РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА
УДК 37.013
И. Г. Андреева
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Автором раскрывается взаимосвязь информатизации в образовательном процессе и здоровья обучающихся в контексте информационных факторов риска как теоретико-методологическая проблема. Обосновывается необходимость формирования культуры здоровья на основе информационной грамотности (ФГОС).
The author reveals the relationship of information in the educational process and students' health information in the context of risk factors such as theoretical and methodological problem. The necessity of formation of culture of health based on information literacy (FGOS).
Ключевые слова: информационное общество, информатизация образования, культура здоровья, информационные факторы риска, ФГОС.
Keywords: information society, informatization of education, health culture, information risk factors, FGOS.
Вошедшее в сознание «информационное общество» и «информатизация» в конце XX в. определили перемены в образовании, обозначив в образовании новую отрасль педагогической науки -информатизацию, рассматривающую процесс обеспечения сферы образования методологией, теорией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ в комфортных и здоровьесберегающих условиях [1].
Развитию производства информационных средств, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средства информации (ЭВМ, (компьютеры), аудиовизуальные средства - телевидение, видео и др.), росту традиционных «бумажных» и «плёночных» информационных носителей способствовало лавинообразное увеличение скорости и объёма информации (научной, технологической, культурной и др.). Следствием явилось
возникновение многокомпонентного «информационного поля», в котором человек был и остается со своими генетически обусловленным и физиологическими возможностями ее усвоения. Переход к информационному обществу как глобальному пространству, обеспечивающему эффективное информационное взаимодействие, доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах, определили необходимость по-новому посмотреть на проблему образования с точки зрения здоровья и психолого-физиологических возможностей обучающихся в образовательном и социальном аспекте.
Ряд исследователей (О. В. Рубцова, Д. В. Смирнов, З. Т. Кин-фу) [2] отмечают важность того, что в современном мире вследствие множества информационных каналов подрастающее поколение - дети, подростки и юношество - испытывает огромное количество рисков:
- Отклонения в физическом развитии (избыточный вес, нарушения сна, проблемы со зрением).
- Негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога).
- Киберзависимость (привыкание к опНпе-играм, Интернету).
- Проблемы с формированием духовно-нравственных ценностей и идеалов семьи как ячейки социальной жизни общества (урбанизация, разрушающая основы семьи и славянской культуры, влияние «массовой культуры», психологические войны разных концессий, неприятие культуры других народов и др.).
- Проблемы, связанные с сексуальной самоидентификацией и полоролевым поведением личности (влияние и пропаганда средствами масс-медиа асоциальных форм поведения, установление подростками беспорядочных связей благодаря сомнительным сайтам знакомств, киберпедофилия).
- Поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотропных препаратов, легкодоступных для приобретения посредством специальных сайтов).
- Кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких как мобильные телефоны, блоги, вебсайты).
Таким образом, в процессе возрастного индивидуального развития обучающихся возникает целый ряд факторов (информационных рисков), связанных со здоровьем и требующих внимательного изучения в условиях современного образовательного процесса.
Ведущим фактором следует считать фактор информационной перегрузки (Information Overload) David Bawden, обусловленный тем, что объем актуальной и потенциально полезной информации превышает физиологические возможности ее обработки человеком. В процессе познания возникает переизбыток входящей в сознание информации. Применительно к образовательному процессу его следует рассматривать с точки зрения психологических и физиологических особенностей обучающихся. Хорошо известно, что основным координатором и преобразователем информации является мозг (скорость передачи нервного сигнала - 30000 символов в секунду). Информация (графическая или изобразительная, звуковая (акустическая), текстовая, числовая, видеоинформация) есть не что иное, как сведения об окружающем мире, воспринимаемые посредством сенсорных систем или анализаторов (И. П. Павлов) (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния). Следовательно, информационную перегрузку можно расценивать как перегрузку сенсорных систем организма (Э. Тофлер, 1950). Следует отметить, что возрастные особенности развития организма детей и подростков хорошо изучены и лежат в основе организации образовательного процесса (учебно-методической литературы по организации учебной деятельности). В частности, возрастные исследования когнитивных возможностей обучающихся определили оптимальность умственных нагрузок, влияние которых осуществляется без ущерба для здоровья в процессе обучения (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях) [3].
