Научная статья на тему 'Дополнительное музыкальное образование студенческой молодежи'

Дополнительное музыкальное образование студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОСНОВНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА / STUDENT YOUTH / BASIC MUSIC EDUCATION / ADDITIONAL MUSIC EDUCATION / MUSIC AND RECREATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшенина Л.Л., Самсонова Н.В.

В статье обосновываются цели, задачи и содержание дополнительного музыкального образования; выявлена направленность на позитивную социализацию студентов; определена музыкально-досуговая культура в качестве цели дополнительного образования; установлены негативные тенденции в развитии культуры, отмечена необходимость расширения музыкальных предпочтений студентов; дана характеристика образа выпускника университета; сформулировано противоречие в музыкальном образовании студентов; определены принципы дополнения основного школьного музыкального образования, в том числе принципы непрерывности, восполнения образовательных дефицитов, интеграции с досуговой деятельностью; отмечены формы реализации дополнительного музыкального образования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL MUSIC EDUCATION OF STUDENTS

The article reviews the aim, objectives, and contents of additional music education. The work presents positive tendencies in socialization of students. The work determines music and leisure culture as the aim of additional education. The authors point out negative tendencies in cultural development and note the need in widening of students’ music preferences. The research exposes the image of a university graduate, specifies challenges of music education of students, as well as the principles of additional music education in schools, including lifelong learning, filling educational gaps, and integration with leisure activities. The authors also note the forms of realization of additional music education of students.

Текст научной работы на тему «Дополнительное музыкальное образование студенческой молодежи»

В структуру профессиональной компетентности педагогов, разработанную Н.Г. Миловановой, О.В. Ройтблат, М.В. Кусковой, также входит методическая компетентность, которую они характеризуют как комплекс умений, включающий: способность использовать различные методы работы с детьми; умение применять разные организационные формы образования; умение диагностировать и контролировать уровень овладения содержанием и достижения предполагаемых результатов освоения основной общеобразовательной программы; способность осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты; умение самостоятельно разрабатывать методику.

Т.Н. Гущина отмечает, что методическая компетентность есть «интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, опосредующая результативный профессиональный опыт ... представляет собой системное образование знаний, умений, навыков педагога в области методики и оптимальное сочетание методов профессиональной педагогической деятельности [3].

И.Ю. Ковалева считает, что «научно-методическая компетентность может пониматься как интегральная характеристика деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающая системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в научно-методической и педагогической деятельности» [4, с. 33].

РР Магомедов, Л.С. Кутепова определили методическую компетентность учителя физической культуры как фиксированный в знаниях и умениях опыт осуществления известных и творческих способов профессиональной педагогической деятельности по разработке информационного проекта физического воспитания, охватывающий целостный процесс от создания модели до технологической подготовки рабочих материалов, рефлексии проведённой работы [5].

Библиографический список

В нашем исследовании профессиональная компетентность выступает родовым понятием, по отношению к которому понятие «методическая компетентность» является видовым. Мы пришли к выводу, что основными признаками методической компетентности являются: умение разрабатывать, выбирать и применять соответствующие методы решения педагогических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности учителя, а также умение анализировать собственную деятельность и планировать изменения с целью её совершенствования. Кроме того, методическая компетентность учителя включает комплекс умений, таких как: знание психологических механизмов усвоения знаний и развития умений в процессе обучения; знание дидактических методов и приемов, готовность применять их в процессе обучения; умение применять разные организационные формы образования; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творчество; способность создавать и использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности; умение диагностировать и контролировать уровень овладения содержанием и достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы; умение самостоятельно разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности; способность осуществлять анализ собственной деятельности и программировать ее результаты для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; способность планировать изменения с целью совершенствования системы. Данные выводы подтвердили наше предположение о том, что понятие «методическая компетентность» является основополагающим структурным компонентом профессиональной компетентности учителя. Основные признаки понятия «методическая компетентность» учителя, выявленные в статье, могут быть положены в основу системы развития методической компетентности учителя, а также - повышения квалификации.

1. Ромаева Н.Б., Стрункина Ю.В. Педагогическое образование в Великобритании и России в контексте Болонского процесса. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012; 2: 33 - 39.

2. Кожухов К.Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Курск, 2008.

3. Гущина Т. Н. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2001.

4. Ковалева И.Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора. Диссертации ... кандидата педагогических наук. Мурманск, 2007.

