УДК 37
Т. В. Макеева, Л. Ф. Тихомирова
Подготовка социальных педагогов и социальных работников к здоровьесберегающей деятельности
В статье авторы описывают противоречия, связанные с вопросами готовности социальных педагогов и социальных работников к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей. Анализируя современные стандарты обучения социальных педагогов и социальных работников, авторы отмечают необходимость формирования данной компетенции у специалистов социальной сферы. Авторы также приводят в статье результаты собственных исследований, показывающие недостаточную осведомленность и активность педагогов в рамках здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, формулируют основные направления подготовки специалистов.
Ключевые слова: здоровье детей, социальные педагоги, социальные работники, компетентность специалистов в социальной сфере в области охраны и укрепления здоровья детей, стандарт, сохранение, укрепление и формирование здоровья, готовность к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, подготовка к реализации функции сохранения и формирования здоровья детей.
T. V. Makeeva, L. F. Tikhomirova
Social Teachers and Social Workers Training for Health Saving Activity
Authors present relevance of work in the article, describe contradictions connected with questions of social teachers and social workers' readiness for implementation of the function of preserving, strengthening and forming of children's health. Analyzing modern standards of social teachers and social workers' training, the authors note need in forming of this competence of the social sphere specialists. In the article the authors also provide the results of own researches showing insufficient awareness and activity of teachers to health saving and health forming activities, formulate the main directions of specialists training.
Keywords: children's health, social teachers, social workers, competence of the social sphere specialists in the field of protection and strengthening of children's health, standard, preserving, strengthening and forming of health, readiness for health saving and health forming activities, training for implementation of the function of preserving and forming of children's health.
В условиях модернизации образования одной из главных задач является сохранение, укрепление и формирование здоровья детей в процессе их обучения, однако практика демонстрирует ухудшение здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Процесс образования, наряду с целым рядом других факторов (экологических, генетических, медицинских, социально-экономических), вносит значительный вклад в ухудшение состояния здоровья детей: за годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями - в 1,5-2 раза. В специальной литературе употребляются такие термины, связанные со школой, как «школьный стресс», «дидактогения».
Считается, что заботой о здоровье детей должны заниматься, прежде всего, медики. Но система здравоохранения, основанная на патологоцен-тристской парадигме, сконцентрирована на болезнях, а не на здоровье. Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Решение
проблемы сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях часто ограничивается рамками физического развития, хотя физическое развитие - только один из показателей здоровья, который не позволяет быстро реагировать на изменение ситуации со здоровьем учащихся. В учреждениях образования отсутствует мониторинг здоровья детей, в организации учебного процесса не учитывается динамика показателей физического развития и заболеваемости учащихся. Не проводится экспертиза программ, планов, технологий с точки зрения их влияния на здоровье школьников, отсутствует механизм проведения этой экспертизы.
Следует отметить ряд противоречий в организации педагогического процесса, обусловленных недостаточной подготовкой педагогических кадров:
— между необходимостью создания педагогических условий для оказания существенного влияния на образ жизни учеников и сохранения их здоровья в процессе обучения в связи ростом числа больных детей и отсутствием теоретико-
© Макеева Т. В., Тихомирова Л. Ф., 2016
методической базы для осуществления этой деятельности;
— между уровнем компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья и задачами, которые перед ними ставит общество;
— между необходимостью учитывать в учебном процессе уровень здоровья и адаптивные возможности детей, предотвращать негативное воздействие учебного процесса на здоровье детей и отсутствием программ экспертизы образовательных технологий, учебных планов и программ с точки зрения их влияния на здоровье учащихся и др.
Следовательно, проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья детей в образовательных учреждениях является весьма актуальной. Ее решение возможно при организации работы в трех направлениях: дети, родители, педагоги. Большинство ученых, изучающих данную проблему, считают ведущим направлением подготовку педагогов и специалистов социальной сферы.
Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся занимает особое место в силу того, что сохранение физического и психического здоровья детей является первостепенной задачей любого образовательного учреждения (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко).
