2016, том 18 [12]
УДК. 372. 8; 613
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
И.Ю. Кокаева
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагрова» Владикавказ, Российская Федерация
Аннотация. В работе обобщается роль учителя начальной школы в обеспечении профилактической помощи обучающимся. По мнению авторов, эта помощь заключается в формировании основ анатомо-физиологических представлений об организме человека у младших школьников; обеспечении необходимых гигиенических условий для обучения и соблюдении здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие и укрепление здоровья учащихся.
На примере реализации основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», автор делится своим опытом подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности.
Ключевые слова: здоровье младших школьников, профилактическая помощь, культура здоровья, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая компетентность
Известно, что фундамент здоровья закладывается в детском возрасте. Основную информацию о здоровом образе жизни и гигиенических навыках дети получают в младшем школьном возрасте. Начальной школе принадлежит решающая роль в создании основ гигиенических навыков и культуры здоровья всего подрастающего поколения [1]. Современный педагог должен не только анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления, владеть основами здорового образа жизни, личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей, но и уметь устанавливать контакт с коллективом учащихся, наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, прогнозировать развитие своих учащихся.
Образование для ребенка — это базовое пространство потенцирования множественных вариантов развития индивидуального жизненного пути. Одна из существенных закономерностей развития организма заключается в том, что оно не является линейным, последовательным процессом, а сочетает периоды медленных постепенных преобразований и интенсивных качественных структурно-функциональных перестроек. Периоды качественных перестроек отдельных физиологических систем характеризуются высокой пластичностью и особой чувствительностью к факторам внешней среды. Эти периоды в физиологии и психологии обозначаются как сенситивные. Выявление и учет сенситивных периодов развития физиологических и психических функций является непременным условием создания благо-
~ 64 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
Кокаева И.Ю. Роль учителя в охране здоровья младших школьников. ----—
e SSN 2226-7417
приятных и адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка. Высокая подверженность определенных функций влиянию факторов среды должна быть использована, с одной стороны, для целенаправленного воздействия на эти функции с целью их прогрессивного развития, а с другой — для осуществления контроля за возможным негативным влиянием средо-вых факторов, ибо повышенная чувствительность к ним может привести к существенным отклонениям в развитии ребенка [1].
Ответственность вузов за профессиональную подготовленность студентов возрастает в связи с необходимостью решения многопланового развития личности младшего школьника. Педагог, работающий с детьми, должен хорошо знать, что несоответствие между физическим развитием младших школьников и предъявляемыми требованиями ставят ребенка в условия, приближающиеся к экстремальным. Учителя дают детям первые анатомо-физиологические и гигиенические знания, формируют ответственность за свое здоровье, развивают культуру здоровья, безопасный образ жизни, В результате этого уже к концу первого года обучения число абсолютно здоровых детей уменьшается вдвое [2]. Кроме того, младший школьный возраст характеризуется тем, что многие системы только завершают свое морфологическое созревание. Основные нервные процессы хоть и приближаются к таковым у взрослых, тем не менее, отличаются от них (бурное проявление эмоций, желание выделиться, ярко выражена игровая деятельность, дети стремятся все потрогать, узнать).
Современный процесс обучения связан с увеличением психо-эмоционального напряжения, снижением двигательной активности обучающихся. В связи с этим в профессиональном стандарте педагога акцентируется ответственность учителя за здоровье обучающихся, за формирование у них здоровьесберегающих компетенций, за организацию профилактической помощи детям [4].
В условиях инклюзивного образования ответственность педагогических вузов за профессиональную здоровьесберегающую комптентность будущих бакалавров значительно возрастает. Если будущий педагог не научился следить и управлять своим здоровьем, не получил хороших знаний по возрастной физиологии, не овладел здо-
ровьесберегающими технологиями в вузе, то он не сможет сохранить и развить здоровье учащихся в своей профессиональной деятельности.
Учитель должен знать не только физиологические особенности младшего школьного возраста, но и особенностей влияния на детский организм экологических, социально-экономических и внутришкольных факторов [3]. Поэтому после изучения курса «Возрастная анатомия и физиология» студентам предлагается для изучения курс по выбору «Педагогическая психогигиена». Его основная цель — научить второкурсников гигиенически грамотно строить учебно-воспитательный процесс в условиях современного школьного образования; познакомить их с благоприятными условиями обучения (оптимистический и положительно-эмоциональный настрой учителя, чередование видов деятельности для предотвращения утомления, эмоциональное изложение нового материала, учет индивидуальных особенностей детей и др.); с мерами по профилактике нарушений психического здоровья школьников. Разработанный курс позволит усилить адресность подготовки будущего учителя начальных классов, подготовить студентов к прохождению педагогической практики.
Для студентов третьего курса в рамках основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» разработан и реализован спецкурс «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» (36 ч.). На практических занятиях студенты знакомятся со здоровьесберегающими технологиями, традиционными и нетрадиционными методами изучения организма человека и здорового образа жизни в начальной школе, учатся составлять конспекты уроков с учетом современных возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.
