Научная статья на тему 'Критерии и показатели уровней сформированности профессиональных компетенций студентов строительного профиля'

Критерии и показатели уровней сформированности профессиональных компетенций студентов строительного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1346
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / CRITERIA AND INDICATORS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / МОТИВАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ / MOTIVATIONAL CRITERIA / КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ / COGNITIVE CRITERIA / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / LEVELS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / ACTIVITY CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна, Третьякова Елена Михайловна

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, у бакалавров строительного профиля должны быть сформированы один, несколько, либо все пять видов профессиональной деятельности. Каждый вид профессиональной деятельности описывают профессиональные компетенции. При разработке программы бакалавриата высшее учебное заведение устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам. В набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата включаются все описанные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования компетенции. В процессе обучения у студентов бакалавриата в зависимости от мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев производится оценка уровней сформированности профессиональных компетенций. Данные критерии сформированности профессиональных компетенций в свою очередь характеризуются показателями. Например, показателями мотивационного критерия являются профессиональный интерес и психологическая готовность к профессиональной деятельности. Различают три уровня сформированности профессиональных компетенций низкий, средний и высокий. Экспериментальная работа по реализации содержания и технологии обучения по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции» включала на констатирующем этапе определение уровня мотивированности студентов бакалавриата и контрольный срез начального уровня сформированности компонент профессиональных компетенций. Данные результаты являются входными для обучающего этапа эксперимента. В ходе обучающего этапа эксперимента осуществлялось внедрение в учебный процесс подготовки студентов бакалавриата строительного профиля технологии обучения по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции», для последующего проведения сравнительного этапа эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одарич Ирина Николаевна, Третьякова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF LEVELS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE BUILDING PROFILE

According to the federal state educational standard of higher education, one, several, or all five types of professional activity should be formed for the bachelors of the construction profile. Each type of professional activity describes professional competencies. When developing a bachelor's program, a higher educational institution sets the requirements for the results of studies in separate disciplines. The set of required results of mastering the bachelor's program includes all the competencies described in the federal state educational standard of higher education. In the process of training, undergraduate students, depending on the motivational, cognitive and activity criteria, assess the levels of the formation of professional competencies. These criteria for the formation of professional competencies are in turn characterized by indicators. For example, indicators of the motivational criterion are professional interest and psychological readiness for professional activity. There are three levels of the formation of professional competencies low, medium and high. Experimental work on the implementation of the content and technology of training in the discipline "Reinforced concrete and stone structures" included at the determining stage the definition of the level of motivation of undergraduate students and the control section of the initial level of the formation of components of professional competencies. These results are input to the training phase of the experiment. During the training phase of the experiment, the introduction of the training technology in the discipline "Reinforced concrete and stone structures" was introduced into the educational process for the undergraduate students in the building profile for the subsequent conduct of the comparative stage of the experiment.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели уровней сформированности профессиональных компетенций студентов строительного профиля»

педагогические науки

Одарич Ирина Николаевна, Третьякова Елена Михайловна КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ...

УДК 378

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

© 2018

Одарич Ирина Николаевна, преподаватель Третьякова Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Городское строительство и хозяйство» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: alena.tretyakova.76@mail.ru) Аннотация. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, у бакалавров строительного профиля должны быть сформированы один, несколько, либо все пять видов профессиональной деятельности. Каждый вид профессиональной деятельности описывают профессиональные компетенции. При разработке программы бакалавриата высшее учебное заведение устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам. В набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата включаются все описанные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования компетенции. В процессе обучения у студентов бакалавриата в зависимости от мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев производится оценка уровней сформированности профессиональных компетенций. Данные критерии сформированности профессиональных компетенций в свою очередь характеризуются показателями. Например, показателями мотивационного критерия являются профессиональный интерес и психологическая готовность к профессиональной деятельности. Различают три уровня сформированности профессиональных компетенций - низкий, средний и высокий. Экспериментальная работа по реализации содержания и технологии обучения по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции» включала на констатирующем этапе определение уровня мотивированности студентов бакалавриата и контрольный срез начального уровня сформированности компонент профессиональных компетенций. Данные результаты являются входными для обучающего этапа эксперимента. В ходе обучающего этапа эксперимента осуществлялось внедрение в учебный процесс подготовки студентов бакалавриата строительного профиля технологии обучения по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции», для последующего проведения сравнительного этапа эксперимента.

