УДК 37.011.31:130.2
И. М. Шадрина
Мурманск, Россия
ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК МЕТАУРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учитель, этическая культура, нравственная культура, этическое мышление, моральное мышление, этико-педагогическая деятельность, ценностно-ориентационная деятельность.
АННОТАЦИЯ. В статье приводятся доказательства того, что ядро нравственной культуры учителя образуют ценности; обосновывается, что этическая культура представляет собой ме-тауровень нравственной культуры; объясняется, что моральное мышление учителя как практическое мышление сопровождает его ценностно-ориентационную деятельность, а этическое мышление как теоретическое мышление сопровождает этико-педагогическую деятельность.
I. M. Shadrina
Murmansk, Russia
TEACHER'S ETHICAL CULTURE AS METALEVEL OF MORAL
CULTURE
KEYWORDS: teacher, ethical culture, moral culture, ethical thinking, moral thinking, ethical and pedagogical activity, value-oriented activity.
ABSTRACT. The article proves that the core of teacher's moral culture is made by values. The author reveals that ethical culture forms metalevel of teacher's moral culture, and explains that teacher's moral thinking being a practical one accompanies his/her value-oriented activity; while ethical thinking as a theoretical one accompanies teacher's ethical and pedagogical activity.
Понятие «нравственная культура учителя» фиксирует нравственные отношения учителя к учащимся и отношения между педагогом и школьником, нравственные аспекты педагогической реальности, педагогического влияния и воздействия на школьников. Нравственная культура учителя есть особая проекция таких отношений и аспектов. Это наблюдается на уровне культуры личности как единичного культуры и как особенного для различных видов культуры, на уровне нравственной культуры учителя как единичного относительно нравственной культуры личности. Нравственная культура учителя, эстетическая культура учителя, психологическая культура учителя и т.д. предстают как проекции нравственных, эстетических, психо-
логических отношений на содержание педагогической реальности. Нравственная культура учителя в силу всепроникающего характера морали пронизывает эстетические, психологические отношения, придавая ценностную направленность художественному освоению мира, наполняя нравственным содержанием эмоции и чувства учащихся. «Именно в различного рода переживаниях, - подчеркивает И.В. Дубровина, - отражаются суть человека, его отношение к значимым явлениям общественной жизни, к тем социальным ценностям, которые существуют в обществе» [6. С. 64].
Влияние нравственной культуры учителя на учащихся, на педагогическую реальность, в которой проживают и учи-
37
тель, и школьники, обуславливает развитие нравственности, которая как продукт саморефлексии общества является индикатором человечности, позволяющей быть и становиться человеком даже в условиях зарождающейся тенденции распространения идей экстремизма, терроризма, героизации Бандеры, Шухевича, УПА.
«Люди каждый раз в ходе своей истории являются людьми в том смысле, что оказываются перед "задачей" стать ими» [13. С. 203]. Одним из способов решения такой задачи является формирование нравственной культуры будущего учителя, не позволяющей ослабевать моральной мотивации поведения и деятельности, сужать пространственные и временные перспективы духовного обновления общества и человека. Такая культура учителя, «излучая» ценности в нравственный мир учащихся, взращивает доброту, являющуюся условием диалога людей с различными взглядами, убеждениями, идеалами, их консолидации на пути устранения питательных корней экстремизма, терроризма. И для того, чтобы разрешить все эти задания, как подчеркивает И.А. Ильин, людям надо обеспечить себе доступ к первоначальным основам духа и жизни. Человек должен снова предаться сердечной доброте, укрепить в себе силу сердечного созерцания, научиться радости благодарения [8. С. 292].
Ядром нравственной культуры учителя являются ценности. Данное утверждение базируется на прочной методологической основе. Во-первых, на положениях Г. П. Выжлецова о том, что ценности «определяют изнутри, из глубины индивидуальной и социальной жизни то, что мы называем культурой народа и общества, и именно так ценности становятся ядром культуры» [3. С. 65]. Во-вторых, на положениях П. С. Гуревича о том, что «мир культуры является миром ценностей.<.. .> Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей,
находящихся в определенной иерархии» [4. С. 151]. В-третьих, на положениях И. И. Докучаева о том, что «культура -текст, а ее язык - ценностные модели, объединенные экзистенциальной ценностью, смыслом жизни» [5. С. 39].
Ценности являются и ядром этической культуры учителя. Однако этическая культура характеризует собой иной, нежели нравственная культура человека, уровень. Если под этической культурой, как пишет В. А. Кондрашов, понимать «исторически становящуюся систему духовных ценностей, включающую весьма многообразное содержание <...> нравственные обычаи и традиции, нравственные качества национального характера и формы их воплощения в культуре личности, моральные нормы и принципы, мировоззренческие понятия о добре и зле, о долге и совести, справедливости и достоинстве, укоренившиеся в обществе <...> нравственные идеалы, культивируемые в обществе. Этическая культура предстает здесь как процесс нравственного развития человечества, совершенствования его морали» [11], то она (этическая культура) представляет собой метауровень нравственной культуры учителя. Этическая культура в этом смысле призвана логически объяснить духовные ценности, нравственные обычаи и традиции, моральные нормы и принципы и т.д., которые находят свою конкретизацию вначале в педагогической этике, объектом которой является педагогическая мораль, а затем в нравственной культуре учителя.
