Научная статья на тему 'Специальный инновационный курс «спортивная реабилитология, диетология и фармакология» в системе подготовки педагогов по физической культуре'

Специальный инновационный курс «спортивная реабилитология, диетология и фармакология» в системе подготовки педагогов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
373
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальный инновационный курс «спортивная реабилитология, диетология и фармакология» в системе подготовки педагогов по физической культуре»

Таблица 2

Величина и соотношение тренировочных нагрузок при 1-м и 2-м вариантах ____________________построения годичной подготовки_________________________

Тренировочные макроциклы

1-й макроцикл 2-й макроцикл

2003 2004 2003 2004

V, мин-% УОИ, % V, мин-% УОИ, % V, мин-% УОИ, % V, мин-% УОИ, %

ОФП 2860-60 60 2697-57 52 1923-55 60 1592-44 52

СПУ 971-21 68 1028-21 64 702-20 70 941-26 62

УнаС 441-9 69 298-7 65 385-11 73 417-11,5 66

СТТМ 300-6 71 523-11 70 158-5 71 468-13 70

УБ 85-2 100 147-3 100 160-5 100 135-3,5 100

ВБС 69-1 86 66-1 100 150-2 94 74-2 100

СП 1866-40 71 2062-43 69 1555 73 2035-56 69

об.об. 4726 64 4759 60 3478 65 3627 62

Примечание:

V - объем нагрузки,

УОИ- усредненная относительная интенсивность;

Величины объема нагрузки за тренировочные макроциклы представлены без учета объема работы, выполненной в переходном периоде

Таким образом, при примерно равных годовых объёмах нагрузки, но разнозначных объёмах парциальных нагрузок, спортсмены отличались по успешности выступления в соревнованиях и степени переносимости тренировочных нагрузок. Во втором подготовительно-соревновательном макроцикле спортсмены более успешно выступали в контрольных и главных соревнованиях года, сохраняя при этом высшую степень физической, технико-тактической готовности и психологической свежести. В 1-м тренировочном макроцикле их выступление было менее успешным. Кроме того, отдельные спортсмены отмечали заметное утомление от нагрузок и, нередко, нежелание тренироваться и участвовать в соревнованиях.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ КУРС «СПОРТИВНАЯ РЕАБИЛИТОЛОГИЯ, ДИЕТОЛОГИЯ И ФАРМАКОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

К.А. Оглоблин

В подготовке педагогов по физической культуре и спорту особое внимание уделяется комплексной реабилитации спортсменов по различным видам спорта.

Нами разработаны медико-биологические методы восстановления для кикбоксеров, борцов-самбистов, бойцов-рукопашников, тяжелоатлетов и спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом, баскетболистов, волейболистов, гандболистов, гимнастов, прыгунов в воду и начинающих пловцов. Нашей задачей было на фоне проведенных исследований, научить студентов составлять и проводить программу реабилитации по этим видам спорта. В процессе занятий студенты обучаются созданию инновационных индивидуальных программ реабилитации по тем видам спорта, по которым они специализируются.

Создавая индивидуальные программы для обучения, студентов физкультурного факультета по вопросам восстановления в спорте, мы руководствовались следующим: будущие выпускники готовятся к учительской и тренерской деятельности, многие из них, работая преподавателями физического воспитания в школе, ведут спортивные секции по тем видам спорта, по которым они специализировались в вузе и для улучшения учебно-тренировочного процесса и, учитывая индивидуальные способности каждого спортсмена-школьника, студенты должны уметь составлять индивидуальные программы средств восстановления спортсменов во время тренировок и соревнований.

Студенты решают ситуационные задачи, которые являются элементами индивидуальных программ.

Учитывая, что учебных часов на применение восстановительных средств в спорте отпущено учебным планом мало, нами разработан специальный курс по выбору студентов «Спортивная реабилитология, диетология, фармакология». Курс рассчитан на 22 аудиторных часа, из них 14 часов - лекционных, 4 часа - семинаров и 4 часа

- практических занятий.

