Научная статья на тему 'Подготовка будущего педагога к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы'

Подготовка будущего педагога к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / STUDENT / TEACHER / PRIMARY SCHOOL / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / LEARNING PROCESS / HEALTH-FORMING EDUCATION / VALEOLOGICAL LITERACY / PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова Елена Степановна

В статье изучаются основные аспекты новой стратегии сохранения здоровья, основанной на идее ответственности за него каждого человека, как одного из направлений модернизации российского образования. Выделяются актуальные проблемы создания системы непрерывного валеологического образования, подготовки студентов к организации здоровьеформирующей среды в начальной школе. Рассматриваются этапы подготовки студентов будущих учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING THE FUTURE TEACHER TO USE HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS IN PRIMARY SCHOOL

The article examines the main aspects of the new strategy for maintaining health, based on the idea that every person is responsible for it, as one of the areas of modernization of Russian education. It highlights the current problems of creation of the system of continuous valeological education, the training of students to organize the health-forming environment in primary school. The article considers the stages of the training of students, future teachers of primary school, to use health-saving technologies in learning process.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего педагога к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы»

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

TRAINING THE FUTURE TEACHER TO USE HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE LEARNING PROCESS IN PRIMARY SCHOOL

Е.С. Панкова E.S. Pankova

Студент, педагог, начальная школа, здоровьесбере-гающие технологии, учебный процесс, здоровьефор-мирующее образование, валеологическая грамотность, донозологическая диагностика. В статье изучаются основные аспекты новой стратегии сохранения здоровья, основанной на идее ответственности за него каждого человека, как одного из направлений модернизации российского образования. Выделяются актуальные проблемы создания системы непрерывного валеологического образования, подготовки студентов к организации здоровьеформирующей среды в начальной школе. Рассматриваются этапы подготовки студентов - будущих учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Student, teacher, primary school, health-saving technologies, learning process, health-forming education, valeological literacy, prenosological diagnostics.

The article examines the main aspects of the new strategy for maintaining health, based on the idea that every person is responsible for it, as one of the areas of modernization of Russian education. It highlights the current problems of creation of the system of continuous valeological education, the training of students to organize the health-forming environment in primary school. The article considers the stages of the training of students, future teachers of primary school, to use health-saving technologies in learning process.

В настоящее время школа сталкивается с серьезной проблемой: с одной стороны, трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ и их сложностью, с другой - постоянно ухудшающееся состояние здоровья учащихся, препятствующее успешному овладению этими программами.

Низкий уровень физического и психического здоровья детей и подростков создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования. В связи с этим необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на идее ответственности за него (здоровье, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 70-80 % зависит от образа жизни каждого человека).

Здоровьесберегающая модель образовательного процесса на всех уровнях и направле-

ниях образования является одной из основных составляющих образовательной политики России в XXI веке. Согласно Ю.В. Науменко, здо-ровьесберегающее образование - это целенаправленная, комплексная, системная деятельность образовательного учреждения по включению различных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс с целью укрепления здоровья детей в процессе обучения, снижения риска негативного влияния школы на развитие заболеваний. Здоровьесберега-ющие технологии в образовании - это система различных целенаправленных воздействий на учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников. Здоровьеформирующее образование яв-

ляется дополнением традиционном здоровье-сберегающей деятельности школы социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития школьников: изменение внутренних установок личности ученика, формирование компетенции здоровьеформирую-щего поведения (опыта безопасного здорового поведения в типичных жизненных ситуациях и в типовых ситуациях риска нарушения здоровья) [Науменко, 2011, с. 48-61].

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьеза-тратный характер [Бедерева и др., 2014, с. 156].

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы.

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической (двигательной) активности школьников.

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. Сегодня в стране не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью»: встает исключительной важности проблема разработки системы непрерывного валеоло-гического образования, вооружающего человека на протяжении всей его сознательной жизни и методологией здоровья, и средствами, и методами его формирования.

В «Основных направлениях деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» четко обозначены цели и задачи деятельности начальной школы по данному направлению. Эта деятельность направлена на форми-

рование представлений о негативных факторах риска для здоровья детей (существование и причины возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и др.); правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности и др., об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; умения выполнять правила личной гигиены, эмоциональной разгрузки (релаксации).

Поэтому этапы подготовки студентов - будущих бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование и русский язык» к включению здо-ровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы должны предполагать последовательное повышение уровня их валеоло-гической грамотности:

- при изучении предметов: «Анатомия и возрастная физиология» (первый семестр), «Валео-логия и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности» (второй семестр);

- изучении спецкурса «Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младшего школьника» (пятый семестр);

- выполнении заданий на педагогической практике «Школьная гигиена» (седьмой семестр);

- подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ (пятый и восьмой семестры).

Однако знания анатомии и физиологии организма человека, правил безопасного поведения и сохранения его здоровья еще не гарантируют того, что человек будет вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создать у него стойкую мотивацию на сбережение здоровья, самостоятельную оценку его уровня с помощью ряда несложных тестов.

Для количественной оценки состояния здоровья можно использовать модель Г.Л. Апана-сенко о четырех состояниях организма: здоровье, риск, предболезнь и болезнь [Апанасенко, Попова, 2000, с. 49-57].

Основные методы валеологии - качественная и количественная оценка здоровья и его резервов, а также методы их повышения и разви-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

тия. Сегодня стало возможным использование методов донозологической диагностики организма детей: проведение мониторинга состояния их здоровья по степени адаптации его к школьной нагрузке [Баевский, Берсенева, 1993, с. 33-48].

