— участие в разных формах коллективной и групповой учебной работы;
— стремление осознать и усовершенствовать способы взаимодействия с другим человеком.
Для формирования социальных мотивов учения школьников важны организация коллективной и групповой форм учебной деятельности, обсуждение членами группы вариантов решения задачи, сопоставление различных способов решения и контроля различных вариантов.
Таким образом, повышение эффективности воспитания и развития учащих-
ся в процессе обучения математике может быть достигнуто путем продуманной реализации перечисленных выше дидактических условий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Осчнская В. А. Формирование у старшеклассников приемов умственной деятельности в процессе обучения математике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Осинская. Киев, 1988.
2 Математика : учеб. для 4 кл. общеобразоват. шк. / Т. К. Оспанов и др. Алматы, 2000.
3 См.: Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М., 1976 ; Ильин Е. П. Сущность и структура мотива / Е. И, Ильин И: Психол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С, 27—42.
Поступила 22.10.04.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ»
С. М. Симоненко, доцент кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Уссурийского государственного педагогического
института,
К. А. Оглоблин, зав. кафедрой основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Уссурийского государственного педагогического
института, доцент
В статье приводятся структура и содержание разработанного авторами спецкурса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе». Спецкурс поможет будущим педагогам сформировать мо-тивационно-ценностный компонент в ведении здорового образа жизни и укреплении индивидуального здоровья, приобрести опыт валеологической работы в школе с учениками и их родителями, организации и проведения уроков по валеологии в начальной и средней общеобразовательной школе.
Сегодня наряду с развитием системы образования наблюдается противоположная тенденция: национальное достояние страны — подрастающее поколение, будущее российского государства — оказывается под угрозой. Причинами противоречия, по мнению ученых, являются плохая экология, нестабильная политическая и экономическая обстановка, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, а также ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры. По различным данным, к 17—18 годам остается от 3 до 20 % здоровых молодых людей. Задача шко-
лы как государственного общественного института — научить детей выживать в сложное время кризисов, природных катаклизмов и социальных потрясений, формируя устойчивые стереотипы безопасного поведения, а также умение повышать компенсаторные силы организма с целью борьбы со стрессами и неврозами, используя валеологические технологии.
Валеология как наука о здоровье и здоровом образе жизни представляет собой систему различных дисциплин: медицины, педагогики, психологии, экологии, физиологии. Мы согласны с мнением специалистов, что валеология особенно нужна в школе, так как здоровье
© С. М. Симоненко, К. А. Оглоблин, 2005
нации во многом будет зависеть от того, как дети сумеют сохранить, укрепить и преумножить свое здоровье. Мы согласны и с тем, что надо преподавать валео-логию студентам всех специальностей педагогических вузов, а также готовить учителей по специальности «педагог-ва-леолог» с навыками работы практического валеолога в школе.
Ученые подсчитали, что состояние здоровья человека на 50 % зависит от его образа жизни, т. е. от того, как он сам к себе относится. Поэтому в школе необходимо глубоко изучать и прививать навыки здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это, по определению Е. Г. Жук, осознанное в своей необходимости постоянное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде. Это наиболее оптимальная система поведения человека, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.
Здоровье ребенка должно быть предметом педагогического внимания начиная с раннего детства и до тех пор, пока у него не выработаются стойкие стереотипы здорового образа жизни и безопасного поведения. Достигается это следующими путями: 1) пропагандой здорового образа жизни и гигиеническим воспитанием; 2)экологическим воспитанием, необходимым для гармонизации общества и окружающей среды; 3) психологическим воспитанием, позволяющим снять стресс и повысить защитные силы организма; 4) половым воспитанием, помогающим решить вопросы сексуальной культуры, безопасного сексуального поведения, а также укрепить семью; 5) изучением основ безопасности жизнедеятельности в динамично меняющемся мире, позволяющим сохранить здоровье в экстремальных ситуациях.
