Научная статья на тему 'Теоретические основы курса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе»'

Теоретические основы курса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симоненко С. М., Оглоблин К. А.

В статье приводятся структура и содержание разработанного авторами спецкурса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе». Спецкурс поможет будущим педагогам сформировать мотивационно-ценностный компонент в ведении здорового образа жизни и укреплении индивидуального здоровья, приобрести опыт валеологической работы в школе с учениками и их родителями, организации и проведения уроков по валеологии в начальной и средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симоненко С. М., Оглоблин К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Fundamentals of the Developed Course «Using Healthcare Technologies in Schools»

The article gives the structure and contents of the optional course «Using healthcare technologies in schools», developed by the authors. The course will help future teachers form motivation and life value component of health care and strengthening individual health, acquire experience of valeology work with pupils and their parents in schools, give lessons on valeology in primary and secondary comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы курса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе»»

— участие в разных формах коллективной и групповой учебной работы;

— стремление осознать и усовершенствовать способы взаимодействия с другим человеком.

Для формирования социальных мотивов учения школьников важны организация коллективной и групповой форм учебной деятельности, обсуждение членами группы вариантов решения задачи, сопоставление различных способов решения и контроля различных вариантов.

Таким образом, повышение эффективности воспитания и развития учащих-

ся в процессе обучения математике может быть достигнуто путем продуманной реализации перечисленных выше дидактических условий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Осчнская В. А. Формирование у старшеклассников приемов умственной деятельности в процессе обучения математике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Осинская. Киев, 1988.

2 Математика : учеб. для 4 кл. общеобразоват. шк. / Т. К. Оспанов и др. Алматы, 2000.

3 См.: Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М., 1976 ; Ильин Е. П. Сущность и структура мотива / Е. И, Ильин И: Психол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С, 27—42.

Поступила 22.10.04.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ»

С. М. Симоненко, доцент кафедры основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Уссурийского государственного педагогического

института,

К. А. Оглоблин, зав. кафедрой основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Уссурийского государственного педагогического

института, доцент

В статье приводятся структура и содержание разработанного авторами спецкурса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе». Спецкурс поможет будущим педагогам сформировать мо-тивационно-ценностный компонент в ведении здорового образа жизни и укреплении индивидуального здоровья, приобрести опыт валеологической работы в школе с учениками и их родителями, организации и проведения уроков по валеологии в начальной и средней общеобразовательной школе.

Сегодня наряду с развитием системы образования наблюдается противоположная тенденция: национальное достояние страны — подрастающее поколение, будущее российского государства — оказывается под угрозой. Причинами противоречия, по мнению ученых, являются плохая экология, нестабильная политическая и экономическая обстановка, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, а также ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры. По различным данным, к 17—18 годам остается от 3 до 20 % здоровых молодых людей. Задача шко-

лы как государственного общественного института — научить детей выживать в сложное время кризисов, природных катаклизмов и социальных потрясений, формируя устойчивые стереотипы безопасного поведения, а также умение повышать компенсаторные силы организма с целью борьбы со стрессами и неврозами, используя валеологические технологии.

Валеология как наука о здоровье и здоровом образе жизни представляет собой систему различных дисциплин: медицины, педагогики, психологии, экологии, физиологии. Мы согласны с мнением специалистов, что валеология особенно нужна в школе, так как здоровье

© С. М. Симоненко, К. А. Оглоблин, 2005

нации во многом будет зависеть от того, как дети сумеют сохранить, укрепить и преумножить свое здоровье. Мы согласны и с тем, что надо преподавать валео-логию студентам всех специальностей педагогических вузов, а также готовить учителей по специальности «педагог-ва-леолог» с навыками работы практического валеолога в школе.

Ученые подсчитали, что состояние здоровья человека на 50 % зависит от его образа жизни, т. е. от того, как он сам к себе относится. Поэтому в школе необходимо глубоко изучать и прививать навыки здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это, по определению Е. Г. Жук, осознанное в своей необходимости постоянное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде. Это наиболее оптимальная система поведения человека, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.

