Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности'

Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO THE HEALTH SAVING AND HEALTH FORMING ACTIVITY / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / CRITERIA AND INDICATORS OF READINESS TO IMPLEMENT / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / VALUABLE ATTITUDE TOWARDS HEALTH / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH SAVING PEDAGOGICS / THE FUNCTION OF PRESERVATION AND PROMOTION OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Лариса Федоровна

В статье рассматривается один из актуальных вопросов современного образования: как сохранять, укреплять и формировать здоровье детей в процессе их обучения и воспитания. Автор отмечает, что в условиях модернизации образования и реализации стандартов нового поколения особую актуальность приобретает такая функция образовательного учреждения, как сохранение и формирование здоровья обучающихся. Внедрение ФГОС III поколения в педагогических вузах также предусматривает формирование у студентов такой общекультурной компетенции, как готовность укреплять здоровье. Проанализировав работы ряда ученых (Н.М. Ковриго, В.В. Колбанова, Н.К. Смирнова, Г.А. Сулкарнаевой и др.), автор делает вывод о необходимости качественной подготовки студентов к реализации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности и исследования готовности к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей. Автор приводит результаты опроса студентов 4-5 курса и показывает, что слабыми сторонами их подготовки являются недостаточная осведомленность в вопросах профилактики различных видов наркотизма школьников, отсутствие знаний здоровьесберегающих технологий, неумение оценить свою педагогическую деятельность с точки зрения ее влияния на здоровье учащихся. Проведенные автором исследования позволили разработать и внедрить в практику подготовки студентов на дефектологическом факультете курса по выбору «Здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательных учреждений». Автор доказывает эффективность подготовки студентов к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности с использованием разработанной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова Лариса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Readiness of Pedagogical University Students to Implement a Health Saving and Health Forming Activity

In the article one of the urgent issues of modern education is considered: how to keep, strengthen and form health of children in the course of their training and education. The author notes that in conditions of education modernization and implementation of new generation standards such a function of the educational institution as preservation and formation of students’ health is gaining a special urgency. Introduction of III Generation FGOS into the pedagogical university also provides formation in students of such a common cultural competence as readiness to strengthen health. Having analysed works by such scientists: Kovrigo N. M., Kolbanov V. V., Smirnov N. K., Sulkarnayeva G. A. etc., the author draws a conclusion about need in high-quality training of students to implement the health saving and health forming activity and research readiness to implement the function of preservation and promotion of children’s health. The author gives results of the 4-5 year students poll and shows that weak points of their preparation are insufficient awareness in questions of prevention of different types of drug addiction among schoolchildren, absence of knowledge about health saving technologies, inability to estimate the pedagogical activity from the point of view of its influence on students’ health. The researches conducted by the author allowed to develop and implement a selective course "Health Saving Technologies in the Activity of Educational Institutions" into practice of students’ training at the Faculty of Defectology. The author proves efficiency of students’ training to the health saving and health forming activity with use of the developed programme.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности»

УДК 613:37; 504:37.03

Л. Ф. Тихомирова

Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности

В статье рассматривается один из актуальных вопросов современного образования: как сохранять, укреплять и формировать здоровье детей в процессе их обучения и воспитания. Автор отмечает, что в условиях модернизации образования и реализации стандартов нового поколения особую актуальность приобретает такая функция образовательного учреждения, как сохранение и формирование здоровья обучающихся. Внедрение ФГОС III поколения в педагогических вузах также предусматривает формирование у студентов такой общекультурной компетенции, как готовность укреплять здоровье. Проанализировав работы ряда ученых (Н.М. Ковриго, В.В. Колбанова, Н.К. Смирнова, Г.А. Сулкарнаевой и др.), автор делает вывод о необходимости качественной подготовки студентов к реализации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности и исследования готовности к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей. Автор приводит результаты опроса студентов 4-5 курса и показывает, что слабыми сторонами их подготовки являются недостаточная осведомленность в вопросах профилактики различных видов наркотизма школьников, отсутствие знаний здоровьесберегающих технологий, неумение оценить свою педагогическую деятельность с точки зрения ее влияния на здоровье учащихся. Проведенные автором исследования позволили разработать и внедрить в практику подготовки студентов на дефектологическом факультете курса по выбору «Здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательных учреждений». Автор доказывает эффективность подготовки студентов к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности с использованием разработанной программы.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающие технологии, готовность студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, критерии и показатели готовности к реализации функции сохранения и укрепления здоровья, ценностное отношение к здоровью, формирование здорового образа жизни.

