Научная статья на тему 'Формирование музыкально-творческих компетенций молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности'

Формирование музыкально-творческих компетенций молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORLDSKILLS / ЗВУКОРЕЖИССУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / МУЗЫКА / ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕС-КИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SOUND ENGINEERING / COMPETENCE / MUSIC / CREATIVITY / MUSICAL-CREATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О.А., Кучекеева Л.А.

В статье рассмотрены творческие аспекты сущностного понятия «музыкально-творческие компетенции», выявлены педагогические возможности культурно-досуговой деятельности на примере чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и проанализированы организационные основы опытно-эксперименталь-ной работы по формированию музыкально-творческих компетенций молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MUSICAL-CREATIVE COMPETENCE OF YOUNG PEOPLE UNDER THE CONDITIONS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

In the article we consider the creative aspects of the essential concept of «musical-creative competence», identify pedagogical possibilities of cultural and leisure activities on the example of the championship «Young professionals» (WorldSkills Russia) and analyze the organizational basis of experimental work on the formation of musical-creative competence of the youth under the conditions of cultural and leisure activities.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкально-творческих компетенций молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности»

интерпретации информации в образовательной и досуговой деятельности школьников, а через создание продуктов проекта происходит и самовыражение участников. Немаловажным фактом является и осмысление образовательной функции интернета как у взрослых участников проекта, так и у детей.

Учитывая, что медийно-информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации и со всеми видами информационных ресурсов [6], понимание функций медиа, можно сделать вывод, что сетевые проекты более всего соответствуют задачам формиро-ва-ния и развития медиаинформационной грамотности у подрастающего поколения. А также более всего соответствуют решению стоящих перед школьными библиотеками задач.

Литература

1.Безруков В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000 // Режим доступа: http://spiritual_culture. academic.ru/959 (дата обращения: 21.03.2016)

2.Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты / Я.С.Быховский // Режим доступа: http://goo.gl/c57VCF (дата обращения: 20.02.2017)

3.Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1 - 2 кл. общеобразоват. учеб. организаций Москва: РШБА, 2014. - 208с.

4. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Медиаграмотность в структуре информационной культуры младших школьников // Российско-американ-ский форум образования: электронный журнал. 2014. № 1/05 // Режим доступа: http://www.rus-ameeduforumcom/content/ru/?task=art&article=1001026 &iid=18. (дата обращения: 17.03. 2017)

5.Качева Е.В. Возвращение домой, или Итоги приключения любознательных / Е.Качева / / Режим доступа: http://www.nachalka.com/rkipling_itogi. (дата обращения: 28.04.2017)

6.Московская декларация о медиа- и информационной грамотности // http://www.ifapcom.ru/ru/ news/ 1347. (дата обращения: 15.03.2016)

7. Нурмеева Н.Р. Формирование информационной культуры как отражение современных требований информационного общества // http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11_i4/html/11.htm (дата обращения: 16.03.2017)

8.Уилсон К., Гриззл А., Туазон Р. и др. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / под ред. А. Гриззла и К. Уилсон, пер. Е. Малявская. - Москва, 2012. 200с.

9.Fedorov, A On Media Education. Moskow: ICOS UNESCO IFAP (Russia), 2008. 156 с.

References

1.Bezrukov V.S Bases of spiritual culture: encyclopedic dictionary of the teacher. Yekaterinburg, 2000 (in Russ) Available at: http: //spiritual_culture.academic. ru/959 (accessed 21.03.2 016)

2.Bykhovskii Ya.S. Educational web quests (in Russ) URL: http://goo.gl/c57VCF (accessed 20.02.2017)

3. Gendina N.I., Kosolapova E.V. Bases of information culture of the school student: an educational and methodical complex for pupils of 1 - 2 C. general education organizations, Moscow, RShBA, 2014. 208p. (in Russ)

