УДК 378.04
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)
Е. В. Раскачкина
Пензенский артиллерийский инженерный институт (филиал) ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва», г. Пенза
Введение. Формирование профессиональных ценностей студентов занимает важное место в процессе становления конкурентоспособной личности и относится к числу основных задач, стоящих перед учреждениями высшего образования. Данное обстоятельство актуализируется тем, что в настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет выпускник вуза, который эффективно выполняют свои профессиональные функции, отличаясь при этом высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к развитию профессиональных ценностей. Цель: изучение состояния сформированности профессиональных ценностей у студентов направления подготовки 21.03.02 - Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата). Методы: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы. Научная новизна исследования: раскрыты сущность, содержание и структура профессиональных ценностей студентов; определены критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных ценностей студентов. Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы исследования позволяют осмыслить и реализовать эффективный процесс формирования профессиональных ценностей у студентов. Результаты исследования: анализ показателей уровней сформированности ценностного критерия профессиональных ценностей показал, что и в контрольной и в экспериментальной группах средний уровень сформированности показателей ценностного критерия профессиональных ценностей преобладает при умении сотрудничать и общаться в коллективе; ответственности за порученное дело. Способность к профессиональному и личностному развитию занимает средний уровень у экспериментальной группы и низкий уровень у контрольной группы. Способность ставить перед собой и коллегами амбициозные цели занимает высокий уровень у экспериментальной группы и средний уровень у контрольной группы. Также анализ показал, что у студентов и контрольной, и экспериментальной групп недостаточно развита способность согласовывать собственные интересы с интересами других людей. Анализ показателей уровней сформированности когнитивного критерия профессиональных ценностей показал, что в обеих группах преобладает низкий уровень в стремлении к интеллектуальному развитию; к познанию научных достижений, а также низкий уровень проявления эрудиции и общей культуры. Анализ показателей по уровням сформированности де-ятельностного критерия профессиональных ценностей показал, что практически по всем показателям преобладает низкий уровень сформированности. Исключением является способность осваивать и реали-зовывать инновационные технологии. Заключение: следовательно, можно констатировать, что сформи-рованность показателей ценностного критерия профессиональных ценностей - на среднем уровне, в то время как показатели сформированности когнитивного и деятельностного критериев профессиональных ценностей развиты недостаточно.
Ключевые слова: профессиональные ценности, виды профессиональных ценностей, когнитивный критерий, деятельностный критерий, ценностный критерий, показатели критериев профессиональных ценностей, уровни сформированности профессиональных ценностей.
PROFESSIONAL VALUES FORMATION CONTROL OF BACHELORS OF LAND MANAGEMENT AND CADASTRE TRAINING PROGRAM
E. V. Raskachkina
Penza artillery engineering institute (branch) of federal state fiscal military educational institution of higher professional education "Military academy of logistics named after general A. V. Hrulyov", Penza
Introduction. Formation of students' professional values takes the important place in the course of the competitive personality formation and it is among the main tasks facing institutions of higher education. This circumstance is actualized by the fact that the university graduate who effectively performs the professional functions, differing at the same time in high susceptibility, social and professional mobility, and readiness for development
© Раскачкина E. В.., 2018
of professional values arouses interest for society and the employer at the labor market now. The purpose is studying of the condition of professional values formation at students of the training program 21.03.02 Organization of the use of land and cadastres (bachelor degree level). The methods included observation, questioning, testing, individual and group conversations. Scientific novelty. The essence, contents and structure of professional values of students have been disclosed; criteria, indicators and levels of formation of professional values of students have been defined. Practical importance. Theoretical provisions and conclusions of the research allow comprehending and realizing an effective process of professional values formation at students. Results. The analysis of levels indicators of professional values valuable criterion formation has shown that the average level of formation of professional values indicators prevails at ability to cooperate and communicate in the collective; at responsibility for the charged business in the control and experimental groups. The ability to professional and personal development occupies an average level in the experimental group and a low level in the control group. The ability to put before itself and colleagues ambitious goals occupies a high level in the experimental group and an average level in the control group. The analysis has also shown that the ability to align own interests with the interests of other people is developed insufficiently in both groups. The analysis of levels indicators of professional values cognitive criterion formation has shown that a low level prevails at aspiration to intellectual development, to knowledge of scientific achievements, manifestation of erudition and general culture in both groups. The analysis of levels indicators of professional values activity criterion formation has shown that practically all indicators have got a low level of formation. The exception is the ability to master and realize innovative technologies. Conclusion. Therefore, it is possible to note that formation of indicators of professional values valuable criterion is at the average level while indicators of formation of professional values cognitive and activity criteria have been developed insufficiently.