L. F. Tikhomirova

Formation of Readiness of Pedagogical University Students to Implement a Health Saving and Health

Forming Activity

In the article one of the urgent issues of modern education is considered: how to keep, strengthen and form health of children in the course of their training and education. The author notes that in conditions of education modernization and implementation of new generation standards such a function of the educational institution as preservation and formation of students' health is gaining a special urgency. Introduction of III Generation FGOS into the pedagogical university also provides formation in students of such a common cultural competence as readiness to strengthen health. Having analysed works by such scientists: Kovrigo N. M., Kolbanov V. V., Smirnov N. K., Sulkarnayeva G. A. etc., the author draws a conclusion about need in high-quality training of students to implement the health saving and health forming activity and research readiness to implement the function of preservation and promotion of children's health. The author gives results of the 4-5 year students poll and shows that weak points of their preparation are insufficient awareness in questions of prevention of different types of drug addiction among schoolchildren, absence of knowledge about health saving technologies, inability to estimate the pedagogical activity from the point of view of its influence on students' health. The researches conducted by the author allowed to develop and implement a selective course "Health Saving Technologies in the Activity of Educational Institutions" into practice of students' training at the Faculty of Defectology. The author proves efficiency of students' training to the health saving and health forming activity with use of the developed programme.

Keywords: health, health saving pedagogics, health saving technologies, readiness of pedagogical university students to the health saving and health forming activity, criteria and indicators of readiness to implement the function of preservation and promotion of health, a valuable attitude towards health, formation of a healthy lifestyle.

В современных условиях одной из главных задач, которые государство ставит перед образовательными учреждениями, является сохранение, укрепление и формирование здоровья детей в процессе их обучения, но практика демонстрирует ухудшение здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Процесс образования наряду с це-

лым рядом других факторов (экологических, генетических, медицинских, социально-экономических) вносит значительный вклад в ухудшение состояния здоровья детей: за годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психо-неврологическими отклонениями -

© Тихомирова Л. Ф., 2015

в 1,5-2 раза. В специальной литературе употребляются такие термины, связанные со школой, как «школьный стресс», «дидактогения».

Считается, что заботиться о здоровье детей должны прежде всего медики. Но система здравоохранения, основанная на патологоцентрист-ской парадигме, сконцентрирована на болезнях, а не на здоровье. Современные педагогические технологии не учитывают уровень здоровья, а также адаптивные возможности детей. Решение проблемы сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях часто ограничивается рамками физического развития, хотя физическое развитие - только один из показателей здоровья, не позволяющий быстро реагировать на изменение ситуации со здоровьем учащихся. В учреждениях образования отсутствует мониторинг здоровья детей, в организации учебного процесса не учитывается динамика показателей физического развития и заболеваемости учащихся; не проводится экспертиза программ, планов, технологий с точки зрения их влияния на здоровье школьников, отсутствует механизм проведения этой экспертизы.

Следовательно, проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья детей в образовательных учреждениях является весьма актуальной.

Решение данной проблемы возможно при организации работы в трех направлениях: дети, родители, педагоги. Большинство ученых, изучающих данную проблему, считает ведущим направлением подготовку студентов к здоровьесбере-гающей и здоровьеформирующей деятельности в педагогическом вузе.

Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: какие педагогические условия позволят сформировать готовность студентов педагогического вуза к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей?

Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие формированию готовности студентов к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.

Объектом нашего исследования стал процесс подготовки студентов педагогического вуза к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию готовности студентов педагогического вуза к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.

