коррекции процесса подготовки специалиста сферы культуры. Такая позиция ученых и практиков подтверждена необходимостью изменения традиционного опыта и обоснована необходимостью перехода от простого формирования профессионального опыта деятельности к его осознанию, осмыслению, теоретическому и практическому обобщению и преобразованию, к пониманию его значимости.
В настоящей статье мы пытались достаточно убедительно показать, что подготовка современного специалиста сферы культуры будет эффективной лишь тогда, когда качественные изменения образовательного процесса и реализованные в нем инновационные идеи будут внедрены в достаточном объеме на всех уровнях.
Наши предложения не претендуют на полное исследование всех аспектов, связанных с эффективной подготовкой специалистов сферы культуры, а открывают широкие перспективы для дальнейшего, более детального изучения проблем в этой области. Выявление новых аспектов организации образовательного процесса позволит в определенной степени повлиять на подготовку современного, конкурентоспособного, ориентирующегося в современных условиях работника культуры.
Следует отметить, что в дальнейшем углубленном исследовании нуждаются проблемы организации профессиональной практики студентов, теории и практики духовно-нравственного воспитания, уровень профессиональной подготовленности преподавателя вуза, обладающего глубокими теоретическими и прак-
тическими знаниями, высоким духовно-нравственным потенциалом, хорошо владеющего коммуникативными технологиями и умеющего «шагать» в ногу с общественным прогрессом. Это дает основание говорить о том, что далеко не все аспекты проблемы организации и осуществления вузовского образовательного процесса исследованы в достаточной полноте.
1. Ефремова Н. В. Подготовка менеджера сферы культуры и искусств к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений : дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. — Курск, 2008.
2. Горбунова Е. Е. Модель подготовки будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации // Роль науки и образования в современном информационном обществе: материалы меж-вуз. науч.-практ. конф. (Волгоград, 29 апр. 2010 г.): в 3 ч. — Волгоград : ВГЭТК, 2010. — Ч. 3. — С. 7-13.
3. Лопатина Н. В. Новые профессии в информационной сфере: опыт аналитико-прогностического исследования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.fact.ru.
4. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных учебных заведений на основе акмеоло-гического подхода : пособие для руководителей и преподавателей сред. спец. учеб. заведений / П. Е. Решетников, Т. В. Ваничкина, И. Ю. Есипова и др. ; науч. ред. П. Е. Решетников. — Белгород : Политерра, 2007. — 267 с.
5. Решетников О. П. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных заведений на основе акмеологического подхода // Духовное развитие как основа достижения «акме» в личностном становлении профессионала в работе: пособие. — Белгород, 2007. — С. 160, 166, 169, 170.
6. Садовничий В. А. Высшее образование в России: доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 6. — С. 5-9.
7. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза. — Белгород : Изд-во БелГУ, 2004. — 299 с.
УДК/UDC 378.17
С. И. Жданов S. Zhdanov
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТА ВУЗА СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИцИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
TECHNOLOGY OF FORMATION OF A SUBJECT POSITION OF HEALTH-IMPROVING ORIENTATION AMONG UNIVERSITY STUDENTS
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования в профессиональном образовании субъектной позиции оздоровительной направленности у студента вуза. Описана специфика формирования
внутренней картины здоровья в студенческом возрасте. Представлены основные направления организации образовательного процесса, способствующие формированию субъектной позиции оздоровительной направленности.
The article discusses the theoretical and practical aspects of formation of a subject position of students of the university improving orientation in vocational education. The specificity of the formation of the internal picture of health in the student's age is described. The main directions of the organization of educational process, contributing to the formation of a subject position of health- improving orientation are submitted.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, профессиональное образование, студенческий возраст, внутренняя картина здоровья, субъектная позиция оздоровительной направленности, здоровьесберегающие компетентности, физическая культура.
Keywords: healthy lifestyle, professional education, student age, the internal picture of health, subjective position improving orientation, health-caring competence, physical culture.
