УДК 796.01
МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ
© Вячеслав Вячеславович ДРЕПИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru
Рассматривается актуальная проблема воспитания статической выносливости будущих учителей. Проанализировав физиологические основы воспитания статической выносливости, было выявлено, что существующие представления о средствах, методах воспитания данного качества требуют внесения изменений и уточнений.
Ключевые слова: физиологический механизм мышечной деятельности; адаптация к физическим нагрузкам; оздоровительный бег; методика тренировочных занятий.
Эффективность учебной работы педагога в значительной мере зависит от уровня его работоспособности, быстроты и гибкости мышления, особенностей внимания, долговременной и оперативной памяти, работоспособности зрительного анализатора, что, в свою очередь, определяется развитием статической выносливости. Экспериментальные данные свидетельствуют о снижении двигательной активности, ослаблении здоровья, ухудшении функционального состояния скелетной мускулатуры учителя [1-2].
В свою очередь, в доступной литературе мы не нашли рекомендаций по методике воспитания статической выносливости в процессе занятий физической культурой в вузе, а также о наиболее эффективных средствах для развития этого ключевого для педагога физического качества. Исследования Г.Г. Дмитриева, 2008; С.А. Кугаевского, 2011; Е.А. Пирожковой, 2011; В.И. Тхорев-ского, 1975 и других ученых, посвященных проблемам развития статической выносливости работников умственного и физического труда, способствовали определению направлений поиска по изучению физиологических основ развития статической выносливости и обоснованию средств и методов воспитания данного физического качества.
Известно, что причиной появления мышечного утомления в связи с длительным пребыванием в статической позе является молочная кислота. Молочная кислота, образующаяся в процессе гликолиза, накапливается внутри мышечных клеток и повышает их кислотность. В свою очередь, накопление лактата (соль молочной кислоты) ведет к на-
буханию этих клеток, что в итоге уменьшает сократительные возможности мышц, приводит к возникновению чувства «тяжести» в рабочих мышцах [2].
Физиологическое решение данной проблемы заключается в увеличении емкости креатинфосфатной реакции и замедлении падения ее мощности, с одной стороны, и существенным сокращением времени выхода аэробного механизма на максимальную мощность и одновременное повышение величины - с другой. Также необходимо повысить «уровень устойчивости» мышц к повышенной кислотности. Характер же тренировочной нагрузки взаимосвязан с особенностями энергообразования. Так, для определенного вида тренировочной нагрузки характерен доминирующий, ключевой механизм энергообразования, от которого в большей степени зависит результат [2; 3].
Нами определены средства, соответствующие особенностям энергообразования при воспитании статической выносливости.
1. Калланетика, занятия которой способствуют повышению «уровня устойчивости» мышц к повышенной кислотности.
2. Акцентированная силовая подготовка, характеризующаяся увеличением емкости креатинфосфатной реакции и замедлением падения ее мощности.
3. Продолжительный бег, в процессе которого существенно сокращается время выхода аэробного механизма на максимальную мощность.
При исследовании развития статической выносливости у пловцов и тяжелоатлетов мы выявили, что показатели статической вынос-
ливости у пловцов существенно выше. Известно, что у спортсменов, занимающихся плаванием, в основе физиологического механизма развития статической выносливости лежит аэробный режим энергообеспечения, а у представителей тяжелой атлетики преобладает креатинфосфатная реакция мышечной энергетики.
Экспериментально выявлено, что из трех выделенных средств воспитания статической выносливости ведущим является нагрузка аэробной производительности.
Все сказанное позволяет предположить, что при воспитании статической выносливости ключевой является методика, направленная на сокращение времени выхода аэробного механизма на максимальную мощность. Это позволит значительно увеличить время концентрации молочной кислоты и уменьшить физическое утомление при статической нагрузке.
Предлагаемая методика воздействия на уровень развития статической выносливости основана на использовании упражнений циклического характера, а средством избран бег умеренной мощности.
В методике развития статической выносливости использовался непрерывный метод, при котором бег проводится без пауз в равномерном или переменном темпе на протяжении длительного времени. Не случайно многие авторы отдают предпочтение именно этому методу на начальном этапе тренировки
[4; 5].
Беговые упражнения классифицируются по скорости бега, которая определяет напряженность работы тех или иных физиологических систем, осуществляющих энергетическое обеспечение организма. Для сокращения времени выхода аэробного механизма на максимальную мощность нами применялся медленный длительный бег [6].
