динационной сложности нагрузок : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Невтянов А. А. - М., 1998. - 26 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Константин Алексеевич Оглоблин, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья детей,
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ),
Уссурийск
Аннотация
В работе показаны пути реализации стратегии подготовки будущих педагогов физической культуры к валеологической деятельности в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: стратегия, культура здоровья, инновационный курс.
ACTUALIZATION OF STRATEGY OF TRAINING THE PROSPECTIVE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE FOR VALEOLOGICAL WORK IN EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Konstantin Alekseevich Ogloblin, candidate of medical sciences, senior lecturer, life safety and
children’s health department chair,
School of Pedagogies, Far Eastern Federal University, Ussuriisk
Annotation
This paper deals with the ways of actualization of strategy of training prospective teachers of physical culture for valeological work in educational institutions.
Keywords: strategy, health care, innovative course.
Университетское образование предусматривает широкую теоретическую и практическую подготовленность студентов, где физическое воспитание интегративно связано с широким комплексом естественных и гуманитарных наук о человеке. Выпускники университетов являются специалистами широкого профиля в сфере физической культуры с фундаментальной подготовленностью, что повышает их социальную мобильность и возможности в деле воспитания и формирования ценностных ориентиров у населения [1].
В условиях модернизации современного образования возникла потребность в воспитании культуры здоровья у детей дошкольного и школьного возраста, студентов и взрослого населения. Значительная роль в формировании культуры здоровья может быть отведена выпускникам физкультурных вузов и факультетов физической культуры. Поэтому усовершенствование системы подготовки педагогов физической культуры должно быть направлено на формирование культуры здоровья студентов, как личностно и профессионально значимого качества.
В связи с этим актуальна и целесообразна разработка и внедрение в образовательный процесс инновационной системы подготовки педагогов физической культуры к ва-леологической деятельности, включающей специальные интегративные курсы, оздоровительное акмеолого-валеологическое сопровождение и практику, направленные на формирование культуры здоровья студентов.
Инновационная система подготовки педагога физической культуры к валеологической деятельности базируется на стратегии опережающего и непрерывного образования, ориентируется на модели профессиональной зрелости педагога физической культуры,
одним из важнейших компонентов которой является культура здоровья. Эта модель предусматривает фундаментализацию содержания образования, интеграцию естественнонаучного, гуманитарного и профессионального знания о человеке и включает в процесс профессиональной подготовки элементы будущей профессиональной деятельности (акмеолого-валеологическое сопровождение студентов, мотивация успешной здоровьеформирующей деятельности, системный мониторинг качества образования в вузе с учётом показателей готовности к валеологической деятельности).
Идея разработанной нами концепции влияния опережающего непрерывного образования на здоровье нации заключается в том, что именно непрерывное образование на всех уровнях (дошкольное, школьное, среднее и высшее специальное, постдипломное) помогает сформировать культуру здоровья человека, устойчивую мотивацию здорового образа жизни, широко применять здоровьеформирующие технологии, направленные на моделирование и периодическую коррекцию индивидуальных программ здорового образа жизни пропедевтического и реабилитационного характера, активно пропагандировать физическую культуру и спорт, как фактора не только физического, но и духовнонравственного и психического развития человека.
Стратегия подготовки педагогов физической культуры в профессиональном образовании к валеологической деятельности требует:
• фундаментализации содержания образования студентов за счет усиления медико-биологического и психолого-педагогических блоков; расширения общепрофессиональных и прикладных знаний и усиление роли спортивно-педагогических дисциплин;
• включения в технологии обучения методов и приёмов, направленных на формирование готовности к прогнозированию, моделированию, постановке и решению инновационных профессиональных задач, связанных с формированием культуры здоровья обучаемых;
• обеспечения акмеолого-валеологического сопровождения студентов, способствующего формированию готовности к непрерывному профессиональному и личностному самосовершенствованию;
• целостного охвата предполагаемых сфер профессиональной деятельности в ходе педагогической практики;
• системного мониторинга качества образования с учётом показателей культуры здоровья и успешности выпускников на своих рабочих местах.
