обеспечивающим реализацию формирования культуры здоровья посредством школьного музыкального образования, является учебная деятельность на основе современных средств обучения в рамках требований ФГОС, позволяющих представить образцы музыкального творчества в контексте современной жизни (разные стили, уровни, направления) в сопоставлении с их влиянием на душевное и физическое состояние человека. Музыкальное образование направлено на умение ориентироваться в звуковой среде на основе сформированной оценки музыкальных явлений, на базе усвоенных предметных знаний и накопленного музыкального опыта, а также на основе сформированного собственного вкуса и выбора музыки, обладающей определенной художественной ценностью.

Ведущая роль в процессе воспитания личности, ориентированной на здоровье (в рамках новых стандартов), отведена таким предметам, как «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ФГОС). Тем не менее в Программе воспитания и социализации существенное внимание уделяется процессу формирования культуры здоровья в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности. В этой связи программы музыкального образования, реализуемые в содержании всего школьного образования, должны стать значимыми в процессе формирования культуры здоровья обучающихся (духовно-нравственного и физического компонентов здоровья).

Основные направления деятельности в Программе воспитания и социализации (ФГОС) предусматривают формирование мотивов и ценностей (отношение к России как Отечеству, к выбору будущей профессии, самопознанию, самоопределению, самореализации, самосовершенствованию, отношение к природе, здоровому образу жизни, искусству). Средствами формирования мотивов и ценностей служит содержание естественнонаучного и гуманитарного образования, содержание программ дополнительно -го образования (школьные и реализуемые учреждениями дополнительного образования). Это предполагает межпредметное (междисциплинарное) взаимодействие в процессе формирования культуры здоровья средствами музыкального образования (наряду с другими школьными предметами и предметными областями) [1; 2].

Трудно переоценить значение музыкального образования в формировании физически здоровой личности на этапе начального общего образования. Музыкально-творческую деятельность в школе следует рассматривать не только как часть общечеловеческой культуры, но и как средство формирования культуры здоровья обучающихся. Занятия музыкой влияют на развитие физиологических систем формирующегося организма, стимулируют развитие памяти, слуха, ритма, речи, координации, способствует созреванию системы кровообращения, дыхания, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата, когнитивной деятельности. Наряду с этим, как ни один учебный предмет, школьное музыкальное образование создает условия для формирования духовно-нравственного развития личности, стимулируя творческий потенциал на основе эмоций и воображения, формируя этические потребности, ценности и чувства. Задача музыкального образования на этапе начальной школы — развитие творческих способностей, мышления, воображения. Уроки музыки раскрывают творческие возможности, развивают творческие умения в слушании, исполнении и размышлении о музыке на основе знакомства с лучшими произведениями мирового музыкального искусства, народной музыки, знаний о музыке, музыкантах, а также знакомства с малыми и крупными музыкальными формами, жанрами симфонической, оперной и балетной музыки, закладывая основы духовно-нравственного и соматического здоровья обучающихся.

Механизмом формирования духовного и физического здоровья является как предметная деятельность на уроках музыки, так и межпредметное взаимодействие (с литературой, живописью, окружающим миром, математикой и другими предметами), направленное на реализацию основной мировоззренческой задачи (ФГОС НОО) — «развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к миру». Музыкальное образование, предполагая активную деятельность, способствует воспитанию и социализации обучающихся.

На этапе основного общего образования основной задачей является формирование основ музыкальной культуры как части общей (духовной) культуры, развитие музыкальных способностей, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. Данная установка реализуется на основе современных средств и форм обучения, наполненных новым содержанием в рамках требований ФГОС ООО, обеспечивая условия достижения личностных результатов на основе социально-профессионального самоопределения [3].

Особое значение музыкальное образование приобретает в сензитивные периоды развития личности обучающихся на этапе основного общего образования. Особенности психоэмоциональной сферы и процесс физиологического взросления, сформированная «Я-концепция», влияние социума определяют индивидуально-личностное музыкальное предпочтение подростков,