Необходимо учитывать, что быстрое разворачивание и мощное протекание аэробного ресинтеза аденозинтрифосфата (АТФ) зависит от типа мышечных волокон. Чем выше в мышцах процент медленных волокон, тем они более выносливы и обладают большей способностью к длительной работе. Быстрые волокна, наоборот, более приспособлены к кратковременной работе большой мощности, при этом они в большей степени используют анаэробный гликолитический
путь энергопродукции. Генетическая предрасположенность к проявлению статической выносливости будет отражаться на эффекте тренировочной нагрузки и динамике развития данного качества.
В основе воспитания статической выносливости лежит ритмический двигательный рефлекс. Медленный длительный бег проводится при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 130-150 уд./мин. при потреблении кислорода на уровне 50-60 % от максимального. Указанные физиологические параметры исключают общие рекомендации к метражу дистанции и скоростным показателям, данные педагогические факторы являются индивидуальными.
Характерная особенность бега на длинные дистанции заключается в повторяемости фаз движений, лежащих в основе каждого цикла, и тесной связанностью каждого цикла с последующим и предыдущим. Равномерный бег наиболее благоприятно отражается на метаболизме и создает предпосылки для эффективной работы «антигликолитического механизма».
Равномерный бег способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, развитию опорно-двигательного аппарата, улучшает обмен веществ. В конечном итоге создаются стратегические предпосылки для развертывания других механизмов энергообразования, характерных для проявления статической выносливости
[3; 6].
Положительный эффект длительного бега проявляется также в том, что при беге задействовано более двух третьих общей мышечной массы (порой при этих видах двигательной деятельности работают практические все мышцы). А чем больший процент мышечной массы участвует в работе, тем большие изменения такая работа вызывает в организме, и тем, соответственно, выше тренировочный эффект упражнений [3; 4].
Кроме этого, занятия оздоровительным бегом оказывают всестороннее воздействие на организм занимающихся. Известно, что при физическом напряжении не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов (капилляров), пронизывающих
мышцы, но и увеличивается их количество. Следовательно, улучшается кровообращение в тканях и головном мозге, что является ос-
новополагающим фактором для деятельности педагога [5; 6].
Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют возможности адаптации учителя к различной физической работе в быту, что увеличивает готовность педагога к предстоящему рабочему дню [5].
В процессе воспитания статической выносливости размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы [2; 3].
При воспитании статической выносливости средством оздоровительного бега увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови; повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов; ускоряются процессы восстановления биохимии крови. Данная физическая нагрузка способствует общему расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их мышечных стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. При работе окружающих сосуды мышц происходит массаж стенок сосудов. Кровеносные сосуды, проходящие через мышцы (головного мозга, внутренних органов, кожи), массируются за счет гидродинамической волны от учащения пульса и за счет ускоренного тока крови. Все это способствуют сохранению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальному функционированию сердечно-сосудистой системы [6].
Во время занятий бегом происходит планомерное расходование энергии, а сама работа выполняется с умеренной интенсивностью, что стабилизирует и поддерживает метаболизм, важный в системе воспитания статической выносливости [6].
Акцентированное включение в содержание занятий по физической культуре в педагогическом вузе предложенного средства физической подготовки позволяет эффективно воздействовать в целом на развитие статической выносливости студентов.
1. Нагорный В.Э. Проблемы умственного труда. Вып. 3. Умственный труд и физическая культура. М., 1973.
2. Сологуб Е.Б., Петров Ю.А., Зуйкова Е.Г., Да-хаб А. Физиологические резервы в деятельности коры больших полушарий при статической работе до отказа // Научные основы физического воспитания и спорта: сборник научных трудов / под ред. В.Г. Стрельца. Л., 1979. С. 59-65.
3. Костюченко В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный. СПб., 1994.
4. Любимова Г. И. Пути повышения эффективности занятий оздоровительной физической культурой студентов в новых социальноэкономических условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1999.
5. Травин Ю.Г., Астраханцев Е.А., Пикитин П.В. Бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентами // Теория и практика физической культуры. 1991. № 6. С. 44-46.
6. Полунин А.И. Бег для всех: зарубежный опыт. М., 1992.
Поступила в редакцию 15.02.2013 г.
UDC 796.01
TEACHING METHODS OF JOGGING IN UPBRINGING OF STUDENTS STATIC ENDURANCE Vyacheslav Vyacheslavovich DREPIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Adaptive Physical Culture Department, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru
The problem of static endurance training of future teachers is considered. The physiological basis of static endurance training is analyzed; it was found that the representations about tools, methods of education quality require changes and refinements.
Key words: physiological mechanism of muscle activity; adaptation to exercise; jogging; technique training sessions.