Здоровье ребенка должно быть предметом педагогического внимания начиная с раннего детства и до тех пор, пока у него не выработаются стойкие стереотипы здорового образа жизни и безопасного поведения. Достигается это следующими путями: 1) пропагандой здорового образа жизни и гигиеническим воспитанием; 2)экологическим воспитанием, необходимым для гармонизации общества и окружающей среды; 3) психологическим воспитанием, позволяющим снять стресс и повысить защитные силы организма; 4) половым воспитанием, помогающим решить вопросы сексуальной культуры, безопасного сексуального поведения, а также укрепить семью; 5) изучением основ безопасности жизнедеятельности в динамично меняющемся мире, позволяющим сохранить здоровье в экстремальных ситуациях.

В настоящее время при изучении студентами педагогических вузов дисциплин медико-биологического блока основам здорового образа жизни уделяется небольшое внимание. Факты свидетельствуют о том, что студенты не берегут свое здоровье, употребляя психотропные вещества; соответствующее отношение к своему здоровью они могут сформировать и у вверенных им учеников. Практика также показывает отсутствие у будущих учителей опыта творческой валеологической деятельности в условиях образовательного учреждения. Таким образом, можно сказать, что будущие специалисты не готовы вести работу по валеологическому воспитанию и образованию школьников, которая сегодня очень актуальна и имеет большое значение для сохранения генофонда.

Задача разработанного нами спецкурса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе» состоит в том, чтобы помочь студентам педагогических вузов сформировать мотивационноценностный компонент в ведении здорового образа жизни и укреплении индивидуального здоровья, приобрести опыт валеологической работы в школе с учениками и их родителями, организации и проведения уроков по валеологии в начальной и средней общеобразовательной школе. Изучение спецкурса желательно проводить после освоения курсов медико-биологического блока или параллельно им, но перед педагогической практикой.

Данный спецкурс состоит из четырех разделов. В первом разделе «Педагогическая валеология как наука о сбережении и формировании здоровья» будущих учителей нужно познакомить с основными целями, задачами и формами валеологической работы в школе и валеологической стратегии педагогической деятельности. Валеологические знания должны войти в профессиограмму учителя, чтобы затем отразиться в его целепола-гании, обеспечивающем здоровье подрастающего поколения.

Во втором разделе «Валеологичес-кое воспитание в школе» необходимо раскрыть сущность валеологического воспитания школьников, которая заключается в образовании мотивационно-ценнос-тного компонента по отношению к здоровью индивидуальному и общественному

Надлежит помнить, что стремление подростков к выявлению и развитию своих личных возможностей связано с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности. На этой основе следует воспитывать ответственное отношение к самому себе и окружающему миру. Для каждого учащегося решение возникших перед ним проблем является уникальным и должно сопровождаться поиском субъективных смыслов.

Необходимо дать подросткам возможность осознать ответственность за состояние своего здоровья, развить инстинкт самосохранения и тем самым затормозить процесс самовредительства, наблюдающийся у современных школьников при употреблении психотропных средств и потенциально опасном поведении для жизни и здоровья — не только собственного, но и окружающих людей. Опираясь на полученные знания, а также на чувство собственного достоинства, самоуважения, навыки самоанализа и самооценки, нужно создать положительную мотивацию ведения здорового образа жизни.

Жизнь современного подростка стала чрезмерно напряженной. Повсюду его подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжения, переутомления возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Защита от стресса и повышение компенсаторных сил организма — задача валео-

логического воспитания, имеющего психологический компонент, направленный также на выработку коммуникативных умений.

Учитывая рост болезней, передаваемых половым путем, увеличение числа подростков, начинающих раннюю половую жизнь, надо глубоко изучать вопросы сексуальной культуры и полового воспитания, профилактики СПИДа и венерических заболеваний.

В третьем разделе «Образование в области формирования здорового образа жизни в школе» следует познакомить студентов с обзором учебных программ по валеологии в начальной и средней школе, предлагаемых валеологами Санкт-Петербурга (Г. К. Зайцевым «Уроки Знайки», «Уроки Мойдодыра» и др., Л. Г. Татарниковой «Российская школа здоровья и индивидуального развития»), а также с содержанием и методикой проведения уроков здоровья, дней и праздников здоровья.