Курс состоит из 4-х разделов. В первом разделе рассматриваются педагогические, психологические и медико-биологические методы восстановления. При изложении медико-биологических методов восстановления особое внимание уделяется физиотерапевтическим процедурам и спортивному массажу. В лекции по спортивному массажу рассматриваются следующие виды: тренировочный, предварительный, восстановительный, профилактический и аппаратный массаж.

Во втором разделе «Спортивная диетология» рассматриваются особенности питания спортсменов по разным видам спорта, дается краткий анализ белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и продуктов повышенной биологической ценности, их роль в повышении и ускорении процессов восстановления после тренировок и соревнований. Изучаются значение эргогенной диететики в восстановлении и повышении работоспособности спортсмена и роль композиции питательных основных веществ в энергетическом и пластическом обеспечении организма спортсмена после напряженных тренировок и соревнований. Рассматриваются различные диеты, загрузка «углеводного окна», гликемический индекс, максимальное углеводное насыщение.

В третьем разделе «Спортивная фармакология» подробно изучается фармакология спорта. Подробно рассмотрено фармакологическое обеспечение в подготовительном, базовом, предсоревновательном, соревновательном и восстановительном периодах. Обсуждается проблема допинга в спорте, его вред, возможность замены допинга применением альтернативных лекарственных средств, незапрещенных МОКом и спортивными международными федерациями. Излагаются методы антидопингого контроля в спорте.

В последнем, четвертом разделе «Комплексная дифференцированная медикобиологическая реабилитация спортсменов по видам спорта» рассматривается использование средств восстановления при единоборствах, скоростно-силовых, циклических, игровых, координационных и водных видах спорта. Каждое изучение вышеперечисленных групп видов спорта излагается по определенному принципу: а) физиологические изменения организма при занятиях разными видами спорта; б) массаж и физиопроцедуры; в) диета; г) фармакологическое обеспечение. Роль тренера в использовании медицинских средств восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Нами был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали студенты 4 курса факультета физической культуры и спорта. Экспериментальная группа состояла в количестве 30 студентов, которым в 2004 - 2005 учебном году был прочитан специальный курс по выбору «Спортивная реабилитология, диетология и фармакология». Контрольная группа состояла также в количестве 30 студентов, которым в 2003 - 2004 учебном году читалась дисциплина «Спортивная медицина», где всего на вопросы восстановления в спорте, согласно учебной программе, была отведено 4 аудиторных часа (2 часа лекций и 2 часа практических занятий). Студентам контрольной группы выше указанный специальный курс по выбору не читался. В обеих группах для оценки полученных знаний по вопросам восстановления в спорте было проведено тестирование, на котором все студенты отвечали на все поставленные вопросы и результаты опросов оценивались по следующим критериям: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (табл.1,2).

Таблица 1

Результаты тестирования студентов контрольной группы______________

Вопросы тестирования Все го Оценки по тестированию

«5» «4» «3» «2»

п % п % п % п %

1.Роль медицинских средств, ускоряющих восстановительные процессы в подготовке высоко квалифицированных спортсменов 30 4 13,3 9 30,0 15 50,0 2 6,7

2.Показания к применению медицинских средств, ускоряющих восстановительные процессы в организме спортсменов 30 4 13,3 8 26,6 17 56,7 1 3,3

3.Физические средства, их влияние на организм человека 30 3 10,0 10 33,3 15 50,0 2 6,6

4.Показания к применению физических средств восстановления у спортсменов 30 3 10,0 10 33,3 15 50,0 2 6,6

5.Адаптогены и антиоксиданты, их влияние на организм спортсмена 30 2 6,6 6 20,0 14 46,6 8 26,6

6.Показания к применению адаптогенов и антиоксидантов у спортсменов 30 2 6,6 6 20,0 14 46,6 8 26,6

7.Витамины, витаминные комплексы, показания к применению у спортсменов 30 5 16,6 17 56,6 8 26,6 0 0

8.Фармакологические средства, ускоряющие восстановление и повышающие спортивную работоспособность, их краткая характеристика и требования к ним 30 2 6,6 4 13,3 13 43,3 11 36,6

