Научная статья на тему 'Особенности профессионально-педагогической культуры учителя музыки'

Особенности профессионально-педагогической культуры учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / PEDAGOGICAL CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER OF MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеханова Ольга Евгеньевна

Рассматривается проблема совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки, особая роль в которой отводится формированию профессионально-педагогической культуры. Раскрываются и сопоставляются понятия педагогическая культура, профессиональная культура и профессионально-педагогическая культура. Профессионально-педагогическая культура учителя музыки представлена как многогранное понятие, которое включает в себя несколько подсистем: общую культуру личности, художественную культуру, музыкальную культуру и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of the teachers of music professional-pedagogical culture

In the article we contemplate the problem of the teachers of music professional training development, the leading part of which belongs to forming professional pedagogical culture. We reveal and compare such notions as pedagogical culture, professional culture and professional-pedagogical culture. Professional-pedagogical culture of the teacher of music is introduced as a multifaceted notion, which includes several subsystems: general personal culture, artistic culture, musical culture and etc.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально-педагогической культуры учителя музыки»

УДК 371.12

О. Е. Плеханова

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая культура; профессиональная культура; профессионально-педагогическая культура учителя музыки.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки, особая роль в которой отводится формированию профессионально-педагогической культуры. Раскрываются и сопоставляются понятия педагогическая культура, профессиональная культура и профессионально-педагогическая культура. Профессионально-педагогическая культура учителя музыки представлена как многогранное понятие, которое включает в себя несколько подсистем: общую культуру личности, художественную культуру, музыкальную культуру и др.

O. Y. Plekhanova

SPECIFIC FEATURES OF THE TEACHERS OF MUSIC PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE

KEY WORDS: pedagogical culture; professional culture; professional-pedagogical culture of the teacher of music.

ABSTRACT. In the article we contemplate the problem of the teachers of music professional training development, the leading part of which belongs to forming professional pedagogical culture. We reveal and compare such notions as pedagogical culture, professional culture and professional-pedagogical culture. Professional-pedagogical culture of the teacher of music is introduced as a multifaceted notion, which includes several subsystems: general personal culture, artistic culture, musical culture and etc.

На рубеже тысячелетий актуализация проблемы сохранения духовности и культурных ценностей обусловила поворот целого ряда научных дисциплин к исследованию сущности феномена культуры. В настоящее время в теории и практике профессионального педагогического образования многие

авторы обращаются к культурологическому подходу, при котором профессиональная деятельность человека рассматривается в контексте общефилософского понимания культуры, а важной составляющей образовательного процесса выступает овладение будущим учителем профессионально-педагогической куль-

турой. В этом ключе ряд ученых (И. В. Буян, И. И. Модель) обозначают профессиональную культуру как атрибутивное свойство профессиональной группы людей, являющееся результатом разделения труда и вызывающее обособление видов специальной деятельности [6, с. 18].

В различной литературе понятие «профессиональная культура» определяется как: уровень и качество профессиональной подготовки специалиста; отражение требований общества к культурному уровню людей, занятых той или иной профессиональной деятельностью, заключающееся в возвышении профессиональной деятельности каждого человека до всеобщих норм выполнения того или иного вида труда; важнейший показатель социальной зрелости человека и др.

Высокий уровень профессиональной культуры, отмечает И. Ф. Исаев, характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, то есть развитым профессиональным мышлением и сознанием. А профессиональную культуру он определяет как «определенную степень овладения членом профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач» [8, с. 31]. Совокупность специальных знаний и опыт их реализации в профессиональной деятельности составляют профессиональную культуру. В своем диссертационном исследовании В. Л. Бенин пишет о необходимости формирования профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека [1]. Его идеи созвучны высказываниям Э. Ф. Зеера, который подчеркивает, что в процессе освоения профессии и непосредственно в профессиональной деятельности происходят качественные изменения, как в личности работника, так и в структуре всей его деятельности [5].