В Национальной доктрине развития образования и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья учащейся молодежи во всех его аспектах — духовном, психическом, физическом.
Социальный заказ на сегодня выражается в потребности общества в молодых и здоровых специалистах. Заявленная цель — обеспечить достижение студентами достаточного уровня культуры здоровья.
По мнению экспертов, современная система высшего образования переживает кризис (Б. С. Гершунский, В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взя-тышев, Л. И. Романова). Один из недостатков отечественного высшего образования: чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой в ущерб общему духовному и культурному развитию личности и, что очень важно, здоровью человека.
Результаты исследований (Н. А. Горбач, А. В. Жаровой, М. А. Лисняк) свидетельствуют о низком уровне здоровья современного студента, что подтверждается данными самооценок, скрытым характером заболеваемости студентов, высокой долей хронической патологии. Среди студентов распространены состояния дезадаптации и функционального напряжения.
Здоровье как социальная проблема самосохранения человека — имеет позитивное решение, связанное преимущественно с поведенческим фактором самого индивида (А. Г Кононов, М. И. Хотунцева, В. В. Гафаров, В. И. Светлов и др.), то есть важнейшим фактором для здоровья является ответственное поведение личности (В. М. Димов, И. И. Брехман, Л. В. Куликов, В. П. Казначеев и др.). В конечном итоге и в очень большой степени здоровье зависит от самого человека, от его сознания и поведения.
Потребность в здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и многих других факторов. Существуют активные формы здорового образа жизни (физическая культура, закаливание, рациональное питание, гигиена труда и отдыха). Используя эти формы, человек своими действиями стремится сохранить и укрепить свое здоровье. Есть и пассивные формы, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье.
Проблема здоровья молодых людей в большой степени проблема психолого-педагогическая. В ряде исследований (В. П. Казначеев, Ю. В. Науменко, В. Е. Каган, И. И. Ма-майчук, В. А. Ананьев и др.) указывается, что во многом состояние здоровья человека определяется его внутренней картиной здоровья, являющейся частью самосознания личности и включающей в себя представления о здоровье вообще, о способах его сохранения и укрепления, о своих возможностях, адекватную их оценку, оптимистичное или пессимистичное отношение к своему здоровью и поведенческую стратегию в отношении здоровья.
В настоящее время внимание студента к своему здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здо-ровьеориентированные формы жизнедеятельности — все это становится показателем не только санитарно-гигиенической грамотности, но и общей, профессиональной и гуманитарной культуры.
При этом современное состояние медицинской науки не дает возможности сформировать обоснованную программу управления здоровьем. В подобной ситуации медицина оказывается бессильной, поскольку первопричиной всего является дефицит в обществе «этического отношения к здоровью», основ-
ные факторы риска имеют поведенческую основу, решающую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играет его стиль жизни. Наиболее эффективным способом профилактического поддержания здоровья, его защиты от внешних воздействий и восстановления является саморегулирование.
В соответствии с этим проблема формирования здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики и перемещается в образовательную плоскость. Педагогическая общественность, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска. Педагогическая валеология (Л. ГТатарникова, В. В. Кол-банов и др.), унаследовав мощные традиции «лечебной педагогики» (П. Кащенко), «гигиенического воспитания» (И. Д. Зверев, Д. В. Ко-лесов и др.), поставила задачу формирования и укрепления здоровья в ряд экзистенциальных, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья и стала определять магистральное направление этого поиска. Причина этому — современная социальная ситуация. Современному человеку все чаще приходится жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, «информационном буме».
Ситуация осложняется тем, что ориентирами социальной успешности сегодня являются: материальное изобилие, престижность сферы деятельности, самоуверенность, возможность влиять на других и т. д. При этом психофизическое и нравственное здоровье, как правило, слабо учитывается. Оно актуализируется либо на макроуровне (популяцион-ном) для выживания человека как вида, либо на микроуровне — индивидуальном, внутрисемейном, да и то когда имеется явное снижение соматических показателей здоровья. Поэтому молодой человек стремится к внешней социальной успешности в ущерб сохранению индивидуального психофизического благополучия, а часто занимается оздоровительной деятельностью уже вслед ослаблению организма, то есть реабилитационной и коррекци-онной физической культурой.
