Научная статья на тему 'Специальный инновационный курс «валеологическое образование и здоровьесберегающие технологии в школе» в формировании культуры здоровья у будущих педагогов по физической культуре'

Специальный инновационный курс «валеологическое образование и здоровьесберегающие технологии в школе» в формировании культуры здоровья у будущих педагогов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальный инновационный курс «валеологическое образование и здоровьесберегающие технологии в школе» в формировании культуры здоровья у будущих педагогов по физической культуре»

460 л.

19. Чжуд-ши. Ксилограф на тибетском языке. - VIII - XI в.в. - 401 л.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КУРС «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

К.А. Оглоблин

Учитывая, что формирование культуры здоровья является важнейшим звеном в подготовке не только педагогов физической культуры, но и для учителей всех специальностей нами разработан специальный инновационный курс «Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе».

В этом курсе основное место уделяется организации физкультурнооздоровительной работы, которая включает: а) полноценную эффективную работу с учащимися всех групп здоровья на уроках физкультуры и спортивных секциях; б) организацию занятий по ЛФК для специальных медицинских групп; в) организацию физкультминуток между уроками и физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности; г) создание условий и организации работы спортивных секций; д) регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий, дней спорта, соревнований, олимпиад, походов.

Задача данного спецкурса состоит в том, чтобы помочь студентам педагогических вузов сформировать мотивационно-ценностный компонент в ведении здорового образа жизни и укреплении индивидуального здоровья, а также помочь учителю-практику в организации и проведении уроков по валеологии в начальной и средней образовательной школе, а, иными словами, способствовать развитию их валеологиче-ской культуры. Изучение спецкурса «Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе» желательно проводить после освоения курсов медико-биологического блока или параллельно им, но перед педагогической практикой.

В первом разделе «Педагогическая валеология как наука о сбережении и формировании здоровья» будущих учителей нужно познакомить с основными целями, задачами и формами валеологической работы в школе и валеологической стратегии педагогической деятельности. Знания культуры здоровья должны войти в профессио-грамму учителя, чтоб затем отразиться в его целеполагании, обеспечивающем здоровье подрастающего поколения.

Во втором разделе «Валеологическое воспитание в школе» необходимо раскрыть сущность валеологического воспитания школьников, воспитание культуры здоровья, которое заключается в образовании мотивационно-ценностного компонента по отношению к здоровью индивидуальному и общественному. Необходимо дать подросткам возможность осознать ответственность за состояние своего здоровья, развить инстинкт самосохранения, этим самым тормозить процесс самовредительства, наблюдаемый часто у современных школьников при употреблении психотропных средств и потенциально опасном поведении для жизни и здоровья не только собственного, но и окружающих людей. На основе полученных знаний, а также чувства собственного достоинства, самоуважения, самоанализа и самооценки создать положительную мотивацию ведения здорового образа жизни.

Жизнь современного подростка стала чрезмерно напряженной. Повсюду его подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки. Перенапряжения, переутомления возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Защита от стресса и повышение компенсаторных сил организма - задача валеологического воспитания, имеющего психологический компонент, направленный также на выработку коммуникативных умений.

Учитывая большой рост болезней, передаваемых половым путем, увеличение числа подростков, начинающих раннюю половую жизнь, надо глубоко изучать вопросы сексуальной культуры и полового воспитания. Особое внимание валеологически грамотные педагоги должны уделять профилактике алкоголизма, наркомании, СПИДа и венерических заболеваний.

В этом разделе подробно освещаются следующие темы: 1) сущность формирования культуры здоровья и мотивация ведения здорового образа жизни; 2) физическое воспитание и здоровье школьников; 3) валеологические аспекты экологического воспитания; 4) половое воспитание.

В третьем разделе «Валеологическое образование в школе» следует обратить внимание студентов на обзор учебных программ по медико-биологическим дисциплинам, а также на содержание и методику проведения уроков здоровья, дней здоровья и праздников здоровья. Особое внимание нужно уделять рациональному питанию, закаливанию организма, изучению вредных привычек и проведению антинаркотической пропаганды среди школьников, а также на содержание и методику проведения уроков здоровья, дней здоровья и праздников здоровья. На уроках физкультуры, используя валеологические знания и межпредметные связи с валеологией, учитель физической культуры формирует устойчивую мотивацию ведения здорового образа жизни у учащихся, применяя при этом физкультурно-оздоровительную направленность уроков.