С прошлого века и по сей день в педагогической науке проводятся исследования профессиональной культуры учителя, что определило появление термина «педагогическая культура». Впервые данное понятие используется в работах В. А. Сухомлинского, который рассматривает педагогическую культуру как личностную характеристику учителей, родителей и руководителей органов образования [6, с. 19]. Результатом педагогического творчества выступает педагогическая культура в исследованиях

B. А. Сластенина [8, с. 43]. По мнению

C. А. Днепрова, понятие «педагогическая культура» вмещает в себя «...культуру поведения (этикет), нравственное воспитание, культуру быта, включающую характер личных потребностей и интересов, организацию личного времени, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище), эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, грацию, культуру речи. В известном смысле к культуре относят также культуру труда, способность правильно организовать рабочее место, найти приемы и операции для достижения максимально научных результатов, качества знаний и воспитанности учеников» [4, с. 17].

Проанализировав работы разных авторов, обращавшихся к педагогической культуре, можно сказать, что при имеющихся различиях в трактовке понятия многие исследователи видят педагогическую культуру важной частью общей культуры личности, проявляющуюся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. А синтез общей и педагогической культуры является неотъемлемой частью успешной профессионально-педагогической деятельности.

Имеются разные точки зрения на соотношение и взаимообусловленность

профессиональной и педагогической культуры. Некоторые исследователи рассматривают понятие «педагогическая культура» шире, нежели «культура профессиональная», так как она качественно характеризует не только работу учителя, но и тип педагогического воздействия определенных общностей (семья, школа, трудовой коллектив). В исследованиях И. Ф. Исаева профессиональная культура и механизм ее функционирования рассматривается на четырех уровнях, в которых педагогическая культура выступает как подструктура профессиональной культуры. Однако автор отмечает, что «носителями» педагогической культуры могут быть люди, занимающиеся воспитательной практикой, как на профессиональном, так и на непрофессиональном уровне. Соответственно, педагогическая культура имеет более широкий спектр в отличие от культуры профессиональной. В изучении исследователями феномена культуры И. Ф. Исаев отмечает тенденцию, которая выражается в стремлении интегрировать различные стороны культуры, представляя их единым целым. В соответствии с этим он объединяет понятия «профессиональная» и «педагогическая» культура и вводит термин «профессионально-педагогическая» культура, понимая под ним определенный уровень профессионально-педагогической деятельности [6, с. 18]. Таким образом, термин «профессионально-педагогическая культура» наиболее полно отражает деятельность учителя и может быть рассмотрен применительно к преподавателям разных предметов.

Исторически сложилось так, что область педагогической деятельности связана с различными профессиональными сферами (языкознание, история, математика, физика, биология, спорт и т. д.), которые имеют свою специфику и выдвигают определенные требования к

подготовке учителя-предметника. Вместе с естественно-научными и гуманитарными дисциплинами в сфере образования сложилась особая область педагогической деятельности, основанная на различных видах искусств (литература, музыка, изобразительное искусство, хореография и др.). К данной категории учебных предметов относится урок музыки. Из многоплановой и разносторонней деятельности учителя музыки вытекает проблема формирования его профессионально-педагогической культуры.

Профессионально-педагогическая культура учителя музыки выступает многогранным понятием, которое включает в себя общую культуру личности, художественную, методологическую, музыкальную, вокальную и др. Вопросы педагогической культуры учителя музыки с позиции формирования личностных качеств, профессиональных умений и навыков рассматривались Н. Б. Волче-гурской и А. Н. Растрыгиной. Проблемы формирования методологической культуры учителя музыки исследовал Э. Б. Абдуллин. Вопросам формирования художественной культуры учителя музыки посвящены работы Л. А. Рапацкой.

Так как урок музыки — это урок искусства, важной составляющей профессионально-педагогической культуры учителя музыки является высокий уровень его художественной и музыкальной культуры. Художественная культура, являясь частью духовной культуры, способствует формированию, преобразованию и профессиональному становлению личности.