5. Магомедов Р.Р., Кутепова Л.С. Методическая компетентность как компонент профессиональной подготовленности учителя физической культуры. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010; 2: 26 - 30.

References

1. Romaeva N.B., Strunkina Yu.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v Velikobritanii i Rossii v kontekste Bolonskogo processa. 'Ekonomicheskie igumanitarnye issledovaniya regionov. 2012; 2: 33 - 39.

2. Kozhuhov K.Yu. Pedagogicheskaya model' primeneniya distancionnyh tehnologij v processe formirovaniya metodicheskoj kompetentnosti buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2008.

3. Guschina T.N. Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti pedagogicheskih rabotnikov uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v processe povysheniya kvalifikacii: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2001.

4. Kovaleva I.Yu. Razvitie nauchno-metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v usloviyah obrazovatel'nogo vybora. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Murmansk, 2007.

5. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' kak komponent professional'noj podgotovlennosti uchitelya fizicheskoj kul'tury. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2010; 2: 26 - 30.

Статья поступила в редакцию 05.05 .15

УДК 379.8.091

Menshenina L.L., additional education teacher, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Western branch (Kaliningrad, Russia), E-mail: lada.menshenina@mail.ru

Samsonova N.V., Doctor of Pedagogy, Professor, I. Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia),

E-mail: NSamsonova@kantiana.ru

ADDITIONAL MUSIC EDUCATION OF STUDENTS. The article reviews the aim, objectives, and contents of additional music education. The work presents positive tendencies in socialization of students. The work determines music and leisure culture as the aim of additional education. The authors point out negative tendencies in cultural development and note the need in widening of students' music preferences. The research exposes the image of a university graduate, specifies challenges of music education of students, as well as the principles of additional music education in schools, including lifelong learning, filling educational gaps, and integration with leisure activities. The authors also note the forms of realization of additional music education of students.

Key words: student youth, basic music education, additional music education, music and recreational culture.

Л.Л. Меньшенина, педагог дополнительного образования Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Калининград, E-mail:lada.menshenina@mail.ru Н.В. Самсонова, д-р пед. наук, проф. Балтийского федерального университета имени И. Канта, г. Калининград, E-mail: NSamsonova@kantiana.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье обосновываются цели, задачи и содержание дополнительного музыкального образования; выявлена направленность на позитивную социализацию студентов; определена музыкально-досуговая культура в качестве цели дополнительного образования; установлены негативные тенденции в развитии культуры, отмечена необходимость расширения музыкальных предпочтений студентов; дана характеристика образа выпускника университета; сформулировано противоречие в музыкальном образовании студентов; определены принципы дополнения основного школьного музыкального образования, в том числе принципы непрерывности, восполнения образовательных дефицитов, интеграции с досуговой деятельностью; отмечены формы реализации дополнительного музыкального образования студентов.

Ключевые слова: студенческая молодежь, основное музыкальное образование, дополнительное музыкальное образование, музыкально-досуговая культура.

Дополнительное музыкальное образование студентов направлено на преодоление негативных тенденций в реализации стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, отмеченных в Государственной программе «Развитие культуры и туризма в Российской Федерации» на 2013-2020 годы: остаётся проблемой отсутствие в обществе стратегической роли культуры; имеется нехватка репертуара для детей и юношества; очень сильно сократилось количество учреждений культурно-досуговой сферы; сузились каналы методической помощи по проблемам культурно-досуговой деятельности; снижена доступность культурных форм досуга для жителей сельских местностей и небольших городов. Программой предусматриваются следующие задачи развития стратегической роли культуры в Российской Федерации: работа над продвижением в культурном пространстве нравственных ценностей; развитие регионального компонента в культуре, поддержка разнообразия национальных культур народов России на основе единого культурного кода создать условия для творческой самореализации граждан, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга; создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, развитие самодеятельного художественного творчества [1].

Дополнительное музыкальное образование студенческой молодёжи способствует реализации перспективных задач отечественного образования, поставленных в Государственной программе «Развитие образования в Российской Федерации» на 2013-2020 годы, важнейшей из которых является достижение нового образа молодого человека, в полной мере развивающего свой человеческий потенциал, овладевая профессиональными, базовыми социальными и культурными компетенциями посредством участия в позитивной социальной деятельности [2].