В настоящее время при изучении студентами педагогических вузов дисциплин медико-биологического блока основам здорового образа жизни уделяется небольшое внимание. Факты свидетельствуют о том, что студенты не берегут свое здоровье, употребляя психотропные вещества; соответствующее отношение к своему здоровью они могут сформировать и у вверенных им учеников. Практика также показывает отсутствие у будущих учителей опыта творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения. Таким образом, можно сказать, что будущие специалисты не готовы вести работу по валеологическому воспитанию и образованию школьников, которая сегодня очень актуальна и имеет большое значение для сохранения генофонда.
Задача разработанного нами спецкурса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе» состоит в том, чтобы помочь студентам педагогических вузов сформировать мотивационноценностный компонент в ведении здорового образа жизни и укреплении индивидуального здоровья, приобрести опыт валеологической работы в школе с учениками и их родителями, организации и проведения уроков по валеологии в начальной и средней общеобразовательной школе. Изучение спецкурса желательно проводить после освоения курсов медико-биологического блока или параллельно им, но перед педагогической практикой.
Данный спецкурс состоит из четырех разделов. В первом разделе «Педагогическая валеология как наука о сбережении и формировании здоровья» будущих учителей нужно познакомить с основными целями, задачами и формами валеологической работы в школе и валеологической стратегии педагогической деятельности. Валеологические знания должны войти в профессиограмму учителя, чтобы затем отразиться в его целепола-гании, обеспечивающем здоровье подрастающего поколения.
Во втором разделе «Валеологичес-кое воспитание в школе» необходимо раскрыть сущность валеологического воспитания школьников, которая заключается в образовании мотивационно-ценнос-тного компонента по отношению к здоровью индивидуальному и общественному
Надлежит помнить, что стремление подростков к выявлению и развитию своих личных возможностей связано с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности. На этой основе следует воспитывать ответственное отношение к самому себе и окружающему миру. Для каждого учащегося решение возникших перед ним проблем является уникальным и должно сопровождаться поиском субъективных смыслов.
Необходимо дать подросткам возможность осознать ответственность за состояние своего здоровья, развить инстинкт самосохранения и тем самым затормозить процесс самовредительства, наблюдающийся у современных школьников при употреблении психотропных средств и потенциально опасном поведении для жизни и здоровья — не только собственного, но и окружающих людей. Опираясь на полученные знания, а также на чувство собственного достоинства, самоуважения, навыки самоанализа и самооценки, нужно создать положительную мотивацию ведения здорового образа жизни.
Жизнь современного подростка стала чрезмерно напряженной. Повсюду его подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжения, переутомления возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Защита от стресса и повышение компенсаторных сил организма — задача валео-
логического воспитания, имеющего психологический компонент, направленный также на выработку коммуникативных умений.
Учитывая рост болезней, передаваемых половым путем, увеличение числа подростков, начинающих раннюю половую жизнь, надо глубоко изучать вопросы сексуальной культуры и полового воспитания, профилактики СПИДа и венерических заболеваний.
В третьем разделе «Образование в области формирования здорового образа жизни в школе» следует познакомить студентов с обзором учебных программ по валеологии в начальной и средней школе, предлагаемых валеологами Санкт-Петербурга (Г. К. Зайцевым «Уроки Знайки», «Уроки Мойдодыра» и др., Л. Г. Татарниковой «Российская школа здоровья и индивидуального развития»), а также с содержанием и методикой проведения уроков здоровья, дней и праздников здоровья.
Будущие учителя-предметники должны усвоить, что на уроках естественно-научного и гуманитарного циклов, используя валеологические знания и межпредметные связи с валеологией, необходимо формировать у учащихся устойчивую мотивацию ведения здорового образа жизни.
В четвертом разделе внимание будущих учителей обращается на взаимосвязь валеологического образования и воспитания во внеклассной работе, в системе дополнительного образования, на закрепление мотивации валеологически целесообразного поведения и использование валеологических знаний на практике на основе принципов преемственности, гуманизации и экологизации.