4.Gendina N.I., Kosolapova E.V. Media literacy in structure of information culture of younger school students // Rossiysko-amerikanskiy forum obrazovaniya: elektronnyy zhurnal. 2014. 1(05) (in Russ) Available at: https:// goo. gl/oSvcpv. (accessed 17.03.2017)

5.Kacheva E.V. Return home, or Results of an adventure of inquisitive. (in Russ) Available at: https://goo.gl/0AA7dg (accessed 28.04.2017)

6. Moscow declaration on media and information literacy. (in Russ) Available at:http://www. ifapcom.ru /ru/news/1347. (accessed 15.03.2016)

7.Nurmeeva N.R. Formation of information culture as reflection of modern requirements of information society. (in Russ) Available at: http:Wifets.ieee.org/russian/depository/v11_i4/html/11.htm (accessed 16.03.2017)

8.Wilson K., Grizzl And., Tuazon R., etc. Media and information literacy: program of training of teachers. Paris. 2012. 200 p. (Russ ed. Wilson K., Grizzl And., Tuazon R., etc. Media and information literacy: program of training of teachers. Moskow, 2012. 200 p.

9.Fedorov, A On Media Education. Moskow, ICOS UNESCO IFAP (Russia), 2008. 156 p.

УДК 351.858:78

О.А.Калимуллина, Л.А.Кучекеева

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены творческие аспекты сущностного понятия «музыкально-творческие компетенции», выявлены педагогические возможности культурно-досуговой деятельности на примере чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и проанализированы организационные основы опытно-экспериментальной работы по формированию музыкально-творческих компетенций молодежи в условиях культурно-досуговой деятельности.

Ключевые слова: WorldSkills, звукорежиссура, компетенции, музыка, творчество, музыкально-творческие компетенции.

Olga A.Kalimullina, Lyudmila A.Kuchekeeva FORMATION OF MUSICAL-CREATIVE COMPETENCE OF YOUNG PEOPLE UNDER THE CONDITIONS OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES

In the article we consider the creative aspects of the essential concept of «musical-creative competence» , identify

pedagogical possibilities of cultural and leisure activities on the example of the championship «Young professionals» (WorldSkills Russia) and analyze the organizational basis of experimental work on the formation of musical-creative competence of the youth under the conditions of cultural and leisure activities.

Keywords: WorldSkills, sound engineering, competence, music, creativity, musical-creative competence.

В настоящее время крайне важно понимание необходимости формирования музыкально-творческих компетенций, так как это оказывает существенное влияние на становление профессионально-ориентированной целостной личности.

Специфические условия современной общественной жизни, популяризация интернета и социальных сетей, формирование деструктивных социальных групп, бедная культурная инфраструктура оказывают негативное влияние на формирование молодежи, как определенного социального слоя общества, обладающего своей определенной спецификой.

Изменения в социальном облике молодежи как в самом мобильном слое населения говорят нам о том, что происходит переориентация - культура в молодежной среде, к сожалению, становится неактуальна. Даже ее популяризация, которая четко прослеживается в последнее время (создание общедоступных библиотек, организация бесплатных концертов, выставок, всевозможных акций, например, «Ночь музеев»), не дает должных результатов, поскольку культура от этого не теряет своей элитарности и в конечном итоге является предметом не доступным широкой массе населения.

Формированием интереса и спроса на культуру должны заниматься в том числе и вузы как социальные институты, являющиеся частью той социально-культурной среды, в которой пребывает молодежь. Но современные реалии таковы, что часть квалифицированных специалистов не обладают должной компетентностью в своей сфере, из-за нехватки методической литературы и отсутствия актуальных методик в образовании, в частности.

В рамках творческого вуза, где тесно переплетаются между собой понятия «наука» и «творчество» в условиях социально-культурной деятельности основной задачей является подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных и компетентных специалистов культурно-досуговой сферы.

Для этого необходимо при помощи знаний, умений и навыков формировать компетенции в различных видах профессиональной деятельности (творческой, организационно-управленческой, педагогической и т.д.).