Непрерывное музыкальное образование молодёжи объективирует проблему методологически точного дополнения основного (школьного) музыкального образования. В современных условиях модернизации основного образования, обусловленного внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, формулируются новые педагогические цели, новые подходы к процессу обучения, учебные предметы обогащаются межпредметными связями и новыми формами организации вне-учебной деятельности учащихся. Государственный заказ определяет в качестве педагогических целей образовательные результаты личностного, метапредметного и предметного уровней развития личности учащегося. От современной образовательной организации общество и государство ожидают выпускников, готовых сохранять и приумножать базовые национальные ценности, способных к продуктивной познавательной деятельности, обладающих целостной картиной современного научного знания в различных предметных областях, владеющих метапредметны-ми компетенциями работы с целостным, междисциплинарным знанием. Такой выпускник способен к позитивной социализации и к ответственной жизнедеятельности.

Важным признаком успешной социализации и жизнедеятельности, по нашему мнению, является досуг молодёжи. Педагогическое управление досугом учащейся молодёжи ставит проблему понимания феномена «свободное время», места педагога в свободном времени молодёжи. На наш взгляд, педагог системы дополнительного образования профессионально обязан создать условия вовлечения обучающихся в такую досуговую

деятельность, которая обеспечивает творческую активность в любом из направлений досуга: физкультурно-оздоровительном, спортивном, техническом, художественном и т.д. Одним из условий является опора на признаваемые образцы, сопряжение общественно значимого характера досуговой деятельности с индивидуальными образовательными потребностями, придание формам досуга статуса высокого вкуса. Только при реализации обозначенных условий возможно обеспечить позитивную социализацию молодёжи и формирование личностных образовательных результатов, к которым мы относим досуговую культуру личности. Отметим, что досуговая культура личности может принимать интегральные формы выражения в конкретных направлениях деятельности: досугово-спортивное, досугово-техниче-ское, досугово-художественное, досугово-музыкальное.

Как показывает проведённое нами исследование, студентов Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, второе место в рейтинге направлений досуга занимает музыкальная деятельность. Однако их музыкальные предпочтения, выразившиеся в явном приоритете только одного музыкального направления - танцевальная музыка - обозначили противоречие в дополнительном музыкальном образовании студенческой молодёжи, а именно: между потребностями в музыкальном направлении досуга и несформи-рованностью музыкально-досуговой культуры высокого уровня, обеспечивающей участие в различного вида музыкальной деятельности в культурно-досуговых формах. Данный факт ориентирует на специальное исследование дополненного содержания основного (школьного) музыкального образования, направленного на формирование музыкально-досуговой культуры студенческой молодёжи.

Особенностью музыкального школьного образования является его формализация в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Данный документ, реализуя цель - качество и доступность образования, определяет стандарт образовательных результатов, содержания образования и условий внедрения стандарта. Осмысление основного (школьного) музыкального образования в категориях ФГОС проведено в работе Г.П. Сергеевой, руководителя творческой группы по созданию учебно-методических комплектов по предмету «Музыка» (издательство «Провещение») [4]. Так, было установлено, что «фундаментальным ядром содержания музыкального образования» являются базовые национальные ценности и ценностные ориентации личности, её духовный багаж; основные элементы научного знания, включающие теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории, музыку народную и профессиональную, закономерности музыкального искусства; универсальные учебные действия (УУД) на музыкальных занятиях, классифицированные на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные.

Дополнение основного (школьного) музыкального образования для студенческой молодёжи в целях формирования му-зыкально-досуговой культуры, по нашему мнению, будет научно обоснованным, если будет базироваться на следующих принципах:

принцип социальной целесообразности, согласно которому образование направлено на успешную социализацию студентов посредством формирования музыкально-досуговой культуры;

принцип интеграции музыкального образования и досу-говой деятельности, определяющий использование методов и форм дополнительного музыкального образования в соответствии с основными видами досуговой деятельности (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество);

принцип изоморфности структуры его содержания структуре содержания основного музыкального образования, что обеспечивает преемственность между этапами непрерывного музыкального образования и предполагает воспроизведение традиционной логики усвоения музыкальной культуры (фольклор, музыка религиозной традиции, шедевры композиторов-классиков, современная академическая и популярная музыка) и овладение видами музыкально-практической деятельности (восприятие музыки и размышление о ней, пение, музицирование, музыкально-ритмические движения, инсценировка музыкальных произведений, проектно-исследовательская деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование в области музыкальной культуры и искусства, перенесение полученных знаний и способов деятельности в досуговую сферу);

