УДК 378.17+37.037.1+37.016:796
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК
Г.И. НАРСКИН, С.Л. ВОЛОДКОВИЧ
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Введение. В настоящее время успехи высшей школы в области физической культуры зависят в большей степени от уровня активности и сознательности студентов, их отношения к физическому воспитанию как к учебной дисциплине и к своему здоровью. В связи с этим нами было проведено анонимное анкетирование 600 студентов (400 девушек и 200 юношей) очного отделения, основной и подготовительной группы, педагогических специальностей 1-2 курсов Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. Данный контингент был выбран не случайно. Результаты первокурсников принимаются как исходные данные к моменту поступления в вуз, а ко второму году обучения студенты получают достаточно полную информацию об особенностях физического воспитания в вузе, а также о предстоящей трудовой деятельности по выбранной специальности. Студенты педагогических учебных заведений в контексте затронутого вопроса представляют особый интерес, так как в своей профессиональной деятельности они будут прямо или косвенно влиять на формирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни своих учеников. В этой связи важно знать мнение таких студентов к своему здоровью и его сохранению в процессе их профессионального обучения.
Методика и объекты исследования. Целью социологического исследования явилось выяснение уровня информированности молодежи о здоровье, их отношения к формированию своего здоровья и навыкам здорового образа жизни, изучение мотивации к занятиям физической культурой, определение места физического воспитания в будущей профессиональной деятельности.
В результате обработки анкетного материала было выявлено, что различными формами физической культуры (оздоровительный бег, посещение плавательного бассейна, тренажерного зала, фитнес-центра), а также спортом (посещение секций восточных единоборств, секций спортивных игр, аэробики, легкой атлетики) занимаются только10% студентов. С учетом этого дальнейшее сравнение анкетного материала нами проводилось между двумя группами:
I -те, кто занимается различными формами физической культуры и спорта;
II - не занимающиеся.
Было замечено, что отнесенные к I группе студенты занимаются от 4,5 до 6 часов в неделю, не считая занятий по физическому воспитанию в вузе. Во II группе студенты выполняют физические упражнения только на занятиях физического воспитания в вузе 2 раза в неделю по 2 академических часа.
В I группе 86,6% студентов используют в повседневной жизни ряд различных оздоровительных мероприятий, таких как: массаж, посещение сауны и парной (русской бани), а также некоторые виды закаливания и аутотренинга. И только 9,8% студентов II группы посещают сауну и парную, проводят фитотерапию и релаксацию под музыку.
Выявлено, что 66,6% студентов I группы достаточно свободно выполняют контрольные нормативы на занятиях по физическому воспитанию в вузе, из II группы - только 13,3% .
Все студенты I группы заявили, что они, как правило, имеют хорошее и отличное самочувствие утром после пробуждения, в то время как во II группе таких только 26,4% студентов, удовлетворительное состояние отметили 41,6%, остальные респонденты отмечают неудовлетворительное самочувствие.
Следует выделить, что 63,3% студентов I группы болеют острыми респираторными заболеваниями только один раз в учебном году, 18,3% два раза, 8,3% три раза и 10,1% студентов не болеют вообще. У студентов II группы 12,8% болеют острыми респираторными заболеваниями один раз в учебном году, 41,5% два раза, 26,7% три раза, 9,8% четыре раза и 9,2% студентов не болеют.
Мы выяснили, что 75% студентов I группы, как правило, стараются, как можно больше передвигаться в течение дня пешком. И только 34,6% студентов II группы используют этот двигательный режим.
Выявлено, что 95% студентов I группы предпочитают физически активные виды отдыха и физическую рекреацию, при этом 77,7% студентов II группы отдают предпочтение физически пассивным видам отдыха («компьютер», «посидеть в баре», «посмотреть видеофильм и телевизор», «сон», «карточные игры», «чтение книг», «прослушивание музыкальных произведений в статическом положении»).