Keywords: professional values, types of professional values, cognitive criterion, activity criterion, valuable criterion, indicators of professional values criteria, levels of professional values formation.
Введение
В настоящее время становится актуальной ориентация профессиональной подготовки на формирование профессиональных ценностей. Профессиональное образование ориентировано на поиск оптимальных путей формирования профессиональной компетентности в единстве с профессиональными ценностями.
Можно смело утверждать, что у студентов вузов существует потребность в формировании профессиональных ценностей, так как сформированные профессиональные ценности необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности. Следовательно, их формирование является приоритетным направлением в процессе гуманитарной подготовки выпускника вуза.
В современной отечественной психолого-педагогической науке профессиональные ценности исследовались в аспекте профессиональной самореализации личности [1]; аксиологизации профессионального образования [8].
Формирование и развитие профессиональных ценностей имеет существенное значение для деятельности и нормального функционирования современного российского общества [5, с. 502]. Рассматривая профессиональные ценности, необходимо констатировать, что сама профессия высту-
пает в качестве такой ценности [2, с. 21]. Под профессиональными ценностями понимается система профессиональной направленности личности, которая является внутренним регулятором и показателем его профессионального развития [7, с. 1].
Профессиональные ценности есть неотъемлемый компонент профессионализма личности, выраженный, прежде всего, в проявлении его профессиональной компетентности, что подразумевает мировоззренческий компонент [3, с. 129].
Профессиональные ценности являются фактором, способствующим развитию профессиональной направленности личности, мобилизации для организации своего поведения и деятельности в соответствии с содержанием профессионального долга [9, с. 282]. Принятие субъектом труда содержания профессиональных ценностей как личностно значимых, пересмотр приоритетов в системе ценностных ориентаций выступают важными условиями профессионального развития личности и, как следствие, успешного функционирования любой организации [10, с. 240].
Профессиональные ценности тесно связаны со смысложизненными и ценностными ориента-циями личности [9, с. 286]. Они не остаются неизменными, раз и навсегда упорядоченными [4, с. 60].
Профессиональные ценности - это сложное личностное образование, которое совмещает в себе цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности, выступающие основой ее ценностных смыслов и ори-ентаций [6, с. 5].
Цель исследования
Целью исследования является изучение состояния сформированности профессиональных ценностей у студентов направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата).
Методы исследования
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих эмпирических методов исследования: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы.
Научная новизна исследования
В ходе анализа педагогической теории и практики по проблеме формирования профессиональных ценностей у студентов раскрыты их сущность, содержание и структура; определены критерии, показатели и уровни сформированно-сти профессиональных ценностей студентов.
Практическая значимость исследования
Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и реализовать эффективный процесс формирования профессиональных ценностей у студентов.
Результаты исследования
Исследование проводилось на базе факультета «Управление территориями» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. В эксперименте приняли участие 179 студентов первого и второго курсов обучения (125 студентов - экспериментальная группа; 54 студента - контрольная группа) направления подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата).
Критерии и показатели критериев профессиональных ценностей представлены в таблице.
Сравнительный анализ системы ценностных ориентаций студентов экспериментальной и контрольной групп показывает, что они не имеют существенных различий. Из предложенных терминальных ценностей в контексте ценностного критерия студенты контрольной группы обладают лишь уверенностью в себе (5 место, в то время как у студентов экспериментальной группы -1 место) и развитием (4 место).
Критерии и показатели критериев профессиональных ценностей / Criteria and criteria indicators of professional values
Критерии ПЦ / Criteria of professsion-nal values Показатели критериев ПЦ / Criteria indicators of professional values
Когнитивный 1. Стремление к интеллектуальному развитию («познание»)
2. Проявление эрудиции и общей культуры («образованность»)
3. Стремление к познанию научных достижений («достижения в науке»)
Деятель-ностный 1. Способность к принятию самостоятельных и рациональных решений («независимость», «рационализм»)
2. Способность к творческой самореализации и продуктивному действию («творчество», «эффективность в делах»)
3. Способность осваивать и реализовывать инновационные технологии («стимуляция»)
4. Установка на высокий результат деятельности («высокая квалификация»)
5. Стремление к профессионально-карьерному росту(«карьера»)
Ценностный 1. Умение сотрудничать и общаться в коллективе («сотрудничество», « коллективистический подход к отношениям в группе»)
2. Способность к профессиональному и личностному развитию («развитие», «достижение»)
3. Способность согласовывать собственные интересы с интересами других людей («широта взглядов», «компромисс»)
4. Ответственность за порученное дело («ответственность»)
5. Способность ставить перед собой и коллегами амбициозные цели («уверенность в себе»)
Результаты, полученные с использованием опросника С. Х. Шварца, показывают, что «достижение» в контексте ценностного критерия занимает пятое место и в контрольной (11,4 %), и в экспериментальной (12,3 %) группах.
