Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности студентов высшей школы'

Формирование профессиональной компетентности студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехов Е. Ф., Карпова О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности студентов высшей школы»

средств восстановления у спортсменов

5.Адаптогены и антиоксиданты, их влияние на организм спортсмена 30 8 26,6 12 40 10 33,3 0 0

6.Показания к применению адаптогенов и антиоксидантов у спортсменов 30 8 26,6 13 43,3 9 30,0 0 0

7.Витамины, витаминные комплексы, показания к применению у спортсменов 30 10 33,3 14 46,6 6 20,0 0 0

8.Фармакологические средства, ускоряющие восстановление и повышающие спортивную работоспособность, их краткая характеристика и требования к ним 30 7 23,3 15 50,0 8 26,6 0 0

9.Показания к применению фармакологических средств у спортсменов 30 7 23,3 16 53,3 7 23,3 0 0

10.Препараты пластического действия, их влияние на организм спортсмена 30 9 30,0 15 50,0 6 20,0 0 0

11.Препараты энергетического действия, их влияние на организм спортсмена 30 9 30,0 16 53,3 5 16,6 0 0

12.Общие принципы формирования медикобиологических восстановительных комплексов для спортсменов 30 10 33,3 16 53,3 4 13,3 0 0

13. Лечебные и восстановительные кремы, мази, гели, показания к применению, методика использования у спортсменов 30 10 33,3 15 50,0 5 16,6 0 0

Сравнивая результаты тестирования, видно, что в экспериментальной группе ни у одного студента нет оценки «неудовлетворительно», подавляющее большинство оценок «отлично» и «хорошо». В то же время в результате тестирования видно, что в контрольной группе встречаются оценки «неудовлетворительно», большое количество оценок «удовлетворительно» и намного меньше оценок «отлично» и «хорошо» по сравнению с экспериментальной группой.

Таким образом, применение специальных инновационных курсов повышает качество подготовки педагогов физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюков А.А. Массаж. М.: «Физкультура и спорт», 1988. - С. 148.

2. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. М.: «Физкультура и спорт», 1991.

- С. 208.

3. Кулиненков О. С. Фармакология спорта. М.: «Советский спорт», 2001. - С.

198.

4. Макарова Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов. М.: «Советский спорт», 2003. - С. 160.

5. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. М.: «Спорт Академ Пресс», 2000. - С. 202.

6. Оглоблин К.А. Дифференцированная медико-биологическая реабилитация спортсменов. Монография / К.А.Оглоблин. - Уссурийск: УГПИ, 2004. - 180 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Е.Ф.Орехов, О.Л.Карпова

ВВЕДЕНИЕ

Во всех сферах деятельности существенное значение сегодня приобретают такие качества личности, как социальная ответственность, самостоятельность и опера-

тивность в принятии решений, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие профессиональную компетентность специалиста.

Основную ответственность за целенаправленное формирование таких качеств и способностей несёт образование.

В педагогическом эксперименте принимали участие студенты Уральского государственного университета физической культуры и Уральского социальноэкономического института Академии труда и социальных отношений, всего 218 человек.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как показывает проведённое нами исследование, обеспечить формирование профессиональной компетентности будущих специалистов можно в результате интеграции следующих факторов:

а) модульности;

б) деятельностной организации обучения, определяющей выбор адекватных целям форм обучения;

в) технологизации обучения.

В этой связи мы использовали метод моделирования для построения дидактической модели формирования профессиональной компетентности студентов высшей школы.

Разработанная нами дидактическая модель, реализующая данную идею, схематично представлена на рис. 1.

Кратко остановимся на содержательных компонентах авторской модели.

Адаптированная в опытно-экспериментальной работе модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов представляет собой систему, объединяющую:

а) основные идеи концепции профессионального образования;

б) педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих экономистов.