С нашей точки зрения, наиболее актуальной и эффективной является подготовка студентов в вузе к реализации функции сохранения и укрепления здоровья школьников.
Одним из ведущих условий реализации идей здоровьесберегающей педагогики и обязательным условием для осуществления экспертно-функционального подхода в здоровьесберегающей деятельности является грамотность и компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Для проведения эффективной работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей необходимо, чтобы сами педагоги были в достаточной мере грамотны. Т. Ф. Акбашев пишет о необходимости пересмотра педагогами собственных взглядов на здоровье. Ученый подчеркивает, что здоровье детей начинается со здоровья педагогов [1].
А. В. Басов, Л. Ф. Тихомирова подчеркивают наличие существенного влияния здоровья педагогов, их отношения к своему здоровью, на здоровье детей. Авторы указывают на наличие зависимости физического и психического статуса учащихся старших классов от того, у кого из педагогов начального звена он обучался [11].
Н. К. Смирнов отмечает, что только 12 % опрошенных педагогов имело адекватное представление о валеологии в 1991 г., а в 1993 - 42 %. Самой актуальной проблемой среди всех проблем валеологии он называет гармоничную интеграцию медицинского и психологического здоровья школьников и педагогов [9].
Н. К. Смирнов и Л. Д. Старикова (1995) основной целью видят формирование валеологической среды в образовательном пространстве России. Основные задачи ученые формулируют следующим образом:
— продолжать разработку и совершенствование учебных программ по валеологии,
— проводить подготовку кадров по валеоло-гии,
— обеспечить организационные условия для формирования валеологической среды в образовательных учреждениях.
В. В. Колбанов, изучая валеологическую готовность педагогов Санкт-Петербургских школ, установил, что педагоги низко оценивают состояние своего здоровья, только 28,3 % оценили его как хорошее, 63,1 % - как удовлетворительное, остальные - как плохое. Большинство педагогов считают, что состояние их здоровья ухудшилось в возрасте 21-40 лет (63,7 %). Значительная часть педагогов Санкт-Петербурга связывают здоровье и здоровый образ жизни. Почти 80 % опрошенных используют свои валеологические знания на работе. Но в то же время 38 % учителей не намерены повышать свою квалификацию по валеологии, что свидетельствует о низкой мотивации валеологиче-ской готовности педагогов.
Этот же автор пишет о более низком уровне валеологической осведомленности учителей школ повышенного уровня (гимназии). Среди них 31,5 % педагогов ничего не знают о валеологии, что достоверно ниже общего уровня, а 11,5 % уверены, что валеологическая работа в школе не нужна [6].
В. В. Колбанов, Т. А. Берсенева пишут о том, что нужно не только готовить педагогов-валеологов, а также формировать валеологиче-скую культуру руководителя и учителя [6]. В. В. Колбанов указывает на целесообразность непрерывного валеологического образования педагогов [6].
Н. М. Ковриго считает формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни важной педагогической задачей и пишет о целесообразности соответствующей подготовки будущих педагогов [5].
Л. Ф. Тихомирова также указывает на необходимость валеологических знаний каждому педагогу, так как именно этот фактор является ведущим в формировании здоровьесберегающей среды [12]. В другой работе Л. Ф. Тихомировой подчеркивается, что каждый урок должен быть физиологичным. Автор предлагает для валеологи-ческого анализа урока такие критерии, как наличие физкультминуток, соблюдение температурного режима и режима влажности, режима проветривания, стиль общения, наличие или от-стуствие психотравмирующих ситуаций, уровень работоспособности учащихся, положительный эмоциональный настрой.
О. Г. Бугрова отмечает необходимость для учителя овладения сегодня такой отраслью знаний, как валеология. Спецкурс, по мнению ученого, должен включать комплекс научных знаний об организме здорового человека и методах его исследования, психо-физиологических основах учебно-воспитательного процесса, компонентах ЗОЖ учащихся, основах лечебной педагогики. О необходимости валеологического образования педагогов пишут З. С. Кунцевич, Т. А. Глухих, Л. В. Катерина [4, 5, 9].