Анализ результатов теста «Восприятие индивидом группы» свидетельствует о том, что подавляющее большинство студентов как в экспериментальной (74,1 %), так и в контрольной (72,9 %) группах прагматически подходят к отношениям в группе, что, пожалуй, естественно в наше время конкуренции за рабочие места, статусные профессии и «место под солнцем». Поэтому большее
количество респондентов лучшими партнерами в группе считают тех, кто знает больше; им нравится, когда в группе не надо никому помогать и есть у кого поучиться, и больше всего они ценят свой собственный личный успех. Они настроены на совместную деятельность, но им не всегда легко найти общий язык с партнером по диалогу, при выполнении проектной работы. 15 % опрошенных экспериментальной группы и 15,6 % респондентов контрольной групп являются индивидуалистами и приветствуют невмешательство в личные дела, отвечая тем же, другими словами, не склонны к сотрудничеству и им не важны мнение и интересы окружающих. Им трудно находить общий язык с партнерами для выполнения совместного задания, считаться с мнением товарищей. Процент тех, кто готов прийти на помощь в трудную минуту сам и ждет этого от других, мал -10,9 % в экспериментальной группе и 11,5 % в контрольной группе. Как правило, эти студенты любят составлять диалоги, считаются с мнением партнера, активно участвуют в дискуссиях.
Анализ результатов исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича в контексте когнитивного критерия профессиональных ценностей показывает, что «познание» и «образованность» вообще отсутствуют в каждом списке наиболее важных для респондентов ценностей как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
Данные, полученные с помощью методики М. Рокича, были дополнены результатами анкетирования. Студентам необходимо было ответить
собности согласовывать собственные интересы с интересами других людей (ценностный критерий) подтвердились результатами, полученными с помощью методики оценки способов реагирования в конфликте К. Н. Томаса.
Наибольшее количество студентов (в экспериментальной группе - 37,2 %; в контрольной группе - 34,5 %) стремится к компромиссам, пытаясь найти согласие в спорных вопросах. На втором месте наиболее предпочитаемых форм поведения в конфликтной ситуации в экспериментальной группе (23,2 %) - сотрудничество.
Немного другая ситуация в оценке способов реагирования в конфликте прослеживается в контрольной группе. Разница между теми, кто стремится к сотрудничеству (16,1 %), и теми, кто избегает конфликтов (13,9 %), невелика, хотя первых больше, что говорит о том, что многие (в сумме 30 %) стремятся при решении спорных вопросов избежать напряженности.
Данные о результатах сформированности профессиональных ценностей (ценностный крите-
на вопрос: «С чем у Вас ассоциируется жизненный успех?».
Интересующий показатель «стремление к познанию научных достижений» в контексте когнитивного критерия относится к ценностной периферии. В процентном соотношении и в экспериментальной (1,8 %), и в контрольной (2,5 %) группах существенных различий не выявлено.
Данные о результатах сформированное™ профессиональных ценностей (когнитивный критерий) в обеих группах представлены на рисунке 2.
Эти же тенденции в сформированности умения сотрудничать и общаться в коллективе, спо-
70
60
50
40
30
20
10 -I-0
2
4
рий) в обеих группах представлены на рисунке 1.
□ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа
1. Умение сотрудничать и общаться в коллективе.
2. Способность к профессиональному и личностному развитию.
3. Способность ставить перед собой и коллегами амбициозные цели.
4. Способность согласовывать собственные интересы с интересами других людей.
5. Ответственность за порученное дело.
5
3
Рис. 1. Данные о результатах сформированности профессиональных ценностей (ценностный критерий) в обеих группах (в %) / Fig. 1. Data of results of professional values formation (a valuable criterion) in both groups (in %)
1
1
2
3
■ Экспериментальная группа □ Контрольная группа
1. Стремление к интеллектуальному развитию.
2. Проявление эрудиции и общей культуры.