Структура спецкурса показана в нижеприведенной таблице.
Структура спецкурса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе»
Тематика лекционных занятий Кол-во часов Тематика семинарских и практических занятий Кол-во часов
Раздел 1. Педагогическая валеология как наука о сбережении и формировании здоровья
Предмет, цели и задачи педагогической валеологии 2 Медико-педаготические и психологосоциальные аспекты ведения работы по 2
Организация работы в школе по сбережению здоровья: валеологическая служба, взаимодействие школьного психолога и педагога-валеолога, валеологическая работа с родителями 2 формированию и сбережению здоровья в школе. Дневник Здоровья
Итого 4 2
Раздел 2. Валеологическое воспитание в школе
Сущность воспитания здоровьесберегающеи культуры, мотивация ведения ЗОЖ 2 Технологии повышения компенсаторных сил организма 4
Физическое воспитание и здоровье ШКОЛЬНИКОВ 2
Здоровьесберегающие аспекты экологического воспитания 2
ПолОвое воспитание школьников 2
Итого 8 4
Раздел 3. Образование в области формирования ЗОЖ в школе
Сущность валеологического образования 1 Проектирование уроков здоровья в системе валеологического образования 4
Уроки ЗДоровьесбережения в начальной (средней) школе. Их интеграция едругими учебными предметами 1
Итого 2 4
Раздел 4. Система дополнительного образования в области здоровьесбережения
Взаимосвязь валеологического образования и воспитания в условиях свободного времени школьников 2 Оздоровительная работа в летнем лагере. Здоровьесберегающие аспекты организации и проведения туристических походов, праздников, дней здоровья 4
Итого 2 4
Всего 16 14
Общее количество часов: 30
Содержание лекций
Раздел 1. Педагогическая валеоло-гия как наука о сбережении и формировании здоровья
Тема 1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии
Значение здоровья и здорового образа жизни для человека и общества. Здо-
ровье как проблема общества и государства. Ухудшение здоровья детей и система образования. Валеология — наука о здоровье. Современные концептуальные основы валеологии.
Педагогическая валеология как одна из отраслей валеологии, занимающей пограничное место в науках о человеке(педагогики, психологии, медицины, физиологии и др.), исследующая способы со-
хранения, укрепления и формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся и учителей в учебном заведении. Ее основные цели и задачи: диагностика, профилактика, реабилитация здоровья участников образовательного процесса, введение валеологических знаний в базовое образование и воспитание, ориентация на валеологические технологии обучения.
Тема 2. Организация работы в школе по сбережению здоровья: валеоло-гичеекая служба, взаимодействие школьного психолога и педагога-вале-олога, валеологическая работа с родителями
Особенности валеологической работы учителя-предметника и педагога-ва-леолога в условиях образовательного учреждения. Организация валеологической службы. Должностные права и обязанности валеологического организатора и валеолога-учителя. Взаимодействие валеолога с администрацией, учителями, медиками, школьным психологом, работниками столовой и родителями. Городские валеологические службы, их взаимодействие с учебными заведениями. Валеологические консультации детей и их родителей, учителей. Выступления валеолога на родительских собраниях, групповая работа с родителями часто болеющих детей. Оформление стендов по валеологии. Организация и проведение психолого-валеологических мероприятий в школе: тренинги, игры, конференции, конкурсы, организация фитобара, кабинета по релаксации.
Раздел 2. Валеологическое воспитание в школе
Тема 1. Сущность воспитания здо-ровьесберегающей культуры, мотивация ведения здорового образа жизни
Потребностно-мотивационная сфера человека и ее роль в воспитании. Здоровье как потребность или ценность. Возможные мотивы ведения здорового образа жизни, их использование в воспитании.
Цели и задачи валеологического воспитания: воспитание физически и духовно здорового поколения, выработка устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни и формирования здоровья. Возможности школы в решении проблемы валеологического воспитания учащихся, их родителей, педагогов, медицинских работников школ и др.