В исследованиях В. К. Кириллова отмечен низкий уровень таких качественных показателей подготовки учителей, как общий научный кругозор, психолого-педагогические знания и умения, методологическая культура, эрудированность в области смежных наук.
Г. А. Сулкарнаева особое внимание уделяет внедрению валеологического блока дисциплин в подготовку учителя. По ее мнению, основной проблемой, требующей решения, является поиск путей сочетания теоретической и практической подготовки учителя, выработки его компетентности в применении валеологических знаний и умений в практической деятельности школы, в формировании его валеологической культуры [12].
М. Г. Романцов, Н. А. Баженова пишут о том, что формирование здорового образа жизни должно рассматриваться в качестве критерия эффективности акмеологической деятельности педагога. Формированием культуры здоровья должны заниматься компетентные педагоги [2, 8].
Н. А. Бирюков считает целесообразным проводить валеологическую подготовку будущего учителя средствами физической культуры [3].
Проведенные нами исследования не только позволили выявить общую позицию учителей в отношении того, кто должен заниматься вопросами сохранения и укрепления здоровья детей, а
также слабые места в подготовке учителей к осуществлению этой деятельности.
Среди направлений деятельности социальных педагогов, обозначенных стандартом, кроме таких, как
— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
— воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
— воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
— особо отмечено следующее направление: воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).
Прежде чем активно заниматься подготовкой педагогов к осуществлению здоровьесберегающей функции, мы решили посмотреть, насколько учителя Ярославских школ и школ области готовы к этому и есть ли у них желание этими вопросами заниматься.
Наши исследования показали, что на 1 -м месте для педагогов находится такая ценность, как семья; на втором - здоровье, на третьем - материальное благополучие, на четвертом - дружеские отношения и лишь на пятом - карьера, причем с возрастом меняются и ценности. В молодом возрасте преобладают такие ценности, как материальное благополучие и карьера, в среднем и пожилом - здоровье.
Педагоги определяют и основные проблемы школы в настоящее время. По их мнению, ведущей проблемой является плохое здоровье детей (31,9 % опрошенных). Следующей по значимости проблемой является низкая готовность детей к обучению (23,6 % опрошенных педагогов). На третьем месте - высокая распространенность вредных привычек среди школьников (20,8 % опрошенных педагогов).
Многие ученые считают, что особое внимание необходимо уделять подготовке специалистов в системе повышения квалификации. Наше мнение - необходимо особое внимание уделять обучению студентов и готовить их к здоровьесбере-гающей деятельности.
Нашу точку зрения подтверждают результаты опроса педагогов и студентов 4-5 курсов до и после посещения курсов по здоровьесберегающей педагогике.
Педагоги следующим образом определяют основные проблемы школы в настоящее время. По их мнению, ведущей проблемой является плохое здоровье детей (31,9 % опрошенных). Следующая по значимости проблема - низкая готовность детей к обучению (23,6 % опрошенных педагогов). На третьем месте - высокая распространенность вредных привычек среди школьников (20,8 % опрошенных педагогов).
Среди главных трудностей в работе педагоги отмечают непонимание детей, равнодушие родителей, отсутствие времени, низкую материально-техническую базу. Около 70 % педагогов отметили, что не владеют здоровьесберегающими технологиями. Большинство опрошенных учителей отметили, что в образовательном учреждении отсутствует система в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Опрос студентов 4-го курса показал, что слабыми сторонами их подготовки является профилактика различных видов наркотизма школьников, половое воспитание, отсутствие знаний в области здоровьесберегающих технологий, неумение оценить свою педагогическую деятельность с точки зрения ее влияния на здоровье учащихся.
Развитие социальной сферы в современном обществе потребовало выдвижения новых субъектов, которые способствовали бы укреплению здоровья и формированию навыков здорового образа жизни у детей; к существующей ситуации относительно состоянии здоровья детей привело отсутствие комплекса необходимых знаний и навыков по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей у педагогов всех специальностей.