На наш взгляд, сложившаяся ситуация требует пересмотра некоторых аспектов современного образования. Сегодня в научном сообществе все больше говорят о необходимости отступления от традиционных технологий обучения.
В поисках условий, способствующих повышению уровня здоровья молодежи, в сфере образования разворачивается деятельность по программированию условий и средств формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, приобщения их к духовным и нравственным ценностям общества, формирования культуры поведения, навыков здорового образа жизни. В последние десятилетия в современной науке выделилась и активно развивается перспективная отрасль знаний — педагогика здоровья.
В отечественной педагогической науке в последние десятилетия накоплен большой материал в сфере образования и формирования здоровья. В работах И. И. Брехмана, Г К. Зайцева, В. П. Казначеева, Ю. П. Лисицына, Л. Г. Татарниковой внимание уделяется разработке теоретических моделей оздоровления детей и молодежи в системе образования. Авторы отмечают, что взамен традиционной технологии образования должна быть организована здоровьесберегающая образовательная технология, которая решает, как минимум, задачу обеспечения таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Здоровьесберегающая технология как максимум решает задачу формирования, укрепления и развития здоровья обучающихся, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Социологические исследования показывают улучшение нормативных представлений относительно здоровья в последние годы. Забота о здоровье становится элементом имиджа преуспевающих, серьезных деловых людей, качественной характеристикой любого профессионала. Вместе с тем ценность здоровья в нормативных представлениях повысилась, но не стала фактом сознания, осталась на уровне моды: реальное самосохранитель-ное поведение не претерпело существенных изменений: по-прежнему много пьющих и курящих, нарушающих режим сна, отдыха и двигательной активности, не заботящихся о правильном питании и т. д.
Исследования Р. А. Березовской, Л. В. Куликова выявляют противоречие в сфере здоровья современного человека между его потребностью в хорошем здоровье, с одной стороны, и его минимальными усилиями,
конкретными действиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия — с другой. Авторы интерпретируют это следующим образом: потребность в здоровье актуализируется, как правило, в случае потери или по мере утраты; неудовлетворенность вследствие задержки эффекта от оздоровительных мероприятий; действие механизмов психологической защиты, цель которых — оправдание нездорового поведения; установка на пассивное отношение к здоровью; отсутствие государственной политики в области здоровья и т. д.
В условиях деятельности высшей школы принципиально важна работа по активизации позиции каждого студента в отношении здоровья в виде его реального участия в образовательном, воспитательном процессе, физкультурно-спортивной деятельности. Для этого важно фиксировать и раскрывать связь основ знаний индивидуального здоровья, практических умений, физкультурно-спортив-ной деятельности с профессиональной подготовкой специалистов.
Стратегической задачей образования должно стать формирование у студента активной субъектной позиции оздоровительной направленности, основанной на осознании им его состояния и овладении технологиями его сохранения и совершенствования.
Субъектная позиция оздоровительной направленности — это социально-педагогическая ценность и составляющая самосознания личности в виде индивидуального согласования возможностей и ожиданий со стороны здоровья с конкретными требованиями и условиями труда, в том числе будущей профессиональной деятельности, и жизни, где здоровье выступает как ресурс и средство их обеспечения. Субъектная позиция во внутреннем плане представлена как позитивная внутренняя картина здоровья, в поведенческом плане — как активное стремление к сохранению и совершенствованию здоровья.
Формирование позитивной внутренней картины здоровья в студенческом возрасте определяется комплексом педагогических условий: формированием системы знаний о феномене здоровья, формированием положительных валеоустановок и физической культуры личности, обучением практическим технологиям сохранения здоровья.