Теоретико-методологической основой исследования являются: концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондарев-ская, Т.И. Кульпина, В.В. Сериков, В.А. Сласте-нин, В.С. Шубинский, И.С. Якиманская); идеи адаптивной школы (Т.И. Шамова, Т.М. Давыден-ко, Н.П. Капустин); опыт педологических исследований (М.Я. Басов, В.П. Кащенко, Н.Е. Румянцев); концептуальные идеи валеологии (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов); концептуальные положения педагогической ва-леологии, разработанные В.Н. Болдиным, Г.К. Зайцевым, Н.К. Смирновым, Л.Г. Татарнико-вой; принципы и технологии педагогической диагностики (Е.А. Михайлычев, Р. Немов).

База исследования: теоретическую базу исследования составили публикации педагогов, медиков, психологов, философов, социологов по изучаемой проблеме. Практической базой исследования и опытной работы явились два факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (социального управления и дефектологический).

Научная новизна:

• выявлены и обоснованы условия формирования готовности студентов педагогического вуза к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей;

• разработана и внедрена в практику программа «Здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательных учреждений».

Теоретическая значимость исследования:

• проведен анализ научных работ, касающихся проблемы готовности студентов педагогических специальностей к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей;

• определены критерии эффективности подготовки студентов педагогических специальностей к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.

Практическая значимость исследования:

Совокупность теоретических положений и выводов, содержащихся в работе, позволяет существенно повысить эффективность подготовки студентов педагогических специальностей к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей, а соответственно и готовность будущих педагогов к этому виду деятельности.

Рекомендации, данные в работе, оказывают эффективную помощь в подготовке студентов педагогических специальностей к осуществлению функции сохранения и укрепления здоровья детей.

63

Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся занимает особое место в силу того, что сохранение физического и психического здоровья детей является первостепенной задачей любого образовательного учреждения (Т.И. Шамо-ва, Т.М. Давыденко) [10].

С нашей точки зрения, наиболее актуальной и эффективной является подготовка студентов в вузе к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников. Одним из ведущих условий реализации идей здоровь-есберегающей педагогики и обязательным условием для осуществления экспертно-функционального подхода в здоровьесберегающей деятельности является грамотность и компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения. Для проведения эффективной работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей необходимо, чтобы сами педагоги были в достаточной мере грамотны и были готовы заниматься здоровь-есберегающей деятельностью.

В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, изучая ва-леологическую готовность педагогов Санкт-Петербургских школ, установили, что педагоги низко оценивают состояние своего здоровья, только 28,3 % оценили его как хорошее, 63,1 % -как удовлетворительное, остальные - как плохое. Большинство педагогов считает, что состояние их здоровья ухудшилось в возрасте 21-40 лет (63,7 %). Значительная часть педагогов Санкт-Петербурга связывают состояние здоровья со здоровым образом жизни. Почти 80 % опрошенных используют свои валеологические знания на работе. Но в то же время 38 % учителей не намерены повышать свою квалификацию по валеоло-гии, что свидетельствует о низкой мотивации ва-леологической готовности педагогов.

В.В. Колбанов, Т. А. Берсенева пишут о том, что нужно не только готовить педагогов-валеологов, а также формировать валеологическую культуру руководителя и учителя [3]. В.В. Колбанов указывает на целесообразность непрерывного валеологиче-ского образования педагогов [8]. Н.М. Ковриго считает формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни важной педагогической задачей и пишет о целесообразности соответствующей подготовки будущих педагогов [2]. Л.Ф.Тихомирова также указывает на необходимость валеологических знаний каждому педагогу, так как именно этот фактор является ведущим в формировании здоровьесберегающей среды [6], [7], [8], [9]. Г.А. Сулкарнаева особое внимание уделяет внедрению валеологического блока дис-

циплин в подготовку учителя. По ее мнению, основной проблемой, требующей решения, является поиск путей сочетания теоретической и практической подготовки учителя, выработки его компетентности в применении валеологических знаний и умений в практической деятельности школы, в формировании его валеологической культуры [5]. Н.А. Бирюков считает целесообразным проводить валеологическую подготовку будущего учителя средствами физической культуры [1].

