The developed technology is settled on conceptual, informatory, procedural and practical, as well as control and evaluation bases.
The conceptual basis includes the guiding idea and five basic specific principles: principle of social targeting the principle of efficiency, principle of poly-functionality (general applicability), principle of integrity and principle of expediency and economic feasibility.
The informatory basis includes didactic structure of training and fitness plans and programs, their feasibility being assured by diagnostic toolkit, equipment and procedural framework, as well as recovery (rehabilitative) means, engineering facilities, data analysis facility etc.
The procedural and practical basis includes the aggregate of consequent actions aimed at complete technology implementation.
The control and evaluation basis includes setting criteria and key figures, which prove the efficiency of training and fitness, as well as results monitoring and, if necessary, correction of training process taking into account current condition and physical fitness level of athletes.
The technology offered can be implemented in several ways: antecedent, purpose-oriented, situational, effective and exploratory ones.
The feasibility of the said technology also depends on the following factors: place of training, availability of coaches, and their professional level, as well as organizational and financial conditions of sports organization activity.
Basing on the principles and implementation methods of this technology new pedagogical technologies aimed at training new movements, provision of the planned sports result or physical fitness rate can be developed. Also indoor sports facilities can be managed more effectively.
Thus, training conditions engineering is possible only upon condition that the principles and implementation methods of training conditions formation technology in indoor sports facilities have been kept to, i.e. the conditions formation technology has been followed.
Key words: indoor sports facilities; engineering; training conditions.
УДК 378.17+371.7
ВОСПИТАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КАК ВАЖНЫЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
© Вячеслав Вячеславович ДРЕПИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru © Валерий Александрович ХОРУЖИЙ Липецкая областная клиническая больница, г. Липецк,
Российская Федерация, врач-травматолог-ортопед высшей категории, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru
Рассматривается актуальная проблема увеличения эффективности профессиональной деятельности учителя при формировании профессионально-прикладной физической культуры педагога. Представлены научные знания теории и методики физической культуры, способствующие эффективному педагогическому процессу.
Определена ключевая роль физкультурного образования в обеспечении общественно-экономических отношений, образовательный процесс рассмотрен как движущая сила личностного роста педагога и средство эффективного формирования профессиональной готовности на основании оздоровительно-реабилитационного компонента физической культуры.
Сформирована идея, основанная на научном здоровьесберегающем знании как приоритетном направлении образовательной политики современности. Рассмотрена совместимость вопросов улучшения профессионального здоровья учителя и физиологически обоснованной индивидуализации учебно-тренировочных нагрузок в образовательном процессе по физической культуре.
Решается важная научно-практическая проблема, связанная с особенностями воспитания ключевых физических качеств педагога, а именно, вопрос методологии статической выносливости педагога. Учтено возрастающее внимание к здоровью педагога в современном обществе.
Проанализировав текущее состояние уровня профессионального здоровья учителя, было выявлено, что существующая отрицательная тенденция подвергается положительной коррекции при переосмыслении представления о функциях профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: здоровье учителя; физическая культура; профессионально-прикладная физическая культура педагога; профессиональная деятельность учителя.
В настоящее время в быту и на производстве на смену ручному труду пришли механизмы и автоматы. Современная цивилизация с ее многочисленными благами в основном исключила физический труд и двигательную активность - главное условие жизни и развития каждого индивидуума в многовековой человеческой истории. Физическая культура играла важную роль на всех этапах развития человеческого общества. Ёе роль значительно возросла в современном обществе. Связано это с тем, что в наши дни существенно снизилась доля тяжелого физического труда. Если сто лет назад 98 % энергии, необходимой для материального производства, создавалось за счет мускульных движений человека и домашних животных, то в наши дни этот показатель составляет 2-3 %. [1-3].
Недостаток двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) привели к появлению новых, ранее неизвестных болезней (эндокринные и онкологические) и более острому проявлению таких болезней, как заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и пищеварительных систем. Отмечается резкий рост нервно-психических заболеваний. Специалисты связывают это, прежде всего, с тем, что при значительном сокращении двигательной активности, существенно возросла нервно-эмоциональная составляющая жизни [4; 5].
Гипокинезия - особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме
вследствие длительной гипокинезии. Это ат-рофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность. В конечном счете, снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь; ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями; нарушается координация движений; снижается тонус мышц; падает выносливость и силовые показатели [4; 6].
Данные обстоятельства не обошли стороной и работников умственного труда, а именно, учителей. Возрастающее внимание к здоровью педагога в современном обществе определяется ключевой ролью образования в обеспечении общественно-экономических отношений, образовательный процесс является движущей силой экономического роста и формирования профессиональной элиты. Главным субъектом системы образования является педагог, поэтому эффективное использование человеческих ресурсов системы образования, сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогических кадров является приоритетным направлением образовательной политики современного общества [7; 8].