Будущие учителя-предметники должны усвоить, что на уроках естественно-научного и гуманитарного циклов, используя валеологические знания и межпредметные связи с валеологией, необходимо формировать у учащихся устойчивую мотивацию ведения здорового образа жизни.

В четвертом разделе внимание будущих учителей обращается на взаимосвязь валеологического образования и воспитания во внеклассной работе, в системе дополнительного образования, на закрепление мотивации валеологически целесообразного поведения и использование валеологических знаний на практике на основе принципов преемственности, гуманизации и экологизации.

Структура спецкурса показана в нижеприведенной таблице.

Структура спецкурса «Применение здоровьесберегающих технологий в школе»

Тематика лекционных занятий Кол-во часов Тематика семинарских и практических занятий Кол-во часов

Раздел 1. Педагогическая валеология как наука о сбережении и формировании здоровья

Предмет, цели и задачи педагогической валеологии 2 Медико-педаготические и психологосоциальные аспекты ведения работы по 2

Организация работы в школе по сбережению здоровья: валеологическая служба, взаимодействие школьного психолога и педагога-валеолога, валеологическая работа с родителями 2 формированию и сбережению здоровья в школе. Дневник Здоровья

Итого 4 2

Раздел 2. Валеологическое воспитание в школе

Сущность воспитания здоровьесберегающеи культуры, мотивация ведения ЗОЖ 2 Технологии повышения компенсаторных сил организма 4

Физическое воспитание и здоровье ШКОЛЬНИКОВ 2

Здоровьесберегающие аспекты экологического воспитания 2

ПолОвое воспитание школьников 2

Итого 8 4

Раздел 3. Образование в области формирования ЗОЖ в школе

Сущность валеологического образования 1 Проектирование уроков здоровья в системе валеологического образования 4

Уроки ЗДоровьесбережения в начальной (средней) школе. Их интеграция едругими учебными предметами 1

Итого 2 4

Раздел 4. Система дополнительного образования в области здоровьесбережения

Взаимосвязь валеологического образования и воспитания в условиях свободного времени школьников 2 Оздоровительная работа в летнем лагере. Здоровьесберегающие аспекты организации и проведения туристических походов, праздников, дней здоровья 4

Итого 2 4

Всего 16 14

Общее количество часов: 30

Содержание лекций

Раздел 1. Педагогическая валеоло-гия как наука о сбережении и формировании здоровья

Тема 1. Предмет, цели и задачи педагогической валеологии

Значение здоровья и здорового образа жизни для человека и общества. Здо-

ровье как проблема общества и государства. Ухудшение здоровья детей и система образования. Валеология — наука о здоровье. Современные концептуальные основы валеологии.

Педагогическая валеология как одна из отраслей валеологии, занимающей пограничное место в науках о человеке(педагогики, психологии, медицины, физиологии и др.), исследующая способы со-

хранения, укрепления и формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся и учителей в учебном заведении. Ее основные цели и задачи: диагностика, профилактика, реабилитация здоровья участников образовательного процесса, введение валеологических знаний в базовое образование и воспитание, ориентация на валеологические технологии обучения.

Тема 2. Организация работы в школе по сбережению здоровья: валеоло-гичеекая служба, взаимодействие школьного психолога и педагога-вале-олога, валеологическая работа с родителями

Особенности валеологической работы учителя-предметника и педагога-ва-леолога в условиях образовательного учреждения. Организация валеологической службы. Должностные права и обязанности валеологического организатора и валеолога-учителя. Взаимодействие валеолога с администрацией, учителями, медиками, школьным психологом, работниками столовой и родителями. Городские валеологические службы, их взаимодействие с учебными заведениями. Валеологические консультации детей и их родителей, учителей. Выступления валеолога на родительских собраниях, групповая работа с родителями часто болеющих детей. Оформление стендов по валеологии. Организация и проведение психолого-валеологических мероприятий в школе: тренинги, игры, конференции, конкурсы, организация фитобара, кабинета по релаксации.

Раздел 2. Валеологическое воспитание в школе

Тема 1. Сущность воспитания здо-ровьесберегающей культуры, мотивация ведения здорового образа жизни

Потребностно-мотивационная сфера человека и ее роль в воспитании. Здоровье как потребность или ценность. Возможные мотивы ведения здорового образа жизни, их использование в воспитании.