Таким образом, по мнению большинства ученых, необходима специальная подготовка педагогов к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.

Кроме этого, следует отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте III поколения для направления подготовки «Дефектологическое образование» прописано, что выпускник программы бакалавриата должен обладать такими общекультурными компетенциями, как готовность укреплять здоровье, поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8), для бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование» эта же компетенция заявлена под номером ОК-7.

В результате проведенного исследования нами выявлены условия, необходимые для повышения эффективности подготовки студентов педагогического вуза к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.

Во-первых, нами разработаны критерии готовности студентов, будущих педагогов, к реализации функции сохранения и укрепления здоровья на основании анализа литературы и проведенных исследований. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии готовности студентов педагогических специальностей к реализации функции

Опрос студентов 4-5 курса показал, что слабыми сторонами их подготовки является недостаточная осведомленность в вопросах профилактики различных видов наркотизма школьников, полового воспитания, отсутствие знаний здоровь-есберегающих технологий, неумение оценить свою педагогическую деятельность с точки зрения ее влияния на здоровье учащихся.

Развитие социальной сферы в современном обществе потребовало выдвижения новых субъектов, которые бы способствовали укреплению здоровья и формированию навыков здорового образа жизни у детей; к существующей ситуации в состоянии здоровья детей привело отсутствие комплекса необходимых знаний и навыков по вопросам сохранения и укрепления здоровья у детей у педагогов всех специальностей.

Все это свидетельствует о том, что необходимо осуществлять качественное обучение студентов в педагогическом вузе, и прежде всего по вопросам формирования навыков здорового образа жизни.

Во-вторых, разработана и внедрена программа «Здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательных учреждений». Решение проблемы повышения эффективности подготовки студентов педагогического вуза к реализации здоровьесберегающей функции должно базироваться на идее актуализации здоровья в сознании студентов, на формировании установки на личную ответственность и субъектное включение в здоровьесберегающую деятельность.

В своей работе мы опираемся на такие понятия, как здоровьесберегающая педагогика (Л.Ф. Тихомирова, 2004) [6] и здоровьеформи-рующее образование (Н.К. Смирнов, 2007) [4].

Здоровьесберегающая педагогика - это область педагогических и медико-психологических знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровьеформирую-

щее образование - это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья и взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбережения, здоровым образом жизни.

Будущим педагогам и специалистам в социальной сфере придется участвовать в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей, а для этого здоровье должно стать для них ценностью, и они должны овладеть навыками здорового образа жизни.

Здоровьеформирующее образование будущих педагогов мы представляем как целенаправленную, комплексную и скоординированную деятельность субъектов образовательного процесса, направленную на развитие у студентов готовности к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

В вопросах подготовки студентов мы опираемся на целый ряд подходов: системный, функциональный, интегративный.

Основным результатом процесса подготовки студентов является их готовность к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Психологической основой формирования готовности является теория формирования установок личности (Годфруа), т.е. готовности к тем или иным действиям. Для работы по формированию навыков здорового образа жизни у детей необходимы желание и особое отношение (моти-вационный компонент готовности), знания (когнитивный компонент готовности), умения и владение технологиями сохранения и формирования здоровья (деятельностный компонент готовности), а также умение отследить результаты собственной деятельности, провести их экспертизу (рефлексивный компонент).

Особое внимание должно уделяться содержанию здоровьеформирующего образования в вузе. Опираться следует на дисциплины, представленные в стандарте, например «Основы медицинских знаний», «Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни», в то же время существует возможность широкого использования курсов по выбору -«Здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательных учреждений».