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, т. к. от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. От здоровья учителя в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущего страны, поэтому для изменения сложившейся ситуации необходимо создание нового направления в профилактике и охране здоровья педагогических кадров [9].
Переход человеческой цивилизации к постиндустриальному этапу развития характеризуется возрастанием потребности в постоянном повышении профессиональной квалификации и темпа работы, в соответствии с данным фактором к организму учителя выдвигаются новые требования. Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы, больше половины педагогических кадров страдают нарушением массы тела [4].
70 % педагогов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, на наш взгляд, лечение и профилактика данных наиболее распространенных заболеваний возможно в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры [4; 5].
Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессией. В высшем учебном заведении - это специально разработанная система физических упражнений, на производстве - это вводная гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, реабилитационные упражнения после работы и др. Содержание и состав средств в профессионально-прикладной физической культуре, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях образовательного процесса она приобретает черты многокомпонентной системы физической культуры [10; 11].
Одним из компонентов профессионально-прикладной физической культуры учителя является оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения и профилактики заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. В качестве средств используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект. Наряду с оздоровительно-реабилитационной физической культурой, физическое воспитание также является одним из компонентов профессионально-прикладной физической культуры учителя. Оно характеризует основу физической подготовленности учителя -приобретение фонда профессионально важных двигательных умений и навыков, акцентированное развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с по-
мощью которых у учителя формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях на фоне статического утомления [3].
Профессионально-прикладная физическая культура учителя характеризуется формированием профессионально важных физических качеств. Для представителей гуманитарных профессий данным качеством является статическая выносливость. На наш взгляд, процесс воспитания статической выносливости учитывает особенности оздоровительно-реабилитационной физической культуры параллельно моделируя трудовые процессы и элементы трудовой деятельности [7; 11].
Таким образом, при подготовке учителя к предстоящей профессиональной деятельности путем воспитания статической выносливости, возможно включение здоровьесбе-регающего фактора.
Организм - единая, целостная, сложно устроенная саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и тканей. Органы построены из тканей, ткани состоят из клеток и межклеточного вещества. Орган - это часть целостного организма, обусловленная в виде комплекса тканей, сложившегося в процессе эволюционного развития и выполняющего определенные специфические функции. В создании каждого органа участвуют все четыре вида тканей, но лишь одна из них является рабочей. Так, для мышцы основная рабочая ткань - мышечная, для печени - эпителиальная, для нервных образований - нервная. Совокупность органов, выполняющих общую для них функцию, называют системой органов - это пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, половая, мочевая и др. Аппараты органов - это эндокринный, вестибулярный, опорно-двигательный [4].
Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Большинство сочленяющихся костей соединены связками и мышечными сухожилиями, образуя суставы конечностей, позвоночника и др. Основные функции - опора и перемещение тела и его частей в пространстве. Суставы - подвижные соединения, область соприкосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плотной соединительной ткани, срастающейся с надкост-
ницей сочленяющихся костей. Полость суставов герметично закрыта, она имеет небольшой объем, зависящий от формы и размеров сустава. Суставная жидкость уменьшает трение между поверхностями при движении, эту же функцию выполняет и гладкий хрящ, покрывающий суставные поверхности. В суставах могут происходить сгибание, разгибание, приведение, отведение, вращение.
Скажем подробнее о заболеваниях опорно-двигательного аппарата применительно к учительской профессии. Причиной боли в позвоночнике и конечностях учителя является чрезмерное асимметричное повышение тонуса мышц спины как в случае с работниками умственного труда, связанное с неправильным нахождением в рабочей позе, на фоне низкого уровня воспитания статической выносливости. В связи с тем, что мышечная система неразрывно связана с вегетативной, то и во внутренних органах происходят нарушения в работе. В основном эти перебои связаны с деформацией грудной клетки, которая приводит к ограничению дыхательной емкости легких. Как следствие, при нехватке дыхательной емкости легких увеличивается шанс развития у таких учителей бронхитов или пневмоний. Кроме того, из-за повышенного давления на сердце со стороны грудной клетки, на 20-30 % увеличивается шанс заболеть ишемической болезнью сердца или получить сердечную недостаточность.
Наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата учителя является сколиоз. Под сколиозом понимают искривление позвоночного столба, обусловленное неправильным развитием, деформацией позвонков и дистрофическими изменениями мышц спины. Сколиоз - серьезное заболевание, которое, как правило, сложно поддается лечению, поэтому его значительно проще предупредить. Нередко сколиоз начинается с нарушенной осанкой.