В федеральном государственном образовательном стандарте компетенции подразделяются на несколько типов: общие, общепрофессиональные и профессиональные.

К числу некоторых компетенций относятся способность понимать значимость своей будущей специальности, осуществлять профессиональную звукорежиссерскую деятельность, создавать конкурентоспособную продукцию и т.п.

При анализе требований ФГОС по специальности 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» [21] мы выявили потребность ввести дополнительно формирование музыкально-творческих компетенций, поскольку схожих компетенций не прописано в стандарте.

В науке нет четкого определения понятию музыкально-творческая компетенция, хотя упоминание о нем присутствует в статье Барышниковой О.В. [1] и презентации Саперовой Н.Б. [15].

Само понятие компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [10].

Вопросу разграничения понятий «компетенция» и «компетентность» посвящено огромное количество трудов, среди которых статьи И.А.Зимней [3], В.ДШадрикова [25], А.В.Хуторского [23], О.Е.Лебедевой [7], АН.Шукина [26], М.В.Смородиновой [17], Л.И.Новиковой [11] и многих других.

В толковом словаре под редакцией Д.И.Ушакова можно выявить некоторые различия между этими понятиями: «компетентность - осведомлённость, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [20].

Таким образом, хоть сами понятия «компетенция» и «компетентность» схожи, различия между ними безусловно есть. Если компетенция рассматривается как способность и готовность к профессиональной деятельности и формируется при помощи знаний, умений и навыков, получаемых в процессе изучения тех или иных дисциплин, то компетентность выявляется уже в процессе практической деятельности, она предполагает использование накопленных знаний, умений и навыков в процессе работы.

Рассмотрим различия этих двух понятий на примере. Итак, предположим, у нас есть композитор. Его задача - создавать новые произведения. Если у него есть необходимые для работы знания,

умения, навыки (в области сольфеджио, гармонии, полифонии и т.п.) - то человек обладает компетенцией. Но если у человека нет слуха, творческого полета мысли, фантазии и он не желает это развивать, то о нем нельзя сказать, что он компетентен.

Так и в звукорежиссуре: обладая определенным набором знаний, умений и навыков из которых складываются компетенции, без постоянного саморазвития и практики не может складываться компетентный специалист.

Следующее понятие, которое мы хотим разобрать - «музыкальные компетенции». Понятию «музыка» посвящено немало книг, статей и монографий в области искусствоведения, эстетики и музыкознания: Теодор В.Адорно [19], Е.В.Назайкинский [9], Г.Орлов [13], ЛАМазель [8], АН.Сохор [18], Т.В. Чередниченко [24], В.Н.Холопова [22], - и это далеко не полный список исследователей в данной сфере.

В толковом словаре С.И.Ожегова приводится следующее определение «Музыка - это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства [12]». На сегодняшний день известно достаточно методик для формирования музыкальной компетентности молодежи, начиная от уроков музыки в школах до преподавания специальных дисциплин студентам вузов в сфере искусства (АГ.Каузова, В.В.Медушевский, В.И.Муцмахер, Т.В.Трубицына, Г.М.Цыпин и др.). Для полноценного формирования музыкальной компетенции в области звукорежиссуры необходимо, по крайней мере, иметь хорошее чувство ритма, музыкальный слух и слуховой опыт.

Следующее понятие - «творческие компетенции». Попробуем рассмотреть понятие «творчество» и «творческая личность».

Проанализировав различные научные источники, мы выбрали следующие определения, которые на наш взгляд наиболее полно раскрывают само понятие «творчество».

«Творчество - деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей» [2].

«Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [12].

«Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» [16].

Творческая личность - субъект, который создает что-то креативное, уникальное, а главное - новое. Таким образом, для формирования творческой компетенции человек должен обладать такими качествами личности как креативность (которое включает в себя способность к творчеству, решению нестандартных задач, воображение и пр. [23]), хорошая память, фантазия, наблюдательность и т.п.