Все это свидетельствует о том, что необходимо осуществлять качественное обучение студентов в педагогическом вузе, и прежде всего по вопросам формирования навыков здорового образа жизни.
Решение данной проблемы должно базироваться на идее актуализации здоровья в сознании студентов, на формировании установки на личную ответственность и субъектное включение в здоровьесберегающую деятельность.
В своей работе мы опираемся на такие понятия, как здоровьесберегающая педагогика (Л. Ф. Тихомирова, 2004) и здоровьеформирую-щее образование (Н. К. Смирнов, 2007).
Здоровьесберегающая педагогика - это область педагогических и медико-психологических знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровь-еформирующее образование - это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья и взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбережения, здоровым образом жизни.
Будущим педагогам и специалистам социальной сферы придется участвовать в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей, а для этого здоровье должно стать для них ценностью и они должны овладеть навыками здорового образа жизни.
Здоровьеформирующее образование будущих педагогов мы представляем как целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность субъектов образовательного процесса, направленную на развитие у студентов готовности к здоровьеформирующей деятельности.
В вопросах подготовки студентов мы опираемся на целый ряд подходов: системный, функциональный, интегративный.
Основным результатом процесса подготовки студентов является их готовность к здоровье-формирующей деятельности. Психологической
основой формирования готовности является теория формирования установок личности (Годф-руа), то есть готовности к тем или иным действиям. Для работы по формированию навыков здорового образа жизни у детей необходимы желание и особое отношение (мотивационный компонент готовности), знания (когнитивный компонент готовности), умения и владение технологиями сохранения и формирования здоровья (де-ятельностный компонент готовности), а также умение отследить результаты собственной деятельности, провести их экспертизу (рефлексивный компонент).
Особое внимание нами уделяется содержанию здоровьеформирующего образования в вузе. С опорой на дисциплины, представленные в стандарте, например, «Основы медицинских знаний», «Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни», широко используются возможности курсов по выбору «Здоровьесберегающая педагогика», «Здоро-вьесберегающие технологии» и др.
Вопросы управления здоровьеформирующим образованием студентов решаются на всех уровнях: на методологическом (субъектом выступает ректорат), на организационно-педагогическом (субъектом выступает факультет), на технологическом (субъектом выступает кафедра), на психолого-педагогическом (субъектом выступает преподаватель). Кафедра активно участвует в планировании подготовки студентов, включении в учебный процесс курсов по выбору здоровье-формирующей направленности, а преподаватели обучают студентов здоровьесберегающим технологиям.
Кроме предметов учебно-тематического плана здоровьеформирующей направленности, в вузе были проведены такие мероприятия, как научная студенческая конференции «Здоровый образ жизни», акции «Я выбираю жизнь», «Молодежь против СПИДа» и др.
Проведенные нами опрос и тестирование студентов второго курса института педагогики и психологии, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью», показали, что у 69 % студентов высокая мотивация к здоровье-формирующей деятельности, высокий уровень знаний - у 35 %, на хорошем и отличном уровне владеют технологиями формирования навыков здорового образа жизни 76 %. Несколько в меньшей степени 23 % (высокий уровень) студенты освоили технологии экспертизы здоровьеформи-
рующей деятельности и педагогической деятельности вообще.
Анализируя полученные данные, мы выявили следующее: большинство респондентов (79,6 %) стали связывать свою будущую педагогическую деятельность с необходимостью формирования ЗОЖ школьников; после изучения курса число студентов, которые стали стремиться вести здоровый образ жизни, возросло в 1,5 раза; увеличилось число студентов (с 45,3 до 66,7 %), в структуре ценностей которых одно из первых мест занимает здоровье.
Результаты этих исследований показали, что работа по подготовке специалистов в социальной сфере к осуществлению здоровьесберегающей деятельности необходима. Структура и целевые установки подготовки специалистов в социальной сфере и педагогов представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Структура и целевые установки профессиональной подготовки социального педагога
Нами разработаны функциональные обязанности социального педагога по сохранению и укреплению здоровья детей.