Второй этап подготовки педагога по направлению 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование и русский язык» к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы - это изучение уровня индивидуального здоровья студентов факультета (донозологическая диагностика, когда клинических признаков заболеваний еще нет), основных видов альтернативной медицины с целью ранней профилактики заболеваний. На этом этапе в рамках спецкурса «Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младшего школьника» изучаются: системы оздоровления П. Брэгга, Ниши, М.Ф. Гогулан; технологии здоровья «Физическое тело и его законы» (автор К.Б. Заболотный); направления: гомеопатия, гирудотерапия, энтеро-сорбция, экстренные и щадящие способы очищения организма от продуктов обмена веществ, значение для здоровья достаточного количества витаминов и микроэлементов и др. [Белов, Ма-хайлович, 1999, с. 129-224]. Для оценки функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и двигательной активности; выявления уровня соматического здоровья, биологического возраста и адаптационного потенциала использовалась экспресс-диагностика на основе 10 специальных тестов. Результаты этой экспресс-диагностики на донозологическом уровне в 2015 г. показали, что студенты в возрасте 21-24 года имеют:

- хороший уровень здоровья (15 % испытуемых): показатель экспресс-оценки уровня здоровья у них составляет от 4 до 5,8 балла, что соответствует уровню высокой степени надежности (3,6 % риск заболеваний). Биологический возраст -от 18 до 21 года;

- средний уровень здоровья (59 % тестируемых): показатели экспресс-оценки уровня здоровья составили от 2,8 до 3,9 балла (организм находится в состоянии предболезни); показатели биологического возраста составили от 23 до 29 лет,

что превышает календарный возраст на 6-8 лет;

- удовлетворительный уровень здоровья (26 % студентов), что говорит о необходимости периодического получения специализированной медицинской помощи.

На третьем этапе в процессе подготовки бакалавра в рамках педагогической практики (формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования) особое внимание нужно уделять развитию здоровьесберегающей компетентности студента: его готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

К началу педагогической практики в рамках дисциплины «Школьная гигиена» студенты должны:

знать:

- правила составления расписания уроков;

- критерии здоровьесбережения на уроке;

- гигиенические нормативы воздушно-теплового режима и режима освещенности в классе;

- гигиенические требования к классной мебели; правила размещения учащихся в классе;

уметь:

- оценивать санитарно-гигиенические условия в классе во время урока;

- маркировать парты в соответствии с новым ГОСТом;

- осуществлять индивидуальный подбор мебели в соответствии с основными параметрами стола и стула;

- анализировать школьное расписание, план построения урока, перемены с позиций динамики умственной работоспособности;

- организовывать питание младших школьников и их гигиеническое воспитание;

- внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс.

На четвертом этапе в период подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ (5-8 семестры) студентами проводится экспериментальная работа:

- по профилактике утомления и переутомления в учебном процессе; снижения уровня

адаптации младших школьников в условиях обучения; зрительного утомления при работе за компьютером;

- развитию мелкой моторики рук и координации движений; связной устной речи, реальных учебных возможностей, второй сигнальной системы;

- формированию мышечного тонуса, правильной осанки младших школьников; навыков здорового образа жизни, динамического стереотипа в учебной деятельности;

- повышению уровня умственной работоспособности нервных клеток; развития различных видов памяти;

- изучению типологических особенностей высшей нервной деятельности детей; уровня здоровья и стресс-реактивности младших школьников; уровня физического развития, психофизиологических и соматометрических показателей, адаптационных возможностей; полезных привычек и др. [Панкова, 2009, с. 25].

Пятый этап подготовки будущих учителей к здоровьеформирующей деятельности реализуется в процессе освоения спецкурса «Школьные болезни и их профилактика» в рамках магистерской программы «Инновационное начальное образование» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Шестой этап - это профессиональная деятельность учителя начальных классов. В начальной школе формирование культуры здоровья учащихся должно реализовываться посредством валеологического просвещения, сопровождения и включения учеников в здоровье-формирующую деятельность. Такая деятельность должна носить инновационный характер, интегрировать усилия самих обучаемых, родителей, психологов, валеологов, педагогов-предметников, классных руководителей и учителей физкультуры и вестись по трем взаимосвязанным направлениям: педагогическому, медицинскому (физиолого-валеологическому) и психологическому.

Таким образом, подготовка педагога к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы должна осуществляться поэтапно:

- в условиях различных видов аудиторных занятий: лекционных, практических и семинарских с обязательным выполнением специальных тестов для индивидуальной оценки уровня функционального состояния различных систем органов, своего организма в целом («биологический возраст», «адаптационный потенциал»);

- в течение всего периода обучения в вузе, переходя постепенно от теории к практике определения уровня своего здоровья, изучения уровня здоровья младших школьников (в ходе педагогической практики, выполнения курсовых и дипломных работ), к вопросам профилактики «школьных» болезней и снижения «физиологической цены» детей за обучение.

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов-на-Дону: Феникс; Киев: Здоровье, 2000. 245 с.

Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологиче-ская диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993. Бедерева Н.С., Шилов С.Н., Игнатова И.А., По-кидышева Л.И. Проблема адаптации и реадаптации к школьным нагрузкам. Роль ней-рометаболизма, активационных процессов головного мозга и темпераментальных характеристик // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1.

Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология. Здоровье, молодость, красота, долголетие. М.: Недракоммюникейшанс, 1999. 653 с. Власова Н.А. Содержание понятия «общая культура младшего школьника»: педагогический аспект // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 6-8.

Науменко Ю.В. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников // Управление начальной школой. 2011. № 3. Панкова Е.С. О реализации медико-педагогического подхода в подготовке учителей начальных классов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2009. № 1.

<С £

d pq

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

2S

ш Е-

S

о

Рч

W

13

о §

к

%

о W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.