Объём и качество питания студентов обоих групп примерно одинаково и составляет в основном: бутерброды, хот-доги, пицца, чипсы, мучные изделия, супы быстрого приготовления и запивается это лимонадом («Кока-кола», «Фанта» и т.д.), кофе, чаем, минеральной водой и реже соком. Отличие между питанием двух групп составляет то, что студентов I группы стараются чаще включать в свой рацион овощные салаты, фрукты, зелень и кисломолочные продукты.
В I группе 43,3% студентов предпочитают ложиться спать около 23 часов, просыпаются 7:00 -7:30, и 56,7% в интервале 24:00 - 3:00. В свою очередь 85,1% студентов II группы, как правило, засыпают в интервале 24:00 - 3:00 и 14,9% около 23 часов.
В обеих группах в выходные дни студенты предпочитают поспать по больше и их сон длиннее от 1 до 4 часов по сравнению с учебными днями. Около половины студентов в выходные дни спят ещё днем 1,5 - 2 часа.
Как показало наше исследование, алкоголь употребляют 75% студентов примерно одинаково в обеих группах. Любимым напитком студентов является пиво. Также студенты "по праздникам" употребляют вино и водку.
Нами выявлено, что удовлетворение от учебы в вузе получают около 66,6% студентов I группы и только 34,6% студентов II группы.
Проведённые нами результаты исследования на основе анкетирования и педагогические наблюдения позволили сделать следующие обобщения по I и II группе. Так в I группе:
1) различными формами физической культуры и спортом в настоящее время занимаются только 10% студентов, которые отводят на тренировки от 4,5 до 6 часов в неделю (не считая занятий по физическому воспитанию в вузе);
2) большинство из них используют оздоровительные мероприятия и предпочитают физически активные виды отдыха и физическую рекреацию, стараются больше передвигаться по городу пешком, вследствие чего имеют хорошее и отличное самочувствие утром после пробуждения;
3) в I группе студенты не испытывают особых затруднений при выполнении контрольных нормативов на занятиях по физическому воспитанию в вузе. К этому необходимо добавить, что в этой группе реже болеют острыми респираторными заболеваниями в учебном году по сравнению со своими сверстниками, которые не занимаются различными формами физической культуры и спорта;
4) рацион питания студентов оценивается на три с минусом по пятибалльной шкале. Огорчает высокое потребление алкоголя. Более половины этих студентов получают удовлетворение от учёбы в вузе.
Основные обобщения по II группе (студенты, которые не занимаются различными формами физической культуры и спорта):
1) респонденты этой группы выполняют физические упражнения только на занятиях по физическому воспитанию в вузе;
2) только 9,8% используют в режиме дня оздоровительные мероприятия, у них присутствует выраженная гиподинамия. У большинства студентов удовлетворительное и неудовлетворительное самочувствие утром после пробуждения;
3) отмечаются высокие показатели частоты заболеваниями ОРЗ и трудности с выполнением контрольных нормативов на занятиях по физическому воспитанию в вузе;
4) рацион питания оценивается нами как неудовлетворительный, так как очень редко в него включены продукты, отнесенные к здоровой пище (фрукты, зелень, кисломолочные продукты). Отмечено высокое потребление алкоголя и высокая (у 65,4% студентов) неудовлетворенность от учёбы в вузе.
Всем респондентам было предложено оценить состояние своего здоровья на данный момент, где 60% респондентов отметили на 100-бальной шкале интервал от 51 до 75 баллов, 30% - от 26 до
50 баллов, 7% - интервал от 76 до 100 баллов, 3% оценили состояние своего здоровья в интервале от 0 до 25 баллов.
При оценке изменений в состоянии здоровья за последние 1-2 года, 57% студентов предпочли вариант ответа «состояние здоровья заметно ухудшилось», при этом самыми распространенными симптомами ухудшения являются: «миопия», «гастрит», «утомление». 37% предпочли вариант «значительных изменений в состоянии здоровья не произошло». 6% - выбрали ответ «состояние здоровья заметно улучшилось».
Основные причины невнимания к собственному здоровью обучающиеся видят в «нехватке времени», «нехватке средств», единичные ответы - «лень», «отсутствие силы воли», «неумение организовать режим дня».
Наиболее эффективными средствами для поддержания здоровья студенты считают «занятия физкультурой или спортом» - 53%; «правильное питание» - 38%; «отсутствие вредных привычек» - 9% студентов.
