Научная статья на тему 'Инновационная система повышения качества подготовки педагогов по физической культуре'

Инновационная система повышения качества подготовки педагогов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / VOCATIONAL TRAINING OF THE TEACHER OF PHYSICAL TRAINING / PEDAGOGICAL MODEL / QUALITY OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оглоблин Константин Алексеевич

Улучшению качества профессиональной подготовки педагога по физической культуре способствует разработанная инновационная система, которая требует создания следующих условий: гуманизация, гуманитаризация, социализация и валеологизация физкультурного образования. На ее основе разработана педагогическая модель повышения качества подготовки выпускника факультета физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SYSTEM of RISING THE PREPARATION QUALITY of TEACHERS of PHYSICAL TRAINING

A new innovative system contributes to rise the professional training of teachers of physical training; this system requires the following conditions: humanization, humanitarization, socialization, valeologization of sports education. A pedagogical model for the rising of training quality of graduates of the department of physical training was worked out on the basic of this system.

Текст научной работы на тему «Инновационная система повышения качества подготовки педагогов по физической культуре»

ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Константин Алексеевич Оглоблин, кандидат медицинских наук, доцент, Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)

г. Уссурийск

Аннотация

Улучшению качества профессиональной подготовки педагога по физической культуре способствует разработанная инновационная система, которая требует создания следующих условий: гуманизация, гуманитаризация, социализация и валеологизация физкультурного образования. На ее основе разработана педагогическая модель повышения качества подготовки выпускника факультета физической культуры.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога физической культуры, педагогическая модель, качество подготовки.

INNOVATIVE SYSTEM OF RISING THE PREPARATION QUALITY OF TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING

Konstantin Alekseevich Ogloblin, the candidate of medical sciences, the senior lecturer, The Ussuriisk state pedagogical institute,

Ussuriisk

Abstract

A new innovative system contributes to rise the professional training of teachers of physical training; this system requires the following conditions: humanization, humanitarization, socialization, valeologization of sports education. A pedagogical model for the rising of training quality of graduates of the department of physical training was worked out on the basic of this system.

Keywords: vocational training of the teacher of physical training, pedagogical model, quality of preparation.

Проблемы физкультурного образования студентов педагогических вузов определяются тем, что занятия по физическому воспитанию как в общеобразовательной школе, так и в высших учебных заведениях сориентированы в основном на телесное, физическое развитие детей и молодежи, а не на восприятие всей совокупности ценностей физической культуры [2].

В последнее время в работах ряда отечественных ученых [1] рассматривается культурологический подход формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы, в частности физкультурных вузов. В профессионально-педагогической культуре преподавателей высшей школы выделяют три основных компонента: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Овладение студентами валеологической культурой позволит не только укрепить свое здоровье и повысить спортивный результат, но и пересмотреть свое ценностное отношение к жизни, более методически правильно и с большей компетентностью проводить занятия по оздоровительной физкультуре в группах здоровья среди различных групп населения. Только педагог по физвоспитанию является потенциальным носителем физической культуры, воздействующей на физическую, духовную, интеллектуальную, нравственную подготовленность воспитанника.

Улучшение профессиональной подготовки педагога по физической культуре требует создания соответствующих условий. Такими условиями могут стать гуманизация, гуманитаризация, социализация и валеологизация физкультурного образования.

Гуманистическая концепция физкультурного педагогического образования присутствует в проектировании большинства педагогических систем, в размышлениях о перспективах образования и рассматривается в контексте с вопросами профессионализма педагогов по физической культуре. Составляющими ядро профессионализма выступает творчество и инновационность, саморазвитие и самосовершенствование,

самореализация и личностный рост, что формируется в рамках высшего образования особым стилем гуманитарного мышления [3, 4].

К основным методологическим требованиям оптимизации педагогической системы высшего физкультурного образования относятся:

• целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

• опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей воспитательно-образовательного процесса;

• последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

• рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса с все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Ведущая роль в профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре отводится как теоретическим, так и практическим знаниям. Особая роль принадлежит медико-биологическим дисциплинам, которые составляют фундамент подготовки будущего педагога.

Для улучшения уровня формирования культуры здоровья у будущих педагогов по физвоспитанию, нами разработана система опережающей подготовки на основе непрерывного здоровьеформирующего образования (рис. 1).

Наиболее распространенными методами активного обучения, по нашему мнению, являются деловые игры, дискуссии, проблемные задачи, игровые формы обучения, интенсивный поиск информации, выполнение заданий для самостоятельного изучения дисциплины, научные студенческие конференции по дисциплине с широким обсуждением и обменом мнений, круглые столы по тематике. Активные методы обучения требуют разработки соответствующего методического сопровождения по изучаемой дисциплине: диагностические карты, тестовые задания, анкетные опросы, контрольные вопросы, видеоуроки, с использованием кинофильмов и видеокассет, компьютерные занятия.

Система опережающей подготовки педагогов физической культуры, ориентированной на формирование культуры здоровья человека

Ї

Цель - повышение качества подготовки будущих

педагогов физической культуры

Объекты работы педагогов физической Программно-методическое обеспечение

культуры, ориентированной на системы опережающей подготовки

оздоровление населения педагогов физической культуры —

Дошкольная подготовка детей к школе (адаптивно-оздоровительное развитие)

Учащиеся средних школ.