Если говорить конкретно о специальности «звукорежиссура» к критериям, названным выше также можно отнести понятие «индивидуальный звукорежиссерский стиль», без которого невозможно полноценное формирование творческой личности.

Индивидуальный звукорежиссерский стиль формируется не только в процессе обучения и получения навыков в работе специалиста, одним из факторов являются также личные музыкальные предпочтения, опора на традиции записи и сведения различных музыкальных жанров и многое другое. Именно фактор субъективности отделяет звукорежиссуру от сухих технических специальностей и возводит ее в ранг творческих, именно множественность вариантов и создает потребность в творческом решении той или иной записи.

Сам термин «стиль» имеет множество значений, но наиболее близкое нам определение следующее - «под понятием стиль подразумевается совокупность характерных особенностей звучания фонограмм, обусловленных эстетическими предпочтениями и техническими возможностями автора» [14]. Этому вопросу посвящено крайне мало работ. Одной из таких является диссертационная работа Н.Н. Рахмановой «Звукорежиссура джазовой музыки как стилевой феномен» [14].

Но вернемся к определению музыкально-творческие компетенции. Итак, под музыкально-творческими компетенциями мы подразумеваем способность личности создавать новую конкурентоспособную продукцию в области социально-культурной сферы, отличающуюся креативностью, индивидуальностью, а главное уникальностью, используя в совокупности такие личностные качества, как фантазия, наблюдательность, комплекс музыкальных способностей и т.п., получаемых в процессе культурно-досуговой деятельности.

Как мы говорили ранее, человек, обладающий определенным набором компетенций, не всегда является компетентным специалистом, поэтому наша цель не только дать определенные знания, умения и навыки для формирования компетенции в процессе обучения, но также привить желание использовать полученный опыт в практической деятельности, постоянно самореализовываться, развивать творческие возможности и способности мыслить современно и креативно.

В этом нам помогает правильная организация культурно-досуговой сферы молодежи. Это может быть участие в творческих конкурсах, фестивалях и чемпионатах.

Одним из таких чемпионатов является международное некоммерческое движение «World Skills», суть которого состоит в выполнении конкурсных заданий, разработанных общим трудом специалистов со всего мира. Конкурсные задания и критерии оценки разрабатываются главными экспертами компетенций, которых в самом чемпионате огромное количество. Только по России их 102, в их число входят такие компетенции как автопокраска, туризм, медицинская оптика, преподавание музыки в школе, кондитерское дело, мехатроника, графический дизайн, печатные технологии в прессе, электромонтаж и многие другие, охватывающие широкий спектр специальностей. В их число входит и компетенция «Звукорежиссура».

Чемпионат «Молодые профессионалы» обладает необходимой педагогической платформой для реализации педагогических возможностей. Он помогает наиболее ярко раскрыть музыкально-творческие компетенции и стать компетентным специалистом в своей сфере, поскольку является доступным; присутствует момент состязательности; аккредитованные специализированные центры компетенций (СЦК) имеют современную материально-техническую базу; регулярные тренировки, тренинги и чемпионаты позволяют постоянно повышать уровень возможностей молодежи, развивая не только всевозможные профессиональные качества, но и качества личности, такие как коммуникабельность, тайм-менеджмент, ответственность, работоспособность, пунктуальность, организованность, умение быстро ориентироваться в ситуации, креативность, методичность, стрессоустойчивость, самостоятельность и многие другие.

В 2017 году Татарстан впервые принял участие в компетенции «Звукорежиссура». Помимо Республики Татарстан принимали участие также Новосибирская область, Республика Саха (Якутия) и г. Москва. Эта компетенция вошла в состав чемпионата только в 2015 году. На факультете кинематографии и телевидения выпускают специалистов в этой сфере и Казанский государственный институт культуры стал площадкой для проведения чемпионата в республике.