При выявлении причин, снижающих интерес и активность на занятиях по физической культуре, в основу были приняты результаты анкетирования студентов второго курса. Причины, называемые студентами, по своему характеру можно разделить на три группы: группа причин организационного характера, группа причин методического характера и группа причин личностного характера. Среди причин методического характера 27% опрошенных выделили несоответствие предлагаемых нагрузок физическим возможностям. Среди личностных причин 31% опрошенных называют низкий уровень собственной физической подготовленности. Одной из основных причин организационного характера называется отсутствие занятий по интересам - 42%.
Мы выяснили, что большинство опрошенных девушек (35%) выбирают для занятий в вузе спортивные игры: волейбол, баскетбол, теннис; 30% предпочли бы занятия ритмической гимнастикой и шейпингом; 19% - плаванием; общефизической подготовкой 12%; другими видами спорта 4%.
Необходимо отметить, что ведущими мотивами, побуждающими студенток заниматься физической культурой, являются: «улучшение телосложения» - 34%, «оздоровление» - 28%, «отвлечься от неприятных мыслей» - 20%, «чтобы не возникло конфликта с преподавателем» - 11%, «восстановить психическую работоспособность» - 5%, нечто другое - 2%.
Анализ научно-методической литературы и проведенное социологическое исследование позволяет констатировать:
1. Необходима целенаправленная работа по пропаганде физической культуры как одного из самых эффективных средств по укреплению и сохранению здоровья. Такая работа должна осуществляться, в первую очередь, за счет привлечения студентов в спортивно-массовую деятельность. Это возможно посредством ведения агитационной работы, нахождения форм занятий и соревнований, позволяющих каждому студенту реализовать собственные потребности в двигательной активности [1,2].
2. Следует расширить теоретические знания по взаимосвязи занятий физической культурой и состоянием здоровья молодежи. Это позволит сформировать потребность в занятиях физическими упражнениями на протяжении всей последующей жизни, осознать необходимость их применения в дальнейшей профессиональной деятельности [3,4].
3. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом возможно только за счет повышения образованности студентов в практических вопросах применения различных средств и методов поддержания здоровья, убежденности в том, что физическая культура является составной частью общей культуры современного специалиста. Тем более что устойчивые мотивации физического совершенствования, воспитанные в молодости в каждом человеке, превращаются в систему общепринятых представлений, нормы поведения, определяющие престижность высокого уровня здоровья и физического совершенствования человека, в существенный критерий оценки его как личности в целом [5,6,7,8].
4. Целесообразно более полно исследовать организационные возможности, которыми располагает в настоящее время вузовская физическая культура и определить наиболее эффективное построение учебного процесса, так как действующая учебная программа и доминирующий традиционный процесс по физическому воспитанию не обеспечивают в должной мере оздоровительное и развивающее воздействие. Перспективный путь решения данной проблемы видится в модерниза-
ции физического воспитания применением новых методик и педагогических технологий с учетом заболеваемости, морфофункционального статуса [9,10].
Таким образом, особенности инновационных процессов, происходящих сегодня, в том числе и в высшей школе, определяют актуальность выбранной проблемы исследования, так как, на наш взгляд, существует определенное противоречие между потребностью общества в создании здо-ровъесберегающих технологий и недостаточной разработанностью их методического обеспечения.
Результаты и их обсуждение. Полученные данные социологического исследования и практический опыт работы позволили подойти к решению основной задачи нашего педагогического эксперимента - провести систематизацию и выделить приоритетные направления модернизации учебных занятий по физическому воспитанию студенток подготовительной медицинской группы.
Следует отметить, что в настоящее время известно более 200 направлений современных видов гимнастик. Из такого большого многообразия мы ориентировались, прежде всего, на доступность и целесообразность использования таких занятий для нашего контингента занимающихся, так как они относятся к подготовительной медицинской группе, а некоторые виды гимнастик имеют определенные ограничения для людей с отклонениями в состоянии здоровья (супераэробика, или аэробика высокой интенсивности) [11,12,13].