Ключевые слова: виды профессиональной деятельности, критерии и показатели сформированности профессиональных компетенций, мотивационный критерий, когнитивный критерий, деятельностный критерий, уровни сформированности профессиональных компетенций.

CRITERIA AND INDICATORS OF LEVELS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF THE BUILDING PROFILE

© 2018

Odarich Irina Nikolaevna, teacher Tretyakova Elena Mixailovna, candidate of pedagogical science, docent of «Chair Town building and economy» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorysskaa street, 14, e-mail: alena.tretyakova.76@mail.ru) Abstract. According to the federal state educational standard of higher education, one, several, or all five types of professional activity should be formed for the bachelors of the construction profile. Each type of professional activity describes professional competencies. When developing a bachelor's program, a higher educational institution sets the requirements for the results of studies in separate disciplines. The set of required results of mastering the bachelor's program includes all the competencies described in the federal state educational standard of higher education. In the process of training, undergraduate students, depending on the motivational, cognitive and activity criteria, assess the levels of the formation of professional competencies. These criteria for the formation of professional competencies are in turn characterized by indicators. For example, indicators of the motivational criterion are professional interest and psychological readiness for professional activity. There are three levels of the formation of professional competencies - low, medium and high. Experimental work on the implementation of the content and technology of training in the discipline "Reinforced concrete and stone structures" included at the determining stage the definition of the level of motivation of undergraduate students and the control section of the initial level of the formation of components of professional competencies. These results are input to the training phase of the experiment. During the training phase of the experiment, the introduction of the training technology in the discipline "Reinforced concrete and stone structures" was introduced into the educational process for the undergraduate students in the building profile for the subsequent conduct of the comparative stage of the experiment.

Keywords: types of professional activity, criteria and indicators of the formation of professional competencies, motivational criteria, cognitive criteria, activity criteria, levels of the formation of professional competencies.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.20l5 N 201 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата) [1], с обозначением пяти видов профессиональной деятельности - изыскательской и проектно-конструкторской (ИиПК), производственно-технологической и производственно-управленческой (ПТиПУ), экспериментально-исследовательской (ЭИ), монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной (МНиСЭ), предпринимательской (ПД). Исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов высшего учебного заведения, выпускники, освоившие программу бакалавриата, должны быть готовы осуществлять один, несколько, либо все вышеуказанные виды профессиональной деятельности. Каждый вид про-

фессиональной деятельности характеризуется профессиональными компетенциями, например, экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИ) включает в себя:

- знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПК-13);

- владение методами и средствами физического и математического (компьютерного) моделирования в том числе с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, систем автоматизированных проектирования, стандартных пакетов автоматизации исследований, владение методами испытаний строительных конструкций и изделий, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам (ПК-14);

- способность составлять отчеты по выполненным

183

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)

Odarich Irina Nikolaevna, Tretyakova Elena Mixailovna CRITERIA AND INDICATORS OF LEVELS ...

pedagogical sciences

работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок (ПК-15).

Все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. При разработке программы бакалавриата высшее учебное заведение устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям).

Согласно разработанной технологии обучения по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции», предполагающей непрерывное формирование профессиональных компетенций у студентов бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, в качестве признаков, на основе которых производится оценка уровней сформированности профессиональных компетенций были определены следующие критерии: мотивационный, когнитивный и деятельностный (рисунок 1). Данные критерии подробно рассмотрены в многочисленных научных и педагогических работах [2-8].