Процесс формирования внутренней картины здоровья студентов имеет свою специфику.
Связано это в первую очередь с психологическими особенностями данного возрастного периода.
Юность — первый период взрослой, самостоятельной жизни, 18-23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в нем не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности и оценивает ее результаты по «взрослым» стандартам. Ведущей деятельностью становится теперь труд с соответствующей дифференциацией профессиональных ролей.
В качестве основных черт личностного развития студентов отечественными психологами выделяются: преобразование всей системы ценностных ориентаций, мотивации, а точнее—усиление сознательных мотивов поведения, а также окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, которое является центральным возрастным новообразованием юности (Б. Г Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, З. Ф. Есарева и др.).
Анализ литературы, затрагивающий проблемы жизненного самоопределения (К. А. Абульханова-Славская, Е. Адуевская, Л. Митина, А. Мудрик, Н. Зотов и др.), позволяет условно выделить следующие виды жизненного самоопределения студентов:
— ценностное — как условие гармонизации гуманистического потенциала человека;
— личностное — в каком виде деятельности в наибольшей степени раскроются способности человека, следствием чего станет его самореализация;
— социальное — осознание себя элементом социальной общности, выбор будущего социального положения и способов его достижения;
— профессиональное — как выбор профессии, точнее сказать, подтверждение правильности выбора профессии.
Основной чертой личностного развития в студенческом возрасте является ценностное самоопределение. Пересматривается и уточняется иерархия ценностей. Здоровье как универсальная человеческая ценность занимает определенное место среди других ценностей. Важно отметить, что в данном периоде становится возможным сознательный выбор здоровья как ценности, формирование бережного отношения к нему. При этом в студенческом возрасте наблюдается достаточ-
но высокий уровень самосознания и потребность в самопознании.
Таким образом, студенческий возраст по своему психологическому содержанию обладает характеристиками, способствующими формированию позитивной внутренней картины здоровья, — самоопределение, наличие сознательных мотивов поведения, высокий уровень самосознания, потребность в самопознании, формирование индивидуального стиля жизни.
На данном этапе партнером молодого человека становится система высшего профессионального образования, с которой студент вступает в деятельностные отношения.
Система высшего профессионального образования имеет большие возможности для создания психолого-педагогических условий, способствующих формированию субъектной позиции оздоровительной направленности, поскольку образовательное учреждение — это тот социальный институт, где происходит усвоение ценностей, приобретение соответствующих знаний и навыков, в том числе направленных на ответственное отношение к своему здоровью и овладение приемами его сохранения.
Целью высшего образования является целостное развитие личности студента, достижение им повышенного уровня образованности и культуры при сохранении и укреплении его здоровья, формирование потребности в нем.
Образовательный процесс вуза должен быть ориентирован не только на будущую профессиональную деятельность, но и на сохранение и укрепление здоровья, на формирование здоровьесберегающих компетенций.
Одним из свойств человека является способность к приспособительным реакциям, благодаря которым на протяжении образовательного процесса он реализует свои биологические и социальные функции. В этом случае здоровьесберегающие компетенции выражаются в способности студента решать определенные функциональные и профессиональные задачи в условиях высшего образования.
Компетентность студента в вопросах здоровья — важнейшая составляющая его профессиональной культуры, требующая постоянного пополнения знаний и практических навыков в вопросах рациональной организации учебного процесса, разработки и внедрения профилактических программ, здоровье-сберегающих технологий.
Здоровьесберегающие компетентности — это профессионально значимая личностная характеристика, определяющая деятельность студента и ее результативность в направлении сохранения и укрепления здоровья, основанную на совокупности теоретических знаний о здоровье, практических умениях и навыках в области формирования культуры здоровья и индивидуальной готовности к осуществлению данной деятельности.