В модели формирования профессиональной компетентности будущих специалистов предусматривается: цель формирования профессиональной компетентности, социальный заказ, психолого-педагогические предпосылки и условия непрерывного роста профессионализма будущих специалистов. Модель содержит механизм развития инноваций, творчества студенческого и педагогического коллективов высшего учебного заведения. Творческий процесс самореализации, положенный в основу индивидуально-креативного характера формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, осуществлялся на всём протяжении опытно-

экспериментальной работы, и после её окончания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе опытно-экспериментальной работы была проведена проверка правильности предположений относительно эффективности смоделированного процесса обучения будущих специалистов, доказана репрезентативность, обработаны результаты и интерпретированы полученные данные.

Опытно-поисковая работа по проблеме осуществлялась в три этапа. На констатирующем этапе была проведена диагностика начального уровня профессиональной компетентности будущих экономистов. Обобщённые результаты исходного состояния уровней готовности показали отсутствие существенных различий между группами ЭГ и КГ. Опытно-поисковая работа показала, что развитие профессиональной компетентности будущих специалистов протекает результативно в обеих группах. В группе КГ проверялись первое и второе условия. В группе ЭГ - совокупность всех трёх условий.

Рис. 1. Дидактическая модель формирования профессиональной компетентности современного специалиста

В качестве показателей сформированности мотивации к профессиональной деятельности были взяты: потребность в саморазвитии, потребность в поисковой деятельности, потребность в анализе собственной деятельности. Диагностика мотивационного компонента осуществлялась на основе анкетного опроса [1].

На констатирующем этапе обе группы демонстрировали низкие показатели. Бо-

лее чем у 70 % будущих специалистов эта потребность была слабо сформирована и требовала дополнительных стимулов.

На контрольном этапе опытно-поисковой работы уровень потребности изменился. Так, потребность в саморазвитии изменилась у специалистов: КГ - у 16,3 %, ЭГ

- у 20,9 % человек; яркое проявление потребности в поисковой и исследовательской деятельности продемонстрировали: в КГ - 9 % респондентов, в ЭГ - 10,7 %. Эти данные говорят об эффективности проведённой дополнительной подготовки. Количество будущих экономистов, утверждающих, что им нужны дополнительные внешние стимулы, снизилось в КГ до 40,6 %; в ЭГ до 24,3 %. Результаты статистического сравнения показателей формирования профессиональной компетентности будущих экономистов контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента представлены в табл. 1.

Эти данные свидетельствуют, что участники группы КГ испытывают затруднения в самостоятельной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют, что в группе ЭГ результаты значительно выше, чем в группе КГ, в связи с тем, что респонденты экспериментальной группы в процессе поисковой работы, используя педагогическую рефлексию, более осознанно выполняли квалификационную работу, проявляя самостоятельность в описании выбора действий.

Таблица 1

Результаты статистического сравнения показателей формирования профессиональной компетентности будущих экономистов контрольной и эксперименталь-__________________ной групп после педагогического эксперимента____________________

Показатели Группы п Баллы X 5 т і Р

Коммуникативные умения

ЭГ 16 5 5 5 5 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 4 4,3 0,3 00,7 2,9<00,5

КГ 16 4 5 5 4 3 4 4 4 4 4 3 4 3 3 4 4 3,8 0,6 0,15

Умение слушать

ЭГ 16 5 3 4 5 4 4 4 4 5 4 3 4 4 3 5 4 4,0 0,3 00,7 2,4<00,5

КГ 16 5 4 4 3 4 4 4 4 3 4 3 4 4 3 3 3 3,6 0,6 0,15

Умение излагать свои мысли

ЭГ 16 5 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 4 4 4 5 4 4,2 0,3 00,7 2,9<00,5