С 12-14 декабря 2016 г. был проведен сетевой чемпионат по компетенции «Звукорежиссура», среди которых участвовали 8 студентов Казанского государственного института культуры, двое из Казанского радиомеханического колледжа и один участник из Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП). Для участия в соревнованиях участник должен обладать профессиональными знаниями и навыками необходимыми для выполнения конкурсного задания, знать и соблюдать регламент соревнований, требования охраны труда, соблюдать кодекс этики, а также соответствовать возрастным рамкам, установленным регламентом.

C 1-3 февраля 2017 г. на базе ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» проходил Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в компетенции «Звукорежиссура», где мы отобрали одного сильнейшего участника, который успешно представил Республику Татарстан на V Национальном чемпионате с 16-19 мая в г. Краснодар, заняв I место.

Разработанные задания включают в себя 3 независимых практических модуля, ориентированных на выявление разнообразных умений и знаний в области звукорежиссуры: сведение многоканальной фонограммы в стереотрек, переозвучивание видеоролика и оформление радиоспектакля. На национальном чемпионате третий модуль был изменен на создание радиопрограммы, но это не меняет суть.

Нами был выработан некий алгоритм подготовки участников к соревнованию.

Казанский государственный институт культуры ежегодно проводит конкурс звукорежиссеров «Искусство звука», где участники представляют жюри фонограммы, записанные в рамках учебного процесса, либо в их свободное время. Будущим участникам WorldSkills было предложено принять участие в конкурсе. Мы предварительно рассмотрели предложенные студентами варианты композиций, проанализировали их, исправили ошибки. Тем самым студенты получили практику по сведению многоканальных фонограмм. Помимо подготовки во внеурочное время студенты получают знания, умения и навыки на таких дисциплинах, как «Звукозапись в студии» и «Технология монтажа фонограмм».

Навык переозвучивания видеороликов студенты получают в рамках предметов «Технология перезаписи фильма», «Технология производства первичных фонограмм», «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», «Технология и практика дизайна звука» и прочих дисциплинах, непосредственно относящихся к специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», поэтому здесь мы имеем большое преимущество по сравнению с другими участниками.

Созданием радиоспектакля студенты занимаются в рамках дисциплины «Основы звукозаписи литературно-драматических спектаклей», которая вошла в учебный план с 2017 г., поэтому для подготовки участников 2016-2017 гг. было решено концептуально объединить два предмета: «Речь в экран-

ном искусстве», где студенты выступали в роли чтецов, и «Технология монтажа фонограмм», где занимаются записью актеров и непосредственно музыкально-шумовым оформлением радиоспектакля.

Сложнее обстояло дело с подготовкой участника к национальному чемпионату, где заданием последнего конкурсного дня стало оформление радиопрограммы. Здесь необходимо было дать знания в области производства передачи на радио (создание рекламных роликов, джинглов, новостного блока, интервью и прочее). Поскольку в рамках данной специальности не предусмотрено изучение этих понятий, мы занимались в свободное время, анализируя концепции различных радиостанций.

Таким образом, в процессе подготовки к чемпионату за счет умелого комплексного подхода были сформированы музыкально-творческие компетенции участника, что подтверждается статусом победителя V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в номинации «Звукорежиссура».

Литература

1. Барышникова О.В. Формирование музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки как психолого-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 (часть 6) - С. 1351-1355 [Электронный ресурс]. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=30796 (дата обращения: 26.09.2017).

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Рус. Яз. 2000. - в 2 т. - 1209 с.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Интернет-журнал «Эй-дос» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru./journal/2006/0505.htm (дата обращения: 26.09.2017).

4. Калимуллина О.А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.05). - Казань, 2009. - 243 с.

5. Калимуллина О.А Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуго-вой деятельности: синергетический подход: дис. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук (13.00.05). - Казань, 2015.

6. Коточигова Е.В. Особенности развития творческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. - М.: ИП РАН, 1998. - С.115-117

7. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / / Школьные технологии. 2004. № 5. С. 18.

8. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. - М.: Музыка, 1972, с. 3311. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.

9. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

10. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. -URL:http://didacts.ru/termin/ kompetencija.html#item-777 (дата обращения: 26.09.2017).

11. Новикова Л.И. Компетенции и компетентность - одно и тоже? - М.:Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2006.

13. Орлов Г. Древо музыки. - СПб.: «Советский композитор», 1992,

14. Рахманова Н.Н., Звукорежиссура джазовой музыки как стилевой феномен: Дис. ... канд. искусств. наук: 17.00.02 / Рахманова Надежда Николаевна; ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки» - Нижний Новгород, 2016. С.31

15. Саперова Н.Б. Формирование творческих компетенций учащихся на уроках музыки [Электронный ресурс]. - URL:http://uchitelya.com/music/18224-formirovanie-tvorcheskih-kompetenciy-na-uroke-muzyki.html (дата обращения: 26.09.2017).

16. Словарь терминов изобразительного искусства [Электронный ресурс]. - URL: https://slovar.cc/isk/ term.html (дата обращения: 27.09.2017 г.)

17. Смородинова М.В. К вопросу о семантике понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогической науке / / Молодой ученый. - 2010. - №6. - С. 324-326.

18. Сохор А.Н. Музыка / / Музыкальная энциклопедия. Т.3. М.: Советская энциклопедия. Советский композитор. Под ред. Ю.В.Келдыша, 1973-1982, - С.730-751.

19. Теодор В. Адорно. Избранное: социология музыки. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.

20. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1 / под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» (уровень специалитета). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 г. №1029

22. Холопова В.Н.Музыка как вид искусства: Учебное пособие. 4-е изд., испр. СПб.: Лань, 2014.ISBN 978-58114-0334-9.

23. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/joumal/2002/0423.htm (дата обращения: 26.09.2017).

24. Чередниченко Т.В., Чехович Д.О.Музыка //Большая российская энциклопедия. Том 21. М., 2013, с.403-406.

25. Шадриков В.Д. Новая модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Щукин А.Н. Компетенция или компетентность // Русский язык за рубежом. - 2008. - № 8. - С. 14

References

1. Baryshnikova, O.V. Formation of musical-creative competence of the future music teacher as a psychological and pedagogical problem // Fundamental research. - 2012. - No. 11 (part 6) - Pp. 1351-1355[Electronic resource]. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/artide/view?id=30796 (date accessed: 26.09.2017).

2. Efremova T.F. New dictionary of Russian language. Sensible-word-formation. - M.: Rus. Yaz. 2000. - 2 t - 1209 S.

3. Zimnyaya I.A. Key competences - new paradigm of the education results . // Internet magazine «Eidos» [Electronic resource]. - URL: http://www.eidos.ru./journal/2006/0505.htm (date accessed: 26.09.2017).

4. Kalimullina AO. The development of the creative potential of adolescents by means of is musical-aesthetic practices: dis. on competition of a scientific degree. Kazan. step. Cand. PED. Sciences (13.00.05). - Kazan, 2009. - 243 S.

5. Kalimullina O. A. Formation of creative orientation of students in terms of leisure activities: synergetic approach. Thesis for a Dr. degree of education(13.00.05). - Kazan, 2015.

6. Kotochigova E.V. Peculiarities of development of creative pedagogical thinking // Psychology of pedagogical thinking: the theory and the experiment. - Moscow: IP RAS, 1998. - P. 115-117

7. Lebedev O. E. Competence approach in education // School technologies. 2004. No. 5. C. 18.

8. Mazel L.A., Problems of classical harmony. - M.: the Music, 1972, p. 3311. Explanatory dictionary of Russian language: In 4 t. T. 1 / Under the editorship D. I. Ushakov. M., 1935.

9. Nazaikinskii E.V. Style and genre in music: Studies. a manual for students of higher educational institutes. - M.: Gumanit. ed. center VLADOS, 2003. - 248 p.