3. Стремление к познанию научных достижений.
Рис. 2. Данные о результатах сформированности профессиональных ценностей (когнитивный критерий) в обеих группах (в %) / Fig. 2. Data of results of professional values formation (a cognitive criterion) in both groups (in %)
Для выявления сформированности профессиональных ценностей (деятельностный критерий) снова воспользовались методикой «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Среди пяти наиболее важных для респондентов обеих групп терминальных ценностей не было выявлено ни одного показателя деятельностного критерия. В списке инструментальных ценностей у экспериментальной группы на третьем месте (17 %), у контрольной группы на пятом месте (9,5 %) наблюдается рационализм.
Для выявления способности осваивать и реали-зовывать инновационные технологии или стремления к «стимуляции» (деятельностный критерий) была использована методика «Профиль личности» С. Х. Шварца. Анализ результатов
тальной группе «стимуляция» занимает 7 место (3,2 %), в контрольной группе - 6 место (8 %). Это доказывает, что в обеих группах способность осваивать и реализовывать инновационные технологии развита на низком уровне.
Данные, полученные с помощью вышеперечисленных методик, были дополнены результатами анкетирования «С чем у Вас ассоциируется жизненный успех?». Результаты показателя «стремление к профессионально-карьерному росту» следующие: экспериментальная группа - 4,1 %; контрольная группа - 3,5 %. Совершенно очевидно, что данные слишком низкие.
Данные о результатах сформированности профессиональных ценностей (деятельностный критерий) в обеих группах представлены на рисунке 3.
по данной методике показывает, что в эксперимен-
9 8
Экспериментальная группа Контрольная группа
1. Способность к принятию самостоятельных и рациональных решений.
2. Способность к творческой самореализации и продуктивному действию.
3. Способность осваивать и реализовывать инновационные технологии.
4. Установка на высокий результат деятельности.
5. Стремление к профессионально-карьерному росту.
2
3
4
5
Рис. 3. Данные о результатах сформированности профессиональных ценностей (деятельностный критерий) в обеих группах (в %) / Fig. 3. Data of results of professional values formation (an activity criterion) in both groups (in %)
Выводы
Следовательно, можно констатировать, что сфор-мированность показателей ценностного критерия профессиональных ценностей в обеих группах -на среднем уровне, в то время как показатели сформированности когнитивного и деятельност-ного критериев профессиональных ценностей развиты недостаточно (низкий уровень).
Литература
1. Байлук В. В. Ценности профессиональной самореализации личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 19-26. URL: https://elibrary.ra/item.asp?id=23589309 (дата обращения: 5.03.2018).
2. Бакурадзе А. Б. Ценности управления и профессиональные ценности // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2017. № 2. С. 19-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 29957953 (дата обращения: 5.03.2018).
3. Грязнова Е. Д. Формирование нравственно-этических ценностей у будущих государственных служащих (таможенников) как основы высококачественной профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. 2013. № 2. Т. 19. С. 55-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 19960046 (дата обращения: 5.03.2018).
4. Лапина Е. В., Обухова Л. А. Ведущие подходы и принципы развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации // Наука и мир. 2015. Т. 2. № 9(25). С. 60-65. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24173037 (дата обращения: 5.03.2018).
5. Лаптев А. А. Возникновение и развитие научной мысли о сущности профессиональных ценностей // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей VIII Межвузовской научно-практич. конф. с международным участием. 2017. С. 501-506. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=28347730 (дата обращения: 5.03.2018).
6. Мельниченко М. Р. Формирование системы профессиональных ценностей студентов педагогического университета // Электронный научный журнал «Apriori. Серия: Гуманитарные науки (www.apriori-journal.ru)». 2015. № 2. С. 36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23195993 (дата обращения: 5.03.2018).
7. Печерская А. А. Психологическое исследование профессиональных ценностей как регуляторов и показателей профессионального развития учителей // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 1-6. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27178136 (дата обращения: 5.03.2018).
8. Рыжова Н. И., Башмакова Н. И., Громова О. Н. Актуальность аксиологизации профессиональной подготовки современных специалистов в условиях трансформации ценностей // Наука и школа. 2016. № 1. С. 37-46. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25738424 (дата обращения: 5.03.2018).
9. Смольянинова А. А., Ларионова Л. А. Представления о профессиональных ценностях студентов-психологов // Вестник ИрГТУ. 2015. № 9. С. 281-287. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=24213100 (дата обращения: 5.03.2018).