которое может быть результатом влияния негативных процессов в духовно-нравственной сфере общества и не всегда совпадает с канонами нравственности и морали (rock-sex-drug culture). Социологические исследования показывают, что современная молодежь неоднозначно относится к музыкальной культуре, зачастую делая выбор в пользу музыкальных стилей и характера исполнения, не обладающих положительным воздействием на психическое и физическое здоровье. В частности, по популярности на первое место выходят рок (46%) и хип-хоп (рэп) (23%), при этом классическая (оперная) музыка имеет очень низкий рейтинг. Музыкальное предпочтение подростков, как правило, не связано с осмысленным и ответственным отношением к действительности, основанном на восприятии, переживании, оценивании, а носит стихийный и, зачастую, протестный характер, не имея под собой опыта творческой деятельности и сформированного эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Это связано не только с психофизиологическими особенностями периода взросления, но и снижением значимости музыкального образования как части общечеловеческой культуры в обществе, что находит свое отражение в социуме (культурный досуг молодежи). Высокохудожественные образцы искусства требуют усилий души и ума: мыслительной деятельности, познания, сопереживания посредством погружения в культурную музыкальную среду, формирующую музыкальный вкус. Сегодня классическая музыка становится лишь частью в музыкальном образовании, утрачивая важную роль в становлении здорового поколения. В частности, в предупреждении психосоматических состояний, затрагивающих эмоциональную сферу личности («эффект Моцарта»). Механизм влияния музыки связан с физическими свойствами воздействия звука на организм как волнового процесса, ее влияния на организм как сложную индивидуальную биологическую систему, обладающую своей ритмической структурой. Несомненно, что прямое воздействие на центры мозга приводит к ряду функциональных изменений в организме человека. Пусковым механизмом патологических состояний (психосоматической патологии) может являться эмоциональный стресс, напрямую связанный с звуковым (музыкальным) воздействием на организм (акустико-психологическое воздействие — рок —100 дБ, при том, что уровень выше 85 дБ вреден для органа слуха). Проблемы современной жизни: ранняя компьютеризация, искусственное воспроизведение музыки техническими средствами (шизофония), насаждаемая медиасредствами «музыкальная культура» — все это ведет к утрате образного мышления, творческих способностей, распаду природных связей органов чувств, деградации психофизиологических и нравственных черт личности и не способствует формированию физического и духовного здоровья.

Все выше сказанное обусловливает необходимость рассматривать школьное музыкальное образование не только как предметную деятельность, а придавать ему особое значение как важной составляющей в

процессе формирования культуры здоровья обучающихся на основе реализации воспитательно-образовательных задач предмета «музыка», направленных на формирование личностного результата — духовного становления личности и ее творческого самовыражения, системы знаний и ценностных ориентиров [5]. Музыкальное воспитание и образование становится средством формирования духовного и физического здоровья личности посредством: формирования основ музыкальной культуры как условия духовно-нравственного развития, социализации, самообразования личности на основе музыкальной грамотности, обеспечивающей «способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью»; развития образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства (на основе восприятия и анализа музыкальных образов); воспитания музыкального вкуса, формирования интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию; развития творческих способностей в музыкальной деятельности (связанной с театром, кино, литературой, живописью); осознания роли музыки в жизни человека, общества, в развитии мировой культуры.

На основе музыкального образования реализуются субъективные компоненты культуры личности: ее направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, порывы, убеждения, ценности, ценностные ориентации), опыт личности (знания, умения, навыки, привычки), психические процессы личности (интеллектуальное развитие: память, внимание, мышление; волевое развитие: воля, самообладание; эмоциональное развитие: чувства, эмоции; а также физическое развитие организма: рост, двигательные навыки, сила).

Вывод: назрела реальная необходимость придать особый статус школьному музыкальному образованию как одному из важных условий, формирующих здоровую личность в рамках нового направления исследований в содержании общего образования.

Музыкальное искусство в структуре школьного воспитания и образования должно стать значимым, поскольку задачи школьного музыкального образования выходят далеко за рамки предметной деятельности и решают современные социальные и нравственные проблемы общества, определяют духовно-нравственное здоровье народа, его национальную идентичность.

Условием формирования личности, ориентированной на здоровье, средствами школьного музыкального образования является межинтегральное взаимодействие предметов и предметных областей с музыкальным образованием на основе деятельности (музыкально-изобразительной, музыкально-литературной, музыкально-пластической и др.) в рамках основного и дополнительного образования с целью успешного достижения личностных результатов, направленных на решение вопросов здоровья обучающихся, обозначенных ФГОС.

Школьное музыкальное образование должно оставаться «одним из искусств» и основным фактором формирования музыкальной культуры, эстетического вкуса подрастающих поколений как основы духовно-нравственного и физического здоровья нации.

Литература

1. Андреева И.Г. Здоровье человека в содержании образования // Педагогика. 2011. № 10. С. 26—33.

2. Андреева И.Г. Воспитательный потенциал естественнонаучного образования // Педагогика. 2015. № 8. С. 10—15.

3. Андреева И.Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. 2014. № 8. С. 13—19.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р). [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/194365/.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р). [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y 9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30. 11.2016)..

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, введен с 07.07.2012). http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 30.11.2016).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897. Введен в действие с 01. 02. 2011 года). [Электронный ресурс] URL: http:// minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf (дата обращения: 30.11.2016).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 года). [Электронный ресурс] URL: http:// base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 30.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.