К этому необходимо добавить, что большинство учебных заведений не располагают специальным оборудованием необходимым для проведения некоторых занятий. В связи с этим, мы отказались от таких видов как: слайд-аэробика (используется специальное полимерное покрытие и специальная обувь), аквааэробика (занятия проходят в водной среде), резист-А-бол-аэробика (с использованием специальных резиновых мячей большого размера), аэробика с использованием ботинок-тренажеров «Эксолоперс» (иногда именуемая «кенгуробика»), памп-аэробика (аэробика атлетической направленности с использованием штанги).
Проведя систематизацию оставшихся направлений, мы отобрали наиболее популярные среди студенческой молодежи и условно разделили их на три группы: «А», «Б», «В».
A) в первую входили виды, включающие танцевальные движения: ритмическая гимнастика, базовая (классическая) аэробика, степ-аэробика и танцевальная аэробика (фанк-аэробика Funk-Aerobic), хип-хоп (Hip-Нор), латин-аэробика (Latin-Aerobic), афро-аэробика (Afro-Aerobic), самба-аэробика (Samba-Aerobic).
Б) во вторую группу мы отнесли виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма: атлетическую гимнастику, калланетик, шейпинг, стретчинг, систему Пилатес.
B) в третью группу были включены дыхательные упражнения для повышения жизненной емкости легких, улучшения вентиляционных возможностей дыхательной системы, увеличения силы и выносливости дыхательных мышц, оптимизации состояния центральной нервной системы: А. Н. Стрельниковой, Ю.Б. Буланова, О.Г. Лобановой, Е.А. Лукьяновой, дыхательные упражнения для коррекции веса и фигуры Г. Чайлдерс, тренировка резервов мощности дыхательной системы по С.Н. Кучкину, с целью профилактики эмоционального перевозбуждения дыхательные упражнения по П.С. Бреггу, релаксационный тренинг и функциональная музыка по Н.Н. Сентябреву [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22,23, 24, 25].
В констатирующем эксперименте принимали участие студентки (п-42) педагогических специальностей Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.
На основании анализа состояния здоровья, физической, функциональной и двигательной подготовленности с учетом отсутствия исходных достоверных отличий (Р>0,05), были сформированы три группы (14 студенток в каждой из групп), занятия в которых проводились в соответствии с предложенной систематизацией (по направлению «А», «Б», «В») в комплексе с традиционными средствами физического воспитания.
Из традиционных средств физической культуры, рекомендованных учебной программой для непрофильных специальностей высших учебных заведений (для групп основного, подготовительного и спортивного отделений), мы использовали легкую атлетику (преимущественно бег на короткие и средние дистанции, а также беговые упражнения), спортивные игры (отобраны наиболее популярные у студенток: баскетбол и волейбол) и общую физическую подготовку (Табл.).
Таблица - Распределение средств физической культуры в экспериментальных группах
Время занятия в % ГРУППА А ГРУППАБ ГРУППА В
50 традиционные средства физической культуры: легкая атлетика (преимущественно бег на короткие и средние дистанции, а также беговые упражнения), спортивные игры (отобраны наиболее популярные у студенток: баскетбол и волейбол) и общая физическая подготовка
50 Ритмическая гимнастика, базовая (классическая) аэробика, степ-аэробика и танцевальная аэробика (фанк-аэробика, хип-хоп, латин-аэробика, афро-аэробика, самба-аэробика) . Атлетическая гимнастика, калланетика, шейпинг, стретчинг, система Пилатес. Дыхательные упражнения по: А. Н. Стрельниковой, Ю.Б. Буланову, О.Г. Лобановой, Е.А. Лукьяновой; Г. Чайлдерс, С.Н. Кучкина, П.С. Брегга, релаксационный тренинг по Н.Н. Сентябреву.
Доказательной базой эффективности предложенных программ явились результаты тестирования физической подготовленности (5 тестов), физического развития и функционального состояния (9 тестов).
Констатирующий педагогический эксперимент выявил положительную динамику показателей физического развития, функционального состояния и двигательной подготовленности во всех трех группах, однако они были неодинаковы и имели ряд различий.