10. Халилуллина Д. З. Профессиональные ценности и обучение персонала организации, оказывающих гостинично-ресторанные услуги // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 240-242. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23867171 (дата обращения: 5.03.2018).
References
1. Bajluk V. V. Zennosti professional'noj samorealizacii lichnosti [Values of professional personality self-realization]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia, 2015, no. 3, pp. 19-26. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=23589309 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
2. Bakuradze A. B. Zennosti upravleniya i professional'nye cennosti [Values of management and professional values]. Vestnik TvGU. Seriya «Filosofiya» = Bulletin of the Tver State University. Chapter "Philosophy", 2017, no. 2, pp. 19-26. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29957953 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
3. Gryaznova E. D. Formirovanie nravstvenno-ehticheskih zennostej u budushchih gosudarstvennyh sluzhashchih (tamo -zhennikov) kak osnovy vysokokachestvennoj professional'noj deyatel'nosti [Formation of moral and ethical values at future public servants (customs officers) as bases of high-quality professional activity]. Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika, psihologiya, social'naya rabota, yuvenologiya, sociokinetika = Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2013, no. 2 (19), pp. 55-58. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19960046 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
4. Lapina E. V., Obuhova L. A. Vedushchie podhody i principy razvitiya professional'no znachimyh zennostej pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikacii [Leading approaches and the principles of development of a teacher professionally significant values in the system of professional development]. Nauka i mir = Science and the world, 2015, vol. 2, no. 9(25), pp. 60-65. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24173037 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
5. Laptev A. A. Vozniknovenie i razvitie nauchnoj mysli o sushchnosti professional'nyh zennostej [Origin and development of a scientific thought of an entity of professional values]. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: sbornik nauchnyh statej VIII Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem = Directions and perspective of development of education at military institutes of troops of national guard of the Russian Federation: the collection of scientific articles of the VETd Interuniversity scientific and practical conference with the international involvement, 2017, pp. 501-506. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28347730 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
6. Mel'nichenko M. R. Formirovanie sistemy professional'nyh zennostej studentov pedagogicheskogo universiteta [Formation of professional values system of students of the pedagogical university]. Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Apriori. Seriya: Gumanitarnye nauki (www.apriori-journal.ru)» = Online scientific magazine "Apriori. Chapter: Humanities "www.apriori-journal.ru", 2015, no. 2, pp. 36. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23195993 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
7. Pecherskaya A. A. Psihologicheskoe issledovanie profession-nal'nyh zennostej kak regulyatorov i pokazatelej professional'nogo razvitiya uchitelej [Psychological research of professional values as regulators and indicators of teachers' professional development]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan pedagogical journal, 2016, no. 5, pp. 1-6. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27178136 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
8. Ryzhova N. I., Bashmakova N. I., Gromova O. N. Aktu-al'nost' aksiologizacii professional'noj podgotovki sovremennyh specialistov v usloviyah transformacii zennostej [Relevance of axiology of vocational training of modern experts in the conditions of values transformation]. Nauka i shkola = Science and school, 2016, no. 1, pp. 37-46. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25738424 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
9. Smol'yaninova A. A., Larionova L. A. Predstavleniya o pro-fessional'nyh zennostyah studentov-psihologov [Ideas about the professional values of students-psychologists]. Vestnik IrGTU = Proceedings of Irkutsk State Technical University, 2015, no. 9, pp. 281-287. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id= 24213100 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
10. Halilullina D. Z. Professional'nye zennosti i obuchenie personala organizacii, okazyvayushchih gostinichno-restorannye uslugi [Professional values and training of personnel of the organization, rendering hotel and restaurant services]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and practice of social development, 2015, no. 9, pp. 240-242. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23867171 (accessed 5.03.2018). (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 7.03.2018 г.
Submitted 7.03.2018.
Для цитирования: Раскачкина Е. В. Диагностика сформированное™ профессиональных ценностей у студентов направления подготовки землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата) // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 65-71.
Citation for an article: Raskachkina E. V. Professional values formation control of bachelors of land management and cadastre training program. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 65-71.
Раскачкина Елена Владимировна,
преподаватель, Пензенский артиллерийский инженерный институт (филиал) ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва», г. Пенза, ОЯСГО ГО 0000-0003-0888-1626, raskachkina@mail. т
Elena V. Raskachkina, Penza artillery engineering institute (branch) of federal state fiscal military educational institution of higher professional education "Military academy of logistics named after general A. V. Hrulyov", Penza, ORCID ID 0000-0003-0888-1626, [email protected]