Цели и задачи валеологического воспитания: воспитание физически и духовно здорового поколения, выработка устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни и формирования здоровья. Возможности школы в решении проблемы валеологического воспитания учащихся, их родителей, педагогов, медицинских работников школ и др.

Правильное отношение к здоровью как предмет педагогического общения. Антинаркотийное и антиалкогольное просвещение.

Тема 2. Физическое воспитание и здоровье школьников

Формирование потребности в физическом саморазвитии и самосовершенствовании на уроках физкультуры, валеологии и других предметах и в условиях свободного времени школьников. Психогимнастика, ритмика, танцетерапия и другие валеологические технологии. Антистрессовая защита.

Тема 3. Здоровъесберегающие аспекты экологического воспитания

Актуальность экологизации образования и ее основные проблемы. Современное состояние экологического воспитания. Влияние природной среды на развитие личности. Цели и средства экологического воспитания. Формы и методы взаимосвязи валеологического и экологического воспитания. Принцип преемственности, гуманизации, валеологизации и экологизации образования.

Тема 4. Половое воспитание школьников

Значение пола в эволюции человека и животных, половая сегрегация. Сущность конфликтных ситуаций между полами. Феминизм. Современные отрицательные тенденции в семье и браке.

Цели и задачи полового воспитания, основные методы и формы, возрастные особенности. Социальный аспект полового воспитания и подготовка к осуществлению родительских обязанностей в браке. Воспитание сексуальной культу-

ры и безопасного сексуального поведения (профилактика СПИДа и венерических заболеваний) — задача семейного воспитания и валеологической работы в школе.

Раздел 3. Образование в области формирования здорового образа жизни в школе

Тема 1—2. Сущность валеологичес-кого образования. Уроки здоровьесбе-режения в начальной (средней) школе. Их интеграция с другими учебными предметами

Особенности валеологического образования в начальной школе. «Уроки Знайки», «Доктор Пилюлькин» и другие образовательные и занимательные курсы для детей начальных классов.

Уроки валеологии в средней школе. Учебно-тематический план курса «Ребенок и здоровье» (5—6-е классы): содержание занятий и полученные знания. Уроки валеологии в старших классах.

Учебно-тематический план курса «Валеология человека» для 7—8-х классов. Основные знания и умения.

Учебно-тематический план и программа по школьному курсу «Валеология семьи» для 9-го класса. Цель курса и его задачи, примерное содержание и полученные знания.

Программа и учебно-тематический план по курсу «Основы сексуальной культуры» для 10—11-х классов. Цели и задачи данного курса, его основное содержание и полученные знания.

Краткая характеристика и содержание курса «Валеология семьи, материнства и отцовства» для 12-го класса как заключительный этап установки на формирование здорового образа жизни, воспитания гражданской зрелости старшеклассников.

Учебные блоки, интегрированные с курсом валеологии (на примере 5—6-х классов).

Раздел 4. Система дополнительного образования в области здоровье-сбережения

Тема 1. Взаимосвязь валеологического образования и воспитания в условиях свободного времени школьников

Общность целей и задач, специфика форм и методов работы валеологического образования и воспитания во внеклассной, внеурочной и внешкольной работе. Использование на практике знаний, полученных на уроках, закрепление мотивации валеологически целесообразного поведения. Принципы преемственности, гуманизации и экологизации в решении данной проблемы. Различные формы дополнительного образования по валеологии. Инновационные технологии валеологического образования.

Разработанный нами спецкурс «Применение здоровьесберегающих технологий в школе» читается на всех факультетах нашего института. При проведении социологических исследований путем анонимного анкетирования у 82 студентов различных факультетов 72 респондента ответили, что положительно относятся к преподаванию этого курса^ считают, что он может быть полезен в работе будущего учителя, что они сами будут более осмысленно относиться к своему здоровью и будут пропагандистами здорового образа жизни.

Авторы считают, что данный курс (который пока студенты посещают по выбору) должен быть обязательным, входить в число общепрофессиональных дисциплин и быть включенным в новый государственный стандарт

.Поступила 26.01.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.