УДК 371.72
Л.А. Боровская
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
L.A. Borovskaya
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
FORMATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN THE BASICS OF HEALTHY LIVING AS A REQUIREMENT OF THE FEDERAL STATE
EDUCATIONAL STANDARD
Цель данной статьи - раскрыть основные направления, методы и средства формирования у младших школьников потребности сохранения и укрепления здоровья в аспекте требований Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Ключевые слова: естественнонаучное образование, здоровье, стандарт, учебная деятельность, экология.
The purpose of this article: to open the basic directions, methods and means of formation in primary school children need in maintaining and promoting the health of the requirements of the Federal State primary standard of general education.
Keywords: natural science education, health, standards, training activities, ecology.
Задачи сохранения здоровья детей и формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы начального образования. Это связано с тем, что исследователи в разных регионах России обращают внимание на неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учащихся (В.Н. Касаткин, Н.К. Смирнов, Е.А. Стальков, Т.Ф. Орехова и др.). В работах ученых НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН отмечается, что за последние 10 лет заболеваемость младших школьников увеличилась на 89 %. Анализ работ отечественных ученых (М.М. Безруких, Н.А. Голиков, З.Ю. Тюмасева и др.) показывает, что проблема нарастает с переходом детей из класса в класс.
© Боровская Л.А., 2013
Следовательно, понимание необходимости заботиться о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни (ЗОЖ) как важнейшему элементу общей культуры человека важно воспитывать на самых первых этапах обучения в школе, прежде всего потому, что потери здоровья на младшей ступени обучения практически невосполнимы, их чрезвычайно трудно компенсировать в дальнейшем. Заложенные на младшей ступени обучения знания о здоровье закрепляются у человека на уровне подсознания на всю жизнь, умения и навыки ЗОЖ, приобретенные в раннем возрасте, превращаются в привычку и становятся основой его жизнедеятельности.
В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) в начальном общем образовании выделяется отдельное направление по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни. Таким образом, здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения (далее ООП).
Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Чтобы жить в современной, порой агрессивной по отношению к человеку социоприродной среде и сохранить здоровье, необходимо иметь индивидуальную систему поведения на каждый день. Для ее обеспечения ФГОС НОО выделяет специальный раздел. В стандарте отмечается, что этот раздел представляет собой комплексную программу формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП начального общего образования. Статус данного компонента -«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Системная работа на ступени начального общего образования по формированию у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни в этой программе представлена пятью взаимосвязанными блоками: по
созданию в образовательном учреждении здоровьесберегающей инфраструктуры, по рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурнооздоровительной работы, по реализации дополнительных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся. Таким образом, базовый термин программы -«здоровье» - применяется к различным социальным системам и является интегрированной категорией. Однако содержательный анализ всех представленных в программе направлений показывает, что для ее успешного функционирования необходимо четкое понимание, что здоровье индивида определяется действием группы факторов: генетических (показатели
физического здоровья - пол, возраст, морфофункциональный вид, биоритмологический тип и т.д.), психической конституции (тип ВНД,
темперамент, уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, способность человека контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой путь в микро- и макросоциальной среде), социальных и экологических факторов. Их учет в качестве основы для формирования у младших школьников основ здорового образа жизни и безопасного поведения позволяет выделить следующие компоненты формируемой у ученика личностной модели здоровья:
1) знание основ функционирования организма;
2) волевая регуляция жизни, связанная с сохранением здоровья;
3) способность к поиску активного выхода из состояния предболезни или заболевания;
4) личностные установки и мотивы оздоровительной деятельности.
Содержательный анализ этих компонентов показывает, что ни один из
разделов Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни образовательного учреждения в полном объеме не обеспечивает поставленных ФГОС НОО задач. Следовательно, целесообразно обратить внимание на развивающееся в педагогике направление, главная задача которого
- обучение детей ЗОЖ (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова и др.). Как показывают данные этих исследований, результатом обучения и воспитания младших школьников по всем четырем представленным выше компонентам является овладение определенными знаниями и формирование у них потребности в здоровье, понимание сущности здорового образа жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения. Таким образом, с учетом требований ФГОС НОО методология воспитания у учащихся ЗОЖ, кроме обеспечения их грамотности в вопросах здоровьесбережения, включает и формирование мотивации на ведение здорового образа жизни и воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье близких людей. Это не просто способы сохранения и укрепления здоровья, но и создание новых осознанных форм поведения, полезных для здоровья. Деятельность учителя в этом аспекте является образовательно-оздоровительной и представляет собой комплекс действий гигиенической, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности. Методологической основой этой деятельности являются два основных компонента ЗОЖ (по В.Н. Куликову):
1. Мотивационно-ценностный - убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности для самосовершенствования, самоутверждения личности для реализации ее жизненных целей.
2. Содержательный - преодоление негативных факторов, влияющих на здоровье, возможно лишь тогда, когда человек осознает, что лично отвечает за свое здоровье.
Исходя из этого ребенок рассматривается не как «объект», о здоровье которого пекутся государство, общество, медицина, школа, как может показаться на первый взгляд при изучении ФГОС НОО. Учащийся в педагогическом процессе должен обрести качество «субъекта», осознающего
индивидуальную ценность здоровья. Следовательно, необходимо настроить ученика на осознание и желание быть здоровым и иметь представление об основах ЗОЖ, что должно, по требованиям ФГОС НОО, составлять суть каждого раздела Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни образовательного учреждения. Рассмотрим возможные методы и средства реализации этого направления в учебном процессе на примере предмета «Окружающий мир».