Вопросы управления здоровьеформирующим образованием студентов решаются на всех уровнях: на методологическом уровне (субъектом выступает ректорат), на организационно-педагогическом уровне (субъектом выступает факультет),

сохранения и укрепления здоровья детей

№ Критерий Показатели

1 Дидактический Знания о здоровье, умение оценить здоровье, знание здоровьесберегающих технологий

2 Психологически Ценность здоровья, желание заниматься здоровьесберегающей деятельностью

3 Воспитательный Владение технологиями формирования ЗОЖ у детей

подготовки: культурный кру- блока гозор, культуру здоровья, ком- 2. Здоровьесберегающие петентность в вопросах здоро- технологии вья, здорового образа жизни 3. Оценка эффективности

педагогических систем с учетом влияния на здоровье

на технологическом уровне (субъектом выступает кафедра), на психолого-педагогическом уровне (субъектом выступает преподаватель). Кафедра также активно участвует в планировании подготовки студентов, включении в учебный процесс курсов по выбору здоровьеформирующей направленности, а преподаватели обучают студентов здоровьесберегающим технологиям.

Кроме предметов учебно-тематического плана здоровьеформирующей направленности в вузе были проведены такие мероприятия, как научная студенческая конференции «Здоровый образ жизни», акции «Я выбираю жизнь», «Молодежь против СПИДа» и др.

Структура и целевые установки подготовки студентов факультета социального управления, студентов-дефектологов представлены нами в таблице 2.

Таблица 2

Структура и целевые установки подготовки студентов к реализации функции сохранения и укрепления

Эффективность подготовки студентов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей. Проведенные нами опрос и тестирование студентов четвертого курса дефектологического факультета специальности «Олигофренопедагогика» и пятого курса специально -сти «дошкольная дефектология» показали, что у 69 % студентов - высокая мотивация к здоровье -формирующей деятельности, высокий уровень знаний - у 35 % , на хорошем и отличном уровне владеют технологиями формирования навыков здорового образа жизни - 76 %. Несколько в меньшей степени студенты освоили технологии экспертизы здоровьеформирующей деятельности и педагогической деятельности вообще - 23% (высокий уровень).

Анализируя полученные данные, мы выявили следующее: увеличилось число студентов (с 45,3 % до 66,7 %) в структуре ценностей которых одно из первых мест занимает здоровье.

здоровья детей

Цели и задачи гуманистической концепции образования

Гармония человека с природой, социумом, культурой

Цели и задачи блока медико-биологической подготовки: установка на здоровье Здоровье соматическое, нравственное, духовное

Интеграция дисциплин всех блоков, обеспечивающих целостность профессиональной Система реализации: ¡.Содержание дисциплин медико-биологического

Диаграмма 1. Динамика ценности здоровья у студентов (до и после изучения курса по выбору)

□ ценность

□ здоровья

после

10

О

Нами также установлено, что большинство респондентов (79,6%) стало связывать свою будущую педагогическую деятельность с необходимостью формирования ЗОЖ школьников (до

проведения курса этот показатель составил соответственно 32,3%).

После изучения курса число студентов, которые стали стремиться вести здоровый образ жизни, возросло в 1,5 раза.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ низкии

□ средний

□ высокий

до

после

Диаграмма 2. Динамика сформированности знаний о здоровье и здоровом образе жизни

□ желание

ДО

после

Диаграмма 3. Желание заниматься формированием ЗОЖ детей (до и после изучения курса)

Результаты этих исследований показали, что работа по подготовке будущих педагогов, как де-фектологов, так и специалистов в социальной сфере, к осуществлению здоровьесберегающей деятельности необходима.

Выводы:

1. Нами разработаны критерии готовности студентов педагогического вуза и педагогов к реализации здоровьесберегающей деятельности: дидактический, психологический, воспитательный.

2. Мы приняли участие в разработке программы «Здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательных учреждений», реализация которой позволила повысить готовность студентов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.

3.После реализации программы повысился уровень знаний студентов о здоровье и здоровье сберегающих технологиях, сами студенты стали стремиться вести здоровый образ жизни, у боль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шинства студентов в структуре ценностей стало преобладать здоровье.