Однако изменения в социуме, связанные с информатизацией образования, приводят к проблемам контроля сенсорных нагрузок в процессе обучения и жизнедеятельности. Информационные перегрузки в образовательном процессе обусловлены использованием как традиционных (словесных), так и электронных средств обучения (компьютер, Интернет). Совершенно очевидно, что количество учебной информации, превосходящее объективные способности ее восприятия обучающимися, оказывает воздействие на мыслитель-
ный процесс, препятствуя мышлению, пониманию, затрудняет процесс усвоения (мозг человека обрабатывает информацию со скоростью не более 25 бит в секунду). Этому в немалой степени способствуют и дополнительные информационные потоки, не имеющие отношения к учебной деятельности (компьютерные игры, телевидение, телефон, СМИ), а также особый вид информационного сенсорного воздействия - шум (информационные перегрузки, несущие неосмысленную информацию). Воздействие шума на нервную систему начинается с уровня в 40 дБ (децибел), болевым порогом является 120 дБ). В силу несформированных навыков, отсутствия опыта, приемов сохранения своего здоровья в информационном пространстве, современные учащиеся не способны к рациональной деятельности в процессе отбора информации, необходимой для решения определенной учебной или исследовательской задачи из всего информационного потока. Перегрузка сказывается на всех системах организма (органах чувств, центральной и периферической нервной системе, кровообращении, дыхании, системе движения и опоры) [4]. Несомненно, что наиболее уязвимой является деятельность центральной нервной системы. Состояние «когнитивной перегрузки» не позволяет работать долговременной памяти, не способствует удержанию информации, не позволяет соединить воспоминания, переживания, оставляя мысли «тонкими и рассеянными». Возникает напряжение адаптационных систем организма, приводящее к различным пограничным состояниям и нервно-психическим заболеваниям. Подтверждением являются существенные изменения в структуре и уровне заболеваемости детей и молодежи. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза (А. М. Вейн, 1995). Это обусловлено в том числе и информационными перегрузками, расцениваемыми как психотравмирующий фактор. Такая ситуация переводит проблему информатизации образования в русло рассмотрения ее с точки зрения сохранения здоровья современных обучающихся в контексте информационного образовательного пространства.
Перед образованием стоит проблема формирования здоровой личности современными (информационными) средствами образования. Решение проблемы возможно посредством достижения задач, обозначенных ФГОС, способных разрешить противоре-
чие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения.
Информационная перегрузка является главным, однако не единственным фактором, существенно влияющим на здоровье обучающихся в образовательном процессе. Парадоксальным является тот факт, что, несмотря на информационные перегрузки, существует еще один фактор, влияющий на организм обучающихся, - фактор информационного голода, который возникает на фоне снижения информационного потока или его кратковременного прекращения, создавая порочный круг, способный оказывать существенное влияние на психическое здоровье обучающихся. Два фактора (информационные перегрузки и информационный голод) взаимно обусловлены. Это явление связано с физиологическими реакциями привыкания (адаптации) к большому потоку информации, воспринимаемому всеми органами чувств. Данное явление имеет психофизиологическую природу - информационный поток (информационный фон) воспринимается сенсорными системами организма, проходя сквозь подсознание, и не регистрируется сознанием (как защитная реакция организма). Информационный фон создается не без участия самого человека. В данном случае информационный фон обучающихся связан не только с процессом обучения и теми техническими средствами, которые используются в образовательном процессе, но и средой, в которой обучающиеся находятся, а также использованием технических средств в иных целях (внешние шумы, смартфон, компьютерные игры, музыка, телевидение, радио, Интернет и т. д.). Несмотря на то, что информационный фон -часть информационной перегрузки, исчезновение или уменьшение его действия воспринимается сознанием как нехватка информации. Организм «требует» восстановления сенсорных раздражителей. Возникает дискомфорт, не связанный с конкретно поступающей информацией, так как последняя уже не имеет существенного значения. Проявляется некая зависимость от информационного фона как части информационной перегрузки. Такое состояние следует рассматривать как сенсорную депривацию, то есть ограничение поступающей информации через органы чувств, вызванное недостаточностью общения, лишение сенсорных впечатлений. С точки зрения восстановительного эффекта в процессе обучения информационный голод - его короткие периоды (периоды сенсорной де-
привации) - имеет положительное значение, поскольку оказывает расслабляющее воздействие, запуская процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, что должно сознательно использоваться как профилактика информационной перегрузки в процессе обучения. Это тем более важно, учитывая, что организм, стараясь «защититься» от информационной перегрузки, использует адаптационные резервы, которым свойственно истощаться. В частности, обучающиеся перестают воспринимать часть информации (ее не слышат); воспринимают ее в искаженном виде, что ведет к искажению фактологии, неточностям, ошибкам, и, как следствие, неверным решениям, снижению способности думать, снижению творческих возможностей.