Рассматривая художественную культуру, М. С. Каган определяет ее как «слой культуры, кристаллизующийся вокруг искусства, как совокупный способ и продукт протекания художественной деятельности людей». Художественная культура общества выступает в его высказываниях в качестве уникальной гармоничной системы художественных

ценностей разных видов искусства: изобразительные (живопись, скульптура, графика, художественная фотография), архитектонические (зодчество, прикладные искусства и дизайн); словесно-музыкальные (литература, искусство живого слова — художественное чтение), сценические и экранные (танец и искусство актера с обслуживающими их творчеством режиссера, сценографа, оператора) [7, с. 264]. Разные виды искусства располагают гармонически-функциональным воздействием на личность, несут в себе воспитательные, правовые, эстетические, познавательные и другие функции. Следовательно, искусство в большой степени может служить фактором гармонизации развития личности. Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и др.) и включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие) и процессы, обеспечивающие ее успешное функционирование (воспитание художников, музыкантов и т. д.).

Исследуя вопросы художественно-эстетического образования, С. Д. Давыдова рассматривает художественную культуру в единстве общего — особенного — единичного (культура общества, социальной группы, личности). Автор пишет, что в художественную культуру общества входят: совокупность наличных художественных ценностей, унаследованных от предыдущих эпох; комплекс художественных ценностей данной исторической эпохи, набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий» художественного творчества, группы непосредственных творцов художественных ценностей, публика, понимающая и ценящая искусство, и др. Художественная культура личности характеризуется автором, с одной стороны, как процесс, проявляющийся в виде ди-

намической интегративной системы структурных компонентов, свойств и качеств личности, которая обеспечивает освоение и присвоение художественных ценностей, овладение художественными технологиями в собственной художественно-творческой деятельности. С другой стороны, художественная культура личности как результат — это определенный уровень освоения и присвоения ею ценностей художественного наследия человечества, степень художественной компетентности, а также мера ее творческой активности, самостоятельности, инициативы в собственном созидании художественных ценностей [3, с. 129— 145].

Подсистемой художественной культуры выступает культура музыкальная. Социологический аспект данного понятия был подчеркнут музыковедами Р. И. Грубером, В. С. Цукерманом, А. Н. Сохором. Музыкальная социология как наука появилась в конце 20-х годов XX века. Разработкой ее собственных категорий ученые стали заниматься гораздо позднее.

В трудах Б. В. Асафьева, А. В. Луначарского, Б. Л. Яворского мы встречаемся с понятиями «бытовая музыкальная культура», «культурный уровень», «культурные слушатели», «культурное воспитание масс» и др.

Однако четкое разделение понятий «музыка» и «музыкальная культура» провел Р. И. Грубер. Он отмечал, что музыкальная культура шире понятия музыки, ибо в нее входят «.многообразные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом — вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики» [2, с. 7].

Обращается к понятию «музыкальная культура» и В. С. Цукерман. Музыкальная культура личности, по его мнению, характеризуется степенью освоения су-

ществующих в обществе ценностей музыкальной культуры и участия в их производстве.

Характеристика музыкальной культуры была дана музыковедом А. Н. Сохо-ром. Он представлял музыкальную культуру в виде «системы, объединяющей: 1) музыкальные ценности (произведения и их исполнительские трактовки), 2) все виды деятельности по их созданию, хранению, воспроизведению, преобразованию, распространению и усвоению, 3) всех субъектов указанных видов деятельности, 4) все специальные институты и учреждения (вместе с необходимыми материальными средствами), обеспечивающие эту деятельность» [9, а 207].

Результатом разработки философско-эстетических вопросов теории музыкальной культуры и исследованием понятий «музыкальная культура» и «музыкальная культура личности» явился труд Р. А. Тельчаровой. Автор выделяет три основные характерные черты категории «музыкальная культура»: 1) связь музыкальной культуры с практическими целями человеческой деятельности, с потребностями людей; 2) музыкальная культура как выражение мировоззренческой целостности отношения человека к бытию; 3) музыкальная культура как форма человеческого, культурного бытия. Р. А. Тельчарова отмечает, что в состав и структуру профессиональной культуры учителя музыки входит педагогическая и художественная культура, наряду с музыкально-эстетической культурой, которая участвует в целостном развитии личности педагога-музыканта. Рассматривая структуру музыкально-эстетической культуры личности учителя музыки, данный автор выделяет два ее основных компонента: музыкальное сознание и музыкальную деятельность. «Музыкальная деятельность, — пишет исследователь, — выступающая как процесс и результат музыкального развития,

дает ключ к анализу процессов формирования музыкальной культуры человека. Не только музыкальная деятельность, но и музыкальное сознание обретает форму музыкальной культуры личности» [10, с. 92]. В этом видится принципиальное отличие профессиональной работы учителя музыки от учителей других специальностей, так как в его музыкальной деятельности сочетаются функции преподавателя и музыканта-исполнителя.