принцип восполнения образовательных дефицитов, направленный на восстановление качества основного музыкального образования, предусмотренного ФГОС;

принцип оптимизации актуальной (проблемной) практики основного (школьного) и дополнительного (неформального) музыкального образования, направленный на преодоление объективных проблем/недостатков данного вида дополнительного образования;

принцип соответствия современным характеристикам дополнительного образования молодёжи, предполагающий реализацию требований к его общеразвивающей и предпрофес-

Библиографический список

сиональной направленности дополнительных образовательных программ;

принцип индивидуализации образования, учитывающий индивидуальные образовательные потребности студентов; соблюдение данного принципа позволит максимально обеспечить их вовлечённость в занятия, развивать творческую самореализацию и формирование интереса к мероприятиям, предусмотренным дополнительными общеразвивающими и предпрофессио-нальными образовательными программами.

Спроектированное на обозначенных принципах содержание дополнительного музыкального образования требует разработку адекватных форм организации занятий. По нашему мнению, дополнительная общеразвивающая образовательная программа может реализовываться в форме музыкального салона, где возможно реализовать свойства салонной культуры как «формы организации культурной жизни, ... основные цели которой - камерное общение, приобщение к искусству»; эффективность данной формыв организации культурно-просветительской работы со студентами в вузе доказана экспериментально [3, с. 16]. Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа может реализовываться в форме студии, направленность и содержание которой определяется исходя их выявленных способностей и талантов студенческой молодёжи (например, вокальная студия). Студийная форма занятий, существующая как мастерская художника, позволяет углублять специальные компетенции в индивидуальных формах занятий.

На студенческую молодёжь возлагается миссия сохранения и преумножения национальных ценностей, приобщение к которым обеспечивает дополнительное музыкальное образование, целенаправленно организуемое во внеучебной, досуговой деятельности в вузе.

1. Развитие культуры и туризма. Государственная программа РФ на 2013-2020 годы. Available at: http://mkrf.ru/documents/programs/

2. Развитие образования. Государственная программа Российской Федерации на 2013-2020 годы. Available at: httpV/минобрнауки.рф/ документы/3409

3. Палий Е.Н. Салон как феномен культуры XIX века: традиции и современность: Автореферат диссертации ... доктора философских наук: Москва, 2008.

4. Сергеева Г.П. Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Кашира, 2012.

References

1. Razvitie kul'tury i turizma. Gosudarstvennaya programma RF na 2013-2020 gody. Available at: http://mkrf.ru/documents/programs/

2. Razvitie obrazovaniya. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii na 2013-2020 gody. Available at: http://minobrnauki.rf/ dokumenty/3409

3. Palij E.N. Salon kak fenomen kul'tury XIX veka: tradiciii sovremennost': Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk: Moskva, 2008.

4. Sergeeva G.P. Osnovnye napravleniya muzykal'nogo obrazovaniya v osnovnoj shkole vsootvetstvii s trebovaniyamiFGOS. Kashira, 2012.

Статья поступила в редакцию 05.05.15

УДК 378.147

Morozov A.N., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: andr_moroz@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE FIELD OF ORGANIZATION AND TRAFFIC SAFETY. The article presents the research of the scientific substantiation of pedagogical bases of formation of professional competence of students in the field of organization and traffic safety. The author presents a deep study challenges for the relevance of the research problem defined by innovative development of the transport system of the Russian Federation. The article describes the main trends of training for the trucking industry, the complex requirements of the labor market for their professional competence, qualifications, creativity and innovation. The author has carried out a deep analysis of the research on the issue of the competence approach and proved insufficient elaboration of the research problem. The article presents a study of scientific problems based on the analysis of contradictions in the system of personnel training in the field of technology of transport processes.

Key words: professional competence, organization and traffic safety, transport system, innovative development of education, integration of education.

А.Н. Морозов, аспирант каф. педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: andr_moroz@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Статья посвящена научному обоснованию педагогических основ формирования профессиональной компетентности студентов в области организации и безопасности движения. Автор представляет глубокое обоснование актуальности исследуемой проблемы, определяемое инновационным развитием транспортной системы Российской Федерации. В статье рассмотрены основные тенденции подготовки специалистов для автотранспортной отрасли, усложнение требований рынка труда к их профессиональной компетентности, квалификации, творческому потенциалу и инновационной активности. В заключении сформулированы основные направления целостной инженерно-педагогической системы формирования профессиональной компетентности студентов в области организации и безопасности движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.