Правильное отношение к здоровью как предмет педагогического общения. Антинаркотийное и антиалкогольное просвещение.
Тема 2. Физическое воспитание и здоровье школьников
Формирование потребности в физическом саморазвитии и самосовершенствовании на уроках физкультуры, валеологии и других предметах и в условиях свободного времени школьников. Психогимнастика, ритмика, танцетерапия и другие валеологические технологии. Антистрессовая защита.
Тема 3. Здоровъесберегающие аспекты экологического воспитания
Актуальность экологизации образования и ее основные проблемы. Современное состояние экологического воспитания. Влияние природной среды на развитие личности. Цели и средства экологического воспитания. Формы и методы взаимосвязи валеологического и экологического воспитания. Принцип преемственности, гуманизации, валеологизации и экологизации образования.
Тема 4. Половое воспитание школьников
Значение пола в эволюции человека и животных, половая сегрегация. Сущность конфликтных ситуаций между полами. Феминизм. Современные отрицательные тенденции в семье и браке.
Цели и задачи полового воспитания, основные методы и формы, возрастные особенности. Социальный аспект полового воспитания и подготовка к осуществлению родительских обязанностей в браке. Воспитание сексуальной культу-
ры и безопасного сексуального поведения (профилактика СПИДа и венерических заболеваний) — задача семейного воспитания и валеологической работы в школе.
Раздел 3. Образование в области формирования здорового образа жизни в школе
Тема 1—2. Сущность валеологичес-кого образования. Уроки здоровьесбе-режения в начальной (средней) школе. Их интеграция с другими учебными предметами
Особенности валеологического образования в начальной школе. «Уроки Знайки», «Доктор Пилюлькин» и другие образовательные и занимательные курсы для детей начальных классов.
Уроки валеологии в средней школе. Учебно-тематический план курса «Ребенок и здоровье» (5—6-е классы): содержание занятий и полученные знания. Уроки валеологии в старших классах.
Учебно-тематический план курса «Валеология человека» для 7—8-х классов. Основные знания и умения.
Учебно-тематический план и программа по школьному курсу «Валеология семьи» для 9-го класса. Цель курса и его задачи, примерное содержание и полученные знания.
Программа и учебно-тематический план по курсу «Основы сексуальной культуры» для 10—11-х классов. Цели и задачи данного курса, его основное содержание и полученные знания.
Краткая характеристика и содержание курса «Валеология семьи, материнства и отцовства» для 12-го класса как заключительный этап установки на формирование здорового образа жизни, воспитания гражданской зрелости старшеклассников.
Учебные блоки, интегрированные с курсом валеологии (на примере 5—6-х классов).
Раздел 4. Система дополнительного образования в области здоровье-сбережения
Тема 1. Взаимосвязь валеологического образования и воспитания в условиях свободного времени школьников
Общность целей и задач, специфика форм и методов работы валеологического образования и воспитания во внеклассной, внеурочной и внешкольной работе. Использование на практике знаний, полученных на уроках, закрепление мотивации валеологически целесообразного поведения. Принципы преемственности, гуманизации и экологизации в решении данной проблемы. Различные формы дополнительного образования по валеологии. Инновационные технологии валеологического образования.
Разработанный нами спецкурс «Применение здоровьесберегающих технологий в школе» читается на всех факультетах нашего института. При проведении социологических исследований путем анонимного анкетирования у 82 студентов различных факультетов 72 респондента ответили, что положительно относятся к преподаванию этого курса^ считают, что он может быть полезен в работе будущего учителя, что они сами будут более осмысленно относиться к своему здоровью и будут пропагандистами здорового образа жизни.
Авторы считают, что данный курс (который пока студенты посещают по выбору) должен быть обязательным, входить в число общепрофессиональных дисциплин и быть включенным в новый государственный стандарт
.Поступила 26.01.05.