Музыкально-педагогическая деятельность учителя сложна и для ее осуществления требуются разносторонне подготовленные педагоги— музыканты. Общеизвестной является мысль Б. В. Асафьева о том, что музыкальный педагог в школе не должен быть профессионалом в одной какой-либо области музыки. Учителю важно быть теоретиком, музыкальным историком, исполнителем, владеющим инструментом и голосом, чтобы всегда направлять внимание своих учеников в нужную сторону. Соответственно профессионально-педагогическая культура учителя музыки является многогранным понятием, специфику которого определяет синтез педагогической и музыкальной составляющих профессиональной деятельности педагога-музыканта.

В связи с разносторонностью деятельности учителя музыки подготовка студентов осуществляется в нескольких направлениях. C одной стороны, будущие учителя музыки получают общепрофессиональную подготовку на таких предметах как: педагогика, психология, история, философия, эстетика, социология, иностранный язык, информатика и др. А с другой стороны, они овладевают профессией на различных музыкальных дисциплинах как практического, так и теоретического плана: теория и история музыки, сольфеджио, гармония; музыкальная психология и педагогика; методика музыкального воспитания игра на инструменте; дирижирование; хороведе-

50 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ние; сольное, хоровое, ансамблевое пение и др.

Следует отметить, что в современной России происходят серьезные изменения в социокультурной сфере. Интенсивное развитие телекоммуникационных технологий и средств массовой информации влияет на то, что в жизни большинства людей значительное место занимает массовая культура, что обуславливает необходимость совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки, который поможет ориентироваться ученикам в многообразии направлений современного музыкального искусства. Данное обстоятельство вызвало ряд нововведений в сфере музыкально-педагогического образования, среди которых: расширен круг музыкальных инструментов, на которых обучаются студенты; введены несколько специализаций для углубленного изучения разных видов музыкальной деятельности; раз-

виваются народное и эстрадное направления; студенты овладевают различными музыкально-компьютерными технологиями и др. Следовательно, совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки способствует формированию профессионально-педагогической культуры учителя музыки, которая является многогранным понятием, включает в себя несколько подсистем (общую культуру личности, художественную культуру, музыкальную культуру) и выражается в определенном уровне профессионально-педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура учителя музыки имеет как общие, так и различные моменты по сравнению с профессионально-педагогической культурой преподавателей других предметов. Принципиальное же отличие заключается в том, что в деятельности учителя музыки сочетаются функции преподавателя и музыканта-исполнителя.

СПИСОК 1.

ЛИТЕРАТУРЫ

БЕНИН, В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: (13. 00. 01) / В. Л. Бенин ; Урал. гос. проф. -пед. ун-т. — Екатеринбург, 1996.

2. ГРУБЕР, Р. И. Всеобщая история музыки / Р. И. Груббер. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1965. — Ч. 1.

3. ДАВЫДОВА, С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников : вопросы теории и практики : учеб. пособие / С. Д. Давыдова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003.

4. ДНЕПРОВ, С. А. Педагогическое сознание : теория и технологии формирования у будущих учителей : монография / С. А. Днепров //.http://www.oim.ru

5. ЗЕЕР, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд. — Москва ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003.

6. ИСАЕВ, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие / И. Ф. Исаев. — М. : Академия, 2002.

7. КАГАН, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996.

8. ПЕДАГОГИКА / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. : Академия, 2004.

9. СОХОР, А. Н. Вопросы социологии и эстетики в музыке / А. Н. Сохор. — Л. : Советский композитор, 1980. — Т. 1.

10. ТЕЛЬЧАРОВА, Р. А. Уроки музыкальной культуры : учеб. пособие / Р. А. Тельчарова. — М. : Просвещение, 1991.

Получено 21.11.0 8 © Плеханова О. Е., 20 0 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.