Рассмотрим содержание работы социального педагога по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (освобожденного классного руководителя).
Социальный педагог обязан:
— знать о состоянии здоровья учащихся;
— информировать преподавателей-предметников о состоянии здоровья учащихся класса;
— сообщать информацию от учителей об отмеченных ими изменениях состояния здоровья и работоспособности учащихся;
Цели и задачи гуманистической концепции образования Гармония человека с природой, социумом, культурой
Цели и задачи блока медико-биологической подготовки: установка на здоровье Здоровье соматическое, нравственное, духовное
Интеграция дисциплин всех блоков, обеспечивающих целостность профессиональной подготовки: культурный кругозор, культуру здоровья, компетентность в вопросах здоровья, здорового образа жизни
Система реализации:
1. Содержание дисциплин медико-биологического блока.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Оценка эффективности педагогических систем с учетом влияния на здоровье
— формировать на классных часах у учащихся потребность в здоровом образе жизни;
— иметь достаточный уровень знаний для того, чтобы дать рекомендации родителям по сохранению и укреплению состояния здоровья ребенка;
— информировать преподавателя физической культуры об изменении в состоянии здоровья учащихся;
— информировать администрацию школы о состоянии здоровья класса;
— обеспечить выполнение рекомендаций, данных медицинским работником конкретному учащемуся;
— по поводу отмеченных изменений в состоянии здоровья ребенка консультироваться у медицинского работника (проинформировать);
— отклонения в состоянии здоровья и изменения работоспособности учащихся целесообразно фиксировать в специальном журнале;
— уметь проводить экспертизу учебного процесса, выбранных педагогических технологий с точки зрения влияния на здоровье, анализ урока;
— работая с родителями, с семьями, в том числе и навещая детей, выявлять факторы риска возникновения той или иной патологии;
— проводить неспецифическую профилактику заболеваний у учащихся;
— отслеживать ситуацию, связанную с отношением детей к вредным привычкам, выполнение режимных моментов внеурочного времени;
— обеспечивать психолого-педагогическую защищенность ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья).
В соответствии с этими позициями и строится подготовка специалистов, все эти темы включены в планы курсов.
Разработанные нами программы спецкурсов в полной мере учитывают содержание деятельности социального педагога по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении, а также содержание деятельности организаторов работы с молодежью. Считаем, что такие курсы, как «Социальные основы здоровья», «Валеология», «Лечебная педагогика», «Здоровьесберегающая педагогика», «Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья учащихся», «Психогигиена учебно-
воспитательного процесса», «Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни», являются необходимыми для подготовки квалифицированных специалистов в
области здоровьесберегающей педагогики, они внедрены в процесс подготовки студентов в институте педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Библиографический список
1. Акбашев, Т. Ф. Валеопедагогика как система [Текст] / Т. Ф. Акбашев // Проблемы педагогической валеологии. - СПб., 1997. - С. 7-10.
2. Баженова, Н. А. Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / Н. А. Баженова. - Барнаул, 2000. - 23 с.
3. Бирюков, Н. А. Педагогические условия валео-логической подготовки студентов средствами физической культуры [Текст] : автореф. канд. ... пед. наук / Н. А. Бирюков. - Барнаул, 2000. - 24 с.
4. Глухих, Т. А. Формирование валеологической компетентности учителя в системе повышения квалификации [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук / Т. А. Глухих. - Омск, 2000. - 20 с.
5. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни - важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. - Калуга, 1998. - С. 149-150.
6. Колбанов, В. В., Берсенева, Т. А. К вопросу о валеологическом образовании педагога [Текст] / В. В. Колбанов, Т. А. Берсенева // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. - СПб., 1995. - С. 9-13.
7. Кунцевич, З. С. Теория и практика валеологиче-ского образования студентов медицинского ВУЗа [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / З. С. Кунцевич. - Минск, 2001. - 44 с.
8. Романцов, М. Г. Формирование культуры здоровья посредством медико-биологического образования [Текст] / М. Г. Романцов. - Калининград, 2003. - 161 с.
9. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях [Текст] / Н. К. Смирнов. - М., 2003. - 312 с.
10. Сулкарнаева, Г. А. Интеграция учебных дисциплин с целью использования учителем валеологи-ческого блока для реализации гуманистической концепции образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Сулкарнаева. - Омск, 1999. - 18 с.
11. Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Здоровье учащихся и здоровье педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов // Здоровье и образование. - СПб., 1994. - С. 36-37.
12. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики : монография / Л. Ф. Тихомирова ; под ред М. И. Рожкова. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2004. - 240 с.
13. Тихомирова, Л. Ф. Школа-территория здоровья [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 136 с.
14. Тихомирова, Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2007. - 192 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Akbashev, T. F. Valeopedagogika kak sistema [Tekst] / T. F. Akbashev // Problemy pedagogicheskoj valeologii. - SPb., 1997. - S. 7-10.
2. Bazhenova, N. A. Podgotovka budushhego uchitelja k formirovaniju zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov [Tekst] : avtoref. ... kand. ped. nauk / N. A. Bazhenova. - Barnaul, 2000. - 23 s.
3. Biijukov, N. A. Pedagogicheskie uslovija valeologicheskoj podgotovki studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury [Tekst] : avtoref. kand. ... ped. nauk / N. A. Biijukov. - Barnaul, 2000. - 24 s.
4. Gluhih, T. A. Formirovanie valeologicheskoj kom-petentnosti uchitelja v sisteme povyshenija kvalifikacii [Tekst] : avtoref. ... kand. ped. nauk / T. A. Gluhih. -Omsk, 2000. - 20 s.
5. Kovrigo, N. M. Formirovanie potrebnosti v zdo-rov'e i zdorovom obraze zhizni - vazhnaja pedagog-icheskaja zadacha [Tekst] / N. M. Kovrigo // Obrazovanie i zdorov'e. - Kaluga, 1998. - S. 149-150.
6. Kolbanov, V. V, Berseneva, T. A. K voprosu o valeologicheskom obrazovanii pedagoga [Tekst] / V. V Kolbanov, T. A. Berseneva // Zdorov'e i obrazovanie. Problemy pedagogicheskoj valeologii. - SPb., 1995. - S. 9-13.
7. Kuncevich, Z. S. Teorija i praktika valeolog-icheskogo obrazovanija studentov medicinskogo VUZa [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Z. S. Kuncevich. - Minsk, 2001. - 44 s.
8. Romancov, M. G. Formirovanie kul'tury zdorov'ja posredstvom mediko-biologicheskogo obrazovanija [Tekst] / M. G. Romancov. - Kaliningrad, 2003. - 161 s.
9. Smirnov, N. K. Zdorov'esberegajushhie tehnologii v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah [Tekst] / N. K. Smirnov. - M., 2003. - 312 s.
10. Sulkarnaeva, G. A. Integracija uchebnyh disciplin s cel'ju ispol'zovanija uchitelem valeologicheskogo bloka dlja realizacii gumanisticheskoj koncepcii obrazovanija [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / G. A. Sulkarnaeva. - Omsk, 1999. - 18 s.
11. Tihomirova, L. F., Basov, A. V Zdorov'e uchash-hihsja i zdorov'e pedagogov [Tekst] / L. F. Tihomirova, A. V. Basov // Zdorov'e i obrazovanie. - SPb., 1994. -S. 36-37.
12. Tihomirova, L. F. Teoretiko-metodicheskie osno-vy zdorov'esberegajushhej pedagogiki : monografija / L. F. Tihomirova ; pod red M. I. Rozhkova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2004. - 240 s.
13. Tihomirova, L. F. Shkola-territorija zdorov'ja [Tekst] / L. F. Tihomirova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2011. - 136 s.
14. Tihomirova, L. F. Kak sformirovat' u shkol'nika zdorovyj obraz zhizni [Tekst] / L. F. Tihomirova. - Jaro-slavl', 2007. - 192 s.