Рассмотрим последствия данного заболевания. Оставаясь в постоянном напряжении, мышцы позвоночника сдавливают нервные корешки и нервы, проходящие вблизи, а также смещают со своих мест позвонки и межпозвоночные диски. Кроме того, в этих отделах позвоночника изменяется обмен веществ, что ведет к перераспределению солей и появлению остеофитов, что и называют остеохондрозом. Боль возникает как в местах
непосредственного сдавливания нервов, так и вдоль нервных стволов по ходу нервов. Поэтому нарушение подвижности, боль, онемение в верхних конечностях вызваны сдавливанием нервов в надключичной области и между лопатками. Если же боль беспокоит в любом месте ноги, то ущемляются нервы в области поясницы и (или) области ягодиц, где проходит седалищный нерв [6].
Сдавливание мышцами нервов в среднем и нижнем грудном отделах ведет к появлению боли в грудной клетке или животе. Таким образом, по жалобам учителя легко определить, где имеется ущемление, т. е. где расположены мышцы отдела позвоночника, находящегося в поле нарушения осанки. Грыжи и протрузии - это различные выпячивания межпозвоночного хрящевого диска за пределы краев позвонков. Причиной этого является повышение давления на них со стороны мышц с аномальным тонусом. Как уже говорилось, к этому приводит нарушение осанки на фоне низкого уровня статической выносливости [5].
Одна из методик воспитания статической выносливости основана на использовании изометрических упражнений, а средством нами избрана разновидность фитнеса -калланетика. Калланетика - это система упражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц, состоящая из статических упражнений [12].
При выполнении статических упражнений происходит мышечное сокращение, но не происходит движение. При динамической работе происходит как сокращение мышцы, так и перемещение частей тела относительно друг друга. Статическая работа более утомительна для организма и для мышц по сравнению с динамической той же интенсивности и длительности, т. к. при статической работе отсутствует фаза расслабления мышц, во время которой могут пополниться запасы энергетических веществ, израсходованные на мышечное сокращение. Если при динамической нагрузке требуется увеличить мощность работы при одновременном снижении ее продолжительности, то при статической нужно добиться увеличения продолжительности работы при ее неизменной мощности [13].
Во время занятий калланетикой задействованы все мышцы одновременно, в частности, мышцы спины, задней поверхности бед-
ра и ягодичные мышцы. От «уровня устойчивости» к повышенной кислотности данных групп мышц зависит уровень подготовленности педагога к профессиональной деятельности, т. к. данный фактор влияет на здоровье учителя [12].
Занятия калланетикой положительно сказывается при борьбе с остеохондрозом, болями в шейном и поясничном отделах позвоночника, что достаточно актуально для педагога в связи с выявленными профессиональными заболеваниями. При регулярных занятиях калланетикой происходит ускорение обмена веществ, а отсутствие резких движений минимизирует травматичность [12; 13].
При систематическом выполнении значительных по объему и интенсивности предложенных упражнений статического характера кости становятся более массивными, в местах прикрепления мышц формируются хорошо выраженные утолщения - костные выступы, бугры и гребни. Происходит внутренняя перестройка компактного костного вещества, увеличиваются количество и размеры костных клеток, кости становятся значительно прочнее.
Правильно организованная физическая нагрузка при выполнении данных упражнений способствует замедлению процесса старения костей.
При профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата в процессе воспитания статической выносливости необходимо помнить о эмоциональном состоянии учителя в процессе трудовой деятельности. Отрицательные эмоции учителя переводят мозговые клетки и, соответственно, мышцы спины в состояние «повышенной боевой готовности». В результате одного сильного стресса или множества малых мозговые клетки могут остаться функционировать в этом новом напряженном режиме, что и является причиной всех проблем. Мозговые клетки, управляющие мышцами позвоночника, имеют свою особенность. Эта особенность заключается в том, что в отличие от клеток, управляющих мышцами конечностей, не все клетки, управляющие позвоночником, подчиняются нашему сознательному контролю. Около 30 % этих клеток преимущественно подчинены подкорковым вегетативным симпатическим центрам, которые отвечают за стрессовую мобилизацию организма. Изначально рабо-
тающие в определенном спокойном, т. н. фоновом режиме эти клетки поддерживают нормальный тонус мышц [4; 9].
Отрицательные эмоции являются отягчающим обстоятельством возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата. С данной проблемой возможно справиться в процессе занятий следующей методики воспитания статической выносливости - оздоровительного бега.
Предлагаемая методика воздействия на уровень развития статической выносливости основана на использовании упражнений циклического характера, а средством избран бег умеренной мощности.