10. National pedagogical encyclopedia [Electronic re-source]. -URL:http://didacts.EN/termin/kompetencija.htm l#item-777 (date of increments: 26.09.2017).

11.Novikova, L.I., «Competence and competence - the same thing?» - M.: Pedagogical society of Russia, 2000. - 320 p.

12. Ozhegov S.I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. M.: ITI Technologies; Edition 4th.,

2006.

13. Orlov G. Tree of music. - SPb.: «Soviet composer», 1992,

14. Rakhmanova N.N., The sound of jazz music as a style phenomenon: Thesis for a Candidate degree of arts. Sciences: 17.00.02 / Rakhmanova Nadezhda Nikolaevna; of the «Nizhny Novgorod state Conservatory. M. I. Glinka» - Nizhny Novgorod, 2016. P. 31

15. Saparova N.B. Formation of creative competence of pupils at lessons of music [Electronic resource]. - URL: http://uchitelya.com/music/18224-formirovanie-tvorcheskih-kompetenciy-na-uroke-muzyki.html (date accessed: 26.09.20 17).

16. Glossary of fine art [Electronic resource]. - URL: https://slovar.cc/isk/term.html (date accessed: 27.09.2017)

17. Smorodinov M.V. To the question about the semantics of the concepts «competence» and «competence» in pedagogical science / / Young scientist. - 2010. - No. 6. - S. 324-326.

18. Sochor.A.N. Music // musical encyclopedia. Keldysh. Vol. 3. M.: Soviet encyclopedia and Soviet composer. Under the editorship of V. Keldysh. 1973-1982. P.730-751

19. Theodor W. Adorno. Favorites: sociology of music. M.-SPb.: Universitetskaya kniga, 1999.

20. Explanatory dictionary of Russian language: in 4 t T. 1 / under the editorship D. I. Ushakov. M., 1935.

21. Federal state educational standard of higher education in the specialty 55.05.02 «Sound engineering of audiovisual art» (specialty). Approved by order of the ministries of education and science of the Russian Federation from 11.08.2016, No. 1029

22. Kholopova, V.N. Music as an art form: a tutorial. 4-e Izd., Rev. SPb.: DOE, 2014.ISBN 978-5-8114-0334-9.

23. Khutorskoy A.V. Key competences and educational standards // Internet magazine «Eidos» [Electronic resource]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (date accessed: 26.09.2017).

24. Cherednichenko T.V., Chekhovich O.D. Music //Great Russian ENCYCLOPAEDIA. Volume 21. M., 2013, pp. 403-406.

25. Shadrikov V.D. New model as a basis for assessment of quality of training of specialists / / Higher education today. - 2004. - No. 8. - S. 26-34

26. Shchukin A.N. Competence or competence / / Russian language abroad. - 2008. - No. 8. - P. 14

УДК 373.1.013

М.Р.Бикбаева

АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается авторский взгляд на обеспечение качества образования с опорой на личностно-деятельностный подход. Автором используется мало изученная информация из области матетики, позволившая моделировать процесс повышения качества знаний обучающихся с точки зрения стимулирования процесса учения.

Ключевые слова: матетика, качество, моделирование стимулирования процесса учения, мотивация.

Marina R. Bikbaeva AUTHOR'S VIEW ON THE PROBLEM OF THE QUALITY OF EDUCATION IN THE ШМ-PREHENSIEVE SCHOOL.

The article considers the author's view on ensuring the quality of education which is based on the personality-activity approach. The author uses understudied information from the field of mathematics, which allowed to model the process of improving the quality of student's knowledge in terms of stimulating the learning process.

Keywords: matеtica, quality, modeling of the stimulation of the learning process, motivation.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу. За последнее десятилетие российское образование постоянно обновляется, и это обновление наиболее интенсивно проходит после принятия Болонского соглашения, закрепленного подписанием Берлинского коммюнике Конференции Министров. С тех пор российское образование претерпело существенные изменения: введено уже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.