КГ 16 4 5 4 4 4 4 4 3 4 4 3 4 3 3 3 4 3,7 0,6 0,15

Коммуникабельность

ЭГ 16 5 4 5 5 5 5 4 5 5 5 4 4 5 4 5 4 4,6 0,3 00,7 4,7<00,5

КГ 16 4 5 4 4 3 4 4 3 4 4 4 5 3 3 4 4 3,8 0,6 0,15

Установка на профессиональное общение

ЭГ 16 5 4 5 5 4 4 4 4 4 5 4 4 5 4 5 5 4,4 0,3 00,7 5,2<00,5

КГ 16 4 4 4 3 3 4 3 3 3 3 4 3 4 3 3 4 3,5 0,6 0,15

Уровень профессиональной активности диагностировался методом анализа документов, фиксирующих участие будущих экономистов в различных мероприятиях методического характера, и представлением своего опыта.

Данные показатели свидетельствуют, что в ЭГ, где в период дополнительного обучения проводилась рефлексия, уровень активности и самостоятельности выпускников значительно выше, чем в группе, где данное условие не являлось обязательным.

Проведённые нами исследования показали, что разработанная модель формирования профессиональной компетентности студентов высшей школы оказывает принципиальное влияние на качество образовательного процесса и получение результатов, адекватных требованиям компетентностно-ориентированного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисова М.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристского сервиса: автореф. дис. ...канд. пед. наук / М.В. Денисова. - Челябинск, 2006. - 27 с.

2. Бараник Е.В. Формирование основ профессиональной компетентности как одна из основных задач языковой подготовки в вузе // Высшее образование сегодня / Е.В.Бараник. - 2007. - № 3. - С. 45-47.

3. Карпова О.Л. Теоретико-методологические аспекты самообразовательной деятельности студентов: инновационный подход / Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве / О. Л.Карпова // Материалы межд. науч.-практич. конферен. -Н.Новгород: ВГИПУ, ч.1, 2007. - 282 с. - С.236-246.

4. Кеспиков В. Н. Управление исследовательской подготовкой руководителя образовательного учреждения // Монография / В.Н.Кеспиков - Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2003. - 300 с.

5. Кустов Л.М. Организация экспериментальной педагогической деятельности в учреждениях начального профессионального образования: Учебное пособие / Л.М.Кустов - Челябинск: Чел.фил.ин-та развития проф. образования МО РФ, 1995. -120 с.

6. Найн А.Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления / А.Я.Найн. - Челябинск: Чел.фил. УГНОЦ РАО, 2000. - 28 с.

7. Первутинский В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов / В.Г.Первутинский // http://akmeo.rus.net/index.php?id=119.

- 2007.

8. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.Ю.Петров; Вятский госуд.гуманит.ун-т. - Н.Новгород, 2005. - 45 с.

9. Тухман И.В. Компетентностный подход и оценка выпускных квалификационных работ в педагогическом учебном заведении // Высшее образование сегодня / И.В.Тухман. - 2007. - № 3. - С. 42-45.

10. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека: Учеб. пособие / В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ

Н.А. Орлова

Введение. Тесные отношения между практическим и теоретическим познанием зарождались и создавались еще в древних цивилизациях и прослеживались в течение длительного периода существования человечества. В настоящее время в педагогике взаимоотношения теории и практики складываются двояко. С одной стороны, признается, что она является порождением общественной педагогической практики (Ушин-ский К.Д., 1968; Краевский В.В., 1977; Бабанский Ю.К., 1989). С другой стороны, в педагогике широко используется эксперимент, на основе которого формируются новые принципы, правила обучения и воспитания. Вместе с тем к эксперименту с включенным в него человеком некоторые исследователи относятся скептически, так как у человека, оказавшегося в искусственно созданных условиях нарушаются специфические связи со средой, определяющие его спортивный и профессиональный статус (Рид

Э.С., 1990).

Цель настоящей статьи заключалась в обосновании методологического подхода к исследованию двигательной деятельности человека посредством изучения передового педагогического опыта, экспериментального биомеханического анализа и осмысливания такого сложного явления как произвольное двигательное действие (физическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.