9.Показания к применению фармакологических средств у спортсменов 30 2 6,6 4 13,3 14 46,6 10 33,3

10.Препараты пластического действия, их влияние на организм спортсмена 30 3 10,0 5 16,6 14 46,6 8 26,6

11.Препараты энергетического действия, их влияние на организм спортсмена 30 4 13,3 8 26,6 13 43,3 5 16,6

12.Общие принципы формирования медикобиологических восстановительных комплексов для спортсменов 30 4 13,3 9 30 12 40 5 16,6

13.Лечебные и восстановительные кремы, мази, гели, показания к применению, методика использования у спортсменов 30 5 16,6 10 33,3 12 40 3 10,0

Таблица 2

Результаты тестирования студентов экспериментальной группы____________

Вопросы тестирования Все го Оценки по тестированию

«5» «4» «3» «2»

п % п % п % п %

1.Роль медицинских средств, ускоряющих восстановительные процессы в подготовке высоко квалифицированных спортсменов 30 8 26,6 14 46,6 6 20,0 0 0

2.Показания к применению медицинских средств, ускоряющих восстановительные процессы в организме спортсменов 30 9 30,0 16 53,3 5 16,6 0 0

3.Физические средства, их влияние на организм человека 30 7 23,3 19 63,3 4 13,3 0 0

4.Показания к применению физических 30 7 23,3 19 63,3 4 13,3 0 0

средств восстановления у спортсменов

5.Адаптогены и антиоксиданты, их влияние на организм спортсмена 30 8 26,6 12 40 10 33,3 0 0

6.Показания к применению адаптогенов и антиоксидантов у спортсменов 30 8 26,6 13 43,3 9 30,0 0 0

7.Витамины, витаминные комплексы, показания к применению у спортсменов 30 10 33,3 14 46,6 6 20,0 0 0

8.Фармакологические средства, ускоряющие восстановление и повышающие спортивную работоспособность, их краткая характеристика и требования к ним 30 7 23,3 15 50,0 8 26,6 0 0

9.Показания к применению фармакологических средств у спортсменов 30 7 23,3 16 53,3 7 23,3 0 0

10.Препараты пластического действия, их влияние на организм спортсмена 30 9 30,0 15 50,0 6 20,0 0 0

11.Препараты энергетического действия, их влияние на организм спортсмена 30 9 30,0 16 53,3 5 16,6 0 0

12.Общие принципы формирования медикобиологических восстановительных комплексов для спортсменов 30 10 33,3 16 53,3 4 13,3 0 0

13. Лечебные и восстановительные кремы, мази, гели, показания к применению, методика использования у спортсменов 30 10 33,3 15 50,0 5 16,6 0 0

Сравнивая результаты тестирования, видно, что в экспериментальной группе ни у одного студента нет оценки «неудовлетворительно», подавляющее большинство оценок «отлично» и «хорошо». В то же время в результате тестирования видно, что в контрольной группе встречаются оценки «неудовлетворительно», большое количество оценок «удовлетворительно» и намного меньше оценок «отлично» и «хорошо» по сравнению с экспериментальной группой.

Таким образом, применение специальных инновационных курсов повышает качество подготовки педагогов физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюков А.А. Массаж. М.: «Физкультура и спорт», 1988. - С. 148.

2. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. М.: «Физкультура и спорт», 1991.

- С. 208.

3. Кулиненков О. С. Фармакология спорта. М.: «Советский спорт», 2001. - С.

198.

4. Макарова Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов. М.: «Советский спорт», 2003. - С. 160.

5. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. М.: «Спорт Академ Пресс», 2000. - С. 202.

6. Оглоблин К.А. Дифференцированная медико-биологическая реабилитация спортсменов. Монография / К.А.Оглоблин. - Уссурийск: УГПИ, 2004. - 180 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Е.Ф.Орехов, О.Л.Карпова

ВВЕДЕНИЕ

Во всех сферах деятельности существенное значение сегодня приобретают такие качества личности, как социальная ответственность, самостоятельность и опера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.