В группе «А» занятия по предложенной программе позволили повысить не только двигательные возможности, функциональное состояние, физическое развитие, но и оказали положительное воздействие на мотивационно-эмоциональную сферу, что проявилось в большей физической активности, улучшении самооценки студенток, формировании у них устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Направленные занятия в группе «Б» способствовали значительным изменениям антропометрических параметров, показателей динамометрии и двигательной подготовленности в тестах «поднимание туловища из положения лежа на спине (руки за головой, ноги закреплены)», «сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки», «наклон вперед из положения стоя». Положительная динамика, на наш взгляд, объясняется комбинированным сочетанием традиционной общей физической подготовки и статодинамических упражнений из гимнастики калланетики и Пилатес, благодаря которым увеличивается мышечная сила, укрепляются мышцы пресса, спины, улучшается осанка, координация, увеличивается гибкость, подвижность суставов. Кроме того, упражнения затрагивают глубокие мышцы живота и мышцы-стабилизаторы, которые почти не прорабатываются на традиционных занятиях [21,24].
В группе «В» дыхательные упражнения в большей степени способствовали приросту показателей ЖЕЛ, ОГК на вдохе, пробы Штанге и Генчи, в беге на 1000м. Объяснение этого нам видится в регулярном применении в этой группе дыхательных упражнений, которые повышают функциональные возможности дыхательной системы, увеличивают объем легких, развивают силу и выносливость дыхательных мышц, повышают способность поддерживать значительные уровни легочной вентиляции [13,15,16,18].
Выводы. На основании результатов констатирующего эксперимента можно констатировать, что наиболее перспективным направлением в преобразовании существующего физического воспитания студенток подготовительной медицинской группы является объединение в занятиях традиционных средств физической культуры и современных видов гимнастики, а также включение в вариативную часть занятий дыхательных упражнений, что позволит комплексно повысить эффективность педагогических воздействий. Следует отметить, что в комплексном применении с традиционными средствами физической культуры, наиболее адекватными и высоко эффективными оказались: базовая (классическая) аэробика, элементы комплекса калланетик, системы Пилатес (ис-
ключающую тренировку со специальным оборудованием и на тренажерах) и дыхательные упражнения по системе А. Н. Стрельниковой, Г. Чайлдерс, П.С. Брегга, релаксационный тренинг и функциональная музыка по Н.Н. Сентябреву. Это достаточно популярные у студенток и доступные виды двигательной активности. Задачи, принципы компоненты, методика их выполнения различаются, но существует возможность использования множества вариантов комбинирования традиционных упражнений и комплексов данных оздоровительных гимнастик. Занятия не требуют больших спортивных площадок, дорогостоящего оборудования, что немаловажно при сегодняшнем материально-техническом обеспечении спортивной базы некоторых вузов.
Перспектива наших дальнейших исследований по окончанию констатирующего эксперимента связана с разработкой оздоровительно-развивающей методики физического воспитания, основанной на приоритетном использования современных видов гимнастик в комплексном применении с традиционными средствами физической культуры в условиях учебного процесса со студентками подготовительной медицинской группы педагогической специальности. Поиск новых направлений позволит обеспечить высокую оздоровительную направленность, раскроет методические подходы к физическому воспитанию студенток подготовительных медицинских групп, что обеспечит теоретико-методологическую основу построения здоровьесберегающих алгоритмов содержания и форм занятий с данным контингентом учащихся вузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каргаполов, В.П. Исследование мотивов занятий физической культурой студенток педагогического вуза / В.П. Каргаполов, Л.П. Фролова, Р.А. Огай // Здоровье студентов: биологический, психологический и социальный уровни: Сб науч. Трудов. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. - С. 49 - 50.
2. Лубышева, Л.И. О программных основах вузовского физкультурного воспитания. / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 12 с.
3. Байер, К. Здоровый образ жизни: пер. с англ. / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 1997. - 368 с.
4. Дудоров, В.В. Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Дудоров. - СПб., 2000. - 160 с.
5. Бауэр, В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр //Теория и практика физической культуры. - Москва, 2001. - № 1. - С. 50-56.