Студенты высших, средних и профессионально-технических учебных заведений

Последипломное образование учителей и преподавателей

Образование населения (группы здоровья для старшего и пожилого возраста)

Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины

Психолого-педагогические дисциплины

Физкультурно-спортивные дисциплины

Медико-биологические дисциплины

Специальные курсы оздоровительной напр ав ленности

Рис. 1. Система опережающей подготовки педагогов физической культуры на основе непрерывного здоровьеформирующего образования

Для более глубокой подготовки студентов по медико-биологическим дисциплинам внедрены дополнительные курсы: «Валеологическое образование и применение здоровьесберегающих технологий в школе», «Валеологические аспекты физической культуры», «Спортивная реабилитология, диетология и фармакология», «Экология человека», «Травматизм в спорте», которые формируют у них культуру здоровья.

В ходе исследования разработана педагогическая модель повышения качества подготовки выпускника факультета физической культуры, работающего в общеобразовательной школе (Рис.2).

Современные требования к подготовке педагога физической культуры

Прогностическая модель педагога фнз ическо й культуры как учителя нового типа

Знание учебных планов физического воспитания в школе, специфика их вариативности и открытости

Новейшие ДОС тиж ения

педагогической науки и

практики в подготовке

современного педагога

физической культуры

Содержание компонента воспитания базового физического

г

Основы теории и методики физического воспитания спортивных и медикобиологических дисциплин

Методики обучения воспитания, обеспечивающие вариативность образовательного процесса, фор мы диффер е нциац ии контингента учащихся

г

Н овейшие до с тиж ения

препо давания физ ичвского

воспитания в теории и методике

Основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры учащихся

Основные методы и средства формирования культуры

здоровья учащихся

Углубленное содержание препо давае мого

предмета знание по смежным дисциплинам

Исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания учащихся

И

Условия дня

реализации

спортивных

Еозмозгасстей

учащихся

И

Техногогии управления физического Боепитания £ школе

Реализация образовательных

технологии, проектирование

элементов интенсивных

технологий

Способность к моделированию элективных курсов по физической культуре оздоровительной направленности, начиная с дошкольного возраста, и включительно, по пенсионный возраст

Исследовательские и опытно-энс пвримен-тальные методы Обучения воспитания учащихся

±Т

Проектирование и реализация интенсивных образовательных технологий

Модель выпускника факультета физической культуры

Рис. 2. Педагогическая модель повышения качества подготовки выпускника факультета физической культуры

Система опережающей подготовки педагогов по физической культуре в вузе должна обеспечивать готовность к организации на своих рабочих местах опережающей системы физической подготовки учащихся. Поэтому обе системы обучения - вузовская и школьная (ДОУ или УДОД) - должны быть построены на единых принципах и подходах: системно-синергетическом, акмеологическом и аксиологическом.

Дипломные работы студентов факультета физической культуры должны быть представлены как исследовательские проекты будущей профессиональной деятельности. Распределение тем выполняемых работ в группе с целью обеспечения целостного охвата профессиональных проблем должно обеспечивать раскрытие работы учителя физкультуры на всех этапах непрерывного физкультурного образования и спортивнооздоровительной работы со всеми возрастными категориями граждан.

Учителя физического воспитания должны четко представлять содержание базового компонента физического воспитания, проектировать и анализировать уроки, отбирать содержание теоретического и практического материала к уроку; владеть словом, средством передачи информации; владеть методом обучения и учения школьников, уметь профессионально и качественно показывать физические упражнения, применяемые на уроках (гимнастические, легкоатлетические и игровые); управлять методами познавательной деятельности учащихся; разрабатывать сценарии внеклассных мероприятий; организовать деловое общение с родителями; составлять дидактическую переработку методов науки и методов преподавания; устанавливать причины следственной связи.

Учитель физического воспитания, проводя внеклассную работу в спортивных секциях со школьниками, должен применять современные интенсивные технологии по данному виду спорта с учетом юношеского и подросткового возраста.

Большое значение имеют для учителя физического воспитания знания технологии развития личности с применением психологических тестов и с учетом физикоанатомических данных, участвовующих в отборе школьников для разных видов спорта, чтобы потом более ярко реализовать их спортивные возможности. Для этого учитель физического воспитания должен обладать не только знаниями своего предмета, но и такими же знаниями в смежных дисциплинах (педагогика, психология, биология, анатомия, физиология, спортивная медицина).

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура учителя : учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002. - 208 с.

2. Лубышева, Л.И. Физическая и спортивная культура : содержание, взаимосвязи и диссоциации [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-14.

3. Пасюков, П.Н. Дальний Восток к России - на пути к открытой образовательной системе [Текст] / П.Н. Пасюков // Теория и практика физической культуры. -2000. - № 12. - С. 52-54.

4. Работин, И.В. Инновационный компонент педагогической деятельности учителя физической культуры [Текст] / И.В. Работин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 22-24.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Юлия Александровна Орлова, старший преподаватель,

Волгоградская государственная академия физической культуры,

г. Волгоград

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном исследовании предложена и исследована модель подготовки квалифицирован-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.