Библиографический список

1. Бирюков, Н.А. Педагогические условия валеологиче-ской подготовки студентов средствами физической культуры [Текст]: автореф. дис. ... к. пед. н. / Н.А. Бирюков. -Барнаул, 2000. - 24 с.

2. Ковриго, Н.М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни - важная педагогическая задача [Текст] / Н.М. Ковриго // Образование и здоровье. - Калуга, 1998. - С. 149-150.

3. Колбанов, В.В. К вопросу о валеологическом образовании педагога [Текст] / В.В. Колбанов, Т.А. Берсенева // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валео-логии. - СПб., 1995. - С. 9-13.

4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях [Текст] / Н.К. Смирнов. - М., 2003. - 312 с.

5. Сулкарнаева, Г.А. Интеграция учебных дисциплин с целью использования учителем валеологического блока для реализации гуманистической концепции образования [Текст]: автореф. дис. ... к. пед. н. / Г.А. Сулкарнаева. -Омск, 1999. - 18 с.

6. Тихомирова, Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография /

Л.Ф. Тихомирова; под ред М.И. Рожкова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2004. - 240 с.

7. Тихомирова, Л.Ф. Экспертный подход в здоровьесбе-регающей деятельности педагога [Текст] / Л.Ф. Тихомирова // Школьные технологии. - 2003. - № 3. - С. 191-194.

8. Тихомирова, Л.Ф. Здоровый учитель - здоровые дети [Текст] / Л.Ф. Тихомирова // Народное образование. -2003. - № 5. - С. 71-75.

9. Тихомирова, Л.Ф. Школа-территория здоровья [Текст]: монография / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 136 с.

10.Шамова, Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Ша-мова, Т.М. Давыденко. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Birjukov, N.A. Pedagogicheskie uslovija valeologicheskoj podgotovki studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury [Tekst]: avtoref. ... dis. k. ped. n. / N.A. Birjukova. -Barnaul, 2000. - 24 s.

2. Kovrigo, N.M. Formirovanie potrebnosti v zdorov'e i zdorovom obraze zhizni - vazhnaja pedagogicheskaja zadacha [Tekst] / N.M. Kovrigo // Obrazovanie i zdorov'e. - Kaluga, 1998. - S. 149-150.

3. Kolbanov, V.V. K voprosu o valeologicheskom obrazovanii pedagoga [Tekst] / V.V. Kolbanov, T.A. Berseneva // Zdorov'e i obrazovanie. Problemy pedagogicheskoj valeologii. - SPb., 1995. - S. 9-13.

4. Smirnov, N.K. Zdorov'esberegajushhie tehnologii v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah [Tekst] / N.K. Smirnov. - M., 2003. - 312 s.

5. Sulkarnaeva, G.A. Integracija uchebnyh disciplin s cel'ju ispol'zovanija uchitelem valeologicheskogo bloka dlja realizacii gumanisticheskoj koncepcii obrazovanija [Tekst]: avtoref. ... dis. k. ped. n. / G.A. Sulkarnaeva. - Omsk, 1999. - 18 s.

6. Tihomirova, L.F. Teoretiko-metodicheskie osnovy zdorov'esberegajushhej pedagogiki [Tekst]: monografija / L.F. Tihomirova; pod red M.I. Rozhkova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2004. - 240s.

7. Tihomirova, L.F. Jekspertnyj podhod v zdorov'esberegajushhej dejatel'nosti pedagoga [Tekst] / L.F. Tihomirova // Shkol'nye tehnologii. - 2003. - № 3. -S. 191-194.

8. Tihomirova, L.F. Zdorovyj uchitel' - zdorovye deti [Tekst] / L.F. Tihomirova // Narodnoe obrazovanie. - 2003. -№ 5. - S. 71-75.

9. Tihomirova, L.F. Shkola-territorija zdorov'ja [Tekst]: monografija / L.F. Tihomirova. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2011. - 136 s.

10.Shamova, T.I., Davydenko T.M. Upravlenie obrazovatel'nym processom v adaptivnoj shkole [Tekst] / T.I. Shamova, T.M. Davydenko. - M.: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2001. - 384 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.