Для реализации вышеуказанной стратегии разработаны система подготовки педагогов физической культуры к валеологической деятельности, профессиональная зрелость учителя физической культуры как опережающая модель личностно-профессионального развития для выпускника факультета физической культуры, модель инновационной системы профессиональной подготовки педагогов физической культуры к валеологической деятельности, интегративный комплекс по медико-биологическим дисциплинам, программа здоровьеформирующей школы и специальные инновационные курсы: «Валеоло-гическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе», «Ва-леологические аспекты физической культуры», «Экология человека», «Травматизм в спорте» и «Спортивная реабилитология, диетология и фармакология»; педагогический эксперимент.
Учитывая, что формирование культуры здоровья является важнейшим звеном в подготовке не только педагогов физической культуры, но и для учителей всех специальностей, нами разработан специальный курс «Валеологическое образование и применение здоровьеформирующих технологий в школе».
В первом разделе «Педагогическая валеология как наука о сбережении и формировании здоровья» будущих учителей знакомят с основными целями, задачами и формами валеологической работы в школе и валеологической стратегии педагогической деятельности.
Во втором разделе «Валеологическое воспитание в школе» раскрывается сущность валеологического воспитания школьников, воспитание культуры здоровья, которое заключается в формировании мотивационно-ценностного компонента по отношению к здоровью. В этом разделе подробно освещаются следующие темы: 1) сущность формирования культуры здоровья и мотивация ведения здорового образа жизни; 2) физическое воспитание и здоровье школьников; 3) валеологические аспекты экологического воспитания; 4) половое воспитание.
В третьем разделе «Валеологическое образование в школе» обращает внимание студентов на обзор учебных программ по медико-биологическим дисциплинам, а также на содержание и методику проведения уроков здоровья, дней здоровья и праздников здоровья. Особое внимание уделяется рациональному питанию, закаливанию организма, изучению вредных привычек и проведению антинаркотической пропаганды среди школьников. На уроках физкультуры, используя валеологические знания и межпредметные связи с валеологией, учитель физической культуры формирует устойчивую мотивацию ведения здорового образа жизни у учащихся, реализуя физкультурнооздоровительную направленность уроков.
В четвертом разделе «Применение физических упражнений в формировании культуры здоровья» описываются различные методики применения физических упражнений в зависимости от возраста школьников. В этом разделе изучается тема «Оздоровительная работа в летнем лагере», в которой обращают внимание студентов на режим дня, организацию питания, оздоровительных мероприятий и спортивных праздников. Подробно рассматривается организация походов и выработка туристических навыков в условиях различной погоды.
Исследовав 550 студентов УГПИ, мы выявили, в основном, три уровня валеологи-ческого сознания: высокий, средний и низкий. Высокий уровень валеологического сознания предполагает высокие ценностные ориентации в сохранении и укреплении здоровья, когда здоровье становится приоритетным в ряду общечеловеческих ценностей. Средний уровень - это здоровье как ценность находится в первой пятерке общечеловеческих ценностей. И низкий уровень валеологического сознания - здоровье не входит в первую пятерку общечеловеческих ценностей.
До чтения вышеуказанного курса у 40% был высокий уровень, где здоровье является приоритетной ценностью в ряду общечеловеческих ценностей, после эксперимента высокий уровень был у 72%.
Разработан и внедрен в учебный процесс специальный инновационный курс «Ва-леологические аспекты физической культуры», в котором подробно рассматриваются различные способы улучшения здоровья населения посредствам применения методов оздоровительной физической культуры.
Спецкурс «Экология человека» способствует улучшению формирования культуры здоровья у студентов.
В подготовке педагогов физической культуры особое внимание уделяется комплексной реабилитации спортсменов по различным видам спорта.
Разработаны медико-биологические методы восстановления для кикбоксеров, борцов-самбистов, бойцов-рукопашников, тяжелоатлетов и спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом, баскетболистов, волейболистов, гандболистов, гимнастов, прыгунов в воду и начинающих пловцов, что подтверждается их спортивными результатами. Нашей задачей было, на фоне проведенных исследований, научить студентов составлять и проводить программу реабилитации по этим видам спорта.
Учитывая, что учебных часов на применение восстановительных средств в спорте отпущено учебным планом мало, нами разработан специальный курс по выбору студентов «Спортивная реабилитология, диетология, фармакология». Занятия по «Спортивной реабилитологии, диетологии и фармакологии» проводятся в активной форме. В процессе
занятий студенты обучаются созданию инновационных индивидуальных программ реабилитации по тем видам спорта, по которым они специализируются. При изучении этого курса студенты используют монографии автора «Дифференцированная медикобиологическая реабилитация спортсменов» и «Спортивная реабилитология».