Здоровьесберегающие компетенции студенты психолого-педагогического факультета получают в рамках работы студенческого научного общества «Валеолог». Члены студенческого научного общества готовят доклады, стенные газеты, пропагандирующие здоровый образ жизни (например, «О состоянии здоровья студенческой молодежи РСО-Алания»; «Сахарный диабет — проблема ХХ1 века» «Влияние Луны на здоровье школьников»; «Генномодифицированные продук-
~ 65 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12
---g»c«o»9-
ты: за и против»; «ЗОЖ или НОЖ?»; «Школьные стрессы и их профилактика»; «Неврозы младших школьников»; «Здоровое питание — основа здоровья» и др.).
Здоровьетворческая деятельность в образовательном пространстве осуществляется учителем через учебно-воспитательную, научно-исследовательскую и культурно-просветительскую работу. Здоровьесберегающая компетентность понимается нами как владение комплексом научных и практических умений по формированию культуры здоровья школьников средствами национально-регионального компонента, физкультурно-оздоровительной работы.
Многолетняя работа со студентами позволяет сделать вывод о том, что формирование здо-ровьесберегающих компетенций у будущих педагогов нельзя рассматривать в отрыве от той среды, в которой они живут. Любой человек, а тем более этнос, является результатом приспособления к той или иной природно-климатической, исторической, социально-экономической и школьной среде. Здоровьесберегающим образовательным пространством является пространство, в котором происходит формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни у обучающихся: полноценное развитие личности с использованием своих физиологических возможностей и культуры здоровья.
Реализация компетентностного подхода позволяет повысить уровень готовности учителей к осуществлению эффективной профессиональной
деятельности и гибкости в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности.
Оздоровление образовательного пространства РСО-Алания включает несколько блоков: рациональная организация учебного процесса; физкультурно-оздоровительная работа, повышение двигательной активности детей; активное использование национальных танцев, игр; оздоровительные и лечебно-профилактические процедуры за счет природных особенностей региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амирханян Л.И., Кокаева И.Ю. Семья и школа как партнеры // Начальное образование. 2007. № 2. С. 9—14.
2. Кокаева И.Ю. Подготовка студентов к здо-ровьесберегающей деятельности в начальной школе // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 14 ноября 2006 г.: [в 6 частях]; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск, 2006. С. 100—103.
3. Кокаева И.Ю., Таутиева Л.М. Компетентност-ный подход к формированию здорового и безопасного образа жизни бакалавров — будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 3. С. 49—53.
4. Профессиональный стандарт педагога (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2015 г. № 1897) [Электронный ресурс: URL: hllp://fgos.isiorao.ru/fgos/raz] (дата обращения 18.04.2016).
THE TEACHER'S ROLE
IN THE HEALTH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AND THE ORGANIZATION OF PREVENTIVE CARE
I.Yu. Kokaeva
North-Ossetian state University KL. Hetagurov Vladikavkaz, Russia
Annotation. The paper summarizes the role of primary school teacher in providing preventive assistance for students. According to the authors, this assistance is the Foundation of anatomical and physiological concepts about the human body, his health in primary school children; providing the necessary hygiene conditions for training and compliance with health-technology aimed at developing and strengthening the health of students.
In this context, pedagogical universities, faces a serious challenge — to build the necessary competence for the organization of preventive aid to all participants of the educational process. On the example of realization of the basic educational program in the direction of training 44.03.01 "Pedagogical education" of the "North-Ossetian state University. K.L. Khetagu-
~ 66 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Кокаева И.Ю. Роль учителя в охране здоровья младших школьников... ----■—
rov", the authors share their experiences, offering to use in the course of professional training of future teachers to pedagogical practice basic disciplines and professional blocks.
Key words: health of Junior schoolchildren, preventive care, health culture, healthy lifestyle and health-promoting competence.
REFERENCES
1. Amirkhanyan L.I., Kokaeva I.Y. The Family and school as partners. Primary education, 2007, no. 2, pp. 9— 14 (in Russian).
2. Kokaeva I.Y. To prepare students for health-promoting activities in primary school. Modernization of the vocational education system based on the controlled evolution. The materials of the V all-Russian scientific-practical conference, November 14, 2006: [in 6 partsl. Edited by D.F. Ilyasov. Chelyabinsk, 2006. P. 100—103 (in Russian).
3. Kokaeva I.Y., Tatieva L.M. Competence approach to the formation of healthy and safe lifestyles of bachelors — the future teachers in the training process. Economic and humanitarian researches of regions, 2015, no. 3, pp. 49— 53 (in Russian).
4. Teacher professional standard (order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from December 17, 2015 N 1897) [Electronic resource: URL: hllp://fgos.isiorao.EN/fgos/raz] (accessed 18.04.2016) (in Russian).