В четвертом разделе «Применение физических упражнений в формировании культуры здоровья» описываются различные методики применения физических упражнений в зависимости от возраста школьников. К таким методикам относятся: разработанный комплекс упражнений физкультминуток, который включает упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища; физкультминутки для младших школьников с элементами письма; упражнения для нормализации осанки для всех возрастных групп; упражнения для глаз; комплекс упражнений для обучения правильному дыханию, который способствует снижению простудных заболеваний. Кроме того, в этом разделе изучаются психолого-гигиенические основы защитных сил организма без помощи лекарств: а) техника последовательного расслабления мышц по Джейкобсону; б) психомышечная тренировка; в) аутогенная тренировка, медитация; г) психогигиенические упражнения; д) метод Г.Н.Сытина - словесно-образное, эмоционально-волевое управление собственным состоянием (СОЭВУС).

В этом разделе изучается тема «Оздоровительная работа в летнем лагере», в которой обращают внимание студентов на режим дня, организацию питания, оздоровительных мероприятий и спортивных праздников. Подробно рассматривается организация походов и выработка туристических навыков в условиях различной погоды.

Специальный курс «Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе» рассчитан на 18 учебных часов аудиторных занятий, из них 10 часов - лекций и 8 часов - семинарских занятий.

Разработанный нами спецкурс положительно воспринят студентами факультета физической культуры и спорта, о чем свидетельствует анкетирование. Данный курс читается на других факультетах педагогического института с дополнениями и изменениями, характерными для их специфики.

До и после проведения занятий по валеологическому образованию и применению здоровьесберегающих технологий в школе мы проанкетировали 50 студентов факультета физической культуры и спорта (табл.).

Таблица

№ п/п Виды высказываний о ЗОЖ Число высказываний студентов (%)

до чтения курса после чтения курса

1. Жизнь без вредных привычек. 81 94

2. Влияет ли отрицательно употребление алкоголя 69 92

(пива) на спортивную карьеру?

3. Влияет ли отрицательно табакокурение на спортивную карьеру? 52 84

4. Важно ли следить за здоровьем, беречь его и проводить профилактику заболеваний? 51 94

5. Влияет ли положительно рациональное питание на спортивный результат? 81 97

6. Необходимы ли спортсменам частые прогулки на свежем воздухе? 42 78

7. Как Вы относитесь к здоровому сексу и постоянному сексуальному партнеру? 38 76

8. Является ли здоровье физическим, духовным и нравственным? 51 89

9. Нужно ли регулярно заниматься умственным трудом для укрепления здоровья? 22 71

10. Необходимо ли спортсменам иметь высокую культуру общения с людьми? 63 96

11. Нужно ли для проведения занятий по физическому воспитанию формировать культуру здоровья? 49 81

12. Умеете ли Вы преодолевать отрицательные качества стресса и иметь хорошее самообладание? 52 82

13. Необходимы ли спортсменам самосовершенствование и самодисциплина? 63 87

14. Соблюдаете ли Вы правила гигиены? 76 92

15. Занимаетесь ли Вы закаливанием своего организма? 41 69

16. Положительно ли Вы относитесь к соблюдению правил безопасности в определенных местах? 82 96

17. Объективно ли Вы относитесь к действиям других? 83 91

18. Нужно ли расширять свой кругозор (чтение книг, посещение концертов, театров и т.д.)? 74 92

19. Хотели бы Вы жить в экологически чистых районах? 95 97

20. Влияет ли положительно хорошая экологическая обстановка на спортивный результат? 42 61

Из проведенной таблицы видно, что студенты физкультуры и до чтения курса «Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе» положительно относились формированию культуры здоровья, а после чтения эти мотивы укрепились, стали глубже.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: « Физкультура и спорт»,

1990.

2. Безруких М.Н. Здоровьесберегающая школа. М.: Москов. психологосоциальный институт, 2004.- 240 с.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001.

4. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.:«Академия», 2001.- 320 с.

5. Оглоблин К.А. Здоровый образ жизни. УГПИ, 1998.- 122 с.

6. Петленко В.П. Валеология человека: здоровье - любовь - красота. С.-Петербург:«Водолей», 1998.- 718 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.