Основными направлениями формирования субъектной позиции оздоровительной направленности у студента в образовательном процессе вуза являются:
1) формирование системы знаний о феномене здоровья, обусловливающей переориентацию студентов с патоцентрических взглядов на санологические, и формирование позитивного и ценностного отношения к здоровью;
2) овладение практическими технологиями сохранения здоровья, что позволит студентам применять валеологические знания на практике, вести здоровый образ жизни;
3) актуализация потребности в выборе самосохранительного стиля жизни, определяющей мотивацию к самостоятельному изучению проблематики здоровья и здоровому образу жизни.
Основное содержание процесса формирования субъектной позиции оздоровительной направленности студента обусловлено программно-содержательным обеспечением, которое в свою очередь опирается на следующие блоки:
— просветительско-воспитательская работа со студентами;
— организация физкультурно-оздоровительной работы;
— здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.
Просветительско-воспитательская работа со студентами направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Данный блок представлен интегрированным курсом (дисциплиной по выбору) «Основы знаний о здоровье человека», практическим курсом (дисциплиной по выбору) «Технологии сохранения здоровья», деятельностью валео-логического кружка.
Интегрированный курс «Основы знаний о здоровье человека». Целями данного курса является:
— формирование системы мировоззренческих понятий о феномене здоровья; о факторах, его обусловливающих;
— формирование мотивации к изучению проблематики здоровья.
Принципы обучения, активизирующие интеллектуальную деятельность студентов: проблематизация, диалогизация, индивидуализация.
Формы организации обучения: лекция-диалог, семинар — круглый стол, рефлексивный семинар, практическое занятие.
Важнейшими условиями, способствующими достижению целей данного курса, являются доступность материала, опора на жизненный опыт студентов, применение методов проблемного обучения.
Проведение данного курса при соблюдении принципов обучения и проблемных методов, активизирующих интеллектуальную деятельность студентов, позволяет не только восполнить мировоззренческую картину, возместить недостаток знаний о здоровье как феномене, но и дает возможность сформировать мотивацию к дальнейшему самостоятельному изучению проблематики здоровья и ценностное отношение к здоровью.
Формированию субъектной позиции оздоровительной направленности способствует проведение практического курса (дисциплины по выбору) «Технологии сохранения здоровья». Данный курс предполагает обучение студентов практическим видам деятельности, способствующим не только сохранить, но и приумножить свое здоровье. Эти умения позволяют студентам в жизни заботиться о своем здоровье, а также снизить напряженность, нейтрализовать тревогу по поводу доступности данной ценности в будущем.
Цель данного курса — обучение методам и средствам сохранения и укрепления здоровья; научиться управлять своим психическим состоянием и снимать напряжение, что способствует профилактике стрессовых состояний.
Целями деятельности валеологического кружка являются углубленное изучение ва-леологических знаний, пропаганда валеоло-гических знаний среди студентов университета.
На занятиях валеологического кружка активно ведется пропаганда здорового образа жизни среди студентов. В информационно-просветительскую работу кружка входят:
— проведение «Недели здоровья»: подготовка и конкурс тематических стенгазет, проведение конференций среди студентов (выступления, деловые игры, сюжетно-ролевые
игры), КВН, выставка научной и популярной литературы по вопросам здоровьесбереже-ния;
— организация встреч студентов со специалистами — врачами и психологами. Целью данных встреч является получение дополнительной информации о проблемах здоровье-сбережения.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Физическая культура — составная часть подготовки и успешной адаптации к социально полезной профессиональной деятельности человека. Она наряду с некоторыми другими учебными дисциплинами содержит и обеспечивает реализацию ряда взаимосвязанных положений образовательной деятельности, в определенной мере характеризующих будущих специалистов (состояние физического развития и здоровья, физическая и психофизическая готовность к профессиональной деятельности, валеологическая образованность студента).
Обучение в высшем учебном заведении позволяет студенту не только приобрести профессиональные знания и умения, но дает возможность личностного совершенствования, способствует формированию компетентного отношения учащихся к использованию средств физической культуры для укрепления здоровья и повышения двигательной активности, а также расширению и углублению знаний в области физической культуры.