Этот предмет призван обеспечить младших школьников знаниями о человеке как биосоциальной системе, о здоровье и некоторых способах его сохранения, поскольку естественнонаучное содержание учебного материала данной дисциплины имеет значительный здоровьеформирующий потенциал. Под здоровьеформирующим потенциалом (ЗФП) естественнонаучного образования понимаются такие компоненты учебно-воспитательного процесса, которые могут быть приведены в действие и использованы для обеспечения успешности воспитания у учащихся здорового образа жизни. Его актуализация заключается в реализации полученных детьми теоретических знаний в практической деятельности. Образовательная модель формирования ЗОЖ с учетом требований ФГОС в начальном естественнонаучном образовании делает акцент на обучении навыкам, необходимым для принятия решений на основе информации о вредных и полезных для здоровья факторах.
Изучение позитивного опыта работы школ и анализ материалов, связанных с формированием у младших школьников основ ЗОЖ (согласно требованиям ФГОС НОО [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]) показывают, что потенциальные здоровьеформирующие возможности начального естественнонаучного образования реализуютсся более полно, если:
- здоровьесберегающий компонент интегрируется в содержание изучаемого материала предмета «Окружающий мир»;
- создаются условия для организации исследовательского подхода к изучению своего организма путем самонаблюдений, опытов и моделирования процессов, происходящих в организме человека;
- обеспечивается проведение на уроках курса «Окружающий мир» систематического валеологического анализа и самоанализа при изучении соответствующего материала;
- уроки по предмету «Окружающий мир» проектируются с использованием активных методов обучения (валеотренингов, дискуссий, упражнений, анализа видеоматериалов, проблемных ситуаций, обыгрывания сюжетов, ситуативных, имитационных, ролевых игр и т.д.).
Однако как показывает практика, только таких действий учителя оказывается недостаточно для готовности младших школьников к сохранению, формированию и укреплению здоровья. Комплексный анализ содержания программ предмета «Окружающий мир» в этом аспекте выявляет тот факт, что основной акцент делается на изучении вопросов общего характера (строение организма, функции органов и систем органов, гигиенические правила и т.д.). Конкретные вопросы сохранения здоровья отдельных органов, систем органов
и организма человека в целом при его взаимодействии с окружающей средой с особой топикой (от греческого topos - место), организацией жизненного пространства, влияющем на здоровье, не рассматриваются. В то же время по заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья на 50 % определяются именно образом жизни, на 20 % -состоянием окружающей среды (в Пермском крае состояние здоровья детей на 52,6 % зависит от условий окружающей среды, по мнению Н.В. Зайцевой и других ученых). Соответственно, экологическую составляющую необходимо включать в Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни образовательного учреждения. И поскольку курс «Окружающий мир» создает базу естественнонаучного образования учащихся на начальном этапе школьного обучения, то и формирование культуры здоровья, понимание сущности здорового образа жизни, сохранения здоровья с учетом условий конкретного региона можно и нужно осуществлять через расширение диапазона (но не усложнение!) возможностей содержания данного курса в этом аспекте. Таким образом, позитивная тенденция к «обучению здоровью» с раннего возраста подкрепляется дидактической целью: научить младшего школьника развивать адаптационные возможности своего организма на основе знаний о природе, сущностных взаимоотношений живых организмов с конкретной экологической средой и, как следствие, формирование у детей индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
С учетом вышесказанного целесообразно в содержании начальных интегрированных курсов естественнонаучного характера на каждом этапе обучения расставить соответствующие эколого-валеологические акценты в изучении таких вопросов, как: экология воздуха и здоровье, экология воды и здоровье, питание как условие жизни человека, жизнь клетки, ткани, органа и систем органов и условия их здоровья, привычки здоровья, безопасное поведение и адаптация к конкретным экологическим условиям как факторы сохранения здоровья и т.д. Такой подход позволяет младшим школьникам понимать, что в настоящее время значительная часть заболеваний человека связана с ухудшением экологической составляющей среды обитания: загрязнением атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, и что возможно сделать своими силами, чтобы минимизировать влияние негативных факторов среды на организм человека. В процессе такого изучения учебного материала курса «Окружающий мир» происходит заполнение в сознании ученика своего рода «матрицы здоровья», состоящей из нескольких «ячеек информации». Каждая «ячейка» представляет собой определенные фрагменты валеологического анализа или самоанализа, связанные с материалами урока. В валеологическом анализе рассматриваются анатомо-физиологические основы здоровья органов, систем органов и социально-экологические факторы. В самоанализе раскрываются компоненты здоровьесберегающего поведения. Такие эколого-валеологические акценты расширяют представления детей о своем здоровье и возможностях его сохранения и укрепления в условиях конкретной экологической среды.
Расширению здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования также способствуют факультативные практико-ориентированные поддерживающие курсы валеологической направленности, например: «Если хочешь быть здоров», «Ты и твое здоровье», «Будь здоров». Их содержание нацелено на формирование таких составляющих ЗОЖ, как повышение уровня знаний о полезных и вредных для здоровья факторах; осознание необходимости и потребности ведения ЗОЖ, ценностного отношения детей к здоровью в сторону понимания его как динамичной, развивающейся категории, выработка навыков и привычек ЗОЖ. Таким образом, работа по формированию ЗОЖ у младших школьников является естественным направлением для решения обозначенной ФГОС НОО проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих осмысленным и привлекательным, а потребность в ведении здорового образа жизни - насущной и актуальной для каждого ребенка.
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
2. Курильчик С.Н. Формирование образовательных результатов младших школьников на уроках окружающего мира // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 93-107.
3. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса. - М.: Флинта, 2011. - 352 с.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.
5. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 203 с.
7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с.
8. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011. - 155 с.
9. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: Академия, 2009. - 155 с.