Критерии Показатели

Мотив ационный 1. Уровни понимания необходимости усвоения изыскательской н проектно-конструкторской (ИиПК). производственно-технологической и производственно-управленческой (ПТнПУ). экспериментально-исследовательской (ЭИ). монтажно-на л ад очной н сервисно-эксплуатационной (МНиСЭ). предпринимательской (ПД) компетенций, как важных компонентов профессиональной компетентности бакалавра

2. Уровень мотивированности бакалавров на самостоятельное формирование профессиональных компетенций

Когнитивный 3. Уровень знаний декларативных (знаю что) и процедурных (знаю как) в области строительства и строительных технологий

4. Уровень знаний декларативных (знаю что) и процедурных (знаю как) в области строительных конструкций

Д еят ельно стнын 5. Уровень изыскательской и пр о ектно-конструкторской компетенции

б. Уровень производственно-технологической и производственно-управленческой компетенции

7. Уровень экспертсентально-нсследоватетьскойкомпетящин

5. Уровень монтажно-наладочной н сервисно-эксплуатационной компетенции

9. Уровень предпринимательской деятельности

с использованием диагностики мотивации на достижения, предложенной М.Ш. Магомед-Эминовым [9], а при определении показателей когнитивного и деятельност-ного критериев использовались тестовые задания по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции», позволяющие оценить уровень знаний и умений по сформированности профессиональных компетенций у студентов строительного профиля (уровень бакалавриата). В свою очередь, рассматривались несколько уровней сформированности профессиональных компетенций: низкий (критический) уровень, средний (допустимый) уровень и высокий (оптимальный) уровень.

Характеристика критериев и показателей сформиро-ванности профессиональных компетенций по уровням их оценки показана в таблице 2.

Таблица 2 - Характеристика критериев и показателей сформированности профессиональных компетенций

Рисунок 1 - Критерии оценки уровня сформирован-

ности профессиональных компетенций (ПК) Критерии сформированности профессиональных компетенций в свою очередь характеризуются показателями, которые более подробно показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии и показатели оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов строительного профиля

Критерии Показатели Уро.а.

Низкий (критический) Средний (допустимый) Высокий (оптимальный)

Мотивационный интерес Выражает частичный интерес к овладению Выр а жа ет инт ер ее к овладению пр о фе с сней Весьма заинтересован в овладении

Психологическая деятельности Эмоциональная реакция на достижения и неудачи не адекватна Эмоцнонадьнаяреакция на достижения н неудачи не всегда адекватна Эмоциональная р е акция на до стнжения и неудачи всегд а адекватна

Когнитивный — Обладает Обладает знаниямнв пр о фес снонально £ области, но недостаточно Обладает системными.

Информационно-коммуникуцноннын Затрудняется оперировать информацией из оперировать информацией из Способ ен своб о дно оперировать информацией из

Готовность!; профессиональным действиям действиям В олагоприятных условиях проявляет В различных условиях проявляет готовность к действиям

пр о фес снона л ьными инструментами Уд о вл етворительно работает с некоторыми профессиональными инструментами Удовлетворительно инструментами Ел а д е ет умением инструментами

Принимает решения по совету принимает принимает

Способен выполнять индивидуальные задания при поддержке Способен выполнять индивидуальные задания Твор чески по дх о лит к индивидуальных

Обозначенные в зависимости от критериев показатели сформированности профессиональных компетенций, более четко и емко можно сформулировать следующим образом:

показателями мотивационного критерия являются профессиональный интерес и психологическая готовность к профессиональной деятельности;

показателями когнитивного критерия являются профессиональные знания и информационно-коммуникационный показатель;

к показателям деятельностного критерия в своей совокупности относятся - самостоятельность студента строительного профиля, его возможность осуществлять организацию профессиональной деятельности, готовность работать с профессиональными инструментами, и, следовательно, готовность к профессиональным действиям.

Определение показателей мотивационного критерия в ходе педагогического эксперимента проводилось

Таким образом, студент бакалавриата со сформированными профессиональными компетенциями оптимально подготовленный к выполнению профессиональной деятельности способен самостоятельно принимать профессиональные решения, в различных условиях проявляет готовность к профессиональным действиям, а следовательно и творчески подходит к выполнению индивидуальных заданий, в том числе и с помощью умений качественной работы с профессиональными инструментами. Данная характеристика является возможной при условии развития у студента строительного профиля высокого уровня мотивационного и познавательного критериев сформированности профессиональных компетенций. Следовательно, студент весьма заинтересован в овладении профессией, а также адекватно реагирует на неудачи и достижения в профессиональной деятельности, от чего напрямую зависит уровень владения содержанием профессиональных компетенций, то есть способность свободно оперировать информацией из собственного опыта, в совокупности с использованием системных, глубоких, осознанных знаний в профессиональной области.