Следующим фактором, связанным с информационной перегрузкой и вопросами здоровья обучающихся в контексте информатизации образования, является фактор информационной (коммуникативной) адаптации - оторванности от реального мира, осуществляемой с помощью информационных средств, основанных на микропроцессорной технике (компьютер, сеть Интернет). Речь идет о серьезной психологической зависимости погружения в виртуальное пространство, то есть о таком состоянии сознания, при котором самоосведомлённость о своём физическом состоянии уменьшается или теряется.
Сознание как «высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга» отражает действительность, позволяя предвидеть, разумно регулировать и самоконтролировать свое поведение за счет рефлексии. Отражение действительности основано на раздражении сенсорных систем - пяти органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). В процессе обучения, связанного с погружением в виртуальную реальность, отражение осуществляется теми же сенсорными системами, однако отражается не реальная действительность, а сконструированный техническими средствами мир, который реально не существует (создание его возможно посредством компьютерного приложения или программного обеспечения в учебных целях).
Опасность виртуальной реальности (или цифровой среды погружения) для обучающихся заключается в том, что в реальном времени виртуальный мир вызывает «правильные ощущения» и
«правильные действия» и его объекты введут себя аналогично объектам материального мира (по законам физики). Возникает иллюзия полного присутствия внутри внушаемого пространства виртуальных предметов, и все, относящееся к этому пространству, предполагает «реальность». Создается ощущение полного отключения от внешнего физического мира. Погружения происходят на разных уровнях: повествовательном, пространственном, эмоциональном, сенсорном, психологическом, тактическом, стратегическом, создавая условия для манипуляции сознанием, эмоциями, когнитивной деятельностью. Психическое состояние сопровождается ощущением бесконечности, сверхсосредоточенностью, искажённым чувством времени, а также лёгкостью действий [5]. Результатом этого являются болезненное пристрастие или зависимость, механизм которой напоминает наркотическую зависимость (цифровой наркотик).
Несомненно, что использование цифровых средств есть часть общественного прогресса на современном этапе развития цивилизации, позволяющее создавать новые средства обучения (использование обучающих программ, тренажеров и других средств обучения). Однако на пути к широкому внедрению и использованию современных информационных средств обучения стоят физиологические возможности человека, в частности психофизиологические особенности развивающегося организма современных детей и подростков, зачастую деформируемые под влиянием разнородных и разнонаправленных информационных потоков, источников коммуникативных и познавательных потребностей, современных способов социально-психологической адаптации.
Для сохранения здоровья необходима разработка нового теоретико-методологического подхода к вопросам использования информационных средств в образовательном процессе с учетом информационных факторов риска в контексте формирования культуры здоровья обучающихся как требований ФГОС [6].
Проблема формирования и развития здоровой личности в информационной образовательной среде - проблема всей системы образования. Решение проблемы не может предполагать научение обучающихся только алгоритму действий, направленных на профилактику отдельно взятых заболеваний (заболеваний органов, зрения, переутомления, опорно-двигательного аппарата). Необходимо системное понимание всего комплекса проблем здоровья,
связанных с информатизацией образования, знаний, умений, навыков, опыта эмоционально-ценностного отношения, что объединяет в себе понятие «культура здоровья», реализуемая на основе информационной грамотности, предполагающей формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
Предполагаемое решение проблемы полностью отвечает требованиям нового стандарта образования, обозначившего основную цель образования - формирование здоровой личности, максимальное развития ее способностей к самореализации, развитию способностей, связанных с поиском информации, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, владением информационными технологиями как одним из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме [7].
Примечания
1. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Рубцова О. В., Смирнов Д. В., Кинфу З. Т. Социальная экспертиза информационной безопасности медиасреды туристских маршрутов для детей и подростков // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения: науч.-метод. журнал. 2014. № 4(113). С. 108-126.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015 г. №2 81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
4. Андреева И. Г. Физиологические механизмы формирования дисто-нических состояний: монография. М.: «Интеллект- Центр», 2006. 168 с.
5. Джозеф Нечватал: Идеалы погруженности // Критические дистанции, LAP Lambert Academic Publishing. 2009.
6. Андреева И. Г. Воспитательный потенциал естественно-научного образования // Педагогика. 2015. № 8.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Введен в действие с 01.02.2011 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, введен с 07.07.2012).