Равномерный бег способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, развитию опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ. В конечном итоге создаются стратегические предпосылки для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата [14; 15].
Положительный эффект длительного бега проявляется также в том, что при беге задействовано более двух третьих общей мышечной массы (порой при этих видах двигательной деятельности работают практические все мышцы). Кроме того, занятия оздоровительным бегом оказывают всестороннее воздействие на организм занимающихся. Известно, что при физическом напряжении не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов (капилляров), пронизывающих мышцы, но и увеличивается их количество. Следовательно, улучшается кровообращение в тканях и головном мозге, что является основополагающим фактором для деятельности педагога [16].
Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации учителя к различной физической работе в быту, что увеличит готовность педагога к предстоящему рабочему дню [14].
В процессе воспитания статической выносливости суставы развиваются и укрепляются, повышается эластичность связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.
Таким образом, к числу приоритетных задач процесса физического воспитания учи-
теля следует отнести укрепление здоровья и психофизической подготовленности к предстоящей профессиональной деятельности в процессе воспитания статической выносливости. Решение подобного рода педагогических задач требует выработки у будущих учителей социально значимых мотивов деятельности в сфере физической культуры.
Регуляция функционального состояния учителя с целью повышения работоспособности и ослабления негативных последствий гипокинезии, нервно-эмоциональных перегрузок возможна при целенаправленном развитии статической выносливости.
1. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. 1998. № 9-10. С. 166170.
2. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005.
3. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях / под ред. Л.М. Мити-ной. Москва; Обнинск, 2010.
4. Ахмерова С.Г. Состояние здоровья и профессиональное долголетие // Вестник Башкирского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. 2000. № 1. С. 10-16.
5. Лободин В.Т., Лавренова Г.В., Лободина С.В. Как сохранить здоровье учителя. М., 2005.
6. Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 63-75.
7. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2-7.
8. Коровин С.С., Кабачков В.А. Функции профессиональной физической культуры и их характеристика // Вестник спортивной науки. 2007. № 4. С. 36-39.
9. Митина Л.М. Психологу об учителе. Лично-стно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М., 2010.
10. Матвеев Л.П., Менщиков В.М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования // Теория и практика физической культуры. 2000. № 4.1. С. 12-18.
11. Нагорный В.Э. Проблемы умственного труда. Вып. 3: Умственный труд и физическая культура. М., 1973.
12. Андреев А.М. Методика применения изометрических упражнений для профилактики травматизма у баскетболистов // Ученые записки. 2007. № 12 (34). С. 5-10.
13. Курпан Ю.И. Аэробика, шейпинг, калланети-ка // Физкультура в школе. 1996. № 5. С. 49-51.
14. Костюченко В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный. СПб., 1994.
15. Любимова Г.И. Пути повышения эффективности занятий оздоровительной физической
культурой студентов в новых социально-экономических условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1999.
16. Травин Ю.Г., Астраханцев Е.А., Пикитин П.В. Бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентами // Теория и практика физической культуры. 1991. № 6. С. 44-46.
Поступила в редакцию 2.10.2013 г.
UDC 378.17+371.7
STATIC ENDURANCE EDUCATION AS IMPORTANT FACTOR IN SAVING THE HEALTH OF TEACHER'S PHYSICAL CULTURE
Vyacheslav Vyacheslavovich DREPIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru
Valeriy Aleksandrovich HORUZHY, Lipetsk Regional Clinical Hospital, Lipetsk, Russian Federation, Doctor-Traumatologist-Orhopedist of High Category, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru
The actual problem of effectiveness rise problem of professional activity of teacher at formation of professional-applied physical culture of pedagogue is considered. Scientific knowledge of theory and methodics of physical culture enabling the effective pedagogical process are presented.
The key role of physical education in supply of social-economic relations is determined, educational process is considered as moving power of personal growth of pedagogue and means of effective formation of professional readiness on the base of health-rehabilitation component of physical culture.
The idea based on scientific health keeping knowledge as prior direction of educational policy of modernity is formed. The compatibility of questions of improvement of professional health of teacher and physiologically based individualization of study-training loadings in educational process at physical culture is considered.
The important scientific-practical problem linked to features of education of key physical traits of pedagogue is solved, it is the question about methodology of static endurance of pedagogue. The rising attention to the health of pedagogue in modern society is scrutinized.
Analyzing the current condition of professional health level of teacher it was disclosed that the existing negative tendency is going through the positive correction at re-consideration of presentation about functions of professional direction of physical education of students of pedagogical universities.
Key words: health of teacher; physical culture; professionally applied physical education teacher; teacher's professional activity.