Технология формирования ценностного отношения к здоровью, основанная на закономерностях его развития, а также развития отношения к физической культуре и спорту, представляет собой личностно ориентированный педагогический процесс, реализуемый с учетом индивидуального отношения к здоровью.
На базе образовательной области «Физическая культура» создается целостная система физкультурного образования студентов. Это качественное совершенствование образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» за счет усиления интеллектуального компонента; осуществления индивидуального подхода к физической подготовке студентов; использования в преподавании физической культуры новых информационных технологий, методов проблемного обучения; формирования сознания — установок на здоровый образ жизни, необходимость самоуправления здоровьем и т. п.
Проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий («Спартакиада первокурсников», «День физкультуры на факультете», «Маршрут здоровья» и т. д.), неклассификационные соревнования (по легкой атлетике, лыжному спорту, эстафеты), сдача норм ГТО предполагают привлечение студентов к активной форме отдыха, формирование мотивации к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом. Преимущественной направленностью раздела является оптимизация психоэмоционального состояния студентов, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни в студенческой среде.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
Целью организации инфраструктуры здо-ровьесберегающего пространства образовательного учреждения является оптимизация адекватной двигательной активности студентов во время учебных занятий.
Помимо проводимых занятий по физической культуре в образовательный процесс были включены физкультурные паузы.
Проведение физкультурных пауз решает следующие задачи:
— уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
— активизация внимания студентов и повышение способности к восприятию учебного материала;
— эмоциональная разрядка студентов, смена напряжения положительными эмоциями.
В состав физкультурных пауз входят упражнения на укрепление осанки, зрения и на выработку рационального дыхания. Кроме того, выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовали расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую и ста-тико-динамическую нагрузки.
Для придания учебному процессу более выраженной образовательной, профессионально-прикладной направленности и формирования у студентов вуза субъектной позиции оздоровительной направленности основное внимание рекомендуется обращать на технологию преподавания. Велика роль преподавателя вуза, именно ему принадлежит основная роль в подготовке студента как будущего профессионала, в развитии его лич-
ности, в формировании, укреплении и сохранении здоровья.
Основным средством воздействия педагога является он сам как личность, а не только как грамотный специалист, который владеет необходимыми знаниями и умениями. Именно человеческие качества, требовательность не только к студентам, но прежде всего к самому себе, играют решающую роль в эффективности оздоровительной педагогической деятельности преподавателя.
Преподаватель должен реализовать культурологическую, аксиологическую и ва-леологическую функции в процессе педагогического воспитания с целью становления мировоззрения студента и иметь основные типологические характеристики личности: способность к объективной оценке социальных и педагогических явлений; чувство профессиональной ответственности перед обществом; способность понять и поддержать студента, проявить заботу о состоянии его физического и психического здоровья.
1. Этюды валеологии / В. А. Ананьев, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко и др. / под общ. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: БПА, 2001. — 211 с.
2. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. — М.: Альфа-М, 2006. — 352 с.
3. Виленский М. Я., Соловьев Г. М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. — № 3.
4. Горбач Н. А. , Жарова А. В., Лисняк М. А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов // Здравоохранение Российской Федерации. — 2007. — № 2.
5. Димов В. М. Новая концепция здоровья: системный подход // Социально-гуманитарные знания — 2000. — № 4.
6. Казначеев В. П. «Внутренняя картина здоровья» // Alma mater. Вестник высшей школы. — 1998. — № 9.
7. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
8. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. — М.: Академия, 2004. — 240 с.
9. Науменко Ю. В. Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики // Стандарты и мониторинг. — 2006. — № 4.
10. Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Валеология — перспективное научно-педагогическое направление XXI века // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 6.
11. Рыбачук Н. А. Педагогическая технология здоровье-сбережения студентов // Педагогика. — 2003. — № 4.
12. Шаркевич И. В., Чоговадзе А. В., Коваленко Т. Г. Теоретико-системный подход к оценке уровня состояния здоровья. Модель здоровья // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 1.