Опытно-экспериментальная работа по реализации содержания и технологии обучения по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции» проведенная по методике и рекомендациям Е.И.Атлягузовой, Ю.К. Черновой, О.Н. Ярыгина [10-12] и включала три этапа - констатирующий, обучающий и сравнительный.

Проведенное исследование по определению уровня мотивированности студентов бакалавриата показало, что мотивация студентов к успехам или неудачам в профессиональной деятельности у контрольных и экспериментальных групп приблизительно одинакова, однако внутри групп у студентов уровень мотивированности различен: порядка 60% обучающихся имеют

184

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Одарич Ирина Николаевна, Третьякова Елена Михайловна КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ...

низкий (критический) уровень мотивации - мотивация на избегание неудачи; около 22% обучающихся имеют средний (допустимый) уровень мотивации - мотивация не выражена; и лишь у порядка 18% обучающихся высокий (оптимальный) уровень мотивации - мотивация на достижения. Параллельно с определением уровня мотивированности студентов на обучение, в ходе констатирующего этапа провели первый (контрольный) срез начального уровня сформированности компонент профессиональных компетенций у будущих бакалавров строительного профиля с целью их определения и подтверждения того, что начальный уровень (низкий, средний и высокой) сформированности ПК у контрольных и экспериментальных групп однороден. Данные результаты являются входными для обучающего этапа эксперимента, и подтверждающие необходимость формирования профессиональных компетенций у студентов строительного профиля на более высоком уровне. В ходе обучающего этапа эксперимента осуществлялось внедрение в учебный процесс подготовки студентов бакалавриата строительного профиля технологии обучения по дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции», а также отработка подходов в проектировании как содержания, так и его качественной оценки, с целью последующего проведения сравнительного этапа эксперимента [13].

В результате итогом выполненной экспериментальной работы является диагностический инструментарий определения критериев (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и показателей уровней сформирован-ности профессиональных компетенций у студентов бакалавриата строительного профиля. Разработанная технология обучения, экспериментально проверенная в дисциплине «Железобетонные и каменные конструкции», обеспечивает прогнозируемый и диагностируемый результат, а именно переход студентов с низкого уровня на высокий уровень, для их последующей успешной сдачи профессионального экзамена в центре оценки квалификации [14].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201.

2. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Дж. Равен. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 395 с.

3. Бареева, Э.А. Формирование профессиональных компетенций студентов строительного колледжа : дисс. ... канд. пед. наук / Э.Р. Бареева - Саратов, 2011.- 177 с.

4. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности : учебно-методическое пособие / Л. М. Митина. - Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. -400 с.

5. Иванова Т.Н. Социально-профессиональное ориентирование современной российской молодежи: структурный анализ // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 11-15.

6. Албитова Е. П., Каплина С. Е. Сущность, факторы, механизмы, критерии процесса социальной адаптации студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4(13). С. 46-49.

7. Чучалин, А.И. Проектирование инженерного образования в перспективе XXI века : Учебное пособие / А. И. Чучалин - Москва : Логос, 2014. - 232 с.

8. Мельник, А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1(10). С. 53-56.

9. Магомед-Эминов, М.Ш. Практикум по психодиагностике / М.Ш. Магомед-Эминов // Психодиагностические материалы. - М.: МГУ, 1988.

10. Атлягузова, Е.И. Формирование базовых компе-

тенций студентов технического профиля (на примере изучения курса «Основы систем автоматизированного проектирования») : дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Атлягузова. - Тольятти, 2011. - 135 с.

11. Чернова, Ю.К. Квалимитрическое проектирование образовательного процесса : методология и практика : учебное пособие / Ю. К. Чернова, В. В. Щипанов; под науч. ред. А. И. Субетто. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 250 с.

12. Ярыгин, О.Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности исследователя. Монография / О.Н. Ярыгин. - Тольятти: Изд-во «Кассандра», 2013. - 462 с.

13. Одарич, И.Н. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных компетенций бакалавров строительного профиля // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.5. № 3 (16). С. 142-147.

14. Одарич, И.Н. Независимая оценка квалификации бакалавров строительного профиля в соотвествии с профессиональным стандартом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 111-113.

Статья поступила в редакцию 16.12.2017

Статья принята к публикации 27.06.2018

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23)

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.