Курс состоит из 4-х разделов. В первом разделе рассматриваются педагогические, психологические и медико-биологические методы восстановления. При изложении медико-биологических методов восстановления особое внимание уделяется физиотерапевтическим процедурам и спортивному массажу. В лекции по спортивному массажу рассматриваются следующие виды: тренировочный, предварительный, восстановительный, профилактический и аппаратный массаж.
Во втором разделе «Спортивная диетология» рассматриваются особенности питания спортсменов по разным видам спорта. Изучаются значение эргогенной диететики в восстановлении и повышении работоспособности спортсмена и роль композиции питательных основных веществ в энергетическом и пластическом обеспечении организма спортсмена после напряженных тренировок и соревнований. Основной акцент делается на различные диеты для спортсменов, сгонку веса, загрузку «углеводного окна», глике-мический индекс и максимальное углеводное насыщение.
В третьем разделе «Спортивная фармакология» подробно изучается фармакология спорта, в котором рассматриваются вопросы фармакологического обеспечения спортсменов по разным видам спорта, дается анализ о вреде допинга и обсуждаются применения альтернативных методов, которые не запрещены Международным олимпийским Комитетом.
В последнем, четвертом разделе «Комплексная дифференцированная медикобиологическая реабилитация спортсменов по видам спорта» рассматривается использование средств восстановления при единоборствах, скоростно-силовых, циклических, игровых, координационных и водных видах спорта. Каждое изучение вышеперечисленных групп видов спорта излагается по определенному принципу: а) физиологические изменения организма при занятиях разными видами спорта; б) массаж и физиопроцедуры; в) диета; г) фармакологическое обеспечение; д) роль тренера в использовании медицинских средств восстановления и повышения спортивной работоспособности.
В нашем институте вопросы здоровья студентов и преподавателей обсуждаются на Совете по воспитательной работе института, Совете факультета физической культуры, а также на Совещании у ректора. В вузе ежегодно проводятся Спартакиада здоровья, на факультетах Дни здоровья.
В Спартакиаде здоровья, в которой принимают участие преподаватели и сотрудники института, количество которых составляет 100-140 человек. Регулярно проводятся тематические семинары для студентов и преподавателей по здоровому образу жизни, в которых обсуждаются вопросы о вреде наркотиков, алкоголя и табакокурения, профилактики заболеваний. Большое внимание уделяется проведению гигиенических мероприятий по здоровью, закаливанию организма, организации групп здоровья для преподавателей института.
Студенты 3 и 4 курсов (100 человек) факультета физической культуры, проходя в школах педагогическую практику и практику по безопасности жизнедеятельности, кроме проведения уроков по этим дисциплинам в обязательном порядке проводят внеклассную работу, включающую организацию Дней здоровья. Проводя Дни здоровья, они обязательно включают вопросы здорового образа жизни, профилактику болезней, роль физической культуры в оздоровлении учащихся. Вместе с участниками школ студенты готовят стенгазеты по вопросам здоровья. Эти требования оздоровительной деятельности являются обязательными требованиями в программе практики.
Ежегодно проводится конкурс педагогического мастерства среди студентов вузов Дальнего Востока и Забайкалья. В этом конкурсе ежегодно участвует команда из Уссу-
рийского государственного педагогического института, которая готовит следующие номинации: «Желаем здравствовать!»; «Апчхи, или будьте здоровы!»; «Здоровый образ жизни как социально-педагогическая проблема»; «Выбирай правильно! Выбирай здоровье!».
После чтения курсов оздоровительной акмеолого-валеологической направленности, проведение Спартакиады здоровья в институте, Дней здоровья на факультетах института, у большинства студентов появились убеждения, что здоровье является приоритетной ценностью в ряду общечеловеческих ценностей, все это говорит о превращении образовательной среды вуза в здоровьесберегающую (рис. 1).
Рис 1. Алгоритм реализации стратегии к валеологической деятельности педагогов физической культуры в образовательных учреждениях
ЛИТЕРАТУРА
1. Костюченко, В.Ф. О концепции формирования и реализации идей Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 113-120.
Контактная информация: [email protected]