6. Иванова, Л.А. Современное отношение студентов к здоровому образу жизни / Л.А. Иванова // Материалы всерос. науч.-практ. конф - Дубна, 2004. - 28 с.
7. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.04/ А.В Лотоненко. - Краснодар, 1998. - 40с.
8. Лубышева, Л.И. Женщина в мире спорта / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -2000. - №6. - С. 17 - 25.
9. Попова, Е. Как выбрать гимнастику / Е. Попова // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. - 2000. -№ 2. - С. 21 - 22.
10. Похоленчук, Ю.Т. Современный женский спорт / Ю.Т. Похоленчук, Н.В. Свечникова. - Киев: Здо-ров,я ,1987. - 189с.
11. Сабирова, Е.В. Комплексное использование видов гимнастики в физическом воспитании студентов ВТУЗа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.В. Сабирова. - СПб.: ВНИИФК. - 1999. - 233 с.
12. Брегг, П. Системы оздоровления / П.С. Брэгг. - СПб.: Лейла - М.: Мега, 1983. - 127 с.
13. Буланов, Ю.Б. Дыхательная гимнастика доктора Буланова Ю.Б. / Ю.Б. Буланов. - Тверь, 2003. - 210с.
13. Буланов, Ю.Б. Сжигание жира / Ю.Б. Буланов. - Тверь: ООО «Интелл», 2003. - 97с.
14. Бутейко, К.П. Инструкция по применению способа волевой ликвидации глубокого дыхания / К.П. Бу-тейко. - Новосибирск, 1986. - 29 с.
15. Кучкин, С.Н. Дыхательные упражнения в спорте: учеб. пособие / С.Н. Кучкин - Волгоград, 1991. -48 с.
16. Лобанова, О.Г. Правильное дыхание, речь и пение / О.Г. Лобанова. - М., 1923. - 58с.
17. Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии: учеб. пособие для высших и средних учебных заведений искусства и культуры / Е.А. Лукьянова - М: Искусство, 1979. - 184 с.
18. Сентябрев, Н.Н. Направленная релаксация организма при напряженной мышечной деятельности человека: монография / Н.Н. Сентябрев. - Волгоград, 004. - 40 с.
19. Солопов, И.Н. Способность человека оценивать и управлять основными параметрами функции дыхания: автореф. дис. ... д-ра. биол. наук / И.Н. Солопов. - Москва, 1996. - 40 с.
20. Сиднева, Л.В. Методика развития силы (STT и другие системы) / Л.В. Сиднева, Е.П. Алексеева. - М.: Тровант; Троицк, 1998. - 46 с.
21. Чайлдерс, Г. Великолепная фигура за 15 минут в день / Г. Чайлдерс. - Минск: Попурри, 2002. - 208 с.
22. Шахлина, Л.Г. Реакция организма спортсменок на снижение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе, ее зависимость от фаз менструального цикла / Шахлина Л.Г. // Hypoxia Medical J. = Журн. Гипо-ксической медицины. - 1993. - N 4. - С. 15 - 18.
23. Селуянов, В.Н., Изотон (основы теории оздоровительной физической культуры): учеб. пособие / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, Е.Б. Мякинченко. - М., 1995. - 68 с.
24. Стрельникова, А.Н. Способ лечения болезней / А.Н. Стрельникова. - А.с. (СССР), N411865. - 1974. -67 с.
THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH AS THE PRECONDITIONS OF THE IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION
OF THE STUDENTS
G.I. NARSKIN, S.L. VOLODKOVICH
Summary
The presentation of the analysis of the results of sociological research, the aim of which was the clarification of the level of students' awareness of their health, their attitude towards the formation of their health, skills of healthy life-style, the studying of the motivation for physical culture studies, the identification of the importance of physical education in their future professional occupation. Carried research became the preconditions of the organization of the stated pedagogical experiment which aims at marking out the priority directions in modernization of physical education studies with the students of preliminary medical group.
Key words: students, sociological research, deflection of the condition of health, physical education
© Нарскин Г.И., Володкович С.Л.
Поступила в редакциюЗ ноября 2010г.