Мы согласны с В. А. Кондрашовым в том, что этическая культура выступает как развитие культуры этического мышления. Этическая культура, как подчеркивает ученый, есть рефлексия над ценностями «в рамках философско-этических теорий и религиозных верований, реализующих себя в теоретических представлениях о сущности морали и ее назначении, а также в обосновании мировоззренческих представлений морального сознания» [11].
38
Говоря о такой рефлексии, следует иметь в виду, что это этическая рефлексия как теоретическое осмысление смыслов ценностей, нравственных обычаев и традиций, моральных норм, принципов, императивов, или говоря словами В.П. Коб-лякова, «рефлексия по поводу норм, обычаев, выбора, не опирающегося на авторитет» [10. С. 19]. Этическое мышление, как подчеркивает В. П. Кобляков есть «образ мышления, связанный с оценкой поступков, принципов, определением нравственных ориентиров» [10. С. 27].
Опираясь на понимание нравственной культуры учителя как опыта ценност-но-ориентационной деятельности, необходимого для воспроизводства такой деятельности посредством воспитания нравственного, добродетельного учащегося, скажем, что этическая культура учителя как метауровень его нравственной культуры есть опыт этико-педагогической деятельности, необходимый для воспроизводства такой деятельности путем воспитания нравственного, добродетельного будущего учителя и его этического образования. В содержании понятия «этическая культура учителя» есть существенный признак -этический, и необходимый признак - культура в ее понимании как опыта этико-педагогической деятельности. Совокупность данных признаков понятия «этическая культура учителя» и определяет его содержание.
Этическое мышление учителя как теоретическое мышление, как подчеркивает А. В. Бездухов, сопровождает его этико-педагогическую деятельность, содержание которой «образуют этические и педагогические отношения» [1. С. 87].
Зададимся вопросом: «Какое мышление сопровождает ценностно-ориентационную деятельность?». Моральное мышление учителя как практическое мышление сопровождает его ценностно-ориентационную деятельность. Заметим, что в отличие от А.В. Бездухова, полагающего, что «моральное мышление учи-
теля сопровождает его моральную деятельность» [2. С. 72], мы ведем речь о том, что такое мышление учителя сопровождает его ценностно-ориентационную деятельность. Необходимость такого уточнения обусловлена исключительно тем, что мы ведем речь о нравственной культуре учителя как опыте его ценностно-ориентационной деятельности. Моральную же деятельность, исходя из предлагаемой М.С. Каганом классификации деятельно-стей, можно отнести к ценностно-ориентационному типу [9. С. 63-79], что не противоречит идее А.В. Бездухова о том, что моральное мышление учителя сопровождает его моральную деятельность. Заметим, что В.П. Кобляков относит этико-педагогическую деятельность к ценностно-ориентационному типу [10. С. 211].
Мы обратились к вопросу об этической культуре потому, что считаем не корректным сводить проблему формирования этической культуры будущего учителя к его знакомству с нормами и правилами этикета, к развитию речи, как это делает В. В. Зорина [7. С. 196].
Тот факт, что речь и мышление, язык и речь развиваются не по отдельности, еще не означает, что формирование этической культуры студентов следует связывать исключительно с овладением ими нормами этикета, в котором как внешнем проявлении нравственной культуры значение имеет и внутренняя его сторона. Этическое мышление не может развиваться только через речевой этикет, хотя и преуменьшать значение речевого этикета не следует.
Формирование этической культуры будущего учителя предполагает в первую очередь развитие у него способности к этической рефлексии, точнее к этико-педагогической рефлексии, являющейся «уровнем морально-этической педагогической рефлексии» [12. С. 67]. Формирование нравственной культуры будущего учителя предполагает в первую очередь развитие у него способности к нравственно-
39
Слова «в первую очередь» обусловлено исключительно необходимостью разведения понятий «этическая культура учителя» и «нравственная культура учителя», каждому из которых свойственен свой тип
педагогической и морально-
педагогической рефлексии как «уровням морально-этической педагогической рефлексии».
рефлексии, а, следовательно, и мышления. Это не означает, что формирование нравственной культуры студента не предполагает развитие у него способности к этико-педагогической рефлексии, а формирование этической культуры не предполагает развитие нравственно-педагогической и морально-педагогической рефлексии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бездухов А. В. Содержание этико-педагогической деятельности учителя // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 5. С. 83-90.
2. Бездухов А. В. Этическое сознание учителя: вопросы теории : монография. - Самара : ПГСГА, 2013. 124с.
3. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб. : Изд-во СПб ун-та, 1996. 152 с.
4. Гуревич П. С. Культурология. - М. : ЮНИТИ-Данга, 2008. 327 с.
5. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. - СПб. : Наука, 2009. 595 с.
6. Дубровина И. В. Психологическая культура школьников в контексте современного образования // Известия РАО. 2010. № 3(15). С. 62-76.
7. Зорина В.В. Пути совершенствования этической культуры будущих педагогов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2012. №2(20). С. 195-198.
8. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. 431 с.
9. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. 328 с.
10. Кобляков В. П. Этическое сознание. - Л.: ЛГУ, 1979. 222 с.
11. Кондрашов В. А. Понятие этической культуры: методологический аспект. URL: http://zhurnal.lib.ru/k/kondrashow_w_a/ocherk20.shtml. (дата обращения 09.12.2012)
12. Позднякова О. К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. - М. : МПСИ, 2006. 168 с.
13. Шеманов А. Ю. Самоидентификация человека и культура